Организация и проведение активного отдыха в дошкольном учреждении. Активный отдых детей в детском саду

Эффективность учебно – воспитательного процесса в ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности детей с активным отдыхом. Его специфика заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность учебно – воспитательного процесса в ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы; при этом особенно важно рационально чередовать разные виды деятельности детей с активным отдыхом. Его специфика заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками.

Активный отдых, предусматривающий коллективные двигательные действия, открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия. Наряду с этим активный отдых, построенный на преимущественном использовании игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности. Ведь игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям.

Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение невротических состояний, связанных с перенапряжением. Необходимо отметить, что активный отдых, органично сочетающий разные виды деятельности (двигательная, игровая, познавательная, трудовая, общение), способствует как оздоровлению, так и обогащению общекультурного развития ребёнка наряду с решением социально – психологических и мировоззренческих задач.

  • возрастными особенностями, состоянием здоровья физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физическому воспитанию и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;
  • природными факторами;
  • условиями проведения;
  • национальными традициями (фольклор, народные подвижные игры и т.п.).

В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают такие зарекомендовавшие себя формы активного отдыха детей как:

  • физкультурные праздники,
  • совместные праздники с родителями,
  • физкультурные досуги,
  • дни здоровья,
  • неделя здоровья,
  • спортивно – театрализованные представления,
  • развлечения,
  • походы,

Спортивные праздники, развлечения, досуги – основные формы активного отдыха.

Для активного отдыха подбирают упражнения, освоенные детьми на занятиях. Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.

Широко применяются:

  • сюжетные и игровые упражнения;
  • подвижные, хороводные, музыкально – ритмические игры.

При проведении активного отдыха используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

В летний период физкультурно – оздоровительной работе и активному отдыху уделяется особое внимание. Это обусловлено тем, что летом снижается количество обязательных занятий, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать оздоровительные силы природы. Поэтому летом мероприятия активного отдыха проводятся еженедельно, что обеспечивает реализацию оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей выносливости, смелости, ловкости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют, совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – в интересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с ними традициями, расширяют кругозор в области спорта.

При проведении мероприятий обеспечиваются условия, способствующие проявлению положительных нравственных качеств детей, доставить им радость от ощущения свободы и красоты собственных движений, вызвать интерес к коллективному выполнению физических упражнений.

Активный отдых в комплексе с другими воспитательными средствами закладывает основы гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Консультация для родителей ДОУ на тему: Лето

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой категории, АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №63 "Весняночка"
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. А так же родителям, которые планируют совместный летний отпуск.
Цель: развивать творческий потенциал родителей.
Задачи:
1. расширить представления родителей о способах организации летнего отдыха ребенка;
2. способствовать совместному времяпровождению родителей и детей.

