Родители и взрослые дети второе издание наталья михайловна манухина. Краткосрочная психологическая помощь

© Наталья Михайловна Манухина, 2017


ISBN 978-5-4483-6365-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О книге

Она родилась и апробировалась в течение более чем 20-летней практики работы автора с различными клиентами и их сложными ситуациями.

Несколько базовых принципов и основные каноны организации процесса, описанные в ней, помогут читателю воплотить в своей собственной реальности древнюю поговорку: «Краткость – сестра таланта».

Книга будет полезна каждому, кто является консультантом по любым вопросам, в том числе психологам, педагогам, юристам, врачам, коучам, продавцам, менеджерам и руководителям.

Предисловие автора
ко второму изданию

Второе издание данной книги выходит почти через пять лет после первого. За это время автором дополнены и более четко проработаны на практике принципы своей модели краткой психологической помощи, которая и представлена в данной книге. Все новшества и уточнения нашли место во втором издании. Кроме того, оно выходит под иным названием, чем первое. Теперь оно полностью и явно отражает содержание данной книги.

С момента выхода первого издания (2012 год) уже опубликованы вторая1
Манухина Н. М. Инструменты краткосрочной практики._ М., КЛАСС, 2014

И третья2
Психолог в организации./Сб. статей. Сост. Манухина Н. М.._ М., КЛАСС, 2015

Книга этой же серии, поэтому они упоминаются в книге, которая перед вами. Тиражи первых двух книг распроданы, поэтому автор предложил вниманию желающих их электронные варианты3
http://convp.ru/knigi-ot-avtora.html

Однако некоторые специалисты предпочитают иметь на бумажном носителе книги, которыми они пользуются постоянно при выборе методик для своей практики. Издательство Ridero, где выходит данное издание, позволяет приобретать книги и в электронном, и в традиционном (бумажном) виде.

Кроме того, в данном издании книги учтены пожелания тех, кто уже знаком с ней и просил уточнить и развернуть более широко некоторые понятия.

Также оказалось, что на первых порах многим людям затруднительно строить вопросы в рамках того или иного принципа описываемой модели. Большинство психологов прошли подготовку в традиционном, классическом варианте, где их учили больше делать диагностику и анализ, а результаты сообщать клиенту в утвердительной форме: в виде отражения, диагноза, описания, предложения или интерпретации. Выполнение техник вопросов, особенно создание «хороших», то есть максимально действенных, для многих специалистов изначально оказывается сложно. Поэтому в данном издании добавлены примеры вопросов для раскрытия ключевых аспектов ситуации клиента.

Успешного использования на практике всего, что есть в этой книге!


Манухина Наталья

декабрь 2016 года, Москва

Благодарности

Хочу выразить искреннюю благодарность всем тем, кто обращался ко мне за помощью и делал всё, чтобы она оказалась максимально продуктивной – моим клиентам. Именно вы побуждаете меня и других специалистов к созданию всё более действенных подходов и техник для решения сложных жизненных ситуаций.

Низкий поклон моим коллегам, заинтересованным в развитии именно краткосрочных методов психологической помощи. Ваше трудолюбие, искренность и заинтересованность поддерживает нас всех в постоянном поиске новых, быстрых ключей для помощи людям. Наши успехи в этом подтверждают, что практические психологи – необходимый внешний ресурс для большинства людей, если они пользуются им минимальное время, необходимое для выхода на путь самостоятельного управления своей жизнью.

Огромная моя благодарность студентам и выпускникам моей программы «Краткосрочное психологическое консультирование» (КПК), которые в ее тренингах апробировали и отшлифовали принципы Универсальной модели краткосрочной психологической помощи (УМ КПП). Они помогли ей оформиться в целостный метод посредством применения ее на своих рабочих местах: в школах, социально-психологических центрах, детских домах, дошкольных учреждениях, институтах и в других организациях, где работают психологи.

Неизменное моё «СПАСИБО» коллективу Института групповой и семейной психологии, где в последние годы проходит программа КПК, и в первую очередь заместителю директора ИГиСП Магурской Марии и бессменному координатору программы КПК Катерине Борщевой. Ваша профессиональная заинтересованность в создании новых методов, в продвижении их массам, ваше поддержка меня лично и студентов программы КПК, сделали возможным публикацию наших результатов в виде книг по краткой психологической помощи.

