Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических способностей во второй младшей группеТема: «Ориентировка в пространстве. Конспект занятия по математике в средней группе «Ориентировка в пространстве

Ольга Дерешева
Конспект НОД по математике в средней группе. Тема: «Ориентирование в пространстве»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема: «Ориентирование в пространстве: слева – справа.

Пространственные отношения: над, на, под.»

Цели: Учить различать и называть пространственные отношения:

справа – слева; упражнять детей в определении правой руки

и правой стороны, левой руки и левой стороны; упражнять

детей в определении расположения предметов «на, над,

Развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию.

Воспитывать самостоятельность,уверенность.

Материал: коробочки, матрешки, карточки с изображением

овощей, изображение дерева, солнышка, ежика, грибов,

цветов, птичек.

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь, налево пойдешь».

А вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Ребята, я вам расскажу один секрет. Там, где бьётся сердце, это левая сторона. Тогда другая сторона – правая.

Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас окружают справа.

Поднимите левую руку. Назовите предметы, которые окружают вас слева.

2. Игра на внимание.

Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

(дети садятся за столы)

3. Уточнение пространственных отношений: на, над, под.

(детям раздаются коробочки и маленькие матрешки)

Ребята, к нам в гости пришли три новых слова: на, над, под. Мы сейчас с этими словами поиграем.

Поставьте матрешку на коробочку, а сейчас спрячьте под коробочку, подержите над коробочкой, спрячьте матрешку под правую руку, подержите над левой рукой.

(дети встают в круг)

4. Игра «Как растут овощи»

Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

5. Игра «На, над, под»

Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки: солнышко, облака, птичка, еж, цветы, грибы, трава.

Ребята, давайте попробуем сделать так, чтобы дереву не было одиноко. Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Дети выбирают картинку и соответственно располагают над, под, на дереве, комментируя свои действия.

6. Итог

Воспитатель подводит итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.

Ботвинова Лилия Олеговна
Воспитатель МБДОУ№186 комбинированного вида г. Кемерово
Конспект непосредственной образовательной деятельности (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: Познание (Формирование элементарных математических представлений), Коммуникация (Развитие речи), сенсорное развитие.
Тема: Ориентирование во времени и пространстве.
Цели: Закреплять знания о частях суток и их последовательности, умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, низ), закреплять умение использовать в речи предлоги. Закреплять знание цвета и плоскостных геометрических фигур.
Развивать пространственную ориентацию, логическое мышление, внимание.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру математической речи.
Оборудование: карточки с изображением времен года, индивидуальные наборы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), аудиозапись детской песни "Буги-Вуги"
Непосредственная образовательная деятельность
I Оргмомент
II Сообщение темы и целей
Сегодня мы вспомним времена года и их последовательность и поупражняемся различать и называть направления- лево, право, вверх, низ.
III Закрепление знаний
1. Загадки
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка -
Значит, наступила... (ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)

Послушайте внимательно загадки и попробуйте их разгадать.

Посмотрите на карточки, какие части суток на них изображены?

Расположите карточки так, чтобы части суток стали по порядку.

С чего начинаются сутки? (с утра)

Чем заканчиваются? (ночью)

Какое время следует после утра? (день)

После дня? (вечер)

2. Упражнение «Необычная походка»

Цель: Закрепить знание и умение различать правую и левую сторону, направление вперед и назад. Развивать внимание, пространственную ориентацию. Воспитывать самостоятельность.

Ход: Дети становятся в одну линию и по сигналу воспитателя начинают движение согласно указаниям до обозначенного места.

Например: шаг вперед, шаг влево, шаг вперед, шаг в право, шаг назад и т.д.

3.Фронтальная работа. Упражнение «Лабиринт»

Цель: Закреплять умение различать правую и левую сторону, направление вверх и вниз.

Ход: Детям предлагается пройти лабиринт (помочь герою добраться до чего- либо), проговаривая направление движения.

IV Физминутка,

Физминутка проводится с музыкальным сопровождением (детская песня «Буги- вуги»)

V Самостоятельная работа

Диктант с геометрическими фигурами.

У каждого ребенка на столе индивидуальный игровой набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предмет «ориентир».

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание плоскостных геометрических фигур.

Ход: Детям предлагается расположить геометрические фигуры, согласно указанным направлениям воспитателя.

Положите перед собой домик. Справа от дома положите круг, слева от дома квадрат, над домом овал, под домом прямоугольник и т.д.

Какие фигуры оказались слева?

Какими цветами?

Какие фигуры оказались справа?

Какими цветами?

С какой стороны фигур получилось больше?

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активное запоминание
  • Активизировать словарь
  • Учить словестно описывать место положение предмета в окружающем пространстве
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Незнайка»
  • игрушки (кукла, пирамидка, матрешка)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал (квадрат, круг, елочка, лисичка), клей карандаш

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут? (Незнайка)

Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

— Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

— Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

— Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей –рядом друг с другом);

— Где стоит кукла? (посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

— А где стоит пирамидка? (ответы детей – справа от неё);

— А как можно сказать, где стоит матрешка? (слева от куклы).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку. Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику на расслабление глаз.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает шоколадные медальки.

Заключение: Занятие проведено в целях формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. С последующим закреплением тифлопедагогом при моделировании простейших схем (планов) микропространства.

юля лоншакова
Конспект занятия по математике в средней группе «Ориентировка в пространстве»

Конспект ООД

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Тема : «Ориентировка в пространстве »

Цель : Учить ориентироваться в пространстве

Задачи : учить определять и называть где находятся предметы : наверху, внизу, над, под; различать лево и право, упражнять в счете в пределах 2; различать и называть цифры 1 и 2.

Материал : Для воспитателя : воробей, дом, елка (на магнитах) ; цифры 1,2; для детей раздаточный материал : 2 зеленых треугольника и 2 желтых круга, числовая карточка; для игры (листья, палочки, камушки, ракушки, плоды деревьев.)

Предварительная работа : счет в пределах 5, д/и «Найди предметы круглой формы» , «Где находится предмет»

Активизация словаря : наверху, внизу, над, под, лево, право, число, цифра, сколько, столько же, поровну, больше, меньше, одинаковые.

Ход занятия

1)Организационная часть

Дружно за руки возьмемся и друг - другу улыбнемся.

2)Основная часть

Воспитатель и дети сидят за столом.

На доске крепится изображение воробья, ели и домика.

Обратить внимание детей на доску. Перед просмотром картинок сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз :

«раз на право, два налево, три наверх, четыре вниз, а теперь пройдем по кругу и сильней зажмурим их. А теперь откроем глазки и посмотрим мы на мир»

Предлагает детям отгадать загадку :

Чик чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей

Кто это? (воробей)

Рассказать детям, что воробышек везде летает. Спросить у детей , где он находится?

Перед работой предлагает размять глазки.

Предложите им закрыть глаза и посадите воробья на елку. Дети должны определить, где он сидит, употребляя слова «слева, справа, наверху, внизу» и т. д.

(Игра повторяется 5-6 раз.)

В процессе игры местонахождение воробья должно меняться : на ели, слева от дома, под елью.

Провести игру «Где правая, где левая?» :

Воспитатель встает к детям лицом, поднимает руку с игрушкой и спрашивает, в какой руке игрушка? (игра проводится несколько раз)

Работа с карточкой

Перед детьми числовая карточка, два треугольника и два круга.

Воспитатель показывает детям цифру 1 и предлагает поставить на верхнюю «полочку» карточки столько треугольников - «елочек» .

После выполнения задания спрашивает, сколько елочек они взяли и почему.

Затем воспитатель предлагает детям поставить на нижнюю полку столько же кружочков - «шишек» .

Что можно сказать про фигурки? Сколько их? Какая фигурка стоит выше, какая ниже?

(Старайтесь добиваться разных ответов на поставленные вопросы (поровну, одинаково, столько-сколько, по одному, столько же и т. д.) .

Пальчиковая гимнастика :

«Раз, два, три, четыре, пять вышли пальцы погулять.

Раз, два, три, четыре, пять пальцы спрятались опять»

Предложите детям поставить наверху еще одну елочку,

* Сколько елочек стало наверху? Скажите, где два предмета, а где один предмет.

* Что теперь можно сказать про елочки наверху и шишки внизу?

И как сделать, чтобы их было поровну - по две?

* Вне занятия с небольшой группой детей можно провести игру «Парные картинки» .

Физ. минутка :

«Мы шли, шли, шли ежа нашли, наклонились, подняли, дальше пошли»

«Парные картинки»

Играющим раздаются карточки с картинками, где изображены один или два предмета. Дубликаты картинок лежат на середине стола.

Дети кладут карточки перед собой и по очереди открывают карточки, лежащие на середине стола. Находя картинку, которая образует пару с имеющейся у него, он откладывает обе карточки в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат пары картинок.

3)Заключительная часть

Подведение итога : что мы делали? (играли в игры, считали, угадывали где воробей) .

Какие слова мы сегодня употребляли? (внизу, вверху, с права, слева, под, над)

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений по теме "Ориентировка в пространстве". Цели: Учить находить предмет в пространстве,определяя.

Тема: «Ориентировка в пространстве» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.

Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовочка в Тридевятом царстве» Уважаемые.

Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 Герасимова Оксана Владимировна. Цель: упражнять.

Конспект ООД по математике в средней группе «Ориентировка во времени» Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"Задачи: Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые.

Конспект занятия: «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах: Помочь освоить умение считать посредством.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве» Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по.

Серия конспектов по формированию элементарных математических представлений