Пространственное ориентирование: как научить ребенка различать право и лево. Знакомимся с мозаикой

(3 голоса : 4.33 из 5 )

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «большой мир» нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя кроху с понятиями «верх - низ - право - лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат «исследований» окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

Ориентируемся. Знакомимся с окружающим миром.

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детей до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

Узнаем и знаем

Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки, значит «верх» и «низ» для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: «Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху» или «Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз». К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов «вверх» и «вниз».

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: «Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола». Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: «Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку».

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также «поработают» в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей - телохранителей).

«Лево - право» игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая». С этого ориентационного «приручения» и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить «имена» своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру «Покажи нужную руку»: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «двуручному» рисованию подключится и мама.

Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. Готово?»

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

Первые уроки

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: «Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!» Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

Учеба с настроением

Склонность детей к подражанию - ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке - всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в виде веселых уроков.

Поставьте два стула, на каждый положите три-четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где расположено окно.

Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников - пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит ваш малыш.

Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: «Видишь зайка - в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны - мишка».

Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.

В царской армии самая большая проблема возникала из-за того, что солдаты — выходцы из крестьян — не различали правую и левую стороны. Проблему решили, привязывая к ногам солдат пучки сена и соломы. Командиры так и командовали: Сено — Солома. Тут уж ошибок в поворотах в нужную сторону не было.

Времена дремучего невежества миновали и современные солдаты браво выполняют приказы своих командиров, безошибочно поворачиваясь налево и направо. Но в начальной школе, проблема определения где лево, где право стоит очень остро. Большинство детей путают левую и правую сторону. Особенно заметно это на уроках физкультуры.

Как научить малыша различать где право, где лево?

Я сторонник незаметного обучения детей. Пока ребенок еще маленький, одеваем его и комментируем. Одеваем штанину на левую ножку, одеваем штанину на правую ножку.

Кормим ребеночка, тоже комментируем: берем ложку в правую ручку, хлебушек держим в левой ручке.

В год наша дочка легко ориентировалась где право, где лево.

Где право где лево

Зеркальное отражение в определении сторон

Когда нашей дочке было два года, мы ходили с ней на развивашки в детский центр. Педагог берет в левую руку козленка и говорит детям: » Берем козлят в правую руку». Я после занятия подошла к педагогу и спрашиваю: «Почему Вы держали козленка в левой руке, а детям говорили брать козленка в правую руку?»

Педагог мне ответила: «Потому что я сидела лицом к детям и у нас получалось зеркальное отражение. Чтобы они все повторяли за мной, я им называла неправильно».

Такое объяснение выглядело правдоподобно, но мне оно как-то не по душе. Я привыкла называть вещи своими именами, даже если говорю с малышами.

В тот период времени, когда дочке было 2 года, она легко различала правую и левую сторону. Педагога она слушала и брала козленка в ту руку, в которую нужно.

В 3 года мы стали ходить с дочкой на занятия танцами. Педагог по танцам сказала, что дети путаются где лево, где право и попросила пришить к платочкам петельки, чтобы платочки вешать на правую ручку. Прямо, как у солдат солому вешали на ноги 🙂

После занятий Олеся мне стала рассказывать: «Мама, а наша учительница по танцам на правую руку говорит: это левая рука. А на левую руку говорит, что это правая рука».

Когда я присутствовала на занятиях по танцам, то выяснилось, что педагог тоже озвучивает правую и левую сторону неправильно — в зеркальном отражении.

Когда Олесе было 2 года, она еще не обращала внимания на то, что педагог держал козленка в левой руке, а называл руку правой. А вот в три года дочка заметила, что педагог держит платок в левой руке, а говорит «Держите платочек, как у меня — в правой руке».

