Нац стратегия действий в интересах детей. Стратегия действий в интересах детей

В России уделяется большое внимание детям, их здоровью, условиям проживания, образованию, воспитанию. Разработан целый комплекс законодательных актов, регламентирующих правовые нормы, касающиеся всех аспектов жизни и развития подрастающего поколения. В одном из основных документов полностью сформулирована национальная стратегия в интересах детей 2017, она рассчитана на 5 лет и введена с 2012 года. По окончанию срока ее действия, будут внесены изменения, связанные с нововведениями и переменами в жизни страны. Однако основные направления, взятые за основу, останутся незыблемыми.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Какие же конкретно вопросы вызывают озабоченность государства, и какие действия предпринимаются для их реализации? В вышеназванном документе подробнейшим образом освещены все проблемы, рассмотрим вкратце их общую тенденцию. Прежде всего, стоит заметить, что основой документа является международная Конвенция о правах ребенка, ведь взаимодействие России с другими мировыми державами должно строиться на общепринятых нормах. Поэтому национальная стратегия в интересах детей 2012-2017 РФ направлена на формирование личности ребенка в комфортной, безопасной и доброжелательной среде. Приоритетными направлениями стратегии государства являются:

  • здравоохранение;
  • качественное образование и воспитание;
  • семейные отношения;
  • защита ребенка от насилия любой формы;
  • культурное развитие;
  • информационная доступность и безопасность;
  • внимание к детям, нуждающимся в особой заботе.

Основой в воспитании ребенка является обстановка в семье, ее ценности, культура, взаимоотношения. Необходимо обеспечить участие в воспитании ребенка обоих родителей и контроль над своевременной выплатой алиментов, планируется также создание государственного алиментного фонда. Воспитание молодого поколения строится на уважении и доброжелательности между различными этническими и конфессиональными группами. Повышенное внимание уделяется детям-инвалидам, обеспечению их бесплатными лекарствами, необходимыми средствами для получения образования. Талантливые дети также не должны остаться без внимания, предусматривается создание национального ресурсного фонда для работы с одаренными ребятами. Намечается открытие новых и поддержка существующих детских театров, библиотек, телеканалов для детей и юношества.

Реализация стратегии действий в интересах детей

Получение каждым ребенком достойного образования становится приоритетом государственной политики, оно должно включать в себя такие направления:

  • для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу, детям дошкольного возраста из малообеспеченных семей должна быть предоставлена государственная поддержка для посещения детских садов, развивающих кружков, лекотек;
  • все дети должны иметь доступ к получению бесплатного среднего образования;
  • национальные и этнические меньшинства не должны быть ущемлены в правах;
  • обеспечение единого подхода к оценке уровня подготовки учеников;
  • выявление талантливых детей в любой сфере образования и предоставление возможности для дальнейшего раскрытия их способностей;
  • воспитание высокого уровня гражданственности, патриотизма, культуры у учащихся;
  • предоставление на бесплатной основе дополнительных условий для творческого воспитания детей;
  • развития детской литературы, театров, кино, библиотек;
  • профилактика межэтнической, межнациональной, социально-имущественной и межконфессиональной розни в детской среде;
  • защита детей от информационных материалов, несущих опасность для жизни и здоровья.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации формируется система, функцией которой является выявление и реагирование на нарушение прав ребенка. Должны быть взяты под контроль семьи, чей образ жизни внушает недоверие, следует не допускать насильственных действий со стороны взрослых по отношению к их детям. Нужно вовлекать ребят в спортивные секции, следить за посещением ими школы, при необходимости, помогать с покупкой одежды и школьных принадлежностей. А с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения, проводить реабилитационные мероприятия.

Положение национальной стратегии действий в интересах детей сосредоточено на воспитании здорового, образованного, всесторонне развитого индивидуума. Усилия государства должны быть направлены на формирование у семей потребности в здоровом образе жизни. Каждому ребенку следует обеспечить медицинское наблюдение для раннего выявления опасных заболеваний и получение безотлагательной медпомощи.

В РФ уделяют внимание детям, которые относятся к, так называемым, уязвимым категориям, помогают им в реабилитации и интеграции в социуме. В процессе разработки находится Программа, пропагандирующая семейные ценности, ответственность родителей, защищенность детей от любых форм насилия, обеспечение медицинского надзора и оказание необходимой помощи.

Дети, не зависимо от финансовых возможностей семьи, должны иметь возможность посещать спортивную секцию или заниматься другими видами досуга. Для ребят из малообеспеченных и многодетных семей государство должно предоставлять бесплатные сертификаты. Привлекая детей к спорту или творческой деятельности, мы отвлекаем их от дурных компаний, подворотен и вредных привычек. Национальная стратегия развития в интересах детей должна быть направлена на открытие достаточного количества стадионов, спортивных секций, кружков творчества во всех регионах России. Каждый ребенок должен выбрать для себя и получить возможность заниматься любимым делом. Комитеты по работе с детьми на местах обязаны следить за соблюдением прав юных граждан.

Государство оказывает поддержку культурным центрам – музеям, театрам и кинотеатрам, которые признаны развивать чувство прекрасного в умах подрастающего поколения, доступ в такие заведения всех категорий детей должен быть свободным.

Увеличение количества детских лагерей отдыха, туризма, городских клубов, кружков по интересам и их общая доступность должны иметь место во всех регионах.

Большую озабоченность вызывает проблема, связанная с получением информации из Интернета, которая содержит, кроме полезных материалов, опасные для несформировавшейся детской психики порнографические сайты, ролики особой жестокости, они вызывают нездоровый интерес и желание поучаствовать в подобных действиях. С появлением негативной информации, увеличились случаи суицидов, детской проституции и порнографии. Ужасающая статистика обязывает государственные органы принять необходимые меры по ограничению доступа детей и подростков подобной информации. Необходимо создать и внедрить программу обучения детей правилам безопасного пользования интернет — пространством, постараться оградить их от вовлечения во флешмобы и противоправную деятельность, привлечь их внимание к познавательным ресурсам, использовав услугу «Родительского контроля». В качестве альтернативы, нужно финансировать разработку сайтов, содержащих художественные электронные библиотеки, фильмотеки, театральные и музейные интернет-ресурсы.

В общем и целом, национальная стратегия действий в интересах детей включает в себя все стороны жизни с первых дней появления ребенка на свет. Воспитание здорового и образованного молодого поколения – это успешное будущее страны, поэтому осуществлению намеченных программ уделяется пристальное внимание.

Была утверждена Указом Президента России 1 июня 2012 года.
Ее главная цель – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей, а в числе приоритетов - обеспечение комфортной, дружественной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, защиты прав каждого российского ребенка и равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации.

Принимает основные цель, принципы, задачи и направления реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, конкретизируя их наиболее эффективным способом с учетом специфики социально-экономического развития Новосибирской области.

Главная цель - обеспечить реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории Новосибирской области с учетом социально-экономических особенностей региона, сложившегося опыта и имеющихся ресурсов, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права.

Ключевые принципы Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы и механизмы их реализации.

  1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Новосибирской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
  2. Защита прав каждого ребенка. В Новосибирской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
  3. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Новосибирской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
  4. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Новосибирской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
  5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Новосибирской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
  6. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Новосибирской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
  7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Новосибирской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
  8. Партнерство во имя ребенка. В Новосибирской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
  9. Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Новосибирской области необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.

1 июня, в Международный день защиты детей, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ, утверждающий Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Данная Стратегия была представлена Президенту Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко на встрече 28 мая. До этого Стратегия прошла слушания в Совете Федерации 29 марта. На этом её публичную историю можно считать исчерпанной.

Иными словами, кулуарно составили документ. Один раз предъявили его народу, чтобы можно было сказать, что документ носит публичный характер. Потом сделали паузу, и стремительно приняли.

Хотя документ называется «Национальная стратегия», своим появлением на свет он обязан не осознанию реальных проблем российского общества, а рекомендациям Совета Европы. Матвиенко так и сказала нашему Президенту, передавая ему готовый и уже согласованный проект Указа: «Совет Европы очень настоятельно рекомендует принятие таких стратегий, и, в общем-то, в большинстве стран они есть. Мы: Совет Федерации, Государственная Дума с участием широкого круга общественных, неправительственных организаций, экспертов и специалистов в этой сфере - такую стратегию разработали, она прошла парламентские слушания. В парламентских слушаниях принимал участие Генеральный секретарь Совета Европы, который очень высоко отозвался об этой концепции ».

Эта зависимость от Европы зафиксирована и в самой Стратегии :

«Национальная стратегия разрабатывается с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2013-2015 годы, которая включает в себя следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особенно уязвимы».

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение проект положения о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

3. Правительству Российской Федерации:

а) в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;

б) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента рф от 1 июня 2012 г. N 761)

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.