Конспект занятия по развитию познавательной деятельности. Тема: "Временные последовательности: увлекательная неделька"

Тема: Развитие познавательных процессов.

(Индивидуальное занятие с учеником).

Цели:

Количество: 1 ученик.

Длительность занятия : 30-35 минут.

Оборудование : наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Здравствуй ……,сегодня мы с тобой поиграем и выполним задания, которые помогут тебе в учебной деятельности.

    Разминка.

Я тебе буду задавать вопросы, а ты должен на них быстро отвечать.

Какое сегодня число?

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Назови четыре имени девочки?

Какое сейчас время года?

(анализ результатов: чётко, быстро, развёрнуто даёт ответы на поставленные вопросы)

    Развивающие задания.

Задание 1 «Почини платочек».

Инструкция: посмотри на столе лежат коврики, которые прохудились твоя задача починить их, найди подходящую заплатку.

(анализ результатов : развивается мышление, путём синтеза, анализа, подбора)

Задание 2 «Четвёртый лишний (наглядный)»

Инструкция : посмотри на картинки и найди лишнею, объясни, почему эта картинка лишняя?

(анализ результатов

Задание 3 «Четвёртый лишний (словесный)»

Инструкция : прослушай и найди лишнее слово, объясни, почему это слово лишнее?

Саша, Паша, Коля, Сидоров.

Кровать, шкаф, парта, тетрадь.

(анализ результатов : развивается мышление, внимание, речь, словарный запас слов)

Задание 4 «Дорисуй фигурку».

Инструкция : На что похож круг, дорисуй.

(анализ результатов : развивается воображение, фантазия, мелкая моторика руки)

Задание 5 «Разложи по порядку?».

Инструкция : Посмотри на картинки и расположи по порядку.


(анализ результатов : развивается мышление, устанавливаются причинно- следственные события)

Задание 6, «Будь внимательна?».

Инструкция : Раскрась яблоки в зеленый цвет, а груши в желтый цвет.

(анализ результатов : развивается устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета)

Задание 8 «Найди различия».

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку (1 минута), психолог убирает картинку и предлагает вспомнить и сказать, что изменилось.

Анализ результатов: развивается внимание, память, наблюдательность.

Задание «Запоминай».

Инструкция: 1)Я тебе покажу несколько картинок, а ты постарайся запомнить, что на них изображено.

2) Я тебе покажу картинку с фигурами, а ты назови эти фигуры и что в них нарисовано. (картинка верхняя убирается) нарисуй в фигурах рисунок что ты запомнила.

1 2

Анализ результатов: развивается произвольная и непроизвольная память.

Задание 9 «Рисунок по памяти».

Цель : развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

Я слепил двух замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше. Руки первого - снежные комки, а у второго- из палочек. Вместо носа вставлены морковки. Глаза круглые.

Релаксация.(идет в сенсорную комнату)

«Волшебный сон»

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Ход игры : ученик ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладо­нями вниз, ноги немного разведены в стороны.

Ведущий обращается к ученику: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Вол­шебный сон». Ты не заснете по-настоящему и бу­дешь все слышать, но не будете двигаться и откры­вать глаза, пока я тебе не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шеп­тать не надо. Спокойно отдыхай, закрой глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я гром­ко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Внимание... Наступает «Волшебный сон»...

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем... (2 раза)

Сном волшебным засыпаем...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело... (2 раза)

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы, теплые и вялые,

Но нисколько не усталые...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Нам понятно, что такое...

Состояние покоя... (2 раза)»

Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям:

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...

^ Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Заключительная часть урока.

Самоанализ занятия психолога- педагога Квернадзе Л. Ф.

Тема занятия: «Развитие познавательных способностей».

Занятие проводилось с ученицей 1 класса.

На занятии присутствовал 1 ученик: 1девочка

Цель занятия: Развитие познавательных процессов.

Задачи:

    развивать речь, гибкость мышления, быстроту, сообразительность;

    развивать конструктивное мышление аналитика -синтетическую деятельность мыслительных процессов;

    понимание целей и задач, удержание инструкции, умение контролировать себя в ходе всей работы;

    развивать память, внимание, мелкую моторику руки;

    развивать умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, самоконтроль и наблюдательность;

    развивать воображение, представление;

    умение расслабляться, учиться восстанавливать силы.

Материалы и оборудование: наглядный материал для заданий «Почини платочек», «Четвёртый лишний», «Дорисуй фигурку», «Разложи по порядку?», «Будь внимательна», «Найди различия», «Запоминай», «Рисунок по памяти»; магнитофон, релаксационная музыка, чистый лист А4, карандаши цветные.

В результате проведенного занятия цель была достигнута с помощью следующих упражнений:

Упражнение «Почини платочек ». Цель: развитие мышления, путём синтеза, анализа, подбора

Упражнение « Четвёртый лишний ». Цель: развитие мышления, внимание, речь, словарный запас слов

Упражнение «Дорисуй фигурку» . Цель: развитие воображения, мышления, мелкой моторики руки.

Упражнение «Разложи по порядку». Цель:развитие мышления, причинно-следственные события.

Упражнение «Будь внимателен». Цель: развитие устойчивого внимания, распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, развитие восприятия цвета.

Упражнение «Найди различия». Цель:развитие внимание, памяти, наблюдательности.

Упражнение «Запоминай». Цель: развитие произвольной и непроизвольной памяти.

Упражнение «Рисунок по памяти». Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Релаксация. Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.

Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от ученика, подвести итог занятия.

Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:

    Диалог, обучающая работа.

    Индивидуальная работа.

    Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).

    Релаксация для снятия психомышечного напряжения.

Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей ученика.

Аудиальная репрезентативная система – подача информации, релаксационная инструментальная музыка.

Результат проведенного занятия :

Ученик активно отвечал на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к занятию.

Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера

    Что тебе понравилось на занятии?

    Какое упражнение вызвало у тебя затруднение?

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Занятие прошло, как я и планировала.

Задачи:

  1. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  2. Формирование различных видов памяти, внимания.
  3. Развитие сенсорной сферы.
  4. Формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу)

Ход занятия

1. Разминка (создание положительного эмоционального фона)

Ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Думайте.

  • Какое сегодня число?
  • Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, ы, и, э)
  • Как называют дедушку, который раздает подарки? (Дед Мороз)
  • У птицы крыло – у человека…. (рука)
  • Сколько будет 2+1=? (3)
  • Как называется столица России? (Москва)
  • Ребенок собаки? (щенок)

2. Поиск закономерностей

Выбери нужного кота из четырех пронумерованных. Обратите внимание на форму туловища, на форму головы, на количество усов и на форму хвоста. Впишите его номер в пустой прямоугольник.

3. Развитие логического мышления.

Рассмотрите каждую строчку. Найдите и раскрасьте каждый предмет. Объясните, почему он лишний. (Первая строчка дом, он не мебель, или кресло – оно не из дерева; вторая строчка – птица, не насекомое, или жук, нет крыльев; третья строчка – Чебурашка, он не игрушка, или Карлсон, он летает.).

4. Физ. минутка

Постарайтесь правильно выполнить движения:

  • Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
  • Если услышишь название птицы – потопай ногами,
  • Если услышишь название дерева – присядь.

Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

5. Развитие концентрации внимания.

1) Помогите машине проехать к своему гаражу, не водя рукой по рисунку.

2) Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите и назовите, где, чья собака.

6. Физ. минутка.

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

7. Тренировка зрительной памяти.

Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на пронумерованные картинки, запомните их вместе с номерами. На своем листочке попытайтесь воспроизвести нужные рисунки у соответствующей цифры.


1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

8. Построение гусеницы. Штриховка.

А) Отгадайте загадку:

Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть имеет много ножек,
Бегать все ровно не может. (Гусеница.)

Б) С помощью трафарета геометрических фигур постройте гусеницу.

В) Составьте небольшой рассказ о путешествии маленькой гусенички по лесу.

После того как дети выполнят это задание, предложите им оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок соответствующим цветом.

  • Красный – получилось все отлично;
  • Желтый – получилось все хорошо;
  • Зеленый – только часть задания выполнена так, как хотелось;
  • Синий – не получилось так, как хотелось.

Цель занятия: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, произвольного слухового внимания и памяти.

Коррекционно-развивающие:

1. развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления);

2. увеличение объема произвольного слухового внимания и памяти;

3. совершенствование графомоторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитание способности адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;

2. формирование умения участвовать в соревновании;

3. развитие способности действовать по правилам.

Здоровьесберегающие технологии:

1. профилактика нарушений зрения;

2. профилактика нарушений и осанки;

3. релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника.

Материалы и оборудование: картинки-образцы с контурными изображениями цветов (тюльпан, роза, ромашка, гроздь сирени), цветные карандаши, фишки для награждения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Педагог-психолог: - Ребята, я рада новой встрече с вами и как всегда, давайте поздороваемся друг с другом пальчиками.

Упражнение на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

«Здравствуй солнце золотое…» (прямой и обратный порядок)

Кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

2. Упражнение на развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Педагог-психолог: - Давайте поиграем с вами в игру «Соберем букет».

Инструкция. Я называю цветок, второй ребёнок повторяет и добавляет свой, третий повторяет названия этих двух цветов и тоже добавляет в «букет» свой цветок и т. д. Не останавливайтесь, пожалуйста. Теперь попробуйте по памяти перечислить все цветы в нашем букете. Кто сможет «собрать» самый большой букет? (Тот, чей букет получился наиболее полным, - победитель.)

3. Дыхательное упражнение «Бабочка».

Педагог-психолог: - Ребята, а хотите почувствовать себя легкими и грациозными бабочками?

Инструкция. Исходное положение: сидя на корточках, склонив голову, обняв себя за плечи. Сделайте медленный вдох, вставая, руки через стороны поднимите вверх, выдохните. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный вдох, прямые руки опустите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание. Снова сделайте медленный глубокий выдох, руки при этом совершают в такт с выдохом плавные махи («крылышки бабочки»).

4. Упражнение на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов «Цепочка».

Педагог-психолог: - Мы немного отдохнули, а теперь пора дать поиграть нашим пальчикам.

Большой и указательный пальцы правой и левой руки в кольце. Попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки через колечки левой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

5. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Педагог-психолог: - Вот и наступил самый интересный момент. Мы будем с вам рисовать совершенно необычным способом. Мы будем рисовать двумя руками одновременно.

Инструкция . Рассмотрите картинку-образец. Достаньте свои альбомы, возьмите по простому карандашу в каждую руку, нарисуйте обеими руками одновременно цветы по образцу по нашему выбору.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Педагог-психолог: - Это было не простое, но очень увлекательное упражнение, а теперь нам надо дать отдохнуть нашим глазкам.

Инструкция. Сядьте удобно, голова неподвижна. «Нарисуйте» глазами цветок с пятью лепестками сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.

7. Упражнение на релаксацию мышц шейного отдела.

Педагог-психолог: - Глазки отдохнули, теперь дадим возможность расслабиться шее.

Инструкция. Исходное положение: сидя. Будем выполнять повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставьте к правой скуловой кости. На вдохе поворачивайте голову вправо до ощущения напряжения (5-7 секунд), на выдохе - поворот головы влево с растяжением мышц (10-15 секунд). Повторите 2 раза. Аналогичное упражнение выполняется в левую сторону.

8. Упражнение на запоминание.

Педагог-психолог: - Мы рисовали, отдыхали, расслаблялись, а теперь пришла пора вспомнить названия цветов из нашего букета.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, названия всех цветов в нашем букете. По количеству фишек можно определить, больше или меньше цветов вы «собрали» на этот раз.

9. Упражнение на развитие саморегуляции.

Игра «Улитка».

Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.

Мельниченко

Наталья Васильевна, педагог-психолог

Предмет: Коррекция познавательной деятельности.

Тема: «Развитие устойчивости внимания»

Цели:

    развитие и коррекция речи учащихся, активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления;

    концентрация внимания, сообразительности, умения выполнять сравнение, обобщение, активизация самостоятельной познавательной активности;

    развитие пространственного воображения и мелких мышц руки;

    сплочение классного коллектива, формирование положительных эмоциональных реакций учащихся;

    увеличить объем внимания;

    развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации;

    Развить волевую сферу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой: Прозвенел звонок сейчас. Все тихонько быстро встали, подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте» друг другу. И посмотрим на столы. Всё, что нужно принесли? А теперь тихонько сели. На меня все посмотрели.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

2.Активизация внимания.

Ребята, что за урок у нас начинается? Что мы делаем на этом уроке? (Развиваем речь, память, внимание, мышление.) Что нам нужно для того, чтобы провести это занятие хорошо? (Слушать учителя, не шуметь, быть внимательными, думать, прежде чем говорить.) Сегодня мы продолжим работу по развитию внимания, памяти, мышления, умения выполнять сравнения.

Задание 1. Развитие сравнения и обобщения.

«Волшебный поезд»

А хотите отправиться в путешествие?

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком - нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг - за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.(Паровоз)

Верно. Паровоз.

Мы отправимся в путешествие в волшебную страну – « Знание»

(Обобщение предметов по принадлежности: посуда, игрушки, одежда, инструменты, бытовая техника, овощи, фрукты).

Разминка «Кто есть кто?»

Это Нюся, Пушок и Мурзик.

Нюся и Мурзик не полосатые.

Справа от Нюси сидит Пушок.

Трёх щенков назвали Бобик, Шарик и Тузик.

У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост.

А Тузик сидит в середине.

Это Маша, Марфуша и Матрёша.

Маша с бантиком.

У Матрёши платье в горошек.

А слева от Марфуши стоит Маша.

(работа по картинкам)

Ребята, каждое задание – это остановка поезда, если вы его выполняете правильно – то можете двигаться дальше.

Разминка. Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Весёлые человечки».

Учитель предлагает участникам внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.

Задание 2. Развитие графических навыков.

Назовите признаки треугольника (3 угла, 3 стороны, 3 вершины).

Найди треугольники на рисунке. Выполни штриховку самостоятельно (в тетради).

Задание 3. Дыхательное упражнение.

Дети сидя делают ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: вдох (3 хлопка), задерживаем дыхание (3 хлопка), выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка). Упражнение выполняем 5-8 раз.

Задание 4. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия.

Задание 5. Развитие внимания.

Упражнение «Самый внимательный». Найди различия.

Найди такие же фигурки, как на образце, соедини их стрелками (в тетради).



Задание 6. Развитие памяти.

В течение 10 секунд посмотрите на рисунки, а потом постарайся восстановить ряд картинок в той же последовательности.

Физкультурная минутка.

(музыкальное сопровождение+презентация)

Задание 7. Развитие наглядно-образного мышления: «Найди буквы алфавита».

Внимательно рассмотрите изображение, ответьте на вопрос, какие буквы здесь спрятаны.

Задание 8. Упражнение «Найди пару» (в тетради)

- На улице очень похолодало, и, когда вы выходите на улицу, то непременно нужно одевать теплую одежду, обувь, а так же перчатки или варежки.

Задание 9. Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»

Задание 9. Графический диктант. Отгадайте загадку.

Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех? Кто в берлоге до весны днём и ночью смотрит сны? (Медведь.) Где живёт медведь? Что он любит? Как проводит зиму? Как называется его жилище? (Берлога.) Чем питается зимой и летом? Чем покрыто туловище медведя? Какой окраски у зверя шерсть?

Составление небольшого рассказа о медведе. (Медведь – лесной житель. Летом он бродит по лесу, а зимой крепко спит в берлоге. Любит ягоды, мёд, рыбу, сладкие корешки. Зимой сосёт во сне лапу. Туловище покрыто густой бурой шерстью.)

В каких мультфильмах видели медведя? (Вини-Пух, Маша и медведь, и т.д.)

1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вверх.

Задание 9. Развитие логического мышления: «Найди лишнюю картинку».

Хорошо ли вы знаете сказки?