Педразвитие. Воспитание детей сирот в условиях детского дома

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

Воспитание детей сирот в условиях детских домов является сложным процессом, о котором не всегда задумываются педагоги, выбирающие работу именно в таких учреждениях. Для того чтобы обучать и воспитывать таких детей, необходимо намного больше знаний, квалифицированности, терпения и понимания, нежели для обучения детей в обычной школе. Для того чтобы понять, каким должно быть воспитание, необходимо хотя бы немного разобраться в основных причинах низкой обучаемости и отсутствия правильной социализации у таких детей.

Разные возраста в одной группе

Ни для кого не секрет, что очень часто сирот разных возрастов собирают в одну группу для обучения. Результатом такого образования дети даже не всегда полностью знают алфавит и умеют читать, не говоря уже о других навыках. Поэтому педагогам, которые работают с детьми в условиях детского дома, необходимо помнить о том, что ребятам нельзя читать урок, как это происходит в обычных школах - для всего класса. Здесь необходим индивидуальный подход. К сожалению, ещё не разработаны специальные методики преподавания именно для детского дома, но педагоги всегда могут изменять уже существующие методологии, подгоняя их именно под ситуацию, которая складывается в определённом классе. У многих сирот наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и обучаемости. Соответственно, если педагог видит, что у группы приблизительно одинаковые пробелы в знаниях и умениях, он может использовать одну методику для детей разных возрастов. Но в случае когда в классе наблюдается разный уровень развития, учеников нужно делить не по возрасту, а именно по их умениям и навыкам. Многие педагоги делают ошибку, начиная подтягивать слабых и тем самыми не дают возможности развиваться более способным ученикам, поскольку им приходится выполнять задания ниже своего уровня знаний. Для таких детей необходимо специально разрабатывать свои задания и упражнения, чтобы они могли разбираться с ними, в то время как преподаватель занимается с более слабой группой учеников.

Психологические исследования

Также педагогам, которые работают в условиях детского дома, нужно понимать о том, что они должны быть не только учителями, но и психологами. Именно поэтому преподавателям, которые работают в детских домах, советуют постоянно проводить различные психологические тесты, которые могут выявить причины нарушений у детей и помогают подготовить планы занятий, которые смогут развивать каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями, знаниями и умениями.

Роль преподавателя

Учителя, которые работают в детских домах должны понимать, что их роль очень важна в жизни каждого ученика, поскольку они получают воспитание именно от тех, кто им преподаёт. Дети, лишённые родительской опеки, получают намного меньше тепла, понимания, сочувствия и ласки, нежели их сверстники из благополучных семей. Именно поэтому педагогу нужно не только учить ребёнка, но и быть терпеливым к нему, стараться его понять и показать, что его судьба действительно не безразлична. Конечно же, дети, которые с самого детства не знают родителей и попадают в детские дома с улицы, имеют сложные характеры и психологические проблемы. Но при индивидуальном подходе к каждому, использовании современных методологий и, что самое важное, искреннем желании педагога помочь и понять, такие ребята могут получить хорошие знания, избавиться от своих проблем и спокойно социализироваться в обществе.

Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание-детей сирот в условиях детского дома"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Духовно-нравственное

воспитание-детей сирот

в условиях детского дома

Е.А.Котикова, воспитатель областного

государственного образовательного

бюджетного учреждения для детей-

сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

«Детский дом № 3» с. Валдгейм

«Богатство духовной жизни начинается там,

где благородная мысль и моральное чувство,

сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».

(В. А. Сухомлинский)

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно

переносить

трудности

закладывается

В.А.Сухомлинский

писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

настоящая,

самобытная,

неповторимая

жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников детского дома

является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение

нравственности - проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад

алкоголизм,

наркоманию,

бродяжничество,

способствует

семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей,

снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

В.А.Сухомлинскому

принадлежит

определения

приоритетов

нравственного воспитания ребенка в семье, именно он обратил внимание на то,

лишенные

родительского

вырастают

жестокими, но и заболевают такими заболеваниями как «детский госпитализм»,

который приводит к потере «иммунитета жить в семье». Следовательно, когда

ребёнок попадает по тем или иным причинам в детский дом и связь с семьёй

теряется. Перед педагогами детского дома встаёт задача передачи детям семейно-

нравственных ценностей, духовно-нравственных знаний, опыта созидательной и

творческой

деятельности,

духовной

становится школой подготовки к жизни.

