Мартин Селигман - Ребенок-оптимист. Мартин Селигман, Карен Рейвич, Лайза Джейкокс, Джейн Гилхэм Ребенок-оптимист

Человек-оптимист находит позитивную сторону в любом вопросе или ситуации, тем самым ощущает себя в разы счастливее, чем окружающие его люди. Любой взрослый человек скажет, что оптимист намного счастливее в нашем мире, чем любой другой человек. Человек-оптимист способен во всех ситуациях увидеть положительную сторону , и как следствие, такие люди более счастливые. Последнее время многие родители задаются вопросом: «Как воспитать малыша оптимистом ?».

Ребенок-оптимист. Как вырастить по проверенной программе

Ранее психологи придерживались мнения, что если уж человек родился , то его не исправить. В настоящее время все больше психологов придерживаются противоположной точки зрения. Каждый человек рождается со своим характером , но мировосприятие формирует семья . Таким образом, если у вас в семье принято негативно отзываться обо всем, что происходит: изменение расписания в школе, необходимость в помощи по уборке класса или в садике группы. Со всей долей негатива высказываете свое мнение на этот счет – рассчитывайте, что ребенок тоже вечно будет недовольным и никакие обстоятельства не позволят ему искать положительные стороны в любых изменениях в жизни. Но каждый родитель понимает, что оптимисту жить гораздо приятнее, что ему любые проблемы кажутся простыми. В связи с этим – все хотят помочь малышу и вырастить его с оптимистичным взглядом на жизнь. Психологи собрали пять основных правил , которые помогут стать счастливее не только детям, но и родителям.

Хватит жаловаться

Только родители формируют мировосприятие у своего ребенка, поэтому очень важно понимать, что слышит ребенок каждый день. Если мама и папа при общении с ребенком использует такие фразы как: «опять опоздали», «сегодня был плохой/тяжелый день», «сегодня тебе не повезло», «не надо пробовать, у тебя не получиться» и так далее, рекомендуем избавиться от таких фраз. При постоянном сосредоточении ребенка на грустных мыслях или на неудавшемся действии – это .

Попробуйте заменить привычные грустные фразы на позитивные: «отличная песня», «на работе получила интересный проект», «в магазине купили вкусный йогурт». Учите ребенка искать хорошее в любой ситуации. Даже если вы оба понимаете, что получается сейчас не очень – найдите что-то хорошее в этом.

Одобрять умеренный риск

Любой психолог скажет, что очень важно дать возможность ребенку совершать собственные поступки и приобретать свой опыт путем проб и ошибок. Получение собственного опыта – самый короткий путь к радости и развитие такого навыка, как умение достигать обозначенной цели.

Разрешите ребенку самостоятельно уйти на детскую площадку, попробовать залезть на дерево, отпустите ребенка с ночевкой к его друзьям. Когда ребенок может самостоятельно принимать решение, когда ребенок будет пробовать все новое (в рамках разумного), тогда родители будут чаще слышать: «Мам, у меня получилось! Я сделал это!». Осознанная самостоятельность дает уверенность и счастье маленькому человеку. Важно конечно знать и понимать границы дозволенного, но это вы должны будете обозначить сразу. А уж как будет действовать в этой ситуации ребенок – будет зависеть от степени его самостоятельности. Поэтому в определенных пределах просто отпустите его!

Прощаемся с «курицей-наседкой»

В наше время многие родители так вживаются в роль «курицы-наседки» , что перестают понимать, когда нужно отключить тотальный контроль . Малыш не поделил формочки для песка в песочнице – дайте пять минут детям разобраться самостоятельно. Наблюдая за подобными ситуациями на площадках мы видим обратное. Мамы моментально налетают на детей и растаскивают их по углам песочницы, так и не дав детям возможность приобрести свой опыт решения конфликтных ситуаций. Иногда маме стыдно за невоспитанность сына, но в данном случае не факт, что вторая половина конфликта знает как себя вести. Поэтому важно деткам самим попадать в подобные ситуации и искать свой выход.

Ребенок должен сам понять, принять, проанализировать ситуацию и потом принять решение . Возможность самостоятельного понимания ситуации и её контроля – вот залог хорошего настроения ребенка . Самостоятельно решенная ситуация дает уверенность в своих сила, а это и есть оптимизм. Оптимизм нужно воспитывать и закалять, как характер!

Не сдаваться

Дети, в силу отсутствия опыта и страха неудачи зачастую предпочитают сдаться раньше времени. Когда при посещении секции/кружка/студии у ребенка не получается достичь нужного результата, или просто трудно, ребенок говорит: «я глупый», «я хожу уже год, а у меня ничего не получается», «у меня кривые ноги, поэтому футбол это не мое», « у меня короткие пальцы, я не стану пианисткой», и так далее. Такие ситуации не редки, ведь идя в секцию малыш в своих фантазиях видит себя уже в роли гуру или, как минимум, примой оперного театра.

Понимать реальность

Многие люди считают, что оптимизм это некая форма восприятия мира в розовых тонах. Большая часть людей считают, что оптимист приукрашивает мир . Это не правда. Оптимист хорошо понимает реальность , и радуется как раз тому, что смог получить максимальный результат, который он мог получить из того, что есть.

Иногда ребенок не в состоянии извлечь из реальной ситуации максимум пользы, потому что ему не хватает жизненного опыта . Семья переехала из одного района города в другой, ребенок , ведь на старом месте у него было много друзей на площадке. В такой ситуации ребенку достаточно показать пути решения . Провести разговор с малышом, в котором объяснить, что переезд это не так уж и плохо, ведь у ребенка остались старые друзья, а если сходить на новую детскую площадку, можно завести еще и новых друзей. Показывая ребенку пути решения его проблем, родители всегда могут настроить свое чадо на оптимистичный лад . А такое принятие ситуации очень важно для растущего карапуза!

Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Уже более тридцати лет назад, исследовав связь между пессимизмом и оптимизмом Селигман выдвинул некую теорию о том, что связь как раз есть. В случае положительного опыта, пережитых приятных эмоций – у детей формируется оптимистичное мировосприятие. И наоборот. Если опыт негативный, то и настроение аналогичное.

Селигман считает, что ребенка оптимистом надо взращивать с пеленок. Поэтому чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что у вас вырастет ребенок-оптимист ! Автор называет эту методику "прививкой" от депрессии. И правда, в жизни его ждет столько разочарований и невзгод, что учиться жить, порой в нескончаемой череде неудач, лучше с оптимистичным взглядом на них.

В книге про ребенка оптимиста вас жду ответы на вопросы, как и зачем сформировать у ребенка позитивное отношение к ситуациям, можно будет пройти тест на оптимизм , а также вы узнаете, как именно помочь своему чаду изменить негативное отношение на позитивное.

Полезное видео

Видео-обзор по известной программе Мартина Селигмана о том, как вырастить ребенка-оптимиста

Итоги

Что такое оптимистичный взгляд на жизнь? Оптимизм дает возможность искать разные варианты решения жизненных проблем и ситуаций. Оптимизм – это уверенность в том, что все получится.

Дети копируют модель поведения с родителей. Показывайте правильный пример восприятия ситуации ребенком, и ваше чадо вырастет оптимистом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность – это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.

Автор называет депрессию эпидемией, прививку от которой лучше всего сделать в детстве. Такой «прививкой» и стала программа воспитания оптимизма у детей, подробно описанная в этой книге. Тесты, упражнения-комиксы и подробные рекомендации помогут вам понять вашего ребенка и изменить его взгляд на мир.

Книга заинтересует родителей, педагогов, детских психологов, воспитателей и учителей.

На русском языке публикуется впервые.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера" Селигман М. Э. П. бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность — это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.

В этой книге вы найдете ответы на вопросы:

— что такое оптимизм;
— как формируется позитивное и негативное восприятие жизни;
— зачем нужно воспитывать в детях оптимистичное мировоззрение;
— к пессимизму или оптимизму склонен ваш ребенок;
— как изменить отношение ребенка к трудностям и препятствиям.

ЧАСТЬ I
Почему детям нужен оптимизм

Глава 1
Долговая расписка

Я играл в бейсбольной команде Лейк-Лузерна Dodgers. И благоговел перед Дэнни и Тедди. Они были игроки от бога: отбивали самые сложные мячи, бегали по игровому полю с изяществом газели. Мне — десятилетнему мальчишке, который сам играет «на троечку», — они казались воплощением совершенства и здоровья. Укладываясь спать, я часто мысленно представлял Дэнни, который летит в метре над землей, чтобы отбить мяч, или неуловимого Тедди, неудержимо несущегося на базу.

Однажды промозглым августовским утром отец разбудил меня и сказал: «У Дэнни полиомиелит». Через неделю заболел Тедди. Родители не выпускали меня из дома. Игры Юношеской лиги отменили, сезон так и не закрыли. После болезни я встретил Дэнни: его «рабочая» рука иссохла, он не мог пошевелить левой ногой. Тедди я больше не видел — он умер в начале осени.

Следующим летом, в 1954 году, появилась вакцина Солка. Всем детям сделали прививки. Матчи Юношеской лиги возобновились. Страх, державший нас дома, улетучился, мы снова стали общаться, как раньше. Эпидемия закончилась. С тех пор я больше не сталкивался со случаями заболевания полиомиелитом.

Джонас Солк был моим кумиром в школьные годы и долго оставался им, уже когда я работал психологом. Его принцип «знание не ради знания, а ради исцеления» я взял за образец. Вводя в организм детей крошечные дозы вируса, Солк тренировал иммунные системы на сопротивляемость полиомиелиту. Он опирался на иммунологию — направление в науке, быстрыми темпами набиравшее популярность, — победив с ее помощью опаснейшую эпидемию нашего времени.

