Семья без детей. Что делать если в семье нет секса

Данная статья является откликом на крик души прихожанки нашего храма. В одной из прошлых статей о воспитании девочек вскользь была брошена фраза о том, что мать-одиночка часто передает свой женский сценарий дочери, и велика вероятность, что дочь повторит ее судьбу.

Это утверждение вызвало справедливый упрек: «Нам и так тяжело. А вы вместо того, чтобы поддержать, еще больше лишаете нас надежды. Подскажите лучше, как нужно себя вести матери, если она воспитывает детей одна?». Вот так по горячим следам, как ответ на волнующий человека вопрос пишется сегодняшняя статья.

К сожалению, сегодня многие семьи распадаются. Кто-то не выдерживает тяжести семейного креста и уходит, а остается, чтобы вырастить и воспитать ребенка. Чаще это бывает женщина.

Как правильно себя настроить, что нужно учитывать для того, чтобы в неполной с формальной точки зрения семье ребенок чувствовал себя счастливым?

Словосочетание «мать-одиночка» несет в себе некоторый негативный оттенок, часто становясь для женщины стигмой, социальным ярлыком, который навязывает ее окружение. Такая стигматизация нужна окружающим как своеобразная заслонка для психики, психологическая защита, помогающая не видеть чужое несчастье, боль, не допустить в свое сознание мысль, что и я могу оказаться на ее месте.

От этого словосочетания веет некоторой изначальной предрешенностью и безвыходностью. И это действительно социальный стереотип: многие дети, воспитывающиеся в так называемых полных семьях, имеют большие психологические трудности; в то же время ребенок из неполной семьи может воспитываться в такой любви и поддержке, что вырастет активным, ответственным, самостоятельным человеком, добивающимся жизненного успеха. Известны случаи когда мать, оставшись одна, смогла воспитать великого святого.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Каждый случай может иметь позитивный исход. Только для этого женщине нужно будет в два раза больше постараться.

На какие моменты нужно обратить внимание? Важно, чтобы у ребенка в душе сохранялся положительный образ отца. Для психологического становления, духовного возрастания ребенку обязательно нужно знать, что его папа хороший, практически самый лучший.

Почему это так важно? Образ отца - это некоторый нравственный ориентир, «персонифицированная совесть», образец для подражания. Если мама в присутствии ребенка отзывается о его отце не очень лестно, называет его неудачником и т. д. («твой папа нас бросил», «твой папа неудачник и в жизни ничего не добился», «ты помнишь, как твой папа пил, поэтому мне пришлось уйти от него» и т. д.), она разрушает у ребенка внутренний идеал. Лишая сына или дочь этого идеала, можно грубо нарушить их психическое развитие, выбить почву у них из-под ног.

Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте равняться на отца и мать.

А как равняться на неудачника? Это же глупо и унизительно. Все равно, что добровольно стремиться к проигрышу. Для мальчика последствия могут быть достаточно драматичными. В результате такой семейной политики сын оказывается перед трудным выбором: либо отвергнуть образ отца, либо восстать против того (вернее, той), кто этот образ принижает.

В случае отвержения образа отца у мальчика может произойти «сбой» в процессе половой идентификации. В нем будет развиваться женское начало: он начнет подражать матери, станет женоподобным, ранимым, нерешительным, дружить будет в основном с девочками и т. д.

В случае «восстания» на мать мальчик может начать вести себя провокативно, вызывающе, пойти по пути компенсаторной мужественности. Например, сын попадает в «дурную» компанию, начинает выпивать, курить, рисковать своей жизнью. Кстати, из двух зол последний вариант для мальчика психологически более благополучен, потому что при этом он сохраняет в себе мужское начало.

Для маленькой девочки папа - это первый и главный мужчина в жизни. Если у дочки с папой сильная эмоциональная связь, как правило, вырастая, девочка будет искать человека похожего на папу.

Если между папой и дочкой нет особой любви и тесной эмоциональной связи, обычно девочка, подрастая, ищет полную противоположность отца. Что произойдет, если мама при девочке будет высказывать негатив о папе (например, будет по телефону «изливать душу» подружке в присутствии девочки)?

