Конспект по окружающему миру для младшей группы в детском саду. Домашние животные и их детёныши

Тема: Дикие и домашние животные.

Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Группа: Вторая младшая.

Форма проведения: Путешествие.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи:

1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.

2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

  • Дидактическая игра «Кто как кричит?»
  • Рисование животных по трафаретам.
  • Игры-перевоплощения в животных.
  • Дидактическая игра «Кто где живет?»
  • Лепка животных из пластилина.
  • Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание стихов о животных.
  • Русские народные потешки и загадки о животных.

План занятия:

1. Вводная часть (беседа) – 3 мин.
2. Основная часть (путешествие) – 12 мин.
3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.

Ход занятия

I . Вводная часть (беседа)

Дети входят в зал.

Ребята, вы любите гулять?

Куда можно пойти гулять?

(Ответы детей .)

Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей .)

Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

II . Основная часть (путешествие)

В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот и домик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.

Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей .)

Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:

Здравствуйте, кто здесь живет?

То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.

Вы отгадали загадку? Кто же это?

Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

Домашнее.

Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей .)

Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей .)

Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей :

- У собаки – щенок.

- У кошки – котенок.

- У курицы – цыпленок.

- У коровы – теленок и др.

Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.

Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом ).

Корова – му-у-у (громким, грубым голосом ).

Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом ).

Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом ).

Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом ) и т.д.

Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

Под исполнение песни путешествие продолжается.

Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
Ручки к тучкам тянем мы все выше.
В лес зеленый мы скорей спешим,
На полянку мы опустимся потише.

Возле леса песня заканчивается.

Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)

А какие животные живут в лесу? (Ответы детей .)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь .

Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.

(Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами .)

Назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

- У зайца – зайчонок.

- У волка – волчонок.

- У белки – бельчонок и др.

Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

Поют:

Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.

III . Заключительная часть (беседа, игра)

Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.

На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой – леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки» («полянки» размещены на фланелеграфе).

Молодцы, помогли животным разобраться.

Вам понравилась наша прогулка? (Да.)

Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)

О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)

Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.

Технические средства обучения: м агнитофон с записью музыки; мультимедийная система.

Дидактические материалы:

1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
3. Макет домика.
4. Макеты деревьев.
5. Шапочки с животными.
6. Фланелеграф.

Методическая литература

1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 240.

« Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите- ка малютки

В гости к нам пришел Мишутка.

Восп-ль берет Мишутку и от его имени говорит: -Здравствуйте, ребята! Как много вас в д\с. Я хочу с вами познакомиться, поэтому предлагаю вам сыграть со мной в игру.

Игра « Давайте познакомимся»

Восп-ль: Ну, вот и познакомились, только Мишутка, почему ты такой невеселый? Чем огорчен?

Мишутка: - Я на полке лишь сижу, на игры детские гляжу.

Хочу чтоб был как у ребят, детский сад для нас- зверят.

Восп-ль: -Оказывается, ребята, Мишутка грустный, потому что у зверят нет детского сада, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое д\с.

Мишутка, не грусти, наши ребята сейчас расскажут тебе про то, что же такое на самом деле д\с.

Восп-ль обращает внимание детей и Мишутки на изображение дома (ватман с изображением дома размещается на мольберте).

Восп-ль: - Посмотрите, что это? (дом). – а дом большой или маленький? (большой). Значит в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Послушайте загадку.

« В этом доме все для нас-Сказки, песни и рассказ,

Шумный пляс, тихий час, В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым днем,

А когда подрастем, вместе в школу мы пойдем. (д\с).

Восп-ль: -Молодцы, догадались, конечно- это наш родной д\с.

Восп-ль: - А вот чем мы занимаемся в д\с, мы сейчас с вами покажем Мишутке.

Игра « Как живете?»

Восп-ль:- вот какие молодцы, не скучаете в д\с. Так что же вы здесь делаете?

Но ведь д\с – это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, что бы вам здесь было хорошо, весело.

Посмотрите, вот фотографии- помощники.

Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.

1загадка: Кто научит рисовать, лепить, строить и играть

Усадив ребят в кружок, прочитает им стишок?

Кто сейчас же разберется, почему Максим дерется?

Очень любит всех ребят, кто же это?... (воспитатели)

Молодцы, а как наших воспитателей зовут? Что же делает восп-ль в д\с?

2 загадка: Кто же нам на стол накроет, подметет, пропылесосит?

Вымоет окно, стены, пол? Протрет от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там все стояло по местам. (помощник воспитателя)

Правильно, это наш помощник воспитателя. А как ее зовут? Что же делает помощник восп-ля?

Какие ребята вы молодцы!

Посмотрите, Мишутка что-то с собой принес.

