Общение с ребенком до рождения: теория пренатального развития. Воспитание до рождения

Женщина воспринимает своего ребенка как полноценного любимого человека и члена семьи не после родов, а с самого начала беременности. Ни для кого ни секрет, что будущие мамы зачастую общаются со своими малышами, поют им песенки, гладят животик. К этому можно относиться скептически, так как вопрос общения с ребенком до рождения еще окончательно не изучен, но многие специалисты пришли к выводу о том, что все эти действия очень важны. Это установление первого контакта, первое общение между родителями и крохой, а также своего рода воспитание.
Будущим родителям следует разобраться в этом вопросе.

Развитие органов чувств ребенка в утробе

Ребенок, еще находясь в животе у мамы, обладает качествами, которыми наделены взрослые люди:

  • примерно с 18 дня от зачатия у малыша начинается сердцебиение;
  • с 10 недели он уже может чувствовать боль, тепло, прикосновения;
  • в диапазоне малыш начинает показывать свой характер, он может проявлять эмоции, например, злиться, радоваться, а также он различает звуки, реагирует на свет;
  • на 6 месяце ребенок начинает ощущать вкус, начинает осознавать положение своего тела;
  • к последнему месяцу беременности у крохи уже развито обоняние.

Малыш, конечно, слышит не так как все люди, ведь околоплодная жидкость приглушает все звуки. Но он уже может различить интонацию, тембр, еще до рождения он узнает голос своей мамы.

Стоит помнить, что кроха полностью ощущает эмоции мамы, ее настроение. Каждый стресс и переживание он чувствует вместе с матерью. Потому так важно стараться избегать стрессовых ситуаций и наслаждаться положительными впечатлениями.

Значение общения с ребенком до рождения

На протяжении 9 месяцев беременности и сама будущая мама, и папа свыкаются со своей новой ролью. Чем больше родители будут общаться с крохой до рождения, тем проще им станет справляться с родительскими обязанностями. Для чего общаться с малышом еще до рождения? Можно обозначить несколько ответов на этот вопрос.

1. Чтобы научиться безусловной любви
Родители, общаясь с малышом до рождения, учатся взаимодействовать с ним, даже не видя своего маленького собеседника. Они любят его несмотря ни на что, еще даже не зная, как он будет выглядеть, как будет учиться в школе, какую профессию выберет. Родителям, которые наладили контакт с крохой во время беременности, научились без всяких условий любить его, будет легче понимать его и общаться после рождения.

2. Чтобы дать понять малышу, что его любят

Каждый человек желает осознавать, что его кто-то любит, что он кому-то нужен, это дает уверенность, помогает переживать тяжелые ситуации, стрессы. Для ребенка также важно осознавать, что его любят.

3. Чтобы подготовить себя к родам
Будущая мама, у которой налажен контакт с малышом, ждет его рождения с нетерпением. Все положительные эмоции, которые переживает женщина при общении, благотворно сказываются на ее состоянии. Такие беременные позитивно настроены и воспринимают роды в первую очередь не как болезненный процесс, а как . Эндорфины (гормоны, которые еще называют гормонами счастья) являются естественным обезболивающим, что имеет большое значение в родах.

4. Чтобы подарить крохе положительные эмоции
Малыш познает мир через мамины эмоции и восприятие. Общаясь с ним в хорошем настроении, женщина дарит возможность познакомиться с еще незнакомым миром и полюбить его. Ребенку, который еще в утробе «осознал», что мир не враждебен, легче адаптироваться после рождения.

5. Для начала обучения крохи
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что первые шаги в обучении крохи можно сделать еще во время беременности. Разработаны методики обучения ребенка основам математики, алфавиту, иностранным языкам еще в утробе. Эффективность их пока не доказана.

Общение папы с ребенком до рождения

Конечно, общаться с малышом может не только мама. Кроха способен воспринимать папу или других людей, с которыми у родителей близкие отношения, например, своих старших братьев или сестер. Большое значение имеет общение с папой.

