Методика развития детей от о до 5. Методики раннего развития

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр — головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных — сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста — от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными — способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению — набор кубиков, различающихся по:
  • цвету;
  • величине;
  • весу;
  • звучанию наполнителя.

Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной — двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

Карточки Домана

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух — трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные — красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

  • музыке;
  • живописи;
  • плаванию;
  • верховой езде.

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство — прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации — в игре.

Методики развития и воспитания детей — в чем отличие между ними? Какие у них есть плюсы и минусы? Какая из них может подойти вам и вашему ребенку?

Вопрос о раннем развитии возникает у многих женщин, которые стали или в скором времени станут матерью. Попробуем разобраться, ведь существует куча методик.

В этой теме стоит упомянуть Вячеслава Воскобовича и его развивающие игры. Во многих детских садах их практикуют, что дети воспринимают достаточно позитивно. Всё обучение происходит во время игры. Да и затраты на приобретение каких-то дополнительных материалов сведены к минимуму. Кроме того игры Воскобовича разной степени сложности, то есть они имеют широкий возрастной диапазон. И, в принципе, минусы отсутствуют.

Не далеко отошел от обучения с помощью игр и Николай Зайцев. Его метод обучения чтению по кубикам со слогами также известный многим. К кубикам прилагается еще дополнительные материалы, такие как аудиозаписи и таблицы с буквами. Все в куче дает результат и ребенок умеет читать еще до школы. Метод хорош, но также коммерчески продуман. Чтобы заниматься нужно купить все необходимое, потому что сам набор кубиков имеет массу особенностей.

Методика профессора Михаила Лазарева способна развивать ребенка еще в утробе матери. Именно в период утробный период активнее всего развиваются нейроны, а их количество превышает численность нейронов взрослого человека. Осуществляется этот метод с помощью музыки. Мелодии и песни, разработанные самим Лазаревым, положительно действуют на развитие ребенка. Наиболее эффективным будет посещение всевозможных семинаров и занятий по данной методике с названием «сонатал», потому что самостоятельно собрать и грамотно объединить все материалы на практике сложновато.

Методика Глена Домана начисляет множество примеров того, как малыши в возрасте до 3 уже умеют читать и считать, чему обычные дети начинают учится только в школе. Всё чудо заключается в том, что несколько раз в день вы показываете ребенку карточки содержащие слова и цифры. Ребенок сканирует это все взглядом, и вуа-ля через некоторое время он всё это знает. Но не всё так просто! Во-первых ребенок не всегда может усидеть за просмотром карточек. Во-вторых мама должна потратить массу времени на подготовку и обновление карточек. И наконец, методику сложно уложить в привычный ритм жизни и приходится подстраиваться под неё.

Существует другой подход. Его демонстрирует методика . Если предыдущий метод «программирует» ребенка, то в данном случае ключевым понятием является свобода. Взрослый же должен только направлять деятельность малыша и предоставлять все необходимые материалы. Сейчас широко распространены Монтессори-садики где созданы все условия для развития индивидуальности Вашего чада, но при желании такую атмосферу можно устроить и дома. Стоит отметить, что данная методика не предусматривает волшебных сказок и ролевых игр (те же дочки-матери), а это по мнению некоторых психологов - существенный недочет. Данная методика также не подходит гипперактивным детям.

Наглядно демонстрирует детей, которые во многом опережают в развитие сверстников. Результатом является успешная учёба в школе с ускоренной программой, физическое совершенство в выполнение всевозможных упражнений. С другой стороны нелюбовь и зависть сверстников, и некое непонимание, а порой осуждение, окружающих.

Исключив фанатизм и стремление любым способом сделать из ребенка гения, вы найдите удачную компоновку, и создайте собственную методику для своего ребенка.И запомните, какой степенью развития не обладал бы ваш ребенок, главное чтобы он чувствовал что его любят.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте .

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова .

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете .

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Если потешки, чтение книжек, кубики и прочие бабушкины методы надоели, попробуйте одну из этих методик.

Не секрет, что развивать ребёнка стоит с самого младшего возраста. Мама должна всё время разговаривать с малышом, объяснять, читать и петь. Всего этого достаточно, чтобы кроха рос и учился новому.

Однако сейчас широкую популярность получило множество новых методик. Давайте подробнее познакомимся с самыми интересными.

1. Система Монтессори

В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок - это личность, которая развивается по определённому пути. «Помоги мне это сделать самому» - главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.

Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать - спорное утверждение.

2. Методика Николая Зайцева

Это - вторая по популярности система раннего развития детей. В основе - игра с кубиками, с помощью которых ребёнок легко осваивает чтение и математику. Кубики отличаются по размеру, цвету и качеству, издают разные звуки. Обучение по кубикам происходит в виде игры, дети при этом бегают, танцуют и поют.

Минус методики в том, что не происходит развитие мелкой моторики. Часто при поступлении в школу детей приходится «переучивать».

