Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников. Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (Белых, С. Л. 2001)

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи проектной работы:

    развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

    формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

    развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

    развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

    развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

    формирование чувства ответственности за порученное дело;

    воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, проектная деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,

4 уровень – творческий, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Успешная проектная деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с младшими школьниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

    принцип доступности;

    принцип поуровневости;

    принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии проектной деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

    Умение работать с информацией.

    Опыт целеполагания.

    Опыт планирования.

    Расширение кругозора.

    Развитие мышления.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Опыт публичного выступления.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендуется заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводятся на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – в течение учебного года.

Проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы, формулирование темы;

    целеполагание, выдвижение гипотез;

    ознакомление с литературой по данной проблематике;

    овладение методами исследования;

    сбор собственного материала, его анализ;

    обобщение, выводы;

    защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

    игры;

    работа в библиотеке с каталогами;

    интеллектуальные головоломки;

    практические занятия;

    работа в компьютерном классе;

    дискуссии;

    беседы.

Цель проетной работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

    Обучить основам оформления работ.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Проектная деятельность является мощным средством формирования патриотизма младших школьников.

Цель проектной работы по формированию патриотизма младших школьников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих
задач :

    Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

    Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

    Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Огромная роль в проектной работе по формированию патриотизма отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию .
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология
исследовательской и проектной деятельности . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В школе в проектно-исследовательскую деятельность могут быть активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом (исследованием) понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной (исследовательской) деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

    Направлены на достижение конкретных целей;

    Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

    В определенной степени неповторимы и уникальны.

Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют проекты следующих типов:

    исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

    творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

    информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

    практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

Организация исследовательской проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы исследования-проекта;

Определение названия исследования-проекта;

Формулировка дидактических целей и задач исследования- проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работу группы;

Рефлексия.

При распределении ролей в исследовательских проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология исследовательской проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Для классного руководителя и учителя, ключом к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология исследовательской деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена и родители: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.

Проведенные мероприятия направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В процессе исследовательской работы решаются следующие задачи. 1.Формирование специальных исследовательских умений и навыков; 2.Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; 3. Формирование знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах; 4. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; 5.Овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, контролю и самооценке; 6.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; 7.Формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие» Самарская область.

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Доклад содержит описание опыта работы по проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях в условия реализации ФГОС ДО является социально-личностное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Проектную деятельность в ДОО нельзя назвать инновационной, но подход к её организации однозначно изменился. Современных детей не так легко заинтересовать, вовлечь в исследовательскую деятельность. ФГОС ДО даёт нам определённые рекомендации по организации деятельности детей, как самостоятельной, так и образовательной. Проектно-исследовательская работа один из действенных методов развития детей в разных образовательных областях.

Актуальность. В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Уровень знаний детей о своей семье, истории семьи, родословной, семейных традициях не соответствует возрасту. Нравственно-патриотическое воспитание в семьях не ведётся или ведётся недостаточно. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм работы, как с детьми, так и с родителями для решения данной проблемы.

Для этого нами был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Проект изначально был рассчитан на 2 блока:

1 блок — познавательно-исследовательский проект «В кругу семьи»;
2 блок – познавательно-тематический проект «История родного посёлка».

Работа по реализации проекта началась в средней группе и продолжается в старшей и далее подготовительной группах.

Таким образом, проект расширился и Вашему вниманию представляется 3 блок нашего проекта, направленный на ознакомление с героическим прошлым народа.

Цель: Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну, посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа.

Задачи:

Формировать знания о Российской символике и больших государственных праздниках (красный день календаря);
Познакомить с историей Великой Отечественной Войны и её героями;
Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии;
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Работа проводилась в 3 этапа:

1. Знакомство с государственной символикой и государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы, День независимости России);
2. Знакомство с историей Великой Отечественной Войны, героями ВОВ (в том числе дети-герои ВОВ);
3. Праздничный утренник, посвященный Дню Победы: поздравление ветеранов ВОВ, посещение праздничного митинга.

Участники проекта:

Дети 5-6 лет;
родители (законные представители);
воспитатели;
музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;

Формы работы с детьми: — рассматривание изображений государственной символики – беседа об истории их происхождения; — Выставка рисунков, фотографий на темы: «Знакомьтесь — Россия», «День защитника», «Берегите Родину»; — Художественная, продуктивная деятельность; — Дидактические, сюжетно-ролевые игры; — Беседы по темам: «23 февраля – «День красной армии»; «Праздник со слезами на глазах» «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран». — Вопрос-ответ «Что такое Родина?»; «Зачем нам армия?»; — Праздничный концерт, посвящённый 9 мая; — Встречи с ветеранами; — Поделки с детьми к праздникам «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»; — Посещение праздничного митинга, посвященного 9 мая у стелы на площади Петра-Дубравы.

Формы работы с родителями: — Привлечение родителей к знакомству с праздниками России, к ознакомлению с историей Великой Отечественной Войны и её героями; к изготовлению поделок с детьми к праздникам. Мотивировать родителей к участию в акции «Бессмертный полк» (познакомить детей с родственниками, участвовавшими в ВОВ); Составление миниальбомов «Я помню, я горжусь….»; «Города — герои».

Ожидаемый результат

Дети представляют, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах, об участии детей в ВОВ;
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Родители оценили необходимость нравственно-патриотического воспитания и проводят соответствующую работу с детьми;
Родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Презентация проекта:

Оформление стенда на тему: «Бессмертный полк нашей группы».
Оформление репродукций на темы: «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».
Выставка поделок к 9 мая;
Оформление альбома на тему: «Лишь бы не было войны!!!»
В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

Работа по патриотическому воспитанию красной нитью проходит через весь воспитательно-образовательный процесс и обязательно будет продолжаться в подготовительной группе.

Юн Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования нравственно - патриотических чувств старших дошкольников"
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Проектная деятельность как средство формирования нравственно -

патриотических чувств старших дошкольников

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

(Слайд 2.) Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена были

чертой национального характера. Но в силу последних перемен все заметней стала утрата

обществом

традиционного

патриотического

сознания.

подрастающего

поколения

наблюдается отсутствие интереса и уважения к прошлому России.

последние

переосмысление

сущности

патриотического

воспитания.

воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей

государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление

человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в

разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов

определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.

Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований.

Изучив наследие педагогов – классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) и

современные исследования проблем патриотического воспитания детей дошкольного возраста,

я взяла за основу идеи Н. В. Алешиной и А. А. Зеленовой. В своих работах они указывают на

необходимость приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, а через

него к Отечеству.

(Слайд 3.) Проблеме воспитания патриотизма большая значимость придается в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из основных

задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно –

патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в

(Слайд 4.) Задачи воспитания чувства патриотизма традиционно решаются в нашем ДОУ, но

результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении,

наполнение ее новым содержанием. Явно недостаточной является работа с родителями по

проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому возникла необходимость

изменить

организации

педагогического

процесса

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников.

Решением данной

проблемы

разработка

реализация долгосрочного проекта «Маленькие патриоты большой страны», так как проектная

деятельность позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы,

познавательный

интересным

мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает ребенку

почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться

как творческой личности.

Цель проекта: создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества

детей и взрослых через проектную деятельность, вовлечение всех субъектов в социально-

значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-

патриотических чувств у старших дошкольников.

В ходе работы были определены следующие задачи:

Формировать систему ценностей ребенка, приобщать к историческому, культурному

наследию

развивать

познавательные,

творческие,

эмоциональные и речевые процессы; воспитывать чувство гордости за свою малую

Родину и Россию, своих земляков, защитников Отечества, чувство уважения к старшему

поколению.

Обогащать

предметно-развивающую

обогащать воспитательно-

образовательное пространство интерактивными формами.

Развивать

сотрудничество

родителями

представителями

пределами

детского сада.

Проект реализовывался в течение двух лет и включал в себя три мини - проекта: «Сторонушка

Юрьянская моя», «Мини – музей «Родина моя – Россия», «Ожившие странички истории».

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и от

правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок. Поэтому я посчитала

целесообразным свою работу начать с создания развивающей предметно – пространственной

расширила

стимулировала

разнообразную

творческую

деятельность

способствовала формированию

них нравственно-

патриотических чувств.

