Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Комментариев нет

Школьные годы в «папо-мамской» истории не всегда ассоциируются с цепью побед. Аналогии с полосой препятствий напрашиваются не реже. Особенно если подросток не хочет учиться и вопрос «что с этим делать» без психологической помощи решить родным трудновато. Родительский авторитет, безотказно срабатывавший на младших ступенях, вдруг утратил актуальность, а 12-14-летний . Что предпринять, и как мотивировать подростка на учебу?

Почему подросток не хочет учиться: выясняем традиционные причины

  • Несовпадение особенностей интеллекта и уровня развития школьника с профилем учебного заведения. Ребенка творческого, с подчеркнуто образным восприятием мира, может тяготить необходимость работать по перенасыщенному точными либо естественными науками расписанию в школе несовместимого с его натурой уклона. Как и прирожденного «технаря» будет раздражать языковая «избыточность» гуманитарной гимназии.
  • в подаче и системе изучения школьных предметов. Виновата ли сама программа и стандартные учебники или в деле «замешан» преподаватель, неспособный подать тему нескучно, доступно, вперемешку с занимательными, интригующими фактами – это внимательные, думающие родители установят сами. Чтобы принять решение, как ситуацию «развернуть» в пользу чада.
  • Чрезмерная загрузка ученика, которую слишком требовательные взрослые игнорируют. Режим разносторонних по увлечениям детей часто изобилует кружково-спортивно-клубными занятиями. В переходном возрасте даже «организованный» ребенок-идеал устает, если перерывы на прогулки, игры, релакс сведены к нулю. К тому же школьникам-подросткам нужно общаться. Создайте им временную нишу для расслабляющего отдыха.
  • «Перекосы» с контролем в сторону тотальности или полного его отсутствия. То и другое – явный негатив. У парня/девочки в «среднешкольном» периоде аккумулируется заряд протеста, а чересчур жесткий нажим вызывает отторжение. Мягкостью, желанием понять человека вы добьетесь большего, чем приказами и давлением. Но и взваливать функции отвыкшего трудиться лентяя на себя – не выход. Приучайте его к самостоятельности.
  • Проблемы дискомфорта в общении с друзьями-ровесниками и педагогами. На ровном месте конфликты не вырастают – здесь неплохо бы проанализировать предысторию. Как появляются дети-изгои, почему распался коллектив одноклассников на достойных и не внушающих уважение – этими подробностями займется педагог-психолог. Безучастность учителей, лишивших мальчишку/девчонку внимания и способных невзлюбить ученика, усугубляет дело.

Разберитесь в тонкостях происшедшего досконально. Побеседуйте с классным руководителем, директором, учителями-предметниками. Возникнет потребность – переведите подростка в другую школу. Это не лучшая, но иногда единственно верная тактика. И помните: уговаривать в подобных случаях нежелательно, но учесть мнение виновника ваших тревог, обсудить это в семейном кругу придется.

Привычки, стресс, комплексы – попутные осложняющие обстоятельства

Напряженная обстановка в семье, где нелады между «предками» – ссоры, ругань, насилие – травмируют незрелую психику и рождают мысли о ненужности ребенка, способствует развитию у него чувства неполноценности. Подросток испытывает сложности в коммуникации и замыкается. Наличие физических недостатков (сутулости, плохого зрения/слуха) угнетает и ведет к самоизоляции. Тут без профессионала не обойтись.

Еще проблемней справиться с вредными наклонностями, сопровождающими этапы взросления. Курение и геймерство, токсикомания и бродяжничество – лишь часть типичного для «трудной» детворы списка крайностей. Да и гиперактивность не у всех двенадцатилетних «деток» остается в прошлом. Озадачиться воспитателям есть чем. Настроившись на работу не только с собственным дитятей, но и с его ближайшими друзьями.

Итак, как заставить подростка учиться? Инерция «нехотения» преодолевается не сразу. Это длительный путь, и без промахов его пройти вряд ли удастся. Но благородная цель таких усилий стоит. Минимизируют ошибки рекомендации грамотных специалистов – для каждого формирующегося индивидуума свои, личностно ориентированные. Сумеют папы-мамы поддержать дух разумного экспериментаторства – результат их порадует. А пока .