Девочка, любящая папу, скорее начнет его всячески защищать и начнет эмоционально отдаляться от матери. Девочка с более индифферентным отношением может внешне ничем себя не проявить, но в будущем ей будет сложно довериться мужчине, она будет испытывать трудности с созданием собственной семьи.

Поэтому, дорогие мамы, не отзывайтесь плохо об отцах своих детей в присутствии своих детей. Наверняка можно вспомнить ситуации, когда ваш бывший муж проявил какое-то свое положительное качество, был на высоте. Ведь каждый человек - это образ Божий. О бывшем муже при ребенке нужно говорить либо хорошо, либо никак. А гнев и обида на мужа лечатся покаянием. Женщине в этот сложный момент важно получить благодатную помощь для борьбы со страстями в таинствах Церкви.

Мамам, воспитывающим мальчиков, хочется также посоветовать найти человека, который сможет стать для мальчика образцом для усвоения мужского поведения. В этот трудный период от женщины требуется подчас невозможное: ей надо помочь сыну отыскать некоего старшего друга, который бескорыстно захочет научить подростка всему тому, что он знает сам.

Надо найти в своем окружении человека, который способен напитать молодую душу общением, совместным деланием серьезного и настоящего дела, ощущением поддержки, взаимного доверия и любви, на которую способен мужчина с развитым чувством отцовства. Ей надо не побояться доверить этому человеку своего сына без ревности и самолюбивого соперничества, а также без эгоистических расчетов на него, как на потенциального нового мужа.

Доброжелательный диалог двух мужчин по ходу выполнения любой работы, какой бы она не была по содержанию, приносит обоюдную пользу. А для подростка это становится настоящим толчком в развитии личности. Самый простой выход: записать сына в какой-нибудь кружок или секцию, которую ведет мужчина, чтобы у ребенка перед глазами был образец мужского поведения. Если мама верующая, нужно обязательно привести ребенка в храм.

Важно помнить о сохранении правильной внутрисемейной иерархии. В данном случае мама послушна Богу, а дети - маме.

Часто мамы, воспитывающие детей в одиночку, допускают такую ошибку как обмен ролями. Некоторые мамы слишком много ожидают и требуют от своих детей. Требования эти не только велики, но и преждевременны. Такие мамы обращаются с ребенком так, как будто он намного старше, чем есть на самом деле. Создается впечатление, что мамы не совсем уверены, что дети любят их и смотрят на ребенка, как на источник поддержки, комфорта и любви. Вряд ли будет преувеличением сказать, что в этом случае мама ведет себя как напуганный ребенок, взирающий на собственное дитя, как будто это взрослый человек, способный принести успокоение и любовь.

Бывает, что мамы жалуются детям на то, какие они «несчастные, разбитые жизнью». В этом случае мамы перестают выполнять свою родительскую роль, потому что именно родители должны удовлетворять душевные потребности ребенка, а не наоборот. Подобная смена ролей мешает естественному психологическому развитию ребенка. Родители должны быть опорой для ребенка. Требуя от ребенка душевной поддержки, родитель причиняет ему огромный вред, разрушает свой родительский авторитет. Что можно посоветовать таким родителям? Нужно смириться с тем, что ребенок не в состоянии быть утешителем, сложившимся сознательным существом, уступчивым и беспрекословно послушным. Это противоестественно для природы ребенка. Если принудить его принять эту роль, то он будет развиваться ненормально, с различными, возможно, тяжелыми последствиями.

Дорогие родители, ищите поддержку где угодно, но только не в собственных детях! Родитель должен быть авторитетом для ребенка, направлять его, быть тем человеком, на кого ребенок может положиться, на кого будет равняться. Если родитель перестает выполнять свои обязанности и не подает Доброжелательный диалог двух мужчин по ходу выполнения любой работы, какой бы она не была по содержанию, приносит обоюдную пользу.

детям положительного примера, то они перестают чувствовать безопасность и легче поддаются дурному влиянию. Перед женщиной, оставшейся без мужской поддержки, сразу встает много вопросов, которые ей нужно решать. Очень остро встает вопрос материального обеспечения. Женщине для того, чтобы прокормить себя и детей, часто приходиться больше работать и соответственно меньше бывать дома и общаться с детьми. В итоге получается, что и так обделенный родительским вниманием малыш, остается один на один со своими вопросами и потребностями.