Мишутка - Я принес вам от своих лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Открывают конверт вместе с ребенком, вешают картинку с изображением повара на мольберт

Мишутка: - Так как мы не ходим в д\с, я никак не могу разобраться, кто же нарисован на этой картинке? Вы поможете мне, ребята? (ответ детей)

Восп-ль: - Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на этой картинке? (повар)

Как вы догадались? (Ответы детей: он готовит, режет овощи, у него белый колпак).

Восп-ль: Правильно, молодцы! « Ходит повар в колпаке с поварешкою в руке.

Он готовит нам обед, кашу, щи и винегрет».

А как же зовут наших поваров, которые в нашем детском саду готовят для нас вкусную еду. (Ответы детей).

Восп-ль: - Ой, ребятки, посмотрите, Мишутка принес еще вот эту красивую коробочку, что же в ней лежит?

Мишутка:- Это коробочка необычная, в ней лежат предметы, которые так нужны для повара, воспитателей и помощника воспитателя.

Я их нес в ваш д\с, что бы отдать вам, но так спешил к вам в гости, что уронил коробку, все предметы рассыпались и перепутались.

Теперь мне нужна ваша помощь, что бы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы поможете мне ребята?

Восп-ль: - Давайте мы бедем отбирать необходимые предметы и класть их по назначению.

Дидак.игра « Волшебная коробочка».

Мишутка: - Молодцы, вы все сделали правильно и я дарю вам эти игрушки.

Восп-ль:- Спасибо, Мишутка, а еще мы хотим сказать, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно ребята?

Давайте покажем, как мы играем.

Восп-ль: Вот какие мы дружные. Главное, чтоб в нашем д\с всегда был мир, дружба и улыбки.

Восп-ль: - Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится весело, и мы улыбаемся.

Показывает пиктограммы.

Восп-ль:- Это какое личико? Как догадались? А это какое? Почему так решили? Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? А теперь покажите веселое выражение лица.

Давайте сыграем в игру « Сердитый, веселый»

Ребята, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки и поместим их в д\с. Пусть в нашем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.

Восп-ль: - Молодцы, вот какой дружный у нас д\с и наши детки.

Любите детский сад – ваш второй дом!

«Детки в садике живут, здесь играют и поют, здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают. Детский сад – второй ваш дом, как, тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!»

Мишутка: -Спасибо, ребята, я сегодня очень много узнал от вас, что же такое на самом деле д\с, что там делают, как там весело и красиво. Пойду скорее в лес к маме, расскажу ей об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной д\с. И мы пригласим ребяток к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо за интересный рассказ.

Мишутка уходит.

Вы ребята, молодцы, помогли узнать Мишутке, что такое д\сад. Когда в лесу появится детский сад, кто же в нем будет работать?

Название: Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром во 2 младшей группе на тему «Свойства дерева»
Никитина Галина Георгиевна

Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 3-5 лет по теме «Свойства дерева». Данная работа будет полезна воспитателям, желающим ребенка .

Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева»

Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: знакомство со свойствами дерева .

Задачи:

Развивающие. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.

Образовательные. Учить узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.

Речевые. Обогащать активный словарь детей словами: качество, свойство.

Воспитательные. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение.

Демонстрационный материал:

Кукла домовой Кузя, деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей) , емкости с водой, спиртовка, спички, сапожный нож, деревянные предметы, большой лист бумаги, маркер, мяч.

Раздаточный материал: деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей)

Предварительная работа: игры с деревянными игрушками, рассматривание веток и спилов деревьев, дидактическая игра «Какой, какая», словарная работа «сундук».

Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Деревянные предметы», беседа, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, зарисовка результата опытов, рефлексия, подведение итогов.

Ход НОД

Стук в дверь.

Приходит домой Кузя. У него в корзине лежат деревянные брусочки.

Здравствуйте, дети! Я нашел в своем сундуке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. Может, вы мне поможете?

Воспитатель:

Дети, поможем Кузе? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздает детям бруски). Что же это такое? (Это деревянные брусочки.)

Что значит деревянные? (Деревянные- значит сделанные из дерева)

А кто их сделал? (Человек).

Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что бруски эти сделаны из дерева и их сделал человек.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель:

Теперь определим свойства деревянных предметов. А ты, Кузя, внимательно следи за тем, что мы будем делать. Давайте определим, какие они деревянные предметы на ощупь? (Гладкие)

Я зарисую это свойство.

Дети, как вы думаете, сможем мы переломить брусочки? (Дети предполагают: что смогут, не смогут. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Давайте попробуем переломить бруски. Переломились? (нет). Значит они какие? (Прочные). Зарисую это свойство.

Дети, что случится, если уронить, брусочки на пол? (Дети предполагают: разобьется, не разобьется. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Проверим наши предположения: уроним на пол брусок. Бьется брусок? (Не бьется). Зарисую это качество.

Что произойдет, если опустить деревянные бруски в воду? (Дети предполагают: утонет, не утонет. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)

Теперь опустим деревянные бруски в воду. (Дети подходят к ванночкам с водой). Что происходит с брусками? (Плавают в воде. Не тонут.) Зарисую это свойство

Дети оставляют свои бруски на подносе. Возвращаются на стулья.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный брусок ножом?

Дети предполагают: сможете, не сможете. Воспитатель обращается к Кузе, просит предложить свою гипотезу.

Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? (Ножи острые. Мы маленькие можем пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи).

А теперь, дети и ты Кузя, посмотрите внимательно, что я делаю.

Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного бруска. Подтверждается гипотеза, что деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие. Воспитатель зарисовывает схематически свойство.

Название статьи:

Воспитатель:

Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем?

Дети выдвигают гипотезу: ничего не случится, нагреется, будет гореть. У Кузи своя версия, если из перечисленных предположений дети что-то не назовут, то это будет его версия.

Воспитатель говорит, что с огнем люди обращаются осторожно. Зажигает спиртовку. Подводит лучину к огню. Делают вывод: дерево горит. Воспитатель схематически зарисовывает свойство горения.

Воспитатель:

Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном бруске? Для этого воспользуемся рисунками.

Несколько дети составляют рассказ:

Это - деревянный брусок. Его сделал человек. Он гладкий; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.

Воспитатель:

Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева. Давайте теперь посмотрим внимательно вокруг и найдем деревянные предметы. Кому я кину мяч, тот называет деревянный предмет.

Проводится дидактическая игра «Деревянные предметы»

Рефлексия.

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали?

Что было вам знакомо?

Что было сложно делать?

Что больше запомнилось?

Итоги.

Воспитатель:

Домовой Кузя благодарит нас за помощь. Он много нового узнал о деревянных предметах. Теперь он сам хочет смастерить из дерева посуду, мебель, игрушки.

Домовой прощается с детьми и уходит. Воспитатель хвалит детей за работу.

Номинация: Детский сад, вторая младшая группа, 3-4 года, опытно-экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром 3-4 года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Путешествие к Солнышку».

Минилбаева Марина Борисовна, воспитатель МБДОУ №17 "Белочка", г. Сургут.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей второй младшей группы на тему «Путешествие к Солнышку». Разработка может заинтересовать педагогов дошкольного образования. Игровое занятие можно использовать при закреплении темы "Весна".
Тема: «Путешествие к Солнышку».
Цель: закрепить знания детей о весенних признаках.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о весне, о ее приметах (тает снег, проталины, капель);
2. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
3. Развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление;
4. Закрепить умение рисовать прямые линии при изображении лучиков солнца;
5. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие».
2. «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
1. Беседа о весне
2. Чтение и разучивание стихотворений о весне (В. Рождественский
«Весна», Я. Аким «Весна», Г. Виеру «Весенний день», И. Токмакова «Весна»).
3. Рассматривание сюжетных картинок о весне.
Материалы к занятию:
1. Демонстрационный: мягкая игрушка «Ежик», картина «Ранняя весна», мнемодорожка «Весна», картинка с изображением Солнышка без лучиков.
2. Раздаточный: кисточки,гуашь жёлтого цвета, листы бумаги с изображением Солнышка без лучиков.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,сегодня к нам пришел гость, но для того, чтобы узнать, что это за гость, нам нужно отгадать загадку:
Он в лесу живёт под ёлкой,

Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец...(ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята, это Ежик. (Воспитатель показывает мягкую игрушку). Ежик говорит, что его позвало к себе в гости Солнышко, и он приглашает нас вместе с ним отправиться к Солнышку в гости. Пойдем в гости к Солнышку? А отправимся в гости мы вот по этой узенькой дорожке, по которой нужно пройти аккуратно, не сходить с неё (узкая дорожка из ткани).
Воспитатель: Ребята, я слышу какие-то звуки, как вы думаете, что это? (звучит фонограмма со звучанием звуков капели)
Дети: Капают капельки воды.
Воспитатель: Посмотрите на картину, откуда капают эти капельки?

Дети: Капли капают с сосулек на крыше.
Воспитатель: Как называется это явление природы?
Дети: Капель.
Воспитатель: Что ещё вы видите на картине?
Дети: На картине видим, что начал таят снеговик, на деревьях нет листочков, трава ещё не выросла.
Воспитатель: Скажите, а какое время года здесь изображено?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, ребята, это весна. Но наш Ежик не знает, что такое весна и совсем не знаком с весенними признаками, поэтому Солнышко передает нам вот такие картинки, чтобы мы смогли рассказать Ежику о весенних признаках.


Воспитатель показывает картинку, а дети называют весенние признаки.
- Весной солнышко начинает греть сильнее;
- тает снег, на крышах появляются сосульки;
- текут ручьи;
- зеленеет трава;
- деревья распускают листья;
- с теплых стран прилетают птицы.

