Крампус герой. Читать страшные истории, крипипасты

Крампус -

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Шестеро взрослых зрителей этого действа вели себя неодинаково. Бабушка всеми своими действиями постоянно поддерживала актёров и даже не пыталась защищать детей. Её муж, очень тихий мужчина, постоянно убеждал детей быть смелыми. Родители мальчика в речах и действиях постоянно намекали на то, что весь перфоманс не должен приниматься за чистую монету, но никогда не произносили этого прямо. Поведение взрослых резко изменилось, когда после угроз бабушки о возвращении гостей, мальчик наконец разревелся. Как только это случилось, они все вместе начали рьяно убеждать мальчика побороть свой страх, как будто это быстрота этого процесса была чрезвычайно важной.

Связка березовых веток, которыми Крампус наказывает детей даже в сегодняшнем ритуале выглядит немного приспособленной к нормам недавнего времени. Эта связка обычно выкрашена в золотую краску и Крампус, посещая семью, оставляет её родителям, а те вешают на стену и хранят до следующего пришествия Крампуса. Собственно, сегодня это может быть инетерпретировано как то, что Крампус оставляет инструмент наказания детей в руках родителей, как бы давая им право применять его. Как педагогический инструмент, впрочем, он не выглядит убедительным. Прежде всего потому, что традиция бить связками прутьев или веток всех, а не только детей, была в традиционном шествии Крампусов (Krampuslauf - "бег крампусов") в ночь с 5 на 6 декабря. Сегодня во вногих городах она выглядит куда более безопасной и туристически направленной, как Зальцбурге, но безобразия, доходящие до криминальных, провинциальных Крампусов давно являются предметом обсуждения в Австрии во время этих процессий, перед которыми и в течении которых принято наливаться шнапсом. Обеспокоенность населения в Тироле дошла до того, что каждому Крампусу присваивается номер, который он должен носить на видимом месте. На тот случай, если зарвавшийся Крампус совершит правонарушение . Непонимание и неприятие этих шествий тоже имеет достаточно давнюю историю. Одна из первых газет Габсбургской империи, фрайбургские "Провинциальные новости" (Provinzialnachrichten) в 1786 году сетуют на то, что в Нижней Австрии простой народ наряжается вечером 5 декабря в чудовищ с масками дьявола или смерти и лупят всех подряд .

Обычно связку веток в руках Крампуса рассматривают как фаллический предмет и связывают с ритуалами прежде всего плодородия . Удары или обмахивание людей этим фаллическим предметом, судя по всему восходят именно к подобным ритуальным практикам. Интересно, что у всех спутников Николая в европейской традиции в руках находится долгий предмет фаллической формы, которым они обычно угрожают или даже бьют ими людей. Даже самый приручённый из них, Чёрный Пит, названный как-то "фаллическим слугой Синтерклааса", сегодня носит посох святого Николая . Есть связь с культом плодородия и у других грозных существ, приходящих к домам людей зимой, например у Грюлы . Возможно, связанная с ней традиция "гизеров" имела прямо отношение к обрядам плодородия, так как гизеры появлялись на свадьбах и обмахивали невесту и жениха метлой во время их танца .

Наконец, функция Крампуса как похитителя непослушных детей тоже может относиться к дохристианским верованиям. Даже привязанные к сезонным зимним праздникам такие существа сохранились, причём в их роль иногда не входит ничего кроме похищения и поедания людей на Рождество, как у Йольского кота в Исландии. В фольклорах же других народов подобных существ, похищающих именно детей, причём как раз в корзину, находящуюся у них за спиной, существует гораздо больше, вплоть до таких отдалённых от Центральной Европы как , В Зальцакаммергуте - "Крамперль " (Kramperl). Слово "Krampus " предположительно восходжит к древневерхненемецкому "Krampen", которое значит "коготь" или изогнутый предмет. Схожая традиция попала и на территории негерманских территорий, когда-то входящих в состав Габсбургской империи: Словении, Чехии, Хорватии и Венгрии. Впрочем, она могла наложиться или даже совпасть с существующими традициями празднования дня святого Николая. Она известна и на территории современной Италии, в провинции Альто-Адидже, то есть бывшем Южном Тироле до I Мировой войны входившем в состав империи Габсбургов.

Огромную роль в популяризации Крампуса сыграли поздравительные открытки с изображениями Крампуса, появившиеся в последние десятилетия XIX века. Называемые "карточки Крампуса " (Krampuskarten), они изображали это существо или наказывающим или угрожающим детям, однако позже Крампус стал появляться в компании молодых девушек, шлёпая их или в виде уже чисто шуточных существ иногда в пикантных ситуациях. На этих открытках часто было написано "Gruß vom Krampus", то есть "Поздравления от Крампуса". Некоторые из этих открыток были созданы известными иллюстраторами и являются яркими представителями стиля венского модерна.