Наверное, не стоит и говорить, что по мере взросления с ним будет все сложнее установить доверительные и теплые отношения. Подросший ребенок, даже понимая умом, что ваше постоянное отсутствие было необходимо для его же блага, никогда не простит того, что не дополучил в свое время материнской любви и заботы. Психологи рекомендуют больше времени проводить с ребенком. И если у вас выдался лишний час, даже когда вы сильно устали, лучше вместо того, чтобы вместе посмотреть мультфильм, поговорите с малышом, расскажите ему что-то новое, покажите, что вы скучаете по нему и сами расстраиваетесь, что вам приходится так много работать.

Хочется сказать еще об одной ошибке, которую может допустить женщина, оставшись одна. Женщина - существо эмоциональное, эта черта особенно проявляется в кризисной ситуации. Как утопающий хватается за соломинку или любой другой предмет оказавшийся под рукой, так и женщина оставшаяся одна, пытается во что бы то ни стало наладить свою личную жизнь и очень быстро снова выйти замуж.

Как правило, в этом случае у женщины нет времени на то, чтобы проанализировать, почему распался ее первый брак, разобраться в чем, возможно, была ее ошибка, проработать свои собственные слабые стороны, очистить свою душу. В результате в следующем браке женщина допускает те же ошибки, что и в предыдущем. И мужа, как правило, женщина находит с такими же проблемами, как и у ее бывшего мужа.

Одиночество - это встреча с самим собой, оно может иметь большой терапевтический эффект. Если правильно воспользоваться своим одиночеством, оно может стать очень ресурсным состоянием. Если Бог посылает это одиночество сейчас, значит, это именно то, в чем человек нуждается, чтобы духовно подрасти, переосмыслить свою жизнь, найти в ней новые смыслы.

При слове «семья», как правило, в сознании возникает образ «мама, папа и я» — как минимум один, а то и двое детей. Таково традиционное понятие семьи.

Между тем в последнее время семей, не желающих иметь детей, становится все больше.

Кто-то считает, что такая позиция эгоистична и даже кощунственна, кто-то не видит в ней ничего страшного и противоестественного. Попробуем разобраться, что стоит за этим явлением.

Что стоит за словом «надо»?

Прежде всего, хочется поставить под вопрос саму обязательность появления детей в семье.

Человек на то и человек, что движим не одними инстинктами, у него есть . И если эта способность к рефлексии дана человеку «в базовой комплектации», то он в состоянии задумываться — стоит ли ему приводить ребенка в этот мир?

Однако не столько природа, сколько социальная действительность сыграла с человеком злую шутку — инстинктивное, физиологическое «надо» живой природы человек заменил на «надо» социальное. Физиология, кстати, далеко не всегда «требует» рождения ребенка. Скорее, этого требует его ум и те убеждения, относительно которых он может себя оценивать позитивно.

Например, ребенок порой воспринимается как некая часть атрибутики «благополучия» и «успешности». Надо иметь хорошую работу, крышу над головой, авто, жену/мужа и ребенка. И тогда жизнь будет «устроена», тогда можно сказать себе, что она сложилась, что ты — достаточно успешен, в общем, можно поставить себя пятерку и позволить себе требовать уважения от других.

На практике часто сталкиваюсь вот с чем: приходит женщина, незамужняя, еще не научившаяся даже выстраивать отношения с мужчинами, а уже говорит о том, что надо рожать. Да, в общем-то, не отличаются и те, кто только что вышел замуж, или недавно живет в гражданском браке — не успели еще понять, кто они друг другу, не успели осознать степень ответственности, но уже надо. Часто задаю вопрос: а вы хотите? Ну да! — и в глазах ни тени рефлексии. Стереотипы очень сильны, и часто люди даже не дают себе труда сомневаться. Накладывает отпечаток и господствующая идеология с ее деторождения и социальными поощрениями за него.

А ведь быть родителями — искусство, призвание, которое редко кто воспринимает именно так.

От требовательных мам (будущих бабушек) можно услышать безапелляционное «ты — эгоист, раз не хочешь детей!» За этим нередко стоит: «ты не хочешь меня обрадовать внуками». Есть и более тонкий нюанс — «ты не хочешь соответствовать, не хочешь оправдать мои ожидания, чтобы у тебя было все как надо, а я мог/ла бы тобой гордиться и предъявлять тебя как доказательство и собственной полноценности тоже».

Если человек говорит «я не хочу», какие только не вешают на него ярлыки — бесчувственного, неполноценного, несостоятельного. Но страшнее всего женщинам — если , то она однозначно не состоялась в глазах большинства. И никто не задает вопросов о том, нужна ли ей была на самом деле эта материнская роль, хотела ли они искренне иметь ребенка. Просто «надо».

Ярлыки неполноценных раздают не только недовольные потенциальные бабушки, желающие, чтобы у их детей все было «нормально». А еще и те, у кого дети просто «получились».

На уровне подсознания такие родители чувствуют дисгармонию: они не до конца понимают, зачем они решают все эти бесконечные проблемы с детьми. Ведь хотели-то детей недостаточно искренне, недостаточно осознанно приняли решение о появлении детей.

Скорее всего, намного раньше возможного осознания сработало биосоциальное «надо», обозначаемое легкомысленным термином «так получилось». И нередко в обвинительных речах детных пар в отношении бездетных явственно слышится злость… на свои же собственные обстоятельства, которые на бессознательном уровне воспринимаются как навязанное ограничение.

Есть и другой вариант не совсем здорового, на мой взгляд, отношения к появлению ребенка: когда ребенок является лишь «следствием», «продолжением» отношений, и в нем не видят самостоятельной ценности — лишь атрибутивную.

Нередко можно услышать: «Я так люблю мужа/жену, что лучшее доказательство моей любви — ребенок». А еще более жестким можно назвать вариант, когда кто-то из супругов, чувствуя какую-то трещину в браке, пытается привязать другого ребенком.

Но ребенок не может быть ни средством, ни доказательством, он вообще не может быть атрибутом. За подобным отношением к детям стоит чувство собственности, желание, родив ребенка, присвоить себе хотя бы часть любимого человека, получить его в свое распоряжение в как можно большей степени. А любить-то придется ребенка. И жизнь очень многообразна — того, кого так хотелось присвоить, может смыть волной следующей влюбленности или разочарования.

Помню слова одной своей клиентки: «Мать до сих пор не может простить мне, что родила меня от того, кто ее после предал».

Это не значит, что муж и жена, имеющие детей, вовсе этого не умеют. Но, часто выполняя «социальный заказ» и живя «как все», замученные проблемами женщины и мужчины втайне бессознательно завидуют этому вниманию, этой погруженности друг в друга, этой степени заинтересованности друг в друге бездетных пар.

Семья без детей — территория, почти лишенная понятия «долг», равно как и лишенная «цементирующего элемента». Здесь люди друг с другом по одной причине — им хорошо вместе. Или как минимум удобно. Их ничего не держит рядом, кроме убежденности в необходимости этого союза, они нужны друг другу. И нет никакой «третьей силы», которая удерживала бы их подле друг друга.

Страшно? Возможно. Это — путь без гарантий и страховки. Но именно в бездетных парах чаще всего встречаешь ту истинную свободную привязанность, которая держится душой и взаимным уважением, желанием и заинтересованностью. Меж тем как семья, искусственно «сцементированная» необходимостью иметь детей (если рождение последних произошло не по обоюдному и искреннему желанию!), порой вырождается в общность товарищей, которым просто нужно «дотащить» детей до самостоятельности.

Я демонстрирую эти крайности лишь для того, чтобы показать: только если дети — осознанный партнерами шаг, только если они воспринимаются не как неизбежное следствие отношений, и не как «придаток» партнера, а как полноценные и важные сами по себе личности — только тогда климат в семье будет гармоничным, а союз партнеров — прочным.

Нет путей плохих и хороших, есть то, что походит или не подходит каждому конкретному человеку. И бывает конкретное семейное призвание — кому-то оно подсказывает быть родителем, кому-то — стать единственным лишь для одного человека.

Егор, 26 лет, был в девушку, они прожили вместе чуть больше года, встал вопрос о продолжении в виде рождения ребенка. И при всей своей любви, Егор отказался. Девушка бросила его, и он тяжело это переживал. Но на консультации сказал мне: «Я не хочу никакой лжи. И если я чувствую, что не готов стать родителем, лучше этого не делать. Возможно, это вообще не мой путь. Я хотел жить ради нее, хотел жизни друг ради друга. Что ж, как ни горько, возможно, когда-то я встречу человека, чьи цели совпадут с моими».

Если вы сами чувствуете в себе призвание жить лишь для супруга — стоит ли мучится чувством вины и поддаваться давлению социальных стереотипов? Жизнь у вас одна, и если вы не ощутили определенного и ясного желания быть родителем — вы ни в чем ни перед кем не виноваты.

Когда мне довелось впервые услышать о целом движении чайлд-фри, я понял, что они лишь создают баланс пропаганде традиционной семьи, а в природе все, как известно, стремится к равновесию.

И потому в ответ на одну пропаганду мы получили другую. Ни одна из них не хороша. Правильным можно называть лишь одно — выбор собственного, индивидуального и осознанного пути в этом мире, равно как и отсутствие осуждения чьего-то личного выбора.

60 Прокомментировали

Почему все-таки бессмысленно собирать чемоданы, когда супруга кричит: «Видеть тебя не хочу!»? Как случается, что муж становится неинтересен жене, когда начинает кардинально меняться - например, бросает пить, начинает заниматься спортом? Почему разводятся даже священники? И отчего нельзя просто «терпеть и смиряться», когда в семье нет счастья?

Продолжаем разговор с протоиереем Александром Дягилевым, председателем Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководителем Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи».

Понять и не осудить

К сожалению, я знаю, что некоторые священники не хотят ехать к нам чисто из гордости, опасаясь, что другие узнают, что у него бывают тоже проблемы в семье. Знаю, что некоторые наши петербургские священники, которые меня знают, говорят: «Чему это Дягилев может меня научить? Я же такой же, как и он! Зачем мне куда-то ехать?».

– Непросто вообще выступать в роли эксперта по семейной жизни – это же налагает определенные обязательства: нужно соответствовать?

– Я себя таковым не считаю, просто так получилось, что промыслом Божиим на каком-то этапе своей жизни я стал заниматься вопросами отношений в семье, с каждым месяцем и годом – все глубже, и Господь через встречи с разными людьми, через обстоятельства, через изучение соответствующей литературы, какие-то вещи открывал. В конце концов, я сейчас получил психологическое образование – специально пошел учиться, для того, чтобы еще более глубоко иметь возможность людям помогать, разбираться, что именно и как нужно делать, а также что и как не нужно делать.

Кстати, я могу сказать, что психолог священника не заменит, а священник не заменит психолога. Потому что исповедь чаще всего – это все-таки достаточно короткий разговор, это откровение Богу грехов своих человеком и, может быть, какой-то краткий духовный совет, чаще всего, по практике. У священника нет возможности глубоко вникать в суть того, что происходит у того или иного человека, расспрашивать о его жизни, о жизни его предков, пытаться понять, что записано в его лимбической системе. Психология подразумевает различные способы, которые позволяют человеку раскрыться и узнать, что с ним происходит, всевозможные игровые методики и танцевальные, и рисуночные – это всё тот инструментарий, которым священник, в том числе и я, на исповеди пользоваться не может.

Поэтому я разделяю, когда я разговариваю с людьми как священник, хотя какие-то элементы из психологии на исповеди и в пастырской беседе могут пригодиться, и когда я разговариваю с людьми уже больше как психолог, хотя я не забываю, что я – священник.

– А вот кстати: в психологической литературе постоянно встречается такое понятие как принятие. Оно воспринимается как обязательный атрибут любви. На Ваш взгляд, в семейной жизни христиан что такое принятие, как оно должно быть выражено?

– Под принятием, прежде всего, подразумевается принятие чувств человека и принятие его как личности с индивидуальным набором психических черт – темперамента, особенностей реакций, и со своим набором даров Святого Духа, потому что каждый из нас уникален. Неслучайно апостол Павел и в Послании к Римлянам, в 12 главе, и в первом Послании в Коринфянам, тоже в 12 главе, и в 4 главе Послания к Ефесянам – то есть совершенно разным людям! – пишет о Церкви как о Теле Христовом, которое состоит из разных членов, каждому члену тела даны разные дары, но при этом каждый член тела уникален и не взаимозаменяем. Все мы – члены одного Тела, и мы очень непохожи друг на друга, не взаимозаменяемы.

