Надо ли учить ребенка читать до школы? Нужно ли учить ребенка давать сдачи.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
● С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
● В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
● Как считают офтальмологи раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
● Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
● Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

В заключении подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для ребенка. Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства.

Разворачивающийся перед глазами ребенка мир несет ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малыша, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему свое время.

Психофизическое благополучие ребенка, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье.

Ребенку скоро семь лет. Ещё немного и он пойдет школу, но при этом знает всего несколько букв… Мама отмалчивается, выслушивая рассказы подружек о их умных детишках, которые в 2 года знали буквы, а в 3 читали. Она своего не научила. О пользе или вреде от внедрения раннего развития, а также о том, важно ли умение читать и писать, когда ребенок собирается идти в первый класс, мы сегодня поговорим.

Раннее развитие: добро или зло?

В последнее время весьма популярным стало раннее развитие детей. И чем раньше они это начнут делать, тем лучше. Родители водят свое чадо на специальные подготовительные курсы, настойчиво изучают буквы, цифры, даже пытаются обучать читать, хотя ребенок даже говорить хорошо не умеет, не выговаривает целый ряд звуков.

Допустим, в 3 года он научится читать, писать, но кому это надо? Ребенку, который понятия не имеет, зачем ему сейчас все это, или его родителям. Скорее всего последним, которые при «А мой в 2 года умеет то и то…», – с гордостью похвастаются своим, не менее умным. И что же получается, за счет ранних достижений детей наши родители поднимают себе самооценку? И что же ребенку с этих его достижений?

На наш вопрос о раннем развитии отвечает Татьяна Жигулова, учитель начальных классов Центра образования №109.

Методики, смотря на что они применяются, могут приносить как хорошие результаты, так и навредить детям. Так и методики раннего развития могут быть направлены на расширение кругозора, привитие любви к чтению.

Все можно построить в виде игры. Любое учение тогда станет гораздо легче. А если будете натаскивать ребенка информацией, особенно когда воспринимать он ее не хочет, вы только отобьете у него желание к обучению.

Стоит ли обучать дошкольника чтению и письму: мнение педагога

На наш вопрос отвечает учитель младших классов с 17-летним стажем, Е.П. Чехлова.

Важно! Обучение дошкольника чтению и письму не весьма важно. Более значительно будет, если родители начнут обучать ребенка рассуждать, грамотно формулировать свои мысли, делать логические выводы.

Ребенка можно учить считать и писать. Пускай он вместе с мамой на кухне считает количество огурцов, луковиц при готовке салата, конфеты, игрушки, шаги по пути к детскому саду. Также ребенка следует научить правильно держать карандаш, рисовать, заштриховывать, обводить рисунки по точкам.

Очень важно развитие моторики пальцев. А эти навыки весьма важны, поскольку достаточно часто в школу приходят дети, не способны удержать ручку. Так вот мышцы кисти у ребенка должны быть натренированы, помочь помогут ему в этом лепка из пластилина, нанизывание бусин на нитку, собирание конструкторов.

А читающие дети?.. Хорошо было бы, если бы читать умели все в классе. Но в первом классе обычно сидят дети, среди которых половина читает, вторую половину мы обучаем буквам. И вот для читающих создается ловушка: на уроках им становится скучно, и учителя они слушать перестают.

Кроме того, в школе обучают не только чтению. На уроках дети изучают звуки, произношение, звукобуквенный анализ, делят слова на слоги.

И самое неприятное, когда дети обучаются родственниками, которые понятия не имеют о тонкостях этого процесса. Дети читают по буквам, не соблюдают пауз, интонаций. Вот и приходится не просто учить, а переучивать. А это дополнительная нагрузка как на ребенка, так и на учителя. В итоге нередко к концу второго семестра дети, совсем не умеющие читать в начале учебного года, обгоняют в чтении тех, кто читал до прихода в первый класс.

Поэтому мое мнение такое: учить читать до школы надо только тех детей, которые сами проявляют такой интерес. Но если у ребенка нет стремления, принуждать не стоит. А в случае, когда такое обучение заканчивается для вашего чада слезами, знайте, вы отбиваете желание обучаться у ребенка, который еще не знает, что такое школа.

Ранее развитие с точки зрения нейропсихолога, Анны Владимировны

Анна Владимировна, как вы относитесь к тому, что дети начинают писать и читать в 2-3 года?

Весьма отрицательно. Для сравнения можно привести аналогию, когда люди начинают жить половой жизнью в 10 лет. От этого ребенок получит только травму, так как ни психологически, ни физиологически он еще не готов.

Энергетический потенциал мозга ограничен, в 2-3 года у ребенка должны развиваться эмоциональная и сенсомоторная сферы. Но если энергия мозга будет потрачена не в то русло, пострадает телесное развитие. До какой степени, сказать тяжело. Бывают случаи, когда детей после таких учений приходилось лечить.

