Праздник яблочный спас. Яблочный холивар, «язычники» в сетях и Христос Преобразившийся


Яблочный Спас - это языческий праздник, он имеет как поверхностно-бытовой, так и глубинный философский смысл.
Яблочный Спас - это славянский праздник с древними языческими корнями, посвящённый сбору урожая и смене сезонов. По современному календарю он отмечается 19 серпня (августа).

Согласно древнему аграрному календарю, с середины августа начинается сбор яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, а до этого дня есть садовые яблоки было нельзя.
В день второго Спаса совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле волхвы благословляли плоды. Хозяева жертвовали в пользу бедных «начатки» - небольшие порции каждого из собранных плодов. Отсюда возникла поговорка: на второй Спас и нищий яблочко съест.
Люди широко и шумно отмечали этот праздник. Варили яблочное варенье, пекли яблочные пирожки и ходили в гости, угощая друг друга лакомствами. А в конце дня благодарили Богов за богатый урожай, поминали Пращуров, распевали песни, устраивали пляски и провожали щедрое лето.
Бытовало поверье в чудодейственную силу яблочек (особенно действенное в этот день): загадай желание, съешь яблочко - и твоё желание обязательно сбудется! Яблоня – символ плодородия. Яблоки помещали в посевное зерно, чтобы пшеница уродилась крупная. Во время сбора последнее яблоко никогда не срывали и оставляли птицам, чтобы следующий год был урожайным. В Словакии молодая, придя в новый дом, переворачивала полную корзину яблок, стремясь привлечь изобилие в семью. Для женщины, вынашивающей ребёнка, считалось очень полезным смотреть на яблоню и соприкасаться с ней. С благодатной обновляющей весной и с яркими золотыми лучами солнца ассоциируют молодильные (моложавые) яблоки. Предания упоминают об их свойствах превращать дряхлых стариков в цветущих юношей, больным давать здоровье и крепость, а безобразных превращать в дивно красивых. Южные славяне приносили беременной женщине в качестве гостинцев яблоки, чтобы ребёночек родился здоровым и рос красивым да румяным, как яблочко. А ещё умывались водицей, настоянной на румяных яблоках.


Уборка урожая сопровождалась приговорами: вовремя собрать – вовремя убрать, после Второго Спаса дождь – хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Неслучайно день второго Спаса называли осенинами. Говорили: «Со Спаса – преображение: погода преображается!» «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас!»
Более глубокий смысл: к Спасу вырастают плоды прежних замыслов. Вскрывается истинная суть прошлого, т.е. из зерна растёт плод. И все его видят. И могут отведать, но не раньше, чем настанет пора...
Существует версия, что до Яблочного Спаса яблок нового урожая не ели потому что они еще не приносят человеку значимой пользы, даже если созрели. И дело не только в самих яблоках. До Яблочного Спаса созревают многие полезные для человека ягоды, съедобные травы и корнеплоды. Если начать употреблять в пищу яблоки, не останется «места» для более полезного в данный момент продукта. Определенная последовательность созревания (зелень, ягоды, плоды) существует в природе не зря. Это знали древние учителя – волхвы. Они не «загружали» простых людей этими знаниями (кто тогда понимал в витаминах, клетчатке и пр.?), а просто преподносили готовый вывод.
Христианская церковья «перекрыла» исконный праздник Яблочный Спас официальным церковным, назвав его на свой лад (Преображение Господне). Как известно, христианское духовенство связало празднование многих важных религиозных дат с освящением урожая, чтобы отвлечь народ от поклонения духам Природы, и многие праздники (Масленица, Купала, Родоница и др.) подменило своими. Яблочный Спас – не исключение.
http://artsgtu.narod.ru/pr_yablochnspas.html
http://www.slavbazar.org/forum/thread40186.html

6-(19) августа (серпеня)

Яблочный спас - Второй спас (6 (19) августа) Н азывают так , поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей, в то время как до этого дня есть садовые яблоки запрещалось. Существовало поверье, что у того, кто съест яблоко раньше Спаса, умершие дети не получат яблока в paю.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Уборка урожая сопровождалась приговорами: "Вовремя собрать - вовремя убрать", "После Второго Спаса дождь - хлебогной!
Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли "осенинами": "Со Спасо - Преображения - погода преображается!" "Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас!".