Это ошибка, которая иногда в Церкви возникала, когда всех стригут под одну гребенку: все должны читать одинаковое молитвенное правило, все должны одинаково соблюдать одинаковый устав и так далее – это принципиально неверный подход!

Как раз верный христианский подход – это отношение к каждому человеку как к индивидууму, как к уникальному члену Тела Христова – Церкви.

Глаз круглый, блестящий, но не сгибается, а палец не имеет зрачка, не может видеть, но умеет сгибаться, может тяжести поднимать. И палец и глаз – части одного тела, и каждый из них нужен на своём месте. У каждого человека есть что-то такое, чего нет у других, каждый реагирует на те или иные вещи по-своему. У каждого есть и свои недостатки – не грехи, а именно недостатки, от слова «недостаёт», которое означает отсутствие каких-то навыков, умений, возможностей, даров Святого Духа. И это тоже не плохо – мы призваны в Церкви друг друга взаимодополнять, заботясь друг о друге с любовью, используя для этого свои дары Святого Духа.

– Легко принять, когда человек является носителем каких-то даров Духа Святого. Но как принять, допустим, какие-то бытовые вещи, что муж разбрасывает носки или ковыряется в носу, а жена часами плескается в душе или храпит, как носорог?

– Ну как же – у человека есть свобода делать то, что он хочет, особенно дома, приятно тебе или нет…

– Испытывать чувства по тому или иному поводу – нормально. У человека возникает неприятное чувство, он делится чувством, а не своим мнением по поводу своего супруга. Не «Ты, сволочь такая, носки разбросал!», а «Мне противно, когда я вижу носки, лежащие посреди комнаты». То есть не муж мне противен, а носки, лежащие посреди комнаты, мне противны. Это важный момент. Надо исходить из следующего: что каждый человек есть образ Божий, а Бог если сотворил, значит всякий человек хороший, плохих людей не существует. Грехи наши – это не я. Я – это я, это не грех. Если вы грязный, то не вы плохи, просто на вас грязь, нужно пойти в душ и вымыться, правильно? Так же относиться надо к грехам: да, они налипли на человека, грех пронзил нашу душу и тело, это грязь греховная и на нас, и внутри нас. Да – мы виноваты, что запачкались этой грязью. Но осознание своей греховности – это повод духовно, в полном смысле этого слова, «вымыться». Но это не повод говорить, что я плохой, потому что я грязный, и вообще, грязь – это я.

Принятие подразумевает принятие того, что ты такой, какой ты есть, и понимание, что ты хороший. Если ты что-то делаешь, что мне не нравится, здесь повод разобраться, почему ты так делаешь, но не осуждать и не вешать ярлык. Кстати, я уже говорил, к сожалению, наши православные люди очень любят вешать ярлыки. «Ты такой нечистоплотный», – это из-за носков. Это ни к чему хорошему не приводит.

– Казалось бы, одно-единственное слово «ты» поменять на «я», и фраза звучит иначе…

– И сказать о своем чувстве в связи не с человеком, а с ситуацией.

– Последний вопрос: если в семье, условно говоря, тарелки в стену не летают, муж жену не бьет, все более или менее нормально – супруги как-то постесняются пойти на семинар по семейной жизни. Или им и не надо?

– Это ошибка считать, что учиться надо только тем, кто уже на грани развода. Семинар предназначен для обычных, нормальных семей. А как не бывает людей абсолютно безгрешных, так не бывает и семей без тех или иных проблем в отношениях. Если вспомнить, что Господь создал мужчину и женщину для того, чтоб они были счастливы, дарили радость друг другу, то станет ясно: когда семья несчастна, это ненормально. Не нужно это терпеть, с этим мириться – надо искать выход. И любой семье полезно развивать свой диалог.

