Конспект нод с использованием триз. Конспект нод по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии триз

Цели:

Образовательные: Дать представления о злаках (пшеница, рожь, ячмень). Закрепить знания о том, откуда берётся хлеб и хлебобулочные изделия (сажают зерно, вырастают колосья, убирают урожай, из зерна мелят муку, из муки делают тесто, пекут хлеб). Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе, опираясь на модели. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание). Закреплять умение работать с солёным тестом.

Развивающие: Развивать любознательность детей, внимание, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Развивать умение координировать речь с движением. Развивать общую моторику рук и моторику пальцев.

Воспитательные: Способствовать уважительному отношению к хлебу. Воспитывать уважение к труженикам полей.

Материал к НОД:

Колоски пшеницы, иллюстрации «Как хлеб на стол пришёл», «Хлебобулочные изделия», системный оператор, стакан с водой, соломина пшеницы, карточки — модели поговорок о хлебе, прозрачные мешочки с зерном, мукой, тестом, кусочком хлеба, гренками (по 2). Диск с записью «Расти, колосок» (муз. Ю. Чичкова), тарелки с цифрами 1-5 (2 комплекта). Солёное тесто, стеки, салфетки.

Ребята, сегодня девочки хотели поиграть на нашей кухне и обнаружили, что оттуда исчезли все хлебобулочные изделия. Давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия были у нас на кухне и чего не стало. А поможет нам это сделать наш мячик. Я буду бросать вам мяч и тот, у кого он окажется, назовёт хлебобулочное изделие и скажет о том, что его не стало. Например, был хлеб — не стало хлеба.

Игра с мячом «Чего не стало»

(хлеб, батон, булочки, рогалик, крендель, пирог, печенье, сушки).

— Вот таких хлебобулочных изделий у нас не стало. Как же нам решить эту проблему? (поискать, куда они могли деться, купить, сделать самим).

Сегодня мы будем делать хлебобулочные изделия для нашей кухни сами, но сначала давайте вспомним, какой путь они проходят, прежде чем попадают к нам на стол. А поможет нам это сделать наш волшебный экран (системный оператор) и вот этот букет (колоски).

Посмотрите, что вы видите в букете? (пшеничные колоски)

Выберите из набора картинок картинку с пшеничным колоском. (дети выбирают из набора картинок картинку с пшеничным колосом)

О пшеничном колоске мы будем сегодня говорить, поэтому положим эту картинку в центральный кармашек.

Давайте посмотрим, что есть у нашего колоска.

Колосок держится на стебле, который называется соломина.

Стебель соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).

Предлагаю одному из детей подуть через соломину в стакан с водой.

Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Значит, соломина пустая.

В колоске много зёрен (предлагаю найти картинки: колосок с соломиной, зёрна пшеницы. Выставляем под рассматриваемым колоском)

— Растения, у которых есть стебель-соломина и зёрна, называются злаками. Злаки бывают разные. Давайте посмотрим, колоски каких злаков есть ещё на наших картинках. (Дети выбирают картинки с ржаным и ячменным колосом, рассматриваем, ставим в кармашек над пшеничным колоском).

А теперь поговорим о том, как наш колосок вырос. И помогут нам в этом картинки. Как вы думаете, из чего появился колосок? (из зернышка).

Поставьте картинку с зерном слева от колоска. (Дети выставляют картинку)

Ребята, а где сеют зёрна? (на поле)

Найдите картинку, на которой изображено незасеянное поле.

Что изображено на этой картинке? (поле)

(Ставим картинку с полем в кармашек под зерном)

А какой транспорт помогает хлеборобам сеять зёрна? (трактор)

Что делает трактор? (пашет землю)

Правильно, трактор пашет и боронует землю, чтобы не было комочков и она стала рыхлой. В рыхлую землю сеют зёрна.

(Ставим картинку с трактором рядом с полем)

Ребята, а что нужно для того, чтобы зерна проросли? (тепло, вода, свет).

Тепло и свет даёт солнце, а воду — дожди. Светит солнышко, идут дожди, и зёрна начинают прорастать.

Давайте с вами представим, что мы — маленькие зёрнышки и покажем, как прорастают зёрнышки.

Физминутка:

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды:

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

Вот и выросли из зёрнышек колоски. Когда колоски созревают, на поле выезжают комбайны. (Ставим картинку с комбайном справа от колоска)

Что делают комбайны? (Комбайн срезает колосья и выколачивает из них зёрна).

Зерно сушат, а потом из него получают муку. (Картинку с мукой ставим под комбайн)

Из муки делают тесто, а из теста выпекают разные хлебобулочные изделия (выставляем картинки).

— А теперь давайте попробуем рассказать о нашем колоске.

(составляем рассказ с использованием системного оператора):

«Ранней весной выходят в поле трактора. Они пашут и рыхлят землю. Потом в землю сеют зёрна. Зёрна прорастают и появляются колоски. Выезжают в поле комбайны. Они срезают колоски и выколачивают из них зёрна. Из зёрен мелят муку. Из муки делают тесто и пекут из него хлеб и хлебобулочные изделия».

А сейчас мы поиграем в игру «Что сначала, что потом» . У нас будет 2 команды. Каждой команде надо разложить по тарелочкам то, что лежит в пакетиках, по порядку.

(у каждой команды по 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5)

Проверяем выполнение задания каждой командой.

Русские люди всегда с уважением относились к хлебу. Про хлеб придумано много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

«Хлеб – всему голова»

«Нет хлеба – нет обеда»

«Много света — много хлеба»

Мы с вами заранее сделали солёное тесто. Давайте покажем, как мы это делали.

Игра – имитация «Месим тесто»

Воду наливали,

Муку засыпали,

Потом посолили,

Тесто замесили.

А сейчас посмотрите на картинки. Что на них изображено? (хлебобулочные изделия). Подумайте, какие хлебобулочные изделия из теста вы будете лепить.

Напоминаю различные приёмы лепки.

Дети выполняют работы под муз. Ю. Чичкова «Расти, колосок»

В конце рассматриваем с детьми изделия и оставляем сушиться, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
Формирование у детей творческого мышления, т.е.воспитание творческой личности, умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности и в жизненных ситуациях- вот приоритетная цель применения ТРИЗ в работе с детьми. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Поэтому занятия в детском саду с применением технологии ТРИЗ, я считаю, обязательно должны быть. Да мы и используем их порой сами того не подозревая. Но если попытаться вникнуть в технологию, погрузиться в её мир творчества и фантазии, то станет понятным её великая сила преобразования ребёнка в личность.
Применение ТРИЗ в различных видах детской деятельности: игровой, речевой, художественном творчестве и т.д. позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. А так же, что не мало важно, развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В своей работе я каждый день стараюсь использовать те или иные элементы ТРИЗ в различных видах детской деятельности. В непосредственной образовательной деятельности я часто беру сразу несколько методов технологии, это интересно и мне и, как показал опыт, моим детям. Мне нравится слушать детей, следить за их развитием, удивляться их смелым фантазиям. Попробовав применить в работе с детьми чисто тризовские занятия, увидела хороший результат: детям было интересно, познавательно, не уставая они проходили задания, решая их с лёгкостью.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ» (старшая группа)
ЦЕЛЬ: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о кукле; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения. Воспитывать качества толерантности: принятие человека таким, какой он есть, сопереживание, желание помочь.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель предлагает рассказать о своей любимой игрушке. Затем рассказывает о своей игрушке из детства, показывает старую потрёпанную куклу. Продолжая рассказ о куклах показывает презентацию «Такие разные куклы».
- Сегодня моя кукла Катя хочет с вами поиграть, вы ей очень понравились, и она приготовила для вас интересные задания, но, чтобы их выполнить, нужно прочитать необычное письмо (план с геометрическими фигурами).
Дети подходят к столу где лежит план группы и блоки Дьенеша. Нужно найти с их помощью геометрическую фигуру с обозначением номера задания. На плане отмечены точками секретные места, где в группе спрятаны задания. (следующие задания находят так же с помощью блоков Дьенеша).
Первое задание: рассказать в чём сходства и различия куклы и ребёнка, а затем сочините загадку о кукле с помощью противоречий: есть…, но….
Второе задание: с помощью системного оператора « Волшебные окошки» нужно рассказать о кукле прошлого, настоящего и будущего.
Третье задание: нужно сравнить традиционную куклу и куклу Барби с помощью игры «Хорошо- плохо» .
Психогимнастика « Я- кукла». С помощью метода эмпатии.
Четвёртое задание: дети находят сундучок с разными предметами, рассмотрев их нужно придумать историю, которая случилась с куклой Катей. Мотивация: кукла попала в беду и ей нужна помощь. Используя метод «мозгового штурма» нужно спасти куклу.
Пятое задание: дети находят эликсир колдовства, выпив который, они превращаются в волшебников и рисуют куклу Катю обновлённой, красивой, непотрёпанной и совсем в необычном наряде, используя метод нетрадиционного рисования (по выбору педагога).


Приложенные файлы

Тамара Евсеенко
Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Одежда»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 109

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с использованием технологии ТРИЗ

«Одежда »

старшая группа

Разработала : Евсеенко Тамара Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад № 109

г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе .

Тема : «Одежда »

Цель : Дети узнают, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицируют одежду по сезону , по половому признаку и по назначению.

Программные задачи :

1. Расширять и систематизировать знания об одежде : видах одежды , тканях, из которых шьют одежду . Обогащать активный словарь детей за счет слов, обозначающих виды одежды , название тканей.

2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе

исследования тканей для изготовления одежды по сезону : драп, меховая ткань используется для пошива одежды для зимы , из плащевой ткани шьют демисезонную одежду , т. к. она не промокает. Летнюю одежду шьют из легкой , тонкой ткани. Развивать умение доказать и объяснить в процессе игры «Хорошо, плохо» .

3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

Предварительная работа : рассматривание разных видов тканей, одежды ; дидактические игры «Узнай и назови одежду по части » , «Подбери ткань к одежде » , чтение и заучивание стихотворений об одежде , загадывание загадок об одежде ; сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды » . Чтение «Как ткани ткут и нитки прядут» М. Константиновского .

Методические приемы : беседа, вопросы проблемного характера. Д/и : «В какое время года одевать одежду » , «Что лишнее» , «Чем похожи, чем отличаются» . Игры ТРИЗ «Хорошо- плохо» , «Да – нет» . Прием фантазирования; экспериментирование, чтение стихов.

Материал : Сундучок с лоскутками ткани, бумажные салфетки, стаканчики для экспериментирования, вода. Магнитная доска, бумажная кукла, иллюстрации разной одежды для куклы . Картинки одежды по временам года , по половому признаку, символы времени года. Мультимедиа, презентация : «Какая бывает одежда

Словарная работа : демисезонная одежда , плащевая ткань- «болонья» .

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый сундучок. Хотите узнать, что в нем лежит? Давайте поиграем в игру «Да – нет» , и вы отгадаете, что там лежит. (Игра «Да – нет» )

II.Основная часть.

1) Воспитатель : Посмотрите, что здесь? Кусочки ткани! Ещё их можно назвать лоскутки ткани. (Выкладывает на стол) . Возьмите себе любой лоскуток ткани.

Рассмотрите ткань, расскажите о ней : какая она, что из нее можно сшить. Воспитатель : У меня ткань тонкая, холодная на ощупь, зеленого цвета, это – шелк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку.

Дети определяют и называют ткани и что из них можно сшить. (Ситец, лен, шелк, драп, кожа, плащевая ткань : «болонья» ; мех). -Чем ткани отличаются друг от друга? Ткани отличаются друг от друга : по цвету, по фактуре (на ощупь : тонкая, толстая, ворсистая, гладкая) ; по весу (легче – шелк, тяжелее – драп) . - Встаньте радом, у кого одинаковая ткань. Дети находят себе пару.

А теперь представьте, что пошел дождь. Воспитатель предлагает каждой паре детей провести опыт : подложить под один из своих лоскутков ткани бумажную салфетку и налить сверху на ткань воды, второй лежит рядом. Дети выполняют задание воспитателя и делают выводы. Если одежда из ситца , то человек под дождем промокнет, из шелка, тоже. – Какую нужно взять ткань, чтобы человек остался сухим? Да, плащевую ткань, кожу. Какую одежду шьют из этой ткани , почему? Вода не может промочить плащевую ткань и кожу. – А что случилось с остальными лоскутками? Дети : Они намокли.

В какое время года мы носим куртку, плащ, накидку от дождя, ветровку? (осенью или весной) . Воспитатель : весной и осенью мы носим одинаковую верхнюю одежду . Ее еще называют демисезонной, т. е. эту одежду носят весной и осенью. А, какие времена года вы еще знаете? (зима, лето) . У меня на столе лежат символы времен года : снежинка – зима, солнышко – лето, лист (одна сторона зеленая, другая оранжевая) - весна, осень. Разложите ткань к символам по временам года. Давайте посмотрим правильно ли вы выполнили задание? Какая ткань? Подходит ли она к этому времени года? Как можно назвать одежду , сшитую из этой ткани? Летняя, зимняя, демисезонная. 2) Воспитатель показывает детям картинки и предлагает назвать виды одежды (зимняя, летняя, демисезонная; мужская, женская, детская) .

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением одежды и предлагает детям разложить одежду к тканям по сезону .

3) Воспитатель : Ребята, хотите узнать, какая еще бывает одежда ? Показ презентации : «Виды одежды » . Дети знакомятся с другими видами одежды : одежда для дома , одежда для спорта . - Но существует еще и специальная одежда – показ одежды по профессиям . - Кто это? - ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР. Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда ? От чего она защищает? Это спецодежда , она защищает от огня, не горит. -Зачем повару для работы нужен халат? Он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду , чтобы микробы не попали на продукты, надевает халат. Колпак? Чтобы волосы не попали в пищу. Дети называют профессии и рассказывают о том, почему, например, у водолаза такая одежда .

4) Воспитатель приглашает детей к магнитной доске. На доске - бумажная кукла и разные виды одежды .

Воспитатель :

Посмотрите, что за чудо, Мы на сказочном балу, Сколько платьев, брюк и шубок - Описать я не могу. Воспитатель : Кукла Таня – модница. У нее много нарядов. Ребята, скажите, хорошо, когда много одежды ? Дети выясняют, что хорошего в том, что много одежды . (Нарядные платья нужно для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник; теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице – зимой в шубке, осенью – в пальто). Уточняют, что хорошо иметь много одежды , можно быть всегда модной, нарядной; в разную погоду одеваться по - разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится. Воспитатель : Скажите ребята, а что плохого в том, когда много одежды ? Плохо - много денег тратится на покупку одежды ; ее негде хранить, она занимает много места; из нее быстро вырастаешь. - Вот мы с вами узнали, что много одежды иметь – это и хорошо, и плохо.

III. Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята, хотите стать модельерами и придумать свою, интересную одежду для кукол . Из чего ее можно изготовить? (из ткани, из бумаги, фольги, из фантиков, из цветов, из ваты и т. д.) У куклы Тани много друзей. Как вы думаете, они будут рады обновкам? В свободное время вы можете это сделать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»

Плугатырева Людмила Алексеевна

НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ

«В стране маленьких человечков»

п. Зимовники

Программное содержание:

  • Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
  • Показать детям значение воды в жизни человека;
  • Учить правильно определять состояние вещества;
  • Закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
  • Продолжать развивать умение работать с моделями;
  • Развивать внимание, образную и зрительную память;
  • Развивать связную речь, творческое воображение;
  • Формировать умение выстраивать логические цепочки;
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Материал:

Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами, аудиозапись музыки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Псих гимнастика «Настроение»

Звучит загадочная музыка.

Педагог: Ребята вы слышите этот загадочный звук?

Педагог: Это наш волшебный сундучок приглашает нас к себе, наверное, он нам хочет что-то рассказать. Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает сундучок.

Педагог: Да, это же письмо. Интересно от кого оно? Давайте его прочитаем.

Читает письмо.

Ребятам от жителей страны маленьких человечков.

Дорогие ребята!

В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала

Всю воду. Помогите нам, пожалуйста!

Мы вас очень ждем!

Педагог: Поможем, нашим друзьям?

Дети: Да! Поможем!

  1. Основная часть:

Педагог: Ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?

А всегда ли вода — это хорошо?

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода». Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды.

Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут. И чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков, но путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.

Ребята, а как же мы сможем попасть к человечкам? (Ответы детей).

Посмотрите, оказывается в сундучке было не только письмо, но и волшебная палочка. Она и поможет нам. А как же она работает?

Отворачиваешь ленту и читаешь заклинание: 1,2,3 ну-ка палочка веди.

Звук волшебства.

Педагог: А вот и первое препятствие.

(На полу лежат модели из маленьких человечков, обозначающие состояние вещества)

Педагог: Мы должны угадать, какое состояние вещества изображено на картинке и, построить модель этого вещества. Давайте вспомним, какие состояния вещества вы знаете?

Дети: Твердое, жидкое, газообразное.

Педагог: Молодцы! Показывает модель вещества, дети отгадывают и строят модель.

Педагог: Скажите, маленькие человечки или как их еще называют «молекулы» в жидком веществе стоят как?

Дети: Рядом друг с другом, держась слабо за руки.

Педагог: В твердом… В газообразном…

Дети: В твердом - держатся крепко за руки, в газообразном - не держатся. Педагог: Молодцы! С этим заданием мы справились, значит, мы можем продолжить наш путь!

Педагог: А вот и второе препятствие.

Дидактическая игра: Раз, два, три - в свой домик беги.

В обручах - домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.

Педагог: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три - беги!

Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.

Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.

Ой, вы слышите? Что это? (Звучит фонограмма звука поезда)

Дети: Поезд.

Педагог: Правильно, это Снежная Королева решила нам преградить путь поездом времени. А чтобы поезд нам не мешал и отправился дальше, мы должны в правильной последовательности выстроить вагончики поезда.

Дидактическая игра: «Поезд времени».

Дети выстраивают поезд времени для

Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.

Звучит музыка, появляется Снежная Королева.

Снежная Королева: Не думала я что, вы со всеми моими препятствиями справитесь, вот вам мое последнее задание, справитесь и с ним отдам воду.

Снежная Королева: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?

Дети: Лед.

Снежная Королева: Правильно! Что делать отдам вам воду!

Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит.

Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите разве это вода?

Дети: Нет, лед!

Педагог: а лед - это разве не вода?

Дети: Вода. Лед - это твердое состояние воды.

Педагог: а что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно в воду?

Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.

Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.

Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось, лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки - леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.

Вот мы и помогли маленьким человечкам.

Педагог: А нам пора возвращаться в садик! А чтобы это сделать давайте попросим волшебную палочку.

Раз, два, три!

В садик нас перенеси!

  1. Итог:

Ну вот, наше путешествие закончилось. Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось больше всего, что вы узнали нового, что не понравилось?

Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть.

Мозговая Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №40 "Пчелка", п.Щепкин
воспитатель

Конспект НОД по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

СКАЧАТЬ (презентация)

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

Ход занятия:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В. : Да

Д.: Может кукла?

В. : Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно. Молодцы ребята. Как в сказках называют зайца? (косой, трусишка, зайка-попрыгайка) А теперь давайте попытаемся описать зайку. Что вы можете сказать о его шерстке? (мягкая, пушистая, серая). Расскажите мне о хвосте зайца? (короткий, мягкий, пушистый). А что можно сказать о характере зайца? Какой он в сказках? (трусливый)

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В. : А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть

В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В. : А, что у нас еще есть в сундучке? плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что здесь изображенно.

В: А какие сказки перепутались? Назовите их.

В : Верно. А что перепутано на картине?

В.: Вот и еще одно окошко открылось. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слово наоборот»

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

Старый — молодой,

Сильный — слабый,

Здоровый — больной,

Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Могучий — слабый,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

В: Молодцы, теперь посмотрите на доску - «тени» сказочных персонажей, нам необходимо их разгадать.
Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

В: Всех героев вы узнали молодцы.

Физминутка «Волшебные растения»

Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).

В : Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)

В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Не площадь, а лес.

И встретила она медведя.

Не медведя, а волка.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта(Золушка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Айболит

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке.

(Колобок.)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же девочку ту звали?(Снегурочка)

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку.... (Яга)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос.(Буратино)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса очень благодарна вам за помощь, за старание, за любовь к русским народным сказкам и дарит вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще!