Правила одежды в фанатов. Burberry и розы: что носят футбольные хулиганы 

Одежда в стиле Casual на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых популярных и имеет несколько десятков различных направлений. Современный Street Style во многом зависит от веяний молодёжных субкультур и специфики поведения их приверженцев. Хулиганский стиль имеет отношение к движению футбольных фанатов, но и есть существенные отличия в облике хулиганов и фанов.

Любите свободу и предпочитаете стиль Streetwear, Вам будет интересно узнать:

Одежда футбольных хулиганов: история и характерные признаки стиля

Зародился популярный молодёжный стиль в Англии в конце пятидесятых прошлого века. Рабочая молодёжь не имея свободных средств на увлечение «благородными» видами спорта выбрала для себя футбол. Темпераментные болельщики выясняли отношения «стенка на стенку» после матчей и раньше, но именно в этот период фанаты начали мигрировать за своей командой на выездные игры. Каждая вторая игра заканчивалась серьёзными конфликтами, районы возле стадионов превращались в эти дни в «опасные зоны».

К концу 70-х фанатское движение расширилось за пределы Великобритании и распространилось по всей Европе. Первыми ездить за границу за командой стали болельщики «Ливерпуля», их можно и считать законодателями моды на одежду хулиганов. Затихать движение начало в 90-е, немаловажную роль в этом сыграла Эйзельская трагедия 1985 года. Тогда на стадионе в Бельгии погибло 39 болельщиков «Ливерпуля» и «Ювентуса» и было ранено более сотни. Трагедия имела широкий резонанс, и к проблеме футбольных хулиганов пристальное внимание обратили власти, ужесточился полицейский контроль. Повторный шок англичане испытали в апреле 85-го, когда в Шеффилде 96 болельщиков «Ливерпуля» были раздавлены в толпе на стадионе. В течение нескольких лет Европу захлестнул музыкальный рейв и хулиганы ушли в тень, но периодически громко о себе заявляют: в 2002 и 2010 году матчи «Спартака» сопровождались массовыми беспорядками на Манежной площади.

Если задаётесь вопросом, какую одежду носят футбольные хулиганы, и уже перед собой рисуете картинку в клубных цветах и символикой команд - Вы ошибаетесь. Эта категория молодых людей на первое место ставит неброскость и предпочитает ничем не выделяться из окружающей массы. Хулиганская одежда - это удобные вещи Street Casual, в которых прослеживается английский стиль с элементами национализма.

Теме футбольных хулиганов посвящены книги и фильмы. Самые известные ленты:

  • «Заводной апельсин»;
  • «Ультра»;
  • «Фабрика футбола»;
  • «Клетка»;
  • «Фирма» (распространённое название болельщиков одного клуба);
  • «Ушедшее время»;
  • «Хулиганы Зелёной улицы»;
  • «Околофутбола».

Хулиганские фирмы одежды: популярные бренды

Фирмы производители одежды в уличном стиле практически все имеют линейку для футбольных хулиганов. Это практичные повседневные вещи: обувь спортивной направленности, джинсы, трикотажные кофты, майки, футболки, удобные куртки. В особом тренде рисунки и надписи.

Самые популярные бренды одежды хулиганов:

  • Fred Perry,
  • Ben Sherman,
  • Lyle & Scott,
  • Lonsdale,
  • C.P. Copmany,

Самые популярные марки аксессуаров - Burburry, Auascutum, обувь - Адидас, Найк и многие другие спортивные бренды.

Хулиганский стиль одежды для мужчин

Известные марки одежды футбольных хулиганов предлагают для мужчин большой выбор вещей в уличном стиле: джинсы свободного кроя, хорошо в этот стиль вписываются бойфренды, состаренные и рваные модели, черная классика, свободные чинос и джоггеры. Трикотаж с рисунками и надписями, причём настоящие ультрас избегают футбольных эмблем и логотипов клубов. Чаще используется нейтральная тематика, не редко агрессивная. Цветовая гамма предпочтительно монохромная, самые популярные футболки, толстовки, свитшоты чёрного, серого цвета с контрастными рисунками, обувь - кроссовки, кеды и ботинки на шнуровке.

Хулиганский стиль одежды для девушек

Фирмы одежды футбольных хулиганов ориентированы в первую очередь на мужчин, но и прекрасные дамы могут позволить себе одеться в этом стиле. Большая часть вещей для этой аудитории представлена как «унисекс», но и есть оригинальные предметы гардероба для девушек, одевающихся в этом стиле. К подобным вещам можно отнести облегающие боди, топы и лонгсливы нуд с принтом, имитирующим татуировки. У девушек хулиганский стиль одежды это рисунки в стиле «милитари», провокационные изображения и надписи, некоторая нарочитая дерзость.

Модное направление преимущественно является молодёжным, поэтому не все предметы гардероба впишутся в ансамбли для людей 25+.

Ультрас и хулиганы – стороннему зрителю непросто отличить, кто где. На трибуне два крыла фанатского движения стоят плечом к плечу. Но одни занимаются визуальной поддержкой команды, а другие – силовой. Каждую неделю по всей стране дерутся фанаты. Причем редко они – ассоциальные элементы, чаще всего они так же ходят на работу или учатся. А собравшись в лесной глуши, они бьются стенка на стенку, иронично называя эти схватки «танцами». Вдали от стадионов околофутбол теряет связь с собственно футболом. Но субкультура хулиганов (или хуллз – от английского hooligans) пробудилась вокруг спорта номер один и сопровождает его, несмотря ни на что.

У них есть свои легенды, победы и поражения, альянсы и интриги. Это свой собственный параллельный мир, попасть в который посторонним, к счастью, непросто. Нам удалось побеседовать со многими бойцами, но никто даже на условиях анонимности не дал согласия использовать свои прямые цитаты в прессе. В этой среде не заботятся о рекламе и предпочитают находиться в «зоне тишины».

Этот мир редко пересекается с нашим. И обычным болельщикам в основном нечего бояться – люди, которые ходят на стадионы на центральные сектора, изначально не являются «клиентами» фанатских фирм. Поэтому в «зоне тишины» отечественным хулиганам удалось просуществовать уже почти четверть века. И только лишь изредка во время городских акций они попадают в сводки происшествий.

Первые хулиганские коллективы в России стали появляться на заре девяностых, но не имели никакой связи с фанатизмом по-советски. Автор книг о фанатском движении в России, журналист и фанат со стажем Дмитрий Лекух воспоминает: «Тогда с сектора ушли люди моего поколения, «старая гвардия», «авторитеты 80-х». Причины объяснимы: ситуация в стране, взрослые парни оказались сосредоточены на элементарном выживании. Понять это, безусловно, можно. Но молодым и, как следствие, куда менее ответственным в этом плане мальчишкам осталась едва ли не «выжженная земля». Ни авторитетов, ни традиций – им пришлось создавать все заново». Создавали, ориентируясь на Европу, так на трибунах появились баннеры, а позже пиротехника, «хореографии» и прочие атрибуты итальянских стадионов.

Хулиганские сцены тоже делят на разные стили: английский, польский, балканский. Россия выделилась особенной манерой. «Русский стиль – это уже классическое определение, хорошо известное и в Европах, – рассказывает Лекух. – Все на «чистых руках». Есть исключения, но в основном все придерживаются этой тенденции». Чистые руки – значит без ножей, камней и других предметов, которые можно использовать как оружие.

Очередная демонстрация русского стиля прошла минувшим летом, когда в Польшу на чемпионат Европы съехалась элита отечественного хулиганского движения. До сих пор обычные болельщики не совсем понимают, что это было в день матча сборных России и Польши. Но это hooligans дрались на улицах Варшавы и дрались по-английски: все против всех. Характерная история для хуллз – выступать единым фронтом в международных «встречах».

Выйдя даже на один день из «зоны тишины» хулиганы сразу же оказались в центре внимания. Хотя еще до беспорядков в польской столице в России всерьез заговорили о законе «О болельщиках». Но самих хуллз он затронет разве что по касательной.

«С точки зрения общественной безопасности проблема хулиганов, безусловно, преувеличена, – остужает пыл властей Лекух. – Эти парни предпочитают разбираться между собой, «гражданские» их мало интересуют: репутация зарабатывается только между равными. А вот с точки зрения «теневого» влияния, возможно, даже и преуменьшена».

Но даже влияние хуллз на процессы в фанатской среде оценить и взвесить очень сложно. Попытка рассчитать хулиганские фирмы России по порядковым номерам обречена на провал. Околофутбольные коллективы не удастся свести в таблицу, а любой регламент чемпионата хулиганов будет спорным. Особенно в отношении ведущих фирм, которые активизируются редко, но метко. «А почему дерби происходят только два раза в год? – проводит параллель Лекух. – Потому что иначе это перестанет быть «событием».

«Ярославка»



Основана : 1996 год

Цвета : красно-черно-синие

Оппоненты

Слова : «Ярославка» правит миром»

Последняя буква в алфавите и первая в «армейском» фанатском движении. В следующем году «Ярославка» отпразднует свое совершеннолетие. Во «взрослую жизнь» коллектив вступает, обладая репутацией одной из самых опасных фирм России. Хотя один из бойцов поправит: «Самой топовой, все остальные – иллюзия».

В эпоху зарождения отечественного фанатизма выделялась активностью «армейская» бригада Red-Blue Warriors. Зона ответственности «воинов» распространялась и на поддержку ЦСКА с трибуны, и на выяснение отношений с противниками в «третьих таймах». Правопреемницей RBW стала «Ярославка».

Изначально «Я» не была самостоятельным элементом, а вместе с коллективами Red-Blue Supports и K.I.D.S дополняла состав «воинов». «Буква», как еще именуют «Ярославку», шла к успеху поступательно. Пока «ярославцы» наращивали мускулы в фигуральном и буквальном смыслах, значимость RBW снижалась. Долголетие любой фирмы основывается не только на подготовке бойцов, но и на регулярном вливании свежей крови. «Воины» с омоложением затянули, тогда как «Я» находилась в числе самых перспективных коллективов России.

Почувствовав уверенность, молодая фирма совершила одну, как считают в движении, из самых дерзких акций. «Ярославский» хардкор встретил с работы десяток бойцов известной красно-белой бригады Flint’s Crew. Эффект неожиданности, помноженный на превосходство в числе, сработал. А бой-реванш, состоявшийся некоторое время спустя в Ботаническом саду на чистых руках, также остался за «армейцами». Девиз «Ярославка» правит миром!» зазвучал в полный голос.

Одним из основателей «Буквы» был Сергей «Маугли», собравший фанатов ЦСКА подмосковной ветки ярославского (отсюда и название) направления в мощный «кулак». Пока не пришло время скрываться в лесах, хулиганы устраивали акции на улицах. «Олдскул» – любимая тема для ностальгии в этих кругах. «Однажды мы вычислили место около одной станции метро, где собирались фанаты «Торпедо». Нас было 18 человек, а их больше 40, – вспоминает Максим в книге «Top Boys». – Мы прыгнули на них, заряжая «Юнион, Юнион!», чтобы они подумали, будто мы хулиганы «Спартака», так как у них с ними союз. Они были в замешательстве. Мы стали их валить, а они не понимали, что, черт возьми, происходит. Только когда одна половина их убежала, а другая осталась лежать на земле, мы им сказали, кто мы на самом деле».

Главное правило мира хуллз гласит: на каждого крутого бойца найдется боец сильнее. Так и в биографии «Ярославки» случались болезненные падения. В 2005 году основа была сметена спартаковским «общаком» (Gladiators Firm’96, Devils Band, «Банда Тука», «Синдикат») на станции метро «Проспект мира». Действительность порой шла вразрез с девизом «Ярославка не бежит. Никогда не бежит». В рождественском сражении при подмосковной станции «Маленковская» семь десятков бойцов «Я» капитулировали перед составом красно-белых.

Набивая шишки себе и противникам, «Ярославка» пробивалась в лидеры европейского околофутбола. Это период Максима «Рабика» Коротина, который создал из фирмы империю. В «армейском» движении авторитет «Я» был неоспорим. Оформлением трибуны занимались другие люди, но «ярославцы» обязательно имели право голоса.

Сила такого масштаба не могла остаться незамеченной. Добившись главенствующей роли в красно-синем движении, «Ярославка» оказалась под прицелом властей. Еще в 2005 году «Я» обвиняли в участии в силовых акциях, замешанных на политике. Позже фирма пережила кризис в связи с уходом Рабика и темной истории, в которой фигурирует даже Интерпол. Из-за давления в последние годы активность «последней буквы» снизилась, но за «Ярославку» говорит ее история.

The Union



Основана : 2000 год

Цвета : красно-черно-белые

Оппоненты : красно-синие, бело-голубые, сине-бело-голубые

Слова : «Один за всех и все за одного»

Заклятые друзья «Ярославки», парни из The Union, консолидировались в фирму на рубеже веков, когда отечественный фанатизм вступил в новую стадию развития. Боевые действия стали проводиться где-нибудь в лесах и по договоренности. А главным трендом стал принцип «fair play», то есть отказ от использования подручных предметов. Драки, как принято говорить, на «говне» (камни, палки, бутылки и прочее), стали уделом слабых и символом турецкого и итальянского околофутбола.

Красно-белое движение всегда упрекали в некоторой эгоистичности. Оттого среди спартаковских фирм постоянно возникают и распадаются альянсы. Вот и «Юнион» умудрилась стать не только главным раздражителем оппонентов, но и рассориться с некоторыми «спартаковскими» мобами. Кому-то не нравились дружеские отношения фирмы с хулиганами польского «Леха», кому-то само поведение «юнов».

Восхождение «Ю» началось в момент угасания «Банды Флинта», которая считается легендой в фанатских кругах. Ее состав попросту вырос из околофутбола, а новый коллектив оказался до того близок по духу мастодонтам из Flint’s Crew, что некоторые «флинты» вошли в состав The Union.

Как «Ярославка» прославилась акцией против «флинтов», так и «Ю» заставила заговорить о себе после победы над «Буквой» (сейчас так называют и тех, и других) в 2001 году. Это был один из первых случаев боя в лесополосе по всем канонам «честной игры». Учитывая общее доминирование красно-белых на хулиганской сцене, «Юнион» выбивался в лучшие из лучших. Хотя в рядах «спартаковцев» хватало боевых единиц с историей и определенной репутацией: Gladiators Firm’96, CWO, Mad Butchers.

Начиная с 2002 года «Юнион» стала синонимом русского хулиганизма. Фирма набиралась опыта через практику. Именно «юны» впервые опробовали тактику «незваных гостей»: группировка приезжала в чужой город на сторонний матч и искала приключений. Вояжи в Санкт-Петербург до сих пор остаются любимым маршрутом.

В городе на Неве случился один из самых известных «третьих таймов» в России. В 2007 году полторы сотни «спартаковских» бойцов, ядро которых составляла «Юнион», разгромили петербургский «общак» – объединение лучших фирм. Эта история подается как пример важности выбранной стратегии: сине-бело-голубые позволили красно-белым выстроиться в тупике между домами и потеряли преимущество в численности.

В судьбе красно-белого движения и конкретно «Ю» переломными стали 2006 и 2008 года. Сначала зажатый в тисках «общак» ЦСКА выстоял против топовых бригад «Спартака», а пару лет уже «Ярославка» набрала силу. Нынешней зимой «Юнион» постаралась напомнить о себе и по старой традиции нагрянула в Северную столицу на футбольный турнир фанатов «Зенита». «Танцы» не состоялись, но жизнеспособность фирмы подтвердилась.

Capitals



Основана : 25 ноября 2000 года

Цвета : бело-голубые

Оппоненты : красно-белые, сине-бело-голубые, черно-белые

Слова : «Сила есть – ума не надо, дуракам закон не писан»

В середине нулевых «динамовское» движение переживало времена застоя. Бело-голубые объединились в первую группировку сразу после фанатов «Спартака» и ЦСКА, назвавшись на английский манер Blue-White Dynamite. Впоследствии так именовали едва ли не все «динамовские» коллективы, из чего вылупился негласный союз. «Общак» «Динамо» именовали «динамитами».

BWD были всесторонне развиты и никакого деления на бойцов и всех остальных не было. Хотя узконаправленные коллективы существовали: выделялись Top Lads, Jokers, а также Patriots. Считается, что Blue-White Dynamite умели общаться не только с руководством «Динамо», но и с ЛДПР: партия Жириновского помогала болельщикам с выездами, спонсировала выпуск фанзина Wild West Stories.

Когда Blue-White Dynamite стала терять влияние, место основной бригады бело-голубых заняла Capitals. Конкуренцию могли бы составить «патриоты», но расцвет этой фирмы, на днях отпраздновавшей 15-летие, пришелся на стык тысячелетий. Шумная акция в Санкт-Петербурге в 2000-м году остается самой громкой историей Patriots. В тот день, когда погибли два местных фаната и началась вражда между поклонниками «Динамо» и «Зенита».

Развитие Capitals было поступательным и пришлось на только-только начинавшиеся лесные встречи. Главными оппонентами коллектива, естественно, стали красно-белые объединения. На раннем этапе молодая фирма искала себе подобных – развивающиеся группировки. А окрепнув, мерилась силами с топами. В августе прошлого года элитные «подразделения» «Спартака» и «Динамо» дважды сходились в рукопашной перед дерби. «Динамовцы» убеждены, что победа осталась за ними.

Фанаты «Динамо» с 1980-х водят дружбу с «армейскими» коллегами, и союз распространяется на всю болельщицкую жизнь. В том числе участие в боях друг за друга. Так «столичные» входили в коалицию с красно-синими мобами Gallant Steeds и Einfach Jugend. Но одну из самых известных акций «динамовцы» провели своими силами. Собрав лучших бойцов (примерно 180, как принято выражаться, «касок»), бело-голубые нанесли визит в Киев. После продолжительных поисков друг друга почти четыре сотни человек устроили схватку около станции метро «Днепр». Итоги «международного конфликта» стороны оценили по-разному. Киевляне сетовали на неудачу и упрекали «москалей» в использовании пиротехники и других предметов. Москвичи просто остались довольны сражением. А победа все равно досталась полиции, разогнавшей «танцоров».

Сейчас, чтобы не забронзоветь, Capitals окружили себя молодежными филиалами («Инструменты», «Корсары»). И сегодня «столичные» заправляют не только «динамовским» околофутболом, но и делами трибуны.

Music Hall



Основана : 31 июля 2004 года

Цвета : сине-бело-голубые

Оппоненты : бело-голубые, красно-белые, красно-синие

Слова : «Одни против всех»

«Музыканты» появились на обломках питерского хулиганского движения, раздираемого внутренними противоречиями. Ранние успехи сине-бело-голубых связаны с фирмой «Коалиция». Однако ее попытка свести все питерское хуллз-движение к единому знаменателю не пришлась по душе парням из Jolly Nevsky и Gremlins. Фирмы ссорились друг с другом, появлялись и распускались. Тогда бывшие лидеры «Гремлинов» и исчезнувшей Z-44 решили сформировать в городе на Неве силу, способную противостоять российским топовым бригадам. Звучное имя Music Hall досталось фирме от одноименного бара. По легенде, там то ли засиживались бойцы, то ли неподалеку провели первое сражение.