Целью в работе окружающих ребёнка

взрослых

является

способность

невосприимчивой к безобразиям окружающего мира, помочь создать идеал для

подражания осознанно, на основе истинных духовно – нравственных знаний и

достойных

исторических

примерах.

нравственного

воспитания детей-сирот, является одной из ключевых задач в нашей работе.

Необходимым

условием

формирования

нравственной

становится

организация

совместной

деятельности

способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых

усваивает

социально-исторический

получает

представления

другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Дети не

проводят

детского

посещают

деятельность воспитателя должна являться логическим продолжением работы

педагогов школы.

Планируя

деятельность

воспитателю

необходимо

воспитательный

планироваться

строиться

взаимосвязи

духовного и светского направлений,

учитывая

при этом возраст воспитанников.

Обязательно должна прослеживается последовательность в развитии личности

ребенка, так как детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие

школьники

убедительных

примеров

Подростка

убеждает

глубокая

взрослых.

обратимся

В.А.Сухомлинскому, то он с ребятами старшего школьного возраста советует

размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая

непринужденность

утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает

взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в детском доме должен быть

любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не

очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких,

сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной

привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает

сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления

формирования

реализации

нравственных

потребностей.

духовно-нравственного

воспитания

говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм,

милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение

управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С.А. Соловейчик

пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы –

нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка

духовность;

нравственности

никакого

воспитания».

планировании

нравственному

воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

элементов,

составляют

нравственного мира человека. Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих

Мотивационно

побудительный

уровень

содержит

поступков,

нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда

носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию,

когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то

есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно

здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом,

приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций.

известно,

отрицательными

положительными.

положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь,

восхищение и т.п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев,

ненависть.

необходимо

облагораживать,

окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость,

сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с

эмоциями.

приобретаются

человеком

результате

воспитания

являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый

человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны

подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному

проявлению

мужества,

героизма

бесстрашия.

взрослые

должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут

совершить

изменить

изменить

приказом,

наказанием,

нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о

смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий,

к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения,

моральные

Первейшая

взрослых

воспитать

глубокое

надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно.

Нравственные

потребности

человеку

необходимо

воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению,

многие дети, которые находятся у нас в детском доме уже в ранние годы были

лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения.

В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к

ущербности

личности.

потребность,

злобность,

жадность,

безразличие и многое другое формируют

сегодня нравственную сторону наших

воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога детского дома – научить

вежливости,

правилам

хорошего

выработать

принятые

поведения,

«непременное

соблюдение

вежливости,

любознательности,

отсутствие

эгоизма».

стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу»

воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому

воспитательной

педагога

заключаться

воспитании

духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:

Развитие потенциала души ребёнка;

Развитие природного чувства красоты;

Способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

На первом этапе своей работы с детьми младшего возраста приемлемо

обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до

них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой

целью можно использовать в работе такие методы, как:

взаимодействие

убеждение

поощрение

рассуждение

личный пример

коллективная работа

ситуация успеха

совместный анализ поступка и др.

формированию

духовно-нравственных

показывает практика нашего детского дома, необходимо строить параллельно с

такими направлениями в работе, как:

отношение воспитанников к своему здоровью;

отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;

отношение воспитанников к дому, где проживает;

отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим,

сверстникам, друзьям;

отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической

памяти своего народа;

отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей

принадлежности мировой цивилизации;

отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в

собственной жизни.

Этому способствуют различные мероприятий проводимые во внеурочное время:

воспитательские

этические

художественной

литературы,

обсуждение

положительных

отрицательных

поступков

ребятам предлагается решение различных ситуаций, инсценирование небольших

Организованные

тематические

мероприятия

способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в

группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность. В

плане можно их разделить на разделы. Приведу примерный план такой работы.

Раздел «Азбука этики и морали»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Основные понятия этики и морали»

Деловая игра

«Азбука этики»

Ситуативный

практикум

«Речевой этикет»

«Школьный этикет»

Деловая игра

«Этикет в общественных местах»

Деловая игра

«Праздничный этикет»

Инсценирование

различных ситуации

«Культура поведения»

Раздел «Красота души»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Умей чувствовать красоту»

Ситуативный

практикум

«Красота и безобразие»

Громкое чтение

Тема рассказов: «Красота души»

Этическая беседа

«Красота жизни»

Познавательная беседа

«Гармония – основа красоты»

Раздел «Нравственный мир сказок»

Форма проведения

Тема мероприятия

Беседа-презентация

«Мир света – мир сказок»

