Личность и характер человека. Как формируется характер

Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.

С возрастом (в начальных классах школы) оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. На развивающийся характер старшего школьника кроме взрослых, начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. По мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все, стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности .

Обычно под характером понимается совокупность различных устойчивых личностных черт, которые оказывают влияние на все стороны поведения индивида. Именно характер является фактором, который обуславливает устойчивое отношение человека к миру, своеобразие его личности, которое проявляется в стиле деятельности и в процессе общения.

Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий

В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу - это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание. Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору. В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:

  • Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
  • Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
  • Психоаналитический. Его основатели - З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
  • Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.

Влияние темперамента

Темперамент нередко путают с характером, в то время как эти понятия имеют существенные различия. Характер обладает социальной природой (иными словами, формируется под влиянием общества), в то время как темперамент обусловлен биологически. Если характер может, хотя и с трудом, меняться на протяжении жизни, то темперамент остается стабильным.

При этом темперамент оказывает существенное влияние на выраженность черт характера. Есть такие свойства темперамента, которые будут способствовать проявлению тех или иных качеств; есть и те, что будут их тормозить. Например, раздражительность будет намного сильнее проявляться у холерика, нежели у сангвиника. С другой стороны, с помощью качеств характера могут сдерживаться свойства темперамента. Например, с помощью тактичности и сдержанности холерик может сдерживать проявления данного типа темперамента.

Что определяет характер?

Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути. Образ жизни человека влияет на его образ мышления, эмоциональные переживания, чувстав, мотивацию во всем их единстве. Именно поэтому по мере того как формируется образ жизни, которого придерживается человек, образуется и его характер. Существенную роль в жизни человека играют общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, через которые приходится проходить человеку. Характер в значительной степени образуется под влиянием поступков и деяний личности.

При этом непосредственно формирование характера происходит в различных социальных группах (семья, трудовой коллектив, учебный класс, спортивная команда). В зависимости от того, какая именно группа будет являться для человека референтной, у него будут формироваться те или иные качества характера. Во многом они будут зависеть от места человека в коллективе. Развитие личности происходит в коллективе; в свою очередь, личность оказывает влияние на группу.

Различают разные способы формирования характера. Данный процесс можно сравнить с накачиванием мышц, формированием хорошо сложенной фигуры. Если человек прикладывает усилия, регулярно занимается - мышцы растут. И наоборот - отсутствие нужных нагрузок вызывает атрофию мускулатуры. Это хорошо наблюдается, когда мышцы долго находятся без движения - к примеру, в гипсе. Данный принцип работает и для процесса формирования характера личности. Честность, целостность, оптимизм, уверенность, общительность - все это те черты, для развития которых необходимы упорные тренировки. Правильные действия всегда ведут к независимости, умению принимать верные решения. Человек с сильным характером прекращает идти на поводу у общества, он обретает себя.

Влияние взрослых на формирование личности ребенка

К концу младшего школьного возраста это желание переносится и на сверстников - теперь уже школьнику необходимо слышать одобрение и от товарищей. Во время обучения в школе у ребенка возникает больше прав и обязанностей, он активно взаимодействует с социумом. Большую роль также играет и мнение учителя, а стремление к получению одобрения от матери и отца проявляется уже не так ярко.

В подростковом возрасте характер во многом формируется под воздействием группы. Одно из важнейших стремлений подростка - занять определенную нишу в среде себе подобных, завоевать некий авторитет у товарищей. Поэтому подростки стремятся соответствовать тем требованиям, которые установились в социальной группе. Общение со сверстниками приводит к тому, что подросток начинает познавать и себя. У него возникает интерес к своей личности, особенностям своего характера и возможностям скорректировать эти особенности.

Биологические факторы : В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

Социальные факторы: ______ воспитание и т.п.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

  • От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
  • Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
  • В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
  • Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Условия формирования характера. Главным условием развития и формирования характера человека явл-ся социальная среда . Характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни. Наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет - в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. Слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей. Важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Темперамент обусловлен физиологией т может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера. Первые годы жизни ребенка связаны с формированием базовых черт характера доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, либо разрушить. Реб-к становится членом группы, формированию и развитию коммуникативных и деловых черт: общительность, трудолюбие, аккуратность и другие. Промежуток от 7 до 15 лет - становление черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера. К 15-17 г одам чел-к приобретает высокую характерологическую устойчивость, но не консервируется. К 20-ти годам формируется мировоззрение. инд-да, кот. «запускает» механизм самовоспитания. Семья, быт, взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Влияние оказ. информационный фон (СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др). Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), укреплением рациональных черт (выдержка, рассудительность и ответственность). После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению. Возраст 50-ти лет – рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. На первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Фаза размеренной и умиротворенной жизни. Таким образом, можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. На ранних этапах характер человека «шлифует» жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности -это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста. – это не обязательно писать!

Вопрос 49 . Эмоции. Виды эмоциональных состояний. Стресс.

Эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции - конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам.

Основные функции : 1 . Сигнальная .2. Регуляторная 3. Мотивационная

Виды эмоциональных состояний , которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты . Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция; сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, сопровождаемый видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец (практически неуправляемая).

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Это реакция не только на совершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции смешаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер.

Настроение - эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека), представляет собой страсть.

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Развитие стресса проходит три стадии: 1) тревоги; 2) резистентности (сопротивления); 3) истощения . При истощении организма продолжительным стрессом наступает дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться и который разрушает здоровье человека. Существует и положительная форма стресса - эустресс (понятие толкуется двояко: как стресс, вызванный положительными эмоциями, и как несильный стресс, мобилизующий организм). Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения;если стрессы часты и длительны, оказывают отрицательное влияние на психологическое и физическое состояние человека. Представляют главные "факторы риска" при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и болезни желудочно-кишечного тракта.

Вопрос 50 . Общее понятие о стрессе. Физиологический и эмоциональный стресс.

Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

Различают кратковременный (острый ) и долговременный (хронический ) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Основывающееся на разделении механизмов возникновения стресса различение психологического и физиологического стресса позволяет учитывать то, к каким характеристикам субъекта преимущественно и первично адресовано воздействие экстремальных стимулов – биологическим или психологическим. Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.). Физиологические стрессоры превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведет к нарушению внутренней среды организма и угрожает его гомеостазу. Физиологические стрессоры превышают или соответствуют граничным вариантам адаптационных возможностей организма индивида. Изменения в организме, вызванные воздействием физиологических стрессоров, в свою очередь, сказываются на реализации психических функций человека, на поведенческих реакциях, на успешности выполнения деятельности. Тем самым физиологический стресс распространяется на психическую сферу человека и инициирует проявления и развитие психологического стресса. Наблюдается и обратная тенденция, когда в состоянии психологического стресса у человека с целью обеспечения энергетического подкрепления реакций и действий предельно активируются физиологические системы.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Вопрос 51 .Основные стадии эмоционального стресса

Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуациюСтресс - это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Развитие стресса проходит три стадии (по Г.Селье) : 1) тревоги - реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. Осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость.2) Фаза сопротивления . Воздействие стрессовых факторов продолжается. Организм отреагировал на тревогу Характеризуется мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству. Организм может быть более устойчивым к вредным воздействиям, чем в спокойном состоянии.

3) истощения - начинается, в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени. Вторая стадия затягивается и организм не получает отдых. Мобилизованные ресурсы заканчиваются. Организм израсходовал свои адаптационные возможности, и его устойчивость снижается. Развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. Если стресс продолжается достаточно долго и силы организма истощены, наступает дистресс . Это негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться и который разрушает здоровье человека. Существует и положительная форма стресса - эустресс (понятие толкуется двояко: как стресс, вызванный положительными эмоциями, и как несильный стресс, мобилизующий организм). Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах.

Тревожность - состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.

Вопрос 52 . Факторы, детерминирующие возникновение стресса.

Причины стрессового напряжения предопределяют ситуации, провоцирующие стресс. Подобные ситуации называют стресс-факторами . Невозможность контролировать себя является результатом накопления значительного количества факторов стресса, а одновременное воздействие таких факторов способствует возникновению психологического напряжения, от которого тяжело избавиться. Факторы стрессового состояния, отрицательные или положительные, провоцируют стресс в той мере, в которой вы этот фактор воспринимаете.

Существует две группы факторов , провоцирующих стресс: Личностный фактор: смерть или болезнь близкого члена семьи; развод или свадьба; смена вида деятельности; потеря всех сбережений; увольнение. Организационный фактор : условия работы не соответствующие заявленным требованиям; лимит времени для выполнения определенного задания или работы; внедрение новшеств; высокие требования именно к вам; абсолютно неинтересная и очень скучная работа; увеличение объема работ.

Собственные проблемы часто заставляют испытывать стресс, т.к.они постоянно расставляют запреты, ограничения и ожидания, заставляют делать одно и не позволяют совершать другое, формируя негативные эмоции и состояния. Идя на поводу у проблемы, можно с легкостью дойти до стресса, поскольку она заставляет беспокоиться, нервничать, и напрягаться.

Психологи выделяют восемь наиболее распространенных причин стрессового возбуждения:

1. Личные связи. Взаимоотношения с друзьями, родными, коллегами на работе или даже совершенно незнакомыми людьми нередко порождают стресс, поскольку всегда сопровождается эмоциональными состояниями.

2. Финансы. Многие психологи считают, что финансовые отношения являются главной и основной причиной возникновения стрессового напряжения.

3. Возможность самовыражения. Многие стараются самовыражаться, но это сделать получается не всем.

4. Семья. Для любого человека напряженные и натянутые отношения с кем-либо из родственников могут стать одной из главных причин психологического напряжения, а в дальнейшем приведут к стрессу.

5. Собственные проблемы. Человек все время хочет контролировать свою жизнь, а некоторые пытаются иметь контроль и над чужой. Когда подобный контроль ослабевает, вы подвергаетесь стрессам, поскольку человек хочет все контролировать.

6. Безопасность и здоровье. Такие проблемы часто воспринимаются нами очень болезненно, поскольку реально несут вашей жизни угрозу.

7. Работа. Она, как и финансы напрямую связана с источниками стресса. У одних занятость является абсолютным приоритетом.

8. Смерть. Для каждого человека огромным стрессом является смерть любимого питомца, не говоря уже об утрате близкого и родного человека, что часто приводит к расстройствам психологического характера. Источником такого состояния также может являться само ожидание смерти.

Вопрос 53 . Чувства и их виды. Отличие чувств от эмоций.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым) ,выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль . Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические и интеллектуальные .

Моральными (нравственными) чувствами называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства долга, совести, симпатии и антипатии , привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Можно особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести .

Эстетические чувства связаны с эстетическими потребностями. Возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного и т.д.

Интеллектуальные чувства(переживания, возникающие в процессе умственной деятельности) связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы, выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся чувства юмора и иронии , в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:1 .Эмоциональный тон - непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.2. Настроение- переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые. 3.Страсть- устойчивое, длительное состояние,связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличныймотиватор, но страсть же и порождает зависимости.4. Аффекты - чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями. 5.Воодушевление- состояние большой устремлённости к определеннойдеятельности.6 .Амбивалентность- противоречивость переживаемых эмоций.

7. Апатия- последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни. 8.Депрессия- подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете. 9.Стресс- эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.10 .Фрустрация- состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Вопрос 54. Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей.

Способности - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.

По критерию происхождения различают природные (обусловлены врожденными свойствами псих, процессов) и социальные (обусловлены системой обучения и воспитания).

Уровни способностей различают по их направленности, или специализации . Выделяют общие и специальные способности. Общие способности - система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности природного дарования и всестороннего развития личности. Специальные способности -система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. Специальные пособности-способности к практической деятельности:конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Различают учебные - позволяют успешно осваивать знания и творческие -обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.). Существуют потенциальные- которыев настоящее время не проявились и актуальные - те, которые уже проявились у чел-ка.

Под задатками следует понимать первичную природную основу способности , еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности.

По уровню развития с пособности подразделяют на одаренность, талант и гениальность . Одаренность совокупность общих способностей ., кот. при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность. Талант - одаренность чел., реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных С. Гениальность - высший уровень С., когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

Вопрос 55 . Соотношения, понятия «индивид», «личность», «человек», «индивидуальность».

Для социально-психологического анализа личности следует разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек». Наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Человек - родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – единичный представитель вида "homosapiens", носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.Личность человек как носитель сознания; не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их , поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий , через которые преломляются внешние воздействия общества.

Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, где влияние социального и биологического в них не одинаково.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации . Индивидуализация - процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди­вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность - не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем.

Вопрос 56. Направленность личности.
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Ведущий компонент структуры личности является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать.Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский называет органическими, а у Богословского это потребности материальные. Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных (порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид потребностей – это общественные потребности: потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в общественной деятельности и т.п.

Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда.

Вопрос 57. Структура личности. Биологическое и социальное в личности и их соотношение.

Элементами психологической структуры личности являются ее пси­хологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их много. Но все это число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темпе­рамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, за­висящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура фор­мируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность , вклю­чающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооцен­ки. Подструктура направленности личности наиболее социально обус­ловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из под­структур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глу­боко понять себя и других, нужны определенные психологические зна­ния в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Вопрос 57 . Структура личности. Биологическое и социальное в личности и их соотношение.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях, включает: темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию . В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности.

Выделиться из животного мира человеку позволили: биологические факторы : прямохождение, развитие руки, развитый мозг, способность к членораздельной речи; Основные социальные факторы: труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность..

В.Н. Мясищев единство личности характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни).

Концепция динамической структуры личности Платонова. Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности : 1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3.Индивидуальные особенности различных психических про

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ , говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант , который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр , в отличие от И. Канта , отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру . Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка , который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом) . Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его . В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются . Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

  • личностное отношение человека к другим, к себе;
  • уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
  • средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского , который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта , на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.