Конспект занятия по пластилинографии снеговик. Конспект занятия по пластилинографии в средней группе "одуванчики" Пластилинография в ср гр тема витамины вф

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 «Солнышко» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад № 25 р.п.Приютово)

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МАДОУ детский сад

25 р.п.Приютово

Протокол №___

от «__»________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ

детский сад № 25 р.п.Приютово

Н.К.Завьялова

Приказ № ___

от «___»_________2017г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

среднего дошкольного возраста

по художественно- творческой деятельности

«Пластилиновое чудо»

на 2017-2018 учебный год

Руководитель: Сиразева А.В.

р.п. Приютово

Содержание:

1.Пояснительная записка

1.2. Актуальность программы……………………………………………….3-4

2.Содержание реализации программы……………………………………..5

2.1.Цель и задачи программы……………………………………………….5

2.2.Возраст детей…………………………………………………………….5

2.3.Количество обучающихся……………………………………………….5

2.4.Формы, принципы, методы реализации программы…………………..5-6

2.5.Структура занятия……………………………………………………….6

2.6.Организация итоговых мероприятий…………………………………..6

2.7.Предполагаемый результат……………………………………………..6

2.8. Взаимодействие с родителями…………………………………………6

3.Учебный план……………………………………………………………...7

4.Тематический план……………………………………………………….8-16

5.Литература…………………………………………………………………17

«Руки учат голову затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

1.Пояснительная записка

Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» имеет художественно-эстетическую направленность.

1.2.Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “ Пластилиновое чудо ”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Понятие «
пластилинография » имеет два смысловых корня: « гра­фил » - создавать, рисовать, а первая половина слова « пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка, занимающегося пластилинографией , развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо ” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:

-Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

-В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев . Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа работы кружка пластилинографии « Пластилиновое чудо » является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

2.Содержание реализации программы

2.1. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии .

Задачи:

Обучающие:

Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

Формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам , желание помогать им.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

Способствовать повышению речевой активности детей;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

2.2. Возраст детей: 4-5 лет.

2.3. Количество обучающихся: подгруппа 15 человек.

2.4. Формы, принципы, методы реализации программы

Формы реализации программы:

По количеству детей участвующих в занятии – совместная групповая (15 человек), индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – мастерская.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Принципы реализации программы:

- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;

- Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Методы реализации программы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседа, обьяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

2.5. Структура занятия:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка,);

2.Основная часть: объяснение-показ и практическая деятельность;

3.Заключительная часть : подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции,рефлексия.

2.6.Организация итоговых мероприятий:

Смотры -выставки творческих работ для детей и родителей;

Открытые занятия для сотрудников детского сада;

Результаты диагностики.

2.7. Предполагаемый результат:

У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

2.8.Взаимодействие с родителями:

Знакомство родителей с целью и задачами кружка на родительских собраниях;

Консультации для родителей по обогащению сенсорного опыта ребенка, развитию его любознательности, накопления первых представлений о предметном, природном и социальном мире,;

Организация участия детей и родителей в конкурсах и выставках детского творчества.

3.Учебный план

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий,мин.

20 мин.

4. Тематический план

Программное содержание

(задачи)

сентябрь

«Воздушные шары»

1.Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

«Бусы для Люси»

1.Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.

2.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

3.Закреплять знания о цвете.

4.Развивать чувство ритма.

октябрь

«Ветка рябины»

1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности.

4.Развивать мелкую моторику.

«Созрели яблочки в саду»

1.Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

2.Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

«Варим варенье»

1.Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.

2.Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.

3.Закреплять с детьми знания о красном цвете.

4.Развивать мелкую моторику.

«Чудо-грибочки»

1.Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.

3.Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

ноябрь

«Осеннее дерево»

1.Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.

2.Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.

3.Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

«Гусеница»

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

«Ёжик»

1.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

2.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

3.Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.

4.Развивать мелкую моторику.