И конечно, кланяюсь низко опыту и издательскому чутью Леонида Кроля, который побудил меня сделать то, чем он сам владеет мастерски: отделить получаемые результаты, родившиеся в тренинге, в том числе методики и материалы, от меня самой. Его требование «Книга и изложенный в ней материал должны начать жить без автора» особенно значимы для меня теперь, спустя годы после ее первого появления, когда описанная мной модель, будучи применена уже многими профессионалами лишь после прочтении этой книги, показала свою действенность в их практике.

Искреннее уважение хочу выразить издательству Ridero, особенно за доступность выпуска книг самими авторами и техническую помощь в этом. Очень важно и то, что изданный в Ridero книги можно приобрести в обоих вариантах: и в электронном, и в бумажном.

Хочу сказать спасибо и моему мужу Юрию, который вынес все тяготы моих сомнений и мук творчества, поддерживая морально и технически организуя значительную часть процесса воплощения отдельных текстов в единую книгу. Книга – это часть жизни, выпущенная на свободу, как птица, выращенная в неволе. Без поддержки мужа и других членов моей семьи не было бы ни одной из моих книг.

Спасибо вам всем!

Манухина Наталья

Предисловие автора
к первому изданию

Эта книга является первой из серии «Краткая терапия, коучинг, консультирование», которую я задумала для передачи своего опыта краткосрочной психологической помощи, в основном консультирования и психотерапии, а в последние годы – и коучинга. Краткие методы мне пришлось разрабатывать и осваивать в силу объективной необходимости.

Годы «перестройки» многих вынудили менять специальность. Вот и мне, работавшей в военно-промышленном комплексе, пришлось переквалифицироваться, когда стало ясно, что перспектив для карьерного и финансового роста (что немаловажно было для меня, тогда уже матери двоих детей) нет никаких.

Пройдя первичную подготовку в области практической психологии по психодинамической психотерапии, а затем и получив специальность «Психолог, семейный консультант», в 1998 году я поступила на работу в московскую городскую клиническую больницу №20, где к тому времени уже год существовала Служба социально-психологической помощи. Психологическая помощь в медицинских учреждениях было тогда явлением в России новым. Указом Минздрава от 1996 года предлагалось организовать психотерапевтические кабинеты в лечебных, клинических и амбулаторных, учреждениях страны. Однако было неизвестно очень многое: как именно им функционировать, какие методы лучше использовать, какая подготовка и каким специалистам необходима, и многое другое. Все предстояло создавать, осваивать и апробировать тем, кто были первыми энтузиастами этого нового направления помощи.

Вот и мне довелось внести свою лепту.

Все, чему нас учили вначале, казалось, годится для применения: теории хорошо описывали те проблемы и состояния, которые были у пациентов клиники, методики и техники вполне могли быть применены. Однако, как быстро выявилось, для получения должного терапевтического эффекта не хватало участия тех, кому он был бы нужен, – пациентов. Причин было несколько. Во-первых, сами пациенты совершенно не были заинтересованы (или, как говорят психологи, «мотивированы») к работе со своими психологическими проблемами, так как оказались в клинике сугубо по медицинским показаниям. Во-вторых, срок их пребывания в больнице составлял три-четыре недели. Запрос на помощь психолога от лечащих врачей поступал не сразу, поэтому на психологическую помощь времени оказывалось и того меньше. При этом амбулаторного обслуживания после выписки из стационара отделения больницы, а таковым являлась и наша служба, не осуществляли. Итак, ни о какой длительной и глубинной психодинамической терапии речи идти не могло. В-третьих, семьи пациентов вызывались только для редких бесед с лечащими врачами. Необходимость оказывать помощь семьям пациентов с соматическими заболеваниями в период их нахождения в больнице не признавалась как самими пациентами и их семьями, так и специалистами: врачами и администрацией клиники. Приглашение членов их семей на беседу с психологом вызывал недоумение у врачей и опасение у пациентов. Собрать же семью целиком, а тем более несколько раз, да еще регулярно в стенах больницы, не представлялось возможным вообще.