Довольно быстро «музыканты» выбились в лидеры Петербурга. Как только появились качественная организация и дисциплина, пришли результаты. В 2009 году, пока «вираж» устраивал обструкции Владимиру Быстрову, «музыканты» отлавливали в городе хуллз ЦСКА.

Год спустя гастроль «МХ» в Перми закончилась «шедвелом» (так называется проникновение на чужой сектор со всеми вытекающими последствиями) на трибуне «Амкара». Незваным гостям достались вражеские баннеры, но это не первый и не последний случай в отношениях фанатов «Зенита» и «Амкара».

«Музыканты» причисляли себя к топовым бригадам и выбирали соперников подобающего уровня. Весной 2009 года состоялось победное сражение с еще одной фирмой «Динамо» – «Римской девяткой». И через год российский околофутбол громыхнул «дерби». На берегах Невы высадилась «Ярославка», усиленная лучшими бойцами других красно-синих фирм. Боец «Я» в интервью одному из фанзинов так описывает события: «Драка продолжалась минуту с чем-то. Пропорция была такой: нас 80, их около 90, то есть силы практически равны. У них по итогам мероприятия осталось загорать и изучать особенности грунта человек 50, остальные же после пары минут драки «дали в тапки». Следующие минут пять я нырял в снег лицом, так как оно серьезно заплывало».

Кризис настиг «МХ» прошлой весной, когда группа раскололась в мнениях о присутствии стюардов на «Петровском». Успокоить общественность, которая засомневалась в продолжении существования «музыкального» коллектива, получилось лишь после сражения с Gladiators Firm’96. Для многих участников обеих фирм это был прощальный бой. Оттого, наверное, полиция подоспела к финалу «танцев» – не хотели портить событие.

ОСНОВНЫЕ


«Спартак» : «Школа» и Advance Guard, Gladiators Firm’96, Independent Crowd, Kindergarten, Mad Butchers, ClockWork Oranges, «Банда Боксера», «Банда Тука» «Кабаны», Aliens, Industrials Firm, Clown’s Band, «Синдикат» и «Оппозиция», «Славянки»

ЦСКА : Einfach Jugend и RBW, Gallant Steeds, «Заря», «Провинциальная семья», Shady Horse, Jungvolk, K.I.D.S., «Алфавит», «Продленка»

«Локомотив» : «Викинги», Famous Group, Funny Friends, Trains Team, White Trains, «Банда Гончара», Steam Engines, Mad Dobermans Firm

«Динамо» : «Римская девятка», «Корсары», Battaglione, «Инструменты», Out Terraces Firm

«Зенит» : «Банда Шведа», «Невский синдикат», «Бригадиры», Jolly Nevsky, Mobile Group, Snake Firm

«Рубин» : Cage crew

«Торпедо» : Troublemakers, Tubes

«Сатурн» : Hollywood Crew

«Орел» : Orel Butchers, Jockers

«Крылья Советов» : The Shadows Firm, T.O.Y.S

«Ростов» : West Band, City Lads Unity

«Кубань» : Crazy Host

«Ротор» : Outlaw Firm, Mjollnir Firm

«СКА» : Nordic Soldiers

...


«Мясники» и «Инструменты», «Гладиаторы» и «Викинги», «Чужие» и «Бешеная толпа» – каждый месяц в России появляется с десяток хулиганских фирм. География обширна, более-менее активный «кружок танцоров» имеют почти все клубы высшего дивизиона и ФНЛ. Но не многим удается сохранить боеспособность: одним надоедает шастанье по лесам и полям, другие обманываются в ожиданиях, бойцов, считающихся перспективными, переманивают в фирмы с уже сложившейся репутацией. Порядка двух десятков групп – вот и весь элитный клуб. Но это вершина айсберга. Фундамент околофутбола – фирмы-однодневки и немногочисленные по составу бригады. Они выращивают основную массу, из которой уже вылупляются коллективы, которые принято в определенных кругах снабжать приставкой «топ».

Так, ЦСКА – это не только грозная «Ярославка», но и Einfach Jugend. «Простые парни» стали второй силой «армейского» движения, объединившись с легендарными Red-Blue Warriors. Все остались довольны: молодая фирма получила опыт, а «воины» продолжили карьеру. В числе хороших товарищей Jugend можно найти хулиганов «Локомотива»–«Викингов». Но «кони» и «паровозы» бьются плечом к плечу лишь на начальных этапах, ни о каком союзе речи не ведется. Долгое время на ведущих позициях находились Gallant Steeds, которые даже обзавелись молодежным крылом – Young Gallant Steeds. Но в последнее время стремительно развивается фирма «Провинциальная семья», уникальность которой в том, что ее части разбросаны по провинции.

На роль топовой банды «Спартака» давно претендует содружество «Школы» и «Авангарда». Они составляют костяк союза с хулиганами харьковского «Металлиста», куда также входят фирмы Kindergarten и «Дружина». Хотя «школьников» упрекают в излишней распиаренности и едва ли не в дружбе с «Ярославкой». «У нас сложились теплые и нежные отношения, которые регулярно доводят представителей двух коллективов до больнички», – иронизирует боец «Школы». Нынешняя «Школа» образовалась после раскола старейшей на данный момент бригады Gladiators Firm’96. Конфликт «отцов и детей» лишил GF96 бойцов, которые устали ждать своего шанса.

На красно-белом и красно-синем фоне растворяются хулиганы прочих клубов. В Санкт-Петербурге крепки позиции Music Hall, ведь «музыканты» собрали не все сливки околофутбольного общества в городе. Зато отколовшиеся от «МХ» бойцы создали противовес – «Банду Шведа», кроме того, активизировались фирмы меньшего масштаба.

В «динамовском» движении монополист Capitals окружил себя «фарм-клубами». Лучшие бойцы «Корсаров» и «Инструментов» идут на повышение, но есть и не совсем обычная группа Battaglione. Помимо участия в драках, она регулярно устраивает акции с баннерами или граффити. В одной из дерзких выходок они исправили граффити фанатов «Зенита» в Петербурге на: «В цветах «Зенита» есть черные».

Долгое время «Локомотив» оставался за бортом околофутбольной сцены. Красно-зеленые могли собрать несколько банд в единый моб и так противостоять противнику. Считалось, что, не обладая большим количеством хулиганов, «паровозы» выезжали на морально-волевых качествах. В последнее время фанатское движение «Локомотива» радикализировалось, а на благодатной почве стали расти фирмы.

Но зачем все это и почему субкультура хуллз выросла именно вокруг футбола, участники фирм не станут объяснять. Там не принято искать ответы на подобные вопросы.

«Если сесть и проанализировать то, чем ты увлекаешься, это закончится тем, что всё потеряет смысл. Логика тут ни при чем. Просто вычеркни это из головы и наслаждайся». (К/ф «Фабрика футбола»).

Во Всемирный день футбола мы решили поговорить об околофутбольной моде в разных странах Европы и рассказать о том, почему футбольные фанаты в Англии, Италии, Испании и России выглядят по-разному.

Великобритания

Великобритания является родиной околофутбольного насилия, и даже слово «хулиган» пошло от фамилии британца Патрика Хулигэна – известного дебошира и скандалиста. Так что Туманный Альбион по праву считается главным законодателем мод для всего фанатского движения, которое зародилось тут в шестидесятых годах прошлого века.

В середине шестидесятых трибуны были на 70% заполнены людьми, которые отождествляли себя с олофутбольным насилием, а большинство матчей заканчивалось серьезными потасовками с многочисленными пострадавшими. Особенно ситуация обострилась после того, как телеканалы и газеты стали помимо матчей освещать драки фанатов, что сыграло на руку хулиганскому движению.

Несмотря на попытки британских властей задавить субкультуру, к середине семидесятых годов проблема приобрела общенациональный масштаб, и британские фанаты стали прививать моду другим странам, регулярно устраивая побоища в крупнейших европейских городах. Кульминацией фанатской вакханалии стала Эйзеьская трагедия, когда во время потасовки между болельщиками и фанатами в Брюсселе погибло 39 человек и было ранено несколько сотен.

Логично, что «экипировка» современных футбольных хулиганов Британии продиктована принципом удобства в драке. При этом она довольно дорогая: главными атрибутами настоящего британского фаната являются джинсы Calvin Klein и безрукавка известной фирмы Burberry, либо же вместо нее может быть фирменная футболка клуба. На ногах британские фанаты предпочитают носить кроссовки Nike либо же подбитые железом тяжелые ботинки типа Dr. Martens либо Military.

Италия

Для итальянцев футбол – национальный вид спорта номер один. Болельщиков тут называют «тиффози». Отличительной чертой фанатского движения Италии является невероятная преданность клубу: болельщики двух крупнейших национальных клубов – «Интера» и «Милана» – ненавидят друг друга уже в нескольких поколениях.

Итальянцы пытаются доказать, что это именно они, а не британцы, изобрели фанатскую субкультуру, ведь зародилось их движение почти одновременно с британским – в шестидесятых годах прошлого века, но при этом имело ряд серьезных отличий. Главной особенностью фанатского движения в Италии стало то, что враждующие фанаты «Интера» и «Милана» кроме приверженности тому или иному клубу, разительно отличались своим социальным положением и политическими взглядами. Так, фанатами «Интера» в большинстве своем являлись обеспеченные люди, а за «Милан» болел рабочий класс.

В отличие от британских фанатов, итальянцы менее агрессивны и предпочитают сражаться с соперниками на трибунах, активно поддерживая свои команды яркими акциями без применения насилия. Возможно, именно поэтому внешнему виду итальянские фанаты уделяют меньше внимания, чем британцы. Одежда типичного итальянского фаната – это джинсы Pierre Carden, недорогие кроссовки типа Adidas и олимпийка.

Испания

Организация испанских фанатов в корне отличается от таковой в Британии или Италии. Особенность фанатского движения Испании заключается в тесном сотрудничестве с клубами, которое выражается в финансовой поддержке со стороны клуба, оплате болельщикам переездов во время выездных матчей. Также многие фанатские группы зарабатывают деньги на продаже атрибутики своего клуба: маек, автографов игроков, видеоматериалов. Все это делает испанских фанатов совсем непохожими на британских хулиганов.

В то же время, испанский футбол переживал всплеск фанатского насилия в начале девяностых. Главными противниками тех лет были фанаты клубов «Эспаньол» и «Барселона», которые враждовали, как и в случае с итальянским фанатским движением, по политическим причинам. Но с появлением интернета конфликт пошел на спад и перешел совсем в другую плоскость.

Несмотря на богатство испанских клубов, сами испанцы никогда не отличались излишней состоятельностью, и местные фанаты не особенно следят за футбольной модой. Среднестатистический футбольный фанат носит джинсы от Levi`s, футболку фирменного клуба и легкие кроссовки. Тяжелую обувь испанские хулиганы предпочитают не носить.

Россия

Фанатское движение на территории современной России зародилось еще во времена СССР, в семидесятые годы, но субкультура футбольных хулиганов добралась до отечественной молодежи лишь в начале девяностых. Добравшись до России с огромным опозданием, явление околофутбольного насилия окончательно сформировалось у нас в конце девяностых.

Российская субкультура футбольных фанатов вобрала в себя худшие черты британской модели и, перебродив на национальной почве, вовсе превратилась во что-то невообразимое. В отличие от большинства стран, где фанаты устраивают потасовки на матче или хотя бы после него, в России фанаты предпочитают устраивать драки просто так в заранее договоренном месте. Эти так называемые «махачи» зачастую никак не связаны с футболом, хотя фанаты утверждают обратное.

В России не существует такого понятия, как поддержка клубом фанатского сообщества, так как отечественные футбольные фанаты и сам футбол связаны лишь формально и друг другу скорее мешают, чем друг в друге нуждаются.

Также интересной деталью можно назвать то, что в России не существует собственной фанатской моды как таковой. Одеваются российские фанаты примерно так, как это делают за границей, с той лишь разницей, что вещи чаще всего покупаются в секонд-хенде. В тренде сейчас джинсы марки Levi`s и ботинки Dr. Martens.

Гоша Рубчинский представил коллаборацию с Burberry, в которой переосмыслил знаменитую клетку бренда, куртку «хэррингтон» и тренч. В это же время футбольные шарфы постепенно перекочевали со стадиона «Стэмфорд Бридж» в хроники стритстайла. Стиль футбольных фанатов уже не один десяток лет вдохновляет кинематограф и искусство. Оно и понятно: внешний вид всегда был одной из главных составляющих фанатской субкультуры. Разбираемся, почему стиль для фанатов так же важен, как победа любимой команды, и почему их манера одеваться все больше захватывает культуру и моду в особенности.

Как Burberry незаметно для себя расширил свою клиентуру

Футбольных фанатов часто путают с другими социальными группировками. От этого им часто приписывают не только ультраправые взгляды, но и характерный стиль в одежде. Нет, бомберы и ботинки Dr. Martin"s - это совсем из другой оперы. Настоящий фанатский стиль появился в 70-х годах в стране, где футбол если не изобрели, то точно сделали национальным видом спорта и самым популярным видом проведения досуга, а именно - в Англии. До поздних 70-х британские фанаты не отличались самобытным стилем. Поскольку погода на Британских островах редко балует солнечными днями и высокой температурой, а футбольные матчи длятся по два часа, одежду выбирали утилитарную и удобную. Основными предметами гардероба фанатов в то время были спортивные штаны adidas прямого кроя, комфортные поло Fred Perry (разные группировки выбирали вещи разных цветов и таким образом отличали чужих от своих), а также куртки Peter Storm, которые не стесняли движений и спасали от ветра. Удобство имело значение и в стычках футбольных фанатов, которые буквально стали вторым национальным видом спорта.

Ситуация радикально изменилась в поздние 70-е, когда футбольная команда Liverpool добилась больших успехов и стала регулярно выезжать на матчи по всей Европе. За командой традиционно следовали и ее фанаты. Посмотрев Европу и открыв для себя такие стильные спортивные бренды, как Fila, Lacoste, Sergio Tacchini, Ellesse и Kappa, а еще белоснежные немецкие кроссовки adidas моделей Sambas, Stan Smith, Forest Hills и Trim Trabs, фанаты начали совершать набеги на бутики и в результате увозили с материка на родину все, что могли унести. Так начал формироваться новый британский фанатский стиль.

Тренд распространялся очень быстро не только из-за всеобщего желания отлично выглядеть на трибунах. Драки между фанатами всегда были головной болью полиции, и в какой-то момент многих опасных с виду молодых людей перестали пускать на матчи. Среди них, например, выделялись скинхеды (c конца 60-х и в 80-е годы национализм процветал в фанатской субкультуре, а национальный фронт набирал добровольцев около стадионов), которые провоцировали на трибунах самые жесткие конфликты. Другой агрессивной группировкой были фанаты, одетые с ног до головы в атрибутику любимого клуба. Новый же стиль, который впоследствии назовут casual, не вызывал подозрений - по крайней мере, первое время.

Постепенно casual, футбол и насилие прочно вошли в английскую фанатскую культуру, и в 80–90-е годы поклонники футбола начали одеваться уже в домашние бренды - Burberry London и Pringles of Scotland с их привлекательной, качественной и удобной одеждой. Выбор в пользу британских марок был обусловлен еще и тем, что из-за стычек фанатам запретили выезжать в больших количествах на матчи в другие страны.

Ugly chic Миуччи Прады в трактовке фанатов

Внешний вид фанатов и их выбор брендов во многом зависел от команды, за которую они болели, или от группировки, к которой они принадлежали. Но вскоре собирательный стиль британского фаната, в котором сочетаются высокая мода, спортивная эстетика и налет хулиганства, стал запретно привлекательным и моментально просочился в поп-культуру - в кинематограф, бритпоп (например, куртки «хэррингтон», кеды и спортивки adidas были любимой экипировкой Дэймона Албарна времен Blur) и, конечно, моду.

Несмотря на то что Prada и Burberry, мягко говоря, были не рады такому расширению своей клиентуры, фанатские символы в той или иной мере продолжали появляться на подиумах. Так Миучча Прада, которая в эпоху гранжевых 90-х ввела в женскую моду понятие ugly chic, в мужских коллекциях Prada 1998 года берет за основу фанатские куртки, болоньевые пальто с тугим воротником или с высоким горлом на молнии. Годом позже дизайнер продолжает развивать эту тему в осенней коллекции 1999 года - в ней высокая мода уже начинает граничить с радикализмом: капюшоны-маски, закрывающие лицо, и кроваво-красные парки с перчатками как будто были созданы специально для походов на стадион.

Эстетика casuals - британской субкультуры футбольных фанатов, в образах которых отсутствует атрибутика клубов, - впервые появилась на подиумах в 90-е годы, тогда же она начала просачиваться и в мейнстрим. Уже ближе к нулевым британские chavs в Burberry с аккуратным шарфиком любимой команды стали штампом. Stone Island, Fred Perry и Lacoste, в свою очередь, отошли к адептам стиля heritage, которые скорее симпатизировали противоречивой истории этих брендов или же просто ценили их за внешний вид. Но мода со своим стремлением к утрированию начала эксплуатировать стиль именно олдскульных фанатов, которые с помощью одежды - спортивных вещей, шарфов, натянутых на нижнюю половину лица, масок ниндзя, толстовок в духе Lonsdale и т. п. - демонстрировали свои намерения и принадлежность к группам.

Раф Симонс, в чьих коллекциях Menswear всегда присутствует субкультурный элемент, отошел от привычных slim-силуэтов, рейверских и постпанк-мотивов и в 2001 году показал коллекцию, проникнутую духом городского радикализма, свойственного фанатской культуре. Дизайнер показал целую палитру городских хулиганов - от вандалов и скинхедов до футбольных фанатов в тренчах с лицами, закрытыми шарфом. Впрочем, сам рейверский стиль имеет много общего с футбольной эстетикой, и немало черт первого просочились во второй. В 90-е рейвы наравне с футбольными матчами были одним из основных вариантов приятного времяпрепровождения молодых людей из среднего класса.

Фанаты и популяризация русского стиля

О фанатах в российской моде нельзя говорить без привязки к Гоше Рубчинскому, в коллекциях которого футбольная тематика прослеживалась еще до коллаборации с Burberry. По сути, она была там всегда - вместе с панельным российским фольклором, тесно сопряженным с фанатской субкультурой и национализмом (во многих группировках все еще присутствует право-радикальная идеалогия). В своей первой коллекции весна-лето 2009 «Империя зла» Гоша впервые затронул тему футбольных фанатов - в ней появились анораки и белые кроссовки, да и сами модели, скорее всего, одевались так в повседневной жизни. Уже в следующей коллекции «Растем и развиваемся» появились шарфы, имитирующие фанатскую атрибутику, - тренд, который последние два года описывает эпоху постмодерна в уличной и даже подиумной моде.

В коллекции осень-зима 2017, ставшей для дизайнера апогеем футбольной темы, Рубчинский представил коллаборацию с adidas - брендом, в который российские команды одевались иcпокон веков. В разговоре с BoF дизайнер рассказал о том, что пытался показать современную версию российского футбольного фаната. Гоша вдохновлялся реальной жизнью и реальными людьми, которые встречались ему по пути домой - парнями, идущими с матчей в спортивных штанах, накинув на плечи пальто. С одной стороны, футбольная эстетика продолжает тему национализма, которая идет в паре с российской футбольной культурой, а с другой - наоборот, несет идею футбольного чемпионата как интернационального явления. И то, и другое в полной мере характеризует саму суть бренда.

Фанатский шарф как модный аксессуар стал настоящей пандемией в 2015–2016 годах вслед за тем, как Vetements выпустил подобный аксессуар в своей коллекции 2015 года. На нем гордо красовалась надпись «Париж» - конечно, кириллицей. Западные дизайнеры не заставили себя ждать, и стритстайл-отчеты из всех модных столиц стали больше походить на репортажи со стадиона: блогеры, редакторы и селебрити появлялись на улицах в псевдофанатских шарфах Comme des Garç ons, Stella McCartney, Raf Simons и т. д. Многие же просто достали реальные футбольные раритеты из шкафов или приобрели похожие вещи у небольших российских брендов «Спутник 1985» и «Волчок».

Почему фанаты стали иконами стиля

Недавняя коллаборация Гоши Рубчинского и Burberry - самый свежий пример апроприирования футбольной эстетики. В ней Рубчинский переделал знаковые как для британского бренда, так и для фанатского движения вещи - тренчкот, куртку «хэррингтон» и клетчатый тотал-лук. И хотя Burberry уже давно потерял очевидную связь с субкультурой фанатов, которая в свое время влетела бренду в копейку , в руках Гоши, большого любителя миксовать субкультуры и связывать их с эстетикой спальных районов, коллекция бренда зазвучала в том самом, прежнем ключе.

Современное молодое поколение уже не объединяется в группировки по интересам. Для них субкультуры стали частью информационного потока из прошлого и разложились на антропологические составляющие, стали частью визуальной истории. Теперь необязательно быть панком, чтобы носить косуху, а клетка Burberry или футбольный шарф не являются маркерами принадлежности к футбольному фанклубу. Значение имеют внешний вид этих вещей и то, насколько они соответствуют стейтменту, который мы хотим донести. Футбольные шарфы наряду с фанатской эстетикой, будь то casuals или их радикальная противоположность ultras, в массовом сознании несут сильный социальный посыл и прочно ассоциируются с протестом и хулиганством. Протест, как известно, в 2017 году отлично продается . Во многом этим можно объяснить импульсивное желание Кристофера Бейли сотрудничать с Гошей Рубчинским и привлечь внимание молодого поколения к бренду посредством фанатской эстетики, от которой он долгое время открещивался.

С другой стороны, бум на апроприирование фанатской и нацоналистской эстетики, которую зачастую ошибочно причисляют к футбольному движению, говорит многое о нашей эпохе и тенденциях в международной политике - Brexit в Великобритании, геополитический конфликт России и Украины, президент-республиканец во главе демократичных Штатов. Все это так или иначе сказывается на самосознании молодого поколения, которое с одной стороны, все больше обращается к собственным корням, а с другой - все чаще хочет вынести свою национальную эстетику на глобальный уровень. И феномен футбольных фанатов, который родился исключительно как локальный трайб, но разросся до глобального явления - лучшая метафора этого, на первый взгляд, противоречивого желания. И в соответствии с постмодернизмом образца 2017 года оно выразилось в одежде и надписях на кириллице.

Спорный момент заключается в том, что апроприирование стиля социальных и национальных групп - будь то дреды, футболки Slasher, клетчатый шарфик или скейтерские кроссовки - несет за собой их обесценивание. К тому же, надев вещи с определенным культурным бэкграундом, вы рискуете быть понятым неправильно, и здесь печально известная и смешная фраза «пояснить за шмот» может стать реальной угрозой. По крайней мере, футбольных матчей точно придется избегать.

Всё чаще и чаще в СМИ появляются сообщения с заголовками а-ля «Футбольные фанаты избили…» или «Футбольные хулиганы подожгли…». Эта новомодная любовь журналистов заострять внимание на отношении пострадавшего или виновника происшествия к той или иной футбольной команде уже создала много проблем обычным болельщикам и даже привела к тому, что цвета любимого клуба для криминальных сводок значат больше, чем имя, возраст или профессия. Как часто мы видим на первых полосах газет слова «Фаната «Спартака» зарезали…» и тому подобные? Часто.

Эта тенденция и стала причиной того, что более пятидесяти процентов читателей АиФ.ru откровенно признались, что боятся встречаться с футбольными фанатами, а следовательно, и боятся ходить на стадион. Но чего зачастую боится человек? Правильно, того, чего не знает. Нас пугает неизвестность. Для большинства фанат – это огромный, бритоголовый мужик с бейсбольной битой наперевес, в кожаной куртке и кирзовых сапогах. Но на деле оказывается, что злой дядька с битой для фанов сегодня – такой же атавизм, как и человек с пейджером для офисного планктона.

Субкультура

Не знаем, кто такие «скарферы», «тапочники», «кузьмичи», «карланы» и «ультрас», вот и боимся. А чтобы не бояться, надо лишь поближе познакомиться с миром футбольных фанатов. Среди них действительно есть те, кого стоит опасаться, но это должен делать не отец с сыном, пришедший на футбол. Бояться их должен такой же фанат.

Как и у всякой субкультуры, у фанатов есть свои внешние отличительные признаки. По ним можно понять не только, фанат ты или нет, но и к какой фанатской категории ты относишься. И если ты одет по всем правилам хулиганской моды, ты автоматически принимаешь правила игры и не будешь махать кулаками после драки – звонить в полицию или жаловаться родителям. Исключения встречаются крайне редко.

Кто есть кто?

Среди футбольных фанатов есть несколько категорий: тапочники, интернет-бойцы, кузьмичи, карланы, скарферы, ультрас и хулс. Так кто же из них кто и может ли ультрас ударить вас с размаха?