3. Вальдорфская педагогика

Суть этой методики в том, что детям не надо взрослеть раньше времени, они должны развиваться творчески, а не интеллектуально. Ребёнка тут ни к чему не принуждают, не заставляют рано учиться писать и читать. Игрушки простые, из натуральных материалов. Никаких вредных пластиковых игрушек и модных кукол в нарядных одеждах. Ребёнок рисует, поёт, танцует, выращивает овощи, готовится к многочисленным праздникам согласно традициям. Телевизор под запретом.

Минусом в том, что ребёнок поздно учится счёту, письму и другим нужным навыкам. Также может насторожить религиозно-мистическая составляющая обучения.

4. Система Никитиных

Главное здесь - свобода действий ребёнка, раннее интеллектуальное и физическое развитие. Нельзя ограничивать малыша рамками и правилами, не надо заставлять делать то, к чему он ещё не готов. Не рекомендуется помогать своему ребёнку, он всё должен освоить сам. Пробежаться босиком по снегу, подтянуться на домашнем тренажёре, а потом сесть решать головоломки и задачи с помощью кубиков - вот суть системы Никитиных.


Однако система подразумевает развитие ребёнка только в стенах собственного дома. Творчеству тут не уделяется внимание, а закаливание носит подчас жёсткий характер.

5. Метод Глена Домана

Основа метода - раннее интеллектуальное развитие детей с помощью карточек. На них изображены предметы на разные тематики, числовые множества и слова. Показывать карточки рекомендуют малышам, начиная с рождения, таким образом, как бы загружая мозг информацией. Также в этой методике уделяется внимание физическому развитию ребёнка - присутствуют регулярные несложные упражнения.

Минусы в том, что ребёнок запоминает не буквы, а слова в целом. При огромном багаже знаний он иногда затрудняется выполнить элементарное задание, а от переизбытка информации может получить нервный срыв.

Благодаря современной педагогике, существует много разных методик, которые помогают развивать малыша. Как и любой метод воздействия, они имеют свою положительную сторону и некоторые слабые места, требующие доработки. Для вас важно определить, какие методики больше всего подойдут вашему ребенку.

Методика Рене Жиля

Дает ценную информацию об отношении ребенка к семье, а также к ближайшему окружению. Эта проективная методика состоит из 42 заданий, где имеются изображения детей и взрослых, а также членов семьи. С помощью данного теста можно оценить поведение ребенка при разных модулируемых ситуациях, а также выяснить отношение малыша к родителям, братьям и сестрам, другим людям. Выполнять задания нужно в игровой форме. Не рассчитывайте пройти с ребенком этот тест за один день, он достаточно утомительный. Для удобства можно разбить его на отдельные блоки. Методика подходит для оценки отношений ребенка с окружающими людьми, семьей, степени социальной адаптации, а также определения особенностей личности и поведения малыша.

Методики математического развития

Данная методика представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, направленных на развитие способностей к математике. С помощью этих простых и веселых игр можно легко подготовить ребенка к школе, не прибегая к помощи специалистов.

  • Игра «разложи карточки» предусматривает тренировку памяти, а также учит сравнению и логике. Для выполнения задания, ребенку нужно разложить по порядку предложенные карточки с изображенными цифрами.
  • «Посчитай предметы» - игра для которой нужно заранее подготовить карточки с цифрами, где дополнительно будут изображены разные предметы. Малыш должен посчитать количество предметов, а затем обвести карандашом соответствующую цифру.
  • Игра «Сравнение» довольно простая. Для выполнения этого задания следует подготовить карточки с цифрами. Нужно показать малышу две карточки с разными цифрами и попросить сравнить их. Например: «Что больше, три или семь? Насколько семь больше трех?»

Для обучения счету хорошо подходят сказочные методики, например, «Сказочный дровосек» . Во время этой игры ребенку предлагается включить воображение и перенестись в волшебный лес, где дровосек должен нарубить дрова для печки. Ребенок должен посчитать, сколько дров уже заготовлено, а сколько осталось. В качестве наглядного пособия можно использовать щепки, веточки или спички.

Методики для развития логики

Обучение должно осуществляться в игровой форме, чтобы ребенок не уставал. Для этого хорошо подходит игра на обобщение . Можно, к примеру, взять карточки, на которых изображены разные предметы и предложить объединить их в одну группу.

Игра с фигурами прекрасно подходит для развития логики, а также мелкой моторики. Для выполнения задания нужно разрезать большую бумажную геометрическую фигуру на несколько частей и предложить малышу собрать их в одно целое.

Для тренировки памяти можно использовать наборы букв, из которых ребенок самостоятельно будет составлять слова. Можно спрятать набор и попросить ребенка написать буквы по памяти. Это поможет дополнительно подготовить кисть руки к письму.

Существует большое количество методик, позволяющих развивать ребенка и готовить его к самому ответственному этапу – поступлению в школу. Вы легко можете придумать свою, которая подойдет вашему ребенку. Ваша фантазия ничем не ограничивается. Можно, например, придумывать разные истории, сказки и включать в них элементы счета, письма, загадки и логические игры.

А какой методике вы отдали предпочтение?