Куклы в белорусских костюмах своими руками. "одень куклу": бумажные куклы с костюмами народов республик ссср

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
- Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником - надо.

Понятно, что настоящие костюмы на 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет - 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая " ". Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь - верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте - это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает - можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава - кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ - воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава - замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель - девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас - кокошник)) )

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое - плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное - соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата - декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))


Наряжаем куклу.

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу - сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу - администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))


Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.


Корзухин Алексей. Девичник. 1889 г.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.


Фотография нач. ХХ века.

А как Вы думаете, современная наша одежда может что-то рассказать о нас? Если нет, почему? Возможно ли это в наше время? Нужно ли?

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.


Куклы в национальных костюмах

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. здесь http://www.7r2008.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=384:vovseh&catid=45:po&Itemid=59 Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.


Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Крестьянка Енисейской Нечаев. Русские типы.

губ. Нач. ХХ века

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.


Из книги «Три царства – медное, серебряное и золотое». Худ. Горбаруков

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери - рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужскойтем, что была длиной до пят, а мужская - лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу - рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

Какие из костюмов Вам больше понравились и почему?

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различаютдва основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно - русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Антонов С.А. Девушка, ощипывающая цветок. 1842 г.

Женский костюм не мыслился без головного убора. Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Бучкури А.А. Пряхи. 1903-1905 гг.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из - под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все - от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре - совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами.


Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы. Подробнее о процессе изготовления тканей на Руси см. здесь http://rf-history.narod.ru/26.html полотна.Такая ткань была льняной или конопляной, от белого до желто-серого цветов.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Кукла с санями

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Карл Лемох. Дети. 1890-ые гг.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии - холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по - кукольному выразителен.

Тряпичные куклы в традиционных костюмах

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Дубёнского муниципального района

Республика Мордовия

Творческий проект

«Кукла в женском русском

народном костюме»

Выполнила: Биушкина Елена Ивановна,

11 лет,

учащаяся кружка «Лоскутная мозаика»

Руководитель: Чеснокова Татьяна

Александровна,

педагог дополнительного образования.

2016г

Тема проекта: Кукла в женском русском народном костюме.

Теоретическая часть.

У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору.

В древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – 4 тысячи лет! Вырезаны они из деревянных дощечек.

Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивными: свистульки, лошадки, рыбки, птички. Чтобы сделать их более занимательными, их стали ярко и красиво расписывать, заставили издавать звуки и шумы.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. В колыбель к ребёнку клали куклу «оберег».

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

Информационная часть.

Цели и задачи работы.

Цель : изготовить куклу и попробовать свои силы в творческом конкурсе.

Задачи:

1. Изучить историю появления данного вида творчества – изготовление кукол.

2. Выполнить работу по изготовлению куклы в женском русском народном костюме на пластиковой бутылке, соблюдая все технические этапы.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение в работе.

История женского русского народного костюма.

При словах «русский национальный костюм» сразу же возникает четкая картина. Женский вариант: сарафан и кокошник, мужской – косоворотка и шапка. На самом- то деле, традиционный костюм менялся с течением времени и, разумеется, состоял из гораздо большего числа деталей.

В народном костюме символическими были каждая деталь и цветовая гамма. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна.

Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, синий – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

Исторически сложились две формы женского костюма – сарафанная и понёвная (широкая юбка из овечий шерсти). Сарафан носили женщины Центральной России и севера, с поневой – южных областях России.

Под сарафан надевали длинную рубаху. Шили ее из отбеленного холста, ворот, рукава, запястья частот вышивались.

Головной убор был обязателен. Девушки могли носить простую ленту, женщины – кокошник, сороку и другие головные уборы, под которые они прятали волосы. Для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестием.

Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.

Для выполнения работы мне необходимы следующие материалы:

Хлопчатобумажная ткань белого цвета;

Красная ткань для сарафана;

Нитки для шитья №40;

Тесьма, палетки, бусинки для отделочных работ;

Нитки для изготовления волос куклы.

Выбор инструментов и приспособлений:

Ручная игла №3 для сметывания деталей кроя;

Ножницы для нарезания нитей и раскроя ткани;

Карандаш, линейка для составления выкроек изделия;

Безопасные булавки;

Бумага для выкроек;

Клей ПВА;

Швейная машина;

Утюг.

Организация рабочего места.

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаза до работы не должно быть меньше 30-40 см., чтобы не развивалась близорукость.

3. По окончании работы все инструменты убрать в рабочую коробку.

4. Отключить от электричества утюг.

5. Убрать швейную машину.

Описание работы.

1. Нам потребуется пластиковая 1, 5 – литровая бутылка. Отрезаем донышко бутылки.

2. Из ткани шьём чехол на бутылку, закрепляем его на горлышке нитками. Это будет туловище куклы.

3. Голову и руки куклы делаем из трикотажа (капрона и т. д.), заполняя их ватой или синтепоном.

4. Готовые детали пришиваем к горлышку и плечам бутылки-туловища. Манекен готов.

Манекен куклы из пластиковой бутылки.

5. Следующий этап – это изготовление наряда.

Шьём рубашку из белой ткани, рукава и горловину можно оформить тесьмой или вышивкой.

6. Сарафан изготавливаем из красной ткани прямой формы. Украшаем сарафан желтой, зеленой тесьмой, паетками, бусинками .

7. Головной убор- кокошник делаем из картона и ткани, украшаем его тесьмой, паетками, бисером, бантом.

8. Оформление головы.

Из ниток пришиваем кукле волосы и заплетаем их в косы.

9. Приклеиваем носик, готовые глазки, рот и щечки из красной плёнки.



Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Проверить исправность утюга и швейной машины.

Быть внимательной к работе. Вкалывать иглы и булавки в игольницу. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Нитку отрезать ножницами. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Всю работу выполнять на столе. Следить за правильностью посадки во время работы.

Соблюдать все правила при работе со швейной машиной, утюгом.

После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают в отведенное место.

Выводы:

Изучая историю появления куклы, я узнала много нового о мире кукол. Кукла может быть не только предметом игры, она может многое рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народов, о том какую одежду носили наши предки. С куклой связано много легенд и сказок.

Может кому-то тоже захочется сделать свою оригинальную куклу в национальном костюме.

Литература:

    Горичева В. С., Куклы, Ярославль, «Академия развития», 2000. - 170с,

    Кочеткова Н.В., Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель, 2010. – 141с.

3. Симоненко, Технология, учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы.- М.: Вента-Графф, 20003-240с.

4. М.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль:

«Академия развития», 2000-208 с.

5. Н.Пономарев, Технология, Проектная деятельность на уроках, издат. «Учитель», Волгоград, 2009-107.

Образ этой девочки я задумала давно. Такой могла бы стать моя первая Кругозоровская Нина, не стань она Золушкой. Но для той куклы Нины образ Золушки передолил. И как только я окончила работу над первой Ниной, сразу стала искать кандидатку на роль Снегурочки, и она вскоре нашлась в шопике у моей подруги Ирины (Talichanka).
костюме.

Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, - глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно - поэтому я и назвала её так.


И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.


Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…

Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.

«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма...» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)


Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.

Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну - «Лён - спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание - это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.




Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, - род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.


Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»

Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.

Девушка древлянка.

Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.



Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.


Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII-VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII-XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.

Вот на этой фотографии кукла в поршнях.

ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) -обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII-XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
- кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу - так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу - техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…


Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.




Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…




Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: - «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…




По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.

Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский - повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.





Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.




Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.

Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.


А ещё она учится ткать на ткацком станке.



И вышивать крестиком.

Вот какая хозяюшка.

Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!

Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, - Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)

Часть четвертая. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.

Фотография нач. ХХ века

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.

Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни.

(Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. ).

Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Нечаев. Русские типы.

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят, а мужская — лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу — рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно — русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, — обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Женский костюм не мыслился без головного убора.

Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из — под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 — 14 прядей- «плёток». Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все — от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре — совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами

Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к именинам, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

Когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии — холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по — кукольному выразителен.

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь — например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г.

Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?

Продолжение следует…