Женщина в течение 9 месяцев и во время родов имеет неразрывную связь с малышом. Потому каждая мама после рождения может интуитивно понять его. Папам сложнее адаптироваться к своей новой роли, потому что им не дано пережить те ощущения, которые свойственны женщинам.

Если папа начнет регулярно общаться с малышом до рождения, то он быстрее свыкнется с ролью отца и у него привязанность к крохе разовьется еще до родов. Контакт с папой играет такую же важную роль для ребенка, как и с мамой, ведь осознание отцовской любви тоже необходимо.

Способы общения с ребенком до рождения

Иногда родители сразу не могут сориентироваться, как общаться с малышом во время беременности. На самом деле существуют несколько способов, которые помогут наладить контакт и научиться понимать друг друга, но всегда можно фантазировать, выдумывая новое.

1. Просто разговаривать.

И мама, и папа могут просто разговаривать. Мама может в течение дня комментировать свои действия, делиться своими впечатлениями от увиденного или услышанного. Папа тоже может просто побеседовать с крохой, наклонившись к животику жены. Конечно, ребенок еще не понимает каждое слово, сказанное родителями, но он уже хорошо улавливает интонацию и распознает голоса.

2. Петь песни и слушать музыку

Когда мама напевает любимые песни, то ее эмоции и чувства усиливаются и это передается малышу. Это отличный способ взаимодействия. Напевать можно любые мелодии. Перед сном не лишним будет . После рождения ребенок также хорошо будет реагировать на них. А при прослушивании музыки начинают закладываться первые музыкальные предпочтения, ведь у каждого малыша свой характер, а значит вкусы разные. По мнению некоторых ученых классические произведения и народная музыка способны создать функциональную связь между полушариями мозга малыша, укрепляют его нейроны, что благоприятно сказывается на его развитии.

3. Поглаживание животика

Все мамы гладят свой животик и это правильно. Это один из способов общения с ребенком. Многие женщины отмечают, что малыш реагирует на поглаживания, будто отвечает на них. Таким же способом может общаться и папа. Малышу нравятся прикосновения близких людей. Благодаря им он чувствует любовь и заботу. Также отец может целовать животик, можно разрисовывать его специальными красками (они не принесут вреда).

Каждая семейная пара может найти свой метод общения с ребенком. При тесном взаимодействии семьям удается наладить стойкую связь и понимать сигналы малыша. По одной из методик альтернативной медицины, именуемой гаптономия, общаться с крохой нужно в одно и то же время ежедневно. Через время малыш сам будет выходить на связь в привычные часы.

Общение с ребенком во время беременности и после родов (видео)

На самом деле родителям нужно прислушиваться исключительно к себе и малышу. Общение с ребенком во время беременности – это приятное и интересное занятие. Оно способствует установлению связи не только между родителями и крохой, но и существенно сближает супругов.

Мы выполняем назначения врачей, правильно питаемся, не забываем принимать витамины. И так хочется пообщаться с ребенком, но не все из нас знают как - и поэтому просто гладят свои животики. Да и вообще, услышит ли, поймёт ли нас малыш? А к тому же что о нас подумают окружающие, глядя, как мы беседуем с частью своего тела?

Но, несмотря на то, что многие люди не верят в возможность общения со своим ещё находящимся в утробе малышом, будущие мамы и папы, не стесняясь, что-то шепчут и приговаривают ему.

Девочки, а я вот интересуюсь, кто-нибудь разговаривает со своим малышом? Ведь после 18 недель они все слышат, до 18 недель только различают интонацию и громкость голоса. Мы купили недорогие народные сказки, и я иногда по вечерам читаю. Так малышка перестает брыкаться и внимательно слушает. Да картинки показываю. Конечно, она не видит, но слышит что нарисовано. Мне даже свекровь советовала почаще разговаривать с животиком. Нам также пришлась по вкусу классическая музыка. Я вообще верю в пренатальное воспитание. Да и удовольствия куча, когда на твои слова малышка реагирует. По-крайней мере, папку мы слушаем. Если о-очень толкается, он руку положит, поговорит, и она у меня всю ночь спит.

