Ребенок, который не знает слова "нет". Ребенок говорит неправду – выдумывает или намеренно врет

За свою десятилетнюю практику я выделила несколько поведенческих проблем у детей, которые требуют немедленной реакции родителей.

1. ОН ПЕРЕБИВАЕТ

Ваш ребенок чем-то обрадован и хочет немедленно рассказать об этом. Если разрешаете ему вмешиваться в разговор и перебивать вас, то тем самым даете понять, что это позволительно. Так вы не научите ребенка думать о других и самому искать себе занятие. В следующий раз, когда ребенок попытается вас перебить, дайте ему понять, что заняты. Предложите, во что он может поиграть. Если он продолжает мешать, подтолкните его в нужном направлении.

2. ОН ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ

Все начинается с мелочей. Сначала он говорит, что доел овощи, хотя на самом деле едва к ним притронулся. Эта небольшая ложь, конечно, не приносит никому особого вреда, но все же слова ребенка не соответствуют действительности. Возможно, вам кажется, что это ерунда, но склонность ко лжи со временем может усилиться. Правда, важно помнить, что в возрасте двух-четырех лет ребенок еще не понимает, что такое правда и ложь. Хвалите детей, когда они говорят правду. Учите их быть честными, даже когда это грозит им неприятностями.

3. ОН ПРИТВОРЯЕТСЯ, ЧТО НЕ СЛЫШИТ

Вы не должны многократно просить ребенка убрать игрушки или сесть в машину. Игнорирование ваших просьб со стороны ребенка – это борьба за власть. Со временем оно будет лишь усугубляться.

В следующий раз, когда вам нужно будет о чем-то попросить сына или дочь, подойдите к ребенку и посмотрите ему в глаза. Добейтесь, чтобы он или она ответили: «Хорошо, мама (папа)». Если ребенок смотрит телевизор, вы можете его выключить. При необходимости в качестве наказания можно лишить ребенка развлечения – например, сократить время за гаджетами с часа до получаса.

4. ОН СЛИШКОМ ГРУБО ВЕДЕТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ИГР

Если ваш старший сын бьет младшего брата, естественно, вы вмешаетесь. Но нельзя закрывать глаза и на менее явные проявления агрессии – например, если он толкает брата или игнорирует его. Подобное поведение надо пресекать в раннем возрасте, иначе потом станет только хуже. Если вы позволяете ребенку так себя вести, то тем самым словно показываете ему, что делать другим больно позволительно.

Отведите сына в сторону и объясните ему, что так делать нельзя. Не давайте ему играть с младшими братьями и сестрами, пока он не научится вести себя с ними как подобает.

5. ОН БЕЗ СПРОСА БЕРЕТ СЛАДОСТИ

Это очень удобно, когда сын или дочь берут что-то перекусить и включают телевизор, не беспокоя вас. Когда двухлетка тянется за лежащим на столе печеньем, это выглядит мило. Иначе это будет смотреться, когда в 8 лет он или она в гостях начнут хватать сладости без разрешения.

Важно установить дома определенные правила и удостовериться в том, что дети хорошо их знают.

Малыш, подрастая, начинает изучать не только предметный мир: не менее активно он интересуется людьми, которые его окружают. А это прежде всего мама и папа… Если мама всегда рядом, то построить семейные отношения с папой ребенку сложнее. Во избежание детских комплексов и непонимания, отцу следует учитывать психологию детей и возрастные особенности.

С мамой, так сказать, все ясно изначально: мама есть мама, но в определенном возрасте у детей возникают – возможно, не вполне осознанные – вопросы, связанные с личностью отца: как строить общение с папой? как разговаривать с ним? Ответы зависят от того, какое место занимает ребенок в жизни родителя, насколько важную роль в ней играет.

Какие бывают папы

Возможны абсолютно полярные варианты: некоторые мужчины считают чадо «пупом земли», которому нет ни в чем отказа (в том числе и в общении), другие, наоборот, сознательно превращают детей в забитых существ, не имеющих права голоса и вообще никаких прав. Понятно, что крайности не сулят ничего хорошего.

Как правило, отец много времени проводит вне дома, устает, у него есть желание, но нет возможности хорошо узнать своего ребенка и полноценно общаться с ним. Оказавшись дома, отец, к сожалению, иногда видит свое предназначение только в том, чтобы учить, ругать, призывать к порядку – и эта строгость обращена на так долго ждавшего его малыша. А ведь отцовская роль в жизни ребенка значительно больше функции «верховного божества» – пугающего и карающего.

Бывает, что мужчина занят лишь собой, своими интересами. Он обращает внимание на ребенка только тогда, когда без этого уже никак не обойтись или сам малыш пытается установить контакт. В этом случае отец «функционирует», как компьютер: да, нет, можно, нельзя. Робкий ребенок после таких «разговоров» почти прекращает попытки привлечь внимание отца: ему ничего не остается, как со всеми вопросами обращаться к одному понимающему человеку – маме.

У некоторых мужчин складываются странные и даже уродливые формы общения с детьми. Ребенок ежедневно ощущает, что его не любят, постоянно в чем-то обвиняют, он испытывает унижение, беспомощность, оказывается в изоляции. Такой же недопустимой является модель общения, когда отец заискивает перед малышом, фактически покупая его расположение, чтобы показать, какой он хороший папа.

Порой встречаются семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают, и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно».

«Поговорим, как мужчина с мужчиной», – всякий мальчишка испытывает гордость, услышав эти слова… А если отец знаком еще и с – то цены ему нет!

Умеете ли вы говорить с детьми?

Привыкший со всеми своими проблемами идти к маме, а не к папе, которому «нельзя мешать», ребенок постепенно перестает обращаться к отцу, авторитет которого падает, а участие в жизни детей сводится к роли «соседа по квартире».

Мамам часто кажется, что вся беда в том, что муж не умеет общаться с детьми. (Но, возможно, и материнское речевое поведение не укладывается в рамки образцового и продуктивного.) Чтобы разобраться в этом, проконтролируйте себя – последите, как вы (папа или мама) ведете беседу с ребенком. Если из родительских уст часто звучат речевые конструкции, приведенные ниже, то вам предстоит серьезная работа над изменением стиля общения.

Отец, который не жалеет для ребенка времени, видит в нем личность, считается с его интересами, беседует с ним на равных, уважительно выслушивает его мнение, а также знает нюансы в и в воспитании мальчиков – случай идеальный, но почему бы и не попытаться к этому идеалу приблизиться?..

Чего в разговорах родителей с детьми быть не должно

  • Приказы, команды:

«Сейчас же вставай!», «Чтобы больше я этого не видел!», «Замолчи
немедленно!»

В категоричных фразах ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к себе. Такие резкие и суровые слова вызывают ощущение бесправия и даже брошенности «в беде». В ответ дети сопротивляются, упрямятся, грубят.

  • Частые угрозы, предупреждения:

«Прекрати плакать, не выводи меня из себя», «Еще раз это повторится,
и я возьму ремень».

Угрозы бессмысленны, если ребенок в данный момент ощущает острое переживание – они лишь загоняют его в еще больший тупик. А при частом повторении дети привыкают и перестают на них реагировать.

  • Незаслуженные обвинения, критика:

«Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя», «Зря я на тебя надеялся!»
Такие обидные и обижающие фразы вызывают у детей либо активный отпор (ответное нападение, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и отношениях со взрослыми. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает считать себя плохим, безвольным – настоящим неудачником. Заниженная самооценка порождает новые проблемы.

  • Насмешки, прозвища:

«Эх ты, плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты мужик!»
Такие слова – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Дети обижаются и защищаются, как могут: «А сам какой?», «Пусть лапша!», «Ну и буду таким, если меня так зовут!»

  • Сочувствие на словах:

«Успокойся, все это такая ерунда», «Не обращай внимания», «Перемелется – мука будет».
Ребенку нужно сочувствовать, но в пустых фразах он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание его переживаний.

  • Нудные нотации:

«Пора знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько тебе говорить: слушай отца», «Без конца отвлекаешься, потому и делаешь ошибки».
Как правило, в этих случаях ребенок отвечает: «Я знаю», «Хватит!». В итоге у него возникает то, что психологи называют «психологической глухотой».

  • «Влезание в душу»:

«Нет, ты скажи, что все-таки случилось? Я все равно узнаю. Ну почему ты молчишь?»
Удержаться от расспросов трудно. Но лучше попробовать внимательно выслушать ребенка и постараться понять, что у него на душе, а вопросительные предложения заменить
на утвердительные.

  • Легкомысленное отшучивание:

Сын: «Знаешь, папа, я ничего в этой математике не понимаю». Отец: «Как много между нами общего!»
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. У ребенка (даже если он обладает чувством юмора) пропадает желание посвящать отца в свои переживания.

  • Скучная морализация:

«Ты обязан вести себя как полагается», «Каждый человек должен трудиться», «Нужно уважать старших».
Дети из таких тоскливых фраз не узнают ничего нового, их поведение не меняется. Они чувствуют давление авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще – все вместе. Моральные устои и нравственное поведение воспитывают не слова, а атмосфера в доме, поведение взрослых, прежде всего – самих родителей.

  • Прямолинейные советы:

«А ты возьми и скажи ему...», «Нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал (не дал) сдачи».
Дети не склонны прислушиваться к таким советам-отговоркам. Иногда открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Сам знаю!» Что стоит за этими негативными реакциями? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, отец напоминает ему, что тот мал и неопытен, а взрослые старше и умнее. Авторитарная позиция взрослого раздражает детей и не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме.

  • Недоверие:

«Я знаю, что все это из-за тебя», «Что, опять подрался с кем-то?», «Уверен, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь».
При частом повторении подобные фразы приводят ребенка в ярость. Кто любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция отторжения, желание уйти от контакта.

  • Неискренние похвалы:

«Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый!»
Дети легко распознают фальшь. Ребенок может догадаться, что его хвалят из каких-то своих соображений. Как правильно реагировать на успехи ребенка? Лучше всего выразить свое отношение к происходящему, используя местоимения «я», «мне» вместо «ты».

Родительская школа: общение с ребенком

Существует несколько простых правил, которым мудрые родители обоих полов должны неукоснительно следовать.

  • Если хотите поговорить с детьми по душам, выбирайте для этого время совместных прогулок и игр, минуты спокойного общения перед отходом ко сну.
  • Если ребенок о чем-то спрашивает, чем-то интересуется, обязательно удовлетворите его любопытство. Не отмахивайтесь и не обрывайте его грубыми выражениями типа «не твое дело», «не видишь, я занят»; «в свое время узнаешь» и т.п.
  • Если ребенок что-то говорит вам, не перебивайте его, а внимательно выслушайте (разумеется, если он в это время не перебивает вас).
  • Прислушивайтесь к личному мнению ребенка, особенно когда решается вопрос, касающийся его напрямую.
  • Если вы почему-либо незаслуженно оскорбили ребенка или сгоряча «сорвались» на него, найдите мужество извиниться, желательно – не формально.
  • Помните, что иногда детям тоже нужно отдохнуть от родителей и побыть наедине с собой. Не навязывайте малышу свое общество, когда оно ему явно не требуется.

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу. А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

РЕБЕНОК НАЧАЛ ОБМАНЫВАТЬ: ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу.

А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

Если глядя вам прямо в глаза, без тени смущения и колебания, ваш собственный сын говорит явно неправду. Даже после наказания он продолжает врать на каждом шагу, а когда правда вскрывается, он и не думает краснеть или просить прощения за свой проступок. Не проходит и дня, чтобы он не выдумал очередную вполне правдоподобную историю и не выдал ее за действительность. Это уже не детские сказки или фантазии, то, что он рассказывает, похоже на реальные события.

Что с ним? Он же знает, что будет наказан за вранье, так зачем же он это делает снова и снова?

Как бороться с детским обманом?

Где граница между невинными фантазиями и намеренным враньем?

Как отучить ребенка говорить неправду?

Слова, речь - проявления нашего внутреннего мира, тех мыслей, которые приходят к нам в голову, словами мы описываем те чувства, которые испытываем, и те потребности, которые стремимся удовлетворить.

Слово есть вербальное воплощение мысли. Проговаривая слова, мы самовыражаемся, то есть проявляем суть нашего психического, показываем, какие мы есть на самом деле, но сквозь призму привитых культурных ценностей, общественных требований, особенностей воспитания, национальных, религиозных или семейных привычек и прочих приобретенных жизненных фильтров.

Системное мышление является тем инструментом, который позволяет отчетливо понимать, что стоит за словами, которые мы говорим, осознавать сигналы нашего бессознательного. Системно-векторная психология дает возможность увидеть самый корень того, что проявляется у ребенка вербально, отбросив все лишнее и наносное, не погружаясь в суть каждого слова, но отвечая на вопросы «почему» и «зачем» он это говорит.

Каждому из нас от рождения даны совершенно конкретные психологические свойства, реализуя которые мы получаем наслаждение и чувствуем себя хорошо. Если же свойства не находят применения в жизни, мы страдаем и ощущаем себя плохо, поэтому снова и снова пытаемся-таки реализовать врожденные качества и сменить свое внутреннее состояние с минуса на плюс.

Человек, не имеющий системных знаний, а тем более ребенок, делает все это неосознанно, объясняя свои поступки другим и себе самому в рамках собственных суждений.

Я ГОВОРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ

Острая потребность говорить, и не просто говорить, а быть услышанным (!) . Это уникальное свойство психики проявляет себя с младенчества: его особенный крик даже в роддоме выделяется среди множества других. Инициируя свою вторичную эрогенную зону, рот, оральный малыш без передышки гулит, все облизывает, тянет в рот, плюется, экспериментирует со звуками, практически не замолкая. Он может шепелявить, картавить, не выговаривать полностью слова или отдельные звуки, но уже стремится говорить, говорить, говорить для своей аудитории.


Оральник любого возраста никогда не станет говорить сам с собой, он не получает удовлетворения просто от процесса проговаривания слов, самое важное для него - это быть услышанным. Именно ваше внимание к его словам - вот главное наслаждение для орального ребенка, и ради того, чтобы его получить, он готов на многое.

Если родители, а они-то и являются самыми первыми его слушателями, не проявляют достаточного внимания к речам своего малыша или, что еще хуже, требуют замолчать и не мешать, главное свойство оральника остается невостребованным, нет наполнения, нарушается биохимический баланс головного мозга, ребенок ощущает страдание и начинает искать способ реализовать имеющиеся свойства.

Родители не слушают обычные события из моей жизни? Им не интересно? Но они проявляют интерес к новостям или словам других взрослых? Отлично, вот и выход! Значит, чтобы меня слушали, я буду говорить с ними о том, что интересно им. И вот уже готова история про пожар в школе, роман соседки, кражу в магазине или драку во дворе. Совершенно особенный вербальный интеллект, или мышление говорением, дает возможность маленькому оральнику описывать любые ситуации в малейших подробностях и с высокой достоверностью.

Мама бросила все свои дела и увлеченно слушает, раскрыв рот, переспрашивает и уточняет - вот это наслаждение для ребенка-оральника! Он не думает в этот момент о том, что это неправда, он наполняется, реализует врожденные свойства, выполняет свою видовую роль, что является самым большим удовольствием для него. Оральник будет говорить то, что захотят слушать, что вызывает интерес, привлекает внимание к его словам. Увлеченность слушателей для него во сто крат важнее того, что он обманывает.

Никакие наказания за вранье не могут сравниться с тем наслаждением, какое получает оральник во время «выступления». Только это имеет значение для него. И самое губительное, что могут сделать родители в таких случаях, - это стукнуть по губам, решив отчего-то, что это наилучший способ отучить врать. Стресс от удара по губам имеет катастрофические последствия для такого ребенка. Выдумывать небылицы и выдавать их за правду, лишь бы его слушали, он не перестанет, зато может начать заикаться, что станет большой преградой для дальнейшего развития векторальных свойств.

А ведь оральный вектор - это вектор великих ораторов, высокоразвитые свойства которых предназначены для создания общих нейронных связей у тех, кто слушает их речи. Только оральное слово способно объединить миллионы людей в достижении единой цели, убедить в своей правоте, заразить энтузиазмом, увлечь идеей и подвигнуть на большие перемены.

Современное разрозненное общество потребления и индивидуализма остро , но существующие дедовские методы выбивания вранья просто убивают на корню любые перспективы дорасти до подобного уровня развития.

И наоборот, внимательное отношение к рассказам орального малыша, вопросы, подталкивающие к обучению в стиле «расскажи мне об этом…» или «я бы с удовольствием послушала вот о чем…», поддержание диалога, заставляющего думать, стимулирующего уникальный вербальный интеллект - вот залог адекватного развития орального вектора, а значит, и полноценной реализации врожденных свойств во взрослой жизни.

Если оральный ребенок начинает обманывать - это первый сигнал того, что ему не хватает внимательных слушателей, и он вынужден добывать себе это внимание любым путем.

И ВО СНЕ, И НАЯВУ В СКАЗКЕ Я СВОЕЙ ЖИВУ…

Мир фантазий и грез, разноцветный и яркий, веселый и грустный, - это мир .

Эмоциональные выдумщики фантазируют каждую минуту и сами искренне верят в то, что напридумывали. Образное мышление, способность различать огромное количество оттенков каждого цвета, большая эмоциональная амплитуда - свойства зрительного вектора, дающие свободу его фантазии, а впечатлительность и увлеченность позволяют поверить в любые, даже самые невозможные чудеса и оживить любимых сказочных персонажей.

Воображаемые друзья, выдуманные истории, сочиненные сказки - все это естественный путь развития зрительных деток.

Безусловно, выдумки маленького зрительника в меньшей степени, нежели оральные рассказы, походят на ложь, они сказочные, феерические, скорее похожи на мультфильмы, чем на передачу новостей. Они переполнены эмоциями, красочными образами, переживаниями героев, среди которых часто оказывается и сам ребенок, принимая участие в происходящем.

Зрительный малыш не требует, чтобы его обязательно слушали, его наслаждение в поддержании эмоциональной связи, ему важно пережить с мамой вместе эти ощущения радости и печали, надежды и разочарования и каждое чувство на пике интенсивности. В процессе повествования ребенок может смеяться и плакать, его выразительная мимика передает все эмоции малыша, он бурно жестикулирует, подпрыгивает, ходит или даже бегает из стороны в сторону, он живет своей сказкой.

Прерывая полет зрительной фантазии или, что еще хуже, доказывая ребенку, что такого в жизни не бывает, родители обрывают ту созданную нить эмоциональной связи, которая существовала между ребенком и мамой. В такой момент происходит временная потеря ощущения защищенности и безопасности, которое дает та самая эмоциональная связь.

Это напоминает эффект холодного душа в разгар чувственных переживаний малыша, он теряет желание делиться с мамой самым сокровенным - своими эмоциями и начинает искать себе другой объект для создания более прочной эмоциональной связи: игрушку, домашнего питомца, воображаемого друга.

В таком случае потеря игрушки или гибель питомца может стать толчком для снижения чувствительности зрительного сенсора - вторичной эрогенной зоны ребенка со зрительным вектором и проявиться ухудшением зрения.

Ощущение же прочной эмоциональной связи с мамой, способность и желание делиться с ней своими переживаниями, фантазиями, выдуманными историями дает возможность создать адекватные условия для развития свойств зрительного ребенка. , пугающих игр, книг и фильмов, воспитание в доброжелательной атмосфере, формирование чувства сопереживания через добрые сказки и сострадательные поступки, приобщение к заботе о близких и нуждающихся в помощи людях создает перспективу для полноценного развития зрительного вектора и реализации его свойств на протяжении всей жизни на самом высоком уровне любви к людям, ко всему человечеству, к жизни как таковой.

А ЧТО МНЕ ЗА ЭТО БУДЕТ?

Логическое мышление, способность проследить причинно-следственные связи и определить наиболее выгодное для себя положение вещей, гибкость и высокая адаптивность психики - свойства кожного вектора, которые в зависимости от уровня его развития могут стать как достоинствами, так и пороками.


Подвижный и юркий кожный малыш получает наслаждение от любых проявлений превосходства - имущественного или социального. Каждую ситуацию он превращает в соревнование, в котором стремится обязательно быть первым. Его кредо - победитель. Только в таком качестве он чувствует себя хорошо, остальное не так важно.

В процессе своего развития, как и любой другой вектор, он идет от архетипичных проявлений к современным. Если в детстве новую машинку кожный ребенок может просто отобрать у соседа в песочнице, то только от способа воспитания зависит, будет он во взрослой жизни все так же воровать машины или зарабатывать своим умом себе на новое авто.

Для кожного малыша главное - это добыть, чтобы насладиться преимуществом, преобладанием, победой, ощущением, что он номер один, а способ добывания не играет большой роли, поэтому взять без спроса что-либо для такого ребенка вполне естественно, таким образом он пытается реализовать имеющиеся свойства, выполнить видовую роль добытчика. Ну, и конечно, обмануть, чтобы избежать наказания, для кожника весьма характерно. Он поступает так, как выгодно ему, согласно детской логике.

Если же за подобным проступком следует физическое наказание, развитие кожного вектора останавливается, его вторичная эрогенная зона - кожа испытывает в момент удара сверхстресс, происходит нарушение баланса биохимии головного мозга, для компенсации которого у кожного ребенка включается программа выполнения видовой роли в архетипичном ее варианте. Таким образом, круг замыкается: воровство - побои - стресс - новое воровство и так далее - и формируется негативный жизненный сценарий битого кожного ребенка.

А развитый кожник - это выдающийся инженер или талантливый юрист, понимающий, что такое конструктивная конкуренция, поэтому повышающий собственную ценность, а не преуменьшающий других. Он всегда первый не потому, что удачно вставил палки в колеса своих конкурентов, а потому, что обладает большими знаниями, умеет быстро находить выход из сложной ситуации, наиболее рационально использует любые ресурсы и способен адаптироваться к меняющимся условиям работы. Его конек - это гибкое мышление, он - лидер, способный организовать работу подчиненных и достичь высокой продуктивности каждого.

Воспитание кожного ребенка должно опираться на логику. Пресекать обман, безусловно, нужно, но только не физическим наказанием. Самое адекватное и эффективное воздействие на кожника - это ограничение в пространстве (поставить в угол, отправить в свою комнату) или во времени (запрет на прогулку, телевизор, раньше лечь спать) и тому подобное. Достаточное, чтобы сделать соответствующие выводы, но не сверхстресс, нарушающий биохимический баланс мозга.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Каждый ребенок, от рождения и до окончания пубертата, проходит в своем психическом развитии шаги от простейших путей реализации врожденных свойств до сложных современных способов наполнения собственных потребностей. Совершая эти шаги, иногда он ступает не туда, выбирает ошибочный путь или вообще слетает с дороги, но адекватное воспитание с применением системного мышления способно направить любого ребенка на путь полноценной реализации имеющихся свойств.

Вы будете удивлены, насколько быстро современные дети реагируют на это понимание, буквально хватая на лету возможность раскрыться максимально в своих свойствах, ведь только такая возможность дает наибольшее наслаждение.

Примитивный архетипичный кайф не способен наполнить потребности высокого темперамента современных детей, он не вкусен, не приятен настолько, насколько это может быть.

Реализация на высоком уровне, сложная и поначалу трудоемкая, дает удовольствие такого масштаба, что становится самым желанным «пряником», за которым потянутся самые «безнадежно трудные» и «испорченные», на первый взгляд, дети.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • Все родители чаще или реже сталкиваются с тем, что ребенок делает вид, будто не слышит, как к нему обращаются. На просьбы, окрики или уговоры он никак не реагирует, продолжая заниматься своим делом. Как вести себя в подобной ситуации?

    Прежде всего, необходимо понять, что он и правда может вас не слышать. В отличие от взрослых людей, которые привыкли делать несколько дел одновременно, ребенку требуется некоторое время, чтобы переключиться на другое занятие, услышать и понять, что говорят родители. Подобное умение концентрироваться на интересном деле очень полезно для развития малыша. Когда вы видите, что ребенок увлечен, постарайтесь не раздражаться. Ваши слова остаются без ответа просто потому, что не доходят до его сознания, он не воспринимает их обращенными к себе.

    Часто на детских площадках можно услышать, как родители непрерывно дают инструкции, на которые дети не обращают внимания. Есть несколько простых способов донести до ребенка свою просьбу.

    Бесполезно общаться с ребенком на расстоянии, даже если вы обладаете громким голосом. Подойдите ближе.
    - Дотроньтесь до ребенка, прежде чем что-то говорить. Физический контакт скорее привлечет его внимание, чем слова.
    - Присядьте, чтобы быть с ребенком на одном уровне. Так вы скорее попадете в его поле внимания.
    - Установите зрительный контакт.

    Когда вам нужно донести до него что-то важное, лучше объединить 2-4 пункты. Присядьте перед ним на корточки, приобнимите за плечи, посмотрите в глаза и только после этого произнесите просьбу.

    Не повторяйте по нескольку раз одно и то же. Особенно избегайте фраз вроде «Я кому сказала», «Не делай так», «Слушай меня» и похожих по смыслу выражений. Если вам нужно проинструктировать ребенка, постарайтесь быть немногословны.

    Чтобы привлечь ребенка, произнесите значимое слово. Некоторые дети лучше всего реагируют на свое имя. Кто-то станет внимательнее, если услышит приятные слова «шоколад», «подарок», «праздник». Наверняка ребенок среагирует, если вы заговорите на интересную, увлекающую его тему. Например, вместо «Иди обедать! Сколько можно звать тебя!» скажите: «Я сегодня приготовила настоящее пиратское блюдо». И когда ребенок заинтересуется, начнет задавать вопросы – пригласите его на кухню.

    Постарайтесь говорить спокойным голосом. У многих детей есть фильтр на ругань и негативные эмоции, защищающий их от раздражительных взрослых. Конечно, иногда ребенок реагирует на ваш крик, но проверьте – быть может, на шепот он будет реагировать еще лучше? Но это действует лишь в том случае, если малыш не сконцентрирован на своем занятии.

    Выберите предмет, издающий звук (например, колокольчик), и договоритесь с ребенком, что звон колокольчика означает, что вы хотите сообщить что-то важное.

    Часто бывает ситуация, когда легче привлечь ребенка к какому-нибудь делу за компанию. Например, вы зовете его к столу, а он не реагирует. Но стоит позвать еще кого-нибудь из близких, как ребенок подскакивает с криком «Я с вами!». Кажется, дети лучше и внимательнее слушают то, что говорится другим людям. Иногда этим можно пользоваться.

    Подумайте, имеет ли смысл то, что вы говорите. Может, слова вообще лишние? Взрослые раздают слишком много ненужных советов, вместо того чтобы продемонстрировать нужное действие на практике или предоставить малышу возможность учиться самостоятельности.

    Виктория Антюшина

    После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать:).

    Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона:).

    Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
    Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
    Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
    И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
    На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
    Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??

    Добрый день, Юлиана!

    Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

    Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

    В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно... А что будет, если я...?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

    Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме)).
    Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

    Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

    Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

    Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

    И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

    Очень хорошо помогает в этом плане:

    • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
    • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
    • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
    • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

    По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна

    Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
    Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

    После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.