Оригами. История возникновения

Татьяна Отлетова
Дошкольникам об истории появления бумаги и зарождении техники «оригами». Занятие в старшей группе «Оригами - это интересно!»

Цель: познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги, с историей появления бумаги, зарождения оригами.

Материал: поделки, выполненные в технике оригами.

Ход занятия.

На столе у воспитателя разложены различные поделки, выполненные в технике оригами.

Дети, посмотрите, сколько разных фигурок! Это и кошка, и корзинка, и курочка, и рыбка. /Дети рассматривают поделки и называют их/.

А вы догадались, из чего они сделаны?

Правильно, все эти фигурки сделаны из обычной бумаги. А для чего ещё нужна бумага?

Как вы думаете, всегда ли у человека была бумага?

Сегодня я вам расскажу о том, как человек научился делать бумагу.

Было время, когда никто на свете даже не знал, что такой материал, как бумага может существовать. Древние люди рисовали на камне – это было очень неудобно. Закончился каменный век, но бумаги человек так и не имел.

В 105 году человек по имени Цай Лунь изготовил замечательный материал – бумагу. Он нашёл способ делать её из внутренней части коры тутового дерева. За это изобретатель был объявлен божеством, а в честь этого события был сооружён храм.

В России первые бумажные мельницы появились в XVI веке. Русские мастера внесли значительный вклад в развитие бумажной промышленности: например, стали использовать в качестве сырья солому, предложили способ отбеливания бумаги на снегу. В наши дни бумагу в основном делают из древесины.

Человек не только научился делать бумагу, но и превращать её в разные интересные вещи, как, например, эти поделки. Все они сделаны в технике оригами. В переводе с японского «ори» означает «сложение», а «ками» - «бумага». Оригами – древнейшее искусство складывания из бумаги различных объёмных фигурок. В VII веке оригами уже было известно в Японии. Первоначально оно носило чисто религиозный характер. Поделками из бумаги украшали жилище во время праздников. Каждая фигурка что-то символизировала, их дарили родным, близким. Искусство складывания их бумаги сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда на японские города были сброшены атомные бомбы. Тогда погибло очень много людей. Среди погибших было много детей. В мае 1958 года в Хиросиме был открыт памятник, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Одна двенадцатилетняя девочка успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы журавликов, которые собрали в гирлянды и украсили памятник.

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. На наших занятиях и вы научитесь складывать из бумаги много интересных поделок.

Оригами. История Возникновения

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

История развития и распространения оригами.

Глупо было бы утверждать, что оригами является чисто японским искусством. Не мало стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок из целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами.

Очень ярким примером, подтверждающим этот факт, стала Испания. Местные мастера открыли свой непревзойденный метод складывания птичек «пахарит» (в Мескике эту фигурку позже стали называть немного по-другому - «паярит», который значительно отличался от японских руководств по оригами).

В Испании даже была образована «испанская школа» под тонким руководством философа Мигуеля Уманумо. Здесь были разработаны новые методы складывания классических фигурок, а также изобретены новые, до этого неизвестные даже классикам - японским мастерам. Под испанским влиянием оригами, ставшее за очень короткое время популярным искусством, распространилось и в Латинскую Америку.

Легенды об оригами.

Наш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись - это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали.

Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории - легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами - бумажным журавликом.

В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

Оригами в современной жизни.

Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям.

Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.

С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения.

Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.

Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия.

Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич - потому что использована идея многослойности.

А серебряный - потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.

Разновидности бумаги.

Сегодня прогресс позволяет производить самую разную бумагу, каждый вид которой призван отвечать своим требованиям и обладает совершенно особыми свойствами. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса. Из водостойкой бумаги делают географические карты и денежные купюры. С помощью бумаги научились имитировать даже поверхности пластика или поделочных камней.

Бумага различается по многим свойствам - прочности, отношению к воде, к чернилам, исходному цвету, прозрачности и многим другим. Бумага является неоднородным материалом. На просвет в листе видны уплотнения или наоборот более тонкие места.