Похоже, что большинство педагогов, которые занимаются , называют левую и правую сторону в зеркальном отражении. Тем самым, на мой взгляд, они только путают детей. Ведь дети очень умные и большинство детей к 3 годам прекрасно различают правую и левую сторону. А вот название сторон в зеркальном отражении приводит к тому, что к школе дети начинают путаться со сторонами.

Как же быть? Нужно ввести в совместные игры с детьми, игры, помогающие ориентироваться где право, где лево.

Игры с детьми по ориентации в пространстве

К четырем годам ребенок должен уметь:

  • различать правую и левую руку;
  • определять направление от себя: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз
  • понимать и использовать слова и предлоги: вверху, внизу, посередине; внутри, снаружи, около; над, на под; слева, справа, посередине.

Игра 1: Право-лево

Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем в какой руке у него игрушка и как называется вторая ручка.

Потом просим свободной левой ручкой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.

Затем просим малыша переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.

Переходим к лицу и трогаем левой ручкой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо, плечо. А правой ручкой трогаем правые парные части тела.

Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела и легко определяют, что находится слева, а что справа.

Игра 2: Бравый солдатик

Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши).

Мама — командир, а ребенок — бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.

Команды могут быть такими:

  • руки вверх
  • руки вниз
  • правую руку поднять
  • левую руку поднять
  • правую руку опустить и т.д.

Затем, мама и ребенок меняются ролями. Теперь мама — «бравый солдатик», а ребенок — «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. Детям доставляет истинное наслаждение поправлять взрослых.

Игра 3: Куда бросили мяч

Ребенок по команде бросает мяч в заданном направлении: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем малыш командует, а мама (папа, старшие братья и сестры) выполняют команды.

Эти простые игры достаточно интересны для трехлетних малышей. Играясь, ребенок учится ориентироваться в пространстве и леко определяет где право, где лево .

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Для малыша фраза «иди налево» не говорит ни о чем. Для начала ему необходимо запомнить, где правая и левая стороны на примере собственного тела. Чтобы облегчить своему ребенку это запоминание, вы можете, например, завязать на запястье правой руки ниточку. Теперь у малыша будет ориентир: где ниточка - там и правая рука. Старайтесь как можно чаще давать ребенку инструкции в игре и в жизни, используя понятие правый, подсказывая при этом, что это там, где ниточка. К примеру, обувая ребенка, просите его подать правую ногу.

Самые первые игры на запоминание сторон тела очень простые: подними правую руку, закрой левый глаз, покажи левое ухо и т.п. Сначала все это малыш должен показывать на своем теле. Ведь на теле другого человека, стоящего напротив, право и лево меняются местами; чтобы понять это, малышу потребуется много времени. Поэтому и играть в такие игры лучше, стоя рядом с ребенком или спиной к нему.

«Направо» и «налево» как движение в нужную сторону

Для чуть подросшего ребенка можно придумывать более сложные игры. В таких играх ему потребуется не только вспоминать, где право и лево, но и двигаться в этом направлении. Можно сопрягать обучение направлениям движения и счету. Например, вы можете просить ребенка с закрытыми глазами поворачиваться и/или делать определенное количество шагов в нужную сторону. Потом малыш должен все также с закрытыми глазами отгадать, где он оказался. В такую игру прекрасно играть с ребенком примерно трех лет. Если он совсем не знает счет, вы просто можете его просить: «повернись налево, шагни, шагни, повернись направо»» и т.д. В такой игре ребенок не только запоминает, где право и лево, но и учится ориентироваться в пространстве.

Ориентация на листе

Только после того, как ребенок выучил на собственном теле, где правая и левая стороны, можно учить его ориентироваться на листе бумаги. Не обязательно придумывать сложные и замысловатые игры. Просто когда рисовать, просите его изобразить что-то справа или слева на листе. Сначала лучше использовать только одно понятие в инструкции: «нарисуй солнышко на правой стороне». Уже потом можно присоединять понятия верх/низ и давать более сложные инструкции: «изобрази травку слева внизу листа», например. Можно покупать специальные тетради для занятий с ребенком. Выбирайте такие, которые подходят ему по возрасту. В них вы не только можете выполнять имеющиеся задания, но и придумывать свои. Например, попросите закрасить самый правый предмет на листе.

Чтобы ребенку было проще ориентироваться на листе, перед началом рисования попросите его поставить руки на края листа и напомните ему, где правая и левая рука. Пусть ребенок при этом догадается, что правая сторона листа там, где правая рука.

Графический диктант

Еще один способ выучить право и лево - это графический диктант. Проводить его лучше с ребенком 5-7 лет. Ребенку младше будет выполнять диктант слишком сложно.

Суть диктанта заключается в том, что ребенку необходимо вести ручкой или фломастером линию по клеточкам согласно инструкции. В результате получается какой-либо узор или рисунок. Сначала давайте ребенку совсем простые узоры. Например, 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо и т.д. Когда ребенок поймет суть, что ему нужно делать, вы можете усложнять инструкцию.

С помощью графического диктанта можно рисовать различных животных, крепости и все, что угодно. Рисунки для графического диктанта вы можете найти в специальных тетрадях подготовки к школе или придумывать самостоятельно. Важно всегда использовать бумагу в клеточку. Размер клеточки при этом зависит от возраста ребенка: чем старше он, тем мельче клеточки. Еще один принципиальный момент: перед проведением графического диктанта не показывайте ребенку рисунок, который у него должен получиться в итоге.

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Не забывайте, что все детишки разные и развиваются по своему индивидуальному графику. Но все же, несмотря на это, помогать своему чаду и начинать учить малыша запоминать цвета вы можете уже с самого раннего возраста.

Обучаем отличать цвета кроху до года: начало начал

Уже в самом раннем возрасте дети могут различать цвета. Согласно исследованиям, первый цвет, который выделяют младенцы, едва выйдя из новорожденного возраста, это желтый.

Кстати, именно поэтому для детей такого возраста специалисты рекомендуют приобретать игрушки-погремушки желтого цвета. Следом за желтым младенец начинает обращать внимание на оранжевый цвет и красный.

Целенаправленно учить цветам ребенка до года не нужно. Достаточно того, что, разговаривая с ним, вы будете называть цвета: «Вот твоя чашечка, она синяя», «возьмем красный мячик».

Учим цветам малыша от года до двух

Вот теперь уже можно начинать учить. Но ненавязчиво и без больших ожиданий. Главное слово здесь: «начинать». Помните, что ребенок может учить цвета только после того, как начнет разговаривать. Не надо бежать впереди паровоза, ведь детское мышление развивается по своим строгим законам.

В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета. Пока рано ждать от него, что он запомнит все названия. Дайте ему время.

Игровые задания, помогающие освоить цветовую палитру

Играя с малышом, предлагайте ему следующие задания:

Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

В процессе лепки напоминайте малышу название цвета, но не ждите, что он быстро его запомнит.

Собирать пирамидку

Эта развивающая игрушка очень полезна для детишек 1-2 лет. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте:«Какой это цвет?».

Сортировать игрушки по цвету

Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две, три коробки разного цвета.

Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая по их цвету. Можно строить башни из кубиков — только желтые или только синие.

В целом, в этом возрасте упор стоит делать лишь на то, что вы только называете цвета предметов, постепенно закрепляя их в памяти ребенка.

Обучаем цветам ребенка в возрасте от двух до трех лет

В три года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.

Деятельность малыша в это время существенно расширяется, пополняется его словарный запас, а значит вам и карты в руки - самое время для обучающих и развивающих упражнений, в том числе и в области познания цветов.

Неограниченные возможности предполагают творческие занятия. Рисуйте, лепите, делайте аппликации. Показывайте краски, рассказывайте, что можно нарисовать этим цветом, смешивайте цвета.

Сейчас в продаже есть безопасные для детей краски, играть с которыми можно не беспокоясь за здоровье малыша.

Упражнения для понимания цвета

Разноцветные карточки

Сделайте цветные карточки и играйте с ними. Спрашивайте малыша, какого цвета карточка, предлагайте на каждую карточку положить игрушку нужного цвета — открывается целая масса вариантов для игр.

«Веселая уборка»

Собираем игрушки только одного цвета. Сначала только синие, потом только желтые. Особенно хорошо работает при уборке детского конструктора в коробку.

«Кто больше?»

Вместе ищите предметы какого-то конкретного цвета. В квартире, на улице, во дворе. Зеленая трава, зеленая скамейка, зеленая машина. Кто найдет больше предметов?

«У меня и у тебя»

Какой цвет есть у вас, а какой у малыша? «У меня синие тапочки, зеленый мячик и красная заколка» - «А у меня зеленая чашка и красные колготки».

Цветные драже

Не очень педагогично, но весело вместе есть разноцветные конфетки-драже. Если ребенок правильно назвал цвет конфеты, он может ее съесть.

Устраивайте день одного цвета

Сегодня красный день. Надуем красный шарик, наденем красную кофточку и съедим красное яблоко. На улице будем искать красные предметы, а дома нарисуем красный мухомор, красный цветок и красную божью коровку.

Похвастаемся шедевром папе и расскажем, что это за цвет.

Важный момент: не усложняйте ребенку задачу, не учите сразу несколько цветов. Пусть он сначала четко выучит один, а затем переходите к другому. Чем меньше малыш ошибается, тем радостнее он будет учиться дальше.

Осваиваем цветовой ряд после трех лет

В 4 года ваш малыш уже вполне может знать основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Теперь можно осваивать остальные и переходить к оттенкам.

Здесь вам опять самым лучшим образом поможет рисование. Дети очень любят смешивать краски разного цвета, обращайте их внимание на полученный результат.

После трех лет малышам уже намного проще запоминать цвета, поэтому показывайте и рассказывайте как можно больше. Для закрепления результата отлично подойдут развивающие настольные игры и упражнения в игровой форме.

Примеры игр и упражнений на понимание цвета

Усложненные карточки

Хорошо научит детей определять цвета игра, в которой к картинке нужно подобрать карточки с использованными на этой картинке цветами.

В качестве домашнего аналога такой настольной игры возьмите любой предмет или любую картинку и предложите ребенку подобрать к ней карандаши или фломастеры нужного цвета.

«Ошибки»

Договоритесь с ребенком, что вы строите две башни - одну синюю, другую, например, красную. В процессе игры незаметно прячьте или путайте «этажи» башни. Ребенок должен назвать потерянный цвет.

«Светофор»

Для игры вам понадобится три карточки. Зеленая карточка означает, что ребенок должен бегать, желтая - прыгать, а красная - стоять. Можно усложнить задачу или придумать свои варианты.

«Воздушные шарики»

Нарисуйте на бумаге несколько воздушных шариков. Ребенок должен подрисовать им веревочки нужного цвета. Усложните задачу: рассыпьте карандаши оттеночных цветов, добавьте к ним карандаши, цвет которых не использовался.

​Не сравнивайте успехи своего малыша с успехами других детей

Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других. Внук тети Маши уже выучил не только цвета, но и оттенки да еще и замечательно рисует?

Во-первых, вы не видели тех «шедевров», а во-вторых, ваш сын великолепно бегает и умеет надевать штанишки.

Не закрепляйте цвет за одним предметом

Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.

Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день

Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.

Создавайте позитивный настрой, учитывайте характер и склонности ребенка

Если ваш малыш шустрый непоседа, он не захочет степенно раскладывать цветные карточки на столе. Предложите ему лучше сбегать за синим мячиком.

Обучайте играючи

Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Все обучение должно проходить только в расслабленной, ненавязчивой форме игры.

Занимайтесь регулярно, но без напряжения. И ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги!