Конспект од по экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Конспект од по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Экспериментальная деятельность в подготовительной группе

Елена Власова
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы

Досуг по опытно – экспериментальной деятельности детей подготовительной группы .

Воспитатель : Власова Елена Михайловна

«Хочу все знать»

Цель :формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности .

Задачи :

1. Расширять представления детей об окружающем мире , через опытную деятельность .

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы.

1 вед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории!

2 вед. Уважаемые гости! Мы приглашаем вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Добро пожаловать в нашу исследовательскую лабораторию «Хочу все знать»

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

1 вед. Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился ,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?

2 вед. Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что же, гости, начинаем!

1 вед. Итак, наша первая лаборатория! Давайте посмотрим, чем же здесь заняты наши юные исследователи.

1.«Где прячется воздух» .

Дети :

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

ОПЫТ № 1

И так, сегодня мы покажем вам два опыта . Их секрет мы будем разгадывать вместе. Главным героем опытов сегодня будет воздух.

Первый опыт называется «Сухим из воды» .

1. Из «волшебного сундука» достаем прозрачный стакан, салфетка, кусочек двустороннего скотча.

Эти предметы вам хорошо знакомы и наверняка есть в каждом доме. Но в наших руках с ними сейчас произойдет настоящее чудо! Смотрите внимательно. Мы прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. Убедитесь, что она абсолютно сухая (дать потрогать салфетку на дне стакана) . И так наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду, затем стакан вынимается)

Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой?

Давайте проверим наши догадки (дать возможность потрогать салфетку)

Вот так фокус, удался! Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. Как же это получилось? Мы уверены, что вы разгадаете секрет (дать возможность самим повторить эксперимент) .

Итак, коллеги, мы доказали, что в стакане находится воздух, который не дал воде намочить нашу салфетку.

Ну а теперь второй опыт , который называется «Волшебная бутылочка» .

Из «волшебного сундука» достаются воздушные шарики и охлажденная стеклянная бутылка.

Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (ответы) . Почему шарик надувается? Но ведь мы с вами волшебники и надувать мы их будем с помощью горячей воды и обыкновенной бутылки. Потрогайте, какая она холодная (надеваем шарик на горлышко бутылки) . А теперь тихо произнесите волшебные слова

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем шарик надувать!

А теперь давайте поставим бутылочку в воду и понаблюдаем за волшебством. Что мы видим? Наш шарик наполняется воздухом и надувается! Но в чем, же секрет нашего опыта ? Может вы уже догадались? (ответы) .

Мы с вами знаем, что шарик надувается, когда мы вдуваем в него воздух. Как же мы надули шарик, даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш опыт с самого начала . Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Он состоит из очень маленьких частиц-молекул. Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше. Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали поставили бутылку в горячую воду, то воздух в ней тоже стал нагреваться, молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке, и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик

Можно сделать вывод, что воздух в бутылке расширяется, и перемещается из бутылки в шарик.

2 вед. А вот и вторая лаборатория, посмотрим, что же интересного происходит здесь.

2. Свойства магнитов.

Дети :

Загадка : Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Угадайте, не спешите

Этот камень назовите (магнит)

1 опыт . Магнит умеет» рисовать»

Мы хотим вам доказать – магнит умеет рисовать!

Нам потребуются : магнит, железные опилки, лист бумаги. Насыпаем железные опилки на лист бумаги, положим лист на магнит.

И, что же мы видим?Железные опилки повторяют форму магнита. Магнит действительно умеет рисовать!

Вывод :В чем же секрет нашего опыта ? Магнит действует сквозь бумагу.

2 опыт . Может ли магнитная сила проходить через предметы?

В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку не намочив руки? Давайте проверим. Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.

Вывод : Коллеги, какой вывод мы сделаем? Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.

1 вед. Ну, что же, а мы отправляемся в нашу следующую лабораторию.

3. Свойства воды

Дети :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить.

1опыт . Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные баночки, наполненные водой. А сейчас мы произнесем волшебные слова «Была водичка простой, стань водичка цветной» начинаем взбалтывать воду в баночках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) (на внутреннюю сторону крышки нанесена гуашь)

Как вы думаете, в чем секрет этого опыта ? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Возьмем картинку и поставим ее за банкой с водой. Нам видно картинку? (ответы) А теперь поставим картинку за банку с окрашенной водой. Что мы обнаружили?

Можно сделать вывод, что через обычную воду рисунок виден, а через окрашенную – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

2 опыт «Как кипит холодная вода»

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас мы заставим кипеть эту воду. Верите?

(берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду)

Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)

А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод : при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

2 вед. Ну, что, уважаемые гости, нравится вам наше путешествие? Тогда отправляемся дальше. Что же интересного ждет нас здесь?

4. «Волшебные стеклышки»

Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть :

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот -

Увеличит. (микроскоп)

Нас заинтересовал такой вопрос – почему капроновые колготки, которые носят наши мамы тонкие, но очень прочные. И мы решили это узнать, рассмотрев их в микроскоп. Оказывается, они состоят из тонких нитей, которые очень крепко между собой скреплены.

Но у нас есть еще один помощник, который помогает нам наблюдать за тем, что происходит вокруг нас.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный… (телескоп)

Уважаемые гости, мы предлагаем вам самим убедиться в этом (предложить гостям посмотреть в телескоп)

1 вед. А мы переходим в нашу последнюю лабораторию.

5. На столе лежит коллекция семян, в горшке пророщенный горох. На подоконнике «Веселый огород»

Удивляется народ :

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы,

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста,

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят :

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Вы можете в этом убедиться, посмотрев на наш огород, который посажен на подоконнике.

А сейчас мы вам покажем,

И всю правду вам расскажем.

Как растение растет,

Выделяет кислород.

Вам, друзья мы предлагаем

Изучить природы ход.

(Показ на интерактивной доске стадии развития растения)

2 вед. На этом наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но мы не хотим на этом останавливаться и будем идти дальше, ведь мы же «Хотим все знать!»

«Если хочешь научить меня чему – то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

1 вед. Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах . И мы вручаем вам сертификаты.

Кристина Кононенко
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе ДОУ

Опыты и эксперименты в подготовительной группе ДОУ

Актуальность:

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега и льда.

Задачи:

Узнать, что такое снег и как он образуется.

Узнать, почему снег белый.

Рассмотреть формы снежинок.

Изучить свойства снега.

Определить чистоту льда.

Воспитывать любовь к природе.

Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного.

Опыт №1. «Какие свойства?»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Проблема: «Какие свойства?»

Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).

Опыт №2. «Чудесный мешочек»

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Материал: Предметы из металла, дерева, мешочек

Ход: Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. (из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стали?

Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы: Предметы из металла остывают быстрее, и медленнее согреваются.

Опыт №3. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Проблема: почему снег мягкий?

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.

Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт №4. Где лучики?

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Проблема: От чего зависит форма снежинки?

Материал: Темная ткань, лупа, вертушки.

Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу.

Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.

деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №5. "Цветная сосулька"

Вдоволь насмотревшись на снежинки мы решили собственноручно вырастить цветную сосульку. Для этого толстой иглой делаем отверстие в донышке пустого тетра пакета и протягиваем в него нитку. Иглу выводим через боковую стенку и закрепляем нитку на узелок. Теперь подвешиваем нашу заготовку на улице и заливаем в пакет подкрашенную воду (для удобства используйте воронку). Если хотите сделать съедобную сосульку, то вместо воды возьмите сок.

Вода вытекает через отверстие внизу и, спускаясь по нитке, капает на землю. Через какое-то время вода достаточно остывает и начинает примерзать к нитке. В результате получается длинная сосулька, толщина которой будет зависеть от ширины отверстия в донышке и температуры подливаемой в пакет воды.

Опыт №6. «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?

Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №7. "Скорость таяния снега"

Какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок? Мы набрали 2 стакана снега и один хорошенько утрамбовали. Оба занесли в дом и оставили на столе. В результате, когда в стакане пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого

Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее, преимущественно с периферии.

Опыт№8 «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.

[«Зима»

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Спасибо за внимание!

Цели: способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности.

Задачи: знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ; развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации.

Материалы и оборудование:
— сода;
— вода;
— уксус;
— йод;
— зеленка;
— щелочь/средство для чистки труб;
— марганцовка сухая;
— перекись водорода;
— спички;
— свеча;
— кусочек хлеба;
— 2 прозрачные миски;
— 2 прозрачные баночки;
— мерные ложки;
— марлевые повязки на каждого ребенка;
— фартук, резиновые перчатки и марлевая повязка для воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашаю вас сегодня, ребята, в химическую лабораторию!
Химия – очень серьезная и сложная наука! Она требует серьезной работы, запоминания формул. Но одновременно с тем, химия – одна из самых прекрасных наук! Это наука о веществах и превращениях, которые можно назвать волшебством! А вы хотите увидеть волшебство? Тогда, начнем! Но, прежде чем начать, мы с вами должны надеть защитные маски.

1 опыт: «Как погасить свечу?»
Для того чтобы провести этот опыт нам с вами нужно в прозрачную миску насыпать 2 ложки соды. Ставим рядом с миской свечу и зажигаем её. Теперь наливаем в миску чайную ложку уксуса, и, пока уксус с содой вступает в реакцию, наклоняем мисочку в сторону свечи. Свеча задувается! Опыт удался. А весь секрет в том, что, когда сода вступает в реакцию с уксусом, выделяется углекислый газ, который тяжелее воздуха. Углекислый газ не поддерживает горение. И когда мы его направляем на свечу, свеча оказывается под потоком углекислого газа, а без кислорода она гореть не может.

2 опыт: «Есть ли крахмал?»
Для проведения опыта, мы в миску с водой опустим кусочек хлеба. Пока хлеб намокает, мы с вами в баночку с водой добавим немного йода. Вода становится коричневой! Теперь достаем хлеб из миски, хорошенько его отжав. Вода в миске остается прозрачной. Теперь вливаем коричневую воду из баночки. Вода становится черной! А все потому, что йод вступают в реакцию с крахмалом, и окрашивает воду в черный цвет! Чем не магия!

3 опыт: «Обесцветим воду!»
Для этого опыта, нам нужно налить в баночку воды, где-то до середины. Теперь капнем несколько капель зеленки. Вода окрашивается в красивый, изумрудный цвет! Теперь в красивую изумрудную воду добавляем столовую ложку перекиси водорода. И две столовые ложки щелочи. А теперь внимательно смотрим! Вода из изумрудной становится снова прозрачной! Вот это реакция перекиси, зеленки и щелочи!

4 опыт: «Подожжем потухшую спичку!»
И для заключительного опыта, нам потребуется налить в баночку 3 столовые ложки перекиси водорода. И дальше, смотрим очень внимательно! Половину чайной ложки марганцовки высыпаем в баночку с перекисью, и пока перекись вступает в реакцию с марганцовкой, Спичку зажигаем, тушим, и опускаем в баночку, но так, чтоб она была выше, происходящей реакции. Перекись, в реакции с марганцовкой, начинает дымиться, выделяя кислород, и спичка, что мы с вами затушили, загорается вновь!

Воспитатель: Вот такое волшебное занятие у нас получилось! Но химические реакции вы можете встретить и в жизни, для этого не обязательно надевать маски, и использовать много различных веществ, для этого нужно только быть внимательнее!
А какие вы встречали в жизни химические реакции?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом мы заканчиваем наше занятие! Спасибо вам за внимание, и не забывайте, что наука – это не только сложно, но еще и волшебно и весело!

Номинация: экспериментальная деятельность в детском саду подготовительная группа.

Должность: воспитатель
Место работы: ФГБДОУ №352 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новосибирск, Новосибирская область

Экспериментальная деятельность на тему: «Секретные записки» с детьми подготовительной группы.

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№4», г. Лиски Воронежская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательный материал по экспериментальной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: установление простейших причинно - следственных связей.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, самостоятельность.
2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.
3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.
Материал: лимон, вата, палочки, чаша, листы, краски и гуашь, пищевые красители, настольная лампа, фрукты и овощи.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон передал мне письмо. Давайте прочитаем адрес: « Воронежская область, город Лиски, детский сад №4, группа «Цветик - Семицветик».

(Воспитатель открывает письмо, обнаруживает чистый лист бумаги)
- Ничего не пойму, кто же над нами так пошутил? (Дети рассматривают).


Дети. Может быть письмо написано какими - то светлыми чернилами? Может быть поднести письмо ближе к окну? А может возле настольной лампы будет лучше видно?
(Воспитатель с детьми подносят письмо к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечеткий).


Воспитатель. Что же нам делать? Однажды я прочитала в книге еще об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.


Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать.


«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите подарки. Желаю удачи. Незнайка».
Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
Возьмите разные вещества и найдите самые невидимые чернила.
(Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью. Пищевыми красителями.
Воспитатель. Скажите, ребята, что удобнее использовать вместо ручки?
Дети. Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменилось, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.)
Воспитатель. Что можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим воспитатель напоминает, что сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники.
(Дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).

Воспитатель. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.


Воспитатель. Ребята, вы молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил. Возьмите в сундучке подарки от незнайки.
(Дети достают ручки).
Воспитатель. Это ручки - невидимки. Попробуйте ими что - нибудь написать или нарисовать.
(Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно).
Воспитатель. А теперь потрите лист обратной стороной ручки, что вы видите?
Дети. Мы видим рисунки, надписи.
Воспитатель. Правильно говорят: «Все тайное становится явным».
Подводится итог занятия. Дети благодарят за подарки. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Старша