Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе. Дипломная работа - Эмоционально-личностное взаимодействие детей в разновозрастной группе - файл n1.doc

Разновозрастная группа в детском саду

Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Сегодня все чаще появляются разновозрастные группы и надо отметить, что находясь в окружении товарищей с разным опытом жизни и уровнем знаний, дошкольники получают больше возможностей для саморазвития (как младшие, так и старшие). Младшие дети перенимают опыт от старших, а старшие учатся заботиться о младших.

Робкий ребенок заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы, ведь толкнуть ровесника и толкнуть младшего - разные вещи. А младшие тянутся за старшими, становятся более самостоятельными.

Особенности разновозрастной группы

Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети разного возраста. При этом занятия проводятся по подгруппам: в одной подгруппе старшие дети, во второй - младшие. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Также обязательно проводятся и совместные игры и занятия с целью научить детей разного возраста эффективному взаимодействию друг с другом.

Например, организуется коллективная работа (панно), когда старшие дети — организаторы и основные исполнители, а младшие — их помощники (готовят материал, подают инструменты). Или другой вариант: младшие дети определяют узор для аппликации, а старшие действуют по образцам, учитывая их замечания и пожелания. Такое совместное участие способствует взаимопониманию и сплачивает всех ребят.

С чего начинается работа в разновозрастной группе?

Воспитатель обязательно проводит подготовительный этап, суть которого — создание положительно-эмоционального настроя в начале учебного года на предстоящее взаимодействие детей разного возраста. Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества их старших товарищей («Хорошо играет с младшими», «Защищает младших») и положительные качества младших детей («Дружит со старшими, учится у старших, помогает им»).

Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения: со взрослыми, с ровесниками и с младшими (старшими). Такие разнообразные варианты общения дают больше возможностей личностного развития ребенка.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.

Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для разных возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.

Деятельность воспитателя по социально-личностному развитию детей в разновозрастной группе.

Как же обеспечивать успешное общение детей в разновозрастной группе? Шести-семилетние девочки более активно проявляют желание общаться с малышами во время подготовки ко сну, на прогулке, в ролевых играх. Мальчики более сдержаны, а если и вступают в контакты с младшими, то преимущественно в ходе подвижных игр.

В общении можно выделить следующие типы взаимодействия (соответственно подгруппы) детей.

Первая подгруппа. Дети, охотно вступая во взаимодействие с младшими, занимают при этом позицию «старшего» — доброго, умелого помощника, организатора общих действий, чуткого товарища. Подключаясь к игре малышей, они развивают и обогащают сюжет с учетом желаний и возможностей своих партнеров, решение о том или ином изменении всегда согласовывают. Помощь в ходе режимных моментов оказывается ими в мягкой, доброжелательной форме и не методом простого исполнения действий за младшего, а путем показа, обучения. В общении речь их насыщена нежными, уменьшительно-ласкательными словами, сравнениями («Ты моя хорошая, давай мы здесь домик построим для куколки, да? Видишь, какая ты умница, как красиво у тебя все получается»).

На таких детей педагог может опираться. Он повышает их авторитет среди ровесников (но не захваливает), подключает к выполнению более сложных поручений.

Вторая подгруппа. Активно-отрицательное взаимодействие. Так же, как и предыдущая подгруппа, старшие дети охотно вступают в общение с младшими. Но контакты поддерживают только потому, что они обеспечивают им командную роль. Ловко используют так называемые слабые места партнеров. Неправильно понимая позицию старшего (как позицию «над младшим», а не «впереди» его), предпочитают действия с позиции-силы. Порой, заметив, что малыш готов выйти из повиновения, или бросают игру, или идут на мелкие уступки, пользуются его неопытностью. Помощь оказывают несколько демонстративно, поглядывают на взрослого, как бы призывая его высоко оценить свой поступок. Могут явно выражать недовольство, раздражение по поводу неумелых действий партнера. Сама же помощь реализуется полным исполнением действия, подавлением самостоятельности. Своеобразна и речь, изобилующая указаниями, упреками, замечаниями, даже угрозами. Нередки попытки переложить вину на младшего («Ему ведь ничего не будет: он маленький»), равно как и желание выделиться перед сверстниками и взрослыми на фоне менее умелого малыша.

Итак, эта подгруппа детей, обладая достаточным уровнем знаний о возможностях младших, проявляет желание взаимодействовать с ними, но мотивационная основа по сути своей эгоистична («Младшие не догонят меня», «Буду слушаться: что скажу, то и будут делать», «Не смогут отнять у меня игрушки»).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы своевременно выявить такого рода проявления у старших детей, эмоционально воздействовать на ребенка: личным примером, в ходе занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы.

Третья подгруппа. Безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Особенности: не испытывая внутренней потребности в контактах, дети по просьбе воспитателя непродолжительное время общаются с младшими, но вскоре спешат заняться своими делами. На их вопросы дают либо односложные ответы, либо вообще не реагируют. И вполне понятно, что малыши постепенно умолкают.

Образно говоря: возможность обрести в общении с младшими позицию «старшего» и строить в соответствии с ней свое поведение для них неактуальна. Равнодушное отношение к малышам мотивируют так: «Мне с ними неинтересно», «Не знаю, что с ними можно делать», «Они ничего не умеют сами, все портят, только в песке роются».

Нередко такое поведение характерно и для детей, которые, в общем-то, умеют занять малышей. Дома они привыкли помогать родителям, ухаживают за младшими братьями и сестрами. Но все расценивается исключительно как обязанность, как долг, как поручение, которое им приходится выполнить.

Задача воспитателя при работе с этой подгруппой детей — какое-то время вовсе не опираться на них, не привлекать к совместной деятельности с младшими, оставив за ними роль зрителей, наблюдающих успешное взаимодействие своих ровесников с младшими. Участие сверстников, скажем, в подготовке и проведении кукольного представления для младших детей, ликование и радость маленьких зрителей не оставят их равнодушными. Кроме того, авторитет сверстников постепенно подведет к мысли о том, что в общении с малышами можно почерпнуть много интересного, необычного. Но, разумеется, если ребенок сам проявляет инициативу, воспитатель доверяет ему.

Любовь Топоркова
Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов . В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы .

В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие :

1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу );

3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп ;

4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей :

Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 10детей;

Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей;

Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) –20детей

Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста , находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.

Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого , смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп , создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние : хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога , однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста .

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Психологи, педагоги, воспитатели и, конечно, родители по- разному относятся к феномену разновозрастных групп в детских дошкольных учреждениях.

Некоторые полагают, что именно в группах детей различного возраста обеспечиваются лучшие условия для общего психического и морального развития, поскольку здесь, по их мнению «старшие дети учатся помогать младшим» , «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются»

Другие, наоборот, считают, что в разновозрастных группах возникает ряд проблем, связанных с трудностями организации воспитательного процесса, невозможностью учета индивидуальных способностей детей разного возраста и пр .

Учебно-воспитательная работа в разновозрастных группах имеет ряд определенных сложностей, наиболее сильно проявляющихся в группах , укомлектованных детьми резко контрастного возраста. В первую очередь, это трудности организационного характера :

1) проблемы создания необходимого воздушно-теплового режима;

2) различная степень восприимчивости детей различного возраста к инфекционным заболеваниям и отличающийся уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности;

3) трудности при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем.

Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский садик, малыши попадают в уже организованный коллектив , легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение , поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки , которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста , для организации взаимопомощи , обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы , однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса , которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа , работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой .

Способа организации коллективных занятий в разновозрастной группе :

1. начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах , а окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 - у средних и т. д.) ;

2. последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой , потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

Публикации по теме:

В соответствии требованиям «Федерального государственного стандарта дошкольного образования», САНПина, Порядка организации образовательной.

«Особенности работы с одаренными детьми». Консультация для педагогов Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может.

Никто так хорошо не знает, не чувствует своего ребенка как родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать.

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация для родителей «Особенности логического мышления дошкольников» Детство-самая счастливая пора жизни человека. Ребенок в дошкольном возрасте очень энергичен и активен. Его притягивает практически все,он.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей с ЗПР» Особенности познавательного развития детей с ЗПР. Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость.

Консультация для родителей «Особенности второго года жизни ребенка» В кругу семьи. Уважаемые, родители, второй год жизни ребенка это период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно,.

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия» Взаимодействие со старшим поколением. Старшее поколение – бабушки, дедушки – это люди, которые имеют большой жизненный опыт, но уже потеряли.

Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Библиотека изображений:

Педагогу требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка.

Педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

При организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) - на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Общение считается сложной структурой социального взаимодействия, помогающей детям удовлетворить стремление к самопознанию и самооценке. По данным многих психологических исследований ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми. При этом развитие способностей к общению развивается поэтапно и во многом зависит организационной способности взрослых.
Чтобы понять специфику взаимодействия детей, стоит определить, как развиваются навыки ребенка, и какие потребности он испытывает в каждой возрастной группе.


От рождения до 1 года


До определенного момента круг общения ребенка составляют в основном взрослые, с которыми взаимодействие происходит по средствам общения на простейшем уровне: обмен эмоциями и жестами. Примерно к 10 месяцем малыши проявляют внимание к другим детям, начинают наблюдать за их деятельностью, могут становиться участниками игры.


От 1 года до 3 лет

У ребенка активно развивается речь, возникает яркий интерес к общению с другими детьми. Малыш активно вступает в совместные игры, учится меняться игрушками и находить друзей, выделяя некоторых детей от остальной группы. При этом даже самые добродушные дети проходят период сдержанности в общении, могут проявить агрессию и эгоцентризм, в отношении к вещам и родителям, вступить в драку отстаивая свое.

подготовка к общению с другими детьми


От 3 до 5 лет

У ребенка появляется уверенность, но он все еще нуждается в руководстве и внимании. В этом возрасте дети учатся наблюдать и взаимодействовать друг с другом, каждый из них может выступить как инициатор общения. Они готовы делать что-то по очереди с другими и все больше увлекаются играми с четкими правилами.
Вместе с тем развивается желание сопереживать, и соответствовать мнению других. Дети много разговаривают и делятся своими чувствами, мыслями, историями.


От 6 до 10 лет

Ребенок стремится к контролю собственного мира и начинает отстаивать свое мнение, способен участвовать в длительных играх и даже остаться на ночь в гостях. Появляется лучший друг, но этот статус может передаваться разным детям. Ребенок подражает своим друзьям, ищет их одобрения и перенимает привычки.
В большей степени именно в это время дети делятся на группы по половому признаку, компании мальчишек и девчонок противопоставляют себя друг другу. Ребенок познает себя как личность, проводит больше времени в одиночестве, старается стать хорошим гражданином и товарищем.


От 11 до 14 лет

Сложный период полового созревания и определения социальной значимости. Происходит противопоставление себя взрослым, установление новых позиций. Здесь же имеет место пик значимости общения в компании сверстников единомышленников. Появляется половое влечение, соответствующие мысли чувства, интерес к противоположному полу. Ребенок ищет сопереживания и сам учится сопереживать. Именно в этом возрасте подростки начинают отвергать свою принадлежность к детям и ждут принятия своей взрослости окружающими.

проблемы подросткового возраста
Видно, что стремление к общению с другими детьми появляется у ребенка уже в один год и к четырнадцати годам достигает своего пика, когда группа друзей становится на первое место. Определяется это тем, что человек изначально социальное существо, которое не может жить вне общества, это основная задача при овладении навыками взаимодействия. В таком контексте общение детей между собой приобретает особую значимость.


Важность общения разновозрастных детей

общение очень важно
Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего», «взрослого». Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.
Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтения младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

взаимодействие детей разных возрастов
Преимуществом разновозрастного общения является то, что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки». При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.
Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению. В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т.к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.


Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности. При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.
Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств, отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе.

(Лекция)

  • Дипломная работа - Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Развитие слуха у детей с помощью методов Марии Монтессори (Дипломная работа)
  • Любина Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада (Документ)
  • Практические занятия - конспекты занятий для дошкольников (Лабораторная работа)
  • Дипломная работа - Развитие творческих способностей ребенка (Дипломная работа)
  • Интегрированное занятие в 1 мл. группе д/с (Документ)
  • Курсовая работа - Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста (Курсовая)
  • Дипломная работа - Коррекция осанки у детей с ЗПР 7-8 лет (Дипломная работа)
  • Курсовая работа - Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ (Курсовая)
  • Дипломная работа - Водоснабжение и водоотведение (Дипломная работа)
  • n1.doc

    Введение 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности 6

    1.2 Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе 9

    1.3 Психолого-педагогическая характеристика разновозрастной группы 13

    ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 20

    2.1 Анализ передового опыта по проблеме взаимодействия детей разного возраста 20

    2.2 Педагогический эксперимент 25

    2.2.1 Организационный этап 25

    2.2.1 Практический этап эксперимента 27

    Заключение 48

    Список использованных источников 51

    Карта психологического изучения ребенка 57

    Анализ игровой деятельности 59

    Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми и детьми старшего возраста» 61

    Введение

    Многочисленные советских и современных педагогов посвящены вопросам организации и планированию занятий с детьми раннего возраста (Г.М. Лямина, Э.Г. Пилюгина, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, С.И. Якименко, Л.П. Голян).

    В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (Аванесова, Мищенко, Шиянова, Подласый) по проблемам организации малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература периода 70-х-80-х годов, ориентированная на реализацию «типовой программы» обучения в детском саду. Современный же педагог оказался в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее «сезонности». Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

    Анализ межличностного общения разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

    Целью настоящего исследования является определение специфических особенностей эмоционально-личностного взаимодействия детей в разновозрастной группе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач :


    1. определить понятие и сущностные характеристики разновозрастной группы в дошкольном учреждении;

    2. проанализировать возможные трудности, возникающие при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе;

    3. описать психолого-педагогические особенности разновозрастной группы;

    4. в ходе эксперимента проанализировать особенности взаимодействия дошкольников различных возрастов.
    Объектом исследования выступает процесс организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников в разновозрастных группах.

    В качестве предмета исследования выступают особенности межличностного взаимодействия дошкольников, специфические черты их поведения в рамках учебно-познавательной деятельности.

    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей эмоционально-личностного взаимодействия дошкольников различных возрастов и специфической организации учебно-воспитательного процесса.

    Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на практике, при организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников, составлении учебно-методических пособий, а также при дальнейшем написании научных работ.

    Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и двух теоретико-практических глав, заключения, библиографического списка и приложения.

    Во введении обусловлена актуальность исследования, приводятся цель и задачи исследования работы.

    В главе 1 рассматриваются теоретические основы взаимодействия детей в разновозрастной группе детского сада, определено понятие такого рода групп, причины их формирования, и трудности организации учебно-воспитательного процесса в таких условиях.

    Глава 2 посвящена описанию поставленного эксперимента. Здесь приводится анализ передового опыта по выбранной проблеме, пошаговое выполнение задач эксперимента.

    В заключении приводятся результаты исследования.

    Библиографический список состоит из 40 источников.

    В приложении представлены таблицы и диаграммы, иллюстрирующие результаты проведенных исследований.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности

    Одним из наиболее значимых направлений модернизации современного образования является формирование образовательных учреждений различных возрастных ступеней, проектируемых в соответствии с представлениями о возрастном развитии ребёнка и ведущих типах деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков).

    Осознание того, что среднему и старшему дошкольному (В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова), возрастным этапам должны соответствовать свои уникальные дидактические и методические системы, учебные программы, принципы психологической диагностики, приводит к необходимости поиска путей построения адекватных и эффективных форм образования.

    В современном мире дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования, на которой закладываются основы для дальнейшего формирования полноценной личности.

    Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. В Республике Беларусь наполняемость групп детей одного возраста в дошкольных учреждениях должна составлять:

    Для детей возрастом до одного года – до 10 человек;

    Для детей возрастом от одного года до трех лет – до 15 человек;

    Для детей возрастом от трех лет до шести (семи) лет – до 10 человек;

    Разновозрастные группы до 15 человек;

    С кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;

    В оздоровительный период до 15 человек.

    Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

    В самом общем смысле слова разновозрастная группа – объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:

    1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

    2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

    3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

    4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

    5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

    В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

    Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

    Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

    Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей .

    Многочисленные исследования, посвященные изучению особенностей развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии. Во время пребывания ребенка в детском саду реализуют себя две основные потребности:

    Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет;

    Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет .

    Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

    1) практически – эмоциональное общение– 2-4 года;

    2) ситуативно-деловое общение – 4 – 6 лет;

    3) внеситуативно-деловое общение – 6 лет .

    Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

    Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

    Знания программ всех возрастных групп;

    Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

    Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

    Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .