Психология мальчика 16 17 лет. Психология подростка: особенности развития по возрасту

Женщины существа непредсказуемые. Особенно если это девушки в переходном или подростковом возрасте. Юношеский максимализм, беспочвенные комплексы и безудержные фантазии - это то чем заполнена юная голова. Психология подростка 17 лет, особенно девушки, настолько непредсказуемая, бурная и безудержная, что родителям сложно представить. Все папы и мамы считают, что хорошо знают своих дочерей, о их переживаниях, мыслях и происходящих событиях. Но процесс перевоплощения девочки в девушку настолько наполнен психологическими и физическими метаморфозами, что даже мама, которая когда-то давно сама пережила такие же изменения, но позднее позабыла о них, теперь не имеет ни малейшего представления о происходящем.

  1. Комплексы
  2. Мнение сверстников
  3. Стадный эффект
  4. Любовь и секс

Комплексы.

Слово «комплексы» неотъемлемо от сложного подросткового возраста. Абсолютно необоснованные, придуманные или навеянные другими источниками недостатки, представляются девушкам чем-то страшным, непоправимым и пугающим. И не стоит недооценивать девичьи переживания на счет слишком худых ног, угрей на лице и маленькой груди. Все эти недостатки в юном возрасте, могут превратиться в самые серьезные комплексы, которые на всю жизнь застрянут в женской голове. Главной целью родителей являются проведения бесед и попытки донести до ребенка реальные и истинные проблемы, которые действительно могут иметь проблемный, но никак не вымышленный, характер.

Мнение сверстников.

В столь юном возрасте мало кто из подростков не поддается общему влиянию. Обычно мысли и высказывания друзей и одноклассников имеют серьезные отпечатки. Это взрослый человек имеет возможность мыслить и действовать по собственному усмотрению. А юные девушки 17-ти лет прислушиваются к словам и советам не мам, а подруг. Оставаться лучшей подругой удается далеко не каждой маме.

Психология подростка 17 лет видео

Стадный эффект.

Все мы помним свои первые мини юбки, нарядные платья, сексуальные декольте и высокие шпильки. И, конечно же, понятие мода, в школьной и студенческой жизни имеет особое место. Ох уж эти тенденции моды и новинки. Сколько юных сердец мечтало о рваных джинсах, как у Юльки из 11-го «Б», и у Алены из 5-ой квартиры. Стадный эффект в одежде не выглядит в этом возрасте как что то нелепое. Одеваться одинаково «модно» не есть отсутствие индивидуальности, а наоборот - это показатель осведомленности в самых последних тенденциях моды. Нет никакого смысла объяснять своей дочери, что быть одной из стада это глупо, ведь осознание придет позже, когда появится свой собственный стиль и вкус в одежде. А пока, подростки уделяют этому вопросу именно такое особое внимание. Обязанность родителей, и это не мелочи - дать ребенку почувствовать собственную красоту и интерес со стороны окружающих, с помощью своего гардероба.

Любовь и секс.

В юности нам кажется что любовь и секс это только для молодых. Что после 40-ка наступает старость. И когда же любить и наслаждаться жизнью как не в 17-ть? Яркие чувства, первый сексуальный опыт и познания противоположного пола, это настолько серьезные переживания, что недооценивать их просто нельзя. Во время первого опыта дел сердечных, формируется восприятие себя как партнерши, понятие того как вести себя и какое должно быть отношения к себе,что такое любовь, верность и взаимоотношения. Секс имеет особое место в жизни каждой юной девушки. Но в наши дни это событие имеет не такой характер как во времена наших родителей. По мнению юных нимфеток, отсутствие девственности в этом возрасте считается нормальным, хуже если наоборот.

Психологические особенности детей 16-17 лет

Точных хронологических границ юношества в психологии нет, и разными авторами они определяются по-разному. К тому же, стоит заметить, что граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних научных источниках она затрагивает возраст от 14 до 17 лет, когда ученые рассматривают его как завершение подросткового возраста, а уже в других этот возраст относят к юности.

Шаповаленко И.В. даёт следующее определение юности: «Юность - немаловажный период в развитии человека, в этот период совершается вступление человека в зрелую жизнь. Это мир, существующий между миром взрослых и детей. Это пора окончания физического созревания, центральными признаками которой являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и скачок в росте» (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В этом возрасте проистекают важные изменения относительно размышлений о будущем. В юношеском возрасте предметом обдумывания главным образом становится способ достижения финального результата, а не только сам финальный результат. Это период социального, личностного, профессионального, духовного самоопределения и в основе этого процесса самоопределения располагается избрание будущей сферы деятельности. А в современных социокультурных условиях становится довольно сложно решить задачу профессионального ориентирования. Это происходит ещё и потому, что родители и педагоги сами не всегда уверены в правильности и логичности своих советов.

Некоторые психологи считают, что специфической чертой юности является сама самостоятельность встречи с изменяющимся миром вообще. Так как в противоположность другим возрастам, ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста.

Но самое существенное это то, что старшеклассник является совсем взрослым человеком, поэтому обращение с ним должно быть таким, каким требует это быть со взрослым человеком (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Таким образом, мы можем выделить следующие узловые психические новообразования ранней юности:

  • 1. Повышенное внимание к своей внешности. Это проявляется в тяге находить у себя физические отклонения даже там, где их нет. Это вполне может порождать даже хронические психические нарушения невротического характера.
  • 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек становится более ровным. Отсутствуют резкие всплески эмоций, как у детей-подростков.
  • 3. Открытие своего внутреннего мира. В ранней юности ребенок начинает интересоваться своим духовным миром. У школьников 10-11 класса начинает формироваться представление о собственной индивидуальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Они начинают рассуждать о внешнем мире и их рассуждения кажутся им уникальными, неизвестными никому. Отсюда возникает самонадеянность и неуверенность, смелость в суждениях и выдержанность в поступках. Старшеклассники легко начинают вбирать в себя новые идеи, но, однако отступить им от своего собственного мнения бывает очень сложно.

Ребёнок юношестского возраста начинает осознавать свой внутренний мир как очень важное, радостное и волнующее событие, однако, которое так же вызывает много беспокойных, драматических волнений. Ребёнок одновременно начинает сознавать свою уникальность, несходство с другими детьми, и чувство одиночества. Эти протироворечия вызывают сильную потребность в общении и в то же время увеличение его избирательности, требования к личному пространству и одиночеству (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

Старшеклассникам необходимо оказывать помощь в становлении самосознания. Эта помощь может оказываться опираясь на следующие три значимых принципа:

  • 1) поддерживать мнение старшеклассников о личной уникальности. Но личную уникальность нельзя считать проявлением личного превосходства над остальными сверстниками, потому что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности. Уважая свою уникальность, необходимо почитать и неповторимость остальных людей, быть терпимым к чужому мнению, пытаться осознать мнения других, не навязывать свои принципы окружающим;
  • 2) обращать внимание школьников на опыт взрослых, на ошибки человечества и на историю собственной жизни;
  • 3) обнаруживать будущее жизни школьников, представлять варианты их будущего, особенно потому, что мечты о будущем занимают основное место в их переживаниях.
  • 4. Ещё одним главным новообразованием ранней юности является самоопределение. Самоопределение бывает профессиональным и личным. Это новая внутренняя точка зрения, которая определяет человека как члена общества, и принятие своего места в нем. Человек принимается понимать временную перспективу. У ребёнка начинает проявляться доминанта направленности в будущее, когда он строит собственный жизненный план, по сравнению с тем, что раньше он жил только сегодняшним днем (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В общеобразовательной организации учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, которая реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности и сознательности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек сформированы хорошо. Старшеклассники умеют выделить проблему и решить её самостоятельно. Они интересуются всеобщими проблемами существования, они могут долгое время спорить об абстрактных вещах. Обширность интеллектуальных увлечений в ранней юности часто совмещается с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.

Для обучающихся в 11 классе на главный план неизбежно выходят вопросы профессионального самоопределения. Перед ними как никогда остро встаёт выбор будущей профессии. Кроме этого существенной становится деятельность, связанная с подготовкой к единому государственному экзамену, сразу по нескольким предметам, а так же в некоторых случаях подготовка к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Александровская Э.М. определяет главной чертой старшеклассника обращенность в будущее, которое часто превосходит все остальные сферы жизни (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

В свою очередь юноши и девушки этого возраста довольно трудно представляют себя через 5 лет, то есть создание временной перспективы идет у них достаточно сложно. Зачастую возникают моменты, когда юноши острое ощущают необратимость времени, но в свою очередь нежелают замечать его течение. Для них как-будто время остановилось. Это проявляется в том, что откладывая решение проблем на потом, юноши не хотят принимать во внимание действительно существенные вопросы. В этот период важна включённость родителей в общение с детьми. Родители обязаны поддержать своего ребенка и помочь составить план последнего учебного года, для того, чтобы в заключительный месяц не возникла спешка и излишнее психическое напряжение. Вместе с тем не следует формировать слишком нервную ситуацию, когда беседы забегают в будущее ребенка.

5. У школьников старших классов начинает появляться влечение к доверительности во взаимодействии с взрослыми. Это обусловлено главным образом с формированием самосознания.

В связи с тем, что юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей, взаимоотношения с родителями довольно противоречивы. При условии, что родители будут следовать демократическому стилю воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка, только тогда будут формироваться оптимальные взаимоотношения между старшеклассниками и их родителями (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Тем не менее, юношам и девушкам трудно понять друг друга. Общение с ровесниками носит интимно-личностный характер. Юноша присоединяет к своим чувствам, интересам, увлечениям окружающих.

Для ранней юности так же характерна идеализация друзей и самой дружбы, поэтому настоящих друзей становится всё меньше, а число товарищей растёт.

Эмоциональная напряженность дружбы уменьшается, когда начинает проявляться чувство любви. В этот период может возникнуть истинная влюбленность. Однако юношеские мечты о любви отображают, чаще всего, надобность в самораскрытии, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не сформулированы или не осмыслены. Нужда в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания нередко не совпадают и могут быть обращены на различных партнёров.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо выстроить методику проведения занятий по волейболу так чтобы средства и методы учитывали психологические особенности возраста детей 16-17 лет.

Заключение по первой главе

Мы выполнили анализ существующих научных разработок и научной литературы по проблеме исследования. Конкретизировали материал, касающийся техники выполнения прямых, ускоренных, медленных (обманных) видов нападающего удара в волейболе. Изучили технику выполнения нападающего удара и возможные ошибки, которые могут возникнуть у занимающихся подростков в процессе его выполнения. Рассмотрели мнения специалистов о методиках обучения нападающему удару. Узнали об особенностях психологического и анатомо-физиологического развития детей 16-17-летнего возраста.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Возрастные особенности подростка – 16-17 лет

«Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Особенности поведения: - беспокойство о внешности, - рост социальной активности; - привыкание к своему телу; - проблема достижения независимости от своей семьи; - поиск себя; -определение в выборе профессии; -девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками; -возникновение первой любви; -появляются крайности в поведении, например, «Я знаю все!».

Важно, чтобы в это трудное время с вашей стороны была особенная поддержка.

Не читайте лекции У вас есть 60 секунд пред тем, как внимание ребенка отключится. Отрицательные эмоции не приведут к пониманию

Что делать: Вы всегда должны быть терпеливыми. Всегда отвечайте ласково, без агрессии. Иногда лучше просто промолчать, и тогда все вернется на круги своя.

Совместные интересы Если вы разделяете чьи-то интересы, вы выказываете этим особое уважение. Вы как бы посылаете сигнал: «Вы заинтересовали меня, как личность». Назначайте «свидания». Дети никогда не перерастут потребность в том, чтобы вы им посвящали все свое внимание, хотя бы иногда. Только помните, что вам должно быть весело. Поэтому ведите только легкие беседы.

Излишнее эмоции подростка – это главная проблема в отношениях между подростком и родителями. Вы никогда не пробовали просто поговорить со своим чадом. Как часто вы их обнимаете, говорите, что любите, что цените их? И пускай они говорят, что им не нужна поддержка, на самом деле, они сейчас нуждаются в ней как никогда раньше

Как общаться ТИПИЧНАЯ ФРАЗА «Ты должен учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!» «Ты лжец!», «Ты опять врёшь!» КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ «Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться» «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

Необходимо сократить личное свободное время подростка Личное, свободное время подростка: 40 часов в месяц норма, 70-60 часов в месяц - фактор риска! 120 и более - асоциальное поведение!

Переложите часть доступных забот на подростка. Позвольте ему (ей) подработать, так как физическая усталость и экономическая независимость – лучшее лекарство. Подросток должен чувствовать, что работает на себя.

Но самое главное помните – это совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!

«Думайте положительно». Одна мысль, что все будет хорошо дает положительный потенциал

Вы можете обратиться за консультацией лично или задать свой вопрос по электронной почте [email protected]

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, и, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм относительность всех ценностей.

В 17 лет человек уже считается взрослым, что не может не давить на еще не освоившегося в мире ребенка. Наступает переломный момент для подростка - он оканчивает школу, и общество требует решить, пойдет он продолжать образование в университет или выберет работу. Появляются страх не справиться с возникшей нагрузкой, опасения перед новыми возможностями и возможными неудачами.

Центральной деятельностью возраста 17 лет является социальное взаимодействие. Внимание девушек приковано к собственной внешности. Иногда недостатки приводят к скованности, нежелании появляться в обществе.

Физиология возраста

Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

Заканчивается формирование черепа. Складываются пропорции головы взрослого человека. В этот период в основном заканчивается рост и формирование организма девушек. Все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Завершается окостенение трубчатых костей у девушек.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей - 5651 тыс. человек, девушек- 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2001 или 2002

2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.

11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.