  • Если учиться ваш отпрыск не хочет, а образованность для вас – главная жизненная ценность, примените гибкую систему поощрений с элементами наказания. Попробуйте создать атмосферу доверия, настраивающую на совместные размышления о силе знаний, успешности лиц высокообразованных, умении интеллектуалов и людей творческих профессий обеспечить себе комфортное, содержательное, счастливое будущее.
  • Нравится вашему парню/барышне – не препятствуйте капризу. Пусть пробует. Со временем поймет, что чтение-письмо-счет в нормальной позе продуктивнее. Обожает животных – сведите с работниками питомника/зоопарка, запишите в кружок будущих зоологов при вузовской кафедре. Ненавидит алгебру-физику – подкорректируйте образовательный профиль. Пускай вместо цифр сосредоточится на том, что понятнее и притягательней.
  • Рационализируйте форму подачи-усвоения материала. Подберите учебники-справочники талантливых авторов, увлекательные видеокурсы. Предложите позаниматься с репетиторами по отдельным дисциплинам, плохо усваиваемым разделам. Подарите подростку шанс ощутить себя неглупым, уважаемым в детско-юношеской среде, привлекательным для окружающих. Это повысит самооценку.

Как поступать в перспективе

Накапливающийся в организме к «середине» обучения дефицит йода затрудняет возрастную гормональную перестройку. Это чревато ухудшением памяти, «провалами» в наглядно-образном мышлении, не дает сконцентрироваться на насущных задачах. Изменяется и тип характера. Нередко подросток не только не хочет учиться– он становится неуправляемым, импульсивным – склонным к неоправданным приступам агрессии.

Такое надо понять и пережить. Запаситесь терпением. Речь о преходящей беде, но стратегии она требует грамотной и достаточно твердой. Допуская неуважение к себе, этот бой вы рискуете проиграть. На роль безропотных жертв мать с отцом соглашаться не должны. Однако и давить, унижать ребенка нельзя. Беседа-обмен – действенный и перспективный ход. Постарайтесь использовать его почаще, подчеркивая, что взгляды сына/дочки для вас значимы.

Забудьте об угрозах и обвинениях – даже если высказывания подростка-протестанта кажутся вам неприемлемыми. Выслушивайте его спокойно. Не перечеркивайте, а тактично корректируйте «видение» ситуации и реакцию собеседника. Не придумывайте «страшилок» вроде «станет наркоманом», «совершит преступление», – оценивайте каждый день без спешки, радуясь маленьким победам. Начнете советоваться с ребенком сами – он станет рассудительнее и ответственней.

Если параллельно начнется выработка мотивации учебно-трудовых навыков, привитие правил поведения личности в социуме – считайте, перелом в воспитательном процессе состоялся. Надежда на успешное формирование базы на пути к старшей школе, где юноше/девушке предстоит определиться с выбором специальности по душе и складу умственной деятельности, у вас есть. Воспользуйтесь ею.

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Добрый день. Помогите разобраться, правильно ли я приняла тактику по воспитанию своих детей или нет? И как мне себя вести в такой ситуации?
У меня два сына, 20 и 14 лет, вот как год муж решил пожить от семьи отдельно, уехал в другой город и перестал интересоваться нашей жизнью.
Кратко опишу отношения в семье. В браке мы 20 лет, имеем свой бизнес, к которому мы с мужем шли вместе, т.е. дети, когда росли, видели нас практически всегда дома, т.е. на работу от звонка до звонка мы не ходили, были практически всегда на виду у детей. С детьми у отца как то не было времени нормально общаться, по причине, что он всегда им говорил, что он занят и у него на уме один только заработок. Если приходилось обращать внимание на детей, то только тогда когда они что ни будь натворят. Тогда он орал на них, унижал, иногда ремнем давал. Конечно, строгость мальчикам нужна, но это все происходило с унижениями. Если он хотел провести с ними воспитательную беседу, то это получался ни диалог с, а монолог. Т.е. дети не могли сказать ни слова, а только слушали нравоучения. Когда старшему исполнилось 17 лет, он стал искать себя, (черные ногти, накрашенные глаза, проколотые уши, эрокез на голове), мужа естественно это все бесило, доходило дело до драки, кидали друг в друга стулья, после чего сын спрыгнул ночью со второго этажа с балкона и пошел бродить городу. Потом затихало это все и опять, какие ни будь финты выкручивал. После школы поступил в институт, отец выселил его из квартиры в однокомнатную, давал ему деньги на еду, таким образом приучая его к самостоятельности и сберегая свои нервы. Через год сын перешел опять к нам домой. Отучився на первом курсе, сын решил перевестись на заочку, при этом говорил, что учеба ему не нужна. Я заметила, когда он стал жить самостоятельно, стал много читать - Ошо, Киасаки, Экхарт Толле и еще кучу всякой психологии., смотрит Бизнес Молодость (это я все пишу с его слов, что запомнила, может с ошибками), смотрит какие-то поучительные фильмы, слушает какой-то трансерфинг, медитирует, теперь он решил перейти на сыроедение. Так вот, после его начитанности он пошел в институт, написал заявление, чтоб его отчислили, но надо было долг заплатить, я ему денег не дала, а он взял продал свой ноутбук, оплатил долг и забрал документы. Я его стала выгонять на работу, на что он мне отвечал, что будет заниматься самообразованием, а работать ему некогда. Т.е. сидит целый день за моим ноутбуком, а я пошла работать, т.к. муж не дает денег, чтоб накормить их. Дошло у меня как-то дело до драки с ним, я его выгнала из дома, собрала сумку ему с его вещами и он ушел. В 12 ночи позвонил и попросился домой, сказал что пойдет работать. Пошел на следующий день на автомойку, поработал 10 дней, ему там что-то заплатили, и он больше туда не вернулся. Сел опять дома и стал вроде как работу искать, я уже устала с ним ругаться и решила отстать от него. Но самое страшное, что второй сын стал подражать ему, читает все тоже самое, что и брат, прочитал Богатый папа, бедный папа, и решил что учиться ему не зачем, стал медитировать, слушать какую-то ерунду, тоже сказал что будет сыроедом и вести здоровый образ жизни. Вобщем я вижу, как мои дети превращаются в зомби. Старший ходит лохматый и не бритый, ему все равно, что на нем одето, как пещерный человек, и младший тоже не стрижется, одевает на себя что попало, мне аж стыдно…он сейчас в 9 классе, учится плохо, вот решил что ему аттестат не нужен и в школу он больше ходить н будет, я уже и к учительнице обращалась, проводили беседы с ним, отец пару раз с ним разговривал, а он так спокойненько с такими осоловелыми глазками говорит, что мы все не просветленные и нам надо почаще медитировать!!! Вобщем я не знаю, что мне делать, и я решила принять их позицию, я перестала обращать на их бздики внимание и решила им подиграть, на свой выходной ушла из дома на целый день, младший в 5 вечера опомнился что меня долго нет и позвонил мне, я ему сказала, что я не в городе и уехала к морю, решила помедитировать, и побыть на едине с природой, все я это говорила таким голосом как кришнаидка какая-то, малой естественно сказал что я накурилась, и чтоб я дурью не маялась. Я ему сказала, что они с братом совершенно правы по поводу сыроедения, и что я тоже больше не буду есть вареную еду. Зачем мне мыть посуду, которую они оставляют периодически, лучше от нее совсем избавиться, т.к. все можно есть и без тарелок. Вобщем за целый день они подоедали все, что было в холодильнике, и вареное и жареное, а я вечером пришла домой включила этническую музыку и стала медитировать. Демонстративно залила себе гречку сырой водой и сказал, что это мой завтрак. Утром естественно я это съесть не смогла и сказала малому, чтоб он угощался моей едой, что это очень полезно и ушла на работу. При этоим детям сказала, что я решила уйти с работы т.к. поняла, что это не мое и буду искать себя в медитации. К вечеру малой позвонил и попросил, чтоб я купила еды, на что я ответила, что у меня нет денег на еду, будем доедать морковку. Честно я даже не знаю, что они ели, у меня душа разрывается, я пришла домой в девятом часу вечера, младший уже спит, а старший позамачивал себе какие-то зерна, чтоб их есть потом. Еще утром, перед работой, я сказала старшему, чтоб он собирался и ехал к отцу, т.к. продукты остались только на меня и на брата. И нет денег их покупать, на данный момент в холодильнике пусто, только соления всякие стоят. Не знаю на сколько меня хватит, чтоб все это выдержать, но думаю может хоть старший одумается и пойдет хоть где-то подработает. Очень надеялась, что заберут его весной в армию, позвонила в военкомат, сказали может только осенью его призовут. Очень больно за младшего, ходит голодный, лупает своими голубыми глазками, типа просветленный, учиться не хочет, и после 9 класса собирается дома сидеть и самообразовываться. Страшно, что будет с ними дальше, я хочу гордиться своими детьми, увы, не получается. Меня они совсем не слушают и ни к чьему мнению тоже не прислушиваются, оба считают, что вокруг них тупое общество, которое работает всю жизнь на государство и подчиняется общим моралям…а они так жить не хотят, и доказывают мне что никто не в силах на них повлиять….

Добрый день, дорогие родители! Школьные годы и для вас, и для детей – большое испытание. Малыши и подростки не хотят учиться, прогуливают уроки, обманывают… В общем, делают все, чтобы не учиться.

Но если на первоклассника еще можно «надавить» родительским авторитетом, то как быть с ребенком 12-14 лет? Если подросток не хочет учиться, что делать родителям, советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

Дорогие читатели, если вы адекватные родители, и по-настоящему любите свое чадо, то наверняка зададитесь вопросом: «Почему не хотят учиться дети?».

Конечно, современные уроки в школе нельзя назвать увлекательными, интересными (за редким исключением). Они превратились в принуждение, обязательную программу, которую должны пройти все дети от 6 до 16 лет.

Методические пособия по воспитанию малышей исписаны убеждениями в том, что обучение для ребенка нужно делать интересным, близким к игре, но в старшей школе на игры уже не остается времени.

Учитель не всегда успевает даже доступно объяснить материал. О том, чтобы целенаправленно воспитывать любовь к своему предмету, уже нет и речи.

Дети, не приученные к самодисциплине и не самостоятельные, теряют уважение к школе, учителям, пасуют перед трудностями, не видя в них смысла. Такова реальность. Но причины могут заключаться не только в этом.

  • . Кроме посещения школы, многие дети ходят в кружки, клубы по интересам. Но и там нагрузка велика. В результате ребенок устает, ему уже ничего не хочется. Он мечтает только отдохнуть, погулять с друзьями. Спросите себя: есть ли у вашего подростка такая возможность? Дети в возрасте от 12 до 16 лет нуждаются в общении, они приобретают ценные социальные навыки. Не лишайте их этого удовольствия. Но общение должно быть обоснованным и дозированным, тогда оно будет полезным.
  • Тоталитарный контроль со стороны родителей . Если взрослые контролируют ребенка во всем, интерес к учебе и любому виду деятельности, в конце концов, пропадает. Если в работе нет самостоятельности, действия подростка становятся бездумными, он перестает ощущать себя личностью. Зачем учиться, к чему-то стремиться, если родители все давно решили за него?


  • Отсутствие контроля . Это другая крайность, которой тоже не должно быть в семье. Самостоятельность нужно развивать постепенно, доверяя малышу сначала простые вещи, а от подростка уже требуя помощи по хозяйству, проявляя желание выслушать и принять к сведению его мнение по поводу важных семейных решений.
  • Проблемы с одноклассниками или учителями . Если подросток чувствует себя изгоем в классе, его по какой-то причине учителя лишают своего внимания или относятся к нему пренебрежительно, рано или поздно он будет отказываться посещать учебное заведение. Уговорами здесь не поможешь. Нужен глубокий психологический анализ ситуации, беседы с педагогическим составом.

Что еще может повлиять на желание учиться?

Но бывает так, что внешне ситуация кажется благополучной: ребенок старается, учителя относятся к нему хорошо, одноклассники уважают, а ходить в школу он все равно не хочет, юлит, врет, сопротивляется уговорам. Что делать родителям?

Причины такого поведения могут проявляться на подсознательном уровне и состоять в скрытых физиологических или психологических потребностях, которые ни родители, ни сам подросток не осознает:

  • неблагоприятная ситуация в семье (родители ссорятся, ребенок ощущает себя ненужным);
  • физические недостатки (речевые, хромота, сутулость и т.д.), которые провоцируют развитие комплексов;
  • друзья и окружение (обратите внимание, как ваши близкие и семья в целом относятся к школе, учебе, как высказываются о потребности в образовании, о чем беседует подросток с друзьями);
  • вредные привычки (длительные прогулки со сверстниками, перерастающие в бродяжничество; компьютерные игры);
  • гиперактивность – это заболевание, которое обычно диагностируется в раннем возрасте и к подростковому возрасту уже находится под контролем взрослых, однако отдельные его проявления могут давать знать о себе (отсутствие внимания, неумение сосредоточиться, высидеть долго за партой).


Если причину удалось определить, стоит приступить к преодолению препятствий у подростка к учебе.

Что предпринять?

Если взрослые не могут сами решить проблему, не лишним будет проконсультироваться с психологом. Психолог в такой ситуации должен рассмотреть две стороны: родителей и ребенка. И только на основании такого общения делать выводы и рекомендации, почему подросток не хочет учиться.

Однако, если немного обобщить, можно дать следующие советы:


  • Поговорите с учителями : у них обычно имеется достаточно наблюдений за каждым учеником.
  • Не ругайте за оценки . Создайте оптимистическое настроение. Внушите подростку, что все поправимо.
  • Если ребенок интересуется чем-то, кроме школьных предметов, например, танцами, плаванием, рукоделием, пообещайте ему поощрение в этой области (поход на интересный концерт, красивый набор, поездку на конкурс и т.д.).

И самый главный совет — ЛЮБОВЬ! Любите своего ребенка не за хорошее поведение или оценки, а просто так. Потому что он ваш, самый замечательный и прекрасный. Безусловная любовь ключ к успеху.

Самое главное – помнить, что мы с вами, дорогие читатели, взрослые люди, и решение детских проблем нам должно быть подвластно.