Ленивый ребёнок – что делать, если ребёнок ничего не хочет делать? Ребенок ленится.

Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока?

Александрова Т. В., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Валайнис Н. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Жалобы на детскую лень - одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к психологам.

Как часто мы говорим своему ребенку: «Лень раньше тебя родилась». Кому из нас не знакома ситуация, когда наш ребенок все делает из-под палки? «Пойди, помой посуду!», «Убери кровать», «Вытри пыль с мебели», «Сколько можно тебе повторять: мыть полы нужно каждый день» и т. д.

Эти фразы наш ребенок слышит с утра до вечера, каждый день и… ничего не происходит. Он изо дня в день слушает, соглашается и ленится.

Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из «Лего» или играя в компьютерные игры.

Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу.

Ребёнок, увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому процессу. Он искренне не знает, зачем ему-то самому это нужно, а простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если его всё время ругают дома и в школе.

Таким образом, лень - это отсутствие мотивации (отсутствие желания работать, делать что-то), т.е. цели изначально не лежали в плоскости интересов ребенка. Таким образом, ребенок не принял для себя те цели, которые ему, навязали взрослые или даже если он избрал их сам.

Разумеется, все дети разные. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей, либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах, с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальным методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностями психики не могут овладеть программным материалом. Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за лености, отсутствия воли. Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месту.

Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

Взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен хорошо знать, что помощь включает в себя несколько этапов:

Первый этап – установление причин лени конкретного ребенка.

Причины лени

Проявления

Усталость

Многие замысли ребенка были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

Отсутствие смысла работы

С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.

Отсутствие умения работать

В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ребенку нормально учиться

Непосильность работы

Многие учебные задания трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед ребенком непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу

Отсутствие интереса к работе

Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявления страхов

Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.

Страх предстоящих усилий – физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще

Особенности душевного состояния

В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, травма, ревность, зависть, ложь…

Отсутствие уверенности в себе

Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

Астенический тип личности

Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень

Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Второй этап – создание взрослым условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.

Для этого нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в необходимости ею заниматься и в возможности её решения. Образно выражаясь надо, чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела её пить.

В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап – этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы её преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ребенка необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.

Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть и т.д.

Правила изменений для взрослых:

  1. Горячо радуйтесь первым усилиям ребенка взяться за дело. Помогите добиться успеха. А когда это случится наконец – интересное сочинение, решенная трудная задача, красивая поделка, тогда и сам ребенок получит наглядные подтверждения своим силам. Ему уже не нужно будет защищаться с помощью лени. Гораздо интереснее самоутверждаться с помощью дела.
  2. Средством от лени может стать и интересный образ жизни: театр, спорт, походы, игры всей семьей. Когда жизнь ребенка и его школьная жизнь насыщена тем, что нравится, гораздо легче смириться с необходимостью делать ненавистные уроки или убирать свою комнату.
  3. Железное терпение и самодисциплина – основа основ, прежде всего для взрослых.

Ничего не поделаешь, воспитание – дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети – кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми.

Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства.

Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.

Ребенок ленится

Апрель 26, 2018 - Один комментарий

Где бы ни случалось общаться с родителями, бабушками и дедушками, все чаще можно услышать разговоры и жалобы о том, что ребенок ленится. Никак не заставить заняться чем-то полезным. Ребенок ленится помогать маме по дому, ленится ходить на кружки дополнительного образования, ребенок ленится учиться .

Бабушки разводят руками - где это видано, что ребенок, само воплощение любопытства в своем познании мира, фонтанировавший энергией, вдруг стал беспросветным лентяем? Примеры о трудолюбивых соседских ребятах или одноклассниках не помогают. Никакие уговоры и наказания не действуют. Что делать отчаявшимся родителям, если ребенок ленится?

Природа детской лени

Лень - это естественная составляющая человеческой психики, часть нашей природы, стремление к статичному состоянию. Но ребенок не может быть ленивым, потому что его психика еще формируется и развивается. В нем преобладает влечение к жизни, у него много энергии. Тем не менее, мы видим, что ребенок ленится и ничего не желает делать.

Точнее, это мы, взрослые, воспринимаем его поведение как детскую лень, но, на самом деле, причина кроется совсем в другом.

Когда мы делаем заключение, что ребенок ленится? Когда ребенок отказывается выполнять наши требования: посещать кружок, который нам кажется нужным, немедленно оставлять свои занятия и переключаться на занятие тем, что нам представляется более важным, и так далее. Ребенок протестует, он не согласен и предпочитает ничего не делать.

А мы считаем, что наш ребенок ленится, не разобравшись в причинах.

Разные дети - разные причины лени

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что дети изначально рождаются с разными психологическими свойствами и наборами желаний. Они могут совпадать по свойствам с родителями, а могут иметь полностью противоположные. Мы оцениваем других через восприятие себя, поэтому обладателя свойств, отличных от наших, неосознанно можем воспринимать неправильным, пытаться его переделать и переучить. Разберем на примерах, почему дети ленятся.

Например, ребенок может быть обладателем кожного вектора, свойства которого - скорость, амбициозность, гибкость, экономность, стремление к материальной выгоде. Фактор новизны приносит ему удовольствие, а сидеть на месте и заниматься скрупулезной, кропотливой работой - для него стресс. Поэтому ребенок будет якобы лениться, не желая посещать кружок по рукоделию, ведь это противоречит его природным желаниям.

Кроме того, такой ребенок изначально не нацелен на обучение. Он не сможет часами неподвижно сидеть над учебниками. Если заставлять, начинает лениться учиться. Поддержание порядка и чистоты в комнате не имеет для него особого значения, поэтому убираться он будет всегда поверхностно. А родителям кажется, что он ленится, и они задаются вопросом - что делать, если ребенок ленится?

Если мама такого ребенка обладает анальным вектором, свойства которого нацелены на качество, а ценностью является обучение, она может с особым рвением заставлять его сидеть на месте, долгое время заниматься одним и тем же делом в стремлении к совершенству. Или добиваться от него поддержания идеальной чистоты.

В результате у кожного ребенка формируется устойчивая установка, что прилагать усилия бесполезно, так как никакого удовольствия это не принесет. Ему приходится делать то, что полностью противоположно его свойствам. При этом он ничего за это не получает. Его стремление - быть быстрее, выше, сильнее, а не доводить дело до детального совершенства. Скорость, а не усидчивость. И очень скоро у него пропадает желание делать что-то, не приносящее никакой выгоды. Уже с детства формируется бессознательный навык лениться учиться или помогать маме, без какой-либо способности преодолевать эту лень.

Почему дети ленятся? Потому что любые усилия ощущаются как бесполезные. А если еще мама постоянно твердит, что он безрукий или бестолковый, ни на что не способен, у кожного ребенка формируется неудачный жизненный сценарий.

Разные свойства детей и родителей

Бывает наоборот: мама обладает кожным вектором, а ребенок - анальным. И когда он делает все медленно, тщательно, стремится сделать все максимально качественно и самым наилучшим образом, скупая на проявление любви мама может просто не хвалить его за приложенные усилия. А ведь именно похвала является стимулом к действию в анальном векторе.

Кроме того, кожная мама может такому ребенку не давать закончить дела, подгонять, торопить, требовать быстрой переключаемости, которая есть у нее самой. Мама будет считать, что ее ребенок ленится. В результате у ребенка пропадает всякий стимул к действию, а в душе назревает тяжелая обида на мать. Формируется состояние ступора, вязкости мышления, патологического упрямства.

И тогда такого ребенка уже очень тяжело заставить что-либо делать, а его жизнь превращается в сплошное сопротивление. Мать будет от него требовать выполнения каких-то действий, станет заставлять его делать уроки, а он будет делать все наоборот - лениться учиться и не выполнять требований.

Или из ощущения протеста не будет делать вообще ничего, что может выглядеть как детская лень. Во взрослом возрасте такой человек может стать патологическим спорщиком, упрямцем, не желающим ничего делать и проявляющим протест к любым просьбам.

Лень как проявление инфантильности

Но может быть и так, что лень является проявлением инфантильности. Когда ребенок привык получать все от родителей и не имеет навыка достигать целей посредством своих усилий и труда.

Так происходит, если родители не учат его самостоятельности, если любая инициатива и проявление себя со стороны ребенка не поощряются, а наоборот, подавляются. Вместо того, чтобы позволить ребенку быть самостоятельным, родители продолжают делать все за него, брать на себя ответственность и решение его проблем, которые он должен учиться решать сам. Что остается ребенку? Сначала - лениться учиться. Дальше - больше.

Особенно часто такой сценарий взаимоотношения с детьми проявляется со стороны анально-зрительной мамы в состоянии тревожности. Боясь за ребенка, испытывая постоянную тревогу за него, она проявляет гиперопеку, из-за чего у ребенка не развиваются жизненно необходимые навыки адаптации в обществе. То есть мама невольно подталкивает ребенка быть лентяем. А затем сама же задается вопросом - что делать, если ребенок ленится.