Пришлось разрабатывать собственный подход, учитывающий специфику клинического контекста как для пациентов, так и для специалиста.

Главным требованием для психолога как сотрудника клиники стало повысить результативность лечебного процесса пациента при ограниченном периоде времени нахождения его в стационаре.

Другим важным аспектом моего профессионального становления в этот период было начало педагогической деятельности. Наше обучение психологии проводилось практиками-энтузиастами, накопившими собственный опыт психотерапии и готовыми передавать его желающим овладеть этой специальностью. В стране зарождалась эпоха получения второго образования. И мы были одними из первых. Нас учили, больше рассказывая, меньше тренируя друг на друге и совсем мало показывая работу профессионалов с реальными клиентами. Практика собственного общения студентов с клиентами отсутствовала. Поэтому, устроившись на работу в клинику, я сразу поняла, что здесь можно проводить практику студентов-психологов, аналогично тому, как это происходит у врачей.

И опять мы столкнулись с теми же ограничениями и требованиями:

– пациенты не мотивированы на работу с психологом,

– главная задача психолога в клинике – повысить результативность лечебного процесса,

– времени на контакт с конкретным пациентом не более двух недель.

Поэтому пришлось самой создавать и искать, где только возможно, краткосрочные, высоко действенные методы как для работы с пациентами клиники, так и для обучения им студентов-психологов. Пройдено множество курсов и тренингов у специалистов различных направлений, которые оказались мне в это время доступны. А кроме этого: системная подготовка и переподготовка; преподавание, в том числе проведение собственных тренингов и программ, и практика, практика, практика – более двух тысяч часов работы с клиентами и их семьями каждый год, в клинике и вне нее. В результате были созданы и апробированы методики, которые применены в той же работе с клиентами и частично описаны в уже опубликованных мной книгах.

Это сейчас нам кажется уже обычным и нормальным, что

каждая беседа психолога Службы социально-психологической помощи больницы с пациентом позитивно влияет на его состояние,

– психологические беседы – неотъемлемая составляющая лечебного процесса в клинике,

– студенты на практике получают с помощью нашей супервизии 100%-ный положительный результат для пациентов, с которыми проводят от одной до трех, редко пяти встреч.

Тогда это было внове. Взять от кого-то и перенять было негде. Кроме того, все наработанное в условиях клиники я применяла и на приемах в психологической консультации при Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП), где училась ранее сама, а теперь преподавала и студентам которого проводила практику в клинике. В этот период мной уже велась работа как с индивидуальными клиентами, так и с семьями.

За прошедшие годы стало ясно, что число запросов от населения на психологическую помощь растет постоянно. И среди них все большее число обращений приходится на краткосрочную помощь. Людям важно решать свои проблемы именно сейчас, а не отводить на это несколько лет. Таким образом, сама «клиентская аудитория» подталкивает нас к созданию и совершенствованию практики оказания краткосрочной психологической помощи. Одновременно необходимость такого вида помощи ставит ребром вопрос о подготовке и переподготовке специалистов, способных ее оказывать.

Мы сами, поколение специалистов, реализующихся в социуме, получив второе высшее образование (ранее не доступное большинству у нас в стране), – одни из тех, кто торопится жить, действовать и для этого постоянно меняться. У нас мало времени, так как на путь нового, интересного, творческого мы вышли в середине, а часто и во второй половине своей жизни. Мы начали все заново в 30-50, а не в 17 лет. Мы сами – часть поколения, которое все ускоряет темпы познания, наращивания опыта, создания новых технологий и практик. Мы начали задавать эти темпы, мы их поддерживаем, и нам же приходится им соответствовать.

Одновременно мы своим примером, а также быстродействующими продуктами своей деятельности взращиваем новое поколение, для которого быстрый темп жизни является нормой, а не периодом , который надо пережить, перестроиться, приспособиться, выжить, как это было для нас. Они теперь просто такие: берут сразу то, что накоплено поколениями до них, и создают свое новое . У настоящего поколения гораздо больше стремление развивать и изменять, чем сохранять и накапливать. И им нужны те помощники, консультанты, которые принимают и соответствуют их логике мышления и темпам развития.

В России отставание в практической психологии заложено было изначально, с запрета на психологию вообще, начавшего свой «марш» в 1936 году4
Постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936).

. «Прорыв» наступил лишь в 1970-е годы, когда робко появляющиеся психологические консультации уже не преследовались. Создавались они теми, кто от академической психологии двинулся в своей практике к консультированию. Методы при этом создавались собственные. Однако основывались они на теориях и подходах, созданных преимущественно в США, которые свои исследования не только не прекращали, а и наращивали в военный и послевоенный период. К нам эти данные поступали с 25-30-летним опозданием: не было переведенной литературы, ни наши, ни их специалисты границу СССР для обмена знаниями не пересекали.

Волей-неволей советская психология создавала свои методы психологической помощи. Однако поговорка «нет пророка в своем отечестве» всегда превалировала в нашем менталитете. Поэтому Запад вывозил идеи наших специалистов, да и их самих тоже при любой возможности, а в своей стране они не признавались. Так и теории, и методы практической психологии, которым нас учили, тоже все из США. И как все «оттуда», они не годятся в полной мере для нашей, российской, реальности.

Надо отметить, что каждый социальный контекст: исторический период, страна, социальный институт (школа, вуз, больница и др.), коллектив, семья – требуют доработки уже имеющихся и создания новых методов помощи людям в решении их жизненных, в том числе психологических, задач. И все это происходит, как уже отмечалось нами выше, в условиях все возрастающего темпа развития и совершенствования людей и продуктов их жизнедеятельности. Психологическая помощь, оказываемая этим людям, естественно, должна соответствовать скорости их жизни, а значит, все в большем объеме отвечать понятиям «краткосрочная и результативная» .

Эта книга для тех, кто вынужден работать краткосрочно. Она нужна, но лишь как ознакомительная, тем, кто работает в психологическом центре, консультации и т.п., где есть возможность проводить длительную психотерапию. Длительная терапия материально (финансово) более выгодна для осуществляющего ее специалиста, так как является для него источником, а часто и единственным способом создания жизненной стабильности: занятости, поступления доходов, достаточности постепенного поступления новых (немногочисленных) клиентов, процесса самой терапии, профессионального роста. Они проводят и будут проводить одну или несколько первичных встреч только для формирования у клиента мотивации и запроса на прохождение длительной терапии.

Однако и к ним все больше обращается людей, которые хотят получить помощь именно сейчас, в актуальной ситуации, а не тратить время на соотнесение ее с их прошлой жизнью, с поиском источников и причин их сегодняшних проблем. Люди хотят жить настоящими достижениями и планами на будущее.

Только те специалисты, которые оказались в условиях, требующих оказания помощи за короткий период времени, оказываются вынуждены разрабатывать для этого специальные методы, а также постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Это могут быть организации, накладывающие ограничения на срок взаимодействия клиента и консультанта: больница, школа, специализированный центр, страховая медицина и др. Это может быть работа в кризисных, катастрофических, острых ситуациях. Это может быть работа в ситуации большого числа клиентов, в том числе материально мало состоятельных и/или направляемых специальными организациями: суд, детская комната милиции, медицинские учреждения, органы опеки и др.

В любом случае начало краткосрочной практики – это вынужденные условия или обстоятельства как для клиента, так и для специалиста. Самым сложным и трудно организуемым для специалиста (консультанта), особенно начинающего, является обеспечить себя достаточным числом клиентов в соответствии с его квалификацией. Для создания собственного «потока» клиентов необходимы несколько лет успешной практики. И для увеличения ее результативности также необходимы годы (время) и большой опыт, для получения которого нужно обслужить МНОГО клиентов. Получается вроде бы замкнутый круг, который порождает у специалиста неуверенность в себе и извечные вопросы: где, что и как долго делать, чтобы стать профессионалом высокого класса?

Тогда опыт приходит «волей-неволей». Если специалист по своим личным качествам и в соответствии с его профессиональными интересами склонен к осознанию и осмыслению получаемых эмпирических результатов, готов делиться ими, а также своими разработками (методами, техниками, подходами), то мы узнаем о них из его статей, докладов на конференциях, книг, из обучающих курсов, которые он проводит.

Однако не все люди хотят и способны публиковать свои достижения и обучать других специалистов. Поэтому значительный объем эмпирического опыта остается неизвестным. И вновь каждый «изобретает велосипед», неизбежно повторяя в чем-то других и одновременно внося что-то свое – уникальное, новое.

Автор данной книги также не претендует на создание «единственной истины» и представляет здесь лишь собственное осмысление своего опыта по оказанию краткосрочной психологической помощи. Для кого-то, возможно, изложенное в ней окажется новым, а для кого-то знакомым, легко узнаваемым или даже «своим». Надеюсь, что найдутся и те, кому эта книга окажется полезной в его профессиональной практике и развитии.

Кроме того, практическая психология поистине соединила клиентов и помогающих им специалистов, все больше упрочивая мостик «помоги себе сам». Все больше появляется книг, семинаров, тренингов и других форм передачи накопленных специалистами данных по улучшению своей собственной жизни. Слово «психолог» перестает быть пугающим и отталкивающим. Напротив, все больше людей старается овладеть практическими психологическими навыками, чтобы не только быть «психологом самому себе» в трудной ситуации, но и для создания преимущественно беспроблемной, успешной собственной жизни. И консультантами для них могут быть только те, кто признает их новаторство, инициативу, грамотность и авторство в отношении своей жизни.

Мы все, в той или иной мере и в разных ситуациях являясь клиентами, изменяемся. При этом скорость этих изменений и их разнообразие также растет. Наши клиентские запросы все более четко сформулированы, обоснованы и подкреплены опытом и знаниями, в том числе в области психологии.

Однако как специалисты мы часто продолжаем пользоваться теориями, которые создавались в прошлом и даже позапрошлом веке. Раньше знания накапливались веками, в XIX веке их осмысление и признание сократилось до 50-30 лет, а в XX веке уже до 15-10. Теперь же можно заметить, что в силу более открытых границ для обмена знаниями и опытом между странами, с развитием интернет-технологий новые идеи и опыт могут распространяться и сопоставляться практически немедленно. Сочетание же различных форм обмена получаемыми данными еще больше ускоряет продвижение их в практику многих специалистов, причем различных сфер деятельности.

В своей практике оказания психологической помощи мы также заметили, что параллельное получение нового опыта и передача его в преподавании ускоряет процесс нашего собственного профессионального развития. Так, для создания первого 20-часового тренинга «Краткосрочное психологическое консультирование в объеме 1-3 встреч» мне понадобилось три года. Он существует поныне и пользуется успехом и у тех, кто только хочет стать консультантом, и у тех, кто, осуществляя практику долгосрочной психотерапии, «подталкивается» клиентами к овладению методами краткосрочной помощи. Однако этот тренинг дает лишь знания основных общих принципов краткосрочного психологического консультирования и навыки первого опыта его проведения в одном формате (1-3 встречи).

Родители и взрослые дети

(Пока оценок нет)

Название: Родители и взрослые дети

О книге Наталья Манухина «Родители и взрослые дети»

Эта книга о том, какие трудности встречают на своем пути современные родители и их взрослые дети, а также об особенностях людей разных возрастов и поколений – их потребностях и ценностях. Автор раскрывает возможности и секреты превращения общения между взрослыми членами семьи в истинное удовольствие.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Наталья Манухина «Родители и взрослые дети» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу Наталья Манухина «Родители и взрослые дети»

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf :

Дорогие друзья! Крупнейший портал по психологии Псинавигатор предлагает Вам воспользоваться одним из наиболее эффективных вариантов в решения жизненных проблем - путем получения психологической помощи от ведущих психологов России. Известно, что многие проблемы, которые преследуют нас в повседневной жизни, в ряде случаев могут стать причиной стрессов, депрессий и различного рода психологических расстройств. Найти верный выход из сложной жизненной ситуации, обрести себя и внутреннюю уверенность вам поможет консультация психолога.

В представленном ниже каталоге психологов задайте свой город, метро, направление в психологии, тему вопроса по которому Вам необходимо получить психологическую помощь. Система отберет из обширной базы данных психологов, наиболее подходящих для решения именно Вашей проблемы. После этого можете выбрать заинтересовавшего Вас психолога, посмотреть его рейтинг, сведения об образовании, опыте работы и записаться на консультацию психолога в наиболее удобное для Вас время.

Основным правилом работы профессиональных психологов является соблюдение полной анонимности обращения клиента, поэтому решив прибегнуть к психологической помощи Вы ни чем не рискуете, консультация психолога пройдет в удобное для вас время, с соблюдением полной конфиденциальности.

Все психологи, представленные в нашем каталоге, имеют высшее психологическое образование, что подтвердили путем предоставления нам копий соответствующих документов.

Обратите внимание, что в случае отсутствия времени или возможности попасть на прием, Вы можете обратиться за .

Мы будем признательны, если при обращении за психологической помощью Вы сообщите что нашли контактную информацию на портале Психологический Навигатор.

Родители и взрослые дети

второе издание

Наталья Михайловна Манухина

© Наталья Михайловна Манухина, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Главным достижением ХХ1 века, безусловно, является то, что люди стали жить гораздо дольше. Средний возраст жизни в разных странах вырос от 5 до 10 и более лет. Однако, как и любой успех, наличие среди наших современников все большего числа пожилых людей, ставит совершенно новые задачи: перед обществом и перед семьями, где эти люди существуют.

Исходно появление этой книги было простимулировано резко возросшим числом обращений ко мне как к семейному психологу, в первую очередь, юношей и девушек в возрасте 21-25 лет с запросами на помощь в улучшении отношений со своими родителями, а также с просьбами помочь родителям в их супружеских взаимоотношениях. Конфликты между самим родителями, также как и негативное отношение к образу жизни, выбору профессии или партнера для брака своих повзрослевших детей, мешает последним строить свои семьи и осуществлять личный, профессиональный и социальный рост.

Вторым потоком, появились обращения со стороны пожилых людей: как бабушки и дедушки они беспокоились за судьбу внуков из-за их негативных взаимоотношений с родителями. Сами пожилые люди обозначали проблему в невозможности собственного продуктивного общения со своими взрослыми детьми, в том числе про младшее поколение в семье.

Первое издание этой книги вышло в 2011 году и разошлось полностью очень быстро. Поэтому автор выложила его в электронном виде на сайте Центра, руководителем и со-учредителм которого является . Однако за последние годы запрос на нее резко увеличился, т.к. появился третий поток запросов: от людей 35-45 лет: на улучшение взаимоотношений со своими пожилыми родителями. И эти цифры расширяют пространство этого запроса: с ним приходят и люди все моложе, и более старшие. Интересно, что многие ответы на свои вопросы они также находят в этой книге.

Поэтому автором было принято решение о расширении возможностей ее приобретения. Для англоговорящих читателей был осуществлен перевод двух первых глав, который представлен на amazon.com . Теперь пришло время выпуска второго издания этой книги на русском языке. Он перед вами, и осуществлен без каких-либо существенных изменений содержания исходного варианта.

Хочу выразить благодарность порталу Ridero.ru за возможность для авторов публиковать свои книги без задержек во времени и без лишения авторских прав, а также с предоставлением гонорара в виде процента с продажи, что отсутствует в других издательствах.

Большое спасибо за поддержку со стороны моих читателей и клиентов, коллег и членов моей собственной семьи, всех тех, кто развивает тему поиска путей улучшения отношений между поколениями, в том числе между взрослыми людьми.

Опыт каждого из нас, его обсуждение и постановка новых задач помогают выявлять те аспекты отношений, на которые раньше не обращалось внимания или которые не были столь актуальны. Размышления о них и варианты решения вы найдете в других моих книгах. Однако меня очень радует, что и эта книга, не устаревая, помогает открывать новые темы для своих читателей.

Наталья Манухина,

январь 2016 г.

Я не буду рассуждать о том, какой была семья у животных и какой она станет в будущем. Я знаю одно: куда ни посмотри, она есть. По-видимому, люди не могут без нее обойтись.

Г. К. Честертон

Автор книги, которая сейчас перед вами, и я – очень разные люди. Мы учились профессии у разных учителей, исповедуемые нами методы требуют от нас разных умений, во многих научных, деловых и житейских вопросах мы бы наверняка заняли разные позиции, хотя принадлежим к одному поколению. И я с огромным уважением и удовольствием представляю читателю отважную книгу Натальи Манухиной, с которой у нас все разное. Все, кроме одного.

Я тоже считаю, что «передний край» нашей практики и наших размышлений находится там, где есть проблема, но ее как бы нет. То есть все о ней знают, но не говорят, не спорят, и в пространстве профессионального мышления как-то не считается это актуальным и заслуживающим внимания. Обычные люди, наши клиенты, – те-то испытали на собственной шкуре, как это важно, как много там чувств, мыслей, радости и боли. А для так называемого «социума», включая и его научно-исследовательские отряды, ничего здесь интересного нет, и вообще – о чем разговор?

Меня то и дело заносит в работу над темами этого свойства – провожу мастерские на конференциях и пишу я сплошь и рядом именно о таких вещах. Так и тянет «пальцем ткнуть» в ролевые модели старости, а то в феномен символической безотцовщины, в страх бедности или внутреннюю картину менопаузы – «есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам…» То, что на самом деле есть и важно – но чего в фокусе общественного сознания как бы нет, – обычно горячо подхватывается клиентами и группами: оказывается, об этом есть с кем говорить, с этим можно работать, можно и нужно что-то здесь менять, хотя бы для себя.

Проблема отношений взрослых детей и их родителей как раз из этих – из тех, которые влияют на жизнь миллионов людей, но… Посмотрите списки литературы, программы спецкурсов и аннотации психологических тренингов и вы увидите, что для мира интерес к семье заканчивается, как только выращены дети…

Трудоспособного населения прибыло, сыновья работают, дочери катят в светлое будущее свои колясочки, «стране нужны ваши рекорды», дело сделано. Семья как «ячейка общества» выполнила перед ним свои обязательства и более его не интересует. (Ну, разве что тема пенсионного обеспечения вызывает дискуссии о том, как еще можно сэкономить на старшем поколении.) Что за вопросы, какие тут еще отношения? Родителей не изменишь. Дети не такие – сами виноваты, не таких воспитали. Что выросло, то выросло. О чем тут вообще говорить? Младшим работать, старшим доживать.

Социуму до этих самых взрослых детей и их родителей дела нет, а психолог-практик встречается с ними каждый день. Нам и нашим клиентам очень даже есть о чем подумать.

Мучительные порой отношения поминаются на каждой второй консультации, да и в группах, особенно в женских, печальные эти истории находят дружный отклик. Индивидуальная и групповая работа позволяет кое-что здесь «расколдовать», но в ней мы имеем дело не столько с реальными отношениями нескольких взрослых, сколько с внутренними репрезентациями родительских фигур тех времен, «когда деревья были большими». Это традиционный материал любой психотерапии. Наши умные клиенты обычно прекрасно понимают разницу между мамой как реальной немолодой женщиной со своими интересами и желаниями – и той всемогущей, прекрасной, ужасной и навсегда расположившейся в душе «внутренней мамой», с которой в терапии выясняются отношения. Довольно часто такая работа косвенно влияет и на взаимодействие с реальной мамой-человеком, но все же только косвенно.

В индивидуальной и групповой работе мы имеем дело с тем человеком, который ее для себя делает – все другие «незримо присутствующие» рассматриваются скорее как его или ее части, интроекты, не вполне осознанные и живущие своей жизнью персонажи. Что бы у клиента в душе ни сложилось в общении с родителями или детьми – розовый сад или пепелище, – мы работаем с этими «внутренними фигурами» и исходим из того, что со своим внутренним миром человек может разбираться, может его пересматривать и прорабатывать, за счет чего «отзывать иски» к реальным людям. Бесконечные претензии к вполне успешному и довольно внимательному сыну – это только тень сценария, согласно которому «дети – наше все». Эмоциональная зависимость молодой женщины от оценок матушки, которая, кажется, не бывает довольна никогда и ничем – это осколок давней и тайной надежды совершить чудо и заслужить ее одобрение.