Пси-практикум решения проблем через их структурирование. Пирамида Дилтса

ПОДЕЛИЛОСЬ

Пирамида Дилтса — модель логических уровней. Нейро-логические уровни, логические уровни. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Великолепная, простая, работающая структура

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях.

В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему)

  1. окружение – уровень реакции
  2. поведение – уровень действия
  3. способности – уровень источников и направления
  4. убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации
  5. идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?
  6. миссия — видение, смыслы, духовный уровень

Описание уровней

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?

Миссия — это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Какая польза от Пирамиды Дилтса

Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек. Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – супер-пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях – распространенное дело, то на трех верхних – редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания

Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам – вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Таблица проработки целей

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Понравилась статья?

Признайтесь, вы иногда задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?»

Роберт Дилтс , один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании, предложил удобную для описания вашей жизни модель в виде пирамиды.

Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше.

На вас навалились проблемы, черная полоса затянулась, сложности на работе, нет взаимопонимания с близкими?

Значит пришла пора, провести генеральную уборку внутри себя и расставить все по местам.

Решаем головоломки своей жизни.

Что это за чудесный инструмент? Разложить проблемы по полочкам поможет пирамида Дилтса. Пирамидам давно приписываются магические свойства. И пирамида Дилтса это подтверждает. Она помогает находить решения в сложных ситуациях, сдвигать с мертвой точки неразрешимые проблемы, которые мы привычно тащим за собой месяцами и годами. С ее помощью можно избавиться от деструктивных привычек, разобраться в себе и навести порядок в жизни.

Как это работает

Пирамида Дилтса просто и логично описывает любое явление или систему (отдельного человека, целую организацию или даже общество). В чем ценность такого подхода?

Мы склонны погрязать в рутине и часто дальше своего носа попросту ничего не видим.

«Проблему невозможно решить на том же уровне, где она была создана».

Альберт Эйнштейн

Для этого надо подняться над проблемой.

Легко сказать. Но вот как это сделать? Где искать это самое решение? Как найти тот уровень, где прячется нужное нам решение?

Шесть уровней пирамиды можно представить как полочки, по которым разложен наш субъективный опыт или внутренний мир. Все уровни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Причем изменения на верхних уровнях обязательно приводят к изменениям на нижних. А вот изменения внизу влияют на верхние уровни намного меньше, либо вовсе никак. Главный секрет пирамиды Дилтса в том, что решение всегда находится на верхних уровнях и, как правило, на два уровня выше, чем сама проблема.

Уровни Пирамиды


Окружение – первый уровень снизу. Сюда относится все, что нас окружает: условия жизни, люди, предметы, места, даты. Все то, с чем нам приходится сталкиваться в своей повседневной жизни, декорации, в которых разворачиваются действия. Вопросы этого уровня: с кем, где, когда?

Действия (поведение) – второй уровень. Мы взаимодействуем со своим окружением при помощи действий. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и к целой организации или обществу. Вопрос: что делаю?

На двух нижних уровнях и протекает наша жизнь, по крайней мире, ее видимая часть. Мы общаемся, вступаем во взаимодействие с окружением, переживаем эмоции, получаем удовольствия, ищем внимания, стремимся к повышению собственной значимости, изучаем новое, зарабатываем и тратим деньги и т.д. Здесь же находится большинство наших целей. А если рассматривать организацию, то это уровень взаимодействия подчиненных и начальства, служебные «манипуляции» и прочее.

Способности – это то, как мы действуем, алгоритмы и стратегии, которые мы используем, действуя в рамках своей модели мира. Это то, какие ресурсы мы выбираем и как ими распоряжаемся. Проще говоря, что мы вообще можем и умеем.

Убеждения и ценности – здесь находится ответ на вопрос, почему человек поступил именно так? На этот уровень оказывает влияние весь опыт человека, все, что он вобрал в себя из семьи, окружения, в школе, из привычного ему культурного контекста. На этом уровне также находится ответ на вопрос, что важно в этой ситуации? Или почему это так важно? Например, человек хронически опаздывает. Какую ценность он таким образом воплощает? Что важно для него в этой ситуации? Возможно, это чувство свободы. Ощущение, что он может придти, когда пожелает. Что он не стеснен никакими рамками.

Идентичность – наши убеждения приходят от идентичности, с которой мы себя ассоциируем. Этот уровень соответствует той роли, которую мы преимущественно исполняем. Отвечает на вопрос: «Кто я?» Это представления человека о себе, о том, какой он и как строит отношения с внешним миром.

Понимание своей самоидентичности и картины мира, осознанность дают вам возможность управлять своей ситуацией. Мы можем сами выбирать то, каким хотим видеть мир вокруг. Если понимаем, что наше мировосприятие стало нас ограничивать, то можем выбрать другое. И убрать таким образом причину проблемы. Это может стать путем к кардинальным изменениям в жизни.

Миссия – следующий уровень, стоящий над нашей идентичностью. С миссией можно работать на разных уровнях. От простого «что я хочу получить в результате?» (например, перестать опаздывать) до уровня, который включает в себя представления человека о чем-то большем, выходящем за пределы его Я. Это духовный уровень, уровень видения, в случае организации – уровень духа организации.

Вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу получить в результате? Ради чего? В чем смысл? Для кого еще?

Используйте пирамиду Дилтса, в любых сложных жизненных ситуациях

Что именно нужно делать?

Запишите свою задачу. Лучше записать, потому что написанное для подсознания будет восприниматься как программа действия. Пока вы пишете, вы продумываете формулировку, вам будут приходить в голову некоторые нюансы, которые вы не осознавали раньше. Так что еще в процессе написания вы можете получить некоторые идеи и подсказки. При этом вы настраиваетесь на решение, желаемый результат, входите в определенное эмоциональное состояние. А это уже энергия в чистом виде и импульс Вселенной, который она воспринимает как руководство к действию.

Определите на каком уровне находится ваша проблема или задача (цель). Например: привычка опаздывать находится на уровне поведения или действий, значит, решение нужно искать на 2 уровня выше, т.е. на уровне ценностей и убеждений.

Проанализируйте свою текущую ситуацию, переходя с одного уровня на другой, начиная с самого нижнего. Дойдя до уровня миссии, представьте себе, что желаемый результат получен. Побудьте в этом состоянии. Спросите себя, для кого еще это будет полезно? На кого еще это повлияет?

Затем начинайте движение вниз в обратном порядке. Теперь сформулировав миссию (уточнив задачу, скорректировав цель), вы проходите по каждому уровню и смотрите, что изменилось или добавилось теперь, когда вы привносите туда миссию. Вы как бы расширяете свое видение, возможно у вас появятся новые ресурсы, вы увидите то, что раньше было неочевидно. Вы смотрите, как наилучшим образом должен быть организован каждый уровень, чтобы соответствовать вашей миссии. Какая это должна быть идентичность? Какой вы в этом случае? Какие у вас ценности? Какие новые способности у вас появляются, когда ваша миссия такая-то… И тогда как вы действуете, и как меняется ваше окружение?

Пример: молодой человек никак не решается попросить повышения зарплаты. Постоянно возвращается к этому мысленно и в разговорах с близкими, ищет и находит яркие аргументы. И как будто готов к разговору, но ничего не происходит. Понятно, что где-то есть блок, и эта история может тянуться еще очень долго.

Его описание окружения - прекрасные коллеги, неплохой шеф, на работе комфортно. Поведение – много успевает на работе, высокая нагрузка, но в целом с удовольствием выполняет свои обязанности. Способности – сильно вырос за время работы на этой должности и видит большие перспективы для дальнейшего роста. Убеждения – вот тут-то и обнаруживается корень проблемы. Оказывается, что считает даже свою нынешнюю зарплату выше того, что заслуживает. Идентичность – задумывается, с кем он может ассоциировать себя, если сможет попросить о повышении зарплаты. Миссия (здесь просто его задача) – хочет получить повышение зарплаты. Дальше спускаемся вниз в обратном порядке.

Чтобы получить повышения зарплаты, он должен быть уверен в себе и знать себе цену. Он знает, что уже многое вложил и потратил достаточно сил для того, чтобы достигать таких результатов на работе, которые у него есть сегодня. Его новые убеждения – большие деньги необязательно должны доставаться в результате каторжного труда. Можно работать легко, получая от этого удовольствие, даже если кому-то другому приходится гораздо сложнее. Результат – разговор с шефом состоялся на следующий день. Молодому человеку вскоре был предложен перевод в другое подразделение, где он вырос в должности и зарплате.

Пирамида Дилтса удобна тем, что не всегда обязательно работать со всеми уровнями. В качестве быстрого варианта бывает достаточно определить, на каком уровне возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, ответы на которые помогают найти решение задачи.

Как работать с целями при помощи пирамиды Дилтса


1 уровень – когда вы достигнете цели, где и с кем вы будете?

2 уровень – что вам нужно делать, чтобы достичь цели? Какие шаги вам потребуется предпринять? Какие действия вы осуществите, находясь в окружении из пункта 1?

3 уровень – как вы будете это делать? Какие способности и навыки вам для этого потребуются? Что у вас уже есть, а что нужно развить?

