Патриотическое воспитание ребенка в семье. Воспитание патриотизма в детях

Эссе "Патриотизм закладывается в семье"


Описание работы: Статья направлена на воспитание у детей, подростков, студентов и молодёжи гражданского самосознания, патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны, труженикам тыла военных лет и поколению победителей, средствами семейного воспитания.
Цель: Воспитание у детей гражданственности, любви к Родине, духовно - нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины, уважения к защитникам Отечества

Вот и прошел праздник Великой Победы, все дальше отделяя нас от 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам Победа в тот день.
С раннего детства я помню те торжественные парады, которые нам демонстрировали по телевидению. Стройные прямоугольники войск, лица седых генералов, многоголосое «ура!», торжественные песни, звон медалей и орденов, цветы в руках ветеранов Великой Отечественной Войны и лица этих пожилых людей, на которых одновременно можно было прочитать и радость, и гордость, и боль, и грусть… Во времена моего пионерского детства встречи с ветеранами не были редкостью. Акция «Синий платочек» отпечаталась в моей памяти на долгие годы: мы шили на уроках труда голубые платочки и дарили их ветеранам на встречах. Они в свою очередь рассказывали нам о тех страшных годах войны, своих боевых подвигах. Мы записывали эти рассказы, а потом составляли из них летопись для школьного музея. Конечно же, тогда я не могла понять всего и воспринимала происходящее просто как великий праздник. Это было еще и потому, что в этот день в доме собиралось много гостей, накрывали стол, пели военные песни. Взрослые говорили нам, о том, что именно этот исторический день мы должны запомнить на всю жизнь, и что вот эти седые люди, увешанные орденами и медалями - Ветераны, что они настоящие герои, что они защитили нашу Родину от фашистских захватчиков, и что именно они подарили нам мирную счастливую жизнь. И мы помнили… Хотя до конца не понимали, почему плачут наши дедушки и бабушки в этот день? Но с каждым годом парады все реже стали показывать по телевидению, и они стали становится все короче, а затем, на какое то время и совсем перестали транслироваться. И участников тех событий становится всё меньше, и меньше и наши дети не могут услышать о войне из первых уст. Так что же - забыли, не помнят, не понимают?!! Но история никогда не позволяет о себе забыть. Она живет в наших сердцах. Тем важнее чтоб наши дети знали, помнили и чтили память о тех людях и передавали её из поколения в поколение. И кто же, если не родители, дадут первые знания об этом, кто же, как не семья, должны прививать чувство гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне, ведь все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме.
К такому Великому празднику как 9 Мая - в нашей семье относятся с особым трепетом! День Победы - это особенный день! И горе и радость, и слезы и улыбки - всё в одном празднике! Но всех людей нашей необъятной Родины, в этот день, объединяет одно...наша Великая... выстраданная Победа! Мы в своей семье пытаемся дать нашим детям - патриотическое воспитание именно через наше восприятие: рассказами о наших дедах, которые прошли войну, участвовали в сражениях…(по рассказам родителей и их нелёгким воспоминаниям); объясняем, что много лет назад в нашей стране была большая война, что наши русские солдаты изо всех городов и деревень собирались и воевали с врагами, которые напали на нас и хотели победить. Что многие солдаты в этой войне погибли. И что мы очень благодарны всем тем, кто воевал, кто защищал нас, кто погиб в той схватке или жив до сих пор. Мы каждый год ходим на парад, посвященный нашей Великой Победе, мне всегда хочется, чтобы наши дети сами окунулись в ту атмосферу торжественности и величия этого дня! Каждый год, задолго до праздника в нашей семье начинается подготовка к нему, а затем мы отмечаем этот прекрасный и трагичный день.
И этот год – год 70- летия победы, не был исключением. Мы читали и заучивали стихи про Великую Отечественную войну, рассматривали фотографии, картинки, пересмотрели не мало военных фильмов, которые потом обсудили, читали короткие рассказы о фронте и тыле, провели небольшую экскурсию по памятным местам в нашем городе - вечный огонь, памятники солдатам, мемориальные доски.

В конце февраля старшая дочь Алисия 14 лет вступила в городской волонтерский корпус 70-летия Победы,


где приняла участия в таких акциях:
«Письмо Победы» - написала и вручила письмо ветерану, который не дожил до праздника всего 2 дня.


«Вы помните? Вы гордитесь?!», в рамках которой дети раздавали информационные листовки с призывом к жителям города выйти 9 мая 2015 года на городской парад Победы с портретами своих родственников, участников Великой Отечественной Войны.


«Георгиевская ленточка» - за первый час прикрепила жителям на одежду более 100 лент.


"Голубь мира" – в прежние времена голуби использовались для отправления посланий. Наши белые голуби олицетворяли послание всем людям земли с призывом жить в мире, дружбе и взаимопонимании, а также как знак великой Победы и благодарности.



Средняя дочь Есения 8 лет участвовала в акции «Герои моей семьи».


В битве хоров "А нам нужна одна Победа!" выступила с песней «Только вперед!» в составе вокального ансамбля «Мики-Маусы».


А также написала сочинение «Как я провела праздник Победы» и сделала к нему презентацию.


Младшая дочь Каролина 6 лет участвовала в акции «Букет Победы» и сделала свой цветок,который подарила участнику Великой Отечественной Войны, прочитав военное стихотворение, на встрече с ветеранами в детском саду.


А так же сделала своими руками георгиевскую ленту-цветок, с которой потом и ходила на парад.


Муж участвовал в акции «Георгиевская ленточка», а так же в акции «Подвези ветерана».
Разместил стикер на своем автомобиле, выражая тем самым свою готовность в любой момент подвезти ветерана Великой Отечественной Войны. И говорил ветеранам «Спасибо» лично, выражая благодарность за нашу счастливую и мирную жизнь.


Ну, а я по просьбе педагогов детского сада и школы создала видео-ролик к встречам с ветеранами.

Практически нет в России семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В историю многих поколений вплетена повесть героических побед на фронте, подвигов в труде и восстановлении нашей Родины в послевоенные годы. Мы – последнее поколение, кто может говорить с героями тех времен в живую, наши дети узнают о Великой Победе только от нас. Кто в столице, а кто у себя дома, мы – каждый – приняли участие в организации празднования 70-летия Победы, чтобы доказать на деле: «Я помню! Я горжусь!». И дальше мы сделаем всё, чтобы сохранить Память о Подвиге.

Ульяна Кубрикова
Патриотическое воспитание в рамках семьи

Патриотическое воспитание , это идея имеет глубокие исторические корни и основания. В течение веков в России главной задачей обучения и воспитания молодого поколения считалось формирование «истинного сына Отечества» , патриота на примерах подвигов предков.

Все мы знаем, что патриотизм это любовь к Родине . Воспитывают ее в детях дошкольное, школьное учреждение, но в первую очередь это должны делать родители. Нужно больше уделять внимание развитию и воспитанию патриотизма детей не только со стороны государства, но и со стороны семьи , прежде всего.

Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни . И здесь на помощь могут прийти родители. Ведь именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. «Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания . В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием».

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье ? Да со слов ребенка, «Мама, а что здесь было раньше?» . В этот момент начинается процесс воспитания знание истории , в том числе знание своей малой Родины. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье . Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Все, что можно посмотреть, потрогать, все, что стоит веками. Это может быть увлекательно, если правильно представить. И в рамках семьи это может быть бесконечно интересно, здорово.

История обладает особым очарованием для ребенка, потому что она заставляет его прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. На серьезный вопрос ребенка, «Как погиб мой прадедушка?» , нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери , продолжающих дела родителей, своей родословной. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих отцов, дедушек, прадедушек. За каждым таким предметом стоит семейное придание.

С этого начинается семейная традиция. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи . Передается из поколения в поколение знание собственных корней, уважение к своей истории, духовным ценностям, любовь к городу, стране. Что хорошо воспитывает настоящую любовь к Родине, к русской культуре.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне - «…много об этом говорят в детском саду и в школе» . Поэтому у педагогов дошкольного образования в нравственно – патриотическом воспитании , главная задача состоит в привлечении родителей активно участвовать в жизни группы своих детей. Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведению мероприятий, которые формируют представление об отношении к малой Родине и Отечеству. Некоторые мероприятия становятся традиционными, находя отклик в сердцах не только детей, но и их родителей.

