Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки. Святочные вечера

Сценарий мероприятия

Составитель: Гридасова Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

Рождественские посиделки.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима - для гуляния!». Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный!

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Ведущая. Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,

Открывайте дверцу, Принесите хлебца,

Доставайте чашки, Положите кашки,

Сладкие конфетки, Медные монетки,

Кренделёк и бублик И железный рублик!

Угостите калачом, Не болейте нипочём!

Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!

Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,

Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!

Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая. Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, новое летнее солнышко. Есть у нее тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!

А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!

Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу! Коровка-Бурёнка, символ достатка! Его из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!

А я Пастух, Бурёнку пас, в дом удачу нес!

А меня все знает! Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!

А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки

Сорок восемь детушек,

Малы были - все дружили,

Подросли - рассыпались. (колосок)

По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)

Домик деревянный,

В домике - водица. (колодец)

Плачет, плачет рёвушка,

Бедная головушка.

Плачет летом и весной,

А осеннею порой Так рыдает, так рыдает,

Что почти не высыхает! (дождь)

Белая овечка,

Золочёны рожки.

Днём ей не пасётся,

По ночам не спится! (месяц)

Не лёд, не снег, а тает. (свеча)

Чудной Сашка - Зелёная рубашка:

Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)

Деревянный великан

По лесам-полям шагал.

Через реченьку шагнул

Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают,

получают маленькие призы.

Ведущая. Люди верят, в то, что звездной ночью на Крещение во всех источниках – будь то колодец, река, ручей или другой водоем – вода становится необыкновенно целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби - тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Ведущая : Сегодня мы с вами поговорим о святочных гаданиях. Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания.
Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее.

Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Сегодня мы подробнее рассмотрим самые простые, популярные и неожиданные рождественские гадания.

«Будущее – через народные приметы»

Наличие снега. Если в Рождество Христово снега много – это к удачному и доброму году.
Температура воздуха. Если день в целом теплый и погожий, то урожай будет добротным и хорошим, пшеничные поля – полными зерна.
Наличие ветра, а то и метели. Если есть метель в сочельник, то будет много меда благодаря обилию пчел.
Количество звезд на небе. Если в небе много звезд – то будет много гороха в урожае.
Дети могут даже завести определенный дневничок гаданий по явлениям природы, куда могут записывать, а то и зарисовывать свои наблюдения, отмечая и приметы, связанные с ними.

Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод».

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Хоровод поёт:
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай,
Да смотри не прогадай!»
Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.
Водящий отвечает словами :
Все собою хороши,
Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку)

Рождественская показуха.

Участники по очереди подходят к ведущему и достают из мешка записку. В ней указан один из признаков зимы или зимних праздников. К примеру, снег, лыжи, санки, елка, Снегурочка, снеговик и так далее. Без слов, только жестами участник должен объяснить остальным, что написано в его записке. Побеждает тот, чью загадку отгадали быстрее.

Загадай желание.

Всем игрокам предлагают написать на одном листочке свое имя, а на другом - желание. Имена складывают в одну шляпу, шуточные желания - в другую. Затем ведущий по очереди достает листочек из первой и из второй шляпы и зачитывает вслух предсказание для участника. Побеждает тот, кому попадется собственное желание.

Зазеркалье.

Пара участников становится лицом друг к другу. Один из них загадывает действие и совершает движения, имитирующие его. Например, собирается на бал, печет пирог, рисует картину. Другой повторяет за ним все его движения, а потом пытается угадать, что именно было загадано его напарником «из Зазеркалья».

Пусть не угаснут свечи.

Каждый из желающих участников берёт в руки по свече и зажигает её. Задачей каждого из участников является пройти путь до ёлки, дотронуться до любого шарика и пройтись обратно. Сделать это нужно быстрее всех и сделать всё, чтобы свеча не потухла. Самый ловкий и аккуратный - победитель.

Музыкальный мешок.

Участнику вручают мешок. В нем записки, в каждой из которых - первая строчка из песни о зиме или о зимнем празднике. Игрок должен достать записку, прочесть первую строку и вспомнить и допеть следующую. Затем он достает еще одну записку и так далее. Выигрывает тот, кто успел за одну минуту спеть больше песен.

Посох желаний.

Участники пишут шуточные задания на листочках и развешивают на елке. Затем они встают в круг, а в центре кладут посох. Посох раскручивают и тот, на кого он указал, должен снять записочку, но не свою, с заданием и выполнить то, что там написано. Выигрывает тот, кто лучше всех с этим справился.

Игра «Примерзли».

Это конкурс на новогодние праздники. Для конкурса вам потребуется приготовить листочки, на которых нужно написать части тела, например, губы, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти листочки складываются в коробку или шапку так, чтобы не было видно, что написано на листочке.

Выходят два участника, каждый берет по одному листочку, они должны присоединиться друг с другом указанными частями тела. Таким образом, два участника примерзают друг к другу. К ним подходит следующий участник, он и один из первых игроков берут по одному листочку, примерзают друг к другу. Подходит еще один участник и так далее. Получается очень забавная цепочка. Не забудьте ее сфотографировать.

Игра «Подарок».

Каждый из игроков придумывает «подарок», который он бы сделал для своего соседа. Затем используя жесты и мимику, каждый из играющих, по очереди начинает показывать свой «подарок». Как только сосед угадал, он может загадывать свой «подарок» следующему игроку. В игре запрещается произносить слова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Цель праздника для педагога:

1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

Цель проведения праздника для школьников:

1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

4. Освоение традиционного пения.

Место проведения: большой свободный класс.

В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

Ход мероприятия

Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

Кому поем - тому с добром,

Кому сбудется - не минуется.

Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

(Исполняют святочную поздравительную песню.)

Как на речке, на Иордане,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Мать Мария ризу мыла,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Помывши, ризу повесила

На калину, на малину.

Да слетели два ангела,

Взяли они ризу на крылышки,

Понесли они ризу в поднебесье,

Все небеса растворилися,

Все святые суклонилися.

Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

Педагог : Что такое Рождество?

Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

Педагог : Кто такие «христославы»?

Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

Педагог: Что такое вертеп?

Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

Педагог : Кто такие ряженые?

Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

Дети: Рождественские пряники.

(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

Дети:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Коляда, коляда.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Мы нашли коляду

У Ивана на дворе.

Иванов двор - железный тын.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Что в одном терему - красно солнышко,

Во втором терему - что ясен месяц,

Что во третьем терему - часты звездочки,

Часты звездочки - малы деточки.

Кто хлеба дал - у того рожь густа,

И умолотиста и уколотиста.

Давай вам Бог двенадцать коров,

Тринадцать бычков.

Они на поива идут - они помыкивают.

Они с поива идут - они поигрывают.

Еще в поле - то приростки,

На гумне - то примолотки,

На столе спорынья,

Рождеству - ворота.

Коляда, коляда!

(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

Дети:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со добром, с животом,

Со богачеством!

(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

1. Хороводная Вологодской области.

Как у наших, у наших, у наших у ворот,

Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

Стоял девок, девок, девок, хоровод.

В хороводе, в хороводе были мы,

Увидали, увидали, увидали парочку.

Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

Золото хороняла,

Чистое хороняла,

Я ухоронила, я уборонила,

Порохом засыпала,

Сметьем замела,

Призакружевело,

Призаиндевело.

Гадай, гадай, девица,

Через поле идучи,

Косу руссу плетучи,

Увеваючи, уплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину - малину,

В черную смородину.

На кой ручке перстень?

На правой ручке,

На левом мизинце.

Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»

Тамара Кожемякина

Досуг на тему : «Рождественские святки » .

для старшей и подготовительной группы.

Цели и задачи :

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Материал : русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты : трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки» , два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона , деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков» .

Музыкальное сопровождение : русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!» , «Как у наших у ворот» , «Коробейники» , песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима» , песня группы «Иванушки» «Зима-холода» .

Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.

Ведущий :

Наступила Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения ,

Приготовив угощенье.

7 января – светлый праздник Рождества . С 7 по 19 января праздновали Святки . 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных : козла, лисицы, петуха, медведя.

Воспитатель :

День сегодня не простой-

Праздник к нам пришёл святой !

Наступило Рождество ,

Начинаем торжество!

Воспитатель :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Будем прыгать, забавляться!

«Как у наших у ворот» . Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.

Ведущий : - Посмотрите, дом стоит,

Из окна кто-то глядит.

Колядовщики (дети подготовительной группы) :

Здравствуйте, хозяюшка!

Выходит хозяйка.

Хозяйка :

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики :

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда!

Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,

Живите без бед много-много лет!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому,

В доме –добра,

В поле –зерна!

Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Кто детишек угощает,

Тому Бог помогает!

Коляда,Коляда!

Жили- были три кота,

Три кота и котик,

Дайте срочно тортик!

Пусть Вам хорошо живётся

да всё удаётся!

Славим, славим, восславляем.

С Рождеством всех поздравляем !

Хозяйка :

Это, что за народ

Колядует и поёт?

Ведущий :

Это мы бояре!

Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.

Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.

Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли.

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые нам вот эта мила.

Ведущий :

Становись-ка в круг, народ,

Поведём-ка хоровод.

Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – разрешается,

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)

Ведущий : «Есть любимая игра, называется «Свеча» ».

Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.

Свечка,свечечка, свеча,

До чего ж ты горяча!

(Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» .В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.

1-я подружка :

Ой, ребятки, нынче Святки ,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули

И кисель в кастрюле!

2-я подружка :

Ой, колядка, коляда.

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра нам принесла.

3-я подружка :

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, колядка,коляда,

Всем здоровья принесла.

4-я подружка :

Ой колядка, коляда,

Золотая борода!

Позолоченный усок,

По рублю волосок!

5-я подружка :

Подай, тётушка,

Подай, матушка!

На тарелочке

Да на блюдечке!

6-я подружка :

Не отдашь пирожок-

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

7-я подружка :

Долго песни мы тут пели,

А теперь прощаемся,

Если мы вам надоели,

Молчать обещаемся!

Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.

Хозяйка :

А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.

1. Голодна-мычит,

Сыта- ждёт,

Малым ребятам

Молоко даёт. (корова)

2. Кто ни в жару,

Ни в стужу

Не снимает шубу? (овца, баран)

3. Спереди пяточок,

Сзади –крючок,

По середине –спинка,

На спинке- щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом.

На цепи хозяин внём. (собака)

5. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая голова. (конь)

6. Идёт, идёт,

Бородой трясёт,

Травки просит :«Ме-ме-ме,

Дай-ка, вкусной мне.» (коза)

Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка

Колядовщики :

Где коза проходит, там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом,

Там там и хлеб кустом.

А где стукнет рогом,

Там хлеб взметнётся стогом.

Дети хлопают в ладоши и читают поговорку :

Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!

Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .

Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу» .

Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят :

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.

Коза :

Коляд, коляд, колядушек

Хорош с медком оладушек!

А без мёду – не таков,

Дайте, тётя, пирогов!

Хозяйка :

Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!

Хозяйка за руку выводит мальчика.

Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.

Дети встают в две шеренги.

По середине сидит «пирог» .

Все говорят :

Какой он высокинький! (руки поднять вверх)

Какой он широкинький! (руки развести в стороны )

Какой он мякинький! (погладить себя по животу)

Режь его, да ешь!

«пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом» .)

Ведущий :

А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?

Коза :

Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.

Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима» .

Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?

Коза достаёт «снежки» .

Проводится конкурс «Попади в корзину» .

Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок» . Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.

Ведущий :

Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?

Коза :

Это валенки, друзья,

Погадать хотела б я.

Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.

Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.

Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.

Ведущий :

Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.

Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.

Хозяйка :

Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.

Примите, люди добрые, моё угощение!

Вот козули,в честь козочки так называются.

(Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)

Хозяйка :

Тихо кружатся снежинки.

Сказка приходит к нам в дом!

Ёлки, подарки, картинки!

Зовём это всё-Рождеством !

(Звучат колокола)

Ведущий :

Кругом звонят колокола

В весёлый праздник Рождества .

Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте , люди!

Пусть вам только счастье будет!

(Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени» )

Список литературы :

1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»

Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир

3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.

4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.

6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.

7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.

8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

9. Жаворонушки : Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры : В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2006.



(Сценарий рождественских колядок)

Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету. Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря — 6 января). Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.
Все на святки, все на святки
Приходите-ка ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?

А что это такое — святки
Вы не слышали,ребятки?!
Что ж придётся рассказать
И, конечно, показать.

(РЯЖЕНЫЕ стучатся в калитку и окликают хозяев:)

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Святую коляду.
Мы нашли коляду
Во первом дому
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
ОЙ, мороз, мороз
Отморозил нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
. Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
:Кто не даст лепешку
¬Разобьем окошко! .
:Кто не даст хлеба
¬Стащим с печки деда!
Ставня приоткрывается, появляется. Бабка

Бабка: Добро пожаловать, люди добрые!
Спасибо, что не обошли наш двор. Пироги в печи подрумянились, каша в горшке обжигается, ждет вас всех, дожидается.
!
Ряженые: Здравствуйте хозяюшка!
- Позвольте во горницу войти!
-Во горницу войти, да на лавочку сесть!

Дед. Коляда пришла,
Всем веселья принесла
Не садитесь не скучайте
Петь частушку начинайте!
Коляда,коляда,
Во печи стоит еда:
Каше гречневая
Голова свиная.
Коляда,коляда,
Подавай еду сюда;
Конфет коробок,
Или вилы в бок.
Коляда,коляда,
В небе уж взошла звезда,
К нам катит на святки,
Подпалила пятки.

Коляда, коляда,
Нам подай пирог сюда!
Сладко закусили –
Хозяев не честили!

Коляда,коляда
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок.

Баба: Да попели вы на славу,
На потеху на забаву.
Дед: _ Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!

Баба: И бараночки, и конфетки,
И гривеннички на прянички.

КОЛЯДА: Спасибо, хозяин, спасибо хозяюшка. Хороши у вас пироги, и сердца у вас добрые, приветливые. И мы в долгу не останемся. (Достает из мешка фигурку доброго духа). Примите под нас в подарок эту фигурку домового. Пусть приживется он в вашем доме, сохраняет семью вашу от глаза дурного, завистливого, чтобы все, что вы задумали, сбывалось, чтобы хлебосольный двор ваш на всю округу славился.

Ряженые: Спасибо, хозяева щедрые!
- Пойдём по дворам,
Песни величальные петь,
Рождество славить!
Уродилась коляда

Коза не хотела я плясать,
Лежала и стеснялася.
А как дали сала шмат,
Я не удержалася.

Плясать пойду,
Головой тряхну,
А рогами и хвостом
Завлекать начну.

Ах, коза я, козочка
Серенькая розочка,
Ровненькие рожки
Стройнейнькие ножки.

Хозяйка хороши ваши колядки
Вот вам пироги к чаю сладки.

РЯЖЕНЫЕ (запевают):
На полице есть пирог,
Ты не режь, не ломай!
Ты не режь, не ломай!
Лучше весь подавай!
Кто подаст пирога,
Тому — двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста коров.
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили!
А как на пролуб пойдут,
Пусть помыкивают,
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
ХОЗЯЙКА (с поклоном): Проходите к столу, отведайте угощенья моего.

(Ряженые и Коляда пробуют все, что стоит на столе, мехоноша не забывает пополнить свой мешок.)
КОЛЯДА: А за ваше угощенье, дарим вам домового (достает фигурку). Он махонький, ласковый, есть не просит, а счастье приносит.

Как ходила коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому двор чертей,
Огород червей!
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому,
Старому, молодому
И Богу святому.
Чтобы здоровы были,
Чтоб нас не забывали
Старый, молодой
И Бог святой!.