Вот у корейцев, например, когда ребенок рождается, считается, что ему уже годик, то есть по паспорту один возраст, а по традициям - на год старше, то есть в то время, когда он еще в пузике, он все равно уже ЖИВЕТ. Мне эта традиция нравится, я с ней согласна. Уже по-другому разговариваешь с животиком - как с живым человеком, и обращаешься по имени, и шутишь как-то целенаправленно, что ли…

Мы не знали, кто будет, - муж говорил мальчик, а я девочка. В итоге, девочка - на двух УЗИ сказали. Но он все равно счастлив, говорит: «Ну и ладно, главное, что наша малюточка будет». Разговаривает с животиком, говорит: «Анюточка, девочка наша любимая, мы тебя ждем, любим. Положит ухо на живот, а она его как пинанёт, он аж весь сияет потом от радости...

У нас вообще хитрюга, вот лягу я полежать вечером, он вроде спит, только папа рядом сядет и начнет со мной разговаривать и животик целовать, так он сразу активизируется, начинает с отцом общаться, я уже смеюсь, что ребенок ещё во мне, а у мужчин моих уже своя тусовка.

Мой муж часто разговаривает с животиком. По вечерам постоянно спокойной ночи желает.

А все-таки она существует...

Начиная писать эту статью, я была уверена, что разговоры с животиком - это не более чем приятное развлечение, способ сблизиться «беременной» паре друг с другом. И если спросить своего гинеколога: «Марь Иванна, скажите, а как разговаривать с животиком?», то внятного ответа не получишь.

Но, оказывается, еще с 1971 года в мире существует такая необычная наука о человеке, как пренатальная и перинатальная психология. В нашей стране эта наука только начинает развиваться, но с 1996 года и у нас есть Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины.

Специалист в пренатальных технологиях Наталья ПОДОБЕД, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии ВолгМУ пишет («Вестник Военно-медицинской академии», 1999, N5, С. 89-91):

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. ...Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

А пока медицина проводит исследования, составляет теории и разбирается во всех этих сложных понятиях, мы должны понять - а как можем мы, беременные кто в первый-второй, а кто и в шестой раз, просто пообщаться со своим малышом. Что пойдёт ему на пользу, а от чего его надо оградить?

О чём следует говорить животику в первую очередь?

Все знают о существовании установки «беременным нельзя волноваться», но мало кто знает, что и в этой области проводились исследования, показавшие, что в подсознании взрослого человека остаётся информация о происходившем с его матерью, пока она его вынашивала. Результаты этих работ были представлены ещё в 1983 году на I Американском конгрессе про пренатальному и перинатальному воспитанию. Выяснилось, что ребенок еще до рождения способен определять мамину реакцию на все хорошее и плохое, происходящее с ней. Пульс мамы и сердцебиение малыша тесно взаимосвязаны. Если вы только что пребывали в стрессе и сердце ваше стало биться учащеннее, ребенок непременно это почувствует. Чтобы малыш был эмоционально стабилен и устойчив, очень важно уметь быстро успокаиваться самой. Как только вы станете ровнее дышать - положите руку на животик, словесно успокойте и ребенка. Такое сознательное отношение к малышу чрезвычайно важно для того, чтобы психика его сформировалась здоровой, а также тем самым улучшится и ваша психологическая готовность к отношениям с ребенком.

Но не только в горести, как говорится, надо уметь «общаться с животиком», но и в радости. Эндорфины, выделяемые нами в период особенного счастья, малыш также ощущает. Поговорите, объясните ребенку, что с вами происходит, отчего вы радуетесь... Поверьте, это только на пользу и вам, и вашему малышу!


«Музыка нас связала»...

Давным-давно еще наши пра-прабабушки знали русские народные наговоры и напевы для беременных, которые передавались из поколения в поколение:

Как во утро птичка певчая

Звоном радости зарю поет,

Так душа моя зачуяла,

Что под сердцем зреет дитятко.