Лето - это время отпусков! С нетерпением каждый из нас ждет это время года, чтобы по больше времени уделить нашим детям. Каждая семья выбирает для себя свой отдых. Одни уезжают в теплые страны, в поисках новых впечатлений, другие уезжают за город, на дачу, кто-то отправится в очарование глубинки (в деревню к бабушкам), а кто-то просто останется в городе. Но тем не менее, для каждого родителя будет полезна информация, как можно развивать ребенка летом, что новое и интересное можно показать, в какие познавательные игры можно с ним поиграть, и вообще какие открытия можно совершить летом юному исследователю.
Лето для нас предоставляет идеальную возможность, когда необходимо развивать и воспитывать детей, главное не упустить эти возможности данного времени года. Разнообразить деятельность ребенка и найти новые впечатления можно как и в родном городе, так и за его пределами, для этого важно подготовить активный познавательный совместный отдых с ребенком, в деятельности которого необходимо видеть необычное в простом: как красиво сверкает роса под завораживающую музыку леса. Но главное, не только увидеть необычное явление, а еще суметь преподнести это ребенку.
Так же, основной задачей необходимо наметить воспитание экологической культуры. Природа летом завораживает детей, но если они не будут знать правила поведения, тогда можно принести вред, как самому ребенку, так и окружающей природе. Что бы избежать этого, я предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Светофор природы».
В начале игры необходимо родителям выбрать ситуации для трех блоков, которые соответствуют цветам светофора:
- красный цвет - означает вред, который мы наносим природе;
- желтый цвет – символизирует нейтральность, вреда никакого для природы не приносим, но в то же время пользы для нее нет;
- зеленый цвет – приносим реальную пользу для природы.
Так же, во время летнего отпуска важно не забыть про формирование творческих способностей ребенка.
Дорогие родители, главное не забывайте, если правильно будете использовать, без злоупотребления естественную силу природы, только тогда, она будет оказывать благоприятное влияние на растущий организм ребенка. Именно поэтому, родителям важно с самого раннего возраста приучить своих детей осознанно выполнять правила безопасного поведения, особенно во время летнего отпуска.
Если вы хотите, чтобы летние каникулы вашего ребенка были активными, но одновременно и безопасными, тогда необходимо запомнить несколько основных правил. Солнце вырабатывает не только тепло и свет, но еще благодаря воздействиям солнечных лучей в нашем и детском организме вырабатывается витамин Д, который нужен для роста и формирования организма, а так же защищает его от разных родов инфекции. Но в то же время, если долго находиться под прямыми солнечными лучами, температура воздуха когда нагревается больше 25 градусов, тогда можно вызвать или солнечный или тепловой удар.
Купание является самым приятным и эффективным видом закаливания. Во время плавания в работу подключаются все виды мышц, подкрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но так же важно помнить, что следует начинать постепенно и осторожно. Во время первого купания, если ребенок не подготовлен, вода должна быть не менее 22 градусов, а само купание не должно превышать 2-4 минут, лишь спустя пару дней игры в воде продлеваются до 10 минут.
Если вы будете помнить и выполнять эти несложные правила, тогда вы убережете и себя, и своих родных от многих неприятностей, а летний отпуск для вас будет здоровым и радостным!

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель-ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра-жнения и игры в различных режимных процессах под руковод-ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы.

В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.

Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются во всех возрастных группах в дни каникул и ежемесячно в течение года.

Физкультурный досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи-зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат-ривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается сила мы-шечной и эмоциональной нагрузки;

Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы украшения, атрибуты.

При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче-ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.

Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор-чество— это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про-грамм для последующих физкультурных досугов.

Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по-желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов — это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.

Цель активного отдыха - создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.

Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.

Распределение нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части - игры средней подвижности, в основной части - большой подвижности, эстафеты, в заключительной - малой подвижности, спокойного характера.

По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:

I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха-рактера:

* общая игра средней подвижности для всех детей;

* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;

* игра большой подвижности для всех детей;

* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.

2. Разнообразные основные движения (бег, прыжки), спортивные упражнения:

* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;

* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен-ными линиями, змейкой между предметами, по линии на-рисованными на земле.

3. Строятся из элементов одной из спортивных игр (баскетбола, хоккея):

* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;

* игра-соревнование команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.

4. Игры-эстафеты . Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра на спортивное ориентирование - куда ведет дорожка, упражнения с цветам.

Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном занятии.

5. Комбинированный вариант музыкального и физкультурного досуга:

Разнообразные движения с предметами;

Танцевальные упражнения, игры, которые выполняются под музыку.

В программу каждого варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные номера, которое готовятся в тайне от детей.

Подготовительная работа к физкультурным досугам:

1. Составление конспекта.

2. Определение места и его оформление.

3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.

Начало может быть разным - построение, вход под музыку, свободный

вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.

Номера, включенные в программу должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.

В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,

если хорошо знакомы - не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации детей при выполнении заданий.

Физкультурные праздники проводится 1 раз в квартал, продолжительность- в младшей группе 20-30 минут, в средней-40-50 минут, в старшей группе- 50-60 минут. Планируются физические упражнения, игры с элемен-тами спорта, подвижные игры, спортивные уп-ражнения, игры-эстафеты, а также занима-тельные викторины и загадки.

Организуются на участке, в зале, на лугу, на стадионе, в зависимости

от природного окружения, времени года, состояния погоды.

Чтобы на нарушать режим жизни, надо организовывать физкультурные праздники второй половине дня. При условии их проведения в дни каникул и в Дни здоровья - в первую половину дня.

Допускается объединение нескольких групп.

Варианты проведения физкультурных праздников:

1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры и спорта, привлечение детского и взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты», «Олимпийские надежды», «День волейбола», «День футбола», «праздник Нептуна», «Мы-физкультурники», «День эстафет».

2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию труда людей разных профессий. Задача - воспитание и уважение к людям труда, закрепление знаний о разных профессиях и трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие различные профессии: матросы на вахте, кто построил красивый домик. Приглашаются ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют и награждают детей.

З. Совместные праздники детей и родителей: «Всей семьей на старт», «Семейный поход», «Мама, папа, я - спортивная семья». Они содействуют вовлечению детей и взрослых к совместному занятию физкультурой, повышают интерес взрослых к жизни д/с.

4. Игры.

5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.

Обязательный компонент праздника - сюрпризный момент.

Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:

- цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.

Предварительная работа: распределение обязанностей между музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, подготовка спортивного участка.

Далее составляется сценарий праздника в зависимости от выбранного ва-рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника. Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей, приглашения для гостей, выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. - открытие праздника начинается с торжественной части-построение, приветствие, представление жюри, открытие завершается подъемом флага или парадом участников.

После торжественной части рекомендуется проводить показательные выступления с атрибутами и без: акробатика, ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением, с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.

Подведение итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке, взаимоуважении.

В конце физкультурного праздника - общее подведение итогов, вручение памятных медалей, значков, эмблем, исполнение любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага соревнования.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здо-ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.

В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель-ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм-мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го-да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.). Так, для детей старших групп пеший поход проводится в два перехода: 30—40 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо орга-низуется активный отдых (игры, упражнении в природных усло-виях, игры-забавы, загорание и т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. п. В зимний период предпринимаются лыжные походы, основные задачи которых—развитие навыков самоорганизации, дисци-плинированности, воспитание чувства товарищества, взаимовы-ручки. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5 час, дистанция — 2-2,5 км (в два перехода).

Для детей средней группы организуются походы продолжи-тельностью 15—20 мин в один конец, для второй младшей груп-пы - походы продолжительностью 10—15 мин.

Планируя поход, необходимо продумать такие вопросы, как места от-дыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражне-ниях.

О времени проведения и программе предстоящих Дней здо-ровья и дети, и родители извещаются заранее.

Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему появление сказочных пер-сонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоцио-нального тонуса детей и взрослых. В мероприятиях желательно участие ро-дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня-тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.

Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды-ха детей, в связи, с чем отменяются все заня-тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа-ют знакомые детям подвижные игры, эстафе-ты, разнообразные движения, танцы. Празд-ники организуются на территории дошкольно-го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко-водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз-доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, упражнения после сна, подвижные игры и физические уп-ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.

Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи-телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч-реждения.

Физкультурное занятие с элементами туризма представляет собой пешие и лыжные прогулки. Проводится в естественных условиях с целью реализации двига-тельной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к небла-гоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок за-висит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года. Физкультурное занятие с элементами туризма проводится 1 раз в неделю, начиная со старшей сту-пени дошкольного образования с 5 лет)

Хочется подчеркнуть, что Дни здоровья, физкультурные досу-ги, физкультурные праздники, физкультурное занятие с элементами туризма способствуют не только физическо-му развитию детей, но и их нравственному воспитанию, форми-руют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей об-щими целями.

ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ

Во время каждого туристического дохода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжение, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похо-да воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять уча-стие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог воспитатель должен соблюдать правила дорож-ного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растений.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.

С 2016-10-02 ПО 2017-31-05 мною была взята ТЕМА "Активный отдых детей в системе двигательного режима детского дошкольного учреждения" по самообразованию.

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Активный отдых детей в системе

двигательного режима детского

дошкольного учреждения

Введение ……………………………………………………………………………

1. Значение организации активного отдыха детей в дошкольном учреждении.

1.1. Сущность и содержание понятия «двигательная активность» применительно к детям дошкольного возраста……………………………

1.2. Особенность планирования активного отдыха в системе двигательного режима у детей дошкольного возраста……………...............................................

1.3. Организация активного отдыха детей в системе двигательного режима дошкольного учреждения………………………………………………………….

1.4. Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………………….

Введение

Ребенок - это человек с постоянной потребностью в движении. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя сейчас малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди наших воспитанников. Не случайно в последние годы одной из главных тем медицинской и педагогической литературы стало изучение факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма ребенка. Одним из таких факторов является двигательная активность детей (ДА).

По мнению специалиста Руновой М.А, благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гипокинезии (сниженная ДА) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.

Еще в исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Д. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста.

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.

Изучение специальной литературы свидетельствует о том, что эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации двигательного режима в детском саду. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом.

Цель работы: выявить педагогические условия, способствующие эффективному использованию физкультурных праздников, досугов, дней здоровья в развитии двигательной активности детей.

Задачи:

Изучить теоретические и методические основы проблемы исследования.

Отобрать физкультурные мероприятия: праздники, досуги, дни здоровья способствующие развитию двигательной активности и опробовать их на практике.

Для того чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физическому восстановлению детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Двигательная активность - это естественная потребность ребенка в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому необходимо создание предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

При разработке рационального двигательного режима в нашем дошкольном учреждении, мы старались не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность детей должна соответствовать их опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мы стараемся организовать разнообразную детскую двигательную деятельность, ее разнообразие, а также выполнение основных задач и требований к ее содержанию.

Основу двигательного режима в детском саду составляют физкультурно-оздоровительные занятия: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, а также оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после сна.

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно образовательная деятельность по физкультуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей, которые проводятся три раза в неделю.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей в нашем детском саду, значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Здесь основным условием является правильное руководство взрослыми этим видом деятельности детей, направленное на разнообразие игр и движений, не подавляя при этом инициативы детей.

Немаловажное значение в двигательном режиме имеет активный отдых детей. Совершенно невозможно представить себе жизнь детей в нашем детском саду без веселых досугов и развлечений , шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов при проведении дней здоровья! Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Различные виды активного отдыха развивают у детей сообразительность, смекалку, воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Проведение спортивных досугов, физкультурных праздников и дней здоровья призвано удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми в детском саду ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие умственных способностей, воспитание характера, воли, нравственности, создает духовный настрой пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Использование музыки в этих видах деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает их усвоение. При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Практика нашей работы убеждает, что взаимодействие коллектива детского сада и родителей делает активный отдых детей более эмоциональным, насыщенным, способствует сплочению семьи.

Опыт проведения физкультурных праздников в нашем дошкольном учреждении показал, их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. Широкое использование различных игровых приемов, игровых загадок, музыки способствует

положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. У чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения; малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя быстроту реакции, ловкость и гибкость. Совместная деятельность детей, преодоление совместно различных трудностей, достижение общего командного результата - все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают друг другу, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более слабым, застенчивым детям, подбадривая и поддерживая их возгласами, переживают за командные результаты, стремятся к победе

Спортивные праздники в детском саду могут проводиться в любое время года - в зале и на участке, но наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят праздники, организованные на открытом воздухе. Содержание и продолжительность праздника во многом зависит от сезона и условий, в которых он проходит. Так, при проведении зимних праздников на свежем воздухе, температура должна быть не ниже - 8 С, погода должна быть безветренная, а длительность - не превышать 40 -45 мин. При этом используются физические упражнения и игры, характерные для зимы, - игры и упражнения на санках, лыжах, элементы игры в хоккей, игры - эстафеты на снегу, ледяных дорожках и т.д. А продолжительность праздников, проводимых в зале и на свежем воздухе в летнее время - до 90

мин. Летом проводятся игры-эстафеты с бегом, прыжками, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии, соревнования на велосипедах и самокатах, элементы спортивных игр (баскетбол, футбол), веселые аттракционы.

Для успешного проведения праздника, разрабатывается программа и сценарий с учетом имеющейся материальной базы и спортивного инвентаря; подбирается музыкальный материал, изготавливается атрибутика, костюмы для сказочных персонажей, приобретаются призы для поощрения участников праздника.

В подготовке праздника принимает участие практически весь коллектив детского сада. Воспитатели проводят предварительную работу с детьми: читают литературные произведения, проводят беседы на различные темы, в зависимости от содержания сценария, играют в подвижные игры, готовят эмблемы команд, атрибуты, рассматривают тематические иллюстрации в книгах, открытках, буклетах, рисуют сюжетные картины и сказочных персонажей; воспитатель по физкультуре - разрабатывает сценарий и подбирает спортивные упражнения, подвижные игры, игры - эстафеты, конкурсы, соревнования, музыкальный руководитель - подбирает музыкальный материал.

В день проведения праздника, для создания непринужденной атмосферы и веселого настроения, часть территории детского сада, где планируется проводить праздник, мы украшаем в зависимости от времени года. Открытие праздника может быть самым разнообразным. Мы начинаем его с парада участников и построения команд около таблиц с эмблемой и названием команды. Затем следует приветствие команд в виде девиза, отражающего в своем тексте название команды, представление судей. И сказка начинается…, потому что чаще всего в основе сценария лежит сказочный сюжет - то, что близко, понятно и любимо нашими детьми. Они становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре событий сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только спортивный и эмоциональный, но и нравственный заряд.

Сценарии праздников разрабатываются нами так, чтобы исключить длительное пребывание детей на одном месте. В них включены массовые разминки и развлечения, общие подвижные игры, преодоление полос препятствий, соревнования.

Программа соревнований составляется с таким расчетом, чтобы все дети, даже физически слабо подготовленные, могли участвовать в них, Забавные упражнения, игры подбираются на основе программного материала для соответствующей возрастной группы. Целью соревнований может быть приобщение детей к занятиям физической культурой, популяризация отдельных видов спорта или движений, подведение итогов учебных занятий, определение физической подготовки детей и т.д. По окончании соревнований подводятся итоги, определяется команда - победитель. Однако, мы награждаем все команды почетными грамотами в разных номинациях. Например, «за волю к победе», «самая дружная команда», «самая спортивная команда» и т.д. Призы получают все дети, участвующие в празднике, чтобы у всех ребят осталось праздничное, веселое настроение. После окончания церемонии награждения, ведущий праздника и сказочные герои прощаются с детьми до следующих соревнований. Хорошо подобранные игры, упражнения развлечения, активное участие всех детей в празднике способствуют укреплению здоровья, приучают их к активному отдыху.

Наряду с физкультурными праздниками широко используются физкультурные досуги , как организованная форма активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу. Досуги проводятся во всех возрастных

группах в дни каникул и один - два раза в месяц, длительностью 30 - 50 мин. Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга. Одни развивают сообразительность, другие - творчество и смекалку, третьи - воображение и память, но объединяет их всех общая задача - воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Вот несколько вариантов физкультурных досугов.

Первый вариант. Досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале детям предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется», «Сделай так», « Ровным кругом» и т.д. Эти игры развивают у детей воображение, смекалку и фантазию. Затем дети участвуют в различных аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме. Содержание игр желательно подбирать с учетом уровня ДА детей. Детям с высокой ДА лучше предложить игры упражнения на равновесие, на внимание. Детям с низкой ДА - игры упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», « Перебежки» и т.д. Затем, после короткого отдыха детям предлагаются игры соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду», «Буксир», «Мотальщики» и т. д. В конце с детьми проводятся игры низкой степени подвижности.

Второй вариант. Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр с элементами футбола, баскетбола, хоккея. Однако использование этого варианта возможно лишь в том случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. В этом случае также необходим индивидуально - дифференцированный подход. Так, детям с высокой ДА, и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низкой ДА, и с отставанием в развитии моторики

Третий вариант. Досуг также может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен быть положен принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Первая подгруппа детей (с высокой ДА) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. А второй подгруппе детей (с низкой ДА) предложить задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции.

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх - эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузок. Для подгруппы с высокой ДА предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Второй подгруппе, с низкой ДА предлагаются более простые эстафеты. Игры - эстафеты могут повторяться не более 3 - 4 раз, между ними можно предложить детям отгадать загадки, вспомнить пословицы.

При проведении всех видов физкультурных досугов мы стараемся создать положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм детей, за счет введения сказочных персонажей, музыкального сопровождения, веселых аттракционов и эстафет, подвижных игр.

Большие возможности для оздоровления детей и улучшения их физического и эмоционального самочувствия дают дни здоровья , которые проводятся, как правило, 1 раз в квартал. В это время не проводятся традиционные обучающие занятия. Весь этот день посвящается деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья,

формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем организме и стремление беречь его.

День здоровья проводится на свежем воздухе. Многообразная и интересная двигательная деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе способствуют физической рекреации детей после умственной работы, укреплению здоровья, закаливанию организма, приучают их к активному отдыху. Игровая деятельность организуется в спокойной обстановке, без спешки, она должна создать жизнерадостное настроение у детей. В программу этого дня включаются подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных естественных природных препятствий. Основу программы составляют веселые и интересные детям физические упражнения и задания, включающие приобретенные ими двигательные навыки. Такое содержание позволяет проводить дни здоровья эмоционально, с большой двигательной активностью.

Содержание физических упражнений составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона. Например, зимой можно организовать катание на санках на ровном месте или с горы с различными заданиями на ловкость; игры с клюшкой, шайбой или мячом; метание снежков в цель, сооружение снежных скульптур, различные соревнования типа «Кто скатает самый большой снежный ком», взятие снежной крепости и т.д.

Подготовка ко дню здоровья начинается заранее. Необходимо продумать сценарий проведения этого мероприятия: начиная от приема детей и заканчивая уходом домой. А также музыкальное оформление, медицинское обслуживание.

Определение и регулирование нагрузок в этот день требуют особого внимания педагогов. Важное условие успешного управления нагрузками - их дозировка, которая осуществляется различными способами, выбор

которых зависит от педагогических задач, особенностей используемых упражнений и условий их применения. Нагрузка должна регулироваться в соответствии с возрастом детей, физической подготовленностью, состоянием здоровья. Интенсивные игры, эстафеты должны чередоваться с развлечениями, аттракционами, музыкальными номерами. Необходимо придать этому виду отдыха произвольный характер, не принуждать детей к обязательному выполнению намеченных видов игр и развлечений. Дети должны сами проявлять активность, стремиться участвовать в играх и упражнениях. Успешное проведение дня здоровья - результат слаженной и организованной работы всего коллектива детского сада.

В данной работе представлены сценарии спортивных мероприятий, которые проводились у нас в детском саду.

Заключение

Двигательная активность оказывает большое влияние на здоровье и жизнедеятельность ребенка. Без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Активный отдых детей - это не только умение двигаться, но и веселая, здоровая атмосфера игр и развлечений. И успех в создании интересных спортивных праздников, досугов и дней здоровья определяет творчески работающий воспитатель. Только ему, «играющему режиссеру», под силу преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно- творческую деятельность.

Большое значение при планировании и разработке сценариев спортивных праздников, досугов, развлечений и дней здоровья имеет специальная педагогическая литература, опыт коллег из других дошкольных учреждений. При анализе имеющейся литературы по данной проблеме, особенно интересны мне были пособия для практических работников ДОУ: «Физкультурные праздники в детском саду» авторы Н.Луконина и Л.Чадова, «Зимние физкультурные праздники» авторы Н.Силюк, Т. Дадонова, «Спортивные праздники и развлечения» группа авторов- педагогов издательство АРКТИ, «Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят» автор Н.Н. Ермак.

Совместная работа педагогов, методистов, родителей при организации активного отдыха детей формирует ценностно - ориентационное единство, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведет впоследствии к повышению у каждого ребенка уровня культурно - досуговой деятельности, эффективной реализации в ней воспитательно- познавательных возможностей.

Список литературы:

  1. Антонов Ю.Е, Кузнецов М.Н. Здоровый дошкольник. - М., 2008.- С.164.
  2. Баранова З.П. Пусть ребенок растет здоровым. - М.,2000. - С.92-93.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.1983.
  4. Доскин В.А. Растем здоровыми.- М., 1983
  5. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. М.,1992.
  6. Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. - М., 1980.
  7. Луконина Н. И. Физкультурные праздники в детском саду. - М., 2000.
  8. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000
  9. Миняева С.В.Подвижные игры дома и на улице. - М., 1985.
  10. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений на разной направленности на формирование двигательной способности детей старшего дошкольного возраста // Автореф. канд. дисс. - Л.,1980
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.,2000.
  1. Силюк Н.А, Дадонова Т.Л. Зимние физкультурные праздники.
  2. Шишкина В.А. Движение + движение.- М.,1992
  3. Яковлев В.В.Физическое воспитание детей в семье. - М., 1992
0+

Научиться держаться в седле или усовершенствовать свои навыки верховой езды вам помогут инструкторы школы «Гармония». Здесь рады ученикам любого возраста и с удовольствием делятся своей любовью к животным и многолетним опытом.