Важно! Наши дети идут в школу полностью дезадаптивными, абсолютно не имеют малейших бытовых знаний, при этом родители их просто натаскивают ненужными еще знаниями. Развитие ребенка начинается с наглядно-образного, переходит к абстрактно-логическому. Уча ребенка читать в три года, мы переворачиваем законы природы. Последствия наших действий будут видны в дальнейшем.

А были среди Ваших пациентов дети, пострадавшие от такого раннего развития?

Были. Однажды при поступлении девочки в школу мама говорила о плаксивости, гиперреактивности, непонятных страхах девочки, чего раньше не было. На самом деле оно просто не проявлялось в такой степени. На девочку повлияли большие нагрузки, также новизна ситуации.

С какого возраста ребенок готов учиться

О развитии ребенка расскажет психолог Благотворительной организации «Иная», Ольга Мельницкая.

Процесс обучения и познания у ребенка начинается с самого рождения, продолжается беспрерывно. До трех лет дети учатся ходить, пользоваться горшком, разговаривать. Они постоянно впитывают все новое, пытаются определить свое место в семье и в окружающем мире.

Уже в возрасте шести месяцев по методике Зайцевой и Домана детям надо показывать буквы. Возможно, цветные картинки дите будет рассматривать, только малыш в этом возрасте точно не догадается об их пользе. И если даже вследствие постоянных повторений малыш выучит буквы, то и быстро забудет, если перестать уделять этому внимание. Он просто найдет себе более интересное занятие.

Но к шести-семи годам ребенок начнет понимать, как на практике можно использовать счет, насколько важно научиться читать. Именно теперь ему проще будет усвоить подобные знания.

Когда начинать готовить ребенка к школе

Готовить малыша к школе, как утверждает далее нейропсихолог, можно начинать с 2-3 лет. Подготовкой будет то, что ребенок приучается к режиму. Он должен знать, что завтракает он тогда, обедает тогда. Ребенка можно приучить, что в одной одежде он может гулять, в другой – ходить в гости.

Некоторые родители считают, что обучаться и познавать ребенок начинает только тогда, когда сел за стол, стал читать или писать. На самом деле познавательный процесс не заканчивается никогда. В этом ему надо только помогать.

Например, идя дорогой, внимание ребенка можно обратить на цветок. Рассказывая, какой он, ребенок развивает еще и речь. Или попросить сравнить два цветка: ромашку и фиалку, попросить выяснить, что у них общего.

Конечно, обучать ребенка или не обучать – это дело родителей. Некоторые пытаются дать ребенку знания до школы, чтобы таким образом облегчить жизнь первоклассника, так как программа в школах очень тяжелая. И все же, имея собственное мнение, стоит прислушиваться к словам медиков, педагогов. Ведь обучение ребенка читать в три года возможно, но какую цену придется в дальнейшем ему заплатить за эксперименты взрослых, никто не знает.

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Некоторым родителям хочется научить ребенка-дошкольника 6 лет некоторым правилам чтения и счета, но что если никакой охоты заниматься у ребенка нет? Надо ли учить ребенка читать и считать до школы против воли, насильно?

Педагогически верный, прямой ответ на этот вопрос прост: насильно учить детей не рекомендуется, тем более — в дошкольном возрасте. Однако вся двусмысленность тут в словах «насильно, против воли». Что, собственно, это значит?

Почему ребенок 6 лет не хочет считать и читать?

Если ребенку не нравится заниматься, учиться, повторять буквы, пробовать читать или считать - это может быть по разным причинам. Возможно, ребенок нездоров или имеет отклонения от нормального развития. Возможно, старшие дома слишком стесняют его всяческими запретами и он стремится отделаться от их опеки и поучений, ему всегда приятней убежать играть с одногодками, чем превращаться в объект педагогических усилий папы или мамы. Возможно, он не привык к труду, он любит заниматься только тем, что интересно, увлекательно, а папа и мама учат его алфавиту и чтению отнюдь не интересными способами. Наконец, возможно, что ребенок вполне здоров и нормален и вначале хотел бы даже поучиться, но старшие допускали грубые методические ошибки в обучении, и у ребенка весь интерес выветрился.

Иначе говоря, «воля» ребенка в таких случаях полностью зависит от знаний и умения взрослых. Если они начнут ежедневно приставать к шестилетнему мальчишке с нотациями о вреде неграмотности, тогда вполне возможно возникновение упорного отвращения к учебе, к занятиям с родителями.

Но разве не говорил Ушинский: «Заставьте мальчика выучить полдесятка букв, требуйте этого, - и он одолеет эти буквы со слезами и трудом. Заставьте его сделать то же самое в игре, - и он играючи все одолеет»?

Иначе говоря, надо уметь заинтересовать ребенка, уметь повести обучение так, чтобы он и не замечал, что учится. Взрослым рекомендуется подумать и найти интересные приемы работы и с алфавитом, и с цифрами, и с заучиванием стихов, и с пением - с чем угодно. Превратите обучение в игру, играйте «честно» и с азартом (честно - значит, соблюдайте все условия игры, никогда не прячьтесь за свои права взрослых), умейте и посмеяться и посокрушиться о своем действительном или мнимом проигрыше, умейте разнообразить игру вариациями.

Не умеете? - не огорчайтесь - многие этого не умеют. Попробуйте поучиться. Приглядитесь к себе, вините себя и свою малую находчивость во всех случаях, а не «странные капризы» ребенка. Не выйдет одно - примитесь за другое, рано или поздно нащупаете удачный путь. Нет времени, нет желания? Вот тогда впору отступиться и вспомнить заповедь педагогики, что насильно детей лучше не учить до школы читать, считать и писать . Вот тогда заповедь эта вполне на месте: не можете играть, не можете увлечь, не можете превратить детское «не хочу» в «хочу»… Что ж, не можете, и не мучьте себя и маленького человечка. В школе он попадет в умелые руки.

Мирное урегулирование

Мария Вишнякова , детский психолог, vk.com/family.harmony:

«Вопрос достаточно серьезный, ведь в зависимости от ответа последствия будут диаметрально противоположными. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Наше общество в целом весьма агрессивно. Н все дети и не все взрослые отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах? «Дать сдачи», то есть оказать физический или словесный отпор обидчику, по сути, означает ответить агрессией на агрессию. Но если взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, то дошколята спешат тут же затеять драку. Все потому, что у них слабо развита такая черта, как произвольность психики – способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую действительность. Это и есть одна из главных причин, по которой лучше не поощрять ребенка давать физический отпор, к тому же он вряд ли сумеет рассчитать свою силу и может сильно поранить задиру.
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор. Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель. Вы должны помнить, что, пока вас нет рядом, за безопас­ность­­ ребенка отвечают педагоги. Они и должны разрешать конфликтные ситуации непосредственно на месте. А ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Если ни попытки воспитателя, ни беседы с родителями драчуна ситуацию не улучшают, стоит задуматься о смене детского сада, какими бы сложностями это ни грозило, ведь на повестке дня – психическое здоровье вашего ребенка.

Параллельно важно привить дошколенку самую выигрышную стратегию поведения: всегда говорить другим людям, включая детей, о своих чувствах. Обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно! Прекрати меня бить!», «Мне обидно, ты разрушил моего снеговика!», «Я злюсь на тебя, ты сломал мою игрушку!». Защищать свои границы означает в первую очередь уметь о них сообщать. Ребенок учится этому в семье. Если вы дома общаетесь по такому принципу, он автоматически усвоит полезный урок. Также очень полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.
Если вашего сына или дочь обижают в начальной школе, то ваша линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Ваша цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему чаду вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка. И будет хорошо, если именно вы научите его разным «отвечалкам», которые существуют в любой детской субкультуре. Например: «Кто обзывается, сам так и называется», «От такого же слышу». Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя».

Адекватная реакция ­

Евгений Идзиковский , семейный психолог:

«Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы. Знаю, многие воспитатели и учителя со мной не согласятся, ведь они часто просят родителей не учить ребенка давать сдачи. Но это глупо. Любое поведение, которое в принципе соответствует сложившимся обстоятельствам, нормально. Ненормально другое: продавать ему идею, что он должен терпеть и сдерживаться в те моменты, когда другие этого не делают.

честный бой

Всех детей, независимо от пола, с самого начала важно учить не бить никого по лицу и по голове. Но нужно также понимать, что оценивать силу собственного удара и его последствия мальчики и девочки начинают ближе к 14–16 годам. В этом возрасте полезно объяснять подростку, какие точки на человеческом теле наиболее уязвимы, какие приемы разрешены, а какие должны остаться под запретом, если угрозы для жизни нет. А сыновьям примерно с 12 лет стоит объяснить, почему разъяренных девушек нужно «блокировать» и «удерживать», а не бить в ответ.

Когда вы учите чему-то ребенка, полезно не забывать, что это ваш ребенок, и его здоровье и психика для вас важнее, чем здоровье и психика других детей. Решите для себя, чего вы хотите: чтобы ваш сын в опасной ситуации растерялся и не знал, что делать? А так может случиться, если вы последуете советам педагога и будете учить его сдерживать свою агрессию и не вступать в драку. Или будет лучше, если он подерется с кем-то, его попросят так не делать больше, а он ответит: «Ну, не знаю, не знаю»? Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации. Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию. Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации. Некоторые психологи советуют учить детей так: «Первым не бей!», но это как раз ограничивающая фраза, я бы не стал ее употреблять. Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело. Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно. Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело. Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал. И в этом случае у меня нет большой жалости к обидчику. Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию. Вам это надо?

с ранних лет девочек необходимо учить уважать чужую физическую силу. пусть риск оказаться в нокауте за словесные оскорбления у девушки и невелик, дамы всех возрастов должны четко понимать: джентльменов провоцировать не стоит. Все же, вероятность встретиться с мужчиной, которого социальные рамки не смущают, существует всегда.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет. Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать. Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим».