Министерство труда и социального развития российской федерации.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 г. Регистрационный N 5284 Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет: Утвердить по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". ___________ Р А З Ъ Я С Н Е Н И Е О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 4 (Утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70) В связи с поступающими запросами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о порядке установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13) с учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 5, ст. 500) и от 6 марта 2003 г. N 107-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2059) Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет: 1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. 2. При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. ________________ Далее именуется - Закон от 17 декабря 2001 г. ___________

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Виктор БЕЛЯКИН,
начальник отдела льготного пенсионного обеспечения
департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Утвердить по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 17 октября 2003 г. N 4

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В связи с поступающими запросами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о порядке установления трудовых пенсий в соответствии со статьями , , Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <*> (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ч. I, ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13) с учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 5, ст. 500) и от 6 марта 2003 г. N 107-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2059) Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи , Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

2. При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Информация предоставлена компанией
Консультант Плюс


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2003 N 5284.

Утверждено согласованное с Пенсионным фондом РФ разъяснение, касающееся установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28 и 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии (в том числе досрочной) в общий и/или специальный стаж работы засчитываются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые по ранее действовавшему пенсионному законодательству засчитывались в указанные виды стажа с применением ранее действовавших правил подсчета соответствующего стажа. При этом указано, что данный порядок применяется в случае, если на момент отмены того или иного нормативного акта гражданин выработал полностью необходимый для назначения пенсии стаж. В противном случае - при отсутствии полного стажа - исчисление страхового стажа и специального стажа производится в соответствии с действующим на день установления пенсии законодательством (в том числе досрочной).
Установлено, что при оценке пенсионных прав расчетный размер трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть исчислен исходя из действовавшего на 31 декабря 2001 года порядка. В соответствии с ранее действовавшим порядком размер пенсии определялся исходя из продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования или среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании выданных работодателем документов. Определенный таким образом размер пенсии берется без учета индивидуального коэффициента пенсионера.