Развивающее занятие белка. Интегрированное занятие "белочка в гостях"

Про наши Димкой тематические занятия я пишу не так часто, потому что происходят они не так часто, как хотелось бы. Банально не хватает времени. Ведь занятие нужно не только провести, к нему еще и нужно подготовиться. Очень выручают различные конкурсы и проекты – они стимулируют и наполняют идеями. Но самым большим подспорьем для меня стали тематические , и я рада, что имею к ним непосредственное отношение)). По сути я и сама являюсь тем занятым родителем, для которого такие наборы - просто спасение))).

Вообще, каждое пособие посвящено одной теме. Она освещается с нескольких сторон – тут и сказка, и полезный материал по теме (причем поданый в игровой и очень нескучной форме – Юля (автор пособий) очень живо и интересно пишет), даны несколько игр по теме (чаще уже с готовыми атрибутами игры) и поделка, для которой так же в наборе есть основной материал. Еще замечу, что ВЕСЬ материал авторский (и тексты, и рисунки, и стихи, и сами игры). Поэтому вы их больше нигде не встретите.

Материалов пособия вполне достаточно для небольшого «погружения» в тему. Кто-то на этом может и остановиться. А кто-то может пойти дальше. Я заметила одну особенность пособий – занимаясь по ним, активизируется фантазия и начинаешь на ходу выдумывать ещё игры и додумывать сюжеты, находя новое применение готовым атрибутам. Может, конечно, это у меня так разыгрывается фантазия), но я думаю, что главное войти во вкус – и вы сами не заметите, как уже играете не по сценарию. И это здОрово!

Но вернемся к нашим баранам нашей белке, а верней занятию с ней. Хотя, наверное, слово занятие тут не совсем уместно. Для меня занятие - это что-то такое серьезное, рассчитанное на пару часов. У нас же это были ничем не обременяющие игры, общение, веселое времяпровождение, которое в то же время, во многом отталкивалось от темы. И по длительности это был не час и не два, а несколько дней. Ведь все, что мы делали, проводилось не подряд, а под настроение и возможности. Но я опять отвлеклась)))

В «Тематиках» по теме белка предлагаются: сказка, познавательный диалог с бельчонком, игра в стихах, игра на развитие памяти и игра на развитие мелкой моторики.
К этим играм (и на их основе), мы придумали ещё и свои.
Итак, мы пообщались для начала с бельчонком и в процессе узнали чем и как живут эти зверьки. Димка отвечал на вопросы бельчонка по мере возможности. Даже убежал показывать, как он умеет прыгать)).


Потом мы привлекли к игре нашу мягкую игрушку-белку. Её Димка щедро накормил орехами. Для этого сам катал шарики из пластилина. А потом сам (!) сделал из пластилина тарелку. Может вас удивит, почему я написала это с восклицательным знаком, но дело в том, что до этого времени Димка практически не играл пластилином. Все игры у нас сводились к тому, что Димка только накатанные мною шарики или резал колбаски ножичком. Т.е. был в основном наблюдателем и пластилин лишний раз не трогал. А тут мало того, что накатал шариков-орешков целую кучу, так ещё и без подсказки сделал тарелочку – скатал большой шарик и приплющил его. И туда сложил орешки. Белочка была довольна! И даже объелась немного)).


Потом Димка помогал Белочке запасать орехи на зиму. Но т.к. это задание для него уже было простым, мы решили ещё орехи завернуть – для пущей сохранности (а Димка заодно пальчики потренировал)). Тут же попробовали выкладывать последовательности (в первый раз). Грецкий орех-лесной орех-грецкий-лесной. Димка довольно быстро сообразил и цепочку продолжил).


У второй белки дупло оказалось высоко, поэтому орехи пришлось туда закидывать)). Дуплом у нас послужил обруч, а орехами – . Димка, конечно, усовершенствовал игру – не только бросал «в дупло орехи», но и потом «залезал» туда и доставал орехи обратно. Эта игра ему очень понравилась. А потом мы поменялись ролями – Димка держал обруч, а я бросала.



Одна из игр по «Тематикам» показала, насколько я иногда не верю в способности сына)). Я-то думала ему ещё рановато, а оказалось, что он справляется на «ура!». Особенности игры я не могу вам рассказать, лишь скажу, что она направлена на развитие памяти и навыков запоминания.

Ещё мы играли в пальчиковую игру .

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

(Постучать всеми пальцами по столу)

С одной ветки прыгнув влево,

(Перенести влево кисти рук)

Конспект интегрированного занятия "В гостях у белки"


Вотинцева Людмила Иосифовна, воспитатель МДОУ "Детский сад "Ладушки", город Качканар Свердловской области.
Назначение: материалы занятия предназначены для родителей и воспитателей для работы с детьми дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о жизни животных зимой в лесу.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о жизни диких животных зимой.
Расширять представления о жизни белки в зимнее время года.
Работать над развитием словарного запаса.
Развивающие:
Развивать у детей умение составлять мнемотаблицы.
Работать над развитием логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, прививать желание видеть и переживать всю ее красоту.
Оборудование: интерактивная доска
Материалы: для каждого ребёнка простой карандаш, табличка на 6 клеток, картинки по содержанию занятия, раскраски с изображением белок, настольные конструкторы «Лего» и мелкие игрушки серии «Дикие животные». В речевом уголке для родителей подборка стихов и загадок на тему «Белки».

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку про зиму:
Белые шапки на белых берёзах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза
По белому лесу на лыжах бегу.
Вопрос: Какое время года вы узнали в этом стихотворении?
Объясните, почему вы думаете, что это зима, а не другое время года?
Дети находят в загадке приметы зимы.
Воспитатель:
Наступила зима. Ребята, а кого мы сейчас можем встретить в зимнем лесу?






-А почему мы не можем встретить медведя, ежей, мышей?
Дети: Животные находятся в зимней спячке.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите заглянуть в гости к белке, раз она зимой не спит?
Ну что ж отправляемся в гости к белке? Для этого нам необходимо подготовиться. Что для этого нужно?
Дети: Одеться потеплей, так как холодно и взять лыжи, чтобы не провалиться в глубоком снегу.
Воспитатель:
Сначала разомнёмся.
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).
Встали на лыжи и за мной отправляемся в зимний лес.
(Воспитатель демонстрирует на интерактивной доске картины про зиму). Дети под музыку « на лыжах» двигаются по группе и возвращаются на стульчики.





Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в лесу. Где нам искать белку?
Дети: В дупле на дереве.


Воспитатель: Белки зимуют в своих гнёздах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Жилище белки, называют «гайно», походит на гнездо сороки. Оно представляет собой старательно свитый из сучьев, травы и мха мешок немного вытянутой формы. Изнутри гайно выстлано также мхом, иногда можно увидеть и пуховое гнездо белки. Причём гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Нередко на беличьем жилище снаружи имеется конический навес, способный надежно защитить «домик» от сильных порывов ветра и даже дождя.
Гайно белки обычно формируют на довольно высоких деревьях, примерно на половине их высоты. По данным зоологов, зверьки, как правило, содержат своё жилище в чистоте. Вместе с тем, довольно часто белки устраивают свои жилища и в дуплах деревьев, внутренние поверхности при этом они также выстилают «подручными материалами» - травой, пухом и мхом.
При первых признаках непогоды белки стараются побыстрее спрятаться в своих «гнездах». Заткнув входное отверстие и уютно укрывшись пушистым хвостом, они сворачиваются в клубки, пережидая плохую погоду. Делать они это могут в течение довольно долгого времени, так как заблаговременно делают запасы.






Воспитатель: А чем же питаются белки?
Дети: Белки питаются грибами, орехами.
Воспитатель: Белки очень старательные и трудолюбивые зверьки
О том, чтобы тепло и сытно зимовать, белки стараются позаботиться заранее. В осеннем лесу нередко можно увидеть, как скачущая белка сжимает в зубах гроздь орехов или ягод - животные способны выбирать наиболее подходящие для заготовок плоды. Зимой белки также с удовольствием употребляют в пищу семена из шишек хвойных деревьев. Иногда зимой можно увидеть, как белка, сидящая высоко на дереве, держит в передних лапках еловую или сосновую шишку, быстро-быстро выгрызая из неё семена. В наиболее урожайные года на многих елях висят настоящие гирлянды из шишек, поэтому у белок не возникает проблем с прокормом. Чтобы наесться, зверьку необходимо выгрызть семена из 28 еловых или 380 сосновых шишек, с каждой из которых белка расправляется на 2-3 минуты(на интерактивной доске демонтируется ряд картинок).







