Конспект урока на тему "этикет". Этикет взрослой девушки

ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

Тема урока – «Этикет»

Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока:

Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;

Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе

Оборудование:

ТСО (компьютер, проектор, экран),

компьютерная презентация «Этикет»,

раздаточный материал «Кроссворд»

тетрадь по ОРКСЭ

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное

высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

Проходите, пожалуйста, на свои места.

2.Актуализация знаний (Слайд 1).

Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

Повторим пройденный материал.

(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

3. Целеполагание.

Какое ключевое слово получилось? (этикет)

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)

Сформулируйте цель нашего урока.

Что такое этикет? Дайте определение.

Посмотрим в учебнике на стр. 56

4. Беседа по теме:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то нет.

Это правила такие поведения,

Когда мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)

(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

Слайд 5

Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7

Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»

Почему мы так говорим?

Все ли вам было понятно в его речи?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.

В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

8. Этикет за столом.(Слайд 14)

Правила (Слайд 15)

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”

Царевна Несмеяна”(Слайд 16)

Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Что было необычного в поведении мальчика?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

А как вы ведете себя за столом?

9. Работа в группах. (Слайд 17)

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.

10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18

Стихотворение

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

11.Подведение итогов (Слайд 19)

Что такое этикет? Виды этикета.

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

12 . Домашнее задание (Слайд 20)

13. Рефлексия (Слайд 21)

В современном мире не знать правил этикета - значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. И то и другое касается как мужчин, так и женщин.

  1. Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите . Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  2. Никогда не приходите в гости без звонка . Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  3. Не стоит приглашать девушку на свидание через и, уж тем более, общаться так с ней.
  4. Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  5. Мужчина никогда не носит женскую сумку . И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  6. Обувь всегда должна быть чистой.
  7. Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с вам человеком, следует поздороваться и вам.
  8. Многие считают, что можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. В отличие от женщин, мужчинам суши можно есть руками .
  9. Не ведите по телефону пустой болтовни . Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  10. Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  11. По улице мужчина должен идти слева от дамы . Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  12. Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье .
  13. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки .
  14. Девять вещей следует держать в тайне : возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  15. Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим . Первым проходит мужчина.
  16. Мужчина входит в ресторан всегда первым , главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего находит свободные места.
  17. Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания , брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  18. Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!» ), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  19. Золотое правило при использовании духов - умеренность . Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  20. Воспитанный мужчина никогда не позволит себе не проявить должного уважения к женщине .
  21. В присутствии женщины мужчина курит только с её позволения .
  22. Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым .
  23. Соблюдайте тайну переписки . Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  24. Не стремитесь угнаться за модой . Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем и плохо.
  25. Если после извинения вы прощены, не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок .
  26. Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно .
  27. Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения.

американский актер Джек Николсон

Тема урока: «ЭТИКЕТ»

(урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

*познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

* познакомить с некоторыми правилами этикета

*развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

*воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

Развитие этических чувств

Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Использование различных способов поиска информации

Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Освоение начальных форм личной рефлексии

Предметные:

Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

Ход урока.

    Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

«Поздоровайся локтями»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1) Фронтальный опрос.

Назовите образцы нравственности в культуре России.

Кто такой труженик?

Кто такой патриот?

Кто такой воин?

Кто такой коллективист?

Почему их относят к образцам нравственности?

2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

В Интернете

в толковом словаре Ожегова

в энциклопедическом словаре

в тексте учебника (стр.56)

Отчет групп. Вывод:

Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

5. Физкультминутка

«Земля, воздух, огонь и вода»

5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

Какие правила этикета нарушают дети?

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

(РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Используемые ресурсы:

    Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

    Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

    Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

    http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

Конспект урока по ОРКСЭ

С использование активных методов обучения

Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
    «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

Выполнила: Захарченко М.В.

Ходить в гости, принимать друзей и знакомых у себя - давняя традиция. В обоих случаях мы надеемся получить от общения положительные эмоции. Но случается, что после очередного такого визита остается не очень приятное «послевкусие». Может, все дело в том, что мы просто не знаем, как себя вести в гостях?

Нашим предкам неукоснительное соблюдение правил этикета прививалось с раннего детства и было практически «в крови». Современному человеку ни к чему все эти церемонии? Или все-таки умение правильно себя вести является залогом достойной репутации и хороших отношений вне времен?

Каждому времени - свой этикет

Конечно, чопорные стародавние церемонии в наше время неуместны, но и сейчас, собираясь в гости, знать правила этикета нужно непременно. Особенно, если идете не к близким родственникам или друзьям, а к малознакомым людям. Естественно, что вы захотите произвести на них хорошее впечатление, не попасть в чужом доме в неловкую ситуацию. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно знать, как себя вести в гостях. Не помешает иметь представление и о том, как нужно гостей принимать самим.