Зал дома культуры оформлен в русском стиле – вышитые полотенца, прялка, на видном месте – самовары. Столы сервированы для чая.
Хозяин вечера – Коляда
КОЛЯДА: Добрый вечер добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
С Рождеством всех поздравляем
Счастья от души желаем!

Вот и матушка зима пришла
Растворяй ворота!

Коляда-маляда
Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз
через тын перерос!

Не велит мороз стоять
Нам пора калядовать!

Здравствуйте честной народ!

Разрешите покалядовать!

(Коляда обходит присутствующих и обсыпает их зерном. Фольклорный коллектив исполняет песни обряда посевания:)
Сею, рассеваю
Овсом, рожью,
Милостью Божью!
На крутой творожок
Пастушку пирожок!

Сею, вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю!
На новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!

Хозяйка ДК (обращается к коляде с поклоном):
Ох, спасибо вам, ребятки,

Чиста январская –белая страница,
Вьюги да метели, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки повсюду распушили.

На Руси светятся в храмах свечи,
образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

Стихотворение легенда о рождении Христа

На Руси –украшенные ёлки,
А над нами звёздочки резные.
На ветвях снежинки, легче шёлка,
И шары, как солнышки, златые.

Это в честь малютки Иисуса
Так икрится на деревьях иней
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный купол синий!

Я смотрю на небес высоту
И на Божью вокруг красоту.
Вижу, как просыпается мир,
И как будто в природе пир.

К нам пришло Рождество,
Знать всем будет весело
Всем добро и счастье
Никакой напасти!

Нас мороз не напугает
Не напугают холода
Нас колядка согревает
Пляски будут до утра!

Песня танец « Заинька»

КОЛЯДА: и попели, поплясали, а теперь пора прощаться. Спасибо вам, добрая хозяйка, за приют и ласку. Возьмите от нас на добрую память подарок наш скромный, но не простой (достает фигурку домового). Этот добрый домовой покой вам будет охранять, от злых сил оберегать.

Сеем, сеем посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
На новый год, на ново счастье,
Уходи ненастье, прекратись несчастье!

Желаем счастливого нового года
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё,
Что у вас на примете.
Пускай почитают родителей дети!
С рождеством Христовым!

Ай заинька, ай серенький,
Ай, заинька, хвостик беленький
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут
Коляда,коляда.
Ай, заинька там река глубока,
А как на печке, на крутанке, едет миленький на палке.
Штаны рваные. Худые, ножки тонкие кривые
Ножки тонкие кривые, штаны рваные худые

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут тебя
Коляда,коляда.

Коляда, будут ехать
Коляда, купцы и боярцы,
Коляда посадят тебя
Коляда,В зелену карету,
Коляда, продадут тебя,
Коляда за сто рублей,
Коляда, коляда, завтра мясо едят
(кода колядка спета дети замирают, фоном звучит музыка,выходит чтец со свечой, все дети от этой свечи зажигают свои свечки)
Чтец:

То было в давние года:
Над спящим миро ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился спаситель,
Со всех сторон, со всех краёв
С дарами шли в Его обитель!
Несли Ему ягнят живых,
И соты мёда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного.
Лишь только девочка одна
В святой вертеп войти не смела,
А дети шли, смеясь над нею.
« О, Боже,- плакала она
Зачем меня ты создал нищей?!
Я одинока, я бедна,
С чем я войду в твое жилище?»
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул с небес во тьме унылой,
И видит девочка- пред ней
Посланник небе светокрылый.
-не плачь, малютка, не грусти!-
Промолвил гость небесный,-
Ты можешь Богу принести,
Своих слезинок дар чудесный!
Взгляни малютка,- на земле,
Куда упали твои слёзы,
Там вырастают и цветут
Любви прекраснейшие розы.
Ты розы чудные сорви,
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви,
Отдай, дитя, Младенцу-Богу.
И вот, с кошницею цветов.
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под божий кров,
Сияя чистыми очами.
И ей в ответ в очах святых,
Как искры звёзд. Сверкнули слёзы;
И изо все даров земных
Христос-Младенец выбрал розы.

Финальная мизансцена.
занавес