Почему россии не стоит отмечать хэллоуин. Православная церковь о празднике Хэллоуин: праздновать или нет

Чем праздник Хэллоуин плох, и почему христианину нельзя в нем участвовать? И что можно предложить детям взамен? Не секрет, что и детям, и взрослым иногда хочется подурачиться, прикоснуться к чему-то страшному, поиграть в игры с переодеванием.

Хэллоуин - это праздник христиан, которые перестали быть христианами

:

Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме. Поэтому нам, конечно, надо уберечь себя от злых духов.

Вообще Хэллоуин - это праздник христиан, которые перестали быть христианами. Изначально это ведь была «ночь всех святых», народный праздник, который сопровождался народными гуляниями и обрядами. Ими изгоняли всякую нечисть из пространства, из мест, в которых живут христиане. Здесь можно провести такую аналогию. В таких великих средневековых готических соборах, как Кельнский, Шартрский и т.д., есть статуи и изображения химер, демонов. Это не просто какая-то аллегория, а символ. Но что они символизируют? Они символизируют то, что внутреннее пространство храмов недоступно для нечистой силы и поэтому все демоны и химеры расположены снаружи.

Но если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех, кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике - предательство нашей веры.

Но если же отец или мать вместо Хэллоуина хотят поиграть с детьми, да так, чтобы они это запомнили, им, прежде всего, надо выяснить, что детям интересно, что они сами хотят. Потому что папа или мама часто используют совместно проведенное с детьми время только для назидания, а дети это лишь терпят, потому что им это просто неинтересно. Вы знаете, я, например, своим детям рассказываю многосерийные сказки, своего рода сериалы. Моему старшему сыну уже 26 лет, но и он, и другие дети это помнят. Когда что-то интересно ребенку, это составляет его счастье.

Ведь любовь не может быть без уважения к личности человека. И если папа занимается тем, что ему неинтересно, а ребенку интересно, то ребенок понимает, что это происходит потому, что его по-настоящему уважают и, значит, любят. И уже потом папа или мама могут вложить в эту сказку или игру что-то назидательное. Но самое главное - чтобы ребенку было интересно. Какое-то приключение, сходить в поход, испечь картошку в костре… Например, мы ходим в походы на байдарках с приходскими детьми, так они целый год этого ждут.

Зловещая ухмылка - вот личина Хэллоуина

:

Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.

Основные символы Хэллоуина запечатлевают в себе ужас, страх. Наряды и маски изображают всякую нечисть, персонажей из фильмов ужасов, каких-то фантастических призраков. Традиционные для Хэллоуина светильники, изготавливаемые из тыкв, мягко говоря, выглядят жутковато. Зловещая ухмылка - вот личина Хэллоуина. Для православного человека это всё, конечно же, неприемлемо.

В каком-то смысле Хэллоуин - заигрывание с темной силой. Конечно, основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.

Человек - образ Божий и призван отражать в себе Божие, чистое, а не злое, инфернальное

Это ведь то же самое, как если произносить в шутку скверные, нечистые слова, упоминать лукавого. Человек - образ Божий и призван отражать в себе, своей жизни, своих трудах и досуге что-то Божие, чистое, доброе. Когда душа чиста, то и внутри больше радости, так что уже нет потребности в тематике зла, пусть даже с веселым контекстом.

Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться.

Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть.

В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки - 12 дней, масленица - неделя, пасхальные торжества - неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами.

Отличие наших праздников от упомянутого западного дня - радостная добрая улыбка, щедрая душа и - главное - чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл.

Это день памяти убиенного царевича Димитрия Угличского. Так уместен ли в этот день зловещий карнавал?

Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?

По большому счету, Хэллоуин является навязанным России, чуждым нашей культуре и непонятным преобладающему большинству людей. Во многом он носит коммерческий характер, ибо к данному дню в магазинах продают соответствующую атрибутику. Мы вполне можем обойтись без этого «праздника». Постараемся переключить свое внимание на то, что возвышает, очищает и питает нашу душу.

И в игре человек должен оставаться христианином

:

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло

Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой. Нельзя быть христианином весь год и при этом один день превращаться в служителя преисподней.

Очень хорошо, когда дети, да и взрослые, живут общиной вокруг своего прихода. Тогда им несложно найти альтернативу любому недопустимому развлечению. Если же этого нет, тогда в семье можно придумать такие игры, которые не связаны с грехом. Например, нет ничего греховного в простом костюмированном представлении и невинных шутках.

Если дети из православной семьи хотят принять участие в развлечениях их неверующих друзей, то они должны понимать ту грань, за которую не следует переступать. Например, тыква со свечкой внутри не обязательно символизирует духов зла, а вот костюм ведьмы - это уже не игрушки. Надо понимать, что и в игре человек должен оставаться христианином.

Если же христианин допустил в своей жизни грех, неважно, в какой это было день, то это повод для покаяния на исповеди.

На будущей неделе, 31 октября в большинстве стран Запада и, прежде всего, в США, будет, как обычно, широко и с размахом проводиться празднование Хэллоуина. К сожалению, в свое время это поветрие проникло и на территорию некоторых постсоветских стран. России – в том числе. Стремясь приобщиться к «культурным ценностям цивилизации» у нас тоже принялись наряжаться в нечисть, калечить ни в чем не повинные тыквы, устраивать соответствующие «вечеринки» – вплоть до проведения таковых в школах. Вот только делать этого не стоило бы категорически. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, надо разобраться с самой сущностью этого «праздника». Кое-кто называет его «Днем всех святых». Однако, истине это абсолютно не соответствует – Хэллоуин действительно проводят накануне дня, имеющего у католиков именно такое название, вот только отношение он к этой церковной дате имеет примерно такое же, как языческая Купальская ночь к православному Рождеству Иоанна Предтечи. Совпадение дат – и не более. Относительно такового существует версия, что составлявшие святцы церковные деятели (как православные, так и католические) специально старались «перекрыть» таким образом даты наиболее значимых языческих ритуалов, «переключив» новообращенную паству на новые, христианские праздники.

Называют Хэллоуин и «Днем мертвых». Вот это уже ближе к истине, но тоже далеко не вся правда. У кельтских друидов, считающихся «прародителями» Хэллоуина, он был посвящен конкретному «божеству» - то ли Самайну, то ли Самхейну. Разные источники дают разную транскрипцию, да и не суть это важно. В эту ночь кельты воздавали почести и поклонялись «богу мертвых», повелителю тьмы и смерти, проклятых и неприкаянных душ. Ну-ка, давайте, попытаемся найти таковому соответствие в христианском учении... Напрашивающиеся явные аналогии к ночи точно поминать не стоит.

А вот легенда о главном символе «праздника» - щерящейся тыкве со свечой внутри, имеющей название «светильник Джека», происхождение имеет уже вполне христианское. Согласно таковой, помянутый Джек при жизни был грешником, каких поискать – горьким пьяницей, фантастическим скупердяем, ну, и так далее. А еще – редкостным пронырой, умудрившимся каким-то непостижимым образом договориться с самим Князем Тьмы о том, что душу его после смерти в ад, где ей и было самое место, не заберут.

Да только, как обычно бывает в подобных легендах, в итоге перехитрил Джек сам себя – на небеса путь ему был заказан, от преисподней «отмазался», вот и оказался после смерти посреди пустоты. Застряв во тьме, безвременьи и безмолвии, Джек обратился за помощью к старому знакомцу. Ну, да, тому самому – с рогами и копытами. Крепко пахнущий серою «благодетель» ему помог - выхватил уголек из адского костра и сунул в лапы: получи, что заслужил! А уж тыкву для удобства Джек, который с тех пор так и бродит в Вечности, никому не нужный, сам приспособил.

Легенда легендой, но любой священник объяснит вам, что хэллоуиновская тыква, по сути, является злой сатанистской пародией на лампады, возжигаемые перед образами в храме. Да, как, собственно, и весь праздник, суть которого состоит в глумлении над основополагающими принципами христианской доктрины. А перевоплощение в нечисть, пусть даже и шуточное, у православных имеет вполне конкретное название - беснование. Что же до того, что некоторые деятели католической и, тем паче, протестантской церквей в последние годы призывают к празднованию Хэллоуина относиться «толерантнее» и чуть ли не сами принимают участие в таковом... Так у них там многие уже и извращенцев вовсю «венчают»! «Цивилизованный Запад», что с них взять...

А вот Церковь Сатаны, основанная и прекрасно себя чувствующая в США (официально зарегистрирована, признана американской армией в качестве «одной из религий», имеет штаб-квартиру в Нью-Йорке), прямо называет Хэллоуин одним из двух своих главных праздников! На современной Украине, между прочим, к грядущему «торжеству» тоже готовятся со всем усердием – тамошние интернет-ресурсы переполнены соответствующей рекламой, да и на улицах городов билбордов с изображениями зубастых тыкв и веселящейся нечисти – хоть отбавляй. Кстати, сатанинская «церковь» (единственная на все бывшие постсоветские страны!) там тоже совершенно законно была зарегистрирована – через несколько месяцев после победы «майдана». Как вам перспектива совместного празднования с подобной публикой?

К чему приводят игры в «толерантность» и «веротерпимость» прекрасно демонстрирует пример, опять же, Америки. Сперва во Флориде школьники получают в качестве учебного пособия «Большую сатанинскую книгу занятий для детей» - поскольку так решил суд, стремившийся «дать представителям всех религий и атеистам равные права на распространение своей литературы в учебных заведениях». Потом – налоговое управление США заботливо освобождает от налогов школьный клуб, созданный организацией «Сатанинский храм» в штате Вашингтон...

Последствия? Долго их ждать не приходится – в той самой Флориде, где такие умные и толерантные судьи, буквально на днях задержаны две сатанистки... 11 и 12 лет! Бдительные учителя прихватили их, затаившихся в туалете с ножами в руках и готовившихся «принести в жертву» собственных соучеников возрастом помладше. По словам несостоявшихся малолетних убийц, таким образом они собирались отправить на тот свет десятка полтора малышей, после чего планировали «отведать их плоти и крови». Чушь собачья? Как знаете... После сообщений полиции о том, что Росляков сжег Библию перед устроенной им бойней в колледже, мне лично так не кажется.

Собственно говоря, я не пытаюсь ни отговаривать от чего-либо, ни в чем-то убеждать. Просто излагаю достоверные факты. Можно сколько угодно упрекать категорически осуждающих празднование Хэллоуина священников Русской Православной церкви в «клерикализме» или «мракобесии», но не угодно ли выслушать по затронутому нами поводу прямого и злейшего их оппонента? «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин!» - эти слова принадлежат Антону Шандору ЛаВею, основателю американской Церкви Сатаны.

Наш мир гораздо сложнее, чем это многим кажется на первый взгляд. Зачастую совершенно не важно – верите ли вы в существование Великого Зла, отрицаете ли его или вас вообще не интересует данный вопрос. Гораздо важнее не делать вещей, вследствие которых Зло само заинтересуется вами...

Media playback is unsupported on your device

Наступление Хэллоуина уже несколько лет сопровождается в России спорами о том, соответствует ли этот праздник национальным традициям и нужно ли его отмечать.

Особенно российских чиновников и консервативных активистов беспокоит празднование Хэллоуина в школах. Так, в Архангельской области местное министерство образования и науки полностью запретило отмечать Хэллоуин, посчитав его "не соответствующим традиционным базовым ценностям, а также негативно влияющим на неокрепшие умы".