К таким мероприятиям можно отнести :

Совместные экскурсии по музеям города, по местам боевой славы. Возложение цветов к стелам в честь героям Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами;

Реализации проектов, совместно с родителями :

«Моя семья » (беседы, составление рассказов о своей семье , о предках военного времени, праздники, выставка «Поколения» );

«Мой город (поселок) » (рассказы воспитателя и родителей об истории города, рассматривание фотоальбомов, экскурсия по городу);

«Достопримечательности города (поселка) »;

«Знаменитые земляки» (драматизация сказок, рассказы воспитателя о знаменитых людях - писатели, художники);

Организация мини-музея в группе (реликвии военных лет) .

Помогать родителям, активно участвовать, в процессе патриотического воспитания своих детей необходимо в виде информации для родителей : книжки-передвижки (что и как рассказать детям о событиях Великой Отечественной Войны) . Там же могут быть рассказы взрослых о военном времени (боевые эпизоды, улицы – герои, семейные маршруты по памятным местам погибших героев – земляков, стенгазеты с фотографиями детей и родителей у памятных мест, памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине ".

Работа, по формированию патриотических чувств , проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьей . Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств : любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Педагог, с особенностями, сказанными выше, правильно определяет место семейной педагогики в общем воспитательном процессе .

Необходимо раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов. Ведь это первые шаги на пути к патриотическому воспитанию , к приобщению Большой Истории – через историю семьи . Родители – не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А. С. Макаренко) .

Воспитать патриотов сегодня , это значит обеспечить будущее, завтра. Именно эти цели и задачи должны ставить перед собой педагоги и родители.

Патриотическое воспитание это работа , в которую мы должны вложить часть своей души, часть своего сердца, и пропустить через себя.

1. Кром, М. Сколько лет патриотизму ? [Текст] / М. Кром // Родина. – 1994. – № 10 – С. 15–21.

2. Дубровина И. В. Мир психологии. Семья и социализация ребенка. - 1998. - № 1. - С. 54-57

3. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье ? – М., 1989.

4. Н. А. Арапова-Пискарева. «Воспитательная система «Маленькие россияне» . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников » - 2005.

5. Жуковская Р. И. и др. Родной край : Пособие для воспитателей .

Организация: СП "Дом детского творчества" ГБОУ СОШ № 2

Населенный пункт: Самарская область, с. Приволжье

Введение

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, необходимо что-то большее. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008 – 20014 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2008 г.

Как неудивительно, но гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

Но, к сожалению, в наше время в патриотическом воспитании детей в условиях семьи невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:

1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;

2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;

3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, воинам-интернационалистам, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;

4) снижение роли отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в армии;

5) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Исходя из данных выводов цель доклада: показать всю важность роли семьи в воспитании у ребенка гражданско-патриотических чувств.

Показать необходимость:

    создания условий для формирования и утверждения в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;

    положительного примера в патриотическом воспитании;

    формирование у детей активной жизненной позиции.

«Любовь к родине начинается с семьи». Фрэнсис Бэкон

«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ш. Монтескье.

Так говорили великие люди. Так что же такое патриотизм? Существует масса определений данного понятия.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В педагогическом энциклопедическом словаре: патриотизм – формирование духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Учебник педагогики Лихачева дает такое понятие: сущность понятия патриотизм включает любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Большая советская энциклопедия: патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

В этих определениях можно выделить следующие ключевые слова: любовь к Родине, гордость за страну. Возникает вопрос, где можно сформировать эти качества? Разумеется, есть много социальных институтов для формирования (детский сад, школа), но основной, главный это семья.

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Каждая семья имеет определенные роли, которые она выполняет:

    Во-первых, именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

    Во – вторых, важная функция семьи убеждать, увлекать детей полезными делами. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность.

    В – третьих, воспитание возрастёт в результате помощи со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.

    В – четвертых, это помощь ребёнку со стороны родителей постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств.

Как же грамотно выполнить все эти функции? С какого возраста начинать? И какими методами воспитывать чувство патриотизма? На этот вопрос нет четкого ответа, но существует методика, которая, по мнению ряда ученых, например, Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик наиболее подходящая.

Суть методики такова:

детей делят на 3 группы

дошкольники школьники подростки

и с каждой группой ведется отдельная работа, и применяются отдельные методы работы по воспитанию и формированию гражданско – патриотических чувств.

Рассмотри первую группу:

Дошкольник эта категория детей, которая требует к себе особого внимания, т.к. наиболее восприимчива к новой информации. Именно в этом возрасте у детей повышенный интерес ко всему. Чтобы начать формировать у детей этого возраста чувства любви к родине, отечеству существует достаточно простые, но, тем не менее, эффективные методы.

«живое слово»

изобразительное искусство

Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Читая сказки, былины, стихи о героических подвигах, добрых делах у ребенка формируется определенное представление о важности и значимости таких чувств как: любовь, уважение, сострадание, гордость, помощь в трудных ситуациях.

С помощью таких несложных методов родители закладывают фундамент, основу для дальнейшего формирования патриотических чувств.

Согласно, данной методики, был составлен примерный план мероприятий для родителей со своими детьми (см. приложение № 2).

Вторая группа:

В данной группе применяемые методы уже существенно отличатся. Здесь уже воздействие не на эмоциональный фон, а на приобщении ребенка к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны. Сделать это можно следующими способами:

    встреча со старшими поколениями ветеранами ВОВ

    экскурсии по родному краю

    посещение спектаклей, выставок музеев

    выпуск семейной стенгазеты

Третья группа:

Последняя группа это школьники старшего возраста. Так как эта группа уже сформировавшаяся, то тут функция семьи скорее не воспитательная, а поддерживающая. Поддерживать и укреплять то, что уже сформировалась на предыдущих двух стадиях. Но к данному периоду относится не маловажный фактор как просмотр фильмов, так как в этом возрасте человек способен понять и прочувствовать до конца, и конечно посещение патриотических мероприятий, можно провести со своим ребенком анкету и вместе проанализировать ее результаты (см. приложение №1).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что семья это первая ступень формирования патриотизма у детей. И будет ли, ребенок испытывать гордость за страну, во время звучания гимна, зависит от его воспитания, прежде всего семейного. Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Так давайте и мы поработаем, чтобы собираться и оставаться вместе с нашими будущими детьми.

Приложение

Просим вас заполнить анкету

В современной науке семья рассматривается в двух значениях: как социальный институт и как социальная группа. Семья выступает как социальный институт, поскольку супружество и родительство регулируются социально, получают государственную и обществен­ную поддержку. Будучи институированным общественным образо­ванием, семья обладает всем комплексом социальных функций и ро­лей, для которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт. Как малая социально-психологическая группа семья пред­полагает непосредственность общения между своими членами, эмо­циональность, немногочисленность, общность быта, взаимную мо­ральную ответственность и взаимопомощь.

Ценность семьи как некоей общности людей является непрехо­дящей. Требования к семье обществом в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Семья и общест­во взаимосвязаны, и эволюция семьи как социального института обу­словлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов.

Семья обладает огромным потенциалом воспитательного воз­действия на детей, в том числе и в своей патриотической состав­ляющей. Основные показатели воспитательного потенциала выте­кают из социальных особенностей семьи как института воспитания. Ключевая роль семьи в воспитании, в том числе патриотиче­ском, подрастающего поколения подтверждается следующими положениями:

1. Семья - базисная основа социализации личности, особенно первичной. Социальная сущность семьи определяется двумя основ­ными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктив­ной и первичной социализации нового поколения, осуществляющей­ся в самой интимной форме с самогo рождения человека. С воспита­ния в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Семья призвана пре­дотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом.

Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение по­требностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в (пат­риотическом) воспитании подрастающего поколения. В семьях уста­навливается неразрывная живая связь отдельных поколений и откры­вается уникальная возможность уберечь человека от необходимости каждый раз начинать приобретать свой жизненный опыт заново. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передается от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально дейст­венных способов - живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев.

Преимущественно семья передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе, осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов, предопределяет социальное положение детей.

2. Семья обеспечивает биологическую непрерывность общест­ва путем осуществления родительских стремлений.

Воспитательная роль семьи как простейшей и наидревнейшей формы семейной организации с момента ее зарождения основыва­лась и основывается на природных (инстинктивных) стремлениях и действиях человека.

Ответственной и сложной задачей семейного воспитания вы­ступает подготовка человека к созданию самостоятельной семьи, к семейной жизни, к воспитанию своих детей. Высшее счастье и смысл жизни - воспитание своих детей (по В.А. Сухомлинскому).

3. Через институт семьи из поколения в поколение передают­ся генотипные и ментальные особенности народа , национальные и культурные традиции народной жизни.

Семейное воспитание содействует осуществлению неразрыв­ной связи поколений, единству их прошлого, современного и буду­щего, моральному единству (солидарности) членов семьи как людей и как представителей общества.

4. Именно семья обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостно­сти тела и организма и др., необходимых и для их социальной дея­тельности, а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмо­циональные потребности своих членов и поддерживает их эмоцио­нально-психологическую стабильность.

Редкие люди способны вести самостоятельную жизнь, подав­ляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, семья. Природа наделила человека определенным на­бором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семье.

Семейное воспитание обладает непревзойденностью по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению по­требностей личности ребенка в уважении, признании, симпатии, поддержке, психологической защите, сохраняет и укрепляет психо­физическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность пра­вильно понимать духовный мир других людей.

5. В семье ребенок находится в наиболее значимый период сво­ей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Известно, что на разрешение проблем семьи ориентированы многочисленные специалисты: врачи, учителя, работники правоох­ранительных органов, работники культуры и др. Однако всех их объ­единяет кратковременность участия в разрешении конкретной проблемы. После ее разрешения (или невозможности ее разрешения) специалисты ослабляют или прекращают контакт с семьей.

Только в семье возможно глубокое и систематическое практи­ческое изучение и учет индивидуальности ребенка (как правило, он проводит в семье не менее 2/3 времени ежедневно). Родители в срав­нении с педагогами имеют значительно больше возможностей для того, чтобы последовательно и более вдумчиво наблюдать за разви­тием интересов, наклонностей, потребностей, чувств, характера, формированием навыков, умений, в целом личности ребенка.

6. Воздействие семьи на ребенка доминантно и с позиций силы воспитательного влияния, формирования у детей важнейших лично­стных качеств.

Семью как «первую школу» воспитания ребенка, которое осу­ществляют отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, никто и ничто не заменит; ничто не может компенсировать любви и мысли, которые познаются только в семье. В семье родители передают детям душевную доброту, чуткость, сердечность, человечность.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохра­няет в течение всей последующей жизни. Именно в семье заклады­ваются основы личности ребенка, и к поступлению в школу многие личностные характеристики человека носят уже сформированный характер.

Воздействие семьи на воспитание ребенка велико и в силу того, что в период детства социально значимые субъекты для него - взрослые. Происходящие в период детства сензитивные возрастные периоды при условии их целенаправленной реализации закладывают фундамент интеллектуальных, физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Воспитание и развитие в семье охватыва­ет все сферы жизнедеятельности ребенка - сознание, отношения, деятельность.

Семья может выступать в качестве как положительной, так и от­рицательной направленности воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит, в частности, и в том, что никто, кроме самых близких для него людей - родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку благожелательнее, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности.

7. Семья обеспечивает ребенку чувство защищенности.

С одной стороны, семья как социально-правовой институт ох­раняется законом. Правовое регулирование брачно-семейных отно­шений важно как для граждан, так и для государства. Граждане по­лучают защиту от государства в случае нарушения своих прав (на­пример, истребование через суд матерью алиментов на детей от рас­торгнутого брака с отца, уклоняющегося от выполнения своей обя­занности материально обеспечивать

Детей). Государство же при по­мощи юридических норм устанавливает права и обязанности лиц, выполняющих ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым осуществляя контроль в области брака и семьи.

С другой стороны, только семья, начиная с младенческого воз­раста, формирует у ребенка базовое доверие к миру, чувство защи­щенности за счет поддержки, последовательности действий близких родных при удовлетворении его основных потребностей.

8. В семье закладываются основы социальных ценностей и идеалов человека, осуществляется первичное восприятие социаль­ных норм жизни в обществе. В семье ребенок получает первые прак­тические навыки применения жизненных представлений во взаимо­отношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справед­ливого и несправедливого.

9. Только с помощью семьи ребенок может полноценно самореализоваться.

Семья должна стать средой, которая помогает подрастающему поколению самореализоваться, стать совершеннее и через детей и молодежь сделать общество более гармоничным. Только теплота, открытость отчего дома создают возможности для полного раскры­тия потенциала личности, ее самореализации в обществе.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация - независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства - президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье. «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания. Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Компоненты патриотического

воспитания

Патриотические знания, патриотическое сознание,

патриотические чувства

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

(начиная с дошкольного возраста)

Патриотические потребности, патриотические

убеждения

Мотивационный компонент

(младшая и средняя школа)

Патриотическую деятельность, патриотическое

поведение

Деятельностный компонент (старшие

классы, студенчество)

1.Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя национальную самоидентификацию, начальное формирование патриотического мировоззрения, которые невозможны без чувств, вызванных фактами, знаниями, событиями, людьми. Все эти знания ребенок получает в семье, в кругу родных и близких ему людей, которые являются для него носителями мировоззренческих идей и представлений:

· знание родного языка, начал истории и литературы;

· знание национальных традиций, народных обычаев;

· восхищение мастерством народных мастеров, достижениями лучших деятелей национальной культуры (Пушкин, Чайковский)

· восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям.

Практика: Доказано, что у детей дошкольного возраста эмпирическое восприятие окружающей их реальности. В кругу семьи ребенок на эмоционально-чувственном уровне знакомится с образцами народного прикладного искусства, народного музыкального творчества, получает представление о национальной культуре в целом - народные песни, поговорки, пословицы, сказки, былины, сказания. Вместе с членами семьи, подражая им, участвует в национальных и религиозных праздниках; посещает вместе с семьей храм, святые места; знакомится с историей и обычаями своего народа через общение со старшими членами семьи – дедушками, бабушками, и т.д.

Результат: Знания, полученные ребенком от близких родственников в семье, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении - стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относится к национальной культуре и традициям.

2.Потребностно - мотивационный компонент. «Потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству, семье, соседям, городу, стране».

· любовь и уважение к людям, к малой родине;

· проявление сочувствия, сопереживания, сострадания;

· гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда;

· стремление жить в согласии с обществом.

Практика: Изучает историю страны и узнает от старших об их личном участии в важных для России исторических событиях. Участвует вместе с взрослыми членами семьи в общероссийских государственных праздниках и акциях – День Победы, Бессмертный полк, День защитника Отечества, День Матери, День национального единства, Декада людей с ограниченными возможностями здоровья, изготавливает подарки, принимает участие в праздничных мероприятиях и концертах для ветеранов. Подражая взрослым, ребенок учится проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке. Бережно относится к природе и истории родного края и изучает их. Уважительно относится и оказывает посильную помощь старшим членам семьи.

Результат: Благодаря слиянию патриотических мотиваций и потребностей у ребенка, формируется патриотическая направленность личности.

3.Деятельностный компонент. Третьим элементом структуры патриотического воспитания является патриотическая – деятельность (поведение), которая выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. «Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства».

· преданность государству, стремление содействовать всем благим начинаниям власти;

· проявление интереса к стратегическим концепциям развития общества;

· выполнение гражданских и политических обязанностей, политическая активность;

· стремление к укреплению экономической и политической мощи государства, законопослушание.

Практика: Стремясь как можно больше получить знаний об обществе и его развитии, подросток не только в школе, но и дома получает информацию о структуре, истории и законах развития общества. Он с интересом следит и обсуждает с взрослыми информацию СМИ о значимых событиях в России и за рубежом; с пониманием относится как к положительным, так и отрицательным явлениям современного мира. Подросток посещает места боевой и трудовой славы, участвует в военно–патриотических клубах, трудовых лагерях и стройотрядах, занимается волонтерством, готовится вступить в ряды Российской Армии и отдать свой гражданский долг Отечеству.

Результат: Благодаря семейному воспитанию, подросток-школьник, студент стремится быть полезным своему государству, понимает и уважает нравственные ценности, привитые ему в семье. Он испытывает чувство долга, ответственности перед семьей, обществом, страной которыми он, несомненно, дорожит и гордится.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в семье, включающее в себя формирование патриотических чувств, патриотической направленности личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего этапа взросления.

Таким образом, воспитуемый вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Список литературы

3. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый.- 2013. - №6. - С. 616-618. - URL