Ты дитя мое моленное,

Божьим даром воспринятое,

По молитве мне даровано,

Для любви, для ласки-радости.

Ты для матушки, для батюшки

Светом свет покрыл,

Стал надеждой, утешением.

Ждем тебя, тобою светимся,

Ко Христу идем с молитвою,

Чтобы милость на тебя послал,

Чтобы рос для нас наградою,

А для Господа - утехою.

В 1983 году Михаил ЛАЗАРЕВ, доктор медицинских наук и профессор Международной академии наук и искусств, заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, создал метод пренатального музыкального обучения при помощи музыки «Сонатал». Этот метод основан на безусловном влиянии музыки на сенсорные системы человека, на воздействии песен на оба полушария головного мозга. Метод рекомендован Минздравом РФ.

В своём интервью газете «Владивосток» (2002 год) Лазарев говорил:

В дородовом периоде формируется сам мозг, и чем его сформируют, таков он и будет. Он лепится физически. Даже числом нейронов, которые при рождении у большинства людей угасают из-за невостребованности. Не допустить это - одна из задач моей методики...

Если всё так серьезно, то наверняка не всякую музыку можно включать своему «животику»? Вот что пишет в своей книге «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях» президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP), педагог Андрэ БЕРТИН:

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Помимо формирования мозга, музыка помогает воздействовать на малыша и физически, и эмоционально - через мамины чувства. Достаточно пару раз в день включать хорошую музыку на 10-15 минут, когда захочется вам самой, и наслаждаться ею!

Я точно знаю, что внутриутробное развитие ребёнка не бред. Во-первых, доказано на практике (среди родивших подруг большинство - музыканты), что музыка, которая нравилась ребёнку в пузе, нравилась ему и после рождения, и он откликался на неё. Ребёнок любит сказки и колыбельные, которые мама читала беременной. У малыша закладываются навыки музыкальные\слуховые\эстетические при прослушивании живой музыки (классика).

Наука доказала, что уже в утробе матери ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса. Когда мамочка общается с малышом через специальную мелодику, то между ними возникает полное взаимопонимание. А какое это счастье для уже родившегося малыша - услышать от мамы ту самую мелодию, которую она ему пела, когда он находился еще в утробе. Мамин голос напоминает ему о том состоянии покоя и умиротворенности и ребенок скорее забывает о своих беспокойствах и засыпает в хорошем настроении.

Учиться никогда не рано?

Все мы появляемся на свет с неким числом мозговых клеток, но самое главное - развить межклеточные связи. Стимулирование роста межклеточных связей музыкой ли, чтением или даже играми еще до рождения повышает вероятность того, что ваш ребенок будет более развит интеллектуально. Считается даже, что малыш будет узнавать язык, на котором вы разговаривали с ним. Так, может, стоит поговорить с ним не только на русском?

В своей статье («Внутриутробное воспитание плода. Вариант лекции-беседы с беременными как методический материал для инструктора», Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001) Наталья Подобед пишет:

Логическое мышление и способность к языкам формируется с 16 недель беременности и длится до 3-х лет. Чем больше слов на различных языках будет услышано ребенком в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем осваивать трудности иностранной речи.

С этим соглашается журнал «Счастливые родители», где Дженнифер Боулбрен пишет: «Звук голоса передается малышу через околоплодные воды, и к тому времени, когда он родится, он сможет узнавать не только ваш голос, но и язык, на котором вы говорите. Исследования показали, что маленькие французы проявляют больший интерес к людям, говорящим по-французски, в то время как русские дети явно предпочитают родной язык» .

«Животику» можно не только петь колыбельные, приговаривать русские народные потешки, читать простые детские книжки, но и обсуждать прочитанное, и даже !