(Слайд 5.) Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. В группе для

формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у

дошкольников оформлены уголки для сюжетно – ролевых игр, что позволяет организовать

разнообразные сюжетные игры в индивидуальной и совместной деятельности.

(Слайд 6.) Огромное значение в воспитании патриотизма играет художественная литература,

поэтому в группе оформлен книжный уголок «Страна Почитаек». Здесь с ребятами читаем

русские народные сказки, знакомимся с пословицами и поговорками, на примере литературных

различать

взаимоотношениях

рассматриваем

иллюстрации, энциклопедии. К праздникам и знаменательным датам оформляем тематические

выставки.

Неотъемлемой

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

являются

народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои,

представления

смелости,

мужестве,

обладать

ловкостью,

выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. В спортивном уголке группы

имеется картотека русских народных игр и атрибуты к ним для организации как совместной,

так и самостоятельной деятельности детей.

значение

развивающих

формировании

нравственно-патриотических

дошкольника.

развивающих

развивают

сообразительность,

самостоятельно

поставленную

согласовывать свои

действия

действиями

ведущего и других участников игры.

В уголке творчества дети проявляют активность в разных видах деятельности. Им доступны

материалы

рисования,

аппликации,

художественного

конструирования.

организуются выставки рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и совместно

с родителями.

При создании развивающей предметно – пространственной среды учитывались требования,

изложенные в ФГОС дошкольного образования. Она соответствует возрастным возможностям

видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной

ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для их свободного выбора. Созданная

предметно

пространственная

позволила

интересно

творчески

организовать

дальнейшую работу по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

(Слайд7.) Первоначальный

зарождения

зачатков

патриотизма

гражданственности

происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины.

Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов,

поднимаются

до осознанной

Отечеству.

формирования

патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным поселком, в тесном

сотрудничестве педагогов, детей и родителей был реализован мини – проект «Сторонушка

Юрьянская моя». Работа велась в направлениях: «Наш поселок на карте Родины», «Моя улица»,

«Природа нашего края», «Героями не рождаются». Много нового и интересного узнали ребята о

своем родном крае.

(Слайд 8.) Работая в направлении «Наш поселок на карте Родины», ребята рассматривали карту

России и района, познакомились с историей его образования, символикой Юрьянского района,

территорией и географическим положением, с населенными пунктами.

(Слайд

направлении «Моя

знакомились

социокультурными и производственными объектами, составляли рассказы о своих улицах,

проводили мини – исследования, рисовали, делали аппликации. Целевые экскурсии на разные

предприятия помогли

детям понять

принципы

функционирования

различных

учреждений

поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В

интерактивной

экскурсии

познакомились

достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

(Слайд 10.) Направление «Природа нашего края» включала следующую работу: просмотр

презентаций, знакомство с разнообразием растительного и животного мира Юрьянского района,

с растениями и животными родного края, занесенными в красную книгу.

(Слайд

11.) Не

оставила

равнодушными

«Героями

рождаются».

познакомились

выдающимися

передовиками

производства,

Советского

юрьянцами,

организована

экскурсия

детского

творчества в музей боевой славы.

результате

проделанной

расширились

повысился их интерес к своей малой Родине, к ее истории, жизни и деятельности односельчан.

(Слайд 12.) Также был собран богатый материал о родном крае, его истории, земляках – героях

и возникла идея о разработке и реализации следующего мини

«Мини – музей

«Родина моя – Россия». Цель: формирование патриотических чувств старших дошкольников

через создание музейного пространства в группе.

Активное

создании

принимали

родители.

Основные

направления работы – краеведение («Мой край родной»), ознакомление с родной страной

(«Родина моя – Россия»), героическое прошлое России («Сороковые, роковые…»).

Мною разработан план совместной деятельности педагога, детей и родителей в мини-музее.

Виртуальные

экскурсии,

интерактивные

путешествия

тематические беседы, чтение и заучивание стихотворений расширили знания детей о малой

Родине и России, о государственной символике и ее истории, о русской народной культуре, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира, познакомили с героическим прошлым нашей страны.

Созданный

характер

открытой,

незамкнутой

способной

корректировке

развитию.