Познавательная беседа

«Сказка о вежливости, о дружбе и взаимопомощи

Познавательная беседа

«Добро и зло в сказках»

Раздел «Чем богат человек»

Форма проведения

Тема мероприятия

Познавательная беседа

«Красивое начало в человеке»

Громкое чтение

«Горячее и холодное сердце»

Громкое чтение

«Как красивые дела сердца исцеляют»

Этическая беседа

«Каждый видит мир по-своему»

Познавательная беседа

«О наблюдательности и внимательности»

Громкое чтение

«Правило человеческого счастья»

Духовно-нравственное

воспитание

строиться

порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных

черт и качеств характера, которые ему присущи. Воспитанию таких черт и качеств

способствует

воспитанников

тематических

творческих

фестивалях,

конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои

получить

поднимает

самосознания

значимости

обществе.

мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.

«Серость

детского

возраста,

подростка

являются

настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний» -

С.Т.Шацкий.

Положительными

отрицательными

переживания

взрослых,

находятся

ребёнком

протяжении всего времени его нахождения в детском доме. Поэтому мы должны

постараться,

воспоминания

проводимая нами работа с детьми в стенах детского дома оставила свой добрый

след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию,

способствовала их дальнейшему развитию.

Список литературы:

1.Амоношвили Ш.А.Размышление о Гуманной педагогике. – М: Издательство Дом Шалвы Амонашвили,

2. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспитания.

Т.2 – М., 1992.

3. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию. //Воспитание школьников - №3,

4. Капперев П.Ф. О детских радостях и печалях //Воспитание и обучение – 1901.

5. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношении к среде //Русская школа, 1912.Кн.

Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующий личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

Проявление разлуки с матерью наблюдается с первых недель жизни ребенка: они не способны улыбаться при виде человеческого лица, часто у них плохой аппетит, и, несмотря на правильное питание, они плохо набирают в весе, а также у них плохой сон .

Чтобы правильно развиваться, младенцу необходимо постоянно чувствовать, что о нем кто-то заботится, что его любят, особенно в первые годы жизни. Кроме того, в это же время ребенок начинает воспринимать свои первые социальные роли (сын или дочь, внук или внучка), а значит и те требования, которые сопутствуют данным социальным ролям. В детстве начинается и формирование личности, на которое оказывает влияние взаимодействие между людьми.

Все процессы в нормальном виде протекают в семье, которая и играет роль первичной ячейки социализации. Очень важную роль играет эмоциональная атмосфера в семье, как относятся родители к ребёнку, чувствует ли он себя любимым или заброшенным. Кроме того, эта атмосфера оказывает влияние и на социализацию, объясняют ли родители ребёнку, как он должен себя вести или нет. В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность .

Детей, попадающих в детские дома, можно поделить на следующие группы на основании причин, по которым они остались одни:

  • - Дети-сироты - дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних;
  • - Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) - дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей;
  • - Дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях детского дома (с рождения до 3-4 лет);
  • - Дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;
  • - Беспризорные дети - специфические дети, имеющие опыт жизни на "улице" .

Причины для попадания детей в детский дом разные, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства - это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается как бы не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену. Так как разделение ребёнка с жизненным пространством семьи ведет к напряжению.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.

Очень серьёзные последствия имеют нарушения социализации в ранние годы жизни, когда ребенок беззащитен, когда он нуждается в большом количестве ласки, любви и заботы, чтобы нормально развиваться. Это и задержки психического, физического и умственного развития, что ставит детей в неравное положение еще и в этом плане.

Специфические условия жизни детей в детском доме часто обуславливает отставание в психическом развитии детей по ряду существенных параметров. У них отмечается апатичность, которая выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности детей; они медленнее овладевают речью, что неблагоприятно сказывается на развитии мышления, контактах с окружающими людьми и во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом .

Английский ученый Л. Ярроу выделил 4 вида отставания в развитии детей:

  • - Материнская депривация - отсутствие связи ребенка именно с биологической матерью;
  • - Сенсорная депривация - резкое снижение у ребенка яркости восприятия и разнообразия впечатлений;
  • - Социальная депривация - сокращение общения ребенка с другими людьми;
  • - Эмоциональная депривация - слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение .

Для детей, воспитывающихся в детских домах, как правило существует большая опасность. Несмотря на то, что ребенок научился жить в детском доме, научился правилам, которые там царят, эта среда является искусственно созданной педагогами, психологами, врачами, социальными работниками. В детском доме дети до выхода из него живут на всем готовом, все за них делает кто-то: кто-то им готовит еду, кто-то им покупает одежду и т.д. Это элементы, которые как бы продлевают праздничное мировосприятие. А это грозит тем, что при выходе из детского дома дети опять испытают перелом, им придется вдруг резко адаптироваться к новой жизни, которая совсем не праздничная. Из-за того, что они росли в искусственной среде, они не знают, какие роли могут играть в этом большом обществе, какие роли от них ожидают окружающие, они не знают, как выглядит обыденная жизнь. А это очень важно, так как именно в сильных кризисных ситуациях повседневное взаимодействие и повседневные роли помогают выйти из такого состояния. То есть то, что нам очень хорошо знакомо, то, что мы делаем каждый день не задумываясь, помогает в преодолении кризиса.

Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое сложилось несколько десятилетий назад. Это мнение живет и по сей день и рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе или в группе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме.

Людям уже не важно, что это за человек, какие у него чувства и потребности, к чему он стремится, для них существует только то, что он воспитывался в детском доме. Это очень серьёзная проблема, которая серьёзно может повлиять на ребёнка. Это отношение может разрушить все то хорошее, что есть, что накоплено было ребенком, изменить удавшуюся социализацию на неудавшуюся, лишить ребенка веры в себя. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере. Конечно, на эти поступки оказывают влияние не только восприятие в обществе детей из детских домов, а также эмоциональная атмосфера в группе.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность) .

Уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако у воспитанников детских домов слабо сформирована картина мира, повышена ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "Кто вам больше нравится?", "Что вы любите?", "Какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно - наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству .

Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Лишенный с рождения самого главного для него - материнской любви и ласки, а в условиях закрытого учреждения - возможности нормального общения с взрослыми, в возрасте 6 - 8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. С другой стороны, у ребенка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных форм, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты со взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут .

Как и в более ранних возрастах, главный фактор, определяющий десформированность психического развития дошкольника в закрытом детском учреждении, - дефицит общения со взрослым. Однако дело не в том, много или мало общается дошкольник со взрослым, а в том, каковы содержание и форма такого общения, которое наиболее адекватно для дошкольников, воспитывающихся в детском доме . Следующим аспектом особенностей социализации детей-сирот является их совместная деятельность и общение со сверстниками. В целом потребность в общении со сверстниками менее напряженная. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника.

Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний .

В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры:

  • 1 - имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека);
  • 2 - притязание на признание;
  • 3 - половая идентификация;
  • 4 - психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем;
  • 5 - социальное пространство: долг и права.

В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени .

Еще одной немаловажной проблемой процесса социализации воспитанников интернатных учреждений является проблема половой идентификации. Под половой социализацией применительно к детям дошкольного возраста понимается процесс вхождения ребенка в систему культурных норм, включающий 3 компонента:

  • 1. Наличие у детей адекватных представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях;
  • 2. Сформированность у детей чувства эмоционального принятия своего пола;
  • 3. Проявление у детей характерных положительных поведенческих признаков, свойственных определенному полу .

Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом .

Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни, нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.

Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.

Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общеинтеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.

Таким образом, существуют значительные проблемы развития личности большинства воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах .

Выводы по первой главе

Дошкольный возраст - начало всестороннего развития и формирования личности. Ребенок отрывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общих функций людей. Кроме ого, не6 менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

В период дошкольного детства развиваются различные познавательные процессы, такие как память, которая начинает носить произвольный характер, воображение, которое формируется и совершенствуется в различных видах деятельности, восприятие, развивающееся через овладение сенсорными эталонами, внимание, связанное с интересами ребенка и мышление, которое развивается через реализацию мыслительного образа. В тесной связи с мышлением развивается и речь, функцией которой является общение. Эмоциональная жизнь дошкольника связана с господством чувств над внешними сторонами деятельности ребенка.

Личность - это не только социальный индивид, но это и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Представляется, что продуктивной в этом контексте является идея о том, что индивид изначально является социальным (а не становится таковым), поэтому его развитие может осуществляется в бесконечно многообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному. В действительности важно рассмотреть личность в качестве активного субъекта социализации.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Хорошая атмосфера в семье является благоприятной "почвой" для развития всех сфер жизни ребенка.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации и развития у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ. Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни. Данная работа будет посвящена установлению различий в развитии познавательной сферы, а именно памяти, восприятия и мышления у детей, воспитывающихся в семьях с родителями и посещающих группу детского сада с детьми, лишившимися родительского попечительства.