Такое общение не только пойдёт на пользу будущим родителям и позволит им отдохнуть и «потренироваться» в общении с ребенком, но и позволит укрепить духовную связь с малышом. Это подтверждает и Ольга АНТОНОВИЧ, педагог-психолог, кандидат психологических наук, которая после четырехгодичного исследования «Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком» среди 200 будущих мам сделала вывод:

Специальные занятия теоретического и практического плана, включенные в медицинское сопровождение беременных женщин, могут оказать существенное влияние на формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком.

Мы с дочкой много «играли». Муж, например, складывал руку на животик со словами «ку-ку», дочка сразу ему в руку толкалась. Разговаривали, сказки читали - вот те сказки, которые в пузе ей читали, она потом с явным вниманием слушала уже месяца в 3. А голоса близких уже в роддоме узнавала - даже врачи отмечали, что она сразу головку поворачивала к папе! ...С пузом просто надо научиться общаться и не комплексовать перед близкими. Ребенок не «когда-то там будет», а он УЖЕ есть, и ему уже необходимо ваше внимание! И это незабываемые ощущения, когда находишь контакт со своим еще нерожденным ребенком!

Как уговорить малыша родиться?

Говорят, что даже такое «невозможное возможно»! Если на протяжении всей беременности мама разговаривает с ребенком, у нее в любом случае сформируется особенная связь, пусть и на ментальном уровне. Удивительно, но врачи иногда советуют мамам самим договориться с малышом в неправильном положении, чтобы он перевернулся, или даже уговорить ребенка родиться поскорее или попозже.

Лариса Свиридова, практикующий психолог, руководитель школы для родителей «Мама Лара» пишет о таком разговоре:

Невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, - здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры. Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу. Необходимо понять, что ребенок - активный участник процесса, поэтому в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции схваток, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода. Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Общайтесь с «животиком», пойте и читайте, включайте ему музыку и играйте с ним, и потом подрастающий ребенок будет с огромным интересом, радостью и гордостью слушать ваши рассказы о том, как мама с папой ждали его.

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Даже самые непросветленные беременные мамы сталкиваются с требованием поговорить с ребенком - когда на КТГ он спит, а "должен" двигаться, чтобы итоговый балл получился получше ("поговорите с ним, попросите его подвигаться!"), когда на тридцатой неделе маму беспокоит то, что малыш находится в тазовом предлежании, а врач предлагает только поуговаривать детку повернуться головой вниз. Что уж говорить о мамах, которые интересуются психологией - об общении с пока не родившимся ребенком пишут столько, что мамам, которым сложно открыть рот и вслух сказать "Малыш, я тебя очень люблю", приходится либо считать, что их детям с родителями не очень повезло, или сознательно пропускать материалы по психологии беременности. На самом деле ни того, ни другого делать не стоит.

Почему кто-то может говорить с зародышем вслух, а кто-то - нет?

Вкратце - кто-то склонен к тому, чтобы разговаривать, не обращаясь к человеку, реакцию которого нельзя увидеть, а кто-то - нет. Мамы, которые не разговаривают с ребенком в животе, будут разговаривать с новорожденным, когда посмотрят на него хотя бы один раз. Иногда мамы не разговаривают во время беременности с первым ребенком, и начинают разговаривать со вторым - сказывается опыт общения с первым, когда он был новорожденным, опыт отслеживания его реакций младенца на разные способы общения. Если вы разговариваете с домашними животными, с самой собой, когда никто не видит, с машиной и компьютером, скорее всего вам будет проще начать разговаривать и с ребенком в животе.

Иногда оказывается, что мамы, которые обращают целые монологи к компьютеру, так и не начинают разговаривать с ребенком до родов: им кажется странным начинать разговаривать словами с человеком, с которым они связаны гораздо более интимной связью, к человеку, который состоит из нее, делит с ней воду, кислород, гормоны, а также многое из того, что она ест и пьет.

Что делают и не делают разговоры с ребенком вслух?

Проблема статей про разговоры с ребенком, например, вот этой , в выводах. Да, слух у ребенка формируется еще во время беременности. Да, они слышат и запоминают кое-то. Но это не означает, что начав в этом периоде разговаривать с ребенком, можно "сформировать его характер", "понять и принять свою беременность" и "научиться понимать своего ребенка". И уж точно нельзя сказать, что разговаривать с ребенком в животе вслух нужно обязательно.

Известно, например, что в восприятии речи малышам очень важна синхронность. Уже рожденные, они учатся различать звуки своего родного языка, "разговаривая" с мамой или другим человеком, и наблюдая их мимику. При этом, если взрослый не реагирует на ответные сигналы ребенка (например, если его "речь" подается в видео-записи), малыш очень плохо ее воспринимает, может даже расстроиться. То есть с научной точки зрения рассчитывать на то, что ребенок вас поймет, не приходится.

И в то же время, звук ребенок действительно воспринимает. Мама разговаривает со многими людьми, в том числе с папой ребенка, со старшими детьми, с любимой собачкой, и звук ее голоса сопровождает ребенка на протяжении всей беременности, так же, как и звуки дыхания, звуки работы кровеносной и пищеварительной системы. После рождения ребенок предпочитает уже знакомые ему звуки - в том числе звук маминого голоса.

Кроме того, если мама успокаивается, разговаривая с ребенком (а мы часто успокаиваемся, когда пытаемся помочь кому-то, кто, как нам кажется, нуждается в поддержке больше, чем мы сами), до ребенка доходят мамины "успокоившиеся" гормоны, и ему тоже становится спокойнее. И в общем да, если делать это регулярно, то, вероятно, можно закрепить у малыша связь "слышу этот голос - становится спокойнее".

Так что смысл в разговорах вполне можно найти. Если вас интересует эта тема, можно почитать аккуратную статью Даши Уткиной в 13 номере журнала "Домашний ребенок" , она называется "Разговоры с животом".

Что можно делать вместо разговоров?

Если вы предпочитаете разговаривать с теми, кто вас видит, но чувствуете, что хотите посвятить какое-то время общению с ребенком до рождения, вы можете очень многое сделать.

Во-первых, постарайтесь посвятить время "общению" с собой - постарайтесь отмечать свои эмоциональные реакции, те изменения, которые в вас происходят - это поможет вам настроиться на восприятие эмоций, что очень полезно в общении с новорожденным, который пока не может объяснить, что ему нравится, а что - нет. Постарайтесь отмечать, как вы чувствуете себя в своем теле, когда вы напрягаетесь, где чаще всего появляется напряжение, и что помогает вам расслабиться. Это важно само по себе, но также и потому, что общение с новорожденным в основном происходит на телесном уровне, и вам нужно будет научиться понимать его состояние по тому, как он чувствует себя в своем теле. Некоторые мамы считают, что до рождения можно определить характер ребенка - по тому, как меняется характер мамы во время беременности. Научных свидетельств для этого нет, но мы предлагаем вам попробовать - вдруг это окажется правдой?

Во-вторых, отмечайте реакции ребенка. Прежде всего ребенок проявляет себя через шевеления, так что просто обращайте внимание на то, когда и с какой интенсивностью он шевелится. Он может делать это и для удовольствия (например, после того, как вы поели), и из-за того, что ему что-то неприятно (например, неудобная поза или слишком громкая музыка).

Ну и конечно же с ребенком можно говорить и про себя. Он этого не услышит, но зато почувствует, как замедлилось и стало более глубоким ваше дыхание, как замедлилось и стало более регулярным сердцебиение, и как изменилось соотношение гормонов, которое он от вас получает.

Почему все-таки стоит попробовать?

Здесь я хотела написать о том, как начать разговаривать с ребенком вслух, если вы хотите поэкспериментировать, но пока писала, поняла, что для меня в этом есть какой-то элемент насилия - предлагать маме делать с ребенком то, что для нее неестественно, в чем она скорее всего не будет чувствовать себя хорошо, уютно. Когда мамы чувствуют, что хотят сказать что-то пока не рожденному ребенку, они прекрасно с этим справляются.