Я встретился с Джонасом Солком в 1984 году, и эта встреча изменила мою жизнь. Случай познакомиться представился нам в ходе пылких дискуссий между авторитетными психологами и иммунологами по вопросу перспектив очередной молодой дисциплины с неуклюжим названием «психоневроиммунология». Меня пригласили на эту конференцию потому, что в 1960-е годы я помог сформулировать концепцию «выученной беспомощности».

Приступая в 1964 году в Пенсильванском университете к диссертации по экспериментальной психологии, я был охвачен дерз-кими мечтами. Мне хотелось понять тайны психологии, которые держат человека в силках и множат человеческие несчастья. Я выбрал экспериментальную психологию, поскольку был уверен, что эксперимент — лучший способ найти корни психологической боли, «препарировав» ее в лаборатории, а затем определить средства ее лечения и предотвращения. Я решил работать в лаборатории Ричарда Соломона, одного из ведущих мировых специалистов в области теории научения. С животными я стал экспериментировать потому, что считал неэтичным исследовать причины психологической боли на людях.

Придя в лабораторию, я застал там странную картину: в комнате царила суматоха, люди бегали, суетились; животные же, напротив, буквально застыли на месте. Аспиранты Соломона, как я узнал, пытались выяснить, каким образом страх вызывает адаптивное поведение-. Они ставили над собаками опыт по системе Павлова, посылая им определенный сигнал, который одновременно сочетался с электрическим разрядом. «Выключить» разряд собака могла бы, пробежав в противоположный угол камеры, в которую ее поместили. К досаде аспирантов, собаки не старались избежать разряда — они сидели и не шевелились. Эксперимент застопорился, поскольку животные не поступали так, как от них ожидали, т. е. не убегали от шока.

Для меня же пассивность животных была не помехой, а феноменом, который предстояло изучить. Именно в ней таилась суть человеческой реакции на бесчисленные неконтролируемые события, которые с нами происходят, — сдаться без единой попытки противодействия. Если бы психология могла пояснить данное явление, то человеческую беспомощность можно было бы излечивать или даже предотвращать.

Вместе с коллегами Стивом Мейером и Брюсом Оувермиром я провел последующие пять лет, изучая беспомощность и разрабатывая средства для ее преодоления. Мы обнаружили, что вовсе не сам шок, а невозможность реагировать на него вызывала симптомы поведения, наблюдавшиеся у собак. Мы можем лечить беспомощность, если доведем до сознания животных, что их поступки приводят к результату, и предотвращать беспомощность, если у них будет опыт контроля над ситуацией.

Концепция выученной беспомощности произвела фурор. Психологи, придерживавшиеся теории научения, расстроились. Будучи бихевиористами, они считали животных и людей машинами, действующими по схеме «стимул — реакция», неспособными научиться абстрактному мышлению. Выученная же беспомощность предполагала знание о том, что «от моих действий ничего не зависит» — абстракцию слишком умозрительную (когнитивную) для теории научения по модели «стимул — реакция». У клинических психологов- выученная- беспомощность вызвала интерес своим сходством с депрессией. В лаборатории беспомощные животные и люди — пассивные-, вялые, грустные, потерявшие аппетит, неспособные разозлиться — казались такими же, как и пациенты с депрессией. Я исходил из того, что выученная беспомощность является моделью депрессии и что любое средство, помогающее преодолеть беспомощность, которое мы откроем в лабораторных условиях, будет излечивать от настоящей депрессии.

Рассматривая в конце 1970-х годов выученную беспомощность как разновидность депрессии, мы обнаружили, что пессимисты более склонны к беспомощности. У данной группы больше и вероятность впасть в депрессию. Оптимисты, наоборот, сопротивляются беспомощности и не пасуют перед неразрешимыми проблемами и неизбежными неприятностями. Этот проект — выявление людей с особой склонностью к пораженчеству и депрессии и обучение их сопротивляться беспомощности — занимал меня и день и ночь. Я находился в его власти до самого знакомства с Джонасом Солком.

Уже на следующий день после знакомства он пригласил меня пообщаться. Спросил о моих исследованиях и планах. Я изложил ему концепцию выученной беспомощности. Объяснил, как пессимизм лишает человека сил противостоять депрессии и даже снижает степень сопротивляемости физическим заболеваниям. Так совпало, что именно в тот день исполнилось тридцать лет первому испытанию вакцины против полиомиелита, и доктор Солк был в приподнятом- настроении. «Если бы я сейчас был начинающим ученым, я бы все равно занимался иммунизацией! — воскликнул он с широкой улыбкой. — Только вместо прививок детям я бы выбрал ваш подход. Я бы делал психологические прививки. И проверял бы, могут ли эти психологически вакцинированные ребята успешнее сопротивляться душевным, да и физическим болезням!»

Ребенок-оптимист — Селигман Мартин (скачать)

(это ознакомительный фрагмент книги, ~20%)