План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Занятия по лепке. Лепка в средней группе: педагогический и психологический аспекты проведения занятий

То ребенок начинает раньше говорить, четко выговаривать слова, понимать логические каверзные задачки. Самым лучшим инструментом развития пальцев рук является лепка! В средней группе такие занятия имеют более познавательный и профессиональный характер, чем в младших группах.

Особенности возраста дошкольников 5 лет

Пятилетки характеризуются любознательностью, пытливостью ума, внимательностью, активностью и терпением. Дети слушают условия, поставленные воспитателем, и только потом приступают к выполнению задания. Им легче работать с материалом, отрывать и разминать кусочки, так как их мышцы окрепли.

В этом возрасте занятия имеют 4 этапа:

Конечно, дети пятилетнего возраста еще не так хорошо владеют своими пальчиками, им сложно соединять детали между собой без сплющивания пластилина и лепить мелкие элементы, но их поделки уже внешне похожи на реальные предметы с соответствующими пропорциями. Кроме того, с каждым занятием их умения совершенствуются. Лепка в средней группе тесно связана с изучением окружающего мира, рисованием, аппликацией.

На любом занятии или прогулке воспитатель делает акцент на форму предмета, его детали. Например, рассматривают синичку: круглая голова, овальное туловище, приплюснутый вытянутый хвост и крылья, остроносый клюв, глазки и т. д. То есть необходимо развивать у детей мышление и приучать замечать мелкие детали, которые нужно будет отражать в своих поделках.

Методика лепки в средней группе

Лепка включает в себя не только конкретные занятия с пластилином или глиной, а постоянную работу воспитателя с детьми. То есть педагог обращает внимание дошкольников на формы, мелкие детали, когда гуляют на улице, когда читают книги, когда проводят Например, на чтении разбирают форму овощей, фруктов, животных, посуды и т. д.

Лепка в средней группе подразумевает последовательность занятий:

  1. В начале учебного года материал повторяется. Лепятся фрукты и овощи круглой формы. Дети учатся работать со стеками и пальчиками вытягивать продолговатые "колбаски".
  2. Зимой дошкольники учатся создавать сложные фигурки из разных деталей круглой, овальной и продолговатой форм. При помощи стеков учатся прорисовывать мелкие черты лица, шерстку животным, перья птицам и т.д.
  3. К весне пятилетки обучаются создавать предметы из целого куска, вытягивая массу, а не разрывать ее на кусочки.
  4. Летом чаще занятия направлены на закрепление учебного материала.

В каждом ДОУ своя программа, поэтому количество занятий по лепке, одобренный руководством материал и его содержание будут отличаться. В среднем лепка проходит не менее 1 раза в неделю на бесплатной основе, но есть еще и платные занятия, которые называются «Творческая мастерская».

Неоценимая роль лепки в развитии дошкольников

Американскими учеными уже доказано, что ежедневные занятия лепкой активизируют работу мозга, в частности отделы, отвечающие за речь. Дети начинают выразительно выговаривать слова, произносить четче звуки, легче осваивают буквенный состав слов.

В нашей стране еще Н. К. Крупская отмечала, что лепка в средней группе способствует развитию творческого и художественного воображения, наглядно-образному и абстрактному мышлению, памяти, расширяет кругозор и эмоциональную сферу, формирует наблюдательность и личностные качества (терпеливость, самостоятельность, изобретательность, инициативность, дисциплинированность).

Психическое развитие ребенка происходит на занятиях лепки за счет грамотно выстроенного и разной фактуры материала. Ранее в детских садах использовался пластилин, глина, соленое тесто, песок и снег. В наши дни можно приобрести разнообразные виды пластилина:

  • пластилин для малышей мягкой консистенции изменяет цвета при смешивании, при комнатной температуре не «киселится»;
  • гладкой «мокроватой» консистенции (похоже на прикосновение шелка) застывает через двое суток после изготовления поделки;
  • пластилин мелко- и крупнозернистый из шариков на клеящей основе.

Ребенок не только ощущает разную фактуру материала, видит его разные свойства, но и проделывает различные с ним действия (лепит поделки, создает мозаику-картину или А целенаправленная деятельность педагога помогает детям заострить внимание на мелких деталях. Следовательно, лепка в ДОУ (средняя группа) способствует умственному и творческому развитию детей.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 4–5 лет по лепке из глины и пластилина в сочетании с разнообразными материалами. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Дарья Николаевна Колдина
Лепка с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий

От автора

Уважаемые родители и воспитатели дошкольных учреждений!

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, также она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач:

Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни.

Сформировать у дошкольников изобразительные навыки и умения.

В данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина с использованием природного и дополнительного материала для детей 4–5 лет. Занятия составлены по тематическому принципу: одна и та же тема пронизывает все занятия недели (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию). Таким образом, дети в течение недели изучают одну тему на всех занятиях. По лепке у четырехлетних детей проводится одно занятие в неделю, длительностью 15–20 минут. В данной книге находится 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

До занятия внимательно прочитайте конспект и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование. Важна предварительная работа, проводимая до занятия (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями или рассматривание поделок и картин).

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия (знакомство с предметом, последовательностью действий и приемами изображения (иногда желательно ребенку дать самому подумать, как лучше сделать поделку)). Не обязательно заранее изготавливать образец изделия. Можно рассмотреть и ощупать настоящий предмет или создавать изображение по памяти. При доработке изделия дополнительным материалом нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание полученной работы (только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату и учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях дети 4–5 лет используют следующие способы лепки:

Конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.

Пластический - детали предмета вытягиваются из целого куска.

Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Дети четырех лет осознанно подходят к процессу лепки и стремятся достичь желаемого результата. У детей развивается способность лепить предмет по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими, передавать их строение, величину и форму. В лепке вырабатываются навыки скатывания между ладонями, изменения движения рук для получения шара, овала, конуса, цилиндра; умение управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.

Для занятий по лепке из глины и пластилина заранее заготовьте природный материал (половинки скорлупы грецких орехов, скорлупу фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов).

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть доска для лепки и тряпочка, чтобы вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.

Можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто (для изготовления теста нужно смешать полстакана соли, полстакана муки, полстакана воды и одну чайную ложку подсолнечного масла). Готовое изделие необходимо просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Секреты работы с глиной

Многие воспитатели не любят работать с глиной, так как не понимают всех тонкостей, и часто заменяют занятия по лепке из глины на лепку из пластилина. Чтобы понять секреты лепки из глины, внимательно прочитайте следующие советы:

За сутки до занятия выньте глину из полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная – она будет липнуть к рукам. Ее следует подольше разминать, пока она не станет пластичной и будет легко отлипать от рук и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая – смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

Подготовьте мисочку с водой, чтобы смачивать руки.

Задуманный предмет следует лепить на деревянной дощечке. Это важно, потому что к пластмассовой глина будет слишком сильно прилипать и трескаться.

Места соединения глины обязательно смачивайте водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

Влажными пальцами приглаживайте все неровности на поделке.

Если вы не успели слепить предмет за одно занятие, осторожно заверните незаконченную работу во влажную тряпочку и уберите в полиэтиленовый пакет.

Вылепленное из глины изделие сушите на воздухе в течение 3–4 дней.

Затем можно обжечь поделку в муфельной печи при температуре 800 градусов. После обжига глина станет красно-коричневой.

Готовое изделие можно раскрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

Конспект открытого занятия в средней группе «Ежик»

Цель: уточнение представлений детей о лесном жителе – ежике

1. Учить детей координировать речь с движениями, развивая моторику рук.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помогать игровому персонажу.

3. Развивать у детей интерес к живой природе.

Предварительная работа: рассматривание ежа на картинке, игры с игрушкой.

Демонстрационный материал: ежик.

Раздаточный материал: пластилин, дощечки, семечки.

Воспитатель: Ребята, пока вы спали, к нам в группу пришел гость. Хотите узнать кто же это?

Воспитатель: тогда слушайте внимательно загадку, и вы узнаете кто же это наш гость:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Дети: это ежик.

Воспитатель: и правда это ежик. Давайте рассмотрим ежика. Что это у ежика?

Дети: лапки.

Воспитатель: и точно лапы. А что еще есть у ежика?

Дети: уши, глаза, иголки.

Воспитатель: ребята, а зачем ежику иголки?

Дети: еду собирать, защищаться от врагов.

Воспитатель: ребята, а наш гость очень грустный, потому что, у него нет имени, и с ним никто не хочет, дружить. Давайте придумаем ему имя. Ёжику стало грустно. Ой что-то он говорит? Он говорит, вас много,а я один.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ребята, ежик говорит, что ему очень нравиться имя Данил. Имя теперь есть у ежика, а он все равно грустный.

Дети: Давайте слепим ему друзей – ежиков.

Воспитатель: А для того, чтобы наши руки разогрелись, давайте сделаем разминку.

«Ежик с ежатами».

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку

Под листочками лежат

Двое маленьких ежат.

Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе. А теперь подойдем к столам и посмотрим, что на них есть.

Дети: пластилин, семечки, дощечки.

Воспитатель: вы все правильно сказали. Это все нам пригодиться для работы. А сейчас тихонько присаживайтесь за столы. Для того, чтобы нам сделать ежика, нам нужно скатать из пластилина шар, затем с помощью трех пальцев вытягиваем мордочку. А для того, чтобы наших ежиков никто не обидел, мы сделаем колючки с помощью семечек.

Воспитатель: ребята, какие вы все молодцы, наш ежик, тоже хочет посмотреть, кого мы с вами слепили. Нашему ёжику очень понравилось его новые друзья, и вы тоже очень понравились ежику. Давайте мы его оставим у нас в группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Выполнила: воспитатель

Петрова Виктория Алексеевна

г. Санкт-Петербург

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по лепке в средней группе.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Выполнила: воспитатель


Петрова Виктория Алексеевна


г. Санкт-Петербург

2017

Конспект занятия по лепке в средней группе.

Тема: «Медвежонок»

Цель:

Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей, соблюдая пропорции между ними.

Задачи.

Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом промазывания. Закреплять умение делить пластилин на две неравные части. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке животных, умение довести работу до конца.

Материалы: пластилин коричневого, черного цвета, стеки, дощечки, бусинки, салфетки, игрушечный медвежонок.

Предварительная работа:

Накануне занятия рассмотреть медвежонка, выделяя его части, определить, на какую форму похожа каждая часть.

Вспомнить, в каких сказках присутствует медведь, какой он по характеру.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость, а кто он вы узнаете если отгадаете загадку.

Загадывание загадки.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Ребята, медвежонок сказал мне по секрету, что он живет в лесу совсем один. Пришла весна, медвежонок проснулся после зимней спячки, а его друзья еще спят. А ему так хочется иметь друзей. Давайте поможем нашему гостю и слепим таких же маленьких игрушечных медвежат.

Показ и рассматривание образца.

Посмотрите, какого медвежонка я слепила сегодня утром. Давайте рассмотрим его. Из каких частей состоит игрушка?

Голова, туловище, лапки, ушки.

Как вы думаете, с какой части надо начинать работу? (с туловища).

На какую форму похоже туловище? (столбик, овал).

Как мы получим овал? (сначала скатаем шар, а затем раскатаем его немного, чтобы получилась вытянутая фигура).

Покажите движение рук во время лепки шара и овала.

Какой она формы? Как получим шар?

Затем соединим голову и туловище с помощью приема примазывания.

Как вы думаете, ребята, зачем нужно примазать одну часть к другой?

(чтобы соединение было прочное).

Какой формы лапы? (овальной).

Сколько лап у медвежонка? (четыре)

Ушки медвежонку мы сделаем с помощью приема прищипывания. Обратите внимание, где находятся ушки: на верху головы, а не сбоку.

Как мы сделаем глазки? (из бусинок).

Вот такого игрушечного мишку вы сегодня будете лепить самостоятельно.

Показ деления пластилина на части.

Давайте, разделим пластилин на части. Сначала делим брусок пластилина пополам.

Из одной части будем лепить туловище, а другую половину нужно разделить на две неравные части; из меньшей лепим голову медвежонка,а оставшуюся часть делим пополам, а затем каждую половинку еще раз пополам-получится четыре одинаковых кусочка,четыре лапки.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

А теперь приступаем к работе.

Во время самостоятельной деятельности воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает детям помощь.

Анализ занятия.

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились.

(Спросить 3-4 детей, какая работа им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).

Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за такой бесценный подарок). Дети предлагают ему прийти в гости снова.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Согласовано Утверждаю

Ст. воспитатель Хисамутдинова И.Р. заведующий Ахметшин И.В.

________ «__»_________2016 г. ______ «__»_________2016 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ХЭР (ЛЕПКА) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №6

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:

Воспитатель МБДОУ №114

Лабутина А.Г.

Казань 2016 г.

Перспективный план работы по лепке (образовательная область ХЭР) в средней группе №6 на

2016-2017 учебный год.

Блок: «День знаний».

«Золотая осень».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Сентябрь

1-ая

неделя:

1.

Тема: «Яблоки и ягоды».

Цель: закреплять умение детей лепить предметы округлой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Фрукты и ягоды для рассматривания. Глина, пластилин, доска (клеёночка) для лепки, сетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 23, 2015 г.

3-ая

неделя:

2.

Тема: «Овощи».

Цель: учить лепить предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и пальцев, память.

Демонстрационный материал: Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.12.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Октябрь

1-ая

неделя:

3.

Тема: «Слепи какую хочешь игрушку в подарок дедушке или бабушке».

Цель: Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение детей использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам, желание заботиться о них.

Игрушки, глина (пластилин, пластическая масса), доска для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 37, 2015 г.

3-ая

неделя:

4.

Тема:

«Пирамида».

Цель: Закреплять умение скатывать из глины шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части, прижимая их друг к другу.

Демонстрационный материал: Пирамидка из колец.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой, картонки-подставки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.41.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Ноябрь

1-ая

неделя:

5.

Тема: «Лепка фигурок для карусели».

Цель: Учить лепить фигурки для карусели, развивать внимание, речь и память.

Пластилин, макет карусели, картинки с видами Казани, родного города.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 277.

3-ая

неделя:

6.

Тема: «Лепка по замыслу».

Цель: Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 58, 2015 г.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Декабрь

1-ая

неделя:

7.

Тема: «Снежинка».

Цель: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Круги из голубого картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.23.

3-ая

неделя:

8.

Тема: «Заяц».

Цель: Формировать умение передавать в лепке характерные черты зайца, создавать сюжетную композицию.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 196.

5-ая

неделя:

9.

Тема: «Мы слепили снеговиков»».

Цель: Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей, развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Глина, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 62, 2015 г.

«Братья наши меньшие».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Январь

1-ая

неделя:

КАНИКУЛЫ

3-ая

неделя:

10.

Тема: «Котёнок».

Цель: Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.

Раздаточный материал: Картон с нарисованным котёнком, пластилин, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.28.

«День защитника Отечества».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Февраль

1-ая

неделя:

11.

Тема: «Теремок».

Цель: учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал: Вырезанные из картона силуэты теремков, пластилин, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.30.

3-ая

неделя:

12.

Тема: «Самолеты».

Цель: продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. Развивать мелкую моторику пальцев рук и внимание.

Раздаточный материал: Маленькие самолётики (оригами), пластилин, стеки, картонки-подставки,

доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.32.

«Весна. Мамин праздник».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Март

1-ая

неделя:

13.

Тема: «Кулон для мамы».

Цель: закреплять умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить украшать изделие, используя отпечаток хвойной веточки и при помощи стеки. Воспитывать любовь к маме.

Демонстрационный материал: Образец кулона.

Раздаточный материал: Глина, маленькие веточки ёлки, ленточки (верёвочки), стеки, гуашь, дощечки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.34.

3-ая

неделя:

14.

Тема: «Посуда для кукол».

Цель: закреплять умения детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Кукольная посуда. Глина,

доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 77, 2015 г.

5-ая

неделя:

15.

Тема: «Цветные зонтики».

Цель: закреплять умения детей лепить

шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом пластина). Развивать мелкую моторику пальцев.

Пластилин, тонкие трубочки из-под сока, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.39.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Апрель

1-ая

неделя:

16.

Тема: «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки» (Коллективная композиция).

Цель: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Пластилин, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 61, 2015 г.

3-ая

неделя:

17.

Тема: «Слепи то, что тебе нравится».

(по произведениям Г. Тукая).

Цель: Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять своё отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приёмы.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 71, 2015 г.

«Лето».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Май

1-ая

неделя:

18.

Тема: «Вертолёт».

Цель: Учить лепить фигуру по образцу, отвечать на вопросы.

Пластилин (глина), доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 218.

3-ая

неделя:

19.

Тема: «Лебедь на озере».

Цель: закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.

Раздаточный материал: Картон овальной формы, глина (пластилин), жёлуди, половинки скорлупок грецкого ореха, сосновые иголки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.43

Пояснительная записка.

Перспективный план организованной деятельности по лепке составлен для работы с детьми в средней группе. План основан на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно - методического пособия Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа 2015г.; методического пособия под редакцией Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В средней группе занятия проводятся 2 раза в месяц.

Длительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год – 18-19.

Лепка-это создание объёмных и рельефных фигур, картин и композиций из пластичных материалов - глины, пластилина, теста, снега и т. д.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

Цель: Вызывать у детей интерес к лепке. Основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, развитие стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства, развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно - действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации, приобщение ребёнка к окружающей красоте. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Задачи:

Воспитание эстетического восприятия детей.

Приобщение к миру искусства.

Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.

Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Развитие интереса детей к лепке; совершенствование умения лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закрепление приёмов лепки, освоенных в предыдущих группах. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Упражнения в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закрепление приемов аккуратной лепки.

Предполагаемые навыки и умения детей к концу года:

    умеет отламывать от большого куска пластилина (глины) небольшие кусочки;

    умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики;

    умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

    умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;

    умеет размазывать пластилиновые шарики по картону;

    умеет прищипывать с лёгким оттягиванием края пластилиновой поделки;

    умеет сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;

    умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей;

    умеет наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;

    умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;

    Владеет приёмами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев;

    Знаком с использованием стеки;

    Способен украсить поделку узорами при помощи стеки;

    Умеет украшать изделие пластилиновым барельефом.

Количество занятий: 18-19 за учебный год

- в месяц 2 занятия – 2 * 20 = 40 минут;

- в год 18 занятий 18 * 20 = 360 минут.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-синтез, 2014 368 с.;

2. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. – Мозаика-синтез, 2011. – 48 с.

3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. – Мозаика-синтез, 2015.- 96с.: цв. вкл.

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, средняя группа/ авт.-сост. З. А. Ефанова.- Волгоград, 2015 год, 303 с.