Предметно-пространственная среда как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Чебурашка»
Материалы
городских педагогических чтений
«Современные подходы к реализации задач ФГОС ДО
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Тема
Организация развивающей предметно-пространственной среды, как средство
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Соколова Наталия Леонидовна, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Вологда
2015 г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
В связи с этим, целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение задач (на современном этапе дошкольного образования перед педагогами стоит довольно сложная задача: не отклоняясь от содержания образовательной программы ДОУ реализовывать комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС):
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-традиционных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром
Создавая соответствующую РППС мы решаем и главные задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:
Через приобщение детей к истории, культуре и искусству родного края, многообразию художественной деятельности, знакомство с народными промыслами воспитывать у детей позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу
Знакомить дошкольников с символикой государства, области, города Вологды; географическими особенностями расположения
Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению

Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому
Формировать представление детей о фольклоре, системе обычаев, народных праздников, традиций в одежде, еде, формах досуга и отдыха, Вологодской области
Развивать творческие способности дошкольников в познавательно - речевой, продуктивной и музыкальной деятельности на региональном материале
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Принципы построения развивающей среды в групповой и раздевальной комнатах, на которые мы опираемся в своей работе:
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств - принцип активности, самостоятельности
При организации развивающей предметно - пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения, то есть трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно). В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности (принцип мобильности стабильности, динамичности)
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (принцип эмоциогенности среды)
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада (принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание зелёных зон в группе. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта гендерных и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей дошкольников
Представленные вам Требования к организации Предметно-игровой среды группы направлены на то, что бы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции
образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Развивающая функция среды является ведущей, так как деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого всё групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: пособия, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в группе активно используются следующие центры развития:
Центр конструктивных и творческих игр
Центр художественно – эстетического развития
Центр театрализованных и музыкальных игр
Центр познавательного развития
Особое внимание в нашей группе уделяется наполнению речевого
Центра. Художественная, познавательная литература подбирается в соответствии с тематическим планированием и сезонными праздниками
Центр нравственно-патриотического воспитания оборудован так, что бы дети могли не только знакомиться с представленными экспонатами, но и играть с ними
Выставочный центр в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Оформление групповой и раздевальной комнат фото – газетами, коллективными персональными детскими работами разными видами художественной деятельности.
В воспитательных целях мы используем пространство не только в здании, но и на территории участка.
Подводя итоги, можно отметить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Приложенные файлы

Наталья Климова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников

Тема «».

Слайд № 1 Тема : «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников ».

Слайд №2 Актуальность

Одной из готовых задач нашего детского сада является задача обеспечить позитивную социализацию дошкольников поддержку детской инициативы и творчества путём создания предметно пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования были определены требования к развивающей предметно-пространственной среде .

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд № 3

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной и безопасной.

Современный детский сад-это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Человек-существо социальное , в процессе взаимодействия с другими людьми ребёнок получает определённый социальный опыт , который становится неотъемлемой частью его личности.

Предметно- развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его .

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.

Проанализировав всё это, совместно с родителями мы приступили к обогащению предметно - развивающей среды в группе .

Слайд №5 Игровой уголок

Развивающая среда в нашей группе построена с учётом гендерного воспитания. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» , «Доктор» .

Слайд №6 Салон красоты даёт возможность девочкам попробовать себя в роли парикмахера.

Он содержит следующие атрибуты - халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера. При организации этой игры важно способствовать формированию у детей культуры общения; понятие эстетический вкус, красота; желание и умение следить за своим внешним видом.

Слайд №7 «Кафе» «Пиццерия» :

В игровом уголке имеется необходимое атрибуты для игры «Кафе» , «Пиццерия» : фартуки,наборы посуды,подносы,салфетки, наборы продуктов;

Дети проявляют самостоятельность в развёртывании игрового сюжета , используют знания из личного опыта - посещение кафе. Здесь наша основная задача прививать детям культуру общения в общественных местах, умения выполнять обязанности повара, официанта.

Слайд №8 Уголок «Рукодельница» .

У девочек популярность приобретает созданный уголок «Рукодельница» . В котором находятся атрибуты для игры «Ателье» - швейная машинка, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.) ;

Слайд №9 выкройки, а также пяльцы, мулине, бисер. Дети учатся подбирать материал к данной модели одежды, учитывая цвет и фактуру ткани. Работают с выкройкой, выполняя роль закройщицы. Из бисера дети делают браслеты, бусы. Преподносят в подарок мамам.

Слайд №10 Семья

Чтобы сформировать представления , какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, мы создаём проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.

Например : сюжетно-ролевая игра «Семья» . Семейный вечер в кругу семьи. Папа вернулся с работы. Его встречают дома, накрыли стол, вместе ужинают, играют с детьми. Все счастливы!

Слайд №11 Автомастерская. Шофёры.

Для организации игр «Автомастерская» , «Шофёр» детьми используется многофункциональная ширма, наборы инструментов, руль, заправка, модуль «Кабина» , дорожные знаки, разметка «Пешеходный переход» , жезл «Полицейского» , имеются самостоятельно изготовленные документы - права водителя.

Слайд №12

Дети обговаривают поломку, «ремонтируют» машину, договариваются с «водителем» , когда прийти за машиной. Разыгрываются различные ситуации на дороге.

Слайд №13 Многофункциональная ширма

Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. В этом им помогает многофункциональная ширма.

Ширма устойчиво стоит на полу. Одежда ширмы накидка из ткани. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр театральных постановок с использованием различных видов кукол. А также служит в группе уголком уединения, где ребёнок имеет возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым. Для хранения ширма складывается в плоское состояние.

Слайд №14 Уголок ряженья

В нашей группе есть уголок, который любят все дети, без исключения. Это уголок ряженья где находятся костюмы сказочных героев, куски ткани, ленточки, бусы, браслеты, сумки, юбки и кофты, пилотки, фуражки. Всё необходимое для развёртывания сюжета задуманной игры, для того чтобы преобразиться, стать модным и необычным. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе, здесь и сейчас.

Слайд №15 Это дает психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети самостоятельно подбирают свой образ. Мальчики становятся вдруг папами, одев фуражку или шапку, девочки мамами или бабушками. Без преувеличения можно сказать, что уголок является отправной точкой для любой игры. Так как в нём можно найти необходимый материал или предмет - заместитель .

Слайд №16- «Корабль» «Кругосветное путешествие»

С помощью родителей оформлена игра «Корабль» . Изготовлен модуль «Корабль» . Подобрано достаточное количество атрибутов.

Слайд №17 Это : бинокль, подзорная труба, фуражки моряков, компас, флаг, паруса, которыми служат куски ткани из уголка ряженья, глобус, карта,акваланги, удочка с набором рыбок, игрушки –морские обитатели : краб, морская звезда, ракушки;

Слайд №18 материалы для исследовательской деятельности : лупа, увеличительное стекло, разноцветные стекла, микроскоп, зеркала, на случай если понадобиться добыть огонь.

Отправляясь в плавание, дети берут набор продуктов, а также занимаются ловлей рыбы, которую готовят тут - же на корабле.

Слайд №19 Пираты.

Большой интерес вызывает у детей игра в пиратов. Дети

отображают в игре впечатления от прочитанной литературы,

просмотренных мультфильмов, фильмов. У нас имеется шкатулка, которую мы используем в игре для хранения сокровищ, найденных при путешествии на необитаемый остров. Сокровищами служат атрибуты из уголка «Салон красоты» - это браслеты, бусы, кольца).

Слайд №20. Планируется оформить бортовой журнал капитана, где будут рисунки детей о найденных сокровищах, морских обитателях, которых дети увидят во время погружения с аквалангами на морское дно.

Слайд №21 Пожарный

Игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты к игре «Пожарный» . Это машины спец. назначения, пожарный щит со средствами тушения , спец. одежда, пульт приёма сообщений, рация, телефоны, макет дома для моделирования различных игровых ситуаций.

Слайд №22 На пульт приёма вызова приходит сообщение с места пожара. С пульта идёт вызов в пожарную часть, и отряд спасателей немедленно выезжает, тушит огонь, выносит из горящего дома детей, животных.

Слайд №23 Здесь их встречает скорая помощь, которая оказывает пострадавшим медицинскую помощь.

Слайд №24 Для игры «Строители» используется различные виды конструктора, машины, подъёмный кран, имеется набор инструментов для внутренней отделки, строительная каска, игрушки для обыгрывания постройки.

При организации игры «Строители» происходит знакомство детей со строительными профессиями, изучается роль техники, облегчающий труд строителей. Дети учатся взаимодействию друг с другом, умению решать споры, приходить к единому мнению.

При сооружении построек используются схемы, с опорой на них дети конструируют, исходя из своих замыслов дополняют, украшают постройки. Уголок конструирования в группе пользуется особой популярность, он никогда не бывает пуст. Конструирование вызывает интерес и у девочек и у мальчиков.

Слайд №25 «Космонавты»

Началась работа по обогащению игровой среды к игре «Космос» .

Имеется пульт космического управления, который включает в себя : игрушку - компьютер, пульт, наушники, карту звёздного неба, космического пространства, фотоаппарат.

Планируется изготовить макет «Ракета» с пристёгивающимися ремнями, набор космонавта - инструменты, тюбики с питанием, подобрать для изучения фотографии, видеосъемки из космоса; привлечь родителей к изготовление телескопа.

Слайд №26 Почта.

Предметно-игровая среда для игры «Почта» содержит : конверты, открытки,газеты, журналы, посылки. Имеется художественная литература содержащая информацию о появление почты, как действовала почта раньше, каким транспортом её доставляли и другое.

Игра не вызывает особый интерес у детей. Одной из причин является то, что игровая среда не достаточно обогащена. Требуется пополнение. А также в силу того, что средства массовой информации - журналы, газеты уходят в прошлое. Люди получают информацию из телевиденья, интернет ресурсов. В ближайших планах изготовить сумку почтальона, бланки, печати, штампы, внести детские журналы.

Слайд №27 Итог

Как показывают мои наблюдения, к 5 годам наступил расцвет ролевой игры! Сейчас у нас старшая группа, дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Дети играют более уверенно, самостоятельно. Это позволяет им почувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет.

Слайд №28

Работу по обогащению предметно пространственной развивающей среды будет продолжена . Среда будет изменяться и дополнятся в соответствии с возрастом детей.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи дошкольников

Нет такой стороны воспитания, по­нимаемого в целом,

на которую об­становка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не нахо­дилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ре­бенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей сте­пени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной само­довлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы...

Е. И. Тихеева

Слайд 1

Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз­виваться вне предметной организации. Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио­нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз­можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про­странственной развивающей среды. Развивающая среда образова­тельного учреждения является источником становления субъект­ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми­рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 2

Созданная развивающая предметно-пространственная среда любой возрастной группы в ДОУ, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Под, развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Слайд3

Речь- ведущая средство общения сопровождает все виды деятельности

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елена Ивановна Тихеева.

Слайд 4

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Насыщенность, полифункциональная, трансформированная, доступная, безопасная и вариативная

Слайд 5

Насыщая групповое пространство, наши педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы детского сада оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Слайд 6

полифункциональность , предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственной развивающей среды. Данный принцип реализуется в детском саду благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно- пространственная развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который служит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Слайд7

Трансформируемость предметно-пространственной развивающей среды наших групп происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Слайд 8

вариативность , которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным речевым направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. Наш детский сад имеет 5 групп компенсирующей направленности, в каждой из которых работает учитель-логопед. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание речевым уголкам оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

Слайд 9

Доступность среды нашего детского сада предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 10

Безопасность среды

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности

Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация «Развивающей предметно- пространственной среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

Организация: ТГПУ

Населенный пункт: Томская область, с. Мельниково

Главной задачей воcпитания дошкольников является создание у детей чувcтва эмоционального комфорта и пcихологической защищённости. В детcком cаду ребёнку важно чувcтвовать cебя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

В грамотно организованной образовательной среде можно выделить следующие элементы:

  • субъекты образовательного пространства (дети, педагоги, родители);
  • предметно-пространственная среда (объекты, предметы, стимулирующие развитие, обучение, воспитание ребёнка, способствующие становлению самостоятельности, активности, инициативности, взаимодействию с другими людьми);
  • коммуникация и связи между субъектами и объектами, способствующие становлению открытости или закрытости ребёнка в мир культуры, в мир людей, природы, открытости к самому себе, собственному опыту (тип коммуникации между людьми – стиль педагогического общения, тип взаимоотношений в семье и т.п., доступность среды и её безопасность, комфортность и пр.);
  • общий социокультурный контекст (внешние параметры среды: климатический пояс, географическое расположение, экономические и политические «параметры» государственной системы, историческая эпоха и т.п.).

Связность всех элементов образовательной среды выражается в их взаимосвязи и взаимовлиянии и представляет собой целостное интегративное образование – систему. В этой системе каждый элемент, с одной стороны, самостоятелен, автономен, имеет собственную структуру и содержательное наполнение. С другой стороны, находится в отношениях со всеми другими элементами системы и зависит от их состояния и качества. Совместная «работа» всех элементов даёт общий образовательный результат в виде появляющегося интегративного качества у ребёнка, профессиональной компетенции у педагога, социально-психологического климата группы, коллективизма, чувства профессионального сгорания или удовлетворённости и ощущения самореализации у педагога и т.п.

Предметно-пространственная среда рассматривается нами как важная физическая часть того места, которое может иметь высокий образовательный потенциал для развития ребёнка.

Общий подход к организации этого элемента образовательной среды представлен в виде проектирования зон. Пространство группы устроено в виде специальных зон (например, зона развивающих игр; игровые зоны; учебная зона; зоны проб; зона достижений; место презентаций; зоны развития трудовых и бытовых навыков; зоны отдыха (в том числе места уединения); зоны для перевоплощений).

Переходы между зонами свободны . И в течение дня ребенок может свободно перемещаться, следуя своему естественному желанию и интересам. Пространство устроено под конкретные образовательные задачи, когда ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объеме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Описание игровых зон. В игровых зонах могут быть намечены контуры для разделения игр на настольно-печатные, предметно-манипулятивные, спортивные, подвижные, сюжетно-ролевые. В группе должно быть много «строительного» материала для конструирования, моделирования игрового пространства (столы, стулья, маленькие скамеечки, кубы, тряпочки, веревки), то есть материал, не закрывающий процесс фантазирования ребенка.

Одни места для игры открыты, а другие содержат специальные шторки - «закрывалки», позволяющие детям сохранить интимность своей игры.

Материалы для игр, предполагающих конструирование, постройки располагаются на нижних ярусах шкафов. Рядом находится коврик, чтобы ребенок мог развернуть свою постройку на полу, а не только на столе. Детям также нравится строить и на скамеечках. Рядом могут располагаться ящики для материала игр предметно-манипулятивных (машинки и пр.).

Настольно-печатные игры расположены на более высоких этажах стендов для игровых материалов. Главное требование здесь – они должны быть открыты, доступны для детей. Чтобы ребенок мог осуществлять выбор игры, ему надо из чего-то выбирать. Педагоги могут время от времени менять игровой материал, чтобы «запускать» новые линии игр.

В группе наряду с игровыми зонами есть «учебная». Её создание и выделение в групповом пространстве придает особую значимость новым, пока еще складывающимся учебным формам. В пространстве группы она занимает немного места, по сравнению с игровым. Ее появление обуславливает переход ребенка от игровой деятельности к учебной.

Описание учебной зоны. В «учебной» части размещены доска, информационные стенды, полки с учебным материалом. В группе обязательно должны быть “места проб”: всевозможные альбомы, тетради, доски, дощечки, отдельные листы бумаги и т.д. Это то личное пространство, которое позволяет ребёнку без страха и напряжения, свободно и естественно тренировать необходимые навыки. И доступ к этому материалу можно получить лишь с разрешения самого ребёнка. Всё, что делается детьми в этих зонах, не подлежит критике . Это пробное поведение ребёнка разворачивается без директивных вмешательств со стороны взрослых, без указаний и команд, что создает условия для формирования самостоятельности у ребенка в определении режима своей работы.

Также существуют и “зоны презентаций”, “зоны личных достижений”. Это как раз те места, куда ребёнок может поместить свои работы, как признанные им в качественном плане. Где ребёнок может проявить себя, как человек, достигнувший определенного успеха.

В групповом пространстве размещается Доска достижений , на которой фиксируется успехи ребёнка, приобретение им определённых навыков и умений в виде различных графиков совершенствования разнообразных «техник». Каждая следующая работа ребёнка сравнивается только с его предыдущей работой, а не с работами других детей. Таким образом, закладывается положительная самооценка ребёнка и предупреждается возникновение школьной тревожности.

Зоны информационные и действенные. Информационные зоны – это стенды, карты, глобус, библиотека, карточки. Пространство действия для детей – это все пространство группы, где может развиваться любой вид деятельности. В группе есть «закрепление» за определёнными местами характера деятельности: возле кухонного блока занимаемся кулинарией, возле шкафов, где размещены материалы для прикладных видов деятельности, находятся столы, чтобы эту деятельность развивать. Специально оборудованы зоны для игр с конструкторами. Есть место для разворачивания театральной деятельности.

Информационные зоны в группе создаются не только для детей, но и родителей . Они могут иметь вид индивидуальных кармашков для персональной информации, доски для объявлений организационного характера, отдельного стенда с информацией содержательного характера, где располагают статьи из журналов и газет на тему педагогики и психологии. Совершенно особое информационное место – «Словарь для педагогов и родителей». Он помогает преодолевать «бытовое» понимание родителями педагогических терминов. Здесь и «Дневник индивидуального развития ребёнка» – это поле и информационное и действенное как для родителей, так и для педагогов. В качестве информационного места выступает также библиотечка для родителей.

В пространстве выделяем поля коллективных и индивидуальных действий . Коллективное и индивидуальное не противопоставляется, а органично дополняют друг друга. Коллективное – это все общие места, а индивидуальные – это места, очерчивающие личное пространство ребёнка. Это – индивидуальные шкафчики не только те в приемной, где хранится одежда, но и в учебной зоне места, где собирается материал для индивидуальных тренировок в штриховке, разукрашивании, «печатании» букв, шнуровке, вырезании, самовыражения в альбомах и тетрадях. Там же дети могут собирать и хранить продукты своей деятельности – рисунки, поделки. В этих шкафчиках также хранятся принадлежности для занятий по математике и грамоте.

На Дереве достижений в учебной зоне дети вывешивают и индивидуальные работы и коллективные. В индивидуальных работах отражается своеобразие каждого ребенка, его собственная интерпретация общего задания. Присутствие индивидуальной работы рядом с другими придает ей большую значимость в глазах автора, он испытывает удовлетворение, гордость. А это позитивные чувства, «подталкивающие» на новые творческие дела. В коллективных работах, как в совокупном продукте деятельности детей, отражается вклад каждого ребенка в общее дело. Дошкольник ощущает приобщение к общей цели, к общему достижению. В течение года педагогами собираются работы каждого ребенка в индивидуальные папки. В конце года на их материале педагоги делают персональные выставки. Выставки работ по общей теме сочетаются с персональными выставками работ каждого ребёнка.

Для родителей также в группе есть индивидуальные «места» (кармашки для персональных сообщений, индивидуальные консультации и встречи) и групповые (стенды для информации, обращенной ко всем, библиотека для родителей, общие собрания, встречи).

Кроме этого, в группе создаются специальные (тематические) зоны – «экологическая зона», «центр детского экспериментирования», «уголок изодеятельности» и т.п.

Развивающая предметно-пространственная среда устроена таким образом, что позволяет решать актуальные образовательные задачи каждого воспитанника. В ней ребенок может «проживать» свой интерес в том темпе и объёме, который ему необходим. Зоны насыщены различными материалами для детской деятельности.

Знание педагогом зон актуального развития ребёнка в соответствии с возрастом будет способствовать более точному определению его зон ближайшего развития и подбору образовательных задач и средств для их решения. В совместной деятельности со взрослым или сверстниками ребёнок может решать задачи разного типа в зависимости от своих способностей и возможностей.

Вывод.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Литература:

    Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, В. И. Исаев. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

    Файзуллаева, Е. Д. Дневник индивидуального развития ребёнка как инструмент индивидуализации воспитательно-образовательного процесса / Е. Д. Файзуллаева // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 34 – 49.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2001. – 366 с.