Программа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. этап - Основной

Показатели социально-психологической готовности выпускника школы к самостоятельной жизни

Заканчивая школу, старшеклассник должен быть социально и психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Эта готовность заключается в наличии способностей, знаний, умений и навыков, которые позволили бы реализоваться ему в обществе как неповторимой личности, стремится к успеху, обеспечили бы развитие его как гражданина, работника, создателя семьи.

Конкретными свидетельствами готовности выпускника школы к самостоятельной жизни являются:

1. Большая сила духа, знания законов жизни и готовность соблюдать их, чтобы самореализоваться, самовыразиться и самостверд идти.

2. Образованность, которая заключается в наличии знаний из различных сфер общественной жизни, жизненного опыта, устойчивых и реалистичных взглядов на жизнь, политические события; в осознании своего места в жизни, обязанностей и прав; в сформированности национального самосознания, знании исторического прошлого и перспектив развития своего народа и государства, готовности защищать их интересы.

3. Благоразумие, что проявляется в умении не поддаваться негативному влиянию, анализировать явления, события, рационально преодолевать сложные, экстремальные ситуации.

4. Способность к труду. Свидетельством ее является выполнение различных видов работ, умение рационально использовать свое время, овладение навыками ведения домашнего хозяйства, готовность обеспечить себя материально. Основным проявлением этой способности является избрание профессии, которая соответствует возможностям личности и нужна обществу.

5. Личностная культура, которая проявляется в адекватной оценке своей личности, знании своих сильных сторон и недостатков. Важными признаками личностной культуры есть уверенность в себе, умение самореализоваться, управлять своим настроением, контролировать себя, заботиться о своем здоровье (правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать личную гигиену, режима сна, труда и отдыха), отсутствие вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.п.), занятия самовоспитанием, наличие разносторонних интересов.

6. Готовность к семейной жизни, свидетельством которой является осознание особенностей ролей жены или мужа, обязанностей по воспитанию детей.

7. Любовь и уважение к родителям, помощь им, доброжелательное отношение к старшим.

8. Культура общения, которая заключается в умении вести себя, веселиться и отдыхать среди людей, в способности доброжелательно, справедливо, гуманно, потовариськы относиться к ним. Она предусматривает также понимание людей, умение объективно оценивать их поступки, давать советы, прощать ошибки, помогать в сложных ситуациях.

Итак, главным достижением в социально-психологическом развитии старшеклассников является внутренняя духовная сила, самоосознанность, рассудительность, готовность к самостоятельной взрослой жизни, способность быть субъектом собственного жизненного пути, высокая личностная культура, проявляется во всех сферах их актуальной жизнедеятельности, отчетливо проецируется в будущее.

Общие особенности зрелой юности

На этапе зрелой юности возникает новая социальная ситуация развития, центром которой является переход к самостоятельной жизни (начало профессионального становления, реализации жизненных планов). Продолжается интенсивное развитие самосознания, молодые люди самоопределяющихся в системе нравственных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность.

Социальная ситуация развития в период зрелой юности

На смену раннем юношеском возраста приходит зрелая юность - период, когда заканчивается переход от детства к взрослости. В психологической литературе по проблемам юности (работы Б. Бриксона, Б. Шпрангера, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению возрастных границ, основных противоречий и новообразований этого возраста. Большинство исследователей ограничивает зрелую юность периодом от 18 до 20 лет.

В зрелой юности завершаются процессы биологического созревания, одной из важнейших потребностей личности становится интеллектуальное развитие, усиливается эмоциональная стабильность, в межличностных отношениях важное значение приобретает общение со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола, продолжаются саморазвитие и самосовершенствование.

В период зрелой юности происходит существенная перестройка личности, обусловленная изменениями социальной ситуации развития. Эти изменения могут быть связаны с вступлением в вуз, началом трудовой деятельности и тому подобное. В этом возрасте молодой человек должен самостоятельно принимать и реализовывать решения, разрабатывать жизненные планы, строить собственную жизнь. Она переходит от познания мира к его преобразования, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности.

Выбор профессии и обучения в высшей школе свидетельствуют о профессиональном самоопределении человека. Это очень сложный и важный этап, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью. Профессиональное самоопределение происходит на основе жизненных ценностей личности. Если главным для нее является общественный престиж, признание, то профессию она выбирает, ориентируясь на существующую в обществе моду по профессий. При выборе профессии считаются и на социальные, материальные выгоды (социальный статус, заработную плату, льготы и др.). Нередко профессиональный выбор является результатом пассивной согласия с желанием родителей или романтического, некритического интереса к определенной профессии. Вполне вероятно, что такой выбор может привести в будущем глубокие разочарования, побуждать человека к запоздалых поисков себя в профессии, сдерживать ее социальной и личностное развитие. Учитывая это важно, чтобы профессиональное самоопределение происходило сознательно, на основе всестороннего учета предпочтений, способностей, возможностей личности, соответствия их требованиям специальности, избираемый.

Высшее учебное заведение является важнейшим этапом освоения профессии, началом профессионального становления. Оно заключается в активном, сознательном утверждении человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, овладение профессиональными умениями. В зрелом юношеском возрасте происходит адаптация студента-новичка до учебного заведения, деятельности в условиях высшей школы. Бывший школьник должен существенно перестроить свои представления об обучении, привычки, поведение, на новых началах обеспечить собственную самоорганизацию.

Немало молодых людей сразу после окончания школы включается в практическую деятельность. Адаптационный период в таком случае является достаточно сложным, ведь они вынуждены не только привыкать к новым условиям деятельности, но и одновременно учиться выполнять ее. Трудовые будни часто не оправдывают их ожиданий относительно работы и профессионального роста. их адаптацию могут облегчить терпимость, понимание и заинтересована помощь родителей и сотрудников. Как показывает практика, искренние и требовательны взаимоотношения с коллегой-наставником играют ведущую роль в обеспечении оптимального, безболезненного перехода юношу отношений в мире взрослых.

Зрелый юношеский возраст связан с обязательным участием человека в общественной жизни, осознанием личной гражданской ответственности за которой есть и должна быть ее государство. Эту возможность и одновременно гражданскую ответственность она реализует своим участием в выборах. В этот период человек впервые становится объектом психологического давления различных политических технологий, нередко сковывает, а то и парализует ее рациональной личностный выбор. Выстоять против этих давлений помогут объективный, беспристрастный анализ разнообразной, в том числе противоположного по смыслу, информации, попытки распознать настоящих и обманчивых друзей, осмысленная мировоззренческая и гражданская позиция.

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков, утративших поддержку родителей, развитие социальнопсихологической готовности к самостоятельной жизни является важнейшей задачей всего педагогического коллектива и психологической службы в первую очередь. Резюмируя вышесказанное, данный показатель (социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни) интегрирует все результаты работы мультидисциплинариой службы образовательного учреждения.

Для того чтобы раскрыть понятие социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни , необходимо определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы: семью, работу, государственные и международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, т.е. успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:

  • - разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;
  • - иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия (от философской до бытовой), уметь действовать в соответствии с ней (позицией);
  • - самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;
  • - самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);
  • - позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформиро- ванность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Анализ тематической литературы позволяет вычленить структурообразующие параметры адаптированной личности подростка, готового к самостоятельной жизни.

  • 1. Самоопределение включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность.
  • 2. Интеллектуальная готовность - определенный уровень развития мышления, внимания, воображения, памяти, уровень, который позиционирует молодого человека в его «социальной нише».
  • 3. Устойчивый эмоциональный фон предполагает уравновешенность личности в ситуациях различной сложности.
  • 4. Коммуникативные навыки помогают человеку не только успешно общаться, но и получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации.

Приоритетное значение в комплексной работе по социальному развитию детей, оставшихся без попечения родителей, имеет формирование самосознания, ценностной и мотивационной сферы, профессиональной ориентации. В этой связи более подробно остановимся на параметре «самоопределение».

Самоопределение подростка как этан социализации.

Проблема самоопределения рассматривалась С. Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, т.е. закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «Внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». Он подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения - самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию.

В. Ф. Сафин и Г. П. Ников понимают самоопределившуюся личность как субъекта, осознавшего, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; т.е. как субъекта, готового функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, по мнению авторов, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества. Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личпостыо смысла жизни.

Ключевым механизмом самоопределения личности является самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой, - регуляторная, па основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностных качеств и достижений индивида.

Проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л. И. Божович, которая понимала его как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, обществе, жизни, поиск цели и смысла своего существования, потребность найти свое место в общем потоке жизни. Автор выделила существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двупла- новости: во-первых, самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и, во-вторых, через общие, лишенные конкретности, искания смысла своего существования. Только к концу юношеского возраста, по мнению ученого, эта двуплановость ликвидируется. Потребность в самоопределении возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Необходимость возникновения этой потребности объясняется автором логикой личностного и социального развития подростка.

Потребность в самоопределении рассматривается Л. И. Божович как потребность в формировании определенной смысловой системы представлений о мире и о себе самом. В процессе жизни и воспитания человека возникает система мотивов, в которой ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода системы или иерархии мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Также самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее и подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему .

И. В. Дубровина внесла уточнения в проблему самоопределения. Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению предполагает:

  • - сформированное™ на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания (способность сознательно анализировать свои переживания, свои сильные и слабые стороны, познать себя как личность, отличную от других);
  • - развитость нравственных установок, ценностных ориентаций и временной перспективы, которая является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой надежды, опасения, стремления, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства стихийно через усвоение общекультурных, социальных, ценностных установок родителей, развитие мотивационной сферы;
  • - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем .

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная американским ученым Э. Эриксоном. Процесс становления личности в переходном возрасте рассматривается им сквозь призму понятия «идентичность» - тождественность (адекватность) человека самому себе, умении владеть собственным «Я» независимо от ситуации. Механизмом формирования идентичности является, по Э. Эриксону, последовательная идентификация ребенка со взрослым. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности, оценки, переживания детства должны быть синтезированы, он должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, провести переоценку самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом в физическом, социальном и эмоциональном планах. Непреодоленный кризис идентичности ведет к состоянию острой диффузии идентичности и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Происходит регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. У подростка возникает чувство изоляции и опустошенности, страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола, враждебность к признанным общественным ролям. Если индивид успешно справляется с задачей обретения идентичности, у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда ему идти дальше.

Из всего круга вопросов, относящихся к проблеме самоопределения, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. С. П. Крягжде отметил, что на начальном этапе профессиональное самоопределение носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор профессиональной сферы - социальный выбор. Автор указал, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то индивид пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Исследователь рассматривает социальный выбор как ограничение индивида определенным кругом профессий, а это качественно более низкий уровень профессионального самоопределения .

Самоопределение как личностное новообразование возникает к концу раннего юношеского возраста. Его формирование обусловлено развивающимся в подростковом возрасте самосознанием: примерно в 11 лет у ребенка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается усиление дифференцированности и обобщенности самосознания, что приводит 15-16-летнего юношу к становлению относительно устойчивого представления о самом себе.

К 16-17 годам наступает самоопределение, которое характеризуется осознанием себя в качестве члена обществ, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, а также выражается в определении смыслов своего собственного существования. Личностное самоопределение не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, а становится базисом собственного дальнейшего развития.

Ценностные ориентации и самостоятельность подростка. Другой психологической областью, тесно связанной с личностным самоопределением является ценностно-смысловая сфера. Как указывали Б. Ф. Зейгарник и Б. С. Братусь, область смыслов и ценностей есть та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества. Ценности определяют собой главные характеристики личности, ее мораль и нравственность, они создают образ будущего и оценивают деятельность с ее смысловой стороны. Ценностные ориентации - это устойчивые образования, основные идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, составляющее суть нравственности человека. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и выражающие смыслы определенного общества, всего человечества, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Сформированная система ценностей является необходимым условием готовности к самостоятельной жизни.

К социально-психологическим параметрам готовности к самостоятельной жизни следует отнести самостоятельность как необходимый аспект самоопределения. Самостоятельность - это комплекс психологических функций, навыков, обеспечивающих выполнение индивидом сложных социальных действий. Составляющими самостоятельности являются целеполагание, планирование, принятие решений, самоконтроль (саморегуляция), ответственность. Самостоятельность является психологической основой сознательного поведения.

С. А. Беличева, специалист в области превентивной психологии, приводит показатели социального развития подростков :

  • - наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
  • - степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

уровень развития знаний, разнообразие интересов;

  • - адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
  • - коллективные проявления, способность считаться с другими;
  • - способность критически в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других;
  • - самокритичность, наличие навыков самоанализа;
  • - внимательное отношение к другим, эмпатия;
  • - волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
  • - внешняя культура поведения преодоление и отказ от дурных привычек.

Выделенные параметры самостоятельной жизни тесно взаимосвязаны. Например, несформированная иерархия мотивов будет влиять на деформацию временной перспективы, а сложности с ценностными ориентациями могут привести к проблемам в общении.

Таким образом, быть готовым к самостоятельной жизни - это стать субъектом жизни, действовать самостоятельно, следуя собственным целям и намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира.

Подводя итоги теоретического анализа рассматриваемой проблемы, отметим, что параметрами социально-психологической готовности к самостоятельной жизни современных подростков являются: самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность); интеллектуальная готовность; устойчивый эмоциональный фон и коммуникативные навыки.

Проводимое на кафедре педагогической психологии МГППУ в течение ряда лет исследование особенностей психосоциального развития детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, апробация направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса подростков данной категории позволяют выдвинуть следующие положения.

  • 1. Для подростков, оставшихся без попечения родителей, в настоящем важно быть уверенными в себе и иметь друзей, уметь общаться и быть доброжелательными.
  • 2. В будущем важными для себя они выделяют дружбу и любовь, интересную работу и материально обеспеченную жизнь.
  • 3. Для подростков характерна фрустрация будущего, они слабо представляют, что их ждет завтра. Особая проблема заключается в осознании того, что их будущее зависит от них самих.
  • 4. У подростков недостаточно развит самоанализ, рефлексия, нередко они отрицательно воспринимают себя.
  • 5. Существует проблема идеального образа мужчины и женщины.
  • 6. Представления о профессиональной сфере размыты.
  • 7. Недостаточно понимают ответственности самостоятельной жизни.
  • 8. У подростков рассматриваемой категории устойчивая защитная реакция при вмешательстве в мир их переживаний.

Приведенные выше положения можно рассматривать как стратегические линии психолого-педагогической работы с подростками, лишенными родительского попечения.

  • Божович Л. И. О многоплановости личности // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 112-113.
  • Практическая психология образования: учеб, пособие / иод ред.И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  • Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-30.
  • Беличева С. А. Превентивная психология в подготовке социальныхпедагогов и психосоциальных работников. СПб.: Питер, 2012.

Глава 10. Подготовка к самостоятельной жизни

Рассказывает Генри Клауд

На всем протяжении отрочества я то и дело слышал от родителей одну фразу (в различных вариациях). «Скоро ты станешь самостоятельным, Генри. Тебе нужно научиться вести бюджет». Они никогда не посещали специальные курсы, но я мог убедиться в их мудрости. Отец и мать заботились о моем будущем. Они понимали, что к тому моменту, как я оставлю дом, мне следует многому научиться: и вести счета, и пользоваться кредитной карточкой, и оформлять страховку на машину, и планировать свою работу. Важно не столько конкретное содержание советов, сколько понимание родителями моего положения: отрочество - это достаточно ограниченный период времени, отведенный для того, чтобы подготовить сына к самостоятельной жизни. Я благодарен отцу и матери за то, что они для меня сделали.

Одна моя приятельница прожила свое отрочество совершенно иначе. Ее родители - не словами, но всем своим поведением - давали ей понять: «Ты еще маленькая, так что делай то, что тебе велят, и точка». Родители жестко контролировали и ее саму, и троих ее сестер, и старшего брата. В доме сложилась гнетущая атмосфера. Чем старше она становилась, тем труднее ей было принимать правильное решение и тем хуже она вела себя. Я жалел ее, потому что ее родители играли роль полисменов, а не друзей.

В доме другого моего приятеля родительская власть отсутствовала вообще. Я никогда не натыкался в нем ни на какие границы. Мы шли туда, если хотели ускользнуть от родительского надзора. Иной раз его мать заглядывала к нему в комнату, но это выглядело скорее как визит вежливости, нежели как материнский контроль. Да, это было «надежное место», если надо было сделать что-то потихоньку. Но этот дом казался пустым и очень «ненадежным».

Когда я обдумывал эту главу, ключевым словом мне показалось слово «равновесие». Вспоминая свое отрочество, я особенно благодарен родителям за то, что они сумели сохранить равновесие в эти годы. Больше всего подросток нуждается в том, чтобы его родители соблюдали баланс. Мы должны уравновесить различные крайности.

Девочка уверена, что она «все сама знает», а потом приходит из школы, рыдая, потому что поссорилась с лучшей подругой.

Парень считает себя «неуязвимым», а его настроение колеблется между эйфорией и отчаянием.

Подросток яростно отстаивает свою независимость, но то и дело взывает о помощи.

Тело уже полностью созрело для половых отношений, но мальчик совершенно не разбирается в этой стороне жизни, не ведает ее опасностей, не понимает, как правильно распорядиться ею.

Совершенно невежественный подросток отвергает любые авторитеты.

За секунду он может превратиться из взрослого, уверенного в себе человека в растерянного малыша.

Вы сами разрываетесь между желанием контролировать ребенка и желанием видеть его самостоятельным.

Вы то сердитесь на него, то почему-то преисполняетесь любви.

Вы продолжаете воспитывать ребенка, но готовите его к жизни без родителей.

В этой главе мы посмотрим, что происходит в душе подростка и что при этом требуется от вас.

Общая перспектива

Чтобы понимать задачи и проблемы отрочества, надо отступить на шаг и представить себе весь процесс превращения ребенка во взрослого. Тогда вы сможете оценить важную роль подросткового периода в этом процессе.

Припомните первый этап - младенчество (да, вы бы предпочли снова услышать так раздражавший вас когда-то плач, а не рок-музыку, которую врубает ваш сын!). В младенчестве человек учится доверять другим людям и испытывать зависимость от них. В это время он вбирает в себя чужую любовь и заботу, убеждается, что окружающие готовы удовлетворить его потребности.

Далее идет первый этап на пути к независимости. Малышу уже надоело во всем зависеть от других, он хочет быть «сам по себе». В нем пробуждается воля, стремление к самостоятельности. Он готов поспорить с родителями, он хочет все сделать по-своему; но проходит пять минут - и он снова бежит к вам. Вы устанавливаете для него границы, ребенок убеждается, что не все ему подвластно, и постепенно приучается властвовать собой.

Затем он начинает отличать добро от зла, интерпретировать свои неудачи и ощущение, что он «недостаточно хороший». Теперь он понимает, что и родители несовершенны, и что он может иметь дело с человеком, который, как и он сам, «недостаточно хороший». Прощение становится реальностью. Важная веха в развитии - сочетание любви к человеку и гнева против этого же человека. Нет «хорошей мамы» и «плохой мамы», «хорошего я» и «плохого я» - есть сочетание хорошего и плохого и во мне, и в тебе. Ребенок учится переносить разочарование и в самом себе, и в других людях. Миновав эту веху, он может смириться со своим несовершенством и установить хорошие отношения со столь же несовершенными людьми. Этот навык будет служить ему всю жизнь.

Немного позднее, в младших классах, ребенок становится частью коллектива. Он усваивает правила этого коллектива, навыки, необходимые для дружбы с ровесниками, а затем для того, чтобы войти в больший коллектив - общину. Принадлежность к коллективу потребует от ребенка выполнения определенных заданий, умения играть в некоторые игры и других навыков. Он будет осваивать эти навыки, чтобы быть частью общины.

И все это интегрируется, так что ребенок становится все более цельной личностью, все быстрее удаляясь от младенческого состояния. Он чаще задумывается, задает интересные вопросы, обнаруживает способность к глубокому размышлению. Он совершенствует свои навыки во многих областях и кое в чем уже превосходит вас.

И вдруг раздается гром с ясного неба. Ребенку исполняется тринадцать - и он как с цепи срывается. Вам кажется, что он сошел с ума. Родители в панике - они не понимают, что с ним случилось.

Что с моим милым мальчиком? Мы же всегда были друзьями.

Дочь всегда была такой веселой, приветливой, а стала угрюмой.

Мы никогда раньше так не ссорились.

Почему он не хочет нас слушать?

Мы же его воспитывали, а он так ведет себя!

Можно подумать, явился злой волшебник, забросил ваше чадо на другую планету, а вам оставил его злобного двойника. Или ребенок все тот же, но он словно заразился разом многими духовными болезнями, каких у него прежде не наблюдалось. Что же все-таки происходит?

Можно, пожалуй, сказать, что теперь подвергается пересмотру и окончательной редакции все то, что мы обсуждали в этой книге. В пору отрочества все прежние аспекты развития перерабатываются заново в другом контексте: ваш ребенок уже не развивает эти качества под властью родителей, а переносит их в контекст независимости, подготавливаясь ко взрослой жизни. Происходят разом два процесса: во-первых, все аспекты личности прорабатываются заново, более самостоятельно, а во-вторых, если в первый раз что-то прошло не так, сейчас наступает последняя возможность это исправить. Вот снова наш список:

Доверие и зависимость,

Независимость и автономия,

Способность примириться с собственным и чужим несовершенством,

Умение переносить разочарования,

Соответствие требованиям коллектива, навыки общения,

Таланты, способности и интересы.

Вы-то думали, что уже справились со всеми этими задачами! Увы, нет. Однако есть в этом и хорошая сторона: вы получаете второй шанс, чтобы исправить то, что нуждается в починке. Более того: вы видите, как ваш ребенок становится взрослым, и теперь вы можете насладиться отношениями с ним на совсем другом уровне. Во всем длительном процессе воспитания отрочество может стать наиболее радостным временем. Главное - знать, когда следует проявить бдительность. Тогда вы получите много удовольствия от своего уже почти совсем взрослого ребенка.

Рассмотрим, как проявляются все аспекты развития в отрочестве.

Доверие и зависимость

В первый раз ваш ребенок учился доверию и зависимости, испытывая потребности, которые сам он утолить не мог. Младенец одинок и нуждается в помощи. И он ощущает это. Ему совершенно не нужна независимость, он отвергает ее. Ему нужно, чтобы мамочка все время была рядом. Такую потребность в зависимости удовлетворить легко.

У подростка потребность в зависимости проявляется более сложно. И доверие, и зависимость подвергаются существенным изменениям. Подросток должен заново и на более глубоком уровне учиться им. Если в младенчестве и раннем детстве были благополучно заложены основы и никакая травма не нарушила этот процесс, ребенок сможет теперь вновь пройти этот путь, хотя и совсем по-другому.

Прежде всего возникает вопрос, может ли он доверять родителям. Младенец искал близости и утешения, подростку требуется понимание. В близости и утешении он нуждается по-прежнему, но выражаются они теперь по-другому: ему нужна уверенность, что его понимают, а не физический контакт. Более того, вы должны понять, что вашему ребенку не всегда нравится поступать в точности так, как вы, что его трагедии, ничтожные в глазах мира, для него самого огромны, как океан.

Недавно я обедал с молодым священником, работающим со старшеклассниками.

Как идет дело? - спросил я его.

Я никогда к этому не привыкну, хоть это и случается каждый день! - ответил он.

Что именно?

Меня поражает, какие бурные у них эмоции - и по всякому поводу. Только сегодня утром я должен был побеседовать с двумя девочками. Судя по их реакции, у каждой из них произошла в жизни трагедия. Обе безутешны, в слезах, не могут заниматься, считают, что их жизнь разбита. Обе явились ко мне в кабинет, рыдая. Выяснилось, что одна и в самом деле понесла утрату - умерла ее бабушка, а другой стоматолог сообщил, что пока не станет снимать скобки с зубов и что она в таком виде должна идти на школьный бал!

Разумеется, второй девочке предстоит еще несколько повзрослеть и понять, что действительно важно, а что второстепенно. Однако для подростка все «действительно важно», и, если родители с насмешкой или снисхождением воспринимают его трагедии и бурные эмоции, они лишаются его доверия. Ребенку нужно, чтобы кто-то разделил и подтвердил его опыт, и тут сочувствие гораздо полезнее наставлений. Не выговаривайте ребенку: «Что ты расстраиваешься из-за такой ерунды», а скажите ему: «Слушай, я вижу, как ты расстроен. Должно быть, для тебя это много значит». Если вы выразите подростку сочувствие, он скорее признает, что речь идет о пустяке, - ведь тогда ему не придется доказывать вам свое право на эмоции.

Его доверие к вам подвергается и более серьезному испытанию. Подросток хочет знать, может ли он опереться на вашу поддержку, не лишаясь при этом независимости. К проблеме автономии мы скоро вернемся, но сейчас речь идет об основной проблеме, связанной с доверием. Ребенок мечтает доверять родителям, иметь возможность обращаться к ним, искать у них совета и руководства. Но если это будет сопряжено с контролем, он начнет искать себе другие авторитеты.

У Шелли началось расстройство питания - булимия. Она объедалась до тошноты. Мать видела, что происходит что-то неладное, хотя и не знала, в чем именно заключается проблема. Беседуя с Шелли в качестве душепопечителя, я выяснил, что у нее возникли проблемы в отношениях с матерью. Примерно до пятнадцати-шестнадцати лет ей было легко общаться с матерью, но теперь девочка стала более замкнутой, подверженной перепадам настроения, а ее мать это обижало. «После всего, что я для нее сделала!» - твердила она.

Шелли совсем иначе понимала причины своего отдаления, и в ее рассуждениях была вполне здравая основа. Однажды она сформулировала ее так: «Стоит мне о чем-нибудь заговорить с мамой, она тут же мне скажет, что я должна делать и как я должна думать. Она не может просто выслушать меня и постараться понять». Прежняя близость между матерью и дочерью исчезала, по мере того как Шелли испытывала все большую потребность в свободе для собственных мыслей и действий, а мать никак не могла отказаться от попыток полностью контролировать ее жизнь.

Доверие для подростка обусловлено также честностью родителей, их верностью своим принципам. Подделку, лицемера, актера подросток распознает с точностью радара, засекающего превысивший скорость автомобиль. Если вы уклоняетесь от реальности и истины, если вы не в ладах со своими поступками и чувствами, если вы нечестны - ваши подрастающие дети уличат вас и лишат своего доверия. Особенно тщательно они будут скрывать от вас свою духовную жизнь. Учтите: использовать Бога для того, чтобы контролировать ребенка в согласии с собственными интересами, - это что-то вроде духовного изнасилования. Подростки верят искренним и честным людям, им нужно, чтобы дела не расходились со словами.

Вы сможете поддерживать полноценные отношения и близость со своим ребенком, если вы оба способны реально воспринимать действительность и оставаться для подрастающего ребенка гарантией безопасности, позволяющей ему все дальше и дальше заходить в поисках себя. Пусть вас не раздражают различные зигзаги подростка на этом пути. Он все время спрашивает себя, кому же он может довериться. Пусть вас также не раздражает склонность подростка доверять другим людям больше, чем родителям. Это один из способов обеспечить себе независимость. Моя знакомая девочка то и дело рассказывает матери, какую она слышала «замечательную вещь», забывая при этом, что эту самую вещь она уже слышала сначала от матери и лишь потом от своего «авторитета». Девочке важно самой узнать что-то новое, а не получить в готовом виде от матери. Ребенок вновь учится доверять людям свои серьезные проблемы и разбираться с ними или с некоторыми из них без родителей, с помощью сверстников или других взрослых. Подростки часто находят себе взрослого наставника - руководителя молодежной группы, отца или мать кого-то из друзей. Это нормально. Вы не должны ревновать и мешать своему ребенку осваивать большой мир за пределами дома.

Подростки узнают также и о царстве романтических отношений. Первая любовь уже ждет за углом. Доверие, усвоенное в младенчестве, теперь направляется в новые области жизни. Наблюдайте со стороны, не вмешивайтесь. Убедитесь, что ваш ребенок сделал хороший выбор, что он правильно распорядился своим доверием. Проверьте, хорошо ли вы его подготовили, обсудили ли с ним, каковы границы в области ухаживания и секса. К тому моменту как он начнет встречаться со сверстниками противоположного пола, он должен назубок знать и правила морали, и нормы безопасности.

Поменьше читайте наставлений - разве что в действительно серьезных случаях. Но, задавая вопросы, помогите ребенку самому проверить свои отношения, особенно на первой стадии. Спросите, например, девочку, каков ее новый поклонник, как она себя чувствует в его обществе, как складываются их отношения, есть ли у него своя духовная жизнь, а если нет, то как же их отношения обходятся без столь важного аспекта.

Многие родители склонны с самого начала заявлять дочери, что такой-то мальчик ей совершенно не подходит, нельзя сближаться с ним, нельзя ему доверять. Да, конечно, иногда приходится жестко устанавливать границы, но в большинстве случаев будет гораздо полезнее, если девочка сама разберется и поймет, почему этому парню нельзя доверять. Понять это она сможет, только если внимательно посмотрит на то, как строятся их отношения. Перечисленные вопросы здесь могут весьма пригодиться. Если вы все время выговариваете ребенку, вы сами становитесь для него проблемой и он уже не замечает затруднений в отношениях с друзьями. Контролируя ребенка, вы мешаете ему оценить реальность его отношений со сверстниками.

Сколько подростков принимали неверные, катастрофические решения только потому, что контролирующие родители слишком давили на них и они уже не понимали, что они творят. Бог предупреждает нас: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Знакомясь с множеством людей, подростки многому учатся на этом опыте, если вы помогаете им здраво оценить этот опыт, разобраться в собственных чувствах.

Разумеется, нужно установить границы и указать, что именно вы позволяете ребенку узнавать самому. Он может вступить в деструктивные отношения, которые вам придется контролировать или вовсе запретить. Сделать это нелегко, и обычно подобная ситуация приводит к серьезному конфликту. Но если ваш ребенок может пострадать от общения с кем-то из сверстников или с плохой компанией, вы по-прежнему обязаны оберегать его, поскольку сам он еще не состоянии оберегать себя. И что бы ребенок ни говорил, в глубине души он по-прежнему передоверяет эту заботу вам. Однако по возможности воздерживайтесь от контроля, а уж если вам приходится брать власть в свои руки, объясните, почему вы это делаете, сошлитесь на реальность: «Я боюсь за тебя. Это человек опасен. Я не могу потерять тебя из-за наркотиков».

Независимость и автономия

Родители часто сравнивают отрочество с первым бунтом, бунтом двухлетних, только на этот раз приходится иметь дело с куда более крупным детиной. На наш взгляд, оба эти периода не так уж страшны. Но они могут причинить вам много хлопот, если вы не желаете признавать настоятельную потребность ребенка в независимости, автономии, самостоятельности. Между двумя и тремя годами малыш избавляется от первоначальной младенческой зависимости; в четырнадцать-пятнадцать лет он во многих сферах жизни кладет конец прежней зависимости от родителей. Подросток хочет:

Думать самостоятельно и выражать свое мнение,

Выбирать ценности, подвергать их пересмотру,

Иметь собственные желания и цели,

Совершенствовать свои навыки и способности,

Смотреть в будущее,

Развивать духовную жизнь,

Иметь собственный заработок,

Все время иметь помощь родителей, пока он не пройдет этот путь до конца.

Все это хорошие и нужные вещи. Вы должны способствовать пробуждающейся самостоятельности своего ребенка, идти ей навстречу. Многие родители сидят сложа руки и пассивно ждут, пока их отпрыск не начнет испытывать и расширять границы. Фактически, они перепоручают подростку самому планировать свою жизнь, а потом пытаются помешать ему идти избранным путем. Но, понимая, что в эти годы подросток учится самостоятельно справляться со своей жизнью и оберегать себя от беды, пойдите ему навстречу, вместе составьте план, согласно которому он сможет обрести большую свободу.

Одни мои знакомые привезли тринадцатилетнюю дочь на семинар в выходные дни, чтобы обсудить ее будущее. В своей книге «Целительные перемены» мы обсуждали общую схему созревания и роста, и эти родители решили, что на основании перечисленных в ней вех они смогут выстроить план жизни для своей дочери на период отрочества. В этой схеме приводились четыре основные задачи развития: формирование привязанности, установление границ, интегрирование хорошего и плохого и, наконец, взросление. Родители сказали Саре примерно следующее:

«Тебе уже тринадцать лет, начинается период отрочества. Это очень ответственные годы, определяющие, каким человеком ты станешь. Мы хотим тебе в этом помочь. Мы подумали, какими чертами ты будешь обладать через пять лет, когда придет пора покидать дом, и вот что у нас получилось.

1. Мы хотим, чтобы ты сохранила способность общаться с людьми и Богом, чтобы это общение было ценным и важным. Мы хотим, чтобы ты вступала в близкие отношения с хорошими людьми, которые будут тебя любить и не причинят тебе зла.

2. Мы хотим, чтобы ты умела контролировать себя и устанавливать четкие личные границы, чтобы ты, а не другие люди, распоряжалась своей жизнью. Мы хотим, чтобы ты сама направляла себя и умела отвергать в себе и других то, что причинит тебе ущерб, и то, чего ты не хочешь.

3. Мы хотим, чтобы ты могла примириться со всеми сторонами своей личности, принимала в себе и плохое, и хорошее, развивала свои хорошие стороны и справлялась со слабостями. Мы хотим, чтобы ты умела признавать свою вину и прощать других, чтобы ты могла смотреть трудностям в лицо и решать проблемы, в том числе свои внутренние проблемы греха или неудачи.

4. Мы хотим, чтобы ты ясно сознавала свои таланты, способности, мнения, желания, ценности и половую ориентацию, чтобы ты все это хорошо обдумала и приняла мудрые решения. Нам не нужно, чтобы ты следовала нашим советам; мы хотим, чтобы это было твоим решением.

Итак, Сара, как нам помочь тебе в эти годы, чтобы твой характер развивался именно таким образом? Что тебе нужно? Чего мы должны требовать от тебя? Какой опыт потребуется тебе? Как нам защитить тебя?»

Родители провели много времени, обсуждая эти проблемы вместе с дочерью как одна команда. Я порадовался, услышав об этом, и был приятно удивлен тем, как глубоки их отношения с дочерью, как разумно они способствуют ее независимости.

Очень правильная позиция - считать себя союзником своего ребенка в его борьбе за независимость. Ребенок все равно будет добиваться самостоятельности, не тем способом, так иным. Это стремление вложено в него Богом, так что для вас же будет лучше, если вы станете его союзником, а не противником. Если вы будете его союзником, вы понадобитесь ребенку, он захочет постоянно обращаться к вам. Но если вы выступите в качестве противника, вы утратите его доверие, а он - возможность достичь независимости, не лишившись при этом любви и надежного авторитета.

Совместная работа по достижению независимости предполагает, что вы должны в определенной мере передоверить ребенку управление его жизнью. Он должен получить шанс на неудачу, а затем вы поможете ему пережить эту неудачу, поддержав его, утешив, указав на его ошибки, посоветовав, как следует исправиться. Когда ребенок начнет успешно справляться со своими задачами, предоставьте ему больше свободы. Он должен видеть, что, ответственно пользуясь своей свободой, он получает все большие права. Как сказано в притче Иисуса: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матфея 25:21, 23). Если ребенок оправдал ваше доверие в малом, раздвиньте границы. Дети начинают требовать больше свободы и независимости, чтобы:

Ходить в гости и задерживаться допоздна,

Делать, что им хочется, без вашего надзора,

Выбирать то, что по душе им, а не вам,

Сомневаться в том, чему вы учите, и приходить к самостоятельному выбору,

Следовать собственным вкусам и интересам,

Самим решать, что им нравится,

Обладать большей свободой в духовной жизни.

Когда ребенок начнет проявлять эти желания, руководствуйтесь следующими соображениями: ваша задача - с помощью этих желаний провести процесс достижения независимости таким образом, чтобы в итоге ваш ребенок смог сам управлять своей жизнью. Предоставьте ему свободу внутри определенных границ и настаивайте, чтобы он ответственно распорядился этой свободой. Не надо отождествлять стремление к независимости и проверку границ - время для проверки границ еще придет. Пусть каждый момент опыта помогает ребенку понять, какая свобода ему уже по плечу, а какая - еще нет. Не давайте ему больше, чем ему по силам; вы остаетесь его хранителем и опекуном и должны вмешаться, если ребенку грозит опасность. Но и не ограничивайте свободу ребенка в тех областях, где он уже справляется сам. Если вы продолжаете опекать его в той области жизни, в которой он доказал свою надежность и ответственность, вы оказываетесь для него досадной помехой.

Конечно, ребенок будет совершать глупые и нелепые с вашей точки зрения поступки - хотя бы ради того, чтобы доказать свою независимость. Один мой друг никак не мог решить, позволить сыну проколоть ухо и надеть серьгу или запретить это категорически. Мы обсудили этот вопрос, и я поинтересовался, как обстоят дела в других важных областях жизни. Делает ли мальчик свою работу по дому? Какие оценки приносит? Заботит ли его духовная жизнь? Умеет ли он выбирать себе друзей? На все это я получил положительный ответ.

И тогда я сказал своему другу:

Ваш сын хорошо справляется. Ему хочется продемонстрировать вам, что он отличается от вас, и для этого он собирается сделать то, чего вы никогда бы не сделали. По-моему, он выбрал достаточно безопасную область для этого бунта, для того, чтобы не стать вашей копией. Предоставьте ему право доказывать свою независимость с помощью серьги - это куда лучше, чем отстаивать ее с помощью наркотиков.

Отцу нелегко было решиться на это. Он человек консервативный, и его едва не стошнило при виде сына с серьгой в ухе, хотя в Калифорнии это выглядит уже почти столь же привычным, как галстук в Мичигане. Нет, этому отцу было трудно смириться с таким вызовом, но - честь ему и слава - он смирился. Он не стал бороться со своим сыном из-за малого, в чем сын хотел проявить свою независимость, поскольку в большом сын был верен. Не стоит ввязываться во все битвы подряд. Ничего страшного нет в том, что ребенок таким безобидным способом подчеркнет свою независимость.

Подросток будет самовыражаться в музыке, выборе одежды и своем внешнем облике в целом, в хобби и политических взглядах. Если этот выбор не опасен, не препятствуйте ему.

Вполне естественно слышать от подростка: «Да, тебе это не нравится, а мне нравится». Как правило, границу в этих вопросах устанавливают сверстники. Если подросток зайдет чересчур далеко в проявлениях своей индивидуальности, он нарвется на неприятности в своей же компании. Все время помните, что нормы подростка отличаются от ваших.

Вмешиваться надо в тот момент, когда неправильный выбор влечет за собой моральную или физическую опасность. Пусть девочка одевается нелепо, хоть вам это и не по душе, но она не должна носить чересчур откровенное платье, поскольку такая одежда намекает на распущенность и дает другим людям понять, что ваша дочь готова к опасным экспериментам. Нельзя допустить, чтобы одежда бросала вызов окружающим, чтобы ребенок вел себя так, словно ему на всех наплевать. Кстати говоря, такая одежда может послужить для вас сигналом тревоги: возможно, ребенок страдает от депрессии или одиночества.

Нестрашно, если подросток выбирает себе «не тех», на ваш взгляд, друзей, но вы не должны допустить, чтобы он якшался с опасными типами, способными приучить его к алкоголю или наркотикам, вовлечь в преступление или в иного рода опасные дела. В таком случае вы вмешаетесь и положите конец этой дружбе. Но если ребенок не подвергается моральной и физической опасности, пусть он сам разбирается со своими товарищами.

В духовной сфере ребенок тоже постарается проявить независимость. Не надо постоянно конфликтовать с ним из-за веры. Подросток способен отвернуться от Бога только для того, чтобы доказать вам свою независимость. Являйте ему образ Божий, Его любовь, Его истину в своей жизни. Привлекайте подростка к добрым делам и учению, пусть он примет участие в христианском союзе молодежи под руководством хорошего молодого наставника, пусть они веселятся, затевают совместные мероприятия - и это станет частью их духовного служения. Вы должны предоставить подростку возможность сделать собственный выбор. И помните: очень часто вовсе не вы, а молодой священник или друг оказывается для него гораздо большим авторитетом, чем родители, с которыми он спорит по вопросам веры. Молитесь за своего ребенка и учите его молиться, но не понуждайте его к вере. Помните слова апостола Павла: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1). Бог не желает духовно поработить вашего ребенка - неужели вы решитесь на это?

Итак, вы сами должны хотеть, чтобы ваш ребенок достиг независимости. Если он не обретет самостоятельности, вы до сорока лет будете «менять ему подгузники». Сейчас самое время помочь ему развить в себе независимость. Предоставьте ему право отличаться от вас в том, что не затрагивает основные ценности, и тогда он не будет принимать катастрофические решения в гораздо более важных областях жизни, стремясь продемонстрировать вам свою самостоятельность.

Вы должны позволить ребенку сделаться более независимым, однако помните: он еще не готов к полной свободе! Вы по-прежнему обязаны оберегать его, управлять его жизнью, пока он не сможет делать это сам. Проблема заключается в том, что ребенок считает себя уже полностью готовым к самостоятельности. Он большой, он взрослый. Мотор уже работает на всех оборотах, пора в путь. Он все знает, он со всем справится. Только и слышишь этот вопль протеста: «Ты обращаешься со мной, словно с ребенком!» Но он и на самом деле еще ребенок, по крайней мере отчасти, вся полнота взрослой ответственности для него еще не наступила.

Эта ситуация чревата постоянным конфликтом. Павел сравнил положение подростков с положением рабов: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцем назначенного» (Галатам 4:1–2). Подросток - «господин всего», но по-прежнему находится под вашей властью. Это необходимо, но ему это не нравится. Тем не менее это необходимо. Ему нужен ваш авторитет, установленные вами границы.

Вы должны поддерживать эти границы и отстаивать их, хотя подросший ребенок требует все больше и больше свободы, а вы идете ему навстречу и предоставляете ему ее. Но свобода имеет смысл лишь внутри определенных границ. Ваша задача - установить границы и защитить ребенка, когда он переоценивает свои силы и пытается сам справиться со всеми моральными проблемами и реалиями человеческих взаимоотношений.

1. Границы, установленные реальностью , - это вето, накладываемое вами на эксперимент, влекущий за собой реальную угрозу. Так, секс и наркотики опасны для жизни, компания хулиганов и вождение в пьяном виде - тоже. Здесь вы устанавливаете границы, уберегая ребенка от опасности. Вы запрещаете ему бросить школу и погубить свою карьеру и т. д. Если ребенок требует предоставить ему свободу в этой области, вы отвечаете просто и ясно: «Ни за что».

2. Границы, обусловленные возможностями ребенка . Здесь речь идет уже не об опасности, а о недостаточной зрелости. Соблюдать режим дня, содержать свои веши в порядке, распоряжаться деньгами, ездить на родительской машине, платить за очередное увлечение (которое ребенок скорее всего забросит через пару недель) - все это могут быть области, в которых ребенок еще не достиг зрелости. Подобные привилегии нужно заслужить ответственным поведением. Когда заходит речь о большей свободе в данной области, правильным ответом будет: «Ты получишь свободу, когда докажешь, что готов к ней».

3. Границы в области этики, духовной жизни и отношений с людьми способствуют воспитанию характера, необходимого для жизненных успехов и благополучных отношений. Границы, предотвращающие ложь, мошенничество, воровство, сексуальную распущенность и пренебрежение авторитетами, помогают ребенку выработать характер и тем самым обеспечивают ему безопасность в будущем. Границы, дающие ребенку возможность осознать духовные ценности, заставляют его понять, что он не Господь Бог. Тогда он способен подчиниться Ему. Границы, препятствующие проявлению неуважения или подлости по отношению к другим людям, защитят в будущем отношения с людьми. Пробный камень здесь - любовь. Присмотритесь, как ребенок относится к братьям и сестрам, друзьям, любимой девушке и к вам. Не позволяйте ему огрызаться. Вы должны общаться свободно и откровенно, но соблюдая взаимное уважение.

Размышляя, где следует провести границы применительно к подростку, задайте себе прежде всего вопрос, сопряжена ли со свободой излишняя опасность. Проведите границы в областях, где присутствует опасность, где требуется взрослая ответственность, где под угрозой находятся отношения с людьми или с Богом. Если происходят нарушения в одной из этих сфер, установите границы и наказание за их нарушение.

В следующей главе мы обсудим специфические проблемы, возникающие у родителей многих подростков.

Исполнительного комитета

Отдел образования Березинского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

"Березинский районный социально-педагогический центр"

Материал для участия в E - mail -конференции по теме:

«Организация социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам социально-педагогических и интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации»

Формирование готовности

к самостоятельной жизни выпускников

из приёмных семей

Педагог-психолог Березинского РСПЦ

Минская обл.,

г. Березино,

2012 год

Программа подготовки к самостоятельной жизни выпускников из приёмных семей.

Пояснительная записка.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни является не только актуальной проблемой для интернатных учреждений, но и для приёмных семей. Понятно, что приёмная семья может максимально успешно корректировать последствия негативного опыта, полученными детьми в биологических семьях, и заменить его более приемлемым в естественных, семейных условиях. Более выгодным представляется положение приёмной семьи и в том плане, что она избавляет детей от обособленности от внешнего мира и проблем психологического уровня, характерных для детей интернатного учреждения.

Но, как показал опыт работы, и приёмные семьи, и дети-выпускники из этих семей испытывают определённые трудности при выходе в самостоятельную жизнь.

Одна из проблем заключается в том, что часто дети попадают в приёмную семью уже в подростковом возрасте, когда упущены наиболее благоприятные периоды формирования основных навыков, морально-этических и поведенческих норм, и наоборот, закрепились вредные привычки и искажённые представления.

Другая актуальная проблема проявилась в ситуации, когда дети испытывают трудности при выходе из семьи: не могут отсоединиться эмоционально и фактически не хотят покидать семью. Появились в практике и случаи, когда дети – выпускники как бы теряют приобретённые в приёмной семье полезные навыки и живя, самостоятельно, сводят к минимуму даже навыки самообслуживания. Они не могут грамотно распределять свой бюджет, планировать своё свободное время и ближайшее будущее.

И, наконец, как показывают наблюдения, большинство подростков данной категории имеют некоторые личностные особенности:

· черты сенсетивной, астено-невротической и шизоидной акцентуации

· повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности

· заниженная самооценка

· негативное отношение к будущему или иждивенческая позиция.

Попадая в новую жизненную ситуацию и воспринимая её как психотравмирующую, такие подростки могут испытывать эмоциональный дискомфорт, коммуникативные трудности, проблемы с учёбой.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости работы как с детьми, так и с родителями.

Цель программы:

1. Повышение степени социальной адаптации, снижение уровня тревожности детей.

2. Уточнение и получение системы знаний о законодательной и правовой базе (для детей и приёмных родителей)

3. Конкретизация знаний о социально-бытовых умениях и навыках, развитие психологической готовности к экономической самостоятельности.

4. Повышение компетентности в области полового воспитания, формирование здоровых представлений о семье.

5. Формирование позитивной установки по отношению к окружающему миру, навыков конструктивного целеполагания, построение желаемого будущего.

Проведение:

в форме тренинговых занятий, информационных бесед, лекций, ролевых игр.

Группа детей: 10 встреч, 1 раз в неделю по 3-3,5 часов.

Родительская группа: 16 часов, 1 раз в неделю по 4 часа.

Работа с семьями при выходе детей из приёмной семьи .

· Фиксация на прошлом

На первом этапе педагог-психолог работает вместе с ребенком и приемными родителями.

Цель: Пробудить процесс воспоминаний каких-либо приятных запомнившихся эпизодов совместной жизни. Родителям и ребенку предлагается вспомнить хотя бы один эпизод и зафиксировать свои ощущения. При этом как бы запускается процесс воспоминаний. И дети, и родители начинают раскручивать клубок всего прожитого вместе времени. Для помощи можно предложить им принести какие-нибудь фотографии, на которых запечатлен их досуг и т. д. При этом желательно, начать процесс воспоминаний с самого первого дня, с момента встречи. Можно выяснить какие ощущения испытывал каждый из них в тот момент. При этом обязательно фиксация приятных ощущений, их подробное описание, так как это будет способствовать большей активности и включенности в процесс.

На втором этапе психолог и патронатная семья фиксируют свои ощущения, воспоминания и подводят определенный итог. Основным здесь должна быть фиксация на следующих фразах, которые потом можно перевести в своеобразный автотренинг: «Я рад, что мы встретились», «Я приобрел новых друзей, которые стали близкими мне», «И на это наши отношения не заканчиваются». Психолог может незаметно подвести семью к этим выводам или сам задать точку опоры, сказав одну или несколько фраз. Важно, что бы эти фразы были пережиты каждым участником процесса, и что бы они запомнились ему.

· Фиксация на будущее

Цель: Найти положительные стороны в будущем, построить планы на будущее. Для этого ребенку предлагается сначала самому, без помощи психолога, подумать о том, что он будет делать, когда покинет семью. Если ребенок находится в возрасте 15-16 лет, то можно предложить ему рассказать о своих планах относительно выбора будущей специальности, образования. Если же ребенок младше и ему предстоит вернуться в «биологическую» семью, то ему следует объяснить причины его возвращения:

- «Приемная семья не может временно тебя содержать».

- «Мы будем общаться».

Ребенку вместе с приемными родителями предлагается составить план общения в будущем, это может быть и проведение совместного досуга, участие в делах друг друга, регулярное общение по телефону.

На завершительном этапе задача психолога состоит в том, что бы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует делать ударение на всех положительных моментах, которые были перечислены выше. Для психолога такая работа лучше всего представляется в качестве беседы, в которой он приводит доводы понятные ребенку и объясняет их правильность.

по подготовке детей к выходу из приемных семей в самостоятельную жизнь.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни является актуальной проблемой как для интернатных учреждений, так и для приемных родителей. Как показывает опыт работы, и приемные семьи, и дети-выпускники из этих семей испытывают определенные трудности при выходе в самостоятельную жизнь: не могут отсоединиться эмоционально и фактически не хотят покидать семью. Появились в практике такие случаи, когда дети-выпускники как бы теряют приобретенные в приемной семье полезные навыки и живя, самостоятельно, сводят к минимуму даже навыки самообслуживания. Таким образом, приемным родителям необходимо постепенно подготавливать и настраивать детей на дальнейшую самостоятельную жизнь, чтобы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует делать ударение на все положительные моменты, которые вы прожили вместе, несмотря на многие сложности и проблемы. Такую работу лучше всего осуществлять в качестве беседы, проводимой в подходящий и заранее подготовленный момент.

1. Проявляйте доброту, внимание и заботу к детям-выпускникам.

2. Опирайтесь на положительные качества личности подростка. Используйте поощрение, подчеркивая лучшие качества ребенка.

3. Высказывайте положительные мнения о личности ребенка, «вселяйте» в него уверенность в собственных силах, поощряйте инициативность и активность.

4. Всегда интересуйтесь и учитывайте настроение ребенка, открыто спрашивайте у подростка, что он чувствует, почему у него плохое настроение, что у него случилось.

5. Поддерживайте подростка во всех его начинаниях силой своего авторитета .

6. Морально поддерживайте и укрепляйте веры подростка в свои силы и возможности.

7. Делитесь с ребенком собственными чувствами и переживаниями по поводу расставания с ним.

8. Пробуждайте процесс воспоминаний каких-либо приятных запомнившихся эпизодов совместной жизни (через совместный просмотр общих фотографий, видео и т. д.).

9. Обсуждайте при этом, какие ощущения Вы испытываете, обязательно фиксируйте приятные ощущения и подробнее их описывайте, основным здесь должны быть фразы: «Я рада, что мы встретились», «Я рада, что встретила человека, который стал мне очень близким», «Мы с тобой будем общаться» и т. д.

10.Совместно с ребенком найдите положительные стороны в его будущем.

11.Совместно постройте планы на будущее: выбор будущей специальности, учебного заведения, что он будет делать, когда покинет приемную семью, кем он станет, где будет работать, какую видите вы его собственную семью (обязательно все это проговаривайте через фиксацию на положительную сторону).

12.Совместно составьте ваш план общения в будущем, это может быть проведение совместного досуга, участие в делах друг друга, регулярные встречи или общение по телефону и т. д.