Обществознание: Основы теории познания.

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие – целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).


Познание – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки действительных знаний. Сначала познания было одной из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества познания стало особой деятельностью. В познании выделяют два уровня: чувственное познание, осуществляется посредством ощущения, восприятия, представления, и рациональное познание, протекающая в понятиях, суждениях, выводах и фиксируется в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего – познание природы и познания общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специальных наук когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т.д. Общее учение о познании дает философская теория познания (гносеология).


Познанием называют как процесс, который правильнее было бы обозначить словом «узнавания», так и результат этого процесса. В познании всегда содержится также узнавание. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познания может возникнуть только как следствие творческой фантазии.


Познание исследуется со времен греческой философии. Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось как особая область философии, получив название «Теория познания», и которое в 19 веке, а также в начале 20 в. иногда доминировало почти над всеми другими направлениями философии.


Внутри познания проводят различие между (ненастоящим) формальным или абстрактным, познанием и (настоящим) содержательным или конкретным познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит расчленение на многие виды познания согласно важнейших предметных областей.


Прогресс познания находит свою окончательную черту в черте узнаваемости. За этим пределом начинается непознаваемое (часто ошибочно называемое иррациональным). Существование непознаваемого – это такое существование, которое не дает прекратиться процесса познания.


Вопросы познания занимают центральное место в философии Канта. Обобщая философию британского эмпиризма, он соглашается с тем, что всякое наше познание начинается с опыта. Однако опыт имеет сложную структуру. С одной стороны, опыт является действием предметов на наши органы чувств. Однако смотреть и видеть – разные вещи. Эта разница продиктована трансцендентальным – ключевым понятием Канта. Трансцендентальное – это призма разума, которая открывает и искажает подлинную реальность. Трансцендентальное – это то, что делит реальность на мир в себе (ноуменального) и мир для нас (феноменальный). К области трансцендентального относятся пространство и время – формы априорного созерцания (трансцендентальная эстетика); категории сознания, оформляющие восприятия (трансцендентальная логика); неразрешимые вопросы (трансцендентальная диалектика), пытаясь ответить на которые мы неизбежно попадаем в область трансцендентальной иллюзии, ибо это знание лежит за пределами возможного опыта (элементы, Бог, свобода, вечность мира).


По версии Канта, мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных ощущений и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм, какими являются время и пространство. Время и пространство существуют только в феноменальном мире. Они существуют без опыта и вне опытом. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. С помощью этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир.


Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, пожалуй, с одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся И. Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех форм знания научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.


Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личное, «народная наука». Поскольку разная совокупность нерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантное наука.


Исходную структуру Познания представляет субъектно-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.


Существует несколько типов познания:

Тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персонально-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме – не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христом в «заповедях блаженства»:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф., 5,8)

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нем. Философское познание основано на определенных мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Что такое познание?

    Вот правильное определение ПОЗНАНИЯ.

    Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

    Познанием называют изучение человеком различных аспектов наук, естества природы. Получение новых знаний. Это понятие широко применяется в философии. Там существуют такие понятия, как познание окружающего мира или познание самого себя.

    Познание присуще человеку. Познание - это процесс приобретения новых знаний. Всю свою жизнь человек познает мир. Маленький новорожденный ребенок смотрит вокруг себя, слишит звуки, таким образом он познает мир. Затем за свою жизнь мы постоянно узнаем что-то новое. Все новые знания (в любой сфере жизнедеятельности) будут являться познанием.

    Познание - это сведение, знание, опыт и вс, что человек знает из науки. И в то же время, познание - это когда происходит процесс приобретения знаний, когда постигаются закономерности объективного мира. И, конечно, к самому процессу познания нужны определнные способности. Не даром говорится:

    Познание это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

    Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология слово греческого происхождения (гнозис знание и логос слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин теория познания ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

    Совершенствование средств познания неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления. При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий.

    Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX веке стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в VIII главе). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

    Познание - это знание первопричин, мотивов, естества.

    Если своими словами, то познание это изучение чего-либо нового в любых сферах. Я бы назвал познание углубленным изучением, своего рода взглядом изнутри. Самое главное в познании, это желание узнать самому. Когда человек изучает тему с желанием, то информация впитывается намного лучше. Ищутся нюансы, мелочи и непонятные вопросы с последующим их решением. Все это дает определенно лучшие познания в определенной теме. Можно учить и изучать, но НЕ ПОЗНАТЬ ГЛАВНОГО.

    Познание это важная часть человека.Благодаря этой способности мы развиваемся.Познание это вид деятельнности человека которая направленна на поиск и получение знания о мире.Мотивы познания обуславливаются стремление понять как это работает и как это использовать.Конечная цель познания достижение истины

    Определение слова познание заключается в следующем:

    Это высшая степень отражения действительности,выработка настоящих знаний,которые достигаются человеком путем приобретения жизненного опыта.Это стремление человека к чему-то новому,еще не постежимому.Существует много форм познания.но основная это познание истины.

    А вот какое определение дает слову Логический словарь:

    Это пополнение знаний. Увеличение размеров нашего виртуального мира и изменение его качества. Познание порождает знание. а знание побуждает к познанию.

    Я понимаю слово познание, как именно яркое стремление человека познать что- то новое для себя. Оно должно выражаться именно в стремлении, в желании самого человека. Познание в какой либо отрасли помогает человеку самосовершенствоваться, достигать высот. Оно движет человеком, развивает его.

    Познанием называют такие процессы, и методы, с помощью которых приобретаются знания о законах и явлениях объективного мира. Познанием занимается наука гносеология.

    Говоря о познании, мы подразумеваем творческую деятельность человека. Этот процесс включает в себя два уровня:

    • чувственный,
    • рациональный.

    Также оно может быть произвольным и организованным.

    Каждый в этом слове видит что-то свое... для кого-то это знания... для кого-то это опыт и мудрость, для кого-то просвещение и Бог. Все зависит от человека, от его характера и соответственно жизненной позиции.

Понятие «познание», его структура и этапы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного - ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса - познавательной деятельности людей.

Итак, познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы .

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами ( , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых - рационалистами ( , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания - агностицизм - отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание - познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. - осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

Итак, рациональное познание - это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются :

Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Формы и методы научного познания

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.

Это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    разделение и кооперацию научного труда;

    научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    методы научно-исследовательской работы;

    систему научной информации;

    всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании - то есть сам человек. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель - объективная истина.

Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки :

    объективность;

    системность;

    нацеленность на практику;

    доказательность;

    обоснованность полученных результатов;

    достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук :

    естественные науки - изучают мир природы;

    технические науки - изучают мир техники;

    гуманитарные науки - изучают мир человека;

    социальные науки - изучают мир общества.

Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента .

    Субъект науки - исследователь, осуществляющий научную деятельность.

    Объект науки - предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.

    Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.

    Язык науки - присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

    1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;

    2) результаты его первоначального обобщения;

    3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

    4) закономерности, принципы и теории;

    5) методы научного познания;

    6) стиль мышления.

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня .

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Наиболее распространенными методами научного познания являются :

    анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

    синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

    аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

    индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

    дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

    системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. заблуждение - не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины :

    опытные данные;

    теоретически обоснованные знания;

    соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами - абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

Контрольные вопросы

    Что такое познание?

    Назовите типы познания.

    Каковы формы чувственного познания?

    Каковы формы рационального познания?

    Какие виды наук вы знаете?

    Какие признаки присущи научному познанию?

    Назовите уровни и методы научного познания?

    Что такое истина и каковы ее критерии?

    Достижима ли абсолютная истина?