Еще лет 30 назад окружающие, не скупясь, навешивали ярлыки только на женщину: мол, больная или гулящая, потому и забеременеть не может! Но современная медицина расставила все точки над i. Сегодня доказано: ответственность за бездетность в семье поровну несут муж и жена. И проблем с мужским здоровьем, между прочим, ничуть не меньше, чем с женским.

Статистика неумолима: сегодня приблизительно 20-30 процентов мужчин волнует вопрос бездетного брака. Проанализировав случаи семейного бесплодия среди молодых пар (считается, если секс не защищенный, то в течение года женщина должна забеременеть), ученые вынесли жестокий вердикт: 15-20 процентов семей детей иметь не могут. Такова статистика не только в Беларуси, но и в странах Западной Европы, США.
- По сути, практически каждой пятой семье в Беларуси не дано познать радость отцовства и материнства, - объясняет председатель Белорусской ассоциации урологов, кандидат медицинских наук, доцент Николай ДОСТА. - К сожалению, и помощь медиков сегодня не всегда оказывается на высоте.
Что имеется в виду? Оставить семью без детей могут не только врожденные заболевания мужчины, например недоразвитие яичек, гормональные нарушения врожденного характера и многие другие. Но также банальные и распространенные заболевания у мальчиков, такие как паховые врожденные грыжи, которые были прооперированы непрофессионально. Если во время хирургического вмешательства пересекаются и перевязываются семявыводящие протоки, то даже пациенты, у которых до этого в целом все было неплохо, навсегда лишаются надежды на отцовство - теперь у них нарушена проходимость сперматозоидов.

Заплутавший орган

Впрочем, иногда вина за бездетный брак полностью лежит... и на родителях будущего мужчины. Есть такое заболевание - крипторхизм - когда ребенок рождается с одним яичком, а второе остается в брюшной полости и не спешит опуститься в мошонку.
Раньше в любом учебнике можно было прочитать, что хотя яичко - орган парный, в случае, если одно недоразвито, а второе здоровое, беспокоиться не о чем: здоровое будет трудиться за себя и “за того парня”. Но с позиций современной медицины все как раз наоборот!
Яичко, которое задержалось в брюшной полости или в паховом канале, ведет себя уже не так, как нужно, поскольку находится не там, где должно. К тому же “заплутавший” орган угнетает своего здорового “близнеца”. Доказано: если ребенок с такой патологией не попадет в руки хирургов на первом году жизни, то во взрослой жизни у него наверняка возникнут проблемы с качеством семенного материала, или спермы. Когда операцию мальчику делают в 10 лет, во взрослой жизни мужчина останется бесплодным. Хотя на сексуальной активности подобное никак не отразится, дискомфорт может вызывать лишь косметический дефект. Правда, современная хирургия помогает его замаскировать с помощью пластики и протеза, объясняет опытный уролог Николай Доста.

Ищите слева!

Еще одна довольно распространенная болезнь, которая тоже родом из детства и которая также нередко оставляет мужчину без детей, - варикозное расширение вен семенного канатика, или варикоцеле. Это заболевание обнаруживают у 10-15 процентов мальчиков в возрасте 11-15 лет. Чаще всего болезнь формируется с левой стороны. И хотя, казалось бы, варикоцеле - одностороннее заболевание, тем не менее влияет на функцию обоих яичек.
- Когда по поводу варикоцеле к нам обращаются взрослые мужчины, у которых нет детей, можно сказать, что “поздно пить боржоми, когда почки отказали”, - образно характеризует ситуацию Николай Доста. - Яичко гибнет один раз и навсегда. Его окончательное формирование начинается в период полового созревания, в 11-13 лет. Вот почему важно до этого возраста определиться с варикоцеле. Насколько здоровы половые органы мужчины, так они и будут продуцировать гормоны - тестостерон. Известно, что практически в половине случаев причиной нарушения образования сперматозоидов является именно варикоцеле.

Почему мачо плачет

Есть и другие проблемы. К урологам нередко обращаются прекрасно сложенные и физически крепкие красавцы-мачо. Внешне у них все, казалось бы, благополучно, а детей почему-то нет. Проблема в том, что у этих мужчин отсутствуют активные сперматозоиды, называет еще одну причину бесплодия Николай Доста.
Если в подобном случае пациентам обещают золотые горы, нужно сразу расставаться с недобросовестными специалистами, советует опытный уролог. Когда человеку после сданного анализа говорят, что даже один миллион сперматозоидов, вырабатываемых у мужчины, теоретически дает надежду на естественное зачатие, это не более чем выдача желаемого за действительное. 50 лет назад наличие в спермограмме 60 миллионов сперматозоидов в 1 мл считались нормой, а сейчас по нормам ВОЗ - 10 миллионов.
- Наличие двух, а тем более одного миллиона сперматозоидов - это абсолютная гарантия того, что естественный путь зачатия ребенка исключен! - категоричен Николай Доста. - У меня целый год лечился пациент, у которого показатель уровня сперматозоидов слегка не доходил до нормы, но было мало подвижных. После лечения их уровень вырос до 50 процентов, значит, и вероятность оплодотворения увеличилась.

Малые детки - малые бедки?

На этом список мужских бед тоже не заканчивается. Оказывается, если родители поощряют и без того хороший аппетит ребенка и при этом не заботятся о физической форме мальчика, во взрослой жизни сыну наверняка придется столкнуться с серьезными проблемами.
- У пухлых мальчиков всегда есть приличный пласт жировой ткани, а в жире содержатся вещества, которые трансформируют мужской гормон тестостерон в женские половые гормоны - о какой плодовитости в таком случае можно говорить? - озабоченно замечает специалист. - Хотя я и признаю, что ожирение нельзя назвать виновником бездетности, потому что это результат снижения уровня андрогенов, атеросклероза, нарушения липидного обмена, повышения уровня сахара в крови и т.д.
Впрочем, и рискованное поведение тоже может лишить мужчин радости отцовства. Некоторые венерические заболевания, передающиеся половым путем, в частности гонорея, вызывают воспаление половых органов и путей, ответственных за транспортировку семени. Из-за этого происходит зарастание этих путей.

Частота бесплодия как у женщин, так и у мужчин существенно возросла. Но эти патологии сегодня успешно лечатся. Важно не потерять время. Год бесплодия - это уже повод для обращения к специалистам. Супругу нужно идти к урологу или андрологу, а жене - к гинекологу. Обследование мужчины, хотя и не простое, но более конкретное и точное. У женщин оно сложнее и травматичнее.

Как не потерять надежду

Значит ли, что таким мужчинам придется поставить крест на мечте о детях? Не всем и не всегда!
Борьба за мужское здоровье действительно трудна, но не безнадежна. Однако не все мужчины из бездетных семей готовы к ней - у одних не хватает времени, у других - терпения. Некоторые от безысходности начинают пить и уходят из семьи. Но есть и те, кого невозможность иметь детей вполне устраивает, потому что проблем с сексом не возникает.
- Когда у бездетного пациента длительно существуют грубые нарушения в качестве семени, я призываю грамотных врачей говорить больному правду, а не дарить радужных надежд. Зачем морочить голову этим людям, ведь они тратят на лечение немало средств и времени, - считает Николай Доста. - В подобных ситуациях необходимо найти такие слова, которые успокоили бы человека, заставили посмотреть на проблему иначе. А ведь нередко бывает так: пациент бегает по медицинским центрам, растет кипа выписанных рецептов, гора принятых лекарств. Но в конце концов мужчина встречает специалиста, который сообщает, что проблема никуда не исчезла, в этом убеждают исследования. А ведь, ознакомившись с ними, можно сказать пациенту, что ему стоит попытаться зачать ребенка с помощью ЭКО - экстракорпорального оплодотворения. В таком случае никто не лишает мужчину мечты об отцовстве: если есть хотя бы один подвижный сперматозоид, не все безнадежно. Об этом должна знать и жена - ведь дело семейное.
- Николай Иванович, как вы думаете, процесс деторождения кто-то регулирует... сверху? - задаю вопрос специалисту, не особо рассчитывая услышать ответ. Но ученый не уклоняется от него:
- Всевышнему, конечно, виднее. Но очень хочется знать: почему дети рождаются в семьях пьяниц и наркоманов, которым они абсолютно не нужны, а у тех, кто готов их воспитывать и многое дать, их, увы, нет? Лично для меня это остается большой загадкой.