Мини музей как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания

Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея . Мини -музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины . Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей , который назвали «Русский национальный костюм» .

Цель. Формирование патриотических чувств к традициям своего народа через создание и использование материалов мини-музея .

Задачи. 1. Образовательные

Формировать чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, интерес к его прошлому, одежде в разные исторические времена.

- Познакомить с предметами одежды в разные исторические времена.

Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.)

Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

2. Развивающие :

Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей

Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.

Развивать творческое воображение через ознакомление с русским национальным костюмом.

3. Воспитательные :

Прививать детям чувство гордости за свой народ.

Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,

Педагогические средства, используемые в мини-музее

Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы :

Словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

Практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.

Приемы : исследовательские действия, игровые приемы.

Особенность мини - музея

Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини -музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Оформление мини-музея :

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини -музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка

Использование музея в интеграции образовательных областей :

1. Социально - коммуникативное развитие.

Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее .

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ

1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому» ;

2. Многие экспонаты разрешено трогать рука

3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

«Сохрани историю для других» ;

4. Экспонаты нельзя ломать.

5. Можно и даже нужно задавать вопросы.

6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.

7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.

8. Будь доброжелателен по отношению к другим

«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой» ;

Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время» , «культура» , «история» , «экспонат» , «исследователь» .

«Экспонат» - предмет, выставляемый на выставке, в музее.

«История» – изучение прошлого

В процессе создания мини -музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини -музее устроен уголок «игротека» . Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм» , дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.

Цель : закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории России.

Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея) .

Наши дети становятся «экскурсоводами» , увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,

что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.

Цель : способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.

2. Познавательное развитие

Первым экспонатом нашего музея стал сарафан и кокошник (сшитый родителями),

Беседа «Женский народный костюм»

Цель. Продолжить знакомить детей с женским национальным костюмом Воспитывать в детях патриотические чувства.

Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое национального костюма

Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории России» . Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории России.

Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине , её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

3. Речевое развитие

Каждый мини -музей – средство общения.

В нашем мини -музее есть много способов знакомства ребенка с культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей. Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности

раскрашивание раскрасок «национальный костюм» ,

5. Физическое развитие.

Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.

Цель : привлекать детей к участию в народных играх,

развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Работа с родителями

Пополнение экспозиции мини -музея новыми экспонатами

Рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с русским костюмом» .

Привлечь к изготовлению новых народных костюмов.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

Вывод :

Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории русского народного костюма, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к традициям своего народа.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.

Мини-музей в ДОУ как средство

патриотического воспитания

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке и другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.

Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы:

Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач образовательных областей;

Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;

Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма .

В процессе создания мини -музеев особое внимание педагоги уделяют созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее необходимо устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий.

Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .

Мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Таким образом, проведенная работа покажет, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Кузнецовой Надежды Геннадьевны.

«Музейная педагогика» … сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.


В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.


Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Организация: МБДОУ «Теремок»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Тема педагогического опыта

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.

В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

· Формирование у дошкольников представления о музее.

· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.

· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Наша работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.

2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

3 этап. Создание разнообразных экспозиций.

4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;

Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.

Результативность опыта :

1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).

С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности

2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).

40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –

3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).

Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.

Выводы.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.

В последнее время во многих дошкольных учреждениях появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, слово “мини” напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Это направление заинтересовало педагогов нашего детского сада, так как у детей поселка нет возможности посещать настоящие музеи. Также создание мини-музеев в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.

Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т.д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Педагогический коллектив нашего детского сада с большим интересом включился в экспериментальную работу по проблеме личностного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Обсуждалась методика работы и влияние интегрированных занятий (в которые включаются занятия по музеям) на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты занятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.

В первой младшей группе сначала был создан мини-музей на основе конкурса “Кукла своими руками”, затем – “Герои любимых мультфильмов” (рис. 1–3).


Рис. 2


Рис. 3

В старшей группе организовали мини-музей “Волшебный клубочек”, благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: “Овечкина семья”; “Дикие родственники овцы”; “Где пасется овечка”; “Что дает овечка людям?”; “Как прядут пряжу”; “Волшебный клубок” и т.д.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6.


Рис. 7


Рис. 8

Многие из вязаных игрушек используются детьми в играх-драматизациях, их разместили в театральном уголке, а на стене расположили развивающее панно из “вязаных” рисунков, которые снимаются и свободно могут быть перенесены в другое место (Рис. 4–10).


Рис. 9


Рис. 10

Некоторые мини-музеи в детском саду носят интерактивный характер: они содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и с которыми можно играть. А, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. У детей развиваются познавательные процессы, чувство цвета, эстетическое восприятие, пополняется словарный запас. А “Волшебный клубочек” стал для детей чем-то своим, родным, так как они принимают участие в его создании.

В изостудии был создан мини-музей, посвященный декоративно-прикладному искусству (дымковская, богородская игрушки, скульптуры, статуэтки и т.д), а также “Мини-музей малых форм” (рис. 11–13).


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

В экологической комнате – “Уголок русского быта”, который оформлен в виде русской избы, там представлены предметы русского обихода (прялка, лавка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, рубень, русские народные костюмы, куклы, глиняная посуда (горшки), туески из бересты.


Рис. 14


Рис. 15

На занятиях дети погружаются в “старину”: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы, отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных занятиях в “Уголке русской избы”, дети учатся работать и общаться со сверстниками и педагогами.


Рис. 16


Рис. 17

Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивости, справедливости, любви к Родине, честности, традициям народу, гордости за его достижения (рис. 14–17).

Краеведческий музей “Мой край родной” дополняет знания детей о родном крае, Тунгокоченском районе, в котором дружно проживают и русские, и эвенки, и буряты. Здесь же дети продолжают знакомство с трудом шахтеров-металлургов нашего золотодобывающего рудника, основного из предприятий нашего поселка (рис. 18–21).


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21

В подготовительной группе создан мини-музей “Чудесная вышивка” (рис. 22–24)


Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24

и мини-музей русской избы. Он представляет макет деревянного дома с обстановкой, скотным двором и огородом. Здесь дети продолжают знакомство с бытом, традициям, песнями, художественной литературой.


Рис. 25


Рис. 26

С каким интересом они играют “коняшкой”, у которого настоящая деревянная телега на колесах, колодец во дворе, где можно набрать воды, мельница. А в доме затопить русскую печь, покачать зыбку, расстелить самотканые дорожки (рис. 25–26).

Большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (игры, эстетические композиции, создание выставок, оформление спектаклей и др.). Опытно-экспериментальная работа сопровождалась повышением квалификации педагогов в методических объединениях, консультациях, круглых столах.

Подобная работа активизировала потребность воспитателей в приобщении новых знаний и умений, она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
– интеграции детской деятельности;
– расширение их кругозора,
– овладение детьми общественно-патриотическим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта.
– активизации деятельности детей.

В работе с детьми широко использовались такие формы, как экскурсии, занятия в мини-музеях, созданных педагогами и родителями. Дети и педагоги любят в них работать. Вместе они обсуждают тематику предстоящих экспозиций, активно их создают, придумывают сюрпризы.

Важно, что в создании наших музеев принимают участие не только сами дети, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно это делать на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Примерное занятие в краеведческом мини-музее “Мой край родной” (составила воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 4 “Теремок” Ерофеева Е.В.).

Тема: Труд шахтеров-металлургов

Программное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о труде своих родителей, подчеркивая зримые факты труда. Ознакомить детей с конкретным видом труда – трудом шахтера, распространенном в нашем поселке: рассказать детям о нелегком, но почетном труде шахтера, о его значении. Обратить внимание на использование современной технике шахтерами. Добиваться от детей полных ответов. Воспитывать уважение к людям труда.

Активизация словаря: клеть, резиновая спецодежда, шахтовый фонарь, отбойный молоток.

Ход занятия

– Дети, давайте подумаем, что самое главное в жизни?

Шофер сказал: “Самое главное, работа шофера. Он на машине быстро довезет куда надо”

Почтальон сказал: “Самое главное – работа почтальона. Не было б почтальонов– письма, газеты, журналы лежали бы на почте”

Врач говорит: “Самое главное – работа врача. Не было б врача, люди болели бы”

Все они говорят о своей работе.

– Дети, а знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? (Ответы 5–6 детей.)
– Вы правильно назвали профессию и место работы родителей, их труд важен и нужен людям.
– Мы с вами поговорим подробнее о людях, которые работают на шахте.
– Как называют этих людей?
– Правильно, их называют шахтерами.
– А где работают шахтеры?
– Да, они работают в шахте, глубоко под землей. По клети шахтера спускают под землю.
– На чем спускают шахтера под землю?
– Правильно, по клети.
– А как вы думаете, в какой одежде работают шахтеры? У них есть специальная одежда из резины: сапоги, куртка и брюки, чтобы не вымокнуть.

Показываю иллюстрацию шахтера и спрашиваю:

– А что еще нужно шахтеру, ведь под землей темно?
– Да, шахтовый фонарь (рассматриваем фонарь).
– Дети, а как вы думаете, что одевают на голову шахтеры?
– Правильно, каску. Для чего нужна каска? (Дю возможность рассмотреть каску.)
– Труд шахтера нелегкий и опасный. Шахтер добывает руду, из которой добывают драгоценный металл – золото. Главное орудие труда шахтера – отбойный молоток (рассматриваем иллюстрацию, уточняю название – отбойный молоток).
– Людей, которые работают на шахте, уважают у нас в поселке. Особо отличившихся людей, которые хорошо трудятся, чествуют у нас: вручают награды в торжественной обстановке за трудовую доблесть. Очень много людей трудится хорошо.
– Дети, а знаете ли вы лучших шахтеров в нашем поселке (если дети затрудняются, называю фамилии лучших шахтеров: Фахрутдинов, Карелин, Золотухин.).

Заканчиваю занятие четверостишием:

Нынче труд у нас в почете
Где, какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.