Осень. Народные приметы осени

Осень подразделяют на подсезоны:
1-23 сентября - Начало осени;
24 сентября - 14 октября - Золотая осень;
15-22 октября - Глубокая осень;
23 октября -26 ноября - Предзимье;
27-30 ноября - Первозимье.
У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».

В старину осень встречали трижды:
1) В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день памяти Симеона Столпника - Семена Летопроводца;
2) На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) - праздник женщин и женских работ
3) На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:
1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября
2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.
Это о Бабьем лете П. Тютчев написал: «Есть в осени первоначальной короткая. Но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»...

Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия (22 сентября).
По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками.
Различают два периода:
1) От первых заморозков до конца листопада;
2) От конца листопада до начала зимы. «Теплая осень - к долгой зиме». Осень начинается с 27 августа и длится 93 дня - по 26 ноября.


Народные приметы осени.

В народе примечали:

В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, - зима будет холодная; оставляют леток открытым - теплая.
Кошка мордочку прячет - на холод.
На осень приходятся православные праздники:
Рождество Богородицы, Воздвижение, Покров, Казанская, начало Рождественского поста; гражданские праздники: День знаний, День работников нефтяной и газовой промышленности, День танкистов, День работников леса и другие (см. По месяцам).
«Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Осенью и у воробья пир. Осень - погоды перемен восемь.
Весною дождь парит, осенью мочит.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Весной что рекой прольет - капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.
Не будь в осень тороват (щедрый, расточительный), будешь к весне богат.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Теплая осень - к долгой зиме.
Осенью серенько, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
Появились опенки - лето кончилось.
Хлебород - перед строгой зимой.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ведреная.
Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
Если мыши отрывают норы на теплую сторону - зима суровая.
Кроты и мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме.
Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы - зима предстоит холодная».

21 сентября отмечали Рождество Богородицы. В народе называли этот день осенины, оспожинки Он же является и важной календарной датой - днем осеннего равноденствия. В течение нескольких веков (начиная с XIV века) Новый год отмечался в сентябре.
Осень не так богата на календарные праздники, как зима и весна. Особо выделяются Покров, Параскева Пятница, Дмитриева суббота. День Николы зимнего, Спиридон.
С Николы начинались и посиделки. Молодежь снимала на это время дом у одинокой женщины или вдовы. По вечерам парни и девушки собирались там, готовили святочные маски и костюмы для ряженых, веселились, пели, разыгрывали "поцелуйные игры".
На Николин день начиналось сватовство.
После Спиридона день начинает прибавляться. "От Спиридона солнце на лето, зима на мороз".
Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче.

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня . Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице , попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка , оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события . Помните о традициях наших предков, берите из прошлого лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:30

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...

"Унылая пора, очей очарованье…", - так писал Александр Пушкин об осени. Когда же наступала эта пора у разных народов? Даты прихода осени по старинным календарям указываются различные. Все дело в том, что «осенины» - так называли приход осени - отмечали несколько раз.

Осенины

Первые осенины отмечали после сбора урожая, 14 сентября: проводили празднества, посвященные матери-земле, благодарили её за хороший урожай, который обеспечивал семью пищей на весь год. Так же на осенины было принято обновлять огонь: старый гасили и при помощи кремня добывали новый. Даты прихода осени по старинным календарям совпадают с праздниками солнечного календаря у славян.

Вторые осенины отмечались на 21 сентября, позже они стали совпадать с Рождеством Пресвятой Богородицы. Наступало

Осенины было принято встречать на берегу реки или озера. По утрам женщины выходили на берег с овсяным хлебом, чтобы угостить Осенину. В ее честь пели песни, танцевали, водили хороводы, после празднования хлеб ломали на куски и отдавали домашнему скоту.

27 сентября отмечали третьи осенины, позднее этот день совпадал с Воздвижением. Его называли еще змеиным днем. Считалось, что в этот день все звери и птицы отправлялись на зимовку в Ирий. По верованиям славян, эта страна находится на седьмом небе, после смерти туда отправляются души зверей и людей.

Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала

В Пермском крае верили, что от укуса змеи в этот день может уберечь растение Марьин корень, его было принято носить на шее, а позднее стали надевать вместе с нательным крестиком. В словаре М. Власовой «Русские суеверия» есть такое упоминание: если встретишь змею, встряхни ее за хвост, тогда она тебя не тронет и никуда не уползет. Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала также приурочены к празднествам сбора урожая и зависят от земледельческого календаря.

В 325 году нашей эры Первым Вселенским собором 14 сентября было установлено началом года. По некоторым преданиям, именно в сентябре произошло сотворение мира.

Даты прихода осени по старинным календарям в России и значимые осенние праздники

21 сентября отмечалось Рождество Пресвятой Богородицы. И в старые времена, и сегодня люди верят, что Пресвятая Дева избавляет от боли, несчастий и скорби. Также ее считают покровительницей детей, помощницей рожениц.

Семенов день принято отмечать 14 сентября, по народному календарю это день Симеона Столпника. До 17 века в этот день отмечали начало нового года.

Воздвижение Креста Животворящего праздновали 27 сентября. В это время было принято устанавливать кресты на строящихся церквях и храмах, также было принято устанавливать придорожные кресты.

Покров Пресвятой Богородицы приходился на Этот день по церковному календарю связан с явлением Богородицы верующим. Случилось это в 10 веке в одном из храмов Константинополя. А по народным традициям этот день связывали с завершением работ в полях и приходом зимы, появлением первого снежного покрова. Есть и другое толкование относительно появления этого праздника. Считали, что в одной деревне не пустили на ночлег странствующую Богородицу. Тогда разгневанный Илья-пророк послал на них гром, ливень, град и огненные стрелы, но Богородица сжалилась над людьми и своим покровом спасла деревню от гибели.

14 ноября отмечали Кузьминки - день Демьяна и Кузьмы. Его считали девичьим днем. Именно на эту дату назначали смотрины невест, девушки устраивали вечерние посиделки, готовили праздничные блюда. В этот день девушка считалась полноправной хозяйкой в доме.

Церковные и народные календари

Из всего вышеизложенного видно, что даты прихода осени по старинным календарям совпадают с Рождество Богородицы, которое празднуют в течение шести дней, приходится на славянский праздник осенин, которые отмечают целую неделю.

Календарь у славян был скорее земледельческим, это отражается и в названии месяцев, обычаев, приметах. Последние часто связывали со временами года, особенностями местности и климата. Так возникло некоторое разногласие относительно даты прихода осени. По старинным календарям одни и те же месяцы у разных народов назывались по-разному: так, например, и ноябрь, и октябрь называли листопаднем.

Осенние праздники в Татарстане

Даты прихода осени по старинным календарям народов Татарстана не имеют четких границ, так как не привязаны к народному земледельческому календарю. Но все же можно выделить несколько праздников, связанных с приходом осени.

Сэмбеле - праздник труда у татар, уходящий корнями в древность. В этот день праздновали сбор урожая с полей, люди отдыхали после тяжелых работ. Юноши и девушки присматривались друг к другу - считалось, что Сэмбеле предшествует свадебной поре. В этот день накрывали столы, устраивали танцы и пели песни.

Весьма похож на него праздник Саламат, его также приурочивали к сбору урожая. В отличие от Сэмбеле, в этот день не устраивали народных гуляний, а отмечали в кругу семьи. Главным блюдом считается выпечка из пшеничной муки, обжаренной на молоке - саламат, возможно, отсюда и название праздника.

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки: