Она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!
Эту историю рассказала Дайна из Челси. Она сама недавно стала матерью, причем роды проходили очень сложно. Но, к счастью, малышка родилась здоровой и мамочка не пострадала. Дальше от ее лица.
Однажды мы с мужем пошли в церковь, и оставили доченьку дома. Там один миссионер рассказал нам историю, которая запала мне глубоко в душу. Он часто бывал в приютах, но один из визитов запомнился ему лучше других. Тогда он зашел в комнату к младенцам и не мог поверить своим ушам.
Там стояло около 100 манежиков, но никто из деток не издавал ни звука. Это было так нехарактерно для маленьких детей, что атмосфера казалась странной и даже пугающей. Тогда миссионер спросил у няни, почему в комнате так тихо. И она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!
Женщина посмотрела с грустью в глазах и сказала: «Попадая к нам, первое время они сильно плачут. Но проходит час, два часа, день, неделя, и они успокаиваются, так как понимают, что к ним никто не придет…».
Детки понимают, что ни через 5 минут, ни через час, возможно, даже никогда, к ним никто не придет…
После этих слов мое сердце замерло. И я дала себе обещание, что всегда буду приходить к своему ребенку. Я вернулась домой, прижалась к маленькому тельцу дочки и пообещала ей, что приду посреди ночи, если услышу ее плач. Что мы с мужем всегда будем рядом, поддержим ее в любой ситуации.
Что мы будем любить ее, станем для нашей девочки самым безопасным пристанищем и самым уютным местом на земле. Мы всегда будем рядом.
Читайте также:
News, Познавательное
Просмотрено
Топ 10 самых вкусных и удачных салатов для новогоднего стола!
News, Удивительное
Просмотрено
Рианна в соблазнительном костюме и с зелеными волосами хорошо повеселилась на барбадосском фестивале
News, Доброе
Просмотрено
Столкнулся в коридоре с Леной, нашим финансовым директором, она похвасталась картонной коробкой… Добрая история из жизни
Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого или психо-речевого развития у ребенка. Подобный диагноз может поставить невролог или психотерапевт. Существует много споров по поводу того, что считать задержкой, а что нормой. До сих пор во многих случаях не выяснены реальные причины задержек развития. Специалисты делятся на два лагеря – сторонников медикаментозного вмешательства и его противников. Я хочу рассказать о собственном опыте, о том, как можно помочь своему малышу, которому никак не удается начать разговаривать.
Мой мальчик не разговаривает в свои два и четыре года. Я не врач, не логопед и не психолог. Я просто мама, которая обошла всех этих специалистов с одним вопросом: «Почему мой ребенок молчит?» Получив самые разнообразные ответы, я сделала выводы и разработала программу помощи своему сыну. Все, о чем вы прочтете ниже – это мой опыт.
Как правило, до трехлетнего возраста задержку психо-речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.
Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.
Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка. В этом вам помогут таблицы норм психо-речевого развития. Вам следует обратиться за консультацией к специалисту в том случае, если вы заметите отставание от нормы хотя бы по одному пункту. Для того, чтобы свериться с нормами речевого развития, я рекомендую первую главу книги практикующего логопеда М.А. Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить», кроме того в ней же вы найдете целую программу упражнений по развитию речи.
Мои же рекомендации подходят для домашних занятий с детками до трех лет. Как правило, у малышей этого возраста задержка речи и задержка психического развития идут рука об руку. Эту связь очень подробно объясняет Л. Выготский в своей знаменитой книге «Мышление и речь». Говоря простым языком, когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.
Неговорящих или плохоговорящих деток зачастую выдает их «странное» поведение. Так, например, малыши, не имеющие проблем речевого развития, уже с годовалого возраста могу показывать глазки у игрушки или тыкать пальчиком в книгу с вопросом «что это?» Они могут еще и не говорить, но смотреть на вас вопросительно – это неважно. Чуть позже ребенок, развивающийся по норме, легко усваивает небольшие поручения и просьбы: «дай», «возьми», «отнеси», «подойди» и т.д. По мере взросления малыша эти просьбы становятся более сложными: «Подними и положи на стол». Детки с задержкой в развитии зачастую не исполняют таких поручений. Складывается ощущение, что они не понимают, не хотят или не слышат. В этих случаях родителям часто рекомендуют сводить малыша к лору и проверить слух. Но даже со здоровым слухом ребенок может полностью игнорировать ваши просьбы. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует или плохо сформирована «внутренняя речь».
Многие из занятий, о которых вы прочтете ниже, по своей сути, напоминают занятия с дефектологом. Но найти хорошего дефектолога не так-то просто, да и каждый день к нему ездить не будешь, а заниматься дома можно ежедневно и это совсем не сложно.
Разговаривайте с ребенком
Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним. На практике эта рекомендация порой тяжело дается молодым мамам – за неимением опыта общения с детьми они часто признаются в том, что не знают, о чем говорить с малышом. И в самом деле, очень сложно общаться с крохой, которая даже еще не смотрит в вашем направлении и уж тем более не подает никаких признаков интереса к тому, что вы говорите.
Помогут следующие приемы:
– проговаривайте ребенку все ваши действия: «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т.д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей, хотя бы иногда.
Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?
Ребенок боится
Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша - вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.
Ребенку не интересно
Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.
Ребенок протестует
Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.
Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.
В вашем браузере отключен JavaScript
Если ребенок молчит…
Если вы столкнулись с таким поведением ребенка, в первую очередь определите, с чем оно связано. Страх можно прочитать в глазах малыша и постараться успокоить своего ребенка. Не используйте командный тон, не повышайте голос, говорите с малышом спокойно.