Тапочники

Тапочники на самом деле и не подозревают, что их так называют. Своё прозвище они получили в среде активных болельщиков за то, что любят смотреть футбол не на стадионе, а на диване перед телевизором, надев домашние тапочки. Но это ещё не значит, что они не фанаты. Жаркие споры, срывающиеся на крик, могут произойти в домашней обстановке.

Этих людей на футболе увидеть практически невозможно.

Интернет-бойцы

В основном, к таковым можно отнести молодое поколение до шестнадцати лет. Это дети, которые чувствуют свою силу в Интернете, где за слова отвечать ни перед кем не надо. В Сети они агрессивнее гепардов на охоте, но перед стадионом и на трибунах – тише воды ниже травы. Зачастую их интернет-агрессия связана с тем, что родители не разрешают им ходить на игры любимого клуба, начитавшись страшных статей о футбольных фанатах в газетах.

С виду они представляют собой обычных парней школьного возраста. Иногда их легко спутать со скарферами, о которых речь пойдёт чуть ниже.

Кузьмичи

В отличие от предыдущих двух категорий, кузьмичи постоянно ходят на футбол, и вы их обязательно видели. Это мужчины средних лет, которые до сих пор при спорном решение арбитра кричат: «Судью на мыло!» – и приходят на центральные трибуны стадиона (не на фанатские сектора), чтобы пообщаться со старыми друзьями-кузьмичами, обсудить разницу в тактике на эту и предыдущую игры, а также посетовать на глупость нынешнего тренера и сойтись во мнении, что нужно его увольнять и назначать Бышовца – он всё исправит.

Их легко узнать по пивному животику, тряпичной подкладке на сиденье, свежему номеру «Спорт-экспресса» в руках. Обычно ходят на футбол либо с детьми, либо с друзьями.

Карланы

Как раз карланы и являются тем стереотипным образом фаната, который принят в современном российском обществе. Карланы – это парни с окраин, для которых футбол и выпивка являются единственным легальным развлечением в жизни. Не обременённые громоздким интеллектуальным багажом, эти ребята, насмотревшиеся фильмов и новостей, могут представлять кое-какую опасность, но в то же самое время они являются вымирающим видом в фанатской среде, как и бандиты с распальцовкой и в малиновых пиджаках из середины девяностых. Это люди одного и того же времени.

Отличительная особенность этой категории – спортивные костюмы, потёртые кроссовки разных цветов, бейсболки. Часто появляются на матче выпившими.

Скарферы

Название этой категории произошло от английского «скарф» – шарф. Практически безошибочно их можно определить по наличию шарфа и фирменной футболки цветов любимого клуба. Шарф они не снимут ни зимой, ни летом, какой бы ни была жара. На стадион они приходят, чтобы постоять на фанатской трибуне, почувствовать себя частью чего-то большего – это даёт ощущение силы. Футбол для них – развлечение, хотя игру они в большинстве своём понимают.

Подавляющее большинство скарферов – абсолютно безопасные, хотя и шумные люди. Вреда причинить не могут никакого, и агрессия с их стороны не исходит.

Ультрас

Несмотря на своё агрессивное название, ультрас – это, скорее, активисты футбольного мира, нежели радикалы. Эти труженики готовятся к матчу всю неделю, разучивают речовки, рисуют баннеры, репетируют перформансы, пишут тексты для интернет-сайтов фан-клубов, печатают листовки… В общем, создают всё то, за чем так интересно наблюдать во время футбольного матча, если оторваться от самой игры и посмотреть на трибуны. Да, именно эти люди и проносят файеры на фанатский сектор, но ни один нормальный ультрас не метнёт ими в человека.

Опасность может представлять лишь малая часть из этой категории людей. Но, даже если он допустит ошибку, бросит файер, нападёт на обычного болельщика или каким-либо другим образом нарушит закон (не футбольный регламент, а именно закон), его накажут свои же, ещё до того, как полиция успеет к нему подобраться. В противном случае на следующую игру правоохранительные органы не позволят им организовать перформанс с огромными баннерами и флагами. Единственные, для кого они могут представлять реальную угрозу – это люди, которые набрасываются на них первыми, и пластиковые сиденья на стадионе, если их чем-то разозлила полиция.

Узнать ультрас можно также по наличию шарфа. Но, в отличие от скарферов, ультрас практически не носят фирменные клубные вещи. Обычно это джинсы и футболка. В холодное время – свитер, куртка, пальто. Есть излюбленные фанатами фирмы: Ben Sherman, Fred Perry, Pual Smith, Stone Island, Lacoste, Paul & Shark и некоторые другие. На ногах – белые кроссовки Adidas. Последнее время в моду стали входить кроссовки New Balance. Иногда могут надеть спортивные брюки, зауженные в голени. На голове – капюшон, если в толстовке или куртке, или кепка с клетчатым узором. Шиком считается Burberry. Так называемый стиль casual (кэжуал).

Хулс

Хулс считают себя элитой футбольного движа. Это именно те люди, которые дерутся стенка на стенку на видеороликах в YouTube. Именно с ними и вела борьбу английская полиция, запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать из страны.

Угрозу они могут представлять лишь друг для друга. Костяк «фирмы», как они называют свою команду, составляет несколько десятков человек. Они никогда не нападут на неподготовленного человека – только на представителя враждующей «фирмы». Обычно бои проходят в равных составах, но иногда может быть и численный перевес. Для драк хулс по большей части стараются выбирать удалённые от стадиона, а следовательно, и от полиции места. Последнее время популярными стали лесные поляны. В городе, а тем более перед ареной, как это было на игре «Торпедо» – «Динамо», столкновения происходят крайне редко. Но, даже если такое случится, они точно знают, на кого можно нападать, а на кого нет. Пресловутого папашу с ребёнком никто не тронет. Это лишь выглядит пугающе.

Без тени сомнения они нападут на полицию, но только если защитники правопорядка будут, по их мнению, нарушать их права. Как писал известный в фанатских кругах писатель Дуги Бримсон: «Если там, куда мы приедем, вы будете относиться к нам, как к подонкам, то мы будем вести себя, как подонки».

Отличить их можно по тому же самому стилю casual: вещи дорогих, чаще всего английских брендов. Обязательно – белые кроссовки, чаще всего Adidas Originals. На трибунах они стараются держаться вместе с ультрас, но за пределами арены их пути резко расходятся. Отличить от ультрас их легко – они никогда не носят клубных цветов. Максимум – футболка-поло дорогой марки в цветах эмблемы клуба, но никаких шарфов, стилизованных под форму футболок, клубных бейсболок и тому подобного.