развивающий,

развивающийся,

постоянно

пополняется

обновляется

материалом,

стимулируя

познавательную

исследовательскую деятельность детей.

Мини – музей презентован на районной краеведческой конференции «Интеллект будущего»,

посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

(Слайд 13.) Каждый год страна отмечает праздник Великой Победы. 9 мая – это праздник,

который остается нашей национальной радостью и гордостью. И очень важно, чтобы наши дети

уже с малых лет знали и помнили о подвигах своего народа и гордились своей Родиной. К этой

знакомства детей

старшего

дошкольного

возраста

героическим

русского

реализован мини

«Ожившие

странички

истории». Работа

направлениям:

«Богатыри

русской»,

профессия – Родину защищать» и «Сороковые, роковые…».

(Слайд 14.) Наше знакомство с чудо – богатырями началось с рассматривания картин и чтения

былин о русских богатырях. После чтения ребята делились своими знаниями о ратных подвигах

Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Чтобы приблизиться к быту русского

народа, разучивали пословицы и поговорки о труде, дружбе и смелости. Приятные впечатления

оставили просмотренные нами мультфильмы о богатырях Земли Русской. Полученные знания

ребята закрепляли в разных видах деятельности: играли в дидактические и сюжетно – ролевые

игры, рисовали, лепили, отгадывали загадки.

(Слайд 15.) Для ознакомления детей с профессией «Защитник Отечества» были проведены

разнообразные мероприятия, способствующие расширению представлений детей о Российской

тематические

«Военная

техника»,

дидактические

«Подбери

картинку»,

пограничнику,

летчику», «Чья форма» и др., составление рассказов «Я и мой папа», «Мой папа – защитник

Отечества», игры – соревнования «Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», разучивание

стихотворений, песен. На непосредственно образовательной деятельности по художественному

творчеству дети делали подарки папам, дедушкам, рисовали боевые машины, портреты героев,

солдат, конструировали танки, крепости, самолеты, корабли. Итоговое развлечение «Юные

защитники», решало задачи по созданию радостного настроения детей, воспитания у них любви

и уважения к защитникам Отечества, желания им подражать.

(Слайд

16.) Не

оставили

равнодушными

мероприятия

направлении

«Сороковые,

роковые». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Так

началась война», «Война и дети», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Фронтовые

треугольники»,

«Георгиевская

ленточка».

интересом

произведения о войне («Землянка», «Самовар», «Шестой – неполный» и др.), песни военного

времени, проникнутые любовью и теплотой строки фронтовых писем, смотрели кадры фото и

кинохроники. Ребята познакомились с назначением и результатами поисковых экспедиций

отряда «Наследие».

С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ совместно с родителями в нашей группе

ветерану».

адресованных

защитникам

рисовали рисунки, писали стихи, со словами благодарности обращались к ветеранам. В рамках

мини – проекта проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». Ребята

вместе с родителями собирали материал о своих родственниках на тему «Участники Великой

Отечественной

результатам

оформлена

презентована

районной

краеведческой

конференции

«Интеллект будущего», посвященной 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Работа по реализации мини – проекта «Ожившие странички истории» дала положительные

результаты. У детей сформировался устойчивый интерес к героическому прошлому нашей

расширились

богатырях

Российской

Отечественной войне, активизировалась НОД познавательного цикла. В повседневной жизни

проявляется чувство гордости за героев – защитников Родины, земляков, уважение к военной

профессии, чувство сопричастности к важным событиям прошлого России. Мини – музей

пополнился новыми экспонатами.

(Слайд 17.) Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается

тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами

процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. В группе

проводилась планомерная работа с родителями, подчинённая единой цели – созданию единого

образовательного и воспитательного пространства «детский сад – семья».

При этом решались следующие задачи:

повышение педагогической компетентности родителей;

приобщение

родителей

внедрение

наиболее

эффективных форм работы.

Выстраивая

совместную

деятельность

родителями

воспитанников,

удалось достичь следующих результатов:

Установлены партнёрские и доверительные отношения с родителями;

Родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду;

Принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

Являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе;

Оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды группы.

(Слайд

18.) При

патриотическому

воспитанию

возрастает

необходимость

взаимодействия

дошкольного

учреждения

социумом.

установлено

сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой.

Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры, викторины сделали учебный процесс

более совершенным и разнообразным.

формированию

нравственно

патриотических

дошкольников я делилась с коллегами на педагогических советах, районном методическом

объединении познавательной направленности, окружном методическом объединении педагогов

дошкольного образования, районной краеведческой конференции «Интеллект будущего».

(Слайды 19, 20.) На начальном и заключительном этапах реализации проекта «Маленький

патриот большой страны» был проведен мониторинг, показывающий уровень развития детей по

патриотическому воспитанию, изучено отношение родителей к необходимости патриотического

воспитания,

проанализировано

взаимодействие

социумом.

Критериями

положительных

результатов стал анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации задач, а также

анализ знаний и умений детей. Положительным результатом явилось и участие в различных

конкурсах.

Результаты

мониторинга

оптимизации

дальнейшей

направлении. Перспективу своей работы я вижу:

Пополнение методической копилки новыми материалами по нравственно – патриотическому

воспитанию

коллекций

мультфильмов,

художественных

научно-познавательных

разработка

интерактивных

дидактических игр);

Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию

у дошкольников начал патриотизма;

Объединение усилий всего социума с родителями и педагогами в решении задач нравственно -

патриотического развития дошкольников.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и

уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы,

то и будущая Русь – тоже мы». Я считаю, ч т о наша совместная

помогла детям

почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научила уважать

и ценить прошлое и настоящее. И если это чувство сопричастности к судьбе своей страны,

любви к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое и свой народ наши дети пронесут

через всю свою жизнь, то это будет главным результатом нашей работы, и наши дети будут

настоящими патриотами своей страны.

Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

Наиболее важными считаю:

Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

"Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

Эта тема была выбрана не случайно.

2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

Основополагающий вопрос:

Для чего человеку память?

Проблемные вопросы:

Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

Как помогали защитникам дети и подростки?

Как проявили себя жители, осажденных городов?

Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

Этапы работы над проектом:

1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

Книга включает в себя несколько разделов:

Как началась война

Битва под Москвой

Сталинградское сражение

Курская битва

Битва за Днепр

Успешные операции 1944 года

Ленинград, город победивший блокаду

Освобождение Европы

После Великой Победы

Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

2.Мини-проект «Кто нас защищает».

В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

5. Работа над индивидуальным проектом.

В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №177 городского округа Самара Составила воспитатель: Акирова Э.Ш. Воспитанники средней группы №8 Самара

Данная работа раскрывает цели и планируемые результаты нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом - игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

  1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему) .
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
  4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
  5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
  • способность ставить проблемы и находить их решение

Считаю в работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:

  • Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства) , которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
  • Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования - ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта..

В рамках реализации проекта «Моя семья» я использовала:

  • составление совместно с родителями «Генеалогического древа»
  • составление «Веселый гороскоп» детей группы
  • составление рассказов о своей семье
  • рисование с детьми «Моя семья»

И заключительным этапом состоялись совместное с родителями соревнования «Мы строим дом» .

Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.

В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включал в себя:

  • рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
  • выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества
  • составление альбома «Защитники Отечества»
  • занятие «Богатыри земли Русской»
  • анкетирование
  • изготовление подарков для пап и дедушек

А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение.

Проект «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.

В своей работе я использовала нетрадиционные формы оздоровления детей:

  • приёмы массажа биологически активных точек
  • самомассажу тела, лица в игровой форме
  • закаливающие процедуры после дневного сна
  • ароматизация помещений (чеснок)
  • беседы на валеологические темы

Изготовление нестандартного оборудования.

Завершился родительским собранием «Здоровый ребенок - счастливый ребенок» , с просмотром видеоматериала.

Были реализованы следующие проекты: «Родной свой край – люби и знай» , «Нам праздник чудесный зима принесла» , «Этот праздник со слезами на глазах» , «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» , «Этот загадочный космос» .

Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем. Думаю, что буду и дальше изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

  • развивающая среда
  • уровень общения со сверстниками
  • способность к сотрудничеству
  • профессионализм педагога
  • потребность родителей
  • опора на собственный опыт ребенка

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:

Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.

Заключение

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов.... очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.