Воспитатель: А в народе есть приметы, о которых нам расскажут дети.
1 ребёнок: Если белок не видно в лесу, хотя стоит довольно хорошая погода, а небо чистое, считается, что скоро могут нагрянуть сильные морозы.
2 ребёнок: А если кто-то неожиданно встретит в лесу белку, это сулит знакомство с человеком, который впоследствии станет верным другом.
3 ребёнок: Когда человек видел бельчат, это могло означать рождение ребёнка.
4 ребёнок: Обижать белок - в народе говорили, дурной поступок, который может навлечь беду и болезнь на того, кто причинил вред лесному зверьку.
Воспитатель: Давайте вспомним загадки про белку.
Дети:
А кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка)
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(Белка)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка)
Я - веселенький зверек,
Прыг с елки на дубок.
(Белка)
В дупле живёт
Да орешки грызёт.
(Белка)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(Белка)
То рыжая, то серая,
А названьем белая.
(Белка)
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево
Перелетает.
(Белка)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
Хвост пушистою дугой -
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)
На ветке не птичка -
Зверёк-невеличка.
Мех тёплый как грелка.
Кто же это?
(Белка)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
(Белка).
Воспитатель: Ну вот мы побывали в гостях у белки. Нам надо всё запомнить и рассказать об этом дома своим родным и друзьям. Для этого возвращаемся в детский сад, чтобы составить таблицу вашего рассказа по следующему плану:
1. Какое время года?
2. Какое это животное?
3. Как оно выглядит?
4. Где живёт?
5. Чем питается?
6. Нравится ли вам это животное?
По ходу проговаривания плана воспитателем дети за столами заполняют свою мнемотаблицу символами для рассказывания дома про белку.
Затем детям предлагается по выбору раскраски с изображением белок, настольные конструкторы «Лего» и мелкие игрушки серии «Дикие животные». В речевом уголке для родителей подборка стихов и загадок на тему «Белки»

Юля Абрамова
Конспект НОД в подготовительной группе «Белочка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Цель: узнать дикое животное – белку.

Задачи:

1. Образовательные:

Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;

Упражняться в рисовании акварелью, кистью;

Обогащать словарный запас детей.

2. Развивающие:

Развивать интерес к миру животных;

Развивать умение выполнять рисунок белки, опираясь на схемы;

Развивать эстетические чувства.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание помогать.

Планируемые результаты:

Ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме;

Ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения;

Ребенок выполняет рисунок белки, опираясь на схемы.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой графитный и цветные карандаши, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю вас, ребята, поиграть. Давайте присядем на наш волшебный ковер. Отгадайте загадку.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орешки прячет

Сушит ягоды, грибы?

К нам сегодня в гости пришла белочка. Давайте поприветствуем белочку и подарим ей улыбку.

– Скажите, а где живет белка? (В лесу, в дупле)

– А где находится дупло? (Высоко, на дереве)

– А какая у белочки шубка? (Пушистая, рыжая)

– Что у белочки на ушах? (Кисточки)

– Какой хвост? (Большой, пушистый)

– Какие глазки? (Черненькие)

– Какая мордочка? (Остренькая)

– Что можно сказать про белочку, какая она? (Быстрая, ловкая, шустрая, подвижная)

– Что любит белочка? (Грибы, орешки)

А давайте поиграем с белочкой.

Половина детей – деревья, другая половина – белки. Белочек на одну больше. Под веселую музыку белки резвятся, прыгают, орешки грызут, ищут грибы. Музыка заканчивается. Белки разбегаются, прячутся в дупла.

Белка красивый лесной зверек. Живет в густом лесу. Не любит сырости. Летом у белки рыжий короткий мех. Ведет подвижный образ жизни, перепрыгивая с одного ствола дерева на другой в поисках орешков, желудей и шишек. У белки остренькая мордочка. На ушах кисточки, глазки черненькие. Блестят, как бусинки. Тело покрыто рыжим мехом, на лапках острые коготки, ими белочка цепляется за кору деревьев, но самый красивый у белочки хвост. Посмотрите, как она его распушила. В холодную погоду белка хвостом накрывает себя, как теплым одеялом, чтобы согреться.

– Ребята, что-то наша белочка такая грустная, что случилось?

Она мне шепнула на ушко, что у нее в лесу нет друзей. И, правда, в нашем городе много лесов. А животных там живет мало. Вот и у белочки друзей нет.

– Что же нам делать? Как порадовать белочку?

Дети: Нарисуем ей друзей.

Воспитатель: Правильно, ребята, но сначала мы разбудим наши пальчики, чтобы они у нас хорошо работали, красиво рисовали.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась –

Четыре белочки осталось.

А теперь, скорей смотри,

Их осталось ровно три.

Ну и ну! Какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталось белочка одна.

Артикуляционная гимнастика.

– А теперь, ребята, вокруг себя повернитесь и в белочек превратитесь. Ой, какие замечательные белочки! Давайте погрызем орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.) А теперь вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Нарисуем друзей для белочки. Рассмотрим этапы рисования:

– Какую форму имеет туловище?

– А голова?

Будем рисовать белочку простым карандашом поэтапно: по схеме.

1. Берем карандаш и намечаем овалами те места, где будут голова, хвост, лапки и тело.

2. Прорисовываем ушки и животик белки.

3. Раскрашиваем контуры белки.

Дети рисуют белочку, опираясь на схемы. Звучит спокойная музыка.

– Ребята, давайте с вами отдохнем.

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день!

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо! Целый день

Прыгать белочке не лень.

Ребята, а теперь мы продолжим рисовать белочку, оденем ей пушистую, красивую шубку.

Итог. Какие замечательные белочки у нас получились. Белочка благодарит вас за работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Белочка в гостях у ребят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сахюртинский детский сад «Чебурашка» Белочка в гостях у ребят Районное методическое.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Воспитатель: Миронова В. Н. Интегрированное.

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе «В гости к детям приехала белочка» Программное содержание: Продолжать закреплять правильное звукопроизношение, продолжать закреплять знания цветов (красный, жёлтый, зелёный,.

Конспект итогового занятия по лепке в старшей группе «Белочка грызет орешки» Подготовила и провела воспитатель Хохлова М. С. Цель: Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности (маленькое.

Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить понимать и использовать в речи слова в их переносном значении;.

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.
Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:
Загадка про белку
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).
Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.
А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»
Давайте немного поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.
В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.
Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена. Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.
Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.
Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.
Игра «Покажи отгадку»
Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)
Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.
По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).
Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.
В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.
Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.
К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.
Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.
Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».
Вопросы:
1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?
Педагог: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: Белочка.
Педагог: Это сынок белочки, он еще маленький, как правильно сказать?
Дети: Бельчонок.
Педагог: Дети, бельчонок хочет с вами познакомиться. Вставайте в круг, к кому бельчонок будет подходить, тот будет говорить ему: «Здравствуй, бельчонок. Меня зовут… и сказать назвать своё имя», и, конечно, улыбнутся надо бельчонку.
Бельчонок здоровается с детьми, узнает, как зовут. Дети рассматривают бельчонка.
Отвечают на вопросы воспитателя:
- Какая шубка у бельчонка? (мягкая, пушистая)
- Чем бельчонок слышит, что ему говорит мама? (ушками)
- Где уши у бельчонка? (на голове)
- Что еще есть на голове бельчонка? (глаза, нос, рот)
Педагог говорит, что бельчонок грустный, он хочет домой к маме – белке, но не знает дорогу домой.
Педагог: А где живет бельчонок с мамой – белкой?
Дети: В лесу.
Педагог: А вы знаете, где лес? Давайте, проводим бельчонка к маме.
Бельчонок:
Как хорошо, что вы меня проводите к моей маме. Но на улице холодно. Почему на улице холодно?
Дети:
Зима наступила, много снега.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
Бельчонок:
У меня шубка теплая, я не замерзну, а вы раздетые пойдете меня провожать?
Педагог: Чтобы не замерзнуть, надо нам тепло одеться.
Дети: Наденем штаны, кофты, шубы, шапки, варежки, а на ноги обуем валенки.
Дети имитируют одевание на улицу.
Дети с воспитателем и бельчонком переходят из группы в зал, где расставлено спортивное оборудование для ходьбы по наклонной, ползание по бревну, подлезание, перешагивание.
Педагог: Мы попали с вами в зимний лес. Посмотрите, чтобы пройти по лесу, надо подняться на горку и спуститься с нее. А теперь проползти по бревну. Мы попали с вами на полянку. На полянке сидит заяц.
Педагог: Посмотрите, кто тут живет?
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык…
Дети:
Зайка.
Дети рассматривают зайчика, отмечают, какая у него шубка на ощупь, что у него на голове, какой хвостик.
Педагог:
Зайка, ребята знают песенку про тебя, они тебе ее сейчас споют.
Исполняется песня с имитирующими движениями в текст песни.
Нет у зайки рукавиц,
Нет у зайки шапки,
Греет зайка у костра
Маленькие лапки.
Ну и Дедушка Мороз,
Ой, какой проказник.
Отморозил зайке нос
Он под самый праздник.
Зайка:
Какая хорошая песенка, она мне очень понравилась. Спасибо.
Педагог: Ребята, Эта мама бельчонка?
Если дети отвечают «Да», то проводится наглядное сравнение бельчонка и зайца. Сравнивают уши, хвост. Выясняют, что это не его мама.
Педагог: Пойдёмте дальше в лес, искать маму-белку.
Дети подлезают по препятствию на пути, затем перешагивают через «веточки» и выходят к елке и березе.
Педагог: Посмотрите, какие деревья в лесу. Это дерево – береза, а это как называется?
Дети:
Ёлка!
Педагог: У березы и у ёлки есть ствол, вот он. (Обратить внимание детей на окраску ствола березы) Деревья высокие. Какие они высокие, покажите.
Дети показывают ручками, какие деревья высокие.
Педагог : От ствола растут веточки. У ели ветки, как платьице у девочки (показ - руки вниз, кисти рук в стороны); а у березки веточки растут вверх, к солнышку, а потом опускают вниз свои тонкие веточки (кисти рук опускают вниз) и смотрят как они высоко от земли.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Педагог : А где же листики у березы?
Рассматривают ветки березы, высказывают свои предположения.
Педагог: Листиков нет. Они сидят в своих домиках-почках. Когда растает весь снег и станет тепло, листочки проснутся и выглянут из своих домиков посмотреть тепло ли на улице, весь ли снег растаял.
Затем рассматриваются веточки ели.
Педагог : А у елки вместо листиков иголочки. Они зеленые. Потрогайте, Какие они, колючие или мягкие? Как они пахнут, понюхайте носом.
Дети обследуют, отмечают, что иголки колючие, нюхают (пахнут смолой, лесом).
Бельчонок:
А это кто сидит на ёлке? Кто это?
Дети называют знакомых птиц.
Бельчонок:
А что любят кушать птички зимой?
Дети:
Зернышки клюют.
Бельчонок:
Днем птички летают, а ночью они спят. Поиграйте со мной в игру.
Игра «День-ночь»
Повторяется 2 раза.
Воспитатель обращает внимание детей на залетевшую с ветерком снежинку.
Педагог: Посмотрите, какая она тоненькая, нежная. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так. (показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук П). Дети выполняют упражнение.
Затем снежинка летает вверх, вниз, в стороны, а дети следят за ней глазами.
Бельчонок видит знакомые шишки под елкой. Детям предлагается взять шишки в руки.
Бельчонок:
Какие шишки шершавые, не такие мягкие как моя шубка. (Дети повторяют слово шершавые).
Бельчонок:
Давайте, ребятки поиграем в игру «Собери шишки».
Проводится игра «Собери шишки»
Бельчонок замечает свою маму (изображение на стене за елкой). Мама-белка благодарит детей за то, что помогли бельчонку найти свой дом.
Воспитатель предлагает детям нарисовать шишки для бельчонка, его мамы и их друзей белок, чтобы зимой не голодали, зима еще длинная.
Объяснение как рисовать шишки. Дети рисуют пальчиками шишки, на предварительно приготовленных листах.
Итог занятия:
Бельчонок:
Как много шишек вы нарисовали. Какие они все разные, и большие есть и маленькие.
Дети с бельчонком любуются работами. (Выставка работ)
Бельчонок собирает детей вокруг себя.
Бельчонок:
Спасибо ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Мне очень понравилось с вами играть. Вы такие смелые, ловкие, быстрые. Приходите к нам в лес с мамами и папами. Моя мама вам в дорогу гостинец передала, в группе попробуете грибочки. До свидания! До встречи!
Воспитатель поясняет детям, откуда у белочки зимой грибы.

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

Белка

Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

Игра «Покажи отгадку»

Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)

Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.

В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка» .

Вопросы:

1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?