ул. 1-я Останкинская, д. 7А, стр. 38

Экшн-игра «Прятки в темноте» для детей 6+

Едва ли можно встретить ребёнка, которому бы не нравилась игра в прятки. А уж когда для неё оборудована целая локация в виде гигантского лабиринта, в котором можно и нужно действовать тактически, применять найденные предметы и всячески запутывать противника с целью оставаться незамеченным, то такое приключение способно вызвать настоящую бурю эмоций.

ул. Люсиновская, д. 53, корп. 2

Семейные парки активного отдыха Joki Joya 0+
Веселья никогда не бывает много!

Аттракционы, интересные и детям, и взрослым, игровые площадки, спортивные зоны, уютный ресторан и пространство для семейных праздников - где найти такое идеальное сочетание? В парках активного отдыха для всей семьи Joki Joya! Здесь можно весело и занимательно провести время всей семьёй или отметить детский праздник. Родителям вход свободный!

Новорижское шоссе, 5 км от МКАД, ул. 7-я Кожуховская, д. 9, ул. Кировоградская, д. 13, лит. А., Московская обл., ГО Мытищи, ул. Мира, д. 51, Поречная ул., д. 10, 56 км. МКАД, г. Балашиха, микрор-н Железнодорожный ул. Советская, д. 9., просп. Новоясеневский, д. 1.

Детская площадка «Пирамиды» в районе «Бунинские луга» 0+

Детская площадка «Пирамиды» в проекте «Бунинские луга» - креативное игровое пространство для детей разного возраста - от малышей до школьников. Это детский городок с домиками, каруселями, качелями и даже настоящим ручьём с развилками, шлюзами, водяным колесом и островами. Прогулка обещает быть интересной и познавательной!

НАО, поселение Сосенское, ул. Александры Монаховой.

0+

Не имеет значения, какой у вас уровень подготовки и сколько вам лет. В батутном центре «Невесомость» вы cможете отправиться в зону свободных прыжков, весело отметить любое мероприятие, посетить групповые занятия, нырнуть в поролоновую яму, поиграть в баскетбол на батуте или попробовать себя в экстремальных видах спорта.

Бумажный проезд, д. 19, стр. 1

6+

Дети обожают прыгать и без батута, а с ним - тем более. В зале батутного комплекса на ул. Складочной установлено 37 безопасных развлекательных батутов разных моделей, на которых можно весело попрыгать всей семьёй и освоить лихие акробатические трюки. Предварительной записи не требуется - просто приезжайте и развлекайтесь! В батутном центре можно провести детский день рождения или праздник в увлекательном физкультурном формате. А если вы войдёте во вкус и захотите тренироваться регулярно, в клубе есть детские спортивные секции и семейные групповые занятия.

ул. Складочная, д. 1, стр. 1, вход 12, ул. Ленинская Слобода, д. 26, стр. 35

Центр фитнеса и отдыха «Кимберли» 0+

В этом центре могут заниматься даже самые маленькие – занятия проходят для детей от двух месяцев. Аквазона, скалодром, фитнес, уроки танцев, фехтования и борьбы – всё это предлагает свои маленьким гостям «Кимберли Лэнд».

ул. Азовская, д. 24

ТРЦ «Вэйпарк» 0+

В «Вэйпарке» есть боулинг, бильярд, батуты, лабиринты и много других весёлых развлечений. Здесь работают филиалы популярных парков аттракционов «Космик» и Jungle Kids, сегвейдром, ледовый каток и искусственный горнолыжный склон. В батутном клубе «Джампвэй» можно не только от души попрыгать, но и принять участие в увлекательном спортивном квесте. А ещё каждую субботу с 12:00 в ТРЦ проводятся бесплатные анимационные программы для малышей - встречи с героями популярных мультфильмов, аквагрим, игры и конкурсы с призами.

71-й километр МКАД (внеш.), дер. Путилково, д. 16а

Лучшие аквапарки Москвы 0+

Первые аквапарки появились около 60 лет назад и изначально располагались там, где были подходящий климат и водоемы. Однако в конце прошлого века они постепенно перебрались в закрытые помещения и стали работать круглогодично благодаря новым технологиям водоснабжения и обогрева. Сегодня тропический курорт можно устроить даже на севере. Само собой, в столице немало аквапарков мирового уровня. Этот обзор посвящен наиболее крупным из них.