Кожная мама тоже может вести себя подобным образом, но уже из побуждений к контролю и ограничению. Так происходит, если ее свойства не имеют достаточной реализации в обществе. И тогда она начинает контролировать ребенка во всем, все ему запрещает, не позволяет ему ступить и шагу, буквально душа его ограничениями.

Почему дети пассивны и ленятся

Результатом для ребенка в обоих случаях будет неспособность брать на себя ответственность, достигать желаемого. Из-за того, что все делают и решают за него, что самому ничего делать нельзя или ненужно, у ребенка бессознательно формируется привычка получать все напрямую от родителей, а далее и от других людей. Сформированная в детстве лень остается с человеком как способ жизни. Он не знает, как можно жить иначе.

Во взрослом возрасте неосознанно он будет искать тех, кто все сделает за него, будет его опекать. Либо останется жить с родителями, продолжая жить беззаботно и не прилагая никаких усилий, лишь ожидая, что все сделают за него. Причем, даже если он будет понимать, что это нехорошо, все равно не сможет ничего сделать, поскольку сформировавшиеся привычки и сценарии действуют бессознательно.

А со стороны это может выглядеть как детская и подростковая лень и нежелание что-то делать в принципе. На самом деле у ребенка просто нет навыка реализации своих желаний своими силами и умения брать на себя ответственность. Вот почему дети ленятся.

Победить лень возможно

Родители могут решить проблему того, что ребенок ленится. Об этом написано более тысячи позитивных отзывов родителями, которые столкнулись с тем, что ребенок ленился учиться, помогать по дому, заниматься в детских кружках:

«…Сейчас я пишу эти строки, и у меня наворачиваются слезы на глаза. Почему? Потому что безумно жаль, что я не познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана раньше, когда моему сыну было хотя бы лет пять. Тогда бы я знала, что из детей со звуковым вектором не надо делать спортсменов, а лучше отвести в музыкальную школу. Тогда бы я понимала, что анальному малышу противопоказана спешка, его нельзя подгонять и торопить.

Я бы не подтрунивала над его какими-то непонятными орфографическими ошибками, а забеспокоилась бы, так как это один из признаков дислексии, которая бывает у звуковых детей. Более того, невинные, как мне казалось, шутки насчет ошибок, больно ранят его кожный вектор и взращивают в нем чувство неуверенности. Я бы понимала, почему анальный малыш часто обижается и долго помнит все обиды. Я бы не говорила своему зрительному ребенку: «Вытри слезы, будь настоящим мужчиной! Что ты как девчонка расплакался?» И НИКОГДА бы не отпустила его с папой на охоту, где он увидел, как стреляют в живых лисиц. И у моего сына не ухудшилось бы зрение. Горько осознавать все это.

Я очень завидую сегодняшним родителям, которые получат знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и смогут избежать трагических ошибок в воспитании своих детей…»

Если ваш ребенок ленится, и вы до сих пор не знаете, почему дети ленятся; если вы ответственные родители, бабушки, дедушки, которые любят своих детей и внуков; если вы желаете, чтобы ваши дети выросли счастливыми и самодостаточными людьми, вам стоит узнать о том, как нежно и бережно вырастить именно вашего неповторимого малыша. Приходите на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрация по ссылке .

Редактор Янина Буракова

Корректор Мария Климнюк

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


«Мам, я не хочу»,«давай попозже», «мам, ну через пять минут» - и когда «попозже» превращается в «пора спать», мама нередко выходит из себя: «Нечего лодыря гонять, быстро…» за уроки, сольфеджио, уборку или что сейчас для мамы актуально. Ключевое слово «для мамы», потому что детская лень чаще всего возникает там, где пропадает интерес и когда возникает угроза зря потраченного времени на нелюбимые занятия. Как же справиться с детской лени?

Даже в мыслях не называйте ребенка «ленивым», лучше думайте, что ему не достает мотивации. Начнем с выяснения причин. Они могут быть спровоцированы взрослыми, сверстниками или ситуацией, а могут быть чисто внутренними. Ребенок ленится, когда боится быть неуспешным, не оправдать ожиданий. Он ленится, если не научился сам организовывать свои занятия и ждет, что это за него сделают другие. И, наконец, он ленится, если не уверен в себе и боится выглядеть хуже других.

Поэтому родители могут действовать сразу по двум направлениям: создавать уверенность в себе и тренировать организованность.

И лучше начинать раньше, потому что лень сначала возникает как естественная самозащита ребенка в неприятных для него обстоятельствах и только потом превращается в устойчивую черту характера. Согласитесь, изменить обстоятельства всегда проще, чем изменить характер.

Мамина сверхзадача понятна – чтобы ребенок научился понимать не только слово «хочу», но и слово «надо». Но здесь очень важно быть гибкими, потому что одно и то же проявление лени может быть следствием совсем разных событий.

Усталость

Если у ребенка ежедневно драмкружок, кружок по фото, а ему еще и петь охота, то иногда он элементарно устает – чисто физически и от избытка впечатлений. Рецепт: дать выспаться, помочь сменить вид деятельности.

Отсутствие смысла

Современные дети живут в условиях информационной перегрузки, и отказываясь учить стихотворение – «потому что меня все равно не спросят» - они могут обеспечивать себе информационную гигиену. Кстати, уже годам к 13 они достаточно четко понимают, чего хотят, и достаточно трезво могут оценить необходимость тех или иных занятий – родителям к этому нужно просто привыкать и доверять ребенку, возможно, он прав. Другой случай, если чадо говорит: «А зачем мне убирать кровать, все равно вечером спать ложиться». Порядок дома и на рабочем столе обеспечивает и порядок в мыслях, поэтому здесь ребенка надо мотивировать на его поддержание. Как?

Рецепт: словами и действиями. Рассказывать о том, как красиво дома, когда чисто, фотографировать комнату до и после уборки – чтобы сделать нагляднее. Играть на самолюбии – только взрослые могут сами поддерживать порядок. Упростить задачу – к примеру, если вопрос в уборке, убрать из детской комнаты все лишнее, поставить удобные вместительные шкафы.

Непосильная работа

Иногда домашние задания и родительские требования действительно бывают преждевременными – они не соответствуют его психологическим или физиологическим особенностям. И давать такие задания, значит, заранее обрекать ребенку на неудачу и вызывать лень.

Рецепт: уменьшить требования в соответствии с особенностями ребенка. Не волнуйтесь, все, что нужно разовьется в свое время.

Отсутствие интереса

Один из самых непростых случаев. Причина может быть и в том, что интерес угасает быстро из-за неумения сохранять сосредоточенность, концентрацию внимания.

Рецепт: искать мотиваторы (призы, награды, похвала, рассказ родственникам) и заниматься играми, тренирующими сосредоточенность.

Проявление страха

Ребенок не выполняет ваших требований, потому что боится низкой оценки от вас или своей собственной низкой оценки.

Рецепт: лучше всего вместе с психологом помочь ребенку обрести уверенность в том, что он способен на великие дела, сказкотерапия.

Наряду с разными проблемами цивилизации, одной из самых актуальных является лень, которая у современных детей проявляется уже в раннем возрасте и многие специалисты говорят о том, что «лень родилась раньше человека». Это является плохим признаком, способным повлиять на развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить развитие лени – «порока цивилизации», необходимо принять ряд профилактических мер и разобраться в причинах ее появления.

Почему ребенок становится ленивым

Причин для развития лени очень много, но самыми основными можно назвать неправильные действия родителей.

Очень часто можно услышать от мамы: «Я сама все уберу, ты еще маленький…» или: «Не трогай, поранишься вилкой или ножом…». И, пожалуй, самые «опасные» фразы: «Если разобьешь чашку – накажу!», а еще «… ты плохо убираешь, за тобой все нужно переделать, лучше не трогай ничего…»

Перечислять такие типичные ошибки можно бесконечно.

  • Получается, что ребенка лишают инициативы , не разрешают ничего брать под страхом наказания и вселяют неуверенность, объясняя малышу, что он неумеха. Это и есть самые основные причины появления детской лени. Страх наказания, неуверенность в том, что ребенок может справиться с простым заданием порождают этот порок. Зачем к чему-то стремиться, если мама сама все сделает?
  • Такое бездействие порождает еще и скуку, которая тоже является весьма серьезной причиной развития лени. Если малыш активный, любит много двигаться, ему нужно выплескивать энергию, а его заставляют сидеть и тихо играть, «чтоб ничего не разбил», тогда он начинает скучать и из подвижного и веселого, он становится грустным «диванным» ребенком.
  • Еще одна причина – если его заставляют заниматься скучными делами. Так, вместо подвижных игр, помогающих получить необходимую разрядку после садика или школы, малыш получает порцию недовольства от родителей за неубранные игрушки или отсутствие помощи в домашних делах.

Родители бывают вечно заняты, устают после работы, а вместо того, чтобы погулять с ребенком, сидят дома и своим примером демонстрируют, как можно «убивать» время за телевизором.

  • Еще одной из серьезных причин развития лени является астенический синдром, возникающий, например, после болезни или авитаминоз. Недостаток минеральных веществ или микроэлементов может привести к слабости и капризам.
  • Иногда дети просто не понимают для чего все это нужно, почему вдруг с него начинают требовать убирать игрушки и одежду. Здесь поможет только правильное объяснение и демонстрация личного примера, почему нужно быть аккуратным и регулярно складывать вещи на место.

Как нужно бороться с ленью

  • Для начала, перестать лениться самим . Ребенок, как маленькая губка, впитывает все, что делают и говорят взрослые, особенно родители. Если мама с папой вместо вечерних прогулок и зарядки по утрам позволяют себе лениться, тогда не стоит удивляться развитию этого порока у ребенка и, тем более, не нужно его наказывать. Он просто берет пример с родителей. Наказывайте лучше себя за это и боритесь с ленью.
  • Поощряйте детскую самостоятельность . Чрезмерная опека вредит малышу. Не нужно бояться, что ребенок разобьет дорогую вазу или уберет дом не так, как вам нравится. Дорогую вазу можно заменить на что-то более простое и не способное разбиться, а уборку всегда весело проводить всем вместе.
  • Давайте малышу больше простых мелких поручений . Но только не приказным тоном. Говорите спокойно, с «волшебным словом» и приветливой улыбкой. Тогда ваше чадо с радостью исполнит любую вашу просьбу.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Это очень важно и полезно. Так вы будете поощрять его трудовую деятельность и повысите самооценку, поможете стать увереннее. Не ругайте за промахи. Спокойным и доброжелательным тоном объясните малышу, что он сделал неправильно и как можно исправить его действия.
  • Составьте расписание, приучите ребенка и себя заодно к правильному распорядку. Пусть у каждого в семье будут свои обязанности, включая милого хомячка и любимого попугайчика. Их обязанностью может стать, например, приносить радость семье.
  • Регулируйте режим малыша . Помимо выполнения уроков, необходимы регулярные прогулки, а также физическая нагрузка для эмоциональной разрядки. Даже если он что-то не успел выполнить из заданного на дом, ничего страшного. И уж совсем недопустима ситуация, когда ребенок засыпает над уроками. Это приводит к сбою его биоритмов и провоцирует проблемы со здоровьем.

Чтобы ребенок рос не ленивым, нужно поощрять его стремление помогать вам. Лень развивается тогда, когда родители начинают запрещать что-либо делать. Чаще выполняйте вместе работу по дому и не забывайте хвалить свое чадо. Не бойтесь, похвала еще никому не навредила. Придумайте несколько веселых игр, которые помогут ребенку освоить его обязанности и с радостью их выполнять.

А как вы боретесь с детской ленью? Расскажите нам в комментариях.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. .

Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.

"Леность детей - это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее - и она исчезла". Как вам, строгие и безапелляционные мамы и папы, такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами "лень", "лениться" скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их - тогда и слово "лень" станет мифическим, несуществующим.

Флегматик не виноват

Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: "Я сам", он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность - в чем родители тоже усматривают проявления лени - чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.

У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает... В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?

Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них - это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки - смертельная тоска.

На похвалах как на дрожжах

Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, "рубящееся" в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?

Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки... В дет ском возрасте игра - это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?

Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой...

Бабушка не выдерживает:

Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!

И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой...

В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности - так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо - но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место - оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.

Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?

Дальше - больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы "по-честному".

С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук - не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, "по умолчанию". И только ли домашних?

Лень гормональная

Наличие-отсутствие "мотива" объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: "Это им надо, а не мне". И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах - бездельник бездельником.

Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык "лентяя" станет для ребенка неожиданно привлекательным - может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность "из-под палки" ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь - он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками - и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.

Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения - кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но "лень вперед него родилась". Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть - так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант - взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.

Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком - валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, "оттянуться". А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен - да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните "прикармливать" его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.

Пословицы на тему

  • Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.
  • Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
  • В лес не съездим, так и на полатях замерзнем.
  • Ленивый сидя спит, лежа работает.
  • Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Спать долго - жить с долгом.
  • Чем эдак пахать, так лучше выпрягать.
  • Лежебоке и солнце не в пору всходит.
  • Были бы хлеб да одежда, так и ел бы лежа.
  • Что потрудимся, то и поедим.

Советы родителям

1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.

2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.

3 В тех случаях, когда учителя говорят о внезапно возникшей лени вашего ребенка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать человека. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учебы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень - сигнал бедствия, который вам необходимо заметить.

4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с "надсмотр щиком".