5.Воспитывать аккуратность в работе.

«Клубочки для котёнка»

1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.

2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

декабрь

«Снежинка»

1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме.

2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок

«Снеговик»

1.Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

2.Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.

3.Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

«Снеговик»

(продолжение)

1.Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)

2.Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.

3.Закреплятьть приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.

4.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

5.Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

«Ёлочка, ёлка колкая иголка»

1.Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.

2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.

3.Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.

4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1.Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.

2.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.

3.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

4.Развивать интерес к работе.

январь

«Чашка для куклы Кати»

3.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

4.Закреплять знания о цветах.

«Рыбки в аквариуме»

1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

2.Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

3.Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.

4.Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

1.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

2.Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

3.Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

февраль

«Праздничный торт»

1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.

2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,

3.Вызывать радость от проделанной работы.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук

5.Воспитывать аккуратность.

«Мы делили апельсин»

1.Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.

3.Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

5.Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

«Самолёт летит»

1.Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

2.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.

3.Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.

4.Закрепить знания о голубом и синем цветах

март

«Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье)

1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.

4.Закрепить знания о цветах.

«Веточка мимозы в подарок маме»

1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.

2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.

4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

«Волшебная туфелька» (украсим туфельку)

1Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.

2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

3.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

4.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

«Мышка и золотое яичко»

1.Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.

2.Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.

3.Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

4.Развивать сюжетно-игровой замысел.

«Медвежонок»

1.Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать его по поверхности.

2.Развивать чувство формы и композиции.

апрель

«Утка с утятами»

1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).

4.Развивать чувство формы и композиции.

«Разноцветный светофорчик».

1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.

2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.

3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.

«Улитка, улитка выпусти рога».

1.Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

4.Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

5.Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

«Черепаха»

1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

2.Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

3.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

4.Воспитывать бережное отношение к живым существам.

май

«Бабочка»

1.Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.

2.Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.

3.Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.

4.Воспитывать интерес к живой природе.

«Листочки»

1.Продолжать учить детей размазывать пластилин в одном направлении, делая его более выразительным.

2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Укреплять познавательный интерес к весенней природе.

«Цветик-семицветик»

1.Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.

2.Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.

3.Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.

4.Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.

5.Закреплять знания об основных цветах спектра.

«Радуга-дуга»

1.Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

2.Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.

3.Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4.Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)

5.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Диагностика (контрольная)

1.Выявить уровень владения основными приёмами работы в технике пластилинографии;

2,Уровень развития мелкой моторики.


5. Литература

1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

5.Интернет ресурсы.

6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.

11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.

13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Одуванчики».

Цель: учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.

Задачи:

Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание;

Учить детей пользоваться стекой;

Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук;

Воспитывать заботливое отношение к растительному миру, любовь к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал:

Набор пластилина;

Картон голубого цвета;

Влажная салфетка;

Игрушка бабочка на палочке

Мультимедийное оборудование, слайды об одуванчиках

Предварительная работа:

Рассматривание одуванчиков на прогулке;

Рассматривание иллюстраций;

Беседа о луговых цветах;

Чтение и обсуждение отрывка из произведения М.Пришвина « Золотой луг».

Ход занятия:

Звучит музыка.

- Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (воспитатель играет с бабочкой)

- Бабочка!

- Это сказочная бабочка, ее зовут Конопаточка!

- Ребята, посмотрите, Конопаточка почему-то очень грустная. Что случилось?

Б: На моей сказочной поляне росли красивые, пушистые, желтенькие цветы. Ребята, а вы знаете, как они называются?

Одуванчики.

Б: Правильно. Моя полянка была похожа на прекрасный ковер. Так вот. Однажды налетел злой и холодный ветер и все одуванчики в холодные и легкие снежинки и разлетелись по всему свету. Опустела полянка, нет больше ярких, красивых одуванчиков. Вот почему я такая грустная.

Ребята, а хотите посмотреть на экране, какая была полянка у Конопаточки? (показ слайдов)

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Наша бабочка совсем загрустила. Ребятки, а вы хотите помочь Конопаточке? (Да). А как мы ей поможем?

Нарисуем цветы.

А чем вы хотите нарисовать одуванчики? (Ответы детей).

Я думаю, что лучше нарисовать пластилином, ведь тогда цветочки получатся объемные и пушистые. Но нам потребуется много сил для работы, поэтому нужно начать …

С зарядки.

Верно. Давайте и мы с вами займемся «цветочной зарядкой»:

Под весенние напевы,

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова вниз!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Топни левою ногой!

Вправо, влево повернись!

И тихонечко садись!

Ой, а это что за цветочек?

Одуванчик.

Какие части у него мы можем выделить?

Стебель, листья и сам цветок.

Молодцы. Теперь нужно выбрать пластилин. Какого цвета у вас будет стебель и листочки?

Зеленого.

Правильно. А сам цветок одуванчика?

Желтого.

Ребятки, а сейчас я открою вам секрет, цветочек одуванчика можно сделать пушистым. Для этого стекой нарисуем полосочки на краешках цветка. Получилось?

Б: Какие прекрасные одуванчики, какая чудесная полянка! Как мне радостно стало и весело. Ребятки, я так хочу с вами поиграть!

Подвижная игра «С цветка на цветок».

Б: Спасибо вам, ребятки, за помощь, до свидания.

До свиданья, Конопаточка, прилетай к нам в гости, мы с ребятами тебе всегда рады!

Никитина Юлия Александровна

Д\сад "Золотой ключик"

пгт Таксимо

Конспект занятия по пластилинографии Тема: "Грибы-грибочки выросли в лесочке"
с детьми средней группы

Цели:

  • формирование у детей обобщенного понятия о грибах;
  • развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет;
  • закрепление знаний детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Оборудование: плотный картон (половина формата А4), набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрации с изображением грибов, муляжи грибов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, осенью в лесу очень много грибов. Сейчас я вам загадаю загадки-подсказки, а вы попробуйте отгадать, как называются эти грибы.

(Воспитатель загадывает загадки и одновременно демонстрирует

иллюстрации или муляжи грибов.)

Воспитатель:

Над грибами - главный,
Гладенький и славный.

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

(Ответ: белый гриб, боровик.)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как Петрушка,
Ядовитый...

(Ответ: мухомор.)

Молодцы, отгадали все загадки! А кто из вас когда-нибудь ходил за грибами вместе с родителями?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Теперь давайте решим, кто какой грибочек будет делать. У меня есть боровики, мухоморы и сыроежки. Выбрали? Молодцы! Начнем рисовать гриб с ножки. У всех грибов они белые. Значит, нам понадобится белый пластилин. У боровичков ножки толстые, крепкие, поэтому вам нужно взять большой кусочек пластилина и скатать его колбаской. А у мухоморов и сыроежек ножки тоненькие. Тем, кто хочет изобразить эти грибы, нужно взять пластилина поменьше и также скатать тоненькие колбаски.

(Дети скатывают из пластилина колбаски.)

Воспитатель: Колбаски готовы, их нужно приложить к ножкам грибочков на ваших картонках. Равномерно прижимаем получившуюся ножку и расплющиваем на основе. Для травки нам понадобится зеленый пластилин. Возьмем несколько маленьких кусочков и скатаем небольшие колбаски для травинок. Затем приложим их к нижней части ножки и расплющим в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. У боровиков шляпочки коричневые гладкие блестящие, у мухоморов - вытянутые красные в белый горошек. У сыроежек шляпки бывают разные, давайте сделаем их серыми. Возьмем пластилин нужного вам цвета, скатаем шарик, приложим в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределим пластилин по всей шляпке грибочка. А теперь разгладим на шляпке неровности и выступающие детали. Те, кто лепят мухоморы, не забудьте сделать беленькие точки. Для этого скатайте пальчиками маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивания прикрепите их к шляпке.

Физкультминутка "Ветер дует нам в лицо"

Дети встают рядом со стульчиками и выполняют движения вместе с педагогом.

Воспитатель:

Ветер дует нам в лицо. (Выполняют махи руками вперед перед лицом.)

Закачалось деревцо, (Поднимают руки вверх, изображая крону дерева, наклоняются вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише. (Руки перед собой, выполняют неглубокие приседания.)
Деревцо все выше, выше. (Руки вверх, постепенно поднимаются на носочках и тянутся.)

Воспитатель: А теперь посмотрим, что у вас получилось. Я спою вам веселую песенку про грибочки, а вы внимательно слушайте. Когда я назову гриб, который вы нарисовали, скорее поднимайте вашу картинку вверх.

Жил в лесу, лесу, лесу

Маленький грибочек.

Сыроежки его звали "Наш боровичочек".

Мухоморы красные качали головой,

Почему его берут с собой, с собой?

Молодцы! У вас получились самые настоящие лесные грибочки.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Аппликация на стекле

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Виды аппликации из пластилина

Аппликация из целых деталей. Пластилиновые картины

Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами - формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Мастер - класс по работе с пластилином «Цветы - небывалой красоты»

Мастер - класс рассчитан для детей среднего возраста.

Назначение: поделка, сделанная своими руками, подарок родным и близким.

Цели:

Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики и координации движений рук, глазомера. Формирование творческой личности.

Описание мастер - класса:

Всем известно, что пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства. Занимаясь пластилинографией, дети получают новые знания об окружающем мире, закрепляют навыки и умения, полученные ранее. Осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Необходимые материалы и инструменты:

✓ пластилин;

✓ одноразовые тарелки;

✓ набор круп (пшено, овес, горох, гречка, рис);

✓ макаронные изделия;

✓ кукурузные хлопья.

Пошаговый процесс работы

«Цветок»

Здравствуй, милый мой Цветок,

Лета гость весенний!!!

Как красиво ты расцвел

Всем на удивленье.

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

1. Готовим соответствующий материал для начала работы.

2. Размазываем пальцами кусочек пластилина по центру одноразовой тарелки, придавая ему форму цветка (количество лепестков зависит от желания и фантазии ребёнка).

3. Выбираем горох для украшения кончиков лепестков нашего цветка. Затем, с помощью риса выкладываем симметричный рисунок, аккуратно и тщательно вдавливая крупу в пластилин (что бы наш шедевр не рассыпался).

4. Формируем сердцевину цветка - для этого используем пшено, помещаем его в центр нашей поделки, вдавливая пальцем.

5. Используем дополнительно определенное количество пластилина: придав ему форму шариков небольших размеров, составляем орнамент.

6. Используя овес, преобразуем и разукрасим пластилиновые шарики (при этом не забываем об аккуратности, что бы не повредить композицию).

7. Раскатываем тоненькие небольшие по величине жгутики из пластилина. С помощью пальчиков размазываем их по краю тарелки таким образом, что бы получился замкнутый круг.

8. С помощью кукурузных хлопьев украшаем нашу поделку, при этом внимательно работаем с хлопьями, т.к. они очень хрупкие, но довольно-таки красивые и придадут нашему цветку блеск и красоту.

9. Дополняем различные элементы, используя пластилин разной цветовой гаммы. Придаем насыщенность и контрастность с помощью крупы и макаронных изделий.

10. Можно использовать для украшения желуди, чёрный душистый перец и другие материалы, главное - фантазия ребёнка.

11. Таким образом получаются «Цветы - небывалой красоты». Все они разные, но прекрасные и забавные. Самое главное - сделанные своими руками, в них - частичка души, любви, внимания и заботы.