Николай 2 и его семья внеклассное мероприятие. Сценарий вечера «Венценосная семья

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Царская семья – идеал христианской семьи»

Полубенко Наталия Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: на основе усвоения исторических духовно-нравственных ценностей формировать у учащихся патриотическое сознание.

Задачи:

    Познакомить учащихся с Императором Николаем II и его семьёй и на их примере показать образец истинного служения Родине, людям.

    Подвести детей к прочувствованному отношению к духовно-нравственным ценностям христианской семьи, осознанию необходимости стремления к идеальным отношениям в семье.

    Воспитывать в детях чувство долга, ответственность, любовь к ближнему, взаимопонимание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Царская семья – идеал христианской семьи», видеоролик «Песня о святых царственных мучениках».

Ход занятия:

Учитель.

(СЛАЙД 1)

Ребята, сегодня мы поведем разговор об одной семье. Семье, которая стала идеалом. Семья эта была необычной – это царская семья. Семья Романовых.

Вы мне скажете: «Да когда это было! Мы уже почти столетие живем без царей». А я вам отвечу: «Правильно. Это было очень давно. Но об этом должен знать каждый. Это семья, которая может служить примером еще не одному поколению людей. И не случайно я выбрала для нашего разговора именно эту царскую чету. Семья последнего царя России приняла страшную мученическую смерть от рук советских палачей, и это произошло в городе Екатеринбурге более 90 лет назад – 17 июля 1918 года. А так как мы живем с вами в трех часах езды от города Екатеринбурга, значит, мы должны знать об этом обязательно.

Ну что, готовы вы узнать о царе Николае II и его семье? Значит, сели поудобнее. Мы начинаем.

(СЛАЙДЫ 2, 3, 4)

Святой царь – Страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По случаю его рождения было совершено таинство Крещения Царственного младенца. Великий князь Николай с детства отличался благочестием, чистой душой, горячо всех любящей. Его глубоко трогали всякое горе и нужда человеческая. Царственный отрок проводил много времени за книгой, изучал иностранные языки. Он удивлял учителей необычной памятью и незаурядными способностями. Образование Николая по воле отца Александра III велось строго в русском православном духе. Будущий царь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук, прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте. Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил Николая во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Николай Александрович воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

(СЛАЙД 5) Весной 1894 года Царевич Николай непоколебимо принял решение вступить в брак. Его избранницей стала принцесса Алиса Гессенская.

(СЛАЙДЫ 6, 7)

Родители, наконец, благословили этот брак. Николай II и принцесса Алиса Гессенская обвенчались. Правда, ей пришлось изменить веру и принять Святое Православие. Алиса говорила своему мужу: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом, твой Бог – моим Богом…» Они полюбили православную Православную религию, великолепные храмы и монастыри, торжественные богослужения. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы-мученицы.

Осенью этого же 1894 года Николай II все свое время проводит у постели тяжело больного отца. За несколько дней до кончины царь Александр III произнес следующие заветы. На всю жизнь Николай II сохранил их в своем сердце.

(СЛАЙД 8)

«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я завещаю тебе любить все, что служит благу и достоинству России. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…»

(СЛАЙД 9)

После смерти отца Николай II 2 ноября 1894 года взошел на Престол. В глубине скорби он сказал: «Я не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и воли отца, приму Царский венец…»

Это был поистине Царь-Миротворец. Все его действия были направлены на защиту вселенского мира. За время царствования государь Николай II не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании не была им отклонена. Наоборот, он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд Государя светился неподдельной добротой. Он всегда щедро помогал нуждающимся из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы.

Государь не любил роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховых времен, и он пользовался ими. Его одежда была часто чинена, была с заплатами.

Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Он не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности.

Вот таким был Государь Николай II , который до последних дней своего правления оставался преданным России. В марте 1917 года Император ради спасения России передает Царскую власть брату Михаилу. В своем дневнике он записал: «Кругом измена, трусость и обман…» Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить Русское Право.

(СЛАЙД 10)

В семье Государя Николая II было четыре дочери. Девочек назвали русскими именами: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Они были необычайно красивы, от них нельзя было отвести глаз. Несмотря на то, что они были принцессы, они отличались скромностью и простотой. Никогда не высокомерничали, как некоторые девочки сегодня. У них не было слуг. Они сами гладили белье, прибирали в комнате, работали в огороде. Освободившись от занятий, убегали к дворовым слугам – посудомойкам или сторожихам – чтобы нянчить их детей. Они не сидели без дела ни минутки.

(СЛАЙД 11)

12 августа 1904 года на свет появился пятый ребенок, мальчик, наследник Российского престола, Царевич Алексей Николаевич Романов. Он родился в разгар Русско-Японской войны и стал утешением Царской Семьи и всей России. Царица Александра любила маленького Алексея и больше всего переживала за его здоровье.

(СЛАЙД 12)

Уже в один год Цесаревичу был поставлен страшный диагноз – гемофилия (несвертываемость крови). Страшна была малейшая ранка, порез, ушиб, неосторожное движение, так как это могло привести к кровотечению, большой потере крови.

(СЛАЙД 13)

Алеша уже с детства понимал ужасы тяжелой наследственной болезни и все время себя сдерживал. Он ведь, как и все мальчики, был живой, веселый, подвижный. Ему, как и всем, хотелось побегать, поиграть в теннис, покататься на велосипеде, но не разрешалось – это было опасно. Его приходилось оберегать. Случалось, что Царевич оказывался надолго прикованным к постели, лежал в бреду и был на краю смерти. Медицина не могла помочь Алексею. Сколько тогда слез проливала Государыня над кроваткой сына и разделяла с мальчиком боль и страдания. Именно поэтому Царица Александра Федоровна очень редко улыбалась и была всегда грустна.

Алексей с раннего детства был ласковым, приветливым, чутким, заботливым ребенком. Несмотря даже на тяжелую болезнь мальчика, Государь и Государыня воспитывали сына в строгости, приобщая его к военному делу. Часами мог Алексей играть в войны, парады, маневры. В его детской было много солдатиков, игрушечной боевой техники.

(СЛАЙД 14)

Простота и скромность были отличительной чертой Царской Семьи. Они вели тихую, скромную жизнь, не любили балов. Одевались просто, передавая одежду друг другу. Алеша до трех лет носил платья сестер.

(СЛАЙД 15)

Родители воспитывали в детях чувство долга, преданность Родине. Они все хотели служить своей стране, русскому народу.

(СЛАЙД 16)

Каждый вечер семья собиралась вместе. Они отдыхали. Старшие дочери играли на рояле, читали стихи, читали и обсуждали книги. Младшие вместе с Царицей занимались рукоделием. Отец Николай II был высоко образованным человеком. Он читал историю, отрывки из Чехова и любимой книги Евангелия.

Все дети хорошо учились, были усердны, изучали иностранные языки. Кроме этого, все девочки вышивали, шили, вязали.

Когда девочки подросли, они стали шить одежду для бедных, отправляя ее в приюты. В I Мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат.