Неоднородность также сказывается на свойствах этого материала. Отношение бумаги с водой также очень важны. Волокна между собой склеены. От вида клея и будет зависеть, размокнет лист или нет. По свойствам материал делят на множество разных типов и видов, число которых сложно назвать точно, потому что оно постоянно растет.

Все, наверное, знают, что оригами - это интересное занятие, заключающееся в складывании из бумаги разнообразных фигурок. Изобретено оно было в Японии в древние времена. Само слово «оригами» придумали лишь в 1880 году. До этого поделки из бумаги назывались «ориката» (сложенные фигуры). Оригами также популярно в Китае и других азиатских странах.

Первоначально разнообразные фигуры из бумаги складывали только для торжественных случаев, потому что раньше бумаги было мало, и она была очень дорогая. В древние времена секреты изготовление поделок из бумаги передавались по наследству в устной форме. По традиции, это происходило по женской линии: от матери дочерям. Так как при отсутствии письменных материалов описание сложных фигур было сделать довольно затруднительно, по наследству передавались только описания самых простейших фигур. В древности из бумаги складывали, главным образом, животных, людей в национальных костюмах и разнообразные ритуальные предметы. Впервые оригами стали использовать в японской культуре именно для проведения ритуальных церемоний.

В Японии люди обычно приобретают навыки складывания из бумаги в раннем детстве. Впрочем, этим интересным делом увлекаются не только дети, но и взрослые. Процесс складывания устроен таким образом, что чем-то схож с математикой. Некоторые фигуры бывают очень сложными, их иногда трудно выполнить даже взрослым.

А теперь все самое интересное об этом удивительном искусстве!

– Точное место зарождения оригами до сих пор неизвестно. Разнообразные способы складывания бумаги издавна существовали в Восточной Азии и Европе. Хотя люди из других стран и с других континентов и знали о том, что из бумаги можно складывать интересные фигуры, основоположниками оригами именно как искусства стали японцы.

– Бумага была изобретена в Китае. В Японию ее перевезли буддийские монахи.

– Японское обозначение бумаги, «ками», является омонимом слова «дух» или «бог». Первоначально, как это уже было сказано выше, бумажные фигурки использовали исключительно для религиозных церемоний. Бумажные бабочки символизировали невест и женихов в синтоистских свадебных традициях, которые живы до сих пор.

– В 1797 году была опубликована первая книга об оригами. Она называлась «Сембазуку ориката» (складывание тысячи журавликов). Ее автором был Акисато Рито. Правда, в книге описывались не столько способы складывания, сколько культурные обычаи страны.

– В одном из изданий энциклопедии японской культуры под названием «Кайарагуза», опубликованном в 1845 году, была представлена полная коллекция известных на тот момент фигур традиционного японского оригами.

– Современное оригами развилось благодаря Акире Йошизава. На протяжении многих веков люди складывали одни и те же традиционные модели. Однако именно мастер Йошизава в 1950-х опубликовал несколько книг, в которые представил совершенно новые для японской культуры фигуры. Вместе с американкой Сэм Рандлетт он описал основные принципы складывания бумаги и познакомил с оригами людей во всем мире. Людям очень нравились модели Акиры Йошизавы, которые он выставлял на выставках. Это привело к появлению новых фигур и форм в разных странах за пределами Японии, а также формированию различных оригами-ассоциаций по всему миру. Йошизава умер в 2005 году в возрасте 94 лет.

– В "Книге рекондов Гиннесса" представлены самые разнообразные рекорды по складыванию японских журавликов. Среди них имеются рекорд на самую сложную модель, самую большую или самую маленькую, на самое быстрое складывание 100 журавликов и так далее.

– Сложенный из бумаги журавлик является международным символом мира. Таковым он является с 1999 года. Именно тогда был сложен самый большой журавлик. Его высота составляла 6,5 метра, а вес – 794 кг. Журавлик был настолько огромен, что его пришлось показывать зрителям на стадионе. И весь он был сделан исключительно из бумаги!

– Еще один японский мастер оригами, Акира Найто, создал самого маленький бумажного журавлика. Сделал он его из квадрата бумаги размером 0,1 на 0,1 мм. Акире пришлось проделывать эту работу с помощью пинцета и микроскопа.

– Фридрих Фрёбель, основатель детских садов, придавал большое значение таких видам рукоделия, как складывание и вырезание из бумаги. Благодаря оригами и подобным искусствам в начале 19 века он создал множество учебных пособий для воспитания детей. Позднее идея создания детских садов распространилась по всей Европе и за ее пределами, благодаря чему и оригами стало популярно на этих территориях.

– Энтузиастами оригами было образовано несколько оригами-ассоциаций по всему миру. Поначалу они были только в США и Великобритании. Сейчас клубы мастеров и увлеченных оригами можно встретить во всех больших городах мира.

– Современные художники с помощью усовершенствованных методов складывания бумаги создают все более сложные модели оригами. Они настолько красивы, что до глубины души поразили бы древних мастеров этого искусства. Сейчас легко можно купить книги с инструкциями по складыванию оригами-моделей. Некоторые инструкции могут включать в себя такие процессы, как вырезание и склеивание бумаги. Это тоже неплохо. Подобные действия часто необходимы для того, чтобы придать моделям прочность и устойчивость.

– Традиционно оригами делали из особой бумаги. Нынешние художники используют для этих целей оберточную бумагу или даже фантики от конфет, а также широкое разнообразие самодельной бумаги. Иногда в ход идут и обычные газеты. Самым оригинальным подарком оригами может служить фигура, сложенная из бумажной банкноты.

Оригами увлекаются люди разных профессий, возраста и состояния здоровья. Им могут заниматься даже слепые! Все, что для этого требуется, - это бумага, терпение и настойчивость. С появлением интернета стало достаточно просто находить разнообразные инструкции для складывания. Таким образом, искусство оригами по-прежнему продолжает процветать.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Важно отметить, что оригами - не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.

Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны - прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.


29.08.2013 г.

23290 0

Краткая история оригами. В статье приведены сведения о древнейших фигурах оригами и их использовании в религиозных культах.

А началось все, как ни странно, вовсе не в Японии, а в Китае…

История возникновения оригами

Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в в начале нашей эры и секрет ее изготовления хранился в строжайшей тайне. Виной ли тому промышленный шпионаж, или японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, превышающую по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях – для записи священных текстов и другой информации, – но и для создания нового искусства. Впрочем, бумага поначалу была чрезвычайно редким и дорогим материалом, поэтому все изделия из нее, в том числе и оригами, использовались исключительно в религиозных обрядах буддистов. Кстати (не беремся сказать, как так получилось), но по-японски слова «бумага» и «Бог» имеют схожее звучание: «kami», что, очевидно, весьма способствовало приданию фигуркам из бумаги религиозного смысла. Использование первых фигур оригами для богослужений наложило отпечаток и на технику: классическое оригами изготавливается из квадрата, а эта фигура уже сама по себе является сакральной в японской культуре.

Некоторые отголоски той, давней сакральности чувствует каждый, кто любит работать с бумагой. Складывание оригами требует от человека настоящей медитации, он отвлекается от посторонних мыслей, сосредотачивается, объектом его размышлений становится красота геометрических форм, чистота и точность линий, строгая последовательность действий. Это ли не лучшее лекарство от нервотрепки нашего бешено несущегося мира?

Но вернемся к древним фигурам оригами . Что же они из себя представляли?

Самый ранний из известных примеров использования оригами - катасиро . Катасиро - это что-то вроде кукол, символические изображения божеств-«козлов отпущения», которых вырезали из специальной бумаги - дзингу ёси («храмовая бумага»). Именно на катасиро древние японцы мистически переводили все пагубные влияния, «порчу» и «сглазы». После религиозной церемонии фигурки сжигались или спускались священнослужителями в реку, которая уносила все плохое в небытие. (Забавно, но некоторые современные психологи для избавления от навязчивых негативных мыслей советуют почти такой же метод: смотреть на дорогу, «записывать» плохие мысли на воображаемых стикерах и «клеить» их на уносящиеся вдаль машины).

Также в древней Японии большое распространение имели, да, впрочем, имеют и до сих пор, коробочки из бумаги. В небольших бумажных коробочках кусочки еды приносились в жертву японским божествам. В обмен на эту жертву люди ожидали благополучия в доме, богатства на столе, мира и спокойствия.

Важную роль оригами играло и в области формального этикета. Подарки, вручаемые во время различных церемоний и праздников, могли быть завернуты десятком различных способов, каждый из которых нес определенное значение. А на свадебных и похоронных обрядах использовались искусно сложенные бумажные орнаменты, например, бабочки, которыми украшали бутылки с сакэ.


Позднее, когда бумага стала более общедоступной, традиционные коробочки из бумаги стали частью украшения японских домов и играли важную практическую роль в быту. Многие из древних форм коробочек дошли до наших дней.

Одной из древнейших является фигурка журавля оригами (Цуру). Она описывается в двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни, символом бога долголетия Фуцурокудзю. Фуцурокудзю обычно сопровождали журавль, олень и черепаха. Отсюда, возможно, и пошел обычай дарить бумажного журавлика с пожеланием счастья и долгой жизни.

Сложно сказать, когда оригами из религиозного искусства превратилось в развлечение. По всей вероятности, это произошло в эпоху Хэйан (794 - 1185) (слово «хэйан» означает «мир, спокойствие»). С тех пор оригами стало активно развиваться. Сначала оно стало занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер.


Позже, в эпоху Эдо и Адзути-Момояна, оригами покинуло пределы придворного искусства и вошло в «широкие массы», стало общедоступным времяпрепровождением. Именно в это время были придуманы новейшие фигурки, которые позже стали классическими. Искусство оригами передавалось из поколения в поколение по женской линии.

Фигурками оригами декорировали свадебный пир, самураи развлекали своих дам, даже письма складывали определенным образом и декорировали оригами, бумажные фигурки использовали в народной медицине и верили в их магическую силу, в которую верят и ныне. Даже сейчас в некоторых областях Японии изготавливают амулеты, символизирующие семейную гармонию (нагаси-бина и гофу).

Следующий период в развитии этого искусства наступил после 2-й мировой войны, когда оригами вышло далеко за пределы Востока, попав в Америку и Европу.


Но искусство складывания бумаги, аналогичное оригами, возникало самостоятельно и в других странах. Например, известна испанская школа оригами , которая связана с именем Мигеля Уманумо , которая распространилась и в страны Южной Америки. Испанцы придумали свои методы складывания классических фигурок, а также изобрели совершенно новые. Например, метод складывания птичек из бумаги – «пахарит » (в Мексике такую птичку называют «паярит »).

Поклонниками этого увлекательного вида творчества были Леонардо да Винчи, иллюзионист Гуддини, а также писатель и математик Льюис Кэрролл.

В России же большим любителем оригами был не кто иной, как Лев Толстой. Незатейливое искусство складывания бумажных журавликов великий писатель, впрочем, известный и другими своими парадоксами, ставил едва ли не выше, чем творения профессиональных поэтов и музыкантов. Вот как он писал об этом:

«Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями.

Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передаётся, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство. Не могу не заметить при этом, что это единственное новое произведение в области бумажных петушков (cocottes), которое я узнал за 60 лет. Поэм же, романов и музыкальных пьес я за это время узнал сотни, если не тысячи. Мне скажут, что это произошло от того, что петушки не важны, а поэмы и симфонии важны. А я думаю, напротив, петушки содействуют развитию и радости многих детей, поэмы и картины ни на что не были нужны. Если так долго не было ничего в области петушков, то я думаю, что это произошло скорее оттого, что написать поэму, картину, симфонию гораздо легче, чем выдумать нового петушка».