Воспитатель: Спасибо, ребята, теперь Ежик знает все весенние признаки.
Ой, ребята, посмотрите в окошко, вот оно, солнышко, весело нам улыбается.
Давайте мы с вами поприветствуем наше солнышко и поиграем с ним!
Пальчиковая игра "Солнышко"
Стихотворение А.Барто:
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, у солнышка случилась беда - оно растеряло свои лучики и просит нас помочь ему и нарисовать их. Поможем Солнцу вернуть лучики?
Тогда подходите к столам, занимайте свои места.
Воспитатель: (показ способа рисования). Посмотрите, лучи у солнца прямые, они у солнца везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Лучики могут быть короткими и длинными. Солнышку нужно много лучиков, чтобы всех – всех обогреть.
Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и дорисуем ему лучи. Ребята, солнышко у нас какого цвета? Тогда каким цветом мы будем рисовать лучи?
Дети: Желтым цветом.
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: - Давайте, посмотрим на наш рисунок. Какое солнышко у нас получилось?
Дети: Яркое, теплое, волшебное, доброе...
Воспитатель: Скажите, если на улице будет светить такое солнышко, какое будет у всех настроение?
Давайте мы покажем свои работы Ежику, чтобы у него тоже было хорошее настроение.
Итог занятия. Ежик очень обрадовался вашим рисункам, а Солнышко благодарит вас за помощь. Но наше путешествие закончилось, и нам пора возвращаться в группу.
Ребята, вам понравилось путешествие?
А что вам показалось интересным во время нашего путешествия?

Пояснительная записка

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании., ритме, темпе, Количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое), о мало Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы. Многообразии стран и народов мира». (П. 2.6.ФГОС ДО)

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Работа по ознакомлению детей 3-4 лет с окружающим миром строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами.

Данная рабочая программа составлена на основании «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Цель программы:

    Ознакомление с предметным окружением

    Ознакомление с миром природы

Задачи:

    Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

    Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, глина, бумага, ткань).

    Предлагать группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.

    Формировать понятие того, что человек создаёт предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.

    Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а так же через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

    Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами города): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

    Рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

    Формировать интерес к малой родине, первичные представления о ней.

    Расширять представления о растениях и животных, птицах и насекомых.

    Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды.

    Показать, как растут комнатные растения.

    Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.

    Дать представления о свойствах воды, песка, снега.

    Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

    Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

    Знакомить с правилами поведения в природе.

Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (В.И. Мустафаева, М.Н. Павлова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова).

Срок реализации программы: 2015-2016г.г.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Диагностика проводится согласно учебному плану ОУ: 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (май).

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 35 недель (4 занятия в месяц продолжительностью не более 15 минут), что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Средства обучения

    Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации по теме занятия.

  • Предметы для показа по теме занятия.

    Детская художественная литература (потешки, стихи, песенки, загадки и др.).

    ТСО (магнитофон, ноутбук).

    Демонстрационный материал:

    Фланелеграф, магнитная доска

    Предметные и сюжетные картинки

  • Предметы или макеты

    Раздаточный материал:

    Карточки с двумя полосками

    Изображения животных, предметов

    Предметы природного и рукотворного мира

Ознакомление с социальным миром

Ознакомление с миром природы

Календарно - тематическое планирование

Моя семья

Игрушки

Посуда

Домашние животные

Декабрь

Дикие животные

Я и мое тело (Что я знаю о себе?)

Зима

Новый год

Январь

Я в обществе

Зимние забавы

Мальчики и девочки

Февраль

Мир животных и птиц

Домашние птицы

Наши папы. Защитники Отечества

Транспорт

Март

Семья Мы - помощники. Что мы умеем?

Народная игрушка.

Профессии

Апрель

Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными

Весна - красна

Неделя безопасности (ОБЖ)

Я – хороший, ты – хороший. Учимся дружить.

Май

Насекомые

Зеленые друзья (растения)

Скоро лето

Мир вокруг нас

Педагогическая диагностика образовательного процесса

Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта)

Имеет

представле ния о свойствах (прочность твердость, мягкость) материала (дерево, глина, бумага, ткань).

Умеет группиро вать и классифицировать хорошо знакомые предметы.

Отличает и называет по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды.

Имеет

представления о свойствах воды, песка, снега

Понимает простей шие взаимосвязи в природе

Знаком с правилами поведения в природе

Список используемой литературы

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Методическое пособие «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина, 2008г.

    «Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста» Р.И. Жуковская, 1983г.

    «Предметный мир как источник познания социальной действительности» О.В. Дыбина, 1997г.

    «Предметный мир как средство формирования творчества у детей» О.В. Дыбина, 2002г.

    «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» С.А. Козлова, 2000г.