Родился второй ребенок как быть с первым. Второй ребенок в семье: что надо знать? Оптимальная разница в возрасте

Сомневаясь в каком-либо своем решении, мы взвешиваем все «за» и «против», пытаемся предвидеть серьезные последствия данного шага, чтобы сделать самый лучший выбор. Наши сомнения говорят о том, что мы подходим к вопросу ответственно. Другими словами, сомнения выполняют положительную роль: они заставляют нас задуматься, представить все возможные последствия нашего выбора, подготовиться к ним.

Однако, чтобы принять решение, надо отбросить сомнения и обрести уверенность. Для этого мы рассмотрим типичные вопросы, которые тревожат женщин, задумывающихся о рождении второго ребенка.

Мне хочется ребенка определенного пола, но вдруг получится по-другому?

Надо понимать, что есть вещи, на которые мы не можем повлиять. В их числе – и пол ребенка. Родители могут договориться между собой о том, сколько попыток они предпримут для появления малыша желанного пола. В остальном же надо настраиваться на то, что ценен сам ребенок – это счастье, это подарок судьбы, а подарки надо уметь принимать.

Еще до рождения малыш должен чувствовать, что его будут любить в любом случае, что маме и папе нужен именно он, такой, какой он есть, а не со строго заданными параметрами. Вспомните, что вы чувствовали, когда в первый раз держали на руках своего ребенка? Наверняка вас просто переполняло счастье. Даже если сейчас вам хочется малыша определенного пола, когда вы впервые прижмете его к себе, будет уже совсем не важно, мальчик это или девочка. Думайте об этом, настраивайте себя подобным образом.

Хватит мне времени и сил на двоих детей?

Если бы до рождения первого ребенка вам рассказали о том, сколько новых умений вы освоите, сколько дел научитесь выполнять одновременно, вы бы просто не поверили. Вот и сейчас наверняка не поверите, что с появлением второго ребенка ваши силы удвоятся. Прибавьте к этому и то, что теперь вы уже столько всего знаете и умеете – начиная от смены подгузника и заканчивая любыми вопросами, касающимися развития и здоровья малыша. Уверенность в своих силах, характерная для женщины, которая готовится стать мамой во второй раз, поистине может помочь свернуть горы. Ведь теперь вы всегда будете знать, где искать информацию, к кому обращаться в каких ситуациях.

Смогу ли я одинаково любить обоих детей?

Если первенца вы любите не за что-то и не по какой-то причине, а просто любите, безоговорочно, как часть себя и любимого мужчины, то и со вторым будет так же. И хотя второй наверняка будет другим, он тоже будет забавно улыбаться во сне, подкладывать ручку под щечку, смеяться и шалить. Он будет говорить: «Мамочка, я тебя очень люблю», прижимаясь носиком к вашей щеке. А вы постараетесь не сравнивать детей и искать различия лишь для того, чтобы к каждому найти свой подход. И даже если вы будете любить их не одинаково, а каждого по-своему, это не будет значить для вас, что одного из них вы любите сильнее.

Я боюсь, что после появления младшего старший ребенок перестанет чувствовать себя любимым, ведь я не смогу больше принадлежать только ему. Возможно, из-за этого затормозится его развитие или он не будет рад появлению малыша, не будет его любить.

Здесь очень многое будет зависеть от вашей позиции. Если вы начнете воспринимать старшего как обделенного, он обязательно это почувствует. И начнет испытывать не только жалость к себе, но и нелюбовь к новому члену семьи, из-за которого он оказался в таком незавидном положении. Поэтому прежде всего вы сами должны обратить внимание на приобретения, а не потери, которые ожидают старшего ребенка. Ведь теперь у него появится еще один родной человек, который будет любить его. Пройдет немного времени – и он получит и товарища по играм, и надежного друга, и гарантию того, что в этой жизни он не останется один. Самостоятельность, умение делиться, умение ждать, когда освободится мама, умение заботиться, дружить и т.д. – вот далеко не полный список возможностей, которые получает старший ребенок. Теперь не надо будет искусственно создавать ситуации, чтобы научить малыша быть терпеливым, заботливым и т.д. Дети будут развивать друг друга уже тем, что их двое, – не без чуткого участия родителей, конечно.

Старший ребенок, как и все члены семьи, с появлением второго малыша становится духовно богаче. Именно это должна четко осознавать и передавать ребенку мама. А чтобы старший не ощущал себя обделенным в новых условиях, постарайтесь сделать все, что в ваших силах, чтобы он чувствовал себя по-прежнему любимым. Почаще обнимайте малыша, говорите ему ласковые слова, хвалите. Старайтесь выкроить хотя бы 20–30 минут в день для полноценного общения вдвоем – просто займитесь вместе с ним тем, что он любит, пока младший ребенок спит или ваши помощники: бабушка, дедушка, папа или кто-то еще – гуляют с ним на улице. Тогда старший ребенок будет чувствовать, что он по-прежнему вам очень дорог и любим.

Сможем ли мы материально обеспечить двоих детей?

Может показаться, что на обеспечение двоих детей и денег нужно в два раза больше. Но если рассмотреть ситуацию ближе, это утверждение оказывается не совсем верным. Ведь второму ребенку многое останется от первого, и самые дорогостоящие приобретения не придется делать повторно. Коляску, манеж, кроватку, автокресло, большую часть игрушек и одежды (список будет немного меняться в зависимости от пола ребенка и разницы в возрасте между детьми) покупать уже не придется. Конечно, подгузники останутся важной статьей расходов на первое время. Но согласитесь, это меньше, чем могло показаться сначала.

Что же касается, например, возможности обеспечить хорошее образование в будущем – у вас есть время на то, чтобы поправить свое материальное положение. Предсказать, каким оно будет через пятнадцать лет, практически невозможно. Но ваши дети наверняка будут серьезным стимулом для построения вами успешной карьеры.

Удачное ли сейчас время для рождения ребенка?

Нередко возникает желание отложить планирование второго малыша «до лучших времен» – пока не решится квартирный вопрос, пока бабушка не выйдет на пенсию и т.д. Конечно, планировать вторую беременность лучше таким образом, чтобы не совмещать ее с другими делами, требующими больших моральных, физических и временных затрат, будь то переезд в другую квартиру или отделка прежней, перемена места работы, важные экзамены и т.д. – все это лучше успеть завершить до наступления беременности. В некоторых случаях, прежде чем планировать второго малыша, лучше подождать, пока жизнь не войдет в стабильное русло. Но в таких ситуациях важно знать, не затянется ли отсрочка на неопределенное время и сколько лет может потребоваться, чтобы решить все имеющиеся проблемы. Неизвестно, как более поздние роды скажутся на здоровье мамы: чем старше женщина, тем больше риск различных осложнений в родах, дольше период восстановления. Да и бессонные ночи гораздо легче переносить в более молодом возрасте.

Какова оптимальная разница в возрасте между детьми?

Единственной оптимальной разницы в возрасте не существует, поскольку различные варианты наряду с плюсами имеют свои минусы.

Минимальная разница (до 3 лет) хороша тем, что у малышей есть все шансы стать настоящими друзьями: у них будут общие игры и интересы. Родители еще не успели растерять навыки ухода за младенцами и со вторым ребенком дела будут идти «по накатанной». Сложности могут возникнуть в том, что мама еще не успела отдохнуть после родов и увеличение нагрузки может губительно сказаться на ее физическом и психологическом состоянии. Малыш же еще не прошел период 3-летнего рубежа, после которого происходит хоть и незначительное, но уже отделение от мамы: выход в садик, появление нового круга общения в среде сверстников, – поэтому принять второго ребенка ему будет немного сложнее, чем в более старшем возрасте.

Разница в 3–4 года хороша тем, что старший ребенок уже, скорее всего, начнет проявлять желание заботиться о маленьком и сможет немного помогать маме. Он сможет некоторое время играть один, пока мама будет занята с новым членом семьи.

Большая разница позволит родителям по максимуму заниматься каждым малышом и полностью насладиться прекрасными мгновениями с каждым ребенком. Хотя в силу разных интересов дети с большой разницей в возрасте могут быть менее близки друг другу, чем хотелось бы родителям. Старшего ребенка, успевшего привыкнуть к тому, что он в семье один, придется более тщательно готовить к появлению в доме малыша. А младший имеет все шансы стать всеобщим баловнем. Поэтому выбор оптимальной разницы в возрасте между детьми остается за родителями.

Хорошо, когда родители грамотно подходят к вопросам планирования своей семьи. Тогда все сомнения, возникающие по поводу второго ребенка, лишь помогают лучше подготовиться к очередному пополнению в семействе, беременность сопровождается уверенностью в том, что малыша ждет счастливое будущее, а братья и сестры становятся друг другу опорой в жизни.

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Матери часто говорят, что вторая беременность была чем-то качественно иным - рост ребенка в утробе, его движения принесли чувство удовлетворения, и в то же время мать больше могла жить своей привычной жизнью. Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт.

Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере. Имеют ли эти обстоятельства до рождения ребенка хоть какое-нибудь отношение к его развитию в дальнейшем? Обратимся к исследованиям. При обследовании детей двух групп матерей - одной, которой в период беременности были характерны тревожность, отрицательные эмоции, конфликтные отношения, и группы с уравновешенным эмоциональным состоянием, преобладающими положительными эмоциями - выяснилось, что после рождения детям первой группы матерей более свойственны беспокойство, тревожность.

После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее.

Изначально различное отношение родителей ко второму ребенку понятно. В памяти еще живы воспоминания о первых днях старшего, о том, как он развивался, как из-за разных мелочей тревожились впустую. Часто мать за время между родами становится настоящим экспертом по уходу за детьми - скольким подругам-«дебютанткам» в материнстве даны советы, произнесены слова утешения, оказана помощь в первом купании ребенка и т. д.

Поэтому второй ребенок и следующие дети, сами, будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец, но... Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Второй ребенок сталкивается с иными, но не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший.

Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок - по собственной инициативе или по настоянию родителей.

Годовалый Римас учится ходить, его придерживает за руку четырехлетняя сестра: «Иди, маленький, смелей. Смотри - как я». «Образование» старшего не только частично заменяет родительское обучение, но и существенно его расширяет. В него входят и те небольшие открытия или ситуации, которые важны для старшего и будоражат его воображение: например, как сделать рогатку, дискуссия насчет жизни на Луне и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в отношениях старшего с младшим часты и непредвиденные «воспитательные» воздействия.

При этом хотелось бы обратить внимание на одну часто появляющуюся особенность, а именно - тенденцию старшего возвысить себя над младшим. Примером может быть хотя бы этот случай. Семилетний брат сидит на заборе и говорит трехлетнему: «Держись руками, ноги поднимай выше. Это так просто!» Когда малыш, не удержавшись, шлепается обратно на землю, говорит: «Эх, ты! Слюнтяй! Ну ладно, я сам тебя «переправлю». Малыш при такой учебе часто чувствует, что не может равняться со старшим, воспринимает его безоговорочно.

Так как старший (или старшие), как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он (они) часто превосходит по своему авторитету и родителей. Иллюстрацией тому может служить рисунок семьи семилетнего мальчика, на котором двенадцатилетний брат изображен значительно выше своих родителей. В этом рисунке, как древний египтянин в пиктографических рисунках, ребенок использует размеры фигуры для передачи значимости, статуса старшего брата.

В большинстве семей старший раньше или позже становится вожаком младшего, сильно направляющим развитие, интересы младшего. Это становится существенным стимулом развития младшего. Однако за ним скрывается и менее привлекательная сторона их взаимодействия. Младший часто чувствует, что никогда не сможет сравняться со старшим. Чувство собственной неполноценности у малыша иногда просто провоцируется старшим, который, сперва поощряя малыша на различного рода состязания, впоследствии высмеивает его, наглядно демонстрирует собственную силу и превосходство.

Такое поведение первенца, с одной стороны, своего рода месть за отобранные у него малышом любовь и внимание родителей, с другой недоумение, адресованное родителям: «Как вы можете любить такого беспомощного и никчемного, тогда как у вас есть такой сильный и смелый». Такое отношение старшего ребенка провоцирует достаточно типичные реакции младшего. Их мы увидим на двух последующих примерах.

В семье второй мальчик появился через три года после первого. Вначале старший бурно реагировал на появление нового члена семьи, днями не подходил к нему даже тогда, когда этого требовали родители, ревновал, если родители слишком много времени уделяли малышу. Однако, когда маленькому мальчику исполнилось 2,5 года, их отношения резко изменились. Старший стал возиться с братом, брал его на прогулку вблизи дома, играл с ним в разные игры. В это время родителей начало озадачивать уже поведение младшего, его проделки, явно не желательные в доме и наказуемые: вытаскивал крупу и высыпал ее на землю, мял рабочие бумаги отца, к которым раньше не прикасался, и т.д., причем делал это с явным удовольствием. Кроме того, родителей волновало то, что игры старшего с малышом почти всегда кончились плачем и жалобами последнего. В то же время родители стали отмечать повышенную требовательность и капризность малыша - он временами отказывался самостоятельно есть, подниматься вверх по лестнице, просился на руки и т. д.

Как зафиксировались нежелательные формы поведения малыша? Почему он проявляет инфантильные способы общения (плач, требовательность)? Причин этому несколько. В этой семье старший, начав «заниматься» малышом, провоцировал его на разного рода состязания, в которых тот неизбежно проигрывал. Более того, старший, подсознательно стремясь доказать родителям свою «хорошесть», а иногда стремясь просто подшутить над малышом, подталкивал его на совершение явно наказуемых поступков. Малыш, стремясь сравняться со старшим, проявлял браваду, высыпая крупу, мял рабочие бумаги отца и т. д. За такое поведение родители наказывали его, и малыш оказывался в противоречивой ситуации: с одной стороны, им владеет стремление заслужить уважение брата, сравняться с ним, и поэтому он получает истинное удовольствие и ощущение значимости, когда непослушен, когда делает такие вещи, на которые и старший не отважится; с другой - ему хочется вести себя, таким образом, какой позволит ощущать внимание и любовь родителей.

По отношению к родителям ребенок выбирает испытанный способ поведения - «Когда я беспомощен, слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне». Так в сложном переплетении отношений со старшим братом и родителями образуются внешние противоречивые формы поведения второго ребенка. Для самого ребенка они не являются таковыми, они - субъективно оправданные средства удовлетворения потребностей.

Как изменить такое тревожащее родителей положение дел?

Уместно обратить внимание на то, что изменение поведения малыша в этом случае практически неосуществимо без коррекции поведения старшего. Когда первенец ощутит собственную значимость в семье, реальное превосходство из- за того, что он старше, ему не надо будет провоцировать младшего на нежелательное поведение, получать псевдо-ощущение собственной значимости, прямо или косвенно унижая малыша. Решение этой задачи мне представляется основной в коррекции поведения младшего.

Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка,- явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Как бы там ни было, можно наблюдать в отношениях двух детей определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения, и, наоборот,- чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.

Это можно объяснить достаточно просто: если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший, и т. д. Вследствие этого он и не стремится прямо конкурировать со старшим.

Однако, когда различие в возрасте один-два года, между детьми иногда разыгрывается острая конкурентная борьба. Психологический ее сценарий, как правило, таков. Старший стремится показать родителям, малышу и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер - в силе, опрятности, знаниях, творчестве и т. п. Такие его устремления часто обусловливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем определяют и интенсивное его стремление превзойти старшего. Конкурентное отношение младшего не остается не замеченным первенцем, и тот еще больше старается показать свое превосходство. Так создается замкнутый круг все нарастающих конкурентных отношений между старшим и младшим ребенком.

Дети очень гибки, имеют громадное число скрытых способностей. Нас не перестают удивлять темпы их развития, особенно когда у ребенка появляется какое-нибудь искреннее устремление. Приходилось ли вам наблюдать, как учится ездить на двухколесном велосипеде четырехлетний коротышка? Несколько десятков драматических падений, ободранные колени и нос, добрый литр пролитых слез и, наконец, счастливая улыбка победителя, когда он небрежно проезжает мимо других детей... Что-то подобное иногда наблюдаем в поведении младшего относительно старшего ребенка. Всеми силами, во что бы то ни стало он старается достичь уровня старшего, суметь сделать так, как он, и превзойти его. Если обстоятельства складываются благополучно, случается и так, что четырехлетний способен физически перебороть шестилетнего брата, пятилетняя девочка лучше читает, чем ее сестра-первоклассница.

Но такие ситуации, хотя и прекрасно иллюстрируют рвение младшего сравняться со старшим, все же относятся к исключениям. Они возникают, как правило, из-за каких-то внутренних или внешних причин, тормозящих развитие старшего, будь то физические недостатки, нарушения функций центральной нервной системы, яркие различия в отношении родителей к обоим детям и т. п. Чаще бывает так, что старший, почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, сам устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованием, в которой оба ее участника хотят быть первыми и недосягаемыми и которая изнуряет до предела обоих - ведь эта гонка не имеет финиша.

Такое поведение обоих детей изнутри поощряется определенным жизненным сценарием, сформировавшимся самоотношением: «Я ценен соответственно тому, насколько больше я достигаю, чем другие окружающие меня люди». Подобное «спортивное» осмысление себя среди других людей ведет, с одной стороны, к интенсивному стремлению достичь все больше и больше; с другой - к тому, что обесценивается сам процесс творчества, учебы (или другой сферы, на почве которой сложились конкурентные отношения), ценностью же становится сам факт «победы».

Сложившийся сценарий может проходить красной нитью через всю жизнь человека и вызывать постоянное напряжение, недовольство собой (ведь всегда остается кто-то, достигший большего!), «потерю вкуса к происходящему» (ведь то, что я делаю,- всегда не из-за того, что это мне приятно, а для определенной цели). К тому же данное отношение часто становится жизненной философией, оправдывающей бесцеремонное обращение с другими людьми, моральными нормами: «все средства хороши ради достижения цели».

Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки - повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в качестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают обоих детей: «Какой ты молодец, Юра! Собрал игрушки вдвое быстрее, чем Степан!»; «Маша умница! Опять получила пятерку. А у Наташи в дневнике опять четверка - как заяц с ушами». В этих невинных с первого взгляда ежедневных высказываниях - одна подоплека, глубинное отношение родителей: «Не важно, каковы обстоятельства твоей деятельности, нравятся тебе они или нет, ты всегда должен быть впереди, на высоте!» Завышенные требования родителей обусловливают конкурентные отношения детей друг к другу, а позже - и восприятие мира как арены борьбы.

Конкурентные отношения двух детей в таком виде, как мы их описали, представляют лишь один вариант возможного взаимодействия. Описать все варианты вряд ли вообще возможно - мир человеческих отношений никоим образом не менее разнообразен, чем сами люди. Все-таки нам бы хотелось дать читателям такую образную схему, которая могла бы им помочь сориентироваться в сложных взаимоотношениях детей в семье. Мы бы назвали эту схему экологической, подчеркивая тесную связь взаимоотношений детей и отношения родителей к детям. Это небольшое отступление от анализа развития личности второго ребенка позволит нам в последующем глубже взглянуть на динамику развития его личности.

Большинство семей задаются вопросом: "Сколько иметь детей?". Храбрые заявляют, что хотели бы много ребятни. Более осторожные хотят сначала заработать на квартиру, машину и т. п., а потом только начинать думать о детях. Так где же истина?

Конечно, несколько детей в семье - не нонсенс. Известно, что там, где ребенок не один, лучше выстраиваются взаимоотношения с людьми. Особенно хорошо, если детки разнополые. Это позволяет с раннего возраста мальчику научиться понимать женскую природу, и наоборот.

Финансы

Как решиться на рождение второго ребенка? В последние годы весь смысл вопроса упирается в финансовые проблемы. Ведь не секрет, что нынешняя жизнь требует от родителей значительных денежных вложений, в том числе и в развитие детей. Заметно это становится уже в период, когда ребенок идет в детский сад. Там начинаются сборы на форму, игрушки, поездки, подарки, выпускные банкеты. А уж про школу и говорить не стоит. Каждому ребенку хочется иметь компьютер, Интернет, отправиться с классом в поход или отметить день рождения. Все это сегодня требует довольно крупных расходов. И вот эта сторона вопроса заставляет молодых людей отказываться от второго ребенка, дабы не ущемить финансовое обеспечение первого.

Но здесь стоит вспомнить народную мудрость, которая гласит, что самому ребенку нужно немного: кормить почаще и любить побольше. Одна беда - общество это не всегда приемлет. И в случае, если муж и жена решились на второго ребенка, им придется постоянно сталкиваться с некоторым противостоянием окружающих. И еще внушать своим детям, причем не просто словами, а всем своим поведением и буквально с первых минут их жизни, что они не хуже других, а может, даже и лучше, что не количество денег определяет успешность и состоятельность в жизни. Это очень трудно, и не все готовы и могут это выполнить.

Проще всего отказаться от идеи иметь нескольких детей. Тогда одного ребенка двое родителей, плюс все бабушки и дедушки поставят на ноги и смогут обеспечить ему пусть не безбедную, но вполне нормальную жизнь.

Но вот вопрос: а стоит ли? Ведь давно уже статистика доказала, что проблемные дети чаще всего выходят именно из обеспеченных семей. Конечно, мы не учитываем разговор о нормальных родителях.

Распределение ролей

Как решиться родить второго ребенка? Еще один важный критерий - это не финансы, а распределение внимания и ролей в такой семье. С одним малышом все понятно: все ему одному, он - центр семьи и заботы. А когда их двое? Маленькому, понятно, нужно внимания зачастую больше, чем уже подросшему. Но вот старший никак не готов с этим смириться. Детская ревность - страшная штука. Психологи советуют заранее готовить первенца к появлению нового члена семьи: ходить с ребенком в гости к знакомым, у которых есть несколько детей примерно его возраста, не отлучать его от забот о маме, которая носит его братика или сестричку, рассказывать ему о том, как вся семья вместе станет заботиться о маленьком, ведь родится он таким беспомощным. Можно показать фотографии, где в совсем крошечном возрасте, и объяснить ему, что и он был таким слабым и беззащитным, и о нем заботились все.

Когда второй малыш появится на свет, позвольте старшему принимать участие в доступных ему делах. Например, помогать купать маленького или сходить в магазин, помочь маме разложить вещи. Так между детьми не будет вражды. Старший же научится взаимопомощи и пониманию трудностей.

Теперь о том, чтобы второй ребенок не стал рано или поздно потреблять заботу всей семьи на правах младшенького. С возрастом у него тоже должны появиться обязанности. Сначала, например, не шуметь, когда старший делает уроки. Затем, возможно, оказывать помощь (сходить в магазин, прибраться в комнате и т. п.). В этом случае можно ожидать, что дети будут дружить, поскольку будут чувствовать ответственность друг за друга и за целостность и спокойствие всей семьи.

Трудности, которые возникнуть в процессе вынашивания второго малыша

Нужен ли второй ребенок? Ответ на этот вопрос каждая семья должна дать самостоятельно. Но для принятия решения нужно отдавать себе отчет в том, что трудности будут непременно. И очень многое зависит от того, готовы ли родителя с ними мириться и бороться.

Первая проблема возникнет сразу же, как только мама окажется в положении. Она не сможет так же, как и раньше, играть со старшим и уделять ему столько же времени. Стоит объяснить, что происходит. Если первый ребенок в совсем маленьком возрасте, то лучше дать ему понять, что мама немного плохо чувствует себя, потому что ждет еще одного малыша. Хорошо, если в доме есть животные. Они наглядно продемонстрируют ребенку мамину заботу о малышах, независимо от количества последних. Конечно, это в том случае, если домашний питомец приносит потомство, а не стерилизован.

Кстати, наличие животных в семье хорошо учит детей заботе о младших, требующих защиты и внимания. И, наверное, не стоит демонстрировать ребенку, что в угоду его спокойствию можно избавиться от кошки или собаки, кастрировать их и т. д. Разумеется, бывают случаи, когда такие меры становятся необходимостью, например, если у ребенка аллергия. Но и в этом случае можно показать своему чаду заботу. Привлечь его к устройству животного, а по сути члена семьи, в хорошие руки, или вместе с ним выполнять это.

Если в доме нет зверей и нет возможности их завести, то можно вместе с ребенком читать книги и смотреть фильмы на такие темы. Обязательно нужно комментировать происходящее, чтобы вызвать желаемую для родителей реакцию сочувствия, сострадания и стремления помочь слабому.

имеет значение

Решаться ли на второго ребенка? Часто люди, желающие иметь еще одного малыша, откладывают это на время, когда старший подрастет и станет осмысленно относиться к жизни. Такая логика не лишена смысла с той точки зрения, что первый ребенок действительно с годами станет лучше понимать происходящее, и многое ему можно будет объяснить. Но и не так уж неправы те, кто придерживаются мнения, что между детьми не должно быть большой разницы в возрасте.

Действительно, если дети родились с интервалом в год-два, то старший еще не успел осознать свою единственность и незаменимость. И появление младшего не сильно будет его напрягать, а возможно, даже позабавит. Но здесь кроется другая опасность. Старший, будучи еще совсем малышом, может воспринимать маленького как игрушку. Поэтому родители не должны выпускать из виду их обоих, особенно, когда они находятся вдвоем. Ведь старшенький может попробовать накормить малыша яблоком или попробовать перенести его с места на место. Это может окончиться плачевно.

Лучше все-таки привлекать старшего к заботе о маленьком. Пусть он помогает маме и папе менять памперсы, купать и готовить смеси. Пусть присутствует при кормлении и гигиенических процедурах. Тогда он будет видеть, как нужно обращаться с малышом, чем его кормят и как осторожно берут на руки, сколько он спит и бодрствует. Это укрепит взаимоотношения между малышами и сплотит всю семью.

Когда дети станут подрастать, стоит водить их вместе в кружки, школу и детский сад. Если нет возможности в силу определенных обстоятельств отправить ребят в один садик/школу, можно всей семьей ездить в гости и на пикник. Не стоит выделять маленького, заявляя, что, раз он появился, то и поездка на турбазу отменяется, а вот если бы его не было, тогда… Это неприемлемо.

Как решить финансовые трудности, если вы захотели второго ребенка?

И опять к вопросу о финансах. Конечно, сия чаша не минует никого. Отдав ребенка в садик, а тем более в школу, непременно родители столкнутся с вопросом денежных вливаний в организацию, дабы оградить свое чадо от клейма «не такой, как все». Но если в семье налажены доверительные отношения и родительское мнение для детей авторитетно, то проблема разрешима.

Все детские учреждения обязательно предоставляют льготы для многодетных и Заранее необходимо узнать, что полагается конкретной семье: бесплатные обеды в школе, компенсация оплаты за детский сад и квартиру, что поможет сэкономить. Нет возможности иметь собственный компьютер - можно объединиться с другими такими же родителями и выполнять задания совместно. Купить подержанный ноутбук, а еще лучше - научить детей пользоваться незаслуженно заброшенными библиотеками.

А еще попробуйте определить ребенка в простую школу, без громких титулов «гимназия» или «лицей», завести доверительные отношения с учителями и руководством заведения - это позволит держать руку на пульсе происходящего без уничижения учащегося.

Словом, выход из положения всегда найдется, если того захотеть. Остается лишь вопрос о том, стоит ли желание иметь двоих детей таких усилий и жертв. Быть может, лучше все же один малыш?

Если остановиться на одном малыше…

Так нужен ли второй ребенок? Сейчас будем дальше разбираться в этом вопросе. Если семья однозначно решает, что второй ребенок помешает размеренному и безоблачному течению жизни, ей следует помнить, что такой вариант тоже потребует определенных усилий. Да, не в финансовом плане, но кто знает, что тяжелее. Речь идет о том, чтобы единственный малыш в семье на стал эгоистом и потребителем родительской заботы и, что греха таить, денег.

Такому чаду обязательно вменить некоторые обязанности по дому. У него непременно должны быть определенные заботы по уборке собственной комнаты, а лучше и родительской в качестве помощи маме. Папа должен привлекать ребенка к выполнению работ для общего блага семьи. Мама также может поручить ему некоторые домашние дела: мытье посуды, уборку, поход в магазин и так далее. Тем более что ребенок один, и разделить заботы больше не с кем, а кто-то же должен помогать родителям, чтобы они и далее могли обеспечивать тот уровень жизни, который позволяет именно так жить всей семье.

Одним словом, трудности будут в любом случае, при любом решении. Только они будут разного рода.

Второй малыш в зрелом возрасте

Как решиться на второго ребенка после 35 лет? Есть семьи, которые придерживаются мнения, что второй малыш должен появиться в семье как можно позже. Но это тоже несет определенные затруднения. О возрасте мамы говорить не стоит, это дело индивидуальное. Говорят, что беременность и роды в позднем возрасте добавляет молодости и сил. Но следует задуматься, перед тем как решиться на второго ребенка после 35, что сыну или дочери будет всего 15 лет, когда маме станет уже пятьдесят. У нее будет, возможно, не столь прогрессивные взгляды на жизнь, которой будет жить подросток. Поэтому родным будет трудно находить общий язык (не обязательно, но вполне вероятно). Хотя нынешняя тенденция обзаводиться детьми в зрелом возрасте может опровергнуть эту мысль.

как быть в таком случае со вторым малышом?

Еще сложнее решать вынесенный в заголовок статьи вопрос при наличии неполной семьи. Разумеется, есть такие, кто решился родить второго ребенка без мужа. Есть даже женщины, которые отважились и на третьего малыша. Но тут, конечно, стоит взвесить реально свои возможности. Если финансовое положение позволяет, то почему отказываться от дара судьбы? Возможно, есть бабушки и дедушки, готовые ради счастья дочери помочь всеми силами. Можно положиться на их участие и решиться на второго ребенка. Ведь дети - это всегда хорошо, особенно это заметно к старости. Психологи говорят, что много детей при правильном их воспитании, - это деньги в кредит. Сегодня в них вкладываются родители, а через много лет эти вложения вернутся в сумме, кратной количеству отпрысков.

Многие дамы заявляют: «Никак не решусь на второго ребенка, потому что…», а далее следует список причин. Но это вовсе не поиск решения, а отсутствие решимости и позиции. Если семья планирует иметь нескольких детей, то все причины и проблемы вполне разрешимы ради достижения цели.

Как решиться на второго ребенка? В принципе, поиск ответа - это не самое главное. Важно понять, нужно ли вам это, готовы ли вы преодолеть трудности, которые обязательно возникнут, если в вашем доме появится второй ребенок.

Работа... Решиться на пополнение семьи занятой маме, как правило, трудно. Ведь не каждому начальнику хочется отпускать работника в декрет на три года, да еще и платить за это деньги. Но если решение принято, то никакое руководство не сможет остановить женщину в желании иметь детей. Работа всегда найдется для мыслящего человека, даже если у него появился Решиться иногда бывает очень тяжело. Но нужно просто реально взвешивать свои амбиции и возможности. Конечно, в условиях современного общества не стоит пренебрегать его требованиями. И если конкретная семья в действительности не может обеспечить второго ребенка даже необходимым, то вряд ли в такой ситуации можно обрекать свое чадо на заранее предусмотренные трудности и лишения.

Если же финансы позволяют, чтобы в семье появился второй ребенок, решиться на пополнение намного легче.

Небольшое заключение

Желанные дети - это, конечно же, всегда радость. Но не стоит забывать, что и они заслуживают счастья. Им нужны внимание, забота, любовь, не стоит забывать и о детских желаниях: игрушки, телефон, модная одежка, сладости, походы в парк аттракционов и общение со сверстниками. Поэтому вопрос "как решиться на второго ребенка" должен обсуждаться всей семьей, с привлечением и старшего малыша. Психологи всего мира советуют все же иметь нескольких детей. Ведь это объединяет, сплачивает всю семью, все поколения, заставляет жить всех ее членов едиными проблемами и заботами. Если ребенок растет один, в дальнейшем он может превратиться в эгоиста, и родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить этого. Кроме того, один-единственный малыш не сможет подарить такую полноту ощущений, как пара. Даже матери, имеющие двоих и более детей, утверждают, что появление второго порождает совершенно иное отношение и к нему, и к первенцу, и к мужу, и к семье, и даже к жизни. Поэтому, думая о том, как решиться на второго ребенка, полагайтесь только на свои ощущения. Не надо бояться, если хотите еще раз почувствовать радость материнства и отцовства.

Когда в доме появляется малыш - это огромное счастье, а рождение второго крохи - это двойное счастье для родителей.

Чтобы жизнь семьи и деток была гармоничной, хочется всё сделать правильно. Но что такое «правильно» и как к нему прийти?

Сначала вы решаете, что хотите второго малыша, затем нужно сообщить об этом первенцу - и после появляется много вопросов, на которые нужно найти ответы. Как подготовить чадо к рождению братика или сестрички, как с рождением крохи не забыть о старшем ребенке, как просить помощи у мужа?

На эти и другие важные вопросы о втором ребенке в семье отвечает детский психолог, психотерапевт .

- Как подготовить ребенка к появлению братика или сестрички?

Многие родители знают, что с ребенком нужно разговаривать на эту тему. Я хочу предостеречь от одной ошибки: далеко не всегда нужно спрашивать у малыша, хочет ли он братика или сестричку. Таким образом, родители перекладывают ответственность на ребенка, потому что он спокойно может сказать «Не хочу», и тогда родители попадают в тупик.

Важно помнить, что это только ваше решение , и чем старше ребенок, тем больше он будет понимать, что это значит. Он будет осознавать, что в семье появится новый человек, который будет забирать маму на время, причинять определенные неудобства, и малыш легко может сказать «я не хочу». Вы можете спрашивать лишь гипотетически, как он относится к двум детям в семье, или ставить перед фактом, что скоро у него появится братик или сестричка.

У ребенка основная проблема - он не понимает, чем ему это грозит , что может вызывать у него у . Чем детальнее вы будете рассказывать, что изменится в его жизни, тем лучше. Например, игрушки малыша будут стоять там-то, кушать он будет то-то, но мы с тобой по-прежнему будем проводить много времени вместе. Нужно дать понять ему, что кое-что в жизни изменится, но многое останется стабильным. Так ему будет проще принять новую ситуацию.

- Существует ли идеальная разница в возрасте между детьми?

На мой взгляд, это довольно условное понятие. Идеальной считается разница 4,5-5 лет. Но я считаю, что не очень правильно отталкиваться от правил, а лучше от того, как вам хочется. Основной критерий - это ваше желание, хочется или нет второго ребенка сейчас.

У любой разницы есть свои минусы . Если ребеночку меньше трех лет, то ему будет сложно принять второго малыша в семье, потому что он сам очень нуждается в маме. Если первый ребенок значительно старше (7-8 лет), то ему будет сложно приспособиться, потому что он достаточно давно живет один в семье, а здесь появится еще кто-то. Также малышам будет не очень интересно играть из-за разницы интересов.

Я, например, не сторонник мнения, что нужно рожать ребенка, потому что возраст или потому что у нас уже есть квартира. Тогда это уже не природное желание, а обусловленное рационально. Это может приводить к тому, что к ребенку в будущем будет критичное отношение, существует больше рисков, что он будет раздражать. Поэтому я считаю, что нужно рожать тогда, когда этого хочется.

Но мы же с рождением второго малыша влияем не только на свою жизнь, но и на жизнь своего первенца. Нужно ведь учитывать и его интересы. Не так ли?

Абсолютно верно. Но мое стойкое убеждение: интересы семьи гораздо важнее, чем интересы одного ребенка. Когда нарушается правило «стая за детёнышем не ходит», когда его интересы становятся во главу семьи, это приводит к тому, что ребенок становится очень капризным, он перестает чувствовать свое место в семейной иерархии. В дальнейшем у малыша возникнет тревога , и это может привести к огромному количеству психологических проблем.

Я не говорю, что его интересы не нужно учитывать. Если вам сейчас хочется ребенка, но вы готовы подождать годик, и от этого ничего в вашей жизни сильно не изменится, тогда подождите ту самую «идеальную разницу». Если же второго ребенка очень хочется уже сейчас, но нужно подождать, потому что малыш еще не подрос, то делать так не нужно. Это может привести к тому, что вы же потом этого малыша будете обвинять в том, что ради него вы пожертвовали своими желаниями.

Какие есть особенности воспитания детей с очень большой или очень маленькой разницей в возрасте? Как можно подружить детей?

У старшего обязательно должно быть свое пространство, личные вещи, которые не имеет права трогать, попытки их насильно уравнять провоцируют ревность

Чем больше хотят подружить детей, вне зависимости от возраста, тем больше сопротивления это вызывает у детей. Они сами разберутся в своих отношениях рано или поздно. Такое вмешательство родителей, наоборот, вызовет друг против друга.

Мне хотелось бы сказать об ошибках родителей . Самое главное - не нужно делать из старшего помощника по уходу за младшим. Это же ваш ребенок, и вы рожаете его для себя, так что занимайтесь сами его воспитанием, даже если старший в силах помочь. Вы можете просить ребенка помочь в уходе за младшим братом или сестрой, но ни в коем случае не требовать.

- С рождением второго ребенка часто старший начинает вести себя, как младенец. Почему так происходит?

Это ревность. Он видит, что младшему достается больше маминого внимания, и он пытается завоевать это внимание. Критиковать малыша не стоит, нужно просто пересмотреть свою тактику общения с детьми. Очень важный критерий: если у Вас два ребенка, вы не должны всё делать вместе, отдельно проводите время со старшим ребенком и с младшим . У старшего обязательно должно быть свое пространство, личные вещи, которые не имеет права трогать.

Попытки их насильно уравнять провоцируют ревность, дети это чувствуют, и между ними возникает напряжение. Важно подчеркивать своё индивидуальное отношение к старшему, когда он так впадает в детство. Подчеркивайте его достоинства, в чем его преимущества, как старшего. Быть взрослым для него должно быть привилегией.

- Какие преимущества можно ставить в пример?

Можете говорить о вещах, которые он уже может делать, потому что он - старший. Показывайте плюсы этого положения. Например, ему можно позже ложиться спать, больше гулять, есть свобода выбора (куда он пойдет и что будет делать). Обращайте внимание на его достижения: например, он уже умеет кататься на велосипеде, а малыш умеет только ползать.

- Как избежать детской ревности?

У каждого ребенка должно быть своё пространство и персональное время, которое родители проводят только с ним. Если у вас есть ритуалы (книжка на ночь, прогулки в одно и тоже время), постарайтесь их оставить и после рождения второго ребенка. Хотя бы часть из них. Не перекладывайте заботу о старшем на папу, бабушек или няню - постарайтесь так распределить своё время, чтобы его хватало на обоих детей, чтобы кусочек стабильности в его жизни сохранился.

Не нужно сравнивать детей. Не нужно подчёркнуто одинаково относиться к детям, например, покупать им одно и то же: каждому ребенку нужно покупать игрушки и предметы обихода по его возрасту и потребностям . Очень важно не передавать вещи старшего младшему без его разрешения: согласовывайте этот вопрос заранее.

С появлением второго ребенка в семье, как правило, самым обделенным чувствует себя первенец. Ведь он все время считал себя единственным любимцем, а теперь появляется кто-то другой и отнимает все внимание и заботу родителей на себя.

Ревность

Когда появляется второй ребенок, то бывает сложно избежать ревности со стороны старшего. Чтобы свести к минимуму обиды и ревностное поведение первенца, стоит подготовить его заранее к появлению младшего братика или сестрички.

После появления малыша

В первое время после появления малыша старший ребенок очень уязвим, ведь он переживает момент привыкания к новой жизни и к тому, что мамино внимание теперь постоянно направлено на кого-то другого. Поэтому так важно сейчас стараться выделять время и для первенца, даже если это очень тяжело. Окружите его дополнительным вниманием и помогите справиться с противоречивыми переживаниями и чувствами. Чаще оставайтесь с ним наедине, хотя бы на пол часа в день, чтобы он смог задать все интересующие его вопросы и услышать слова, подтверждающие вашу любовь по отношению к нему. Играйте вместе, читайте книжки перед сном. Даже если у мамы не получается уделять много времени ребенку, это должны делать остальные домочадцы, чтобы он не чувствовал себя брошенным.

Обязательно советуйтесь и привлекайте к помощи первенца. Например, отправляясь в магазин за детскими принадлежностями, разрешите ему выбрать погремушку или шапочку для младшего братика или сестрички. А дома попросите его помочь принести памперс или бутылочку с водой для крохи. И каждый раз хвалите его и подчеркивайте как хорошо, что у вас есть такой помощник и что сами вы бы без него не справились.

Не стоит принуждать к уходу за младшим, если старший ребенок категорически отказывается это делать или еще не умеет заботиться о маленьких. Избегайте фраз «ты должен», «ты обязан». Прежде всего, он еще ребенок и имеет на это право. По мере взросления само собой придёт осознание, что он старший и первенец сам начнет заботиться о братике или сестричке.

Если дочка или сын сами вызываются помочь и присмотреть за малышом, не стоит отказывать. Но только при этом нужно все время контролировать процесс и не оставлять детей одних. Даже если первенец достаточно взрослый и утверждает, что он вполне способен справиться с карапузом, всегда находитесь рядом. Не говорите напрямую, что боитесь за карапуза, чтобы старший его не уронил. Проявите хитрость и скажите, что хотите полюбоваться, тем как он хорошо справляется с ролью няни. Обязательно хвалите за проявление заботы.

Равноправие в семье

Каждый ребенок хочет чувствовать себя любимым и окруженным заботой и вниманием. Но когда мама начинает уделять хоть чуточку больше ласки и времени второму, то первый уже ощущает несправедливость по отношению к нему. Чтобы этого не происходило, психологи советуют всегда и во всем проявлять равноправие. То есть, к примеру, одинаково поощрять и наказывать детей. Но возможно ли это на практике, ведь дети то разные? У всех различный характер и возраст. Они индивидуальны и, чтобы не стричь всех «под одну гребенку», нужно уважать и учитывать мнение каждого. Для этого стоит сохранять несколько правил.

  1. Младшие очень любят повторять все за старшими. Поэтому, чтобы второй ребенок не стал «тенью» первенца с такими же увлечениями и стремлениями, всегда интересуйтесь, что ему нравиться и чем бы он хотел заниматься. Например, когда включаете мультики, читаете книжки или когда собираетесь отдавать детей в кружок или спортивную секцию.
  2. Оберегаете не только младшего ребенка от старшего, но и наоборот. К примеру, не давайте малышу разрушать башни из конструктора, построенные первенцем или прячьте любимые игрушки старшего от маленького карапуза, если боитесь, что он их сломает.
  3. Даже если первый ребенок уже взрослый вплоть до 15-17 лет, не стоит думать что ему нужно меньше внимания, и он уже не нуждается в вас. Всегда проявляйте интерес и находите время для общения с ним, чтобы узнать, что он чувствует и поддержать его. Конечно в таком возрасте, подросток не обязательно показывает своим поведением, что он очень переживает и это может быть скрытая ревность, но в любом случае не стоит оставлять его без внимания. Игнорирование со стороны матери очень плохо сказывается на психике первенца.

Главная цель родителей с появлением второго ребенка в семье, заключается в помощи первому ребенку сохранить чувство равновесия и с радостью ощутить, что он уже взрослый по сравнению с малышом.