Летнее развлечение «Иван Купала» в старшей группе. Летнее развлечение «Иван Купала» в старшей группе Тематическое мероприятие доу иван купала

Государственное учреждение образования

«Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения»
Сценарий физкультурного праздника

для воспитанников 4 – 7 лет

«Иван Купала»

(народный праздник)
Подготовил:

руководитель

физвоспитания

Абрамчик М.Б.

Июль, 2014г.

Цели и задачи: Способствовать укреплению здоровья дошкольников;
Привлекать детей к занятиям физической культуры и спорту;
Совершенствовать двигательные умения и навыки;
Повышать эмоциональный настрой у детей;
Воспитывать чувства патриотизма, знакомить с народными праздниками, обычаями.
Место проведения: спортивная площадка.
Оформление: гирлянда из цветов, листья папоротника, ветки березы и тематическое оформление.
Оборудование: обруч, четыре ведра (два с водой, два пустых), два коромысла, брызгалки, муляжи костров разных диаметров, цветные ленты, канат, плоский обруч, метла, музыкальное сопровождение, народный костюм, венки из папоротника, угощение, мыльные пузыри.
Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста 2 команды по 5 – 7 человек, малыши.

Ход праздника:
Дети групп собираются на участок. Участок украшен, цветами, ветками березы, листьями папоротника.
Ведущий в венке заходит под русскую народную музыку:
— Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!
Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. На празднике этом украшением служит береза.
Предлагается детям надеть на голову венки, украсить цветными лентами берёзу. Звучит песня «Во поле береза стояла». Подходят к березе, украшают цветными лентами.
— Ну вот, все готово. Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Только самый сильный, смелый и ловкий может отыскать этот цветок. Вот сейчас мы его и определим (победителям в играх даются жетоны).
Первая игра так и называется «Бабка Ёжка» (для детей среднего и старшего возраста).
Проводится игра «Бабка — Ежка».

«Бабка Ежка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бега-ют играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.

Есть ещё одна белорусская народная игра: «Перетягивание (Пацяг) каната». (старший возраст, средний возраст).
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков, держа в руках канат. По сигналу каждая команда начинает тянуть канат на себя, стараясь перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Правила игры: дети не должны мешать другим, вызывать падение игроков.
С детьми младшего возраста проводить игра «Лопни пузырь».
— Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь отдохните, а я проверю, умеете ли вы загадки отгадывать. Загадки не простые, а ботанические.
Проводится викторина и загадываются ботанические загадки.
1. Белые горошинки на зелёной ножке. (ландыш)
2. Не огонь, а жжётся. (крапива)
3. Стоит в поле Ивашка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчик)
— В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?!
«Крапивушка» — дети прыгают через крапивный костёр.
Прыжки через «костер». Старшая группа прыгает через «костёр» диаметром 45 см., средняя 30-35 см, малыши перешагивают через 15-20 см.
-А теперь и освежиться не мешало бы.
Проводятся водно — спортивные эстафеты.
«Водоносы» — переносят воду в тарелках. (средняя группа)
«Коромысло» — ведро на палочке. (старшая группа)
— Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Теперь можно и в дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел.
— А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.
Дети любуются.
— А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он (достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Раздаётся «клад» — бутылочки с водой.
— Вода имеет сегодня волшебную силу – она целебная. Кто сегодня в воду окунётся – тот болеть не будет целый год.
Предлагается детям облить ножки друг другу из бутылочек с водой. Проводиться подвижная игра «Обливалки».
В конце проводится общая пляска под русскую народную музыку. Иван Купала прощается до следующего года.

Цели:

    Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Вызвать эмоциональный отклик детей.

    Приобщить к обрядовой культуре.

    Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

История празднования Ивана Купала

Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».

Театрализованное игровое представление

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

Хоровод 1

1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.

Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)

Купала: Эй, девчата! Всем привет!

Вы узнали меня? Нет?

Я Купала – озорник,

И скучать я не привык!

Солнце весело сияет,

Нас лучами согревает!

Ведь настал Иван Купала,

Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)

Купала садится на пенек и грустит.

2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?

1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!

Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.

2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?

Иван Купала: Да!

2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?

Воспитанницы: Да!

1 ведущий .:

В гости к нечисти пойдем,

И листки все соберем.

И отыщем Лета клад!

Кто со мною из девчат?

Воспитанницы: Мы! Я! Все!

Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)

Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!

Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?

Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Воспитанницы: Баба Яга!

Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?

Иван Купала: Отдавай листок от карты!

Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.

1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).

Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.

Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?

Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.

Игра «Бабкина метелка»

под музыку

Баба Яга: Ох и молодцы!

Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.

Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.

«Коршун и наседка» (2-3 раза)


Ведущий 1,2: Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!

Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)

Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!

Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.

Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.

Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.

Иван: У кого?

Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.

Ведущий 1,2: Р азрешим.

Баба Яга:

В дремучем лесу, на болоте

Её непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Сестренка моя и подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её Снегурка. Хи-хи.

Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.

Иван: Ну, вперед, девчата!

«Кикимора»

Эй, Кикимора, красавица болотная!

Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?

Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!

Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!

«Веревочка»: у кого длиннее под музыку

«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку

Кикимора:

Эх меня развеселили,

И немного утомили!

Вот держите вы листок.

Только знай же, мой дружок,

Есть ещё один листок.

Иван Купала: Подскажи Кикимора.

Кикимора: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.

Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.

Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Звучит песня водяного «Я водяной»

ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?

Водяной:

Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,

Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,

А лягушки взяли – лапками все замарали.

Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.

(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .

Водяной: Ну, спасибо, угодили!

Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?

Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!

Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!

Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.

«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.

«Раз, два, три лови!»

Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.

Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.

Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!

Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?

Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?

Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.

Водяной: Но я вам ничего не говорил.

Иван Купала: Спасибо.

Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)

Леший:

Кто пришел сюда без спроса?

Быстро пошли вон!

Налетели, словно осы

Ото всех сторон!

Это кто здесь гуляет,

Мои грибочки собирает?

Купала: Это я, Иван Купала.

Леший

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Леший хватает Ивашку.

Ведущий 2:

Леший, Леший, не серчай,

Как гостей ты нас встречай!

Леший:

Я вам сразу говорю,

Что гостей я не люблю!

Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!

Ведущий 2: Хватит охать, причитать.

Угощают вареньем .

Леший:

Ой, спасибо, угодили,

Исцелили, излечили!

Теперь в полном я порядке,

Слушай Лешего загадки!

(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

И еще одну загадку я вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

Леший:

Ладно, честно заслужили,

Вот – листок держите,

Лес родной, природу нашу

Только берегите!

Иван Купала: Обещаем лес беречь,

До свидания! До новых встреч!

«Песня разбойника»

Разбойники:

Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!

Иван Купала:

Мы пришли за листками,

Отдавайте лучше сами!

Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!

Разбойник 2: С нами будете играть? (да)

Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!

(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)

Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!

(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)

Игра «Перегонки»

Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!

Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!

Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?

Разбойники: Конечно хотим, спасибо.

Иван: Где ж последний лепесток?

Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.

Иван: Где?

Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.

Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»

Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!

Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.

Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.

Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?

Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......

1. Счастье, здоровье, удача

2. Повстречаться с добрыми людьми.

3. Везение в учебе

4. Победы в соревнованиях

5. Тяжелые посылки

6. Письма и переговоры.

7. Удача во всех начинаниях

Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?

Русалочка : Есть!

Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.

Русалочка : А зачем?

Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.

Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.

Иван Купала: Мы согласны.

«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,

«Коса». под музыку

Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.

Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»

Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.

Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.

Д.А.:

Посмотрите! Что же это?

Клад, что подарило Лето!

Верило я в ваш успех!

Вы, девчата, лучше всех!

И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!

Хоровод 2

Ведущий 1: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Ведущий 2 : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!

Стародавний фольклорный праздник Иван Купала любят отмечать в детских садах. На страницах этого тематического раздела собран опыт коллег по организации и проведению тематических досугов и развлечений в стилистике этого славянского торжества. На Ивана Купалу есть смысл провести яркий, весёлый, шумный праздник именно на свежем воздухе. Непременно наполненный подвижными играми и активными конкурсами-эстафетами.

Посмотрите, какие решения по проведению такого действа в старославянском стиле нашли Ваши коллеги; каких персонажей для этого привлекли. И не беда, что прыгать через настоящий костёр нам нельзя! Мы сделаем его макет, очень реалистичный. Об этом также говорится в публикациях данного раздела.

Всё о том, как повеселиться с детьми на Ивана Купалу.

Содержится в разделах:
  • Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Показаны публикации 1-10 из 168 .
Все разделы | Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Тематическая беседа с детьми «День Ивана Купалы в картинах художников» Скачков Сергей Геннадьевич. Праздник Ивана Купалы Ведущая . 7 Июля празднует народ и церковь Рождество Иоанна Крестителя. Тёплая, тёмная Иванова ночь , ночь воды и огня, ночь душистых трав. Канун летнего солнцеворота. Купальская ночь . Заветная, колдовская у всех народов Европы...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста Купало - главный и очень древний праздник славян , ему много тысяч лет. Без чародейства в те стародавние времена не обходился ни один из праздников , но день летнего солнцеворота (а вернее, ночь на Купалу ) – самая колдовская пора. В эту самую короткую в году ночь солнце...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Презентация «Иван-Купала»

Публикация «Презентация...» Слайд 1. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё не умели объяснить природные явления. Они наблюдали за солнцем, луной, водой и ветром. Считали их живыми и могучими. Нет солнца – нет...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий праздника. Ведущая одетая в русский сарафан: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут тётушка Арина, пригласила я вас сюда неслучайно. Сегодня, 7 июля, отмечается главный летний...

Сценарий развлечения «Иван Купала» в подготовительной группе Спортивный праздник «День Ивана Купалы» Задачи: Создать веселое настроение у детей. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах. Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции. Предварительная работа Участок украшается шарами,...


Цель: Привитие интереса детей к старинным русским обычаям. Задачи: Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Развивать двигательную активность детей. Виды детской деятельности: двигательная,...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе


Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга» Воспитатель: Скокова Н.В. Дата проведения: 17.07.2016 Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей. - Воспитывать...

Главные составляющие этого праздника – вода, огонь и травы, без них не обходится ни одна забава, ни один обряд, ни одна купальская игра. – один из самых почитаемых, шумных и веселых праздников.

Правда до нас дошли не все традиции этого дня. Многие помнят только о том, что на Ивана Купала нужно обливаться водой:

День Ивана Купала — обливай, кого попало!

Но, существует много народных забав, которые будут интересны и детям и взрослым.

Давайте вспомним , которые можно играть на Ивана Купала, которые помогут превратить этот день в радостный праздник.

1. Игра «Молчанка»

Согласно правилам игры нужно выбрать ведущего. Каждый участник подбирает себе фанты. Они у всех должны быть разными. Для этого можно использовать листья различных деревьев, разные травинки, цветки или что-то другое.

Все участники становятся перед ведущим и громко произносят распев:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!

Как только произносится последнее слово, все должны замолчать, смеяться тоже нельзя. А ведущий смешит игроков смешными песенками, стишками, потешками, своими движениями. Если кто-то проговорился или засмеялся, должен отдать ведущему свой фант.

2. Игра «Хвостики»

Для этой игры нужна, разрезанная на столько частей, сколько участников, веревка. Каждый игрок заправляет веревку себе за пояс так, чтобы примерно 2/3 ее свисали сзади, как хвостики.

Суть игры заключается в том, чтобы отобрать «хвост» у соперника, сохранив при этом свой. Побеждает тот, кто «собрал» больше «хвостов». В игре нельзя драться, толкаться, ставить подножки. Руками можно браться только за «хвост».

3. Игра «Отдай участника»

Все игроки делятся на две команды и стают друг против друга в цепочку, держась за руки. Суть игры:
— одна команда, посовещавшись, обращается к другой с просьбой отдать какого-либо участника. Вторая команда не соглашается, а участник, которого выбрали, разбегается и бежит со всей силы, чтобы разбить цепь противника. Если цепь не разрывается – он остается в новой команде, а если разрывается – он возвращается в свою команду, забрав с собой любого из участников команды-противника.

Задача обоих команд: оставить у себя побольше игроков.

4. Игра «Водяной»

Детки берутся за руки и становятся в круг. Выбирается ведущий, которого «садят» в круг и завязывают ему глаза. Все игроки двигаются по кругу, приговаривая:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.

После этих слов круг останавливается, а водяной встает и подходит к какому-либо игроку. Его задача, не открывая глаза, на ощупь, определить, кто перед ним.

Если ведущий–Водяной угадал, он меняется местами с участником, которого угадывал.

5. Игра «Золотые ворота»

Игроки делятся на две команды. Первая команда берется за руки и образует круг. Участники поднимают руки вверх и растягивают круг, чтобы образовался между ними проход.

Другая команда становиться друг за дружкой «паровозиком» и двигается «змейкой», по очереди обходя каждого игрока, проходя под образовавшимися воротами первой команды.

Игроки, которые стоят в кругу проговаривают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый – разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах участники резко опускают руки, и если кто-то из второй команды оказывается внутри круга, он там и остается и дальше не играет. Задача первой команды – поймать как можно больше участников в кругу. Побеждает тот, кто остается не пойманным. Команды меняются местами.

6. Игра «Прыжки через огонь»

Вместо огня нужно взять длинную палку. Двое участников берут палку за края, а остальные выстраиваются в шеренгу. Задача каждого участника – перепрыгнуть через палку. После того, как прыгает вся команда, палка поднимается и прыжки повторяются. Побеждает пот, кто смог преодолеть самый высокий уровень.

7. Игра «Заплети венок»

Нужно выбрать ведущего. Каждый ребенок должен определиться, каким он будет цветком. Затем ведущий по очереди называет какой-либо цветок, а участники должны, взявшись за руки, сплести венок в той последовательности, в которой их называет ведущий.

Эти замечательные, подвижные, можно играть не только на праздник Ивана Купалы, но и просто, гуляя . Главное только найти желающих, ну а с этим я думаю проблем не будет.

Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Дети разделены на подгруппы: «дельфины», «рыбки», «лягушата». На спортивной площадке для каждой группы по краю поляны расположены бассейны с теплой водой. В одном из бассейнов сидит «русалка», накрытая сетью. В центре площадки - бассейн для взрослых (героев).

Звучит музыка, вбегает Маргаритка, а Незнайка бежит к одному из бассейнов «ловить» рыбу.

Маргаритка.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Маргариткою зовут меня!

Ребята, сегодня у нас необыкновенный день. Я приехала к вам из Цветочного города, чтобы отпраздновать веселый праздник Ивана Купалы!

Незнайка ловит удочкой башмак, корягу, а затем - «русалку».

Незнайка . Ура! Ура! Поймал!

Маргаритка . Что за шум? Что за гам? Кто идет на праздник к нам?

Незнайка . Здорово, ребята! Вот сегодня повезло мне! Посмотрите, какую я рыбу поймал! В Огурцовой реке такую не выловишь!

Незнайка снимает сеть с «русалки», Маргаритка ему помогает. Как только сеть снята, «русалка» прыгает в бассейн и танцует в нем, а вокруг бассейна танцуют «рыбки».

Маргаритка . Незнайка, так это же русалка! В день Ивана Купалы в воде появляется всякая нечисть. Мне бабушка говорила, что в купальскую ночь чудеса творятся, расцветает цветок папоротника. Волшебный он, говорят, кто его найдет, тот счастливым да богатым станет. В этот день прыгали через костры, устраивали шумные игры, гадали, бегали наперегонки и обязательно играли в горелки.

Незнайка. Подождите, а что же мы будем делать с русалкой?