Есть еще один момент, о котором я хотела написать дополнительно. Люди, которые чаще разговаривают про себя, могут интенсивно реагировать на фразы, которые произносят вслух. Такую реакцию можно заметить в теле - возникает напряжение, которое потом может превратиться в какое-то другое телесное ощущение. "Высказавшись", вы можете почувствовать себя по-другому. Может быть хуже, а может быть лучше. Поэтому делайте, пожалуйста, то, что вам больше хочется. Если вы окажетесь в ситуации, когда вам нужно будет попробовать что-то новое (например, если вам и правда придется пробовать все доступные способы повернуть ребенка перед родами вниз головой), вы вполне можете обнаружить себя за эмоциональным разговором с детенышем во время прогулки в парке. И такое может случиться, так что не нужно заставлять себя делать то, что пока вам не нужно.

Малыш слышит различные звуки еще задолго до своего рождения. Орган слуха считается окончательно сформированным к 6-7 месяцу беременности. И как утверждают врачи, кожа и кости ребенка реагируют на звуковые вибрации.

Действительно ли малыш слышит звуки, идущие по ту сторону утробы?
Основными звуками, которые слышит ребенок внутри живота, являются мамино сердцебиение, и звуки, производимые желудком и 12- перстной кишки. Но как оказалось, что плод слышит и то, что происходит снаружи. Иначе как объяснить случаи, когда ребенок вспоминал музыку, которую слушала мама во время беременности, и впоследствии четко реагировал на уже знакомую мелодию.

Зачем ребенку, находящемуся в животике, общение с вами?
После того, как малыш появится на свет, родителям будет гораздо проще и быстрее найти с ним общий контакт, если они разговаривали с ним задолго до рождения. Только что появившийся на свет человек узнает ваши голоса и, будет относиться к вам, как к кому-то уже давно знакомому. Это поможет ему быстрее адаптироваться в незнакомом мире. Ребенок, с которым часто разговаривали во время беременности, пели ему песни, рассказывали о прошедшем дне, начнет быстрее понимать речь и начнет раньше говорить. Ему будет легче общаться со сверстниками.

Как начать общаться со своим малышом?

Врачи советуют родителям чаще рассказывать своим малышам о своих чувствах к нему, о том, как они его ждали, как любят. Плод внутри будет становиться спокойнее и правильнее развиваться. Конечно, нужно избегать громких резких звуков, они могут напугать малыша, хотя их ему еле слышно. Будущим мамам лучше петь колыбельные песенки, от чего успокоится и она сама, и ребенок почувствует положительные вибрации. От пения ритм сердца матери будет становиться спокойнее, и ваш малыш, конечно же, это почувствует и ощутит гармонию и спокойствие вместе с вами. Можно также вместе с малышом выполнять нетрудные физические упражнения, что положительно скажется и на маме и на ребенке, в кровь мамы поступит больше кислорода, а значит и малыш получит через плаценту необходимый ему кислород.

Какую музыку лучше слушать ребенку?

Лучше всего маме слушать ту музыку, которая ее вдохновляет, которая ей нравится, ведь ребенок реагирует в первую очередь на эмоциональное состояние матери. Хотя есть множество мнений о том, что лучше слушать классическую музыку. Она успокаивает ребенка. А вот от тяжелой рок-музыки лучше отказаться, даже если она вам нравится. Малыш может отрицательно отреагировать на резкие громкие звуки такой музыки.

Для того чтобы попытаться проникнуть в мир ребенка, услышать его биение сердца, движения ручек и ножек, можно воспользоваться стетоскопом. Приложив его к животу, вы сможете услышать реакцию ребенка на различные звуки: на колыбельную мамочки или звук голоса уже такого знакомого папы. Поэтому общайтесь со своим будущим малышом, дарите ему любовь и ласку еще до родов, это позволит вам в дальнейшем установить более близкие душевные отношения и наладить понимание друг с другом!