Власти аннексированного Россией Крыма пошли на ту же меру. Глава Крыма Сергей Аксенов назвал этот праздник "отвратительным маски-шоу", которое "противоречит духовным и культурным традициям народов России".

Собирать подписи в поддержку ограничения празднования Хэллоуина и полного запрета на использование его атрибутики в детских садах и школах собираются молодые православные активисты. 31 октября они намерены провести акцию "Анти-Хеллоуин" на Старом Арбате в Москве.

Другая группа православных активистов намерена провести "православный рейд" в клубах Краснодара, Ростова-на-Дону и Сочи. Активисты будут "делать замечания нарушителям общественной морали", справляющим Хэллоуин, а "в более тяжелых случаях" - вызывать полицию, сообщил лидер "Православного союза" Роман Плюта.

Русская служба Би-би-си об их отношении к Хэллоуину и получила разные ответы, но даже те, кому Хэллоуин не нравится, не всегда отказываются от празднований. Так, один прохожий заявил, что сам не хотел бы отмечать Хэллоуин, но праздник нравится его девушке, и поэтому они пойдут на костюмированную вечеринку в клуб.

"Наряжают детей бесятками"

Вскоре после заявления Аксенова крымское министерство образования запретило школам отмечать Хэллоуин.

"Костюмы восставших из могил мертвецов, маски и образы зла, кондитерские изделия в виде костей, черепов и тому подобное противоречат формированию и закреплению в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, уважение к истории и культуре народов Крыма и Российской Федерации", - говорилось в сообщении.

Известный борец со всем нетрадиционным, депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил распространить запрет на празднование Хэллоуина в школах на всю Россию.

"Неким непонятным способом этот "чудесный" праздник пробрался уже на уровень детских садов и яслей, где отмечают всякие "хэллоуинчики", детей наряжают бесятками и ведьмами", - сказал Милонов, добавив, что если для какой-то культуры "изображать из себя бесов и сатану - это нормально, то у нас это не в чести".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Выбор костюмов к Хэллоуину в одном из московских магазинов идет полным ходом

Милонов не впервые выступает против Хэллоуина. Так, в 2013 году он в сопровождении группы активистов пришел на уличный праздник в честь Хэллоуина в Санкт-Петербурге и добился прекращения мероприятия.

Против празднования Хэллоуина в школах выступил и ряд деятелей Русской православной церкви. Красноярская епархия отправила письмо в адрес министерства образования региона, не рекомендовав школам отмечать Хэллоуин как "восходящий к дохристианским, языческим обычаям и обрядам".

Хэллоуин действительно имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн (встречается также и название Самайн) в честь сбора урожая, однако связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших.

Прохожие в Москве по-разному высказались о праздновании Хэллоуина в школах. Одна девушка сказала, что детям нельзя "навязывать" праздник, в котором "нет ничего христианского".

"Школы должны сами решать, праздновать им или нет и каким образом. Если дети хотят, то почему бы не праздновать. Я не вижу в этом ничего антихристианского", - сказал другой респондент, добавив, что сам "не очень поддерживает" Хэллоуин и никогда его не празднует.

От крымских школ до Волочковой

Член Общественной палаты России, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев призвал представителей бизнеса прекратить продажу алкоголя на день празднования Хеллоуина.

"Он приобрел у нас такую популярность благодаря бизнесу, который просто взял готовую маркетинговую модель и начал ее активно интегрировать, чтобы продать побольше. Это же классика", - сказал Хамзаев газете "Известия".

Глава Крыма Сергей Аксенов также объяснил популярность Хэллоуина заговором.

"В последние десятилетия этот "праздник" распространился далеко за пределы англоязычных стран не случайно. С одной стороны, это, безусловно, коммерческий проект, а с другой - средство культурной колонизации, - сказал Аксенов. - Думаю, это стоит помнить как тем, кто собирается "отпраздновать", так и тем, кто зарабатывает на этом деньги".

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Хэллоуин имеет корни в языческом кельтском празднике Самхейн в честь сбора урожая, но связан и с христианским Днем всех святых, когда в церквях традиционно возносились молитвы за души умерших

На запрете для школ противодействие Хэллоуину в Крыму не закончилось. Местное отделение "Молодой Гвардии Единой России" провело в пятницу акцию "Люби Свое" - в противовес западному празднику. В программе были, в частности, "работа спортивных площадок русского национального толка", а также угощение пришедших тыквенной кашей.

К общественному порицанию Хэллоуина подключились и знаменитости. Так, балерина Анастасия Волочкова заявила, что этот праздник настолько западный, что уже не подходит России.

"Мне он кажется бесовским. Поскольку я верующий, православный человек, я просто не считаю нужным тратить свою энергию на такого рода непозитивные моменты, - сказала она "Русской службе новостей". - Нужен фестиваль. Фестиваль музыки, танцев, современности, цветов, чего-то позитивного, без рогов, без чертей, без бесовщины".

При этом, как свидетельствует опрос ВЦИОМ , все больше россиян верят в предсказания, колдовство и общение с духами. Так, более половины опрошенных (55%) считают возможным предсказывать будущее (38% в это не верят), тогда как в 1990 году доли верящих и неверящих составляли, соответственно, 43% и 21%. 48% россиян считают, что некоторые люди имеют колдовские силы и способны наводить порчу (в 1990 году - 37%).

Инициатива Общественной палаты о запрете празднования Хэллоуина, хоть и не нашла поддержки у минкультуры, но посеяла смуту в обществе. Встрепенулись как противники этого якобы американского праздника, так и сторонники. Причем создается ощущение, что противники и сторонники говорят о разных праздниках. Так какой же все-таки смысл несет Хэллоуин?


Шахназаров: "Хеллоуин в России надо запретить"

Член Общественной палаты, президент центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому дать рекомендацию развлекательным заведениям воздержаться от празднования Хэллоуина . По данным ряда СМИ, такого рода просьба была вызвана в том числе и жалобами россиян из разных регионов на то, что в Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы трупов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей. В ночных клубах такие "гулянья" культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии.

Семь лет назад отечественные социологи указывали, что лишь пять процентов россиян отмечают ночь 31 октября бурным весельем. Для подавляющего большинства граждан России, не верящих ни в чох ни в сон, этот праздник "предвестник грядущего царства Сатаны". Коль сегодня ребенок напялит на себя личину ведьмы или вурдалака, то завтра он непременно окажется в секте, запугивают мнительных родителей некоторые светские и религиозные деятели. Вот только путь от карнавала до реальной жизни не такой однозначный. Многие ли из тех ребятишек, что играли в космонавтов, оказались на орбите? Или, по крайней мере, как-то связали свою жизнь с космосом? Даже игравшие в "казаки-разбойники", и те не разделились на милиционеров и воров.

Кроме реакции на жалобы от "народа" и желание уберечь его от "дурного", президент центра "Аспект" выделяет идеологические мотивы. А куда же чиновникам без них?!

"На мой взгляд, — приводит газета "Известия" высказывание Федорова, — кроме коммерческой составляющей, этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же, ряд экстремистов использует подобные "праздники" в своих пропагандистских целях. Считаю, что нужно дать идеологическую оценку этому празднику и начать контрпропаганду. У нас ведь есть свои исконные праздники, которые хотя бы не противоречат нормам религиозной этики и общечеловеческой морали".

Министерство культуры РФ устами своей пресс-службы отбоярилось от инициативы: "Этот праздник обычно проводится в кафе и ресторанах, деятельность которых не относится к компетенции минкультуры. Проведение Хэллоуина в музеях, театрах, филармониях и библиотеках не запланировано".

В интервью Pravda. Ru генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", з аслуженный деятель искусств РФ Карен Шахназаров , подчеркнув, что "Хэллоуин абсолютно не связан с нашей историей" и с нашим миропониманием, сказал, что этот праздник ему не нравится. Как признался советский и российский кинорежиссер, он готов поддержать инициативу запрета этого, по его выражению, "страшноватенького праздника". "Он абсолютно не нужен в России. У нас есть свои праздники, со своей историей, со своей традицией. А это какой-то дурацкий, довольно злой и с каким-то нехорошим подтекстом", — отметил в беседе с корреспондентом Pravda. Ru Карен Шахназаров.

Если следовать логике Георгия Федорова и Карена Шахназарова, какой-нибудь, скажем, День Нептуна с его "праздником непослушания" более соответствует менталитету бывших советских граждан, поскольку его традиционно отмечали в наших пионерских лагерях. Если исключить алкоголь, то ряженые в маски вампиров и зомби ничем не лучше и не хуже раскрашенных в чертей и пиратов пионеров страны Советов. Осталось спросить господина Федорова, какая идеологическая подоплека была у праздника Нептуна? Безусловно, не всем — особенно людям старшего поколения — нравится Хэллоуин. Однако далеко не все готовы пойти на крайние меры, причем, на такие дикие, как запрет!

"С одной стороны, этот праздник лично я терпеть не могу, — отметил в беседе с Pravda. Ru советский и российский кинодраматург, художник, режиссер, актер, заслуженный художник РСФСР Александр Адабашьян , — но, с другой стороны, считаю, что запреты на таком уровне — глупость. Поддерживать свои праздники — да. Делать их более яркими и веселыми, согласен. Если что-то запрещаешь, думай, что ты даешь взамен. Если ты не знаешь, что давать взамен, то не запрещай, пока не придумаешь".

Умный человек прекрасно понимает, что одними запретительными мерами ничего не добьешься. Более того, запрет, как известно, сладок, и это вызовет еще больший ажиотаж вокруг праздника, который тупоголовые взрослые дяди хотят отнять у детей. Этот праздник полюбила детвора во всем мире. В прежние времена этот "праздник непослушания" вызывал восторг у детишек, которые скучали во время чопорных религиозных церемоний. Может быть, некоторым взрослым и хотелось бы, чтобы дети вели себя как маленькие старикашки, а детворе хочется стоять на голове и дурачиться. Интересно, маленький Жорик Федоров надевал карнавальную маску или с младых ногтей это уже был бюрократ.

"Тут и комментировать нечего. Если у Общественной палаты нет более важных дел, я могу им подсказать, что им запрещать", — отреагировала на федоровскую инициативу певица Лолита Милявская . В интервью Pravda. Ru актриса и певица сказала: "Я думаю, что если вы обзвоните еще пару людей, моих коллег, то Общественной палате подскажут, чем им надо заниматься. Уже много бестолковых вещей было ими принято. Хотят развлекаться, пусть развлекаются. Нам от этого только весело на них смотреть".

Человечество всегда пестовало карнавальную культуру. Почитайте признанный труд нашего замечательного мыслителя и культуролога Михаила Михайловича Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса". Исследователь "смеховой культуры", ученый с мировым именем Михаил Бахтин, на примере карнавала, в котором отсутствует "официальность" и догматизм, доказал, что "сама жизнь играет". Серьезности религиозного действа противопоставлен карнавал чертовщины. Для тех, кому скучно читать академический труд, можно порекомендовать обратиться к роману с детективным сюжетом. Мы имеем в виду книгу "Имя розы" Умберто Эко. Именно книгу, а не ее экранизацию, где тема смеха в религии выхолощена в угоду зрелищности. Зато в художественном произведении об этом говорится много и интересно.

Режиссер и сценарист Александр Митта , снявший прекрасный "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Владимиром Высоцким, в интервью Pravda. Ru отметил: "Я несколько лет провел в Америке и видел этот праздник. Это один из самых веселых праздников, которые я видел. И он не только в США, но и в Мексике, где это народный праздник. Там люди относятся к смерти очень здраво, с юмором, с достоинством. Там понимают, что все люди помрут, это единственное, что всех людей объединяет: и бедных, и богатых, и здоровых, и больных. Всех. Поэтому чего бегать-то от этого? Надо на это уметь с достоинством, весело смотреть. И когда палата говорит — не надо праздновать, она показывает свою трусость и нежелание смотреть жизни в глаза".

Невозможно согласиться с утверждением о том, что Хэллоуин якобы американский праздник. Не видим ничего плохого — и тем более "идеологически вредного" — в "американскости" Дня всех святых, но справедливости ради заметим — этот праздник европейский. Его истоки можно проследить у древних римлян и кельтов. Его кельтское название Самайн. Нынешнее, более употребительное его наименование, возникло благодаря тогда еще не расколотой Церкви, а не в недрах язычества.

В Средние века День Всех Святых был известен как All Hallows, ему предшествовала ночь, которую называли All Hallows Eve (канун Дня Всех Святых) и впоследствии стали произносить Halloween (по-английски hallow — святой). Именно Церковь узаконила шествие ряженых и костры. Большинство европейцев отказалось праздновать Хэллоуин по той причине, что 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга, написанный им на латыни документ с 95 тезисами, что принято считать началом Реформации в Германии. Зато за океаном праздник обрел второе дыхание и вновь вернулся в старушку-Европу.

Протоиерей Георгий Завершинский

Шотландия и Ирландия, где я служу, – родина Хеллоуина. Этот вечер накануне (или сочельник, как принято говорить в православной традиции) Дня всех святых. Здесь он охватывает школы, общественные заведения, магазины – в общем, многие места, где люди собираются. Праздник очень древний, впервые он упоминается еще в Средние века. Здесь его помнят родители, родители родителей, в общем, все предки с давних кельтских времен. Это часть местной культуры. То есть известен он всем давно, и при этом каждый раз появляются какие-то новые персонажи, новые наряды.

Само по себе это явление связано с окончанием лета и началом осенних дней и непогоды. Обычно так совпадает, и в этом году вышло так же, что как раз к Хеллоуину ясные солнечные дни сменяются ненастными, облачными и мрачноватыми. По древнекельтской традиции как раз в конце октября был такой праздник окончания лета – все радостное и светлое уходит, и наступает такое мрачное темное время. И как с этим быть? Человек не любит, боится, опасается того, чего он не знает, не представляет, не видит. Поэтому понятно, что есть светлые, духовные силы, которые связаны с Днем всех святых (это и наши ангелы-хранители также), как это было в древней кельтской Церкви, и есть силы, напротив, агрессивные. Это силы зла, тьмы, смерти, разрушения. Так вот, пока они невидимы – они действительно могут быть страшными, могут подталкивать кого-то к каким-то неблаговидным поступкам и действиям.

Но как этого избежать? Люди просто приходят к тому, чтобы это изобразить, как бы разыграть эти силы, сделать представление, фейк.

И, посмеявшись вдоволь над злыми силами, пошутив, мы показываем, что этих сил, способных принести зло, на самом деле как бы и нет. Так снимают напряжение от приходящей осени и ненастья. Психологически это вполне понятно.

В России есть предосудительное отношение к Хеллоуину, многие священники и миряне высказываются против него. Но, на мой взгляд, сама эта кельтская традиция никакого объективного зла не несет. Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать. Здесь, в местных православных приходах, родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике. Нужно ли запретить? Одноклассники будут шутить, смеяться, а ребенок останется один, как перст, и от этого, конечно же, будет переживать, ему станет неприятно. Поэтому традиционно, с того времени, как священники служат здесь на православных приходах, многие из них говорят родителям, что надо делать так же, как все.

Здесь еще есть такое детское развлечение – trick-or-treat. Буквальный перевод – «сладость или гадость». Это когда дети стучатся в дом и выпрашивают сладости, и если не дашь что-нибудь вкусненькое, то они могут сделать какую-нибудь «гадость», проказу. Могут что-нибудь разрисовать, но ничего криминального, конечно, не сделают.

Эта шутка, розыгрыш как бы показывает, что то, чего мы боимся, – этого на самом деле нет. И приходящая непогода тоже не должна действовать на человека угнетающе, вводить в депрессию, уныние. Для этого такой розыгрыш позволяется.

Обычай праздновать Хеллоуин живет уже давно и охватывает большие регионы. Эта традиция, идущая еще со Средних веков, есть не только в англосаксонских странах. Она вместе с какими-то новыми технологиями, явлениями массовой культуры вползла и в Японию, и в страны Юго-Восточной Азии. Во многих местах она прижилась, потому что, видимо, люди находят в этом определенного рода развлечение, дети радуются, для них это приключение, и видеть в этом только лишь что-то плохое было бы неправильно. Ведь это, наоборот, насмешка над дурным.

Как в математике есть метод доказательства от обратного, так и здесь – нарядись в «зло» и покажи, что его для тебя нет. Фантазия человеческая сама подсказывает, как сделать так, чтобы не бояться, оставаться с миром в душе, оставаться свободным человеком. Смех и чувство юмора – большой дар человека, и чтобы избежать зла, надо над ним посмеяться – «мы тебя не боимся». Мы ставим себя вне зла, со стороны наблюдаем за ним, подсмеиваемся над ним. Всегда надо помнить, что зло все равно не может совершаться без согласия человека.

Хеллоуин, конечно, отождествляют с неоязыческим праздником, и Церковь негативно относится к появлению целой культуры вокруг этого праздника – музыкальной, театральной, литературной. Появились фильмы ужасов, связанные с Хеллоуином – очень тяжелые, с психоделическим оттенком. Все это носит уже коммерческий характер, захватывает массы, и это, к сожалению, невозможно запретить.

Я тоже высказывался, как и многие священники, что неправильно праздновать Хеллоуин, что это «карнавал зла, праздник духовного обнищания». Но со временем я понял, что это именно карнавал, а подлинного зла в этом может и не быть. Это – фейковое зло.

Искусственно препятствовать, ставить преграды, запрещать Хеллоуин, по крайней мере в наших приходах в англоязычных странах – бессмысленно. Можно, конечно, призывать детей выбирать каких-то персонажей помягче. Но в целом – если ты всерьез принимаешь этот праздник, получается, ты и участвуешь в нем. Всерьез с этим бороться, не давать этому ход – так получится «зло на зло».

Конечно, зло привлекательно, оно интересно, оно дает пространство для фантазии, такого псевдотворчества – дети разрисовывают себя, какие только наряды себе не делают. Действительно, это настоящая фантасмагория. Сейчас я уже не берусь давать оценку этому празднику – хорошо это или плохо. Мне вообще кажется, что время, когда против этого праздника активно все боролись, проходит. «Негативное влияние Запада, развращение»… Попробуем как-то сменить интонацию, сменить полюса.

Конечно, я бы не рекомендовал праздновать этот праздник у нас в России. Не надо в этом участвовать. Это не является нашей традицией, и совсем не обязательно ее брать. Может, когда-нибудь в России появится свой православный «анти-хеллоуин», в российском исполнении – с Лешим, Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным. Если бы такой праздник увлек нас в России, все наконец отвлеклись бы от Хеллоуина. Тем более, в отличие от кельтов, для русского человека это и правда может быть опасно, потому что нам свойственен такой серьезный, драматичный подход ко всему, мы и правда можем как-то перейти эту шуточную грань.

Главное, что я хочу сказать – не нужно принимать этот праздник всерьез, не нужно с ним бороться как с каким-то настоящим огромным злом, и тогда все это, не имея в России корней, так же легко уйдет, как и пришло. Если же серьезно бороться с тем, что не является серьезным, то можно попасть в неловкое положение, а Хеллоуину только того и надо!