Маргаритка . Пусть она будет гостьей на нашем празднике.

Незнайка . Пора и праздник начинать да в «Горелки» поиграть. Становитесь парами друг за другом, русалочка - водящая.

Игра «Горелки».

Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий(ая) ходит перед ними и выкрикивает (или хором):

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги-дон, диги-дон!

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий(ая) пытается их догнать.

Незнайка . Ребята! Скажите, а кто такой Царь Морской? Русалка зовет его на помощь!

Маргаритка . Так это же её отец. Но, конечно же, какой праздник Ивана Купалы без Царя Морского?! Давайте дружно позовем его!

Дети зовут Царя Морского.

Звучит музыка, выходит Царь Морской к своему трону.

Царь Морской. Грозный я морей властитель, рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском. Весь усыпан янтарем. С праздником вас, ребята! Ну-ка потешьте мою морскую душу, покажите, как живете вы на суше.

Хоровод «В день Ивана Купалы».

Царь Морской . Что-то ты, дочь моя старшая, задумалась? Может, пожелать чего хочешь?

Русалка (старшая дочь). Да, батюшка, есть у меня желание заветное. Не хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий, а хочу я белый жемчуг со дна морского.

Царь Морской . Не печалься, дочь моя старшая, есть у тебя друзья-дельфинята и лягушата. Они тебе и помогут.

Маргаритка . Дельфинята, лягушата, выходите, со дна морского воду отчерпните да жемчуг отыщите!

Дети строятся на эстафету в затылок друг за другом по командам.

Эстафета-1 (участвуют «лягушата»).

Дети — «лягушата» — должны как можно скорее добраться с пустым стаканом до бассейна, отчерпнуть воды в стакан, встречая на пути препятствия (4 обруча, вертикально стоящие, которые держат помощники — «рыбки»). Необходимо вылить воду из стакана в ведро и передать эстафету следующему. Кто быстрее и больше наберет воды из бассейна.

Незнайка. Спасибо большое, лягушата! А теперь настало время дельфинятам достать жемчуг. Смотрите, сколько их много!

Маргаритка в бассейн бросает «жемчуг» - белые шары.

Эстафета-2 (участвуют «дельфины»).

Дети - «дельфины», прыгая из обруча в обруч, добегают до бассейна, берут один «жемчуг» (шарик), возвращаются обратно и кладут «жемчуг» в корзину и т. д.

Русалка (средняя дочь). У меня, батюшка, тоже есть желание. Что-то грустно стало мне без моих друзей и подруг. Хочу, чтобы они на праздник к нам пришли.

Звучит музыка (из мультфильма «Летучий корабль»), появляется Водяной.

Водяной.

Я водяной, я водяной.

Поговорил бы кто со мной!

А то мои подружки -

Пиявки да лягушки!

Фу! Какая гадость!

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ох, устал я что-то спать,

Захотелось поиграть.

Игра «Водяной».

В конце игры, когда все вновь сделают круг, одна из «русалочек» начинает громко плакать.

Царь Морской . Дочь моя младшая, о чем ты плачешь?

Русалка (младшая дочь). Я тоже хочу рассказать о своем желании детям. Я загадку загадаю, а если ребята ее отгадают, то отгадка оживет:

Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку спотыкалочкой. (Утка.)

Царь Морской. Молодцы! Я и для вас сотворю чудо (разводит руками).

Маргаритка . В день Ивана Купалы был такой обычай - купаться, чтобы смыть свои болезни и горести, которые накопились за год.

Царь Морской. Река - болото, рыбы - лягушки, были ребята, а стали утята (на последнее слово герои - «утята» - обливают детей водой и приглашают купаться в бассейнах).

Звучит музыка «Утята».

Царь Морской.

Я - мудрый царь, мне очень много лет.

Окончен праздник, не грустите, дети.

Водяной.

В царство нам идти пора,

До свидания, детвора!

Все герои, кроме Незнайки и Маргаритки, уходят.

Незнайка с Маргариткой продолжают играть с детьми в игры на морскую тематику.