4 уровень – что ценного вы получите в результате? Почему это важно для вас? Как изменится ваша жизнь вместе с достижением цели?

5 уровень – кем вы станете, достигнув этой цели. Кем вы будете, получив то ценное, что появится в вашей жизни?

6 уровень – ради чего вы хотите сделать это? Для кого еще это важно? Кто еще получит пользу и будет рад этому результату?

Очень часто люди, добравшись до ценности, самоидентифкации, миссии, меняют цель или корректируют ее.

А теперь с учетом того, что мы знаем, дойдя до самого верхнего уровня, идем вниз:

- Рады ли другие этому? Полезно ли это для них?

- Кем вы стали в результате?

- Что ценного в этом?

- Какие способности у вас появились?

- Что вы теперь делаете?

- Каково ваше окружение?

Это очень действенно, когда вам нужен всесторонний взгляд на вашу цель. Или вы чувствуете неуверенность в своих силах или ощущаете, что находитесь в тупике.

При помощи этой магической пирамиды можно быстро определить, на каком уровне находится проблема и найти решения, задав вопросы с более высокого уровня. Для этого необязательно всегда использовать пирамиду в развернутом виде, иногда бывает достаточно всего пары вопросов. Вы сможете диагностировать проблемы других людей и помогать находить решения. Это инструмент, который помогает взглянуть на жизнь объемно, структурировать задачи, разложить проблемы на составные части, найти уровень, на котором находится решение и проверить его, пройдясь по пирамиде сверху вниз.

Если вас не устраивает то, что у вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять ваши действия.

Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом.

Если непонятно, куда менять стратегию -значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.


Сейчас, когда вы приложили модель Дилтса к себе, увидели ли вы, в каких местах пробуксовывала ваша жизнь, и что нужно делать, чтобы она перестала буксовать?

Вы решили, что вам нужны изменения?

Надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Обращайтесь. Буду рада новым клиентам из любой точки планеты!

Пирамида Дилтса(Модель логических уровней, Нейро-логические уровни, Логические уровни)

Великолепная, простая, работающая вещь.

Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Здесь постараюсь как можно более кратко и просто изложить эту модель.

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

  • окружение - уровень реакции
  • поведение - уровень действия
  • способности - уровень источников и направления
  • убеждения и ценности - уровень дозволения и мотивации
  • идентичность - какую социальную «роль» я играю, кто я?
  • миссия - видение, смыслы, духовный уровень
    Описание уровней

Каждая "полочка" пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение - условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение - всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос "Что делает?" и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) - это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень - окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях - поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос "Как?". Способности обуславливают выбор поведения, своего рода - внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности - э то то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность - с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете - шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь - «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?Ради чего играется та или иная роль?

Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или "духом" личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: "Зачем? Ради чего? В чем смысл?".

Какая польза от Пирамиды Дилтса.

1. Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла.

А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Примеры:

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше - Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности - развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности - в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я - супер пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях - распространенное дело, то на трех верхних - редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания.

2. Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам - вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Занимаясь поиском единой системы обоснования поступков, пионер направления НЛП Роберт Дилтс разделил опыт, описывающий логику человеческих действий, на 6 отдельных уровней. Так появилась пирамида Дилтса - модель логических уровней, влияющих на убеждения и поступки людей.

Узнав, за что отвечает каждый из уровней, и как они связаны между собой, Вы поймете как правильно мотивировать персонал на продажи, пересмотрите правила постановки задачи сотрудникам и сэкономите на тренингах по мотивации персонала.

Как устроена логическая пирамида Роберта Дилтса, и как мотивировать персонал с ее помощью

  • Уровень 1. Окружение

    Вопрос уровня. “Где я? Кто и что меня окружает?”

    В основании пирамиды лежит среда обитания человека. К ней относятся географическое местоположение (страна, город, район), помещение где он живет и работает, физические объекты, которыми он владеет, окружающие его люди.

    В компании. Применительно к сотрудникам компании можно сказать, например, что они работают в удобном современном офисе в центре столицы, в команде, состоящей из молодых специалистов. Окружением можно промотивировать сотрудников, которые раньше работали в плохих условиях, жили в провинции, или, например, разочаровались в фрилансе.

  • Уровень 2. Поведение

    Вопрос уровня. ”Что я делаю? Чем занимаюсь?”

    Следующий фактор, формирующий предпочтения и мотивы человека - это действия, которые он привык совершать, то, как он ведет себя с другими людьми, и какое поведение считает приемлемым по отношению к себе.

    В компании. HR-менеджер занимается подбором персонала и старается нести положительные эмоции своими коллегами. Курьер компании водит автомобиль и принимает деньги от клиента. Чтобы мотивировать сотрудников на этом уровне, можно создать неофициальный этический кодекс, где будут прописаны правила поведения сотрудников в компании - взаимная вежливость, разрешение конфликтных ситуаций, совместное празднование дней рождений. Это создаст обстановку, в которой приятно работать.

  • Уровень 3. Способности

    Вопрос уровня. “Как я это делаю”?

    Этот уровень определяет опыт и навыки человека, а также его внутренний ресурс и умение им пользоваться.

    В компании. Менеджер по продажам рассчитывает на повышение, поскольку овладел базовыми скриптами продаж и совершил несколько выгодных сделок. Промотивировать его можно, пообещав должность топа, если он выучит английский язык и сможет продавать на зарубежном сегменте. Такого рода договоренность - один из самых выгодных способов мотивировать персонал на продажи, от него выигрывает как сотрудник, так и руководитель.

  • Уровень 4. Ценности и убеждения

    Вопрос уровня. “Почему одно важно для меня, а другое - нет?”

    У каждого человека есть некий свод внутренних правил, который определяет его поступки. Нечто, подсказывающее: так будет правильно, а так - не очень. Ценности и убеждения, как правило формируются семьей, авторитетными людьми, культурным окружением.

    В компании. Мотивировать работу персонала на этом уровне не так просто, как кажется. Одно дело, когда магазине, продающем спортивный инвентарь, работает человек, для которого важен здоровый образ жизни. Но обычно в компанию приходят разные люди, и уровень ценностей у них уже сформированы. Поэтому руководителю необходимо создать новую ценность, то есть объединить сотрудников с общими целями в дружную семью, создать корпоративную культуру. Радость от работы в дружном коллективе единомышленников - один из самых продуктивных видов мотивации.

  • Уровень 5. Идентичность

    Вопрос уровня. “Кто я, и что мною движет?”

    Все люди разные. Даже люди, воспитанные в одинаковом окружении, получившие одинаковое образование, имеющие похожую шкалу ценностей. То, что делает нас разными, называется идентичностью, или личностным своеобразием.

    В компании. Выявить идентичность сотрудника не так-то просто, потому что люди редко даже себе отдают отчет в своих личностных мотивах. Один дизайнер ходит на работу, потому что он “отец, кормящий семейство”, а его напарник считает себя “художником в жанре цифрового маркетинга”. Попытка вмешаться в чью-либо идентичность часто оборачивается конфликтом. Однако, навык определять “кем” является человек, помогает как мотивировать работу персонала, так и набирать в команду нужных людей еще на этапе собеседования. Мотивация на этом уровне заключается в том, чтобы правильно определить сотрудника на “его” место.

  • Уровень 6. Миссия

    Вопрос уровня. “Ради чего я живу? Какой конечный смысл моих действий? Что останется после меня?”

    Последний и самый абстрактный уровень пирамиды Дилтса описывает сверхличностные ориентиры человека. Это может быть отношение к жизни и смерти, духовные устремления и цели, не связанные материальными рамками.

    В компании. Рабочее взаимодействие на уровне миссии - большая редкость. При постоянных разговорах о миссии компании, мало кто из сотрудников (разве что собственник и высшее руководство) связывает цель своей жизни с высшей целью компании. Промотивировать на уровне миссии можно только сотрудника с высоким уровнем зрелости, например, когда человек выполняет свою работу для того, чтобы улучшить жизнь своих потомков.

3 главных принципа пирамиды Дилтса

Чтобы мотивировать своих сотрудников, руководителю не обязательно проводить масштабные тренинги по мотивации персонала. Чаще всего достаточно проанализировать действия сотрудника (или группы сотрудников) и провести для него (для них) небольшую коуч-сессию. Главное - помнить следующие принципы:

    Ни одна проблема не решается на том уровне, где она возникла.

    Как правило, чтобы исправить поведение сотрудника, необходимо внести коррективы на уровне или способностей, или на уровне окружения, то есть на верхнем или нижнем ярусах пирамиды.

    Любые изменения на верхнем уровне необратимо влияют на нижний, и наоборот.

    Когда у человека меняются ценности, он меняет свое окружение, поведение, и ищет новые способы достижения своих целей. Переезжая в другой город (окружение), человек постепенно перенимает ценности жителей этого города.

    Общаться с сотрудником следует на том уровне, на котором он общается с вами. Это называется подстройка по уровню.

4 SMART желает Вам достижение гармонии по всем уровням! Познавайте себя, изучайте других людей и развивайтесь!