Лев Толстой
ывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Огонь Правила безопасности.
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».
Программное содержание:
*Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными , правильно построенными предложениями;
* Развивать внимание, память, связную речь дошкольников при пересказе;
* Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, умения правильно реагировать в опасных для жизни ситуациях.
Предварительная работа:
Беседа о правилах пожарной безопасности
Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», Заучивание стихотворений , пословиц на данную тему, пластилинография по рассказу.
Материал:
игрушка собака, пластилиновые картинки, рассказ Л.Н Толстого «Пожарные собаки», Лабиринты, карточки.
Ход занятия:
I
Игровой момент.
1.Игр.упр. « Приветствие»
Дети стоя берутся за руки приветствуя друг друга ласковым словом.
2. Загадка.
Ребята, у нас сегодня необычный гость.(подходят к столу).
А чтобы узнать его, отгадайте загадку:
Все следы находит точно.
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос -
Это друг наш, верный... (Пес.)
-Действительно, это собака! И зовут ее Жак.
А что у нее в зубах? (письмо)
Оно пришло из Лондона, от его друга Боба. Боб не просто собака. Он живет с пожарными и помогает спасать людей. Боб спас из пожара 12 детей, и писатель Лев Николаевич Толстой написал о нем рассказ, который называл «Пожарные собаки».
Давайте присядем и вместе с Жаком послушаем этот рассказ.
(дети садятся на ковер)
II Основная часть.
1.Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо,
Мы огонь возьмём в кольцо.
Едкий дым колюч и горек.
Тут поможет лишь топорик.
Пламя в щели так и бьёт.
Прорублю я в стенке ход.
Багром дотянусь до горящих досок
Лопатою пламя зарою в песок.
- Молодцы! Сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а затем вы попробуете его пересказать!
5.Повторное чтение.
6. Пересказ по цепочке, в паре.
7. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
-Давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы , а вы, если согласны, шагайте на месте и отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если вы не согласны с тем, что услышите, стоим на месте.
Кто из вас заметил дым, набирает 01?
Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?
Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?
Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?
Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?
Дым столбом поднялся вдруг , кто не выключил утюг?
Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?
Молодцы!
8. Упр. «Лабиринт»
Дым увидел- не зевай!
И пожарных вызывай!
Я предлагаю пройти за столы.
Пожарная машина очень спешит потушить горящий дом. Помоги ей скорее добраться до места!
А Жак посмотрит, быстро ли мчаться ваши машины….
Пожар потушил
Карандаш положил!
9. Д/и « Разложи знаки».
Как вы думаете, почему случился пожар?
А вы знаете, как вести себя при пожаре?
Детям в произвольном порядке раздаются карточки. На красную ткань нужно положить карточки (знаки), что может привести к пожару. На зеленую- как вести себя при пожаре.
III Итог.
Чем мы сегодня занимались?
Что узнали нового?
Как называется рассказ, который мы пересказывали и кто его написал?
Как вы думаете, нашему гостю понравился ваш пересказ?
Мне тоже очень понравилось, как вы работали.
И мы вместе с Жаком хотим вручить вам отличительные значки « Юный пожарник».
Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.
Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.
Русский язык. Класс: 6 Дата:
Тема урока: Изложение «Пожарные собаки»
Цели: формирование умения находить микротемы в тексте,
продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;
продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
формирование заботливого отношения «к братьям нашим меньшим»
Оборудование: мультфильм (4 мин)
Ход урока
1.Уч-ся просмотрели мультфильм. Прослушали текст.
Пожарные собаки.
(Л.Н.Толстой)
Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
4.Определите жанр произведения.
литературная сказка
стихотворение
Беседа по вопросам:
Где происходят события?
Назовите главных героев произведения.
Что загорелось?
Кто выбежал к пожарным?
Что говорила женщина?
Кого послали пожарные?
Кого вынес Боб через пять минут?
Что сделала мать?
Куда рвался Боб?
Что подумали пожарные?
Почему все расхохотались?
5.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
Составление плана.
1.Девочка в пылающем доме.
2.Спасение девочки.
3.Боб спас куклу.
6. Уч-ся рассказывают текст по плану, затем пишут изложение в тетрадь.
7. Д/з: повторить «Спряжение глаголов»
Класс: 6
Изложение
Пожарные собаки.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить. Потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей: её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
(Л.Н.Толстой)
Пожарные собаки
Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Воробей и ласточка
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.
Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.
Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые - озимями и травой, гуменники - хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, о орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страза метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад о своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха рыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.