Если страх ребенка – это боязнь что-то сделать не так, то он обычно возникает как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей. Вам нужно пересмотреть свое поведение и постараться давать малышу как можно : не стоит объяснять ему правила пользования каждой новой игрушкой, читать лекции о том, как опасно ходить по лужам, покрытых льдом, и каждый раз рассказывать, как нужно правильно шнуровать ботинки. Постепенно малыш перестанет чувствовать давление с вашей стороны и станет более раскованным и открытым.
Если ребенок вас не слышит из-за того, что его мысли сосредоточены на чем-то совершенно другом, нужно либо дождаться более удобного момента, либо поговорить с крохой о том, что его занимает в данный момент. Малышка, с которой вы немного поиграете в куклы, охотнее пойдет обедать, а ребенок, собирающий новый конструктор, сможет переключиться на ваш вопрос, если вы сначала поинтересуетесь, чем он сейчас занят.
Если же причина – протест против , вам нужно пересмотреть правила воспитания. Если ребенок постоянно слышит от вас замечания и упреки, неудивительно, что ему это надоедает, и он стремится закрыться от них «непроницаемой стеной».
Главное – это умение интересоваться тем, что происходит в мире вашего ребенка, и желание понять его, а не стремление сделать так, чтобы он беспрекословно подчинялся, выполнял приказы и всегда был готов отвечать на ваши вопросы. Только при взаимном понимании между родителем и ребенком могут возникнуть доверие и близость, которые нужны всем.
Виктория Грицук
Дайна и Мэтт Мейгер - молодая пара из Челси, штат Мичиган, США. В прошлом году они с нетерпением ждали рождения своей малышки Луэллы.
После 18-часовых схваток Дайна совсем ослабла, а сердцебиение Луэллы начало замедляться. У матери и дочки сильно поднялась температура. Мэтт и Дайна молились, чтобы все прошло успешно, и 23 октября Дайна родила.
Совсем недавно Дайна поделилась историей, которая быстро разошлась по Интернету, не оставляя никого равнодушным.
“В первый раз, когда мы решились оставить дочь дома, мы отправились в церковь. Там один из миссионеров рассказал случай, который запал мне глубоко в душу. Этот миссионер побывал в одном из детских приютов в Уганде. На самом деле он бывал во многих из них, но именно этот отличался от остальных.
Мужчина вошел в детскую комнату, где было более 100 кроваток, в которых лежали младенцы. Он в изумлении прислушался и не поверил своим ушам - стояла оглушающая тишина.
Звук, который никогда не присутствует там, где есть маленькие дети. Но здесь, в комнате с более чем 100 малышами, стояла именно она, пугающая тишина. Он повернулся к нянечке и спросил, почему так тихо. Ответ, который прозвучал, заставил меня вздрогнуть. Я никогда, НИКОГДА в жизни не забуду его.
Медсестра посмотрела на миссионера и сказала: “После того, как они попадают к нам сюда и плачут бессчетное количество часов, проходит неделя, когда они успокаиваются, понимая, что никто к ним не придет…
…Они перестают плакать, когда понимают, что никто не придет к ним. Ни через 10 минут, ни через 4 часа, возможно, никогда…
Мое сердце как будто разбилось на части, и я никак не могла собрать его по кусочкам. Во мне загорелось желание дать обещание. Обещание самой себе.
Мы пришли домой. В ту ночь, пока Луэлла спала, прижавшись своим маленьким тельцем ко мне, я дала ей обещание. Что я всегда буду приходить к ней.
Всегда.
В 2 часа ночи, когда услышу плач по радионяне, я приду.
Когда ей впервые будет больно, когда ее сердце будет разбито в первый раз, мы придем к ней.
Мы будем рядом, поддержим, позволим ей самой принимать решения, но будем рядом.
Она увидит, как мы плачем и расстраиваемся, ведь плакать и чувствовать - это нормально.
Она будет знать, что мы - ее безопасное пристанище.
Мы всегда будем рядом”.
БУДЬТЕ ВСЕГДА РЯДОМ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА!
Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору? Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.
Давайте сначала проведем тест на речь ребенка. Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.
Итак, к 3 годам ваш ребенок
- Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
- Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
- Способен назвать действие, предметы и качества.
- Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
- Повторяет за родителями слова или целые фразы.
- За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
- Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
- Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
- Спрашивает о незнакомых предметах.
- Складывает слова в предложения.
- Чувствует мелодию, ее ритм.
Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).
Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».
Медицинские причины:
- Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головного мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
- Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
- Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
- Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга малыша или каких-либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
- Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих ребенок воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова и звуки.
- Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и не научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.
Другие причины:
- Перемены в жизни ребенка. Например, новое место жительства, адаптация к детскому саду или появление новых членов семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
- Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители всё говорят за него.
- Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба языка ребенку сложно.
- Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.
Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.
К кому идти?
- Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
- К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
- К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
- К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
- К психологу . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
- К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.
Что могут назначить врачи?
- Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон.
- Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
- Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
- Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
- Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка.
- И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.
Занятия и игры с ребенком-молчуном - как разговорить малыша, который в 3 года не говорит?
Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .
Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?
- Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз ребенка. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих ребенка к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
- Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
- Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
- Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему ребенку окончить фразу.
- Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
- Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть ребенок растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
- Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
- Зарядка для языка. Мажем губки малыша вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.
Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!
- Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
- Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
- Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
- Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
- Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.
Предупреждаю, что информация, предоставленная на данном семинаре, особенно в части лечения, дана вам, уважаемые родители, исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.