Но, к сожалению, в наше время не принято уделять много внимания этикету, и далеко не каждый современный человек знаком с существующими правилами. Постараемся восполнить этот пробел.

Как правильно пригласить в гости?

Прежде всего, нужно знать, что приглашать людей в гости принято не позднее, чем за неделю до назначенной встречи. Это не просто требование этикета: у ваших потенциальных гостей могут быть другие планы, которые им придется скорректировать, чтобы ответить на приглашение положительно. За короткое время они сделать этого не успеют.

Если вы пригласили в гости человека, который не симпатизирует или находится в конфликте с другим вашим знакомым или родственником, то последнего в этот раз звать не следует.

Приглашать гостя в присутствии другого знакомого, кого в гости позвать не планируете, неэтично.

Вы собираетесь пригласить к себе людей, о взаимоотношениях которых ничего не знаете? Тогда стоит сообщить каждому из них о другом. Таким образом, ситуация «разрулится» сама собой. Лучше у вас будет на одного гостя меньше, чем под угрозой окажется настроение всех остальных.

Гости на пороге. Как вести себя хозяевам?

Не стоит забывать, что именно хозяин несет ответственность за то, чтобы каждому из приглашенных было комфортно у него в гостях. Поэтому беседу нужно направлять так, чтобы темы разговоров были близки и понятны каждому из гостей, чтобы все могли принять в ней участие, высказать собственное мнение. Но и заставлять поддерживать разговор помимо воли приглашенного тоже не стоит.

Если хозяин вдруг заметит, что среди гостей назревает опасность спора, нужно тактично перевести беседу в другое русло. Как это сделать, подскажет интуиция. Возможно, поможет вовремя сказанная шутка или отвлекающее замечание.

Хозяева-супруги при гостях должны вести себя друг с другом ровно, не допуская ни споров, ни чрезмерной демонстрации любви.

Без приглашения в гости - ни-ни!

Воспитанные люди ходят в гости только по приглашению. Не стоит буквально воспринимать слова, что вам в любое время рады, и вы всегда желанный гость. И даже если они действительно искренние, невежливо «заваливаться» в дом без предварительного согласования этого визита с хозяевами. И лишь в отношении самых близких друзей и родных иногда можно сделать исключение. Но даже их лучше предупредить о предстоящей радости встречи с вами заранее.

Если вас пригласили в гости, нельзя приводить с собой друзей, знакомых или детей, не предупредив об этом хозяев заранее.

Собираясь в гости, своих четвероногих любимцев воспитанные люди оставляют дома. Хозяева также должны позаботиться о том, чтобы их домашние животные не докучали гостям.

Что взять с собой в гости?

Когда гости приглашены в связи с празднованием дня рождения, свадьбы, новоселья или другой знаменательной даты, они обязательно покупают для виновника торжества подарок. А если встреча не связана с какой-то датой, не приходить же с пустыми руками? Что лучше принести? Вы точно не ошибетесь, если подарите хозяйке дома цветы. Уместно принести торт, конфеты или другие сладости. Если в доме есть маленькие дети, можно принести для них небольшую игрушку.

А главное - возьмите с собой в гости хорошее настроение. Ведь самое важное в гостях - не обильное угощение, а интересная живая беседа, дружба и человеческое тепло.

Как вести себя в гостях? Правила этикета

Приходить в гости нужно вовремя. Если придете раньше обусловленного времени - у хозяйки может быть еще не все готово, или она не успеет привести в порядок себя для приема гостей. Опоздаете - приготовленные блюда могут остыть, а хозяева и пришедшие вовремя гости станут нервничать.

Войдя в дом, прежде всего, нужно поприветствовать хозяев и других гостей. Демонстративно рассматривать все вокруг бестактно. А вот похвалить хозяев за созданный в их жилище уют не помешает - они будут рады.

Непозволительно выражать шумные эмоции по поводу встречи в гостях со своим старым знакомым или приятелем. Радость от встречи лучше показать улыбкой и спокойным вежливым приветствием. Вспомните уроки хороших манер.

Если же, наоборот, вас что-то расстроило или кто-то обидел, и этого не следует демонстрировать окружающим, дабы не испортить им настроение.

Элементарные правила, как себя вести в гостях, предусматривают, что мужчины должны ухаживать за женщинами. Представители сильного пола помогают зашедшим в помещение дамам снять верхнюю одежду, за столом накладывают еду в тарелку сидящей по соседству женщины, подливают ей напитки. А вот слишком открыто проявлять свою симпатию, а тем более распускать руки - крайне некультурно. Если прекрасная незнакомка настолько понравилась, что появилось желание завязать с ней отношения, - лучше взять у нее номер телефона.

Уходя, следует попрощаться со всеми присутствующими или как минимум с хозяевами. Если нужно уйти пораньше, следует предупредить об это хозяев, объяснив причину.

Основные правила застольного этикета

Несмотря на то, что в гости мы ходим вовсе не для того, чтобы вкусно поесть, ни один такой поход не обходится без застолья. Поэтому не лишним будет напомнить, как нужно вести себя за столом.

Первое, что нужно сделать, сев за стол, - положить на колени салфетку. Помните, что она предназначена для защиты вашей одежды, и руки или губы вытирать ею не следует. Когда нужно будет выйти из-за стола, салфетку можно оставить на стуле или слева от своей тарелки.

Прежде чем приступить к еде, дождитесь, когда это сделает хозяин дома. Прежде чем пригубить напиток, надо тщательно прожевать и проглотить пищу и вытереть губы салфеткой. Человек, знакомый с правилами этикета, никогда не станет запивать еду, находящуюся во рту. И еще один маленький нюанс - прежде чем налить напиток себе в стакан, предложите его соседу по столу. После трапезы не забудьте поблагодарить хозяев и похвалить выбор блюд.

Как правильно пользоваться столовыми приборами?

Существует простое правило пользования столовыми приборами: в первую очередь нужно брать тот из них, который расположен дальше всего от тарелки, а затем тот, что ближе к ней.

Вилку полагается держать в левой руке зубцами вниз, а нож - в правой.

Рукоятку вилки нужно держать так, чтобы средний и большой пальцы придерживали основание, а указательный располагался сверху.

Общими столовыми приборами пользуются лишь с целью положить еду из общей в свою тарелку, а вот отправлять общую ложку или вилку в рот категорически запрещено!

При небольшом перерыве в еде столовые приборы кладут, скрестив их перпендикулярно: нож вправо, вилку влево. Чтобы показать, что вы закончили трапезу, достаточно положить эти приборы на тарелку параллельно.

Десять «НЕ» в гостях

Не стоит забывать и о том, как нельзя вести себя в гостях. Правила хорошего тона предусматривают следующие «НЕ»:

  • не заходите без разрешения хозяев в спальню или на кухню;
  • не кладите локти на стол, не размахивайте руками;
  • не разговаривайте за столом по мобильному телефону;
  • не жуйте с открытым ртом;
  • не чавкайте;
  • не злоупотребляйте спиртным, не позволяйте спаивать себя;
  • не принуждайте других пить спиртное;
  • не заставляйте гостей произносить тосты;
  • не демонстрируйте недовольство угощениями или компанией;
  • не засиживайтесь в гостях, не напрашивайтесь переночевать.

Правила поведения в гостях для детей

В гости ходят не только взрослые, но и дети. Если вы берете любимое чадо с собой, то можете контролировать его поведение. Правда, важно помнить, что воспитывать его в гостях не следует, а при необходимости замечания надо делать тихим голосом.

А вот если ребенок собирается в гости к сверстнику без сопровождения взрослых, родители должны напомнить ему, как себя вести в гостях.

Отправляться в гости можно только по приглашению.

Если ребенка пригласили в гости одного, нельзя брать с собой братьев, сестер или друзей.

Нельзя ходить в гости без разрешения своих родителей и родителей друга, к которому ребенок собирается.

Важно быть пунктуальным, не опаздывать. Допускается прийти позже не более, чем на 15 минут. Если вовремя прийти не получается, необходимо предупредить об этом хозяев заранее и извиниться.

Придя в гости, ребенок должен поприветствовать друга и поздороваться с его родителями.

При входе в квартиру необходимо снять обувь.

Ребенок должен предупредить родителей друга, в котором часу он планирует уйти и как будет добираться домой.

На вопросы, хочет ли ребенок что-нибудь выпить или съесть, он должен ответить не кивком или покачиванием головы, а фразами: «Да, пожалуйста» или «Нет, спасибо».

Упрашивать хозяина открыть подарки некрасиво, даже если ребенку очень хочется посмотреть, что же принесли другие гости.

В гостях нельзя громко кричать, абсолютно недопустимо грубить. Говорить нужно спокойно.

Дети не должны заставлять себя ждать, если хозяева пригласят их к столу или предложат поиграть, посмотреть фотографии. По этикету положено согласиться, даже если делать этого не хочется.

Нельзя прыгать на диване, дурачиться, бросаться подушками.

Залезть в кресло с ногами - дурной тон.

Уходя из гостей, нужно поблагодарить хозяев за гостеприимство и пообещать спросить у родителей, когда можно будет пригласить друга к себе.

Благодарить за вечеринку нужно как минимум два раза. Первый - перед уходом домой, второй - по телефону на следующий день.

Эти уроки хороших манер неплохо бы взять на вооружение и взрослым.

Зная и соблюдая правила этикета в отношении того, как должны вести себя гости, вы оставите о себе только приятные впечатления и будете всегда желанным в любом доме.