(СЛАЙД 17)

Когда началась война, старшим дочерям Ольге и Татьяне сшили костюмы сестер милосердия. В лазарете они перевязывали раненых, убирали за ними в палатах, помогали хирургу во время операций. Великие Княжны со слезами молились о самых тяжелых больных, писали за них письма. Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились порой в 2 часа ночи.

Как вы думаете, а младшие сестры – Мария и Анастасия – разве не помогали раненым?

Они упаковывали и готовили перевязочные материалы, бинты. Играли с ранеными в блошки, в рубль, в войну, болтали, отвлекая их этим от страданий.

Великие Княжны очень любили своих родителей. Они считали для себя праздником прогуляться с Государем или проехаться всем вместе в санях по улице. Когда маме нездоровилось, сестры неотлучно по очереди дежурили при ней. Царевен объединяла крепкая и нежная любовь.

(СЛАЙД 18)

Они придумали для себя общее имя ОТМА, сложенное из первых букв их имен. Такую подпись они ставили на подарках и письмах, посланных от всех четверых.

Алексей тем временем тоже подрастал. Он легко привязывался к людям, любил их. У него было много друзей, солдаты тоже были его друзьями. У Царевича было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем».

Как вы думаете, может мальчик в 11 лет иметь воинское звание, быть на войне?

(СЛАЙД 19)

Оказывается, может. Когда Алексею было 11 лет, шла Первая Мировая война. Царевича воспитывали вблизи линии фронта, в исключительно мужском окружении. Находясь на линии фронта, Алексей с отцом жили в небольшой комнате, спали на жестких походных кроватях. Даже на линии фронта его учителя преподавали ему уроки по русскому языку, русской словесности, французскому и английскому языкам, арифметике, истории, географии, естествознанию и Закону Божьему.

(СЛАЙД 20)

За это время Царевич возмужал, избавился от застенчивости. Здесь за мужество при посещении линии фронта в сфере огня он получил свою первую солдатскую награду – медаль на Георгиевской ленте.

Ребята, как вы думаете, такой чуткий, благородный, добрый, верный долгу мальчик мог бы стать великим императором?

Но он не стал Государем, не взошел на Российский Престол, хотя надеялся приносить благо народу. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы», - такова была заветная мечта мальчика.

Когда в 1917 годы предали Царя, новые власти заключили под арест всю его семью. Великие Княжны в это время находились в Александровском дворце Царского Села. Они болели корью.

(СЛАЙД 21)

Так начались для них полтора года ареста и ссылки.

В далеком холодном Тобольске, в Сибири Царскую семью поселили в небольшом двухэтажном особняке бывшего губернатора. Жизнь здесь стала скучной: дом, дворик, небольшой сад, одни и те же люди вокруг. Места для прогулок почти не было. Они сами пилили дрова, но дров не хватало, чтобы протопить дом. Но и в это трудное время дети не переставали усердно учиться, и ни на что не жаловались. В письмах знакомым они писали, что устроились очень хорошо.

Самое тяжкое испытание ждало Царскую семью в Екатеринбурге, где их охраняли даже каторжники. Они заставляли Царевен играть на пианино, сопровождали их до уборной, грязно ругались, пьянствовали. Но Царевны прощали им издевательства, вежливо к ним обращались. Ничто злое не могло испортить их чистых сердец. В Екатеринбурге они сами стирали и гладили белье, штопали одежду, мыли посуду, по очереди читали тяжело болевшему брату, учились печь хлеб и готовили. Во всем находили повод для радости, несмотря на закрашенные масляной краской окна, глухой высокий забор вокруг дома, где их поселили, на то, что спать им приходилось на полу на матрасах.

Однажды ночью всей Царской семье приказали одеться по-дорожному и спуститься в подвал. Им обещали очередную поездку к новому месту заключения. Но их обманули. Они приняли мученическую смерть. Их расстреляли и еще живых кололи штыками. Дата изуверского убийства – 17 июля 1918 года.

Тела убитой Царской семьи тайно вывезли за 20 км от Екатеринбурга. Три дня сжигали их тела. Было уничтожено все.

(СЛАЙД 22)

На месте закопанных останков Царской семьи образовалась яма. Это место сейчас называется Ганина Яма. Это место – святое, земля здесь тоже святая. На этом месте в наше время выстроен монастырь.

Конечно, кровь Царской семьи падает и на нас, а не только на тех, кто совершил это страшное преступление. Сегодня мы понимаем, что убийство семьи Романовых было роковой ошибкой. Более 90 лет Россия несет на себе этот грех. Образ Николая II и всей его семьи стали святынями. У них можно просить помощи, молиться их образам. Царская семья – идеал христианской семьи. Он очень нам сейчас нужен.

(СЛАЙД 23)

Помнишь ли ты имена их, Россия?

Кровью залита их жизни заря:

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, –

Четыре дочери голубицы было у нашего Царя.

Когда ты видишь крыл голубиных сиянье

В лазури неба, над золотым церковным крестом,

Это их души – чистые вестники покаянья,

Посланные тебе, Россия, самим Христом.

(Просмотр видеоролика «Песня о Святых Царственных мучениках» Ж. Бичевская)

Главная > Сценарий

Сценарий литературного вечера «Благослови, Господь, семью…»

(Слады №1,2) Ведущий: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Чтец: Благослови, Господь семью –

творения венец

На человеческих детей

покоится земля.

Святая Троица земли –

Ребёнок, Мать, Отец,

И человечество само

Не что-нибудь семья.

Е. Евтушенко .

(Слайд №3) Ведущий: Я расскажу вам одну легенду: « В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то он спросил Старца, главу семьи: « Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда Старец взял бумагу и написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово – «понимание». (Слайд №4)Ведущий: А теперь давайте перенесёмся в средние века. В шестнадцатом веке в России появился «Домострой» - книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поучения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за её благополучие. Так, к примеру, назывались некоторые главы «Домостроя»:

«Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»;

« Как детей своих воспитывать»,

« Похвала жёнам»;

« О прибыли запасённого впрок».

По таким законам жили не только простые люди, но и царственные особы.

(Слайды №6-26) Рассказ о семье Николая второго.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царевич и принцесса. Они встретились ещё детьми и полюбили друг друга. Прошло много лет. Детская влюбленность не угасла, а превратилась в глубокое и сильное чувство. Они поженились, жили долго и счастливо и умерли в один день. Царевича звали Николай Александрович, он был старшим сыном императора Александра Третьего и наследником российского престола. Имя принцессы – Алиса-Виктория-Елена- Луиза - Беатриса. Она была младшей дочерью Людвига, герцога Гессен-Дармштадского, и внучкой английской королевы Виктории. У Ники и Алекс, ставшим императором Николаем Вторым и императрицей Александрой Фёдоровной, родились четыре дочери, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Девочки были очень дружны. Позже, когда они подросли, из начальных букв своих имен образовали общее имя – ОТМА, которым подписывали письма и поздравления, написанные одной из сестер от имени всех. Долгожданный сын и наследник Алексей родился почти через 10 лет после свадьбы родителей. Это был апофеоз семейного счастья Николая и Александры. Но радость вскоре была омрачена известием о страшной болезни цесаревича. Правнук королевы Великобритании был поражен наследственной болезнью династии Кобургов – гемофилией. Несмотря на приговор врачей маленький Алексей, когда болезнь отступала, играл и учился, шалили баловался, не отставал от своих сестер. Царские дети, как все дети на свете, играли, учились, радовали и огорчали своих родителей. Они очень дружили между собой, писали письма и поздравляли друг друга с праздниками. Они читали книжки, переписывали понравившиеся стихотворения, рисовали… В комнатных забавах великих княжон царствовала кукла во всем своем многообразии обликов. Наиболее эффективными были фарфоровые куклы немецкого производства с густыми локонами из натуральных волос и закрывающимися глазами. Такие куклы были скорее украшением комнаты, чем предметом для игр. В семье Николая Второго, воспитывавших уважение к русской истории, интерес к народной жизни, многим привозным игрушкам имелись отечественные пары: куклы, одетые в красочные национальные костюмы народов Российской империи – «украинка», «татарка», «осетинка», «русская». А любимой игрой наследника были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расставлял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады. Николай Александрович и Александра Федоровна принимали деятельное участие в воспитании детей, начинавшемся по заведенному порядку с фундаментального домашнего образования. Кроме учителей, учебников и книг развитию детей способствовали настольные домашние игры: обучающие и развлекательные. Дети особенно любили «Историческое лото» - портретную галерею русских князей и царей с кратким описанием их биографий и достоинств правления. Сосредоточенную атмосферу учебных комнат сменяли игры на свежем воздухе. Большой приверженец здорового образа жизни, Николай Второй всячески поощрял в детях любовь к физическим упражнениям. Дети катались на коньках, велосипедах, играли в теннис. Домашние вечера любили проводить за книгой. Особенно мастерски читал вслух сам император. Читал он на русском, английском, датском, немецком языках.

Книг в семье было много. В качестве подарка дети получали книги на Рождество, в дни рождения и именины. У каждого ребенка складывалась своя собственная библиотека.

Окруженные взаимной любовью родителей дети росли добрыми и ласковыми. Общие страдания родителей и девочек при приступах болезни Алексея, когда его жизнь была под угрозой, еще сильнее сближали семью.

Детство царской семьи закончилось в 1914 с началом войны. В испытаниях, выпавших на их долю, проявилось все, что было заложено в детстве: и любовь, и долг, и верность, и вера в Бога и в Россию.

Сила любви, скрепляющая эту семью, оказалась столь несокрушима, что и взрослые, и дети были пугающе непонятны в своем терпении и достоинстве тем, кто в Екатеринбурге в доме Ипатьева их стерег, унижал и – убивал. ОНИ Жили долго и счастливо и умерли в один день.

(Слайды №27-41)Ведущий: И в далёком, и в недавнем прошлом мы найдём множество примеров, как складывались и жили семьи на Руси. Перенесёмся теперь в наш край.

Род Григоровых своими корнями уходит в далёкое прошлое – во времена правления Ивана Грозного. Сегодня мы расскажем о детских годах Александра Александровича Григорова, который являлся выдающимся костромским краеведом, автором книги «Из истории костромского дворянства».

О детстве у Александра. Александровича остались самые тёплые впечатления. Семья была большая, у отца было 4 детей, в усадьбе Александровское проживали ещё и многочисленные родственники. В доме царила атмосфера добра, дружбы, человеколюбия. Распределение обязанностей в семье было таково: отец, Александр Митрофанович, был главным ведущим, но бразды правления – ключи, кухня, кладовая – были в руках матери, Веры Александровны. Отец и мать придавали большое значение образованию и воспитанию своих чад. Мать была очень религиозной, и религиозные чувства старалась привить детям с самого раннего возраста. А.А. Григоров вспоминал: « Бывало, мама перед сном постелет на пол коврик перед иконой и станет на колени вместе снами. А мы уже раздетые, в одних рубашечках, стоим и повторяем за мамой, глядя на скорбный и красивый лик Богоматери». Бабушка, Анна Николаевна, владелица усадьбы, во время разлуки детей с матерью заменяла её. Она также вносила большой вклад в воспитание детей, рассказывала внукам о роде Григоровых, о семейных традициях и разных курьёзных случаях. Она прекрасно говорила по-французски и требовала от детей ответов на её вопросы только на французском. Детям доставало огромное удовольствие, когда такая большая семья собиралась на веранде за чаем. Шутки, смех, интересные истории притягивали внимание детей. Особенно маленький Саша Григоров любил слушать рассказы своего дяди Александра Митрофановича Григорова. Он оказал большое влияние на формирования мировоззрения, кругозора и любви к русской истории. Александр Митрофанович был блестящим русским офицером, впоследствии ставшим адмиралом. Рассказы дяди помогли Александру Григорову на склоне лент восстановить историю костромских морских династий. И, безусловно, мальчики предпочитали корабли, а девочки кукол, но игрушки все были общие, и хотя самые любимые назывались «моя» или «мой», но все они помещались в «игрушечном шкафу». На игрушечном шкафу стоял книжный шкафчик. В нём лежали все детские книжки, книжки старые, которые служили ещё отцу и деду. Самая главная – «Родное слово» Ушинского. Вся семья в доме любила зала. Там проходили богослужения, на Рождество устраивалась ёлка. А когда было много весёлой молодёжи, зала служила местом для постановки любительских спектаклей. Значительную роль в детстве играли лошади. У каждого была «своя», как бы подшефная лошадь: дети наблюдали за их кормлением, носили лакомые кусочки, с малых лет приучались ездить верхом. Начальный этап обучения дети проходили дома, а затем их определяли в разные учебные заведения: мальчиков – в лицее или кадетский корпус, а девочек - в гимназию. Закончить обучение не пришлось, так как наступил 1917 год, и вот тогда закончилось детство, и распалась большая, дружная семья. И у каждого впереди была уже своя история. (Слайд №43)Ведущий: А теперь давайте вспомним семейные традиции.

До сих пор в (наших домах) деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. В центре этого иконостаса на видном месте – увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. «Родители» и «Родина» - слова одного корня. Эти святые слова помогают нам полюбить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

Семейные обеды, когда вся семья собирается за одним столом

Семейная связь времён – это же тайные нити, которые связывают Сегодня со Вчера, с Позавчера. Вот она наша история, наша Судьба: в фотографиях, в родных для нас именах, в любимых лицах.

Чтец: Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых дней.

Со снимков блеклых, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор

Демонстрируются фотографии из семейных альбомов.

Чтец: Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждёт.

На крутом изломе поддержите, Знайте беды их наперечёт.

Сохраняйте письма, ждите в гости,

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черёд.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжёт.

Вы ещё успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Л. Ирсетская.

Валентина Владимировна Хомякова
Литературно-музыкальная композиция «Святая, чистая семья», посвящённая царю Николаю II и его Семье

Цель :

Дать представление о святых , рассказать об их жизни, подвигах, перенесенных страданиях.

Задачи :

Содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким,

способности к сопереживанию;

Формировать у воспитанников желание подражать благим образцам;

Помочь детям, их родителям и педагогам понять, что без Православной культуры невозможна полноценная жизнь личности и семьи , общества и государства;

Воспитывать достойного человека и будущего гражданина России.

Иллюстративный ряд : в центре, двое детей, одетые «ангелочками» . В руках икона Святых Царственных мучеников , фотовыставка Семьи Романовых , подсвечник с семью зажжёнными свечами , бумажные голуби, вазы с красными розами, панно (сиреневого цвета) .

На присутствуют священнослужители, родители, представители методкабинета отдела образования администрации Почепского района, педагоги.

План проведения литературно-музыкальной композиции

«Святая , чистая семья » .

I. Вступительная часть :

1. Тропарь , гл. 5.

2. Эпиграф.

3. Раскрытие понятия слова «семья » .

II. Основная часть :

1. Чтение стихотворения Георгия Иванова (читает ребёнок) .

2. Рассказ воспитателя о Семье Романовых .

3. Инсценирование детьми фрагмента «В лазарете» .

4. Чтение стихотворения С. Есенина, посвящённого Царским Царевнам

(читает наизусть воспитатель) .

5. Знакомство детей с детством главы дивной Семьи венценосцев- мучеников - святым Царём Николаем Александровичем , Царскими детьми, их религиозным воспитанием.

6. Физкультминутка «Мой ангел дорогой» .

7. Дети читают стихи о Царских детях собственного сочинения мамы воспитанника Никона .

8. Чтение стихотворения «Молитва» , найденного в личных вещах Царевны Ольги Николаевны (читает наизусть мама Никона Кириллова Э . В.) .

9. Исполнение песни «Голгофа Великой России» (воспитатель Хомякова В. В. и родительница Кириллова Э. В.) .

10. Рассказ воспитателя о любви всем сердцем Царской Семьи к России .

11. Чтение стихотворения Великой Княжны Ольги Николаевны (читает ученик) .

12. Рассказ воспитателя о страшном злодеянии над невинными святыми людьми в Екатеринбурге.

13. Исполнение песни о святых Царственных мучениках Ж. Бичевской

(исполняет родительница Кириллова Э. В.) .

14. Чтение стихотворения «Прости нас, царская Семья… »

(читает ученица) .

15. Слушание песни «Царь Николай » Г. Пономарёвой (в записи) .

III. Заключительная часть.

1. Рассказ воспитателя о возведённом Храме – на – Крови.

2. Рассказ воспитателя о посещении последним Российским Царём Николаем II нашего родного города Брянска.

3. Слушание гимна «Боже, Царя храни!» (в записи) .

4. Заключительное слово священнослужителя.

5. Вручение детям подарков – пасхальной радости за конкурс «Пасхальная открытка» , проходивший по приглашению детской православной газеты «Колокольчик» города Ржева Тверской области (обмен опытом) .

И скорбными и грустными очами

Отечески он ищет между нами

Своих друзей и вечно верных

(С. Бехтеев) .

Тропарь святому Царю-мученику Николаю , глас 5.

Воспитатель. Дорогие дети!

С глубокой любовью и нежностью мы почитаем Святых Царственных мучеников : царя Николая , царицу Александру, царевича Алексея, царевен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, претерпевших страдания и мученическую кончину за Христа. Мы чтим каждого из них и всю Царскую семью как единое целое – во всей её святой полноте . Ведь слово «семья » именно это и означает – семь я .

1-й ребёнок. Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно.

Какие печальные лица,

И как это было давно…

Какие прекрасные лица!

И как безнадёжно бледны

Наследник, Императрица,

Четыре Великих княжны…

(Стихотворение Георгия Иванова)

Воспитатель. В смутные времена, когда на Россию надвинулась страшная беда – революция, когда люди теряли веру в Бога, любовь к Отечеству и ближним, Господь явил святой образец православный семьи – семьи последнего русского Императора.

Что же это была за семья ?

Воспитатель. Для одних это были Император и Императрица, Государь и Государыня, а для других, для детей, это были папа и мама. Они очень любили друг друга. Это была Святая , чистая семья .

Собственная Семья Николая II была большой и дружной. Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, дочери святого царя Николая Александровича Романова. Они были скромные и простые, и никогда не высокомерничали . Сами гладили бельё, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Четыре княжны воспитывались настоящими христианками, вели церковную жизнь, пели на клиросе во время богослужения.

Во время войны 1914 года две старшие княжны и царица Александра Феодоровна стали сестрами милосердия.

Каждый день они начинали с молитвы перед иконой Божией Матери и просили Царицу Небесную, чтобы их руки принесли исцеление больным. Потом до вечера перевязывали раненых, убирали за ними в палатах.

Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились порой в два часа ночи. Они делали всё, что требовали доктора. Когда прибыл очередной санитарный поезд, прямо на вокзале надо было очистить все раны от грязи , чтобы не было заражения крови, и тогда Царевны мыли ноги солдатам. Не было ни одного солдата в их лазаретах, которые бы не были обласканы и ободрены ими.

Работая рядовыми хирургическими сёстрами, они ничем не показывали, кто они такие. Поэтому подчас происходили довольно забавные случаи.

Инсценирование детьми фрагмента «В лазарете» .

Усталая царевна Ольга присела на постель одного из вновь привезённых солдат.

Солдат тотчас же пустился в разговоры. Ольга Николаевна , как всегда, и словом не обмолвилась, о том, что она царевна.

Умаялась, сердечная?- спросил солдат.

Да, немного устала.

Это хорошо, когда устаёшь.

Чего же здесь хорошего?

Значит, поработала.

Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт поехала бы.

Да, моя мечта – на фронт попасть.

Чего же? Поезжай.

Я бы поехала, да отец не отпускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.

А ты плюнь на отца, да поезжай.

Царевна засмеялась.

Нет, уж плюнуть то не смогу. Уж очень мы друг друга любим.

Воспитатель читает наизусть стихотворение, посвящённое Царским Царевнам С . Есенина.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Берёзки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шёл страдать за нас,

Протягивают царственные руки,

Благословляя их грядущей жизни час.

Но ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

Всё ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина ,

За их судьбу.

Воспитатель. Царица Александра Феодоровна считала – «Дети должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей».

Мама, царица–мученица научила рукоделию царевен. Они шили, вышивали, вязали. Одежду для бедных они отсылали по приютам, на фронт и семьям солдат .

Императрица Александра Феодоровна не любила балов, находила их пустым занятием для своих дочерей.

Почему взгляд царя Николая II полон грусти ?

У царицы Александры Феодоровны тоже очень грустные глаза?

Воспитатель. Царская семья знала пророчества старцев, что будет война и конец династии Романовых.

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь.

Такими должны быть и мои дети».

Глава этой дивной семьи венценосцев- мучеников – святой Царь Николай Александрович родился 19 мая 1868 году в день святого Иова Многострадального. Назван был в память Николая Чудотворца .

Николай был ребёнок ласковый, уступчивый, вежливый от природы, щедрый; он никогда не позволял себе съесть конфетку, не поделившись прежде с братом или товарищем. В своих родителях он просто души не чаял. Он рос добрым мальчиком, он готов был молиться за спасение жизни даже маленького птенца. Он с детства был трогательно боголюбив.

Воспитатель. Думаю, что в этом мальчика Ники, будущего царя, наставлял невидимо его Ангел – хранитель. Давайте сейчас мы со своими «ангелочками» прочитаем вместе стихотворение «Мой ангел дорогой» . (Ребёнок - «ангел» передаёт икону Святых царственных мучеников воспитателю ).

Ангел – хранитель над нами кружит

(кружатся) .

Ангел-хранитель на помощь спешит

(машут ручками) .

Спать лёг ребёнок, он сон охраняет

(присели, ручки подложили под ушко) .

Утром проснулся – благословляет

(ручки в стороны) .

В школу идёт или в садик спешит

(маршируют,

Ангел-хранитель всегда защитит

(все обнимаются) .

Дети поочерёдно подходят к фотовыставке Царской Семьи и читают стихотворения собственного сочинения мамы нашего воспитанника Никона Кириллова Эдиты Вячеславовны Кирилловой, посвящённым Царским детям : цесаревичу Алексею, цесаревнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии.

2-й ребёнок.

Ольга была старшей

Дочерью царя.

Училась многому,

Не тратя время зря.

С отцом ценила дружбу

Более всего

И больше всех детей

Была похожа на него.

Когда царевна взрослой стала,

С румынским принцем обручиться отказалась :

«За русского лишь выйду замуж я,

С Россией сердце и душа моя!»

И в страшный для России год,

Когда пришла война,

Сестрицей милосердия

Работала она.

Ко всем добра и ласкова,

Безмерно хороша!

И говорили все о ней :

«Хрустальная душа!»

3-й ребёнок :

Татьяна Николаевна –

Великая Княжна.

Так утончённа,

Красива и нежна!

Она среди своих сестёр

Особенной была.

Богатый свой духовный мир

С любовью берегла.

Смеялась очень редко,

Ко всем добра была.

Среди своих сестёр

Татьяна «главною» слыла.

И так душой скорбела,

По-молодости лет,

Что в палате тяжело больных

Её работы нет.

Татьяна жребием считала

Друг друга тяготы носить

И за Россию неустанно

Молитвы Богу возносить.

4-й ребёнок

Мария цесаревна

Божественно мила!

Красавицею русскою

С рождения была!

И на румянах щёчках тень

От бархатных ресниц,

Искрится взгляд, и, кажется,

Нет в мире краше лиц.

А жизненной энергии

Не видно и конца.

Весёлая и яркая –

Любимица отца!

5-й ребёнок

Анастасия – младшая

Великая Княжна.

Большою озорницей,

Проказницей была.

Она смышлёна и умна.

Любила разыграть

И всё, что ей не по душе

В забаву обращать.

Недюжинным умом горят

Весёлые глаза.

Как лучик солнечный она,

Ловка и весела.

6-й ребёнок :

Царевич Алексий умён

И благороден был.

Наследник царственной семьи

Любимец первый сын.

Отзывчив, добр; страдал

Гемофилией он

И детских игр, забав,

Как водится, лишён.

Нельзя, как сёстрам, теннис,

Нельзя велосипед :

«Зачем я не такой, как все?

Зачем мне столько бед?»

Он всем болящим сострадал,

Простой народ жалел

И, как солдаты, все вкушал :

И щи, и чёрный хлеб.

Царевич музыкален был

И слухом обладал,

На балалайке для сестёр

И для отца играл.

Воспитатель. Дивный отрок царевич Алексей в одном из своих писем писал : «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Воспитатель. Дети так же, как и родители, понимали, что их ожидает.

«Если убьют, то лишь бы не мучили» , - писал в то страшное время царевич Алексей. Находясь под арестом, они терпели унижения, издевательство, грубость.

Но у них не было ненависти к своим мучителям, их утешала молитва к Богу. В личных вещах царевны Ольги Николаевны было найдено вот это стихотворение.

(Читает наизусть одна из мам) .

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней,

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о, Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыко мира, Бог Вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой души смиренной

В невыносимый, страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста своих рабов

Нечеловеческие силы –

Молиться кротко за врагов.

Песня «Голгофа Великой России» в исполнении воспитателя и родителя.

Воспитатель. Царская Семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. Они готовили себя к служению народу. Будучи в заточении, испытывая много тягот, они оставались добрыми, терпеливыми, полагающимися на Господа.

Из заточения царевна Ольга писала :

«Отец просит передать всем, кто остался предан ему, чтобы не мстили за него, т. к. он всех простил и за всех молится и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но не зло победит, а только любовь.»

Стихотворение Великой Княжны Ольги Николаевны .

7-й ребёнок.

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и рыдать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил,

И за него велит не мстить

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит : «Мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Ещё ужасней и страшней.

Но час пробьёт, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернёт взаимная любовь».

Воспитатель. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге было совершено страшное злодеяние : невинные, святые люди вместе с Божием Помазанником были зверски убиты в подвале Ипатьевского дома.

По промыслу Божию Царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе в награду за безграничную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

Песня о Святых Царственных Мучениках Ж. Бичевской

в исполнении родителя.

Воспитатель. Истинные христиане, в мире Они были гонимы. Скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме великих русских святых Они предстоят Христу в пламенной молитве за Россию.

Стихотворение «Прости нас, Царская Семья » .

8-й ребёнок.

Прости нас, Царская Семья ,

За страшный тот июль;

Прости нас всех, прости меня

За визг бесовских пуль;

Что на страну Святых Отцов

Проклятье навлекли :

Преступников и колдунов

Ко власти привели;

За дома ваших крестных мук

И памятника взрыв,

За грязной лжи порочный круг –

Запущенный нарыв;

За слёзы вдовых и сирот –

А Вы служили им, -

За секты, где народ как скот

Отравою поим;

За страх и равнодушья смрад,

За гордые мечты –

И строятся в парадный ряд

Могильные кресты!

Прости нас, Добрый Государь,

Обманутых овец;

И помолись о нас как Царь,

Отечества Отец!

Песня «Царь Николай » (Г. Пономарёва) в записи.

Воспитатель. В 2003 году был освящён Храм-на-Крови, возведённый на том месте, где произошло убийство Царской семьи .

В день 90-летия мученической кончины Царской Семьи в Екатеринбурге я просила прощения у Царя Николая Александровича и всей Его Семьи .

Последний Российской Царь Николай II посетил и наш родной Брянск 20 апреля 1915 года. Для православных Брянцев очень дорог тот факт, что на нашу землю ступала царственная нога великого Угодника Божия. .

Звучит гимн «Боже, Царя храни!» в записи.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей»

Нижнеомского муниципального района Омской области

Занятие: "Царская семья"

Разработала: Байшева Марина Михайловна,

педагог дополнительного образования,

I кв.категории, МБУ ДО «Центр

дополнительного образования для детей»

с. Нижняя Омка Омской области

2018 г.

    Введение …………………………………………………………. стр. 3

    Методическая разработка занятия ……………………………… стр. 4- 12

    Заключение ……………………………………………………….. стр. 13

    Список используемой литературы ……………………………… стр. 14

    Приложения ……………………………………………………… стр. 15-19

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. Заказ выражается в «национальном воспитательном идеале», который определён как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

И одним и з средств разработки современной теории духовно-нравственного воспитания детей в образовательном учреждении является анализ развития воспитания обучающихся в исторической ретроспективе.

Занятие «Царская семья» (об исторической личности Николая II ) посвящено чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как хранительница традиций, колыбель человека и колыбель культуры находится под угрозой. Так как стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, поэтому заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Царская семья Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Такой исторический пример формирует у учащихся представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Методическая разработка занятия

Тип занятия: комбинированное, обобщающее.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Цель: познакомить детей с житием Царской семьи, с их подвигами и добродетелями.

Задачи:

Образовательные:

    Изучение жития святых Царственных мучеников;

    Знакомство детей с добродетелями и пословицами к ним;

    Закрепление нового материала с помощью "Дерева добродетелей".

Воспитательные:

    Воспитание любви к Родине и ближним;

    Любви к Царской семье;

    Терпение и сострадательности;

    Милосердия.

Развивающие:

    Развитие

    мышления

    внимания

    памяти

    речи

Формирование УУД

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

2) формирование мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к истории государства

4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью ставить и сохранять цель, поиска средств ее осуществления

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    формирование умения реализовывать задуманное средствами художественного выражения

    умение работать по предложенному плану

    освоение форм личностной рефлексии

Познавательные УУД:

1) расширение знаний по истории государства

2) установление причинно-следственных связей между истроическими фактами, событиями, связанные с царской семьёй

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе

    формирование умения слушать и вступать в диалог.

Материал к занятию:

    Компьютер;

    Мультимедийный проектор;

    Аудиозапись Жанны Бичевской ;

    Фотоматериалы (электронный альбом «Царская семья»);

    Икона святых Царственных мучеников (желательно большая);

    Ксерокопии фотографий Царской семьи (на каждую парту семь страничек ксерокопий);

    "Дерево Добродетелей"- вырезанный из картонного ватмана:

Ствол 1,5 м.: высота, ≈ 20 см.; ширина: ветви – разных размеров, но чтобы соответствовали стволу; яблоки - ≈ 20 – 30 см., листья - ≈ 20 – 30 см. Яблок должно быть – 10 шт., листьев – 17 шт., на которых будут написаны пословицы, а можно еще сделать несколько листьев без пословиц.

Пояснительная записка:

Дерево Добродетелей должно быть раскрашено гуашью или акварелью (раскрашивается с детьми на предыдущих занятиях). На блоках написать добродетели, а на листьях пословицы.

Ход занятия

    Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть вас всех в прекрасном настроении. Начнём наше занятие!

    Сообщение новой темы:

Педагог: Сегодняшнее наша занятие мы посвятим …Выслушав меня, догадайтесь сами. "В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь". Кому из русских людей не знакомы эти слова? Все мы в детстве читали множество сказок, и благодаря им в нашем сознании сложился образ царя. При слове "царь" нам представляется дедушка с белой бородой и с короной на голове; на нем – необъятная красная мантия, отороченная белым горностаем, а в руке – скипетр. Царь сидит на золотом троне и правит страной; время от времени он отправляется на войну. Царь обитает в сказочном мире, который нисколько не похож на тот мир, в котором живем мы. О ком же мы поговорим?

Обучающийся: О царе.

Педагог: Да, о царе, но не о том царе, который живет в сказочном мире. Догадайтесь, о каком царе, выслушав песню.

(Звучит песня Жанны Бичевской – "Царственные мученики").

Обучающийся: О царе Николае II.

Обучающийся: Да. Мы сегодня поговорим о его семье: о семье Романовых. Ребята, откройте первую страничку альбома.

(Раздать альбомы с фотографиями. На каждую парту по 1 экземпляру).

На экране начинается демонстрация фотоматериалов – электронный альбом «Царская семья» (стр.1).

    Изучение нового материала:

Педагог: Церковь причислила Царскую семью к лику святых мучеников. А кого называют мучениками?

Обучающийся: Мученики – это угодники Божии, которые претерпели страдания и смерть за Христа.

Педагог: Царские мученики угодили своей жизнью Богу и поэтому они святые. А у святых людей не биография, а … житие.

Давайте с вами послушаем житие святых царственных мучеников. Будем слушать внимательно, чтобы отвечать на вопросы. Открываем страницу 2 Альбома (параллельно с демонстрацией фото на экране).

Святой Царь – Мученик Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом в Царском Селе. Откройте, пожалуйста, вторую страницу.

Великий Князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать Иову Многострадальному, в день памяти которого он родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. "Я родился в день Иова Многострадального, - говорил он, - и мне предназначено страдать".

Каким угодникам Божиим старался подрожать святой Царь – Мученик?

Обучающийся: Иову Многострадальному и святителю Николаю.

Обучающийся: А почему именно этим святым?

Обучающийся: Потому что в день памяти Иова он родился, а в честь святителя Николая был назван.

Педагог: Близкие царя Николая отмечали: "У него душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая". Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб. Во время которых любил подпевать церковному хору.

Чем начинал и заканчивал день царь Николай?

Обучающийся: День он начинал и заканчивал молитвой.

Педагог Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе.

В каком духе велось образование?

Обучающийся: В строго русском православном духе.

Педагог: Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычной памятью. Будущий государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий царь неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

Кому помогал будущий царь?

Обучающийся: Он помогал голодающим.

Педагог: Один раз, когда царь Николай был совсем юным, он познакомился на балу с принцессой немецкой Алисой Гессен - Дармштадской, которая была еще моложе его, ей было только 12 лет, а ему было 15 лет. И, вот, с этих времен царь Николай начал переписку с Алисой. Князь Николай молил Господа, чтобы принцесса Алиса стала его женой. Он знал слова Спасителя: "Все, что ты попросишь у Бога, даст тебе Бог". У принцессы Алисы была лютеранская вера. Поэтому он молил Господа, чтобы Он облегчил переход Алисы в православную веру. И, вот, молитвы Николая II были услышаны: принцесса Алиса стала его женой, но прежде она была миропомазана св. прав. Иоанном Кронштадским, который стал духовником царской семьи. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы – Мученицы.

(Открыть страницы 3 и 4).

Ребята, скажите, пожалуйста, как немецкая принцесса Алиса стала женой русского царя Николая II ?

Обучающийся: Они познакомились на балу, после начали переписку. Царь Николай молил Господа, чтобы Алиса стала его женой и приняла православную веру. И молитвы Николая II были услышаны Господом. Алиса стала его женой приняв миропомазание с именем Александра.

Педагог: Император Николай II взошел на престол 2 ноября 1894 г. Делами любви и милосердия отметил государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране. По своей природе он был совершенно неспособен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования государь не подписал ни одного смертного приговора. Ни одна просьба о помиловании, дошедшая до царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд государя всегда светился добротой. Однажды царь посетил крейсер "Рюрик", где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. "Я не мог этого сделать, - объяснял он. – Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково".

Какие дела милосердия были у царя Николая II ?

Обучающийся: Помогал нуждающимся, посещал тюрьмы. Отменил смертную казнь.

Педагог: Государь был еще и бессребреником. То есть у него не было привязанности к деньгам и богатству, он старался все раздать. Четыре миллиона рублей царских денег царь Николай II истребил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. "Он скоро все раздаст, что имеет," – говорил управляющий кабинетом его величества. "Его платья были часто чинены, - вспоминает слуга царя. – Не любил он роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими".

Бесстрастие к деньгам и вещам – это добродетель нестяжания.

Как проявилась добродетель нестяжания у царя Николая?

Обучающийся: Царь раздавал царские деньги и носил одежду, которая была много раз чинена.

Педагог: Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей. (Страница 5).

Посмотрите на иконочку и скажите: как звали царевен? (Показываю иконку).

Обучающийся: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Педагог: (Откройте страницу 6). И братик их царевич Алексий, который болел неизлечимой болезнью – гемофилией – это болезнь не сворачивания крови, т.е. если вдруг поранишься, то кровь из раны не может очень долго остановиться. А царевич Алексий, как и все дети был озорным ребенком, любил пошалить, побегать и поиграть с младшей царевной Анастасией.

Александра Федоровна провела много бессонных ночей у кровати, стонущего от боли сына.

(Откройте страницу 5).

Царь и царица воспитали детей в преданности русскому народу, простоте и строгости. "Долг родителей в отношении детей, - писала государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет Бог". Царские дети спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей царевича Алексия были щи, каша и черный хлеб, "которые, - как говорил он, - едят мои солдаты".

Как воспитывались царские дети?

Обучающиеся рассказывают.

Педагог: А теперь послушаете про Александру Федоровну, которая была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Александра Федоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь бедным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства царица построила дом для солдат – инвалидов, где они обучались всякому ремеслу.

Что же делала царская семья в военные годы? (Откройте страницу 7).

С первых дней государь помимо неусыпных государственных трудов, он объезжал фронт, города и села России. Он по-отечески заботился о раненых войнах, посещал госпитали и лазареты. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Она и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю любовь и заботу. Ободрял страдающих и царевич Алексий, подолгу разговаривая с войнами. Царь Николай обладал мужеством и сам вставал во главе армии и принимал решения. И юный царевич Алексий ездил с отцом на фронт.

Но противники православия, безбожники воспользовались военными тяготами, чтобы растерзать православную Россию и ее царя – православного монарха. Откройте страницы 8-9. На экране демонстрируются фотографии из электронного альбома «Царская семья».

18 июля 1918 года – царская семья была расстреляна безбожниками. По промыслу Божию царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную любовь, которая связывала их в одно нераздельное целое.

    Закрепление материала

Обращаемся к "Дереву Добродетелей", на котором закреплены листья с пословицами. Читаем вслух с детьми пословицы и догадываемся, какой добродетели они соответствуют. Яблоки с добродетелями разложены на столе. Дети подходят по очереди, выбирают яблочки и подвешивают их к листочкам с пословицами, которые соответствуют добродетели.

Когда все яблоки развесят, я задаю вопрос: "Ребята, приведите конкретные примеры, как проявлялись эти добродетели в царской семье?".

Дети рассказывают то, что они запомнили.

ВЕРА

С верой нигде не пропадешь.

ЛЮБОВЬ

ТЕРПЕНИЕ

Господь терпел и нам велел.

Без терпения нет спасения.

МИЛОСЕРДИЕ

ПОСЛУШАНИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ

МУДРОСТЬ

Не копьем побивают, а умом.

МОЛИТВА

Без Бога не до порога.

НЕСТЯЖАНИЕ

Лучше дать, нежели взять.

СМИРЕНИЕ

    Подведение итогов (рефлексия)

Педагог: А теперь давайте подведем итоги. О ком мы сегодня с вами говорили?

Обучающийся: О царской семье.

Педагог: А что вам запомнилось и понравилось из жития?

Обучающиеся отвечают.

Педагог: Можем ли мы подражать царской семье?

Обучающийся: Да.

Педагог : Мы сегодня узнали какие есть добродетели. Давайте их назовем.

Обучающиеся называют хором добродетели.

Педагог : А какое вы яблочко хотели бы в себе прорастить?

Обучающиеся отвечают.

    Домашнее задание

Педагог: Следующая неделя у нас посвящается делам милосердия и будет называться: "Неделя милосердия".

А какие дела милосердия вы могли бы сделать?

Обучающиеся перечисляют.

Педагог: Домашнее задание: прорастите в себе яблочко милосердия. Будем делать дела милосердия, но разумно и для Бога, т.е. во славу Божию.

Заключение

Царская семья Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

На занятие были использованы следующие методические приемы: работа с биографическими данными, использование иллюстраций, исторических фотографий, мультимедийных средств обучения, самостоятельная работа учащихся, дискуссия, сравнительный анализ.

Результаты рефлексии данного занятия показали эффективность предложенной методики по достижению цели занятия.

В результате обучающиеся:

Приобщились к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

- развили потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и духовном росте;

Расширили познания в области истории, культуры и религии;

Получили урок воспитания любви к Отечеству и чувство гордости за всё, что создано русским народом. Произошло нравственное оздоровление подрастающего поколения.

Список используемой литературы

1. «Государь-миротворец», статья Ю.В. Кудриной, журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 3 2010. – С. 59.

2. "Житие святых Царственных Мучеников" Составитель – Георгий Баловников, 1999 г., Изд.: Москва 2000 г.

3. Методические материалы семинаров Потаповской О.М, к.п.н., ст. научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

4. Наталья Бонецкая. "Царь – Мученик". Изд.: Сретенского монастыря. Москва. 2001

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. – С. 9.


    Приложение №2 - Шаблон "Лист"

    Приложение №3 - Пословицы

    С верой нигде не пропадешь.

    Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

    Господь терпел и нам велел.

    Без терпения нет спасения.

    С мира по нитке – нищему рубашка.

    Просит убогий, а надо дать Богу.

    Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

    Мастер на все руки. Золотые руки.

    Ремесло есть – пить не просит, а само кормит.

    Не копьем побивают, а умом.

    Умный рассудит, а глупый осудит.

    С молитвой в устах, с работой в руках.

    Без Бога не до порога.

    Лучше дать, нежели взять.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

    Умный смиряется, а глупый надувается.

    За много дел не берись, а в одном отличись.

    Приложение №4 - Шаблон «Яблоко»


    Приложение №5 - Добродетели

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №96
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Непосредственная образовательная деятельность с детьми в подготовительной группе.
«Традиция воспитания детей в Святой Царственной семье
Российского императора Николая II»

(Методическая разработка)

2013

Непосредственная образовательная деятельность с детьми
подготовительной группы.


«Традиции воспитания детей в царской семье Романовых»

Цель:
1. Ознакомление детей с традициями и культурой воспитания в царской семье Николая II.
2. Способствовать формированию у детей чувства единства и сплоченности семьи.

Задачи:
1. Вызвать радость, гордость за то, что у него есть семья.
2. Развивать коммуникативные навыки детей.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
4. Создать условия для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических началах, на основе вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность.

Предварительная работа: чтение книги о Николае II и его семьи.

Материал:
Слайды с иллюстрациями царской семьи, а также их занятия, одежда, игры и другие.
Диск с церковной музыкой, а также произведения Чайковского (5 и 6 симфония), альбомные листы для рисования, цветные карандаши и восковые мелки.

Основная часть:

Ребята, а вы знаете, что семья начинается с вас, с детей. Как гласит народная мудрость, «Благодать Божья».
Какое без вас семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от Бога!» - так говорили на Руси. «Человек без семьи, что дерево без плодов»
«При солнышке тепло, при матери – добро» ; «Вся семья вместе, так и душа на месте»
(Дети называют несколько пословиц о семье, выбрать из них одну пословицу и предложить детям объяснить её смысл)

Сегодня я вам расскажу про царскую семью Николая II . Последнего российского императора, старшего сына императора Александра III, родившегося в Царском Селе. Николай II был старшим сыном императрицы Марии Фёдоровны и императора Александра Третьего. Николай Второй чаще всего жил с семьёй в Александровском дворце. А отдыхать предпочитал в Ливадийском дворце в Крыму. Для ежегодных поездок по Балтийскому морю и Финскому имел в распоряжении яхту «Штандарт».
(Слайд №1)

Его жена Александра Федоровна была внучкой королевы Виктории .
(Слайд№2)

Коронация состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. В истории России это было последнее венчание на Царство. Во время коронации Николай II был одет в военный мундир, а императрица Александра Фёдоровна – в роскошное платье из серебряной парчи. Коронационное платье, в котором появилась в Кремле последняя русская императрица Александра Фёдоровна, начали создавать почти за год до церемонии. Во время процессии шлейф платья несли семь камергеров. Вес платья, которое сшили из роскошной тяжелой плотной парчи, составил 10 килограммов. Ещё 13 килограммов весила коронационная мантия. Несколько часов, проведённых в подобном облачении, стали для Александры Фёдоровны, по всей видимости, нелёгким испытанием.
(Слайд№3)

В этой семье родилось пятеро детей (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей)
Великая Княжна Ольга Николаевна Романова была первым ребенком в семье Николая II . Родители не могли нарадоваться появлению ребенка. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны Романовой , унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала внутренний мир.
Великая княжна Татьяна Николаевна Романова была вторым ребенком в
чете Романовых . Как и Великая княжна Ольга Николаевна , Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский. Татьяна Николаевна Романова была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза Татьяны были похожи на глаза Императрицы, фигура была изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Татьяна редко шалила, и имела удивительное, по словам современников, самообладание. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем.
(Слайд № 4-5)
Мария Николаевна Романова стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.
Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова была четвертым ребенком в семье императора. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.
(Слайд №6)
Цесаревич Алексей, был пятым ребенком в
семье Николая II . Алексей был долгожданным ребенком. С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Вся царская семья, горячо молилась о рождение мальчика. Царевич Алексей унаследовал все лучшие от отца и матери. Родители сильно любили наследника, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевич настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем. Как назвать новорожденного царевича, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем.
(Слайд №7-8)

Главной резиденцией Николая II и его семьи стал Александровский дворец, в Царском Селе (город Пушкин.) Александровский дворец был построен по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича..
(Слайд № 9)

Быт семьи не был роскошным в целях воспитания - родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате. В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами, сделанных в основном в Ливадийском. В спальне Цесаревича стоял киот с шестью отделениями, большинство икон было иконами святителя Алексия, митрополита Московского; было также огромное количество крестиков и образков, здесь находилось множество и богослужебных книг.
(Слайд№10-14)

Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию. Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки - русский, английский, французский, еще позже -немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак - в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера - чай, в 8 - общий ужин.
(Слайд№15-17)

Царские дети, как и обычные, любили игры, которые в старину назывались потехи.
(Слайд №18-21)

Давайте посмотрим на то, в какие игрушки они любили играть. Убранство Игральной комнаты говорит о том, что здесь проводит время отнюдь не больной ребенок, – это комната активного любознательного подростка, наполненная различными игрушками, развивающими играми, образцами оружия, моделями самолетов. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям. Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.
(Слайд №22-24)

Большой радостью были для Царских Детей летние поездки в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили Детей плавать. Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах.
(Слайд№25)

Вся Семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть Цесаревич Алексей. Ванька был бесподобное, умное и забавное животное- Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались в цирк. И вскоре цирк согласился отдать старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом “Ванька” появился при Дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял детей, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал.
(Слайд№26)

В этой семье было чередование различных занятий соблюдая строгий режим. Уроки начинались в 9 часов с перерывом между 11 часами и полуднем. В этот перерыв совершалась прогулка в карете, санях или автомобиле, затем занятия возобновлялись до завтрака, до часу дня. После завтрака дети всегда проводили два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера. В свободное время дети любили устраивать театрализованные постановки.Но и кроме развлечений, они не забывали о труде
(Слайд №27)

День заканчивали чтением книги - это тоже была традиция семьи. Александра Федоровна лично преподавала всем Детям Закон Божий (читала молитвы), Алексею Николаевичу - географию и историю, Княжна Ольга Николаевна - Своим младшим Сестрам и Брату английский язык, А также, изучали арифметику и русскую грамматику, отец занимался с Алексеем русским чтением.
(Слайд №28)

Николаю II принадлежало большое количество книг. Библиотека, принадлежавшая к личным покоям последнего русского императора в Зимнем дворце. Главную роль в оформлении библиотеки играют книжные шкафы, расположенные вдоль стен, куда ведет лестница. На столе помещен скульптурный портрет Николая II.
(Слайд №29)

В этой семье жила любовь: любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь к Богу, любовь к Родине и своему дому, любовь ко всему живому. Семья императора была расстреляна ночью. Их посчитали врагами народа, но эта была ошибка.
(Слайд №30)
После их смерти всю семью было решено канонизировать.
(Слайд№31)

Когда разразилась беда, были и скорбь, и горе. Но Бог явил утешение: самого тяжкого для Семейства - разлуки. Он не допустил.
Если в доме горе, оно сближает родных. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всякого зла и стали подобными Ему. С верой жить становится легче!
Все Государи из рода Романовых вырастали людьми образованными, привыкшими с ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию, что досталось им от этих предков
Вся Семья жила в большой дружбе между собой и находила внутри себя любовь и твердость переживать и с терпением и кротостью переносить наступившие для нее тяжелые дни. Не зло победит зло, а только любовь - этими словами я и закончу рассказ о святом Семействе, подобного которому не найдем в мировой истории.

Заключительная часть:
-Ребята, что по-вашему является самым дорогим в жизни каждого из нас?
-Какой должна быть настоящая семья?
-Что не стоит терять даже в самые сложные моменты жизни?
-С чем легче жизнь на свете?
-А в вашей семье есть традиции, которые вы соблюдаете?
(Ответы детей)


- А сейчас предлагаю вам сделать приятное своим родителям. Давайте нарисуем портреты своих мам и пап и подарим своим дорогим и близким .