Сегодняшний Крампус - уцелевший архаизм, чей звероподобный облик мало напоминает тот мир, в который он приходит вечером 5 декабря. Крампусы , ежегодные шествия которых по австрийским городкам подчас превращаются в дебоши, вызывают разную оценку в современном австрийском обществе: от признания их педагогической необходимости и ценности как традиционного наследия этого региона, до неприятия, страха и отвращения. Всё-таки Крампус для не такой уж и малой части австрийского населения - это кошмар из их детства, а поведение Крампусов во время шествий может выходить далеко за рамки не только приличий, но и законов. Но отказаться от этого чудовища совсем - значило бы, пожалуй, лишиться части своей идентификации. Поэтому, смеем надеяться, Крампусы будут пугать детей и дальше, заваливаясь к ним домой вечером 5 декабря и угрожая расправой.

Статус статьи Статус артыкула Status artykułu Статус статті Article status :

Форматка (почти готовая статья, на завершающей стадии оформления материала)

Крампус - мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 4-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

Пока тема новогодних праздников все еще актуальна — мы предлагаем вспомнить, сколько раз Вам было стыдно за свое поведение в ушедшем году, много ли Вы совершили опрометчивых поступков и кому нахамили. А теперь постарайтесь избежать прежних ошибок и начните исправляться, чтобы в следующем году (в канун Рождества) к Вам не пришел Крампус вместо доброго Санты.

Рождественский фольклор не такой уж и добрый, как нам всегда казалось, однако уровень сказочности в нем однозначно зашкаливает. Крампус — это мифическое существо, первые упоминания о котором возникли в далекие времена язычества и относятся к территориям Австрии, Германии и Венгрии. По легенде Крампус всегда сопровождает Санта-Клауса. Зачем? Как в той истории о добром и злом копе — для равновесия. Санта заходил в каждый дом, чтобы наградить подарками и угощениями всех детей, которые хорошо себя вели, в то время как Крампус наказывал непослушных. Капризным детям внушали, что Крампус усадит их в свой мешок и отнесет в темный замок, а после — выбросит в море.
В классическом варианте Крампуса изображали как мохнатое существо с большими рогами и острыми когтями.
По одной из версий «krampus» называли фигурки, которые делали из сушеных слив. В переводе это слово обозначало «высохший», «безжизненный». Этот ритуал проводили люди, проживавшие на территории нынешней Австрии в начале зимы, самого темного времени года. Такие фигурки олицетворяли злых духов. Также под понятием «крампус» подразумевают «коготь». Говорят, что этот персонаж умеет очень быстро перемещаться в пространстве, так что убежать от него, если уж Вы «натворили делов», увы, не выйдет.

Когда по миру начало активно распространяться христианство, крампусов начали ассоциировать с бесами и прочей нечистой силой. Тогда их начали изображать как человекоподобное существо с ужасающим оскалом. Существует поверье, что Крампус — это древний бог плодовитости, который не только наказывает детей, но и насилует женщин.
В 20 веке австрийские власти настаивали на запрете всех упоминаний о Крампусе, использовании его изображений, традиций и празднований, связанных с ним. Однако к концу столетия образ существа, «порожденного злом», снова влился в культуру.
Мифы и ритуалы, связанные с Крампусом имеют свои региональные особенности и различия. В Штирии, например, этот персонаж приносит в семью розги, которые хозяева должны оставить на видном месте и хранить их там весь следующий год. В Швабии в нем видят антипод Санта-Клауса и называют его «Дикий Клаус». В Эльзасе его называют Ганс Трапп. Там он охраняет образ младенца Иисуса вместо Святого Николая. В Северной Америке Крампус также становится все более популярным, особенно среди немецкоязычных диаспор.

Несмотря на то, что несколько столетий этот персонаж ассоциировался с негативной энергией — сегодня в Австрии, Венгрии и Словении существует праздник Крампусиана (4-6 декабря) и проходит он для того, чтобы дарить людям радость. Как только начинает темнеть — на улицах появляются толпы людей, разодетых в мешковатые костюмы зверей и устрашающие маски. Костюмы изготавливают из шкур и меха и украшают их всевозможными звенящими деталями: бубенчиками, цепями. Именно здесь разворачивается настоящий праздный хаос — ряженые пристают к прохожим, веселятся и шумно гуляют. Этот праздник считают отличным способом проявить свою «животную» натуру и немного пошалить.

Не имеет значения, молоды Вы или стары, ведь Вы всегда можете верить в сказки. Образ Крампуса создан, скорее, не для того, чтобы запугать всех и вся, а чтобы с малых лет приучать человека нести ответственность за свои поступки. Творить добро не от страха перед наказанием от лохматого чудовища, а от искреннего желания «дружить» со своей совестью.

Санта Клаус уже давно стал символом Рождества. Он приносит радость и подарки всем хорошим девочкам и мальчикам. Но если вы ребенок из Германии, Австрии или других регионов Альп, к вам может придти кто-то гораздо более темный, озорной и сварливый, скрывшись в тени Святого Николая. Это Крампус, демон Рождества.

Этот зверь — существо с клыками, меховой шкурой и длинными ветвистыми рогами. Крампус объявляет свое присутствие громкими колоколами и терроризирует детей, которые плохо себя вели в течение года. В то время как Санта раздает хорошие подарки и радость, Крампус «одаривает» плохишей плетью (из березовых веток и конского волоса) и ночными кошмарами. Что касается непослушных детей, Крампус бросает их в мешок (или в плетеную корзину на спине) и уносит подальше в свое логово – в подземный мир, после чего их никто никогда не видит.

Итак, как же этот мифологический зверь стал частью Рождества?

Высоко в европейских странах Альп, где и родился Крампус, или, точнее, где была создана его легенда – там стоит искать истоки. Слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь». В скандинавской мифологии Крампус является сыном Хели, богини-повелительницы подземного мира. Есть также некоторое физическое сходство между Крампусом и греческими мифическими существами — это рога и копыта как у сатиров и фавнов.

Ученые подсчитали, что Крампус начал появляться в фольклоре примерно в XIII веке, если не раньше — возможно, в XI веке. Возникнув в Южной Германии и Австрии (район, известный как Бавария), существо двигалось в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в некоторые альпийские деревни Италии, иногда с вариациями имени, внешности и поведения. Например, в Тироле (в Западной Австрии), Крампус выглядит как гигантский плюшевый медведь с садистскими наклонностями. В Западной Германии он путешствует вместе с Санта Клаусом, сидя с ружьем в его санях. В Штирии (юго-восток Австрии) окрашенные в золото березовые палочки, которые зверь использует в качестве кнута, висят на домах круглый год, чтобы напомнить детям о скором прибытии Крампуса, который накажет их за плохие поступки.

По словам Аля Риденура, организатора Krampusfest в Лос-Анджелесе, это связано с изоляцией сообществ в регионах, у которых свое видение этого существа:

«Задолго до распространения какого-либо стандартного изображения, изоляция альпийского населения стала причиной сильных региональных различий. Оригинальный Крампус был бесформенным призраком и существовал только в устной традиции, свободную форму внешности он получил благодаря родителям и сказочникам, которые по-своему рассказывали одну и ту же легенду».

После того, как в этом регионе было принято христианство, Крампус не был забыт, а только немного изменился, чтобы соответствовать меняющимся обычаям. Он перестал связываться с языческими традициями, новая легенда заковала его в оковы, чтобы показать его дьявольское происхождение и отторжение церковью. Вскоре Крампус был прикреплен к Святому Николаю, христианскому святому и владельцу своего праздника, который отмечался 6 декабря. Святой Николай не будет тесно связан с Рождеством вплоть до начала XIX века, когда начнет ассоциироваться с Санта Клаусом, образ которого пришел из голландского фольклора.

Во многих частях Германии и Австрии Святой Николай достаточно долго стоял особняком от Рождества. Для того чтобы создать связь между этими двумя волшебными персонажами, Крампус был награжден собственным праздником Krampusnacht (Ночь Крампуса), который праздновали 5 декабря, за день до праздника Святого Николая. Дети выставляли на улицу корзинки, в которые святой должен был положить подарки и сладости. Крампус же в свою ночь летал по городу, издавая громкие пугающие звуки. Среди взрослых существовала традиция предлагать Крампусу выпить теплой водки.

Несмотря на смену веры, некоторые языческие традиции сохранились и до сих пор, а именно, Санта продолжает носить с собой колокола, которые обычно используются в ритуале защиты от злых духов. Как уже упоминалось, облик его темного «коллеги» также относится к древним языческим представлениям.

Легенда о Крампусе, наряду с другими немецкими языческими историями, восстановилась в памяти людей в XIX веке. Частично за это стоит сказать спасибо немецким народным сказкам, которым братья Гримм дали вторую жизнь в начале 1800-х годов. Крампус был описан Якобом Гриммом в 1835 в книге «Тевтонская мифология». Следом за этим стали появляться картины и подарочные открытки, которые изображали Крампуса за его «грязными делами». Обмениваться такими открытками со словами «Привет от Крампуса» в Европе в конце XIX века было способом пожелать счастливых праздников. Изображения на таких карточках, как правило, были вульгарными, даже с несколько сексуальным подтекстом, например, там изображался Крампус, пугающий полуголых симпатичных барышень.

Крампус, однако, не всегда принимался европейскими традициями. В 1934 году за четыре года до того, как Третий Рейх охватил Германию и Австрию, New York Times опубликовал статью с заголовком «Крампуса любят в фашистской Австрии». Статья распространяла мысль, что это существо было покровителем фашистского правительства, и утверждала, что оно даже было социалистом. Когда после Второй мировой войны фашистское правительство пало, Крампусу разрешили снова ходить по улицам в рождественские праздники.

Совсем недавно Крампус вновь познал возрождение своей популярности в Америке с проведением посвященных ему фестивалей по всей стране, в том числе в Лос-Анджелесе, Филадельфии и Нью-Йорке.

Поэтому, когда в этом году кто-то пожелает вам счастливых праздников, смело отвечайте «Пускай вашего ребенка Крампус не унесет в своей корзине».

Крампус получил своё имя от старого немецкого слова "коготь". В Австрии, Святой Николай, которого называют Санта-Клаусом со своим помощником, ужасным демоном по имени Крампус, путешествует от дома к дома в канун Рождества.

Крампус - это краснолицый козлорогий демон, который покрыт мохнатой, черной шерстью. На теле у него висят цепи и он звонит в большой колокольчик. У него длинный, висящий изо рта красный язык, хвост и в руках у него большая палка и чёрный мешок.

В канун Рождества австрийские дети расставляют свои ботинки на подоконнике или за пределами своей спальни. Пока они спят, Санта-Клаус и Крампус приходят в их дом. Если дети вели себя хорошо, Санта оставляет им в ботинках конфеты и угощения. Если они вели себя плохо, Крампус бьет их палкой. Если дети вели себя очень плохо, то Крампус засовывает их в мешок и бросает в реку.

Только представьте себе: Рождество, вы только что посмотрели с семьёй рождественский фильм и попели песенки у камина. Потом вы идёте ложиться спать, когда вдруг, в вашу спальню врывается огромный лохматый, рогатый монстр, за которым волочатся цепи и он звонит в колокольчик. Он накидывается на вас и бьет палкой по голове, а вы зовёте на помощь родителей. Затем он закидывает вас в мешок и уносит, в то время, как ваши родители стоят в стороне и ничего не делают. А потом он приносит вас к реке, бросает в воду и вы тонете. А всё потому, что вы очень плохо вели себя в течении года.

Легенда о Крампусе стала такой популярной, что история о нём распространилась по всей Европе. Особенно популярным этот персонаж стал в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Италии.

Сегодня, день Крампуса отмечается 5 декабря. В провинциальных городах, некоторые мужчины одевают меха, тяжелые ботинки и омерзительные маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по городу, посещая дома, в которых есть маленькие дети. Когда родители открывают им двери, те начинают терроризировать детей: рычат и размахивают в воздухе своей палкой. Дети кричат и плачут. После того, как детей хорошенько напугали, родители приглашают гостей сесть за стол, чтобы выпить.

Вот некоторые свидетельства очевидцев.

"Я долго жил в Австрии и помню, что часто у нас по городу разгуливали Крампусы. Это один из самых страшных моментов, пережитых мною, когда я был ребёнком. Это также один из самых крупных выбросов адреналина, потому что угроза достаточно реальна. Однажды, Крампус увидел моих друзей и меня и стал гнаться за нами. Мы перепрыгнули через забор и побежали через задний двор, но Крампус всё равно продолжал гнаться за нами. Если он вас поймает, он обычно хорошенько отхлестает тебя по ногам, м - да, это больно. И это действительно страшно. Я так и не могу забыть этот ужас, пережитый в детстве" - Кристоф.

"Я австрийка и хорошо знакома с Крампусом, потому что в детстве он несколько раз колотил меня" - Нина.

"Моя семья жила в Германии, когда я был маленьким. У меня с моими братьями и сёстрами каждое Рождество была прекрасная возможность познакомиться с Крампусом. И для ребёнка это было действительно страшно! Крампус приходил к нам в дом, мы выстраивались и он задавал нам вопросы, хорошо ли мы вели себя в течении года. У него был большой мешок, из которого торчали детские ручки и ножки и из него раздавались детские крики и стоны. Крампус бил, поэтому мешку кнутом. О, поверьте, нам очень не хотелось оказаться в этом мешке!" - Гэвин.

Вот теперь, когда вы были уверены, что Рождество - это единственное время года, когда нет ничего страшного, вспомните о Крампусе.