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтут, как очень большой праздник, но редко отдают себе отчет в истинном значении того события, которое вспоминает церковь 6 августа. Только кое-где второй Спас называется «Спасом на горе» (название, которое позволяет заключить о знакомстве со Священным писанием), в большинстве же случаев крестьяне не знают, что такое Преображение Господне, и считают второй Спас просто праздником земных плодов. Сообразно с этим, в день 6-го августа, вся паперть в приходских церквах бывает заставлена столами, на которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и проч. Все эти плоды урожая священник благословляет после обедни и читает над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпают ему в особые корзины, так называемые, «начатки», т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов.
После освящения и благословения, крестьяне набожно осеняют себя крестом и разговляются яблоками: есть плоды до этого времени считается большим грехом и, если кому случится, по забывчивости или невоздержанию, попробовать яблок раньше срока, то такой человек не должен есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину. Особенно должны воздерживаться от преждевременного вкушения плодов те из крестьян, у которых умерли в младенческом возрасте дети, так как на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до второго Спаса.
В некоторых местах, например в Вельском у., Вологодской губернии, с днем Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем «столованья». На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода. В других уездах той же Вологодской губ., сохранился обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле молебен, крестьяне всем селом устремляются на гороховое поле и, до самого вечера, лакомятся зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой. Эти гороховые разговины составляют истинный праздник и величайшее наслаждение для деревенской детворы, которая целый день ныряет в зеленых кустах и наедается до того, что под конец уже на животе переползает с полосы на полосу.

Яблочный Спас – известный праздник урожая (в настоящее время больше известен как церковный) и второй по счету спас (первый – медовый). Он приурочен к сбору урожая яблок и овощей, и, согласно народным приметам, означает, что осень уже совсем близко.Когда начинается яблочный спас


Праздник яблочный спас - древнее языческое празднество, но сегодня этот праздник больше связан с церковным праздником Преображения Господня. По аграрному календарю сбор яблок начинается с середины августа, а какого числа отмечают яблочный спас? По старому стилю этот праздник славяне отмечали 6 августа, в настоящее время второй по счету спас отмечают 19 августа.

Яблочный спас - история праздника


История праздника яблочный спас уходит глубоко в прошлое. Еще славяне-язычники первые урожаи яблок и всевозможных овощей приносили в жертву богам, а также проводили особый ритуал по благословению урожая и приношению благодарности матери - земли. До начала яблочного спаса в давние времена никто не кушал яблоки, так как считалось, по одной версии, что яблоки еще не приносят пользу, несмотря на то, что созрели, а по другой - что детям, которые покинули временный мир, не достанется гостинцев, если кто-то из родителей съест яблоко раньше времени.

Обряды на яблочный спас


Так как 19 августа наши предки считали днем, когда стирается грань между потусторонним и нашим миром, то неудивительно, что в этот день проводится большое количество всевозможных обрядов. Наиболее распространенные обряды на яблочный спас - это обряды на привлечение финансового благополучия, любви, обряд омоложения, обряд очищения дома и другие.

Например, обряд на очищения дома или обряд на очищение от негативной энергетики в доме советуют проводить таким образом. В праздник яблочного спаса необходимо взять обычное яблоко, разрезать на две половины, вынув из одной половинки сердцевину. Затем следует зажечь натуральную восковую свечу и обойти с ней дом (квартиру), останавливаясь в каждом углу, в оконном и дверном проемах, совершая круговые движения свечой три раза (обязательно по часовой стрелке). Воск, который стек со свечи, нужно аккуратно слить в ту половинку, в которой нет сердцевины, затем накрыть другой половиной и крепко скрепить яблоко ниткой. Чтобы окончательно завершить обряд по очищению, следует отнести яблоко на улицу и закопать подальше от своего дома.



Самыми главными традициями яблочного спаса являются обязательное угощения друг друга яблоками и приготовление всевозможных блюд из яблок. Еще одной традицией можно считать обязательное провожание заката солнца песнями.

Приметы на яблочный спас

Приметы на яблочный спас в основном связаны с природными прогнозами. Например, сухой яблочный спас - будет сухая осень, если дождливый, то и осень будет дождливой, ясный яблочный спас предрекает лютую зиму.

Каждый человек задаётся вопросом: откуда я пришёл в этот мир? Но те, кто предпочитают смотреть шире и глобальнее ставят вопрос иначе: кто мои предки? У каждого народа имеются свои собственные поверья о том, откуда растут его корни, берут начало традиции и культура. И, как правило, чем древнее народ, тем богаче это представление, и, к сожалению, сложнее проследить затерявшуюся в веках, если не тысячелетиях, нить судьбы, которые должна связывать нас и наших праотцов.

Представление о том, кто были наши предки, зачастую основано на культурных интерпретациях, сохранившихся исторических памятках, как поселения и капища, и текстах рукописных. Предания о великих деяниях основателей наших родов всегда занимают важное место в сердце каждого славянина. Но кто же они? Как звали тех, кто дал жизнь одному из самых могучих мудрых и добрых народов в этом мире, славянам? Их звали Спасы.

Спас – это очень древнее слово, глубоко уходящее корнями в нашу историю. Оно трактуется как «перевозчик», либо «проводник». «Пас» - вот корень сего слова, и от него в нашем собственном современном языке имеются производные, также они имеются и в более древних формах русского языка. Наиболее яркие примеры, наглядно изображающие его смысл, это: пастор, иначе говоря, проводник, пастух и пастбище, тот, кто выводит животных на поле, чтобы там они набрались жизненных сил, пас, так называют ремень, назначение которого связывать воедино различные детали. Также слова Пас является одним из имён древнейшего, и одного из самых наиболее почитаемых на Руси, бога – Велеса . Он был главных хранителем душ славянских, которые отправлялись в иной мир, и именно ему, народными молвами, отводилась роль того, кто проведёт их на тот Свет. Спасы приходят к нам для того, чтобы оказать помощь. Например, помогать нам, дабы усилиями своими отвадить нас от путей неверных и пагубных, воротить к праведному, воротить к Богу. Все деяния Спасов направлены на это, они стремятся помочь человеческому роду пройти по непростому пути его и достичь счастья, спасая их и способствуя их духовному развитию.

Согласно Волхвам Родового Огнища, имелись у нас такие Спасы: , Богумир , Мир, Даждьбог , Рама , Мамай и Колодий .

Первым же Спасом, согласно знаниям хранителей Славянской веры, Радетелей, считается Мир, он считается праотцом нашим, жившим более двух миллионов лет назад, он же был первым, кому были дарованы Славянские Веды, Покон Рода Всевышнего. Считается, что он был потомком Сурьи, Солнечного Бога.

Мир – его надобно толковать не только как личность, но также как и первую общину, её образ. Она была сотворена после того как Старый Мир отравился в небытие. Спаса Мира называют мужем, но хранители Славянской Веры, Радетели, говорят, что словом Мир нарекли всех Славных, они могли слышать Божьи слова, они никогда бы не пали под давлением безнравственности и грязи этого мира, удержались бы от дороги соблазнов, ведущей к бездне души, к забвению. Потому и мы не должны попирать обычаи, сложенные задолго до нашего появления на этом свете: будет называть Спаса Мира определённой личностью, одновременно толкуя его как единый род, различный в своём проявлении.

Глядя на то, как мир постепенно начинает само разрушаться, и быстрыми темпами опускаясь в духовное небытие, Спас Мир даровал роду человеческому Славянские Веды, дабы сохранить нас, уберечь от бездны. Ведь до этих страшных времён мы душами своими были едины со Всебогом, но в смутные времена начали мы отрекаться, и перестали видеть и ощущать себя истинными, начали мы творить дела недобрые, дела которые Всебог не мог одобрить и попустить.

Событие сие свершилось в Сварожье Утро, в самые, что ни есть, райские времена. Мир, праотец наш, получив в свои руки знания о Любви , Свете и Справедливости, даровал их нам для того, чтобы мы, в то время когда мир наш накрывают Сварожьи Сумерки да Ночь, имели при себе Покон Рода Всевышнего, и могли стремиться и достичь изначального единства, вновь научится ему. Все мы, являясь потомками Мира, получили от него величайший дар – возможность достичь духовного очищения и просвещения, и ныне мы можем стать Ведающими. Но свобода, дарованная нам, не всеми было трактована и принята, как было правильно, как полагалось. Многие, получив волю, избрали путь иной, ведущий прочь от Света во Тьму.

Мир также научил детей своих не только получать знания о Боге и следовать им, но также хранить их, распространять, передавая от поколения к поколению, даруя их устным словом. Именно так те, кто не может больше «Видеть духом», стали принимать Разумом, и вновь получили возможность достичь единения со Всебогом, нашим учителем, нашим отцом. И так Покон стал храниться в разных поколениях, передаваемый от отца к сыну, от сына к потомку своему.

Как душа, достигая уровней высших, Мир был обручён со своей второй половиной – женою своею Мирой. Они формировали собой и образом своим, истинную духовную единицу, семью, поскольку были неразрывны, являясь половинами от одного единого. И потому иногда их нарекают, Близнецами, Братом и Сестрой. Но сие является не совсем верной трактовкой, которую нужно сопровождать словом пояснения: единство сие не кровное, а духовное. Мир и Мира, праотцы всего в нашем мире, являют собой воплощение единого начала, одной души, в двух ипостасях, лицах. Именно сюда уходит корнями своими древней обычай ариев , когда тех, кто был предназначен друг другу Богами, зовут Брат и Сестра, в духовном единстве. Наши прародители своими жизни положили на то, чтобы Любовь, утраченная ранее, вновь было возрождена.

Но видел Спас Мир, что не все могут постичь его дары, знания, что он принёс детям своим, и обратился он к Богу Солнца, отцу своему. Тот даровал ему дуду златую, дабы мир радовать и прославлять, а также вручил ему кий златой, дабы миром сим управлять.

В течении многих лет Мир даровал продолжение своему роду, и стал Кием первым, тем кто правит Славными. И когда не хватило Земли для Славных, расширил её пределы Мир Праотец, а затем сделал так вновь, дважды. Ибо не хватало всем его потомкам места.

Делил он мира для разных родов на разные земли, дабы каждый жил в краю своём и не мешал соседям. И до тех пор, пока Мир и Мира жили, люди не ведали что такое горе и что такое смерть.

Но дав детям своим всё, Мир решил, что настал час и им доказать, что они достойны, быть продолжением рода его, дал он начало часам испытания для Славных. Основан Миром был первый город на нашей земле, и наречён он был Бору, что толкуется как защищенный либо оборонённый. В этом городе могли люди найти себе покой, укрывшись лютых холодов и разливов могучих вод, там же схоронить и скотину. И жилю люди в городе том, не хуже чем ранее, не знали ни бед, ни тревог. Но когда Мир, с супругой своею Мирой, отправился на Сварожьи Луга, для того чтобы пасти там стада Велесовы небесные, тогда пришли иные времена. Времена испытаний и противостояния лиху и злу.

По славянской традиции нас ждут три Спаса☺ Медовый, Яблочный и Хлебный. Первый Спас – «Медовый» 14 августа

ᅠᅠМедовый Спас – языческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас многие воспринимают Медовый Спас как первый день Успенского Поста в православном календаре.
ᅠᅠАрхаичность обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель – это «Избавитель» от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».
ᅠᅠВероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Также в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.
ᅠᅠНародная же версия происхождения названия указывает на другое: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму - что тоже было очень важным в Спасах.

ᅠᅠСпасовка – время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Первый Спас 1/14 августа (серпеня) в народе называют медовым или мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
ᅠᅠОпределение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоему или источнику отправлялся крестный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
ᅠᅠПосле людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
ᅠᅠКроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна дли обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
ᅠᅠДля защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, мак в Украине – символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

ᅠᅠ Угощения на Медовый Спас ◄

ᅠᅠКоличество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса - всевозможная выпечка с маком и медом. Особенный шик - соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
ᅠᅠНа самом деле, медовый спас - великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Простейшее и вкуснейшее лакомство - медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.

ᅠᅠ Питной мед - главный напиток Медового Спаса ◄

ᅠᅠПитной мед - ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
ᅠᅠСозданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста - на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
ᅠᅠ«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.

ᅠᅠ Традиции Медового Спаса ◄

ᅠᅠЯзыческие традиции празднования вмещают в себе три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август - время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются «спасовки».
ᅠᅠИтак, первым наступает Медовый Спас - в этот день пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета.
ᅠᅠПервый Спас связывают с Богиней воды Даной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности – вообще водной стихии.

С Любовью и Верой в Вас! 🙏