Когда женщины борются за свои права. Борьба за равноправие и ни грамма феминизма

Познавательное

В наши дни женщины уравнялись в правах с мужчинами. Сначала они добились права голоса, затем разрушили стереотипы о мужских профессиях, перенося все тяготы наравне с противоположным полом, и даже стали управлять целыми государствами. Конечно, всегда найдутся недовольные, к примеру феминистки, которые отыщут ложку дегтя в бочке меда, однако прогресс налицо.

Сейчас в некоторых странах уже даже не удивишь однополыми браками и маршами равенства, которые демонстрируют всему миру широкий спектр ориентаций. Впрочем, меньше века назад люди были скованы стереотипами неполноценности женщин. Посмотри, как эти стереотипы ломались год за годом.

Вот так в штате Алабама в 1956 году задержали афроамериканскую активистку за то, что они всего лишь отказывались занимать в автобусе задние места для черных

Для граждан ЮАР мини-юбки стали настоящим шоком. Однако уже в 1965 году находились отважные девушки, которые демонстрировали прохожим свои ножки. Точнее прохожие на них косились

Американка Мод Вагнер в 1907 году стала первой женщиной в мире, которая сделала татуаж искусством. Профессиональная татуировщица своим примером демонстрировала, что тело женщины принадлежит только ей одной

В начале прошлого века в США было множество противников оголения даже среди женщин. Актриса Лила Ли в 1920-х выходила на пляж в закрытом купальном костюме, осуждая моду на укороченные купальники

Французский модельер Ив Сен-Лоран в 1966 году ввел моду на мужской смокинг для женщин. Первое время его манекенщиц не пускали в рестораны, называя их внешний вид провокационным

В 1953 году в школах Западного Берлина были строгие правила. Девочек отправили домой переодеваться, запретив впредь появляться в коротких шортах и обтягивающей одежде

Английской супермодели Джине Шримптон подражала каждая лондонская модница. Однако даже от нее не ожидали появление на скачках в мини-платье. Мельбурн, 1965 год

Американка Сенда Беренсон - мать женского баскетбола. До 1892 года эта спортивная игра считалась мужской

Французский модельер Поль Пуаре в 1905 году освободил женщин от ношения корсета, предложив рубашечный покрой

Американская теннисистка Билли Джин Кинг добилась равноправия между мужчинами и женщинами в теннисе

Катрин Швитцер пробежала Бостонский марафон еще за 5 лет до того, как женщинам разрешили принимать в нем участие. На фото 1967 года организаторы пытаются выгнать ее с трассы

Элизабет Экфорд стала первой чернокожей девушкой в обычной американской школе после запрета на расовую сегрегацию в учебных заведениях в 1957 году

В 1907 году актрису, пловчиху и писательницу Аннет Келлерман арестовали за появление на пляже в купальнике . Тогда это считалось непристойным поведением

В 1947 году дамы из сообщества «Женщины на войне стиля» пикетировали магазины в Лос-Анджелесе в знак протеста против длинных юбок

Мужики из Торонто все глаза проглядели, когда эти две красавицы в 1937 году выходили на улицу в коротких юбочках

Мэри Куант - дизайнер, которая изобрела ту самую мини-юбку

А вот в Чикаго в 1922 году женщину арестовали за непокрытые ноги

В 1906 в Британии суфражистки боролись за избирательное право для женщин

Мария-Тереза Де Филиппис стала первой женщиной-гонщиком в истории «Формулы-1»

Автор статьи

Вячеслав Юрьев

Вячеслав Юрьев обожает историческую тематику и всё, что связано с путешествиями. Если тебе понадобится краткая справка о какой-нибудь далекой стране, смело обращайся к Славе. Этот редактор откопает малоизвестные факты о жизни полководцев и классиков литературы. В то же время ему не чужды современные технологии, начиная с модных гаджетов и заканчивая освоением космических просторов.

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова эмансипация

Освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений, уравнивание в правах

Уравнение в правах

Это когда женщины за свои права борются, но не экзамен в ГИБДД

Освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия

Победа женщин над женственностью

Стремление женщины управлять миром непосредственно, а не через мужчину, как это водится испокон веков

Освобождение от зависимости

Определение слова эмансипация в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
эмансипации, мн. нет, ж. (латин. emancipatio) (книжн.). Освобождение от какой-н. зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. Когда состоялась крестьянская эмансипация, то за души выдали деньги. Салтыков-Щедрин....

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
(от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с согласия...

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Эмансипация» - третий официальный сборник хитов женской поп-группы « ВИА Гра », вышедший в 2008 году. Существуют два варианта издания альбома: обычный и коллекционный. Коллекционный вариант вышел в продажу 30 октября 2008 года, обычный - 27 ноября 2008...

Примеры употребления слова эмансипация в литературе.

Или о том, что говорят в обществе о панне Аде Сольской, которая недавно увлекалась эмансипацией , потом стала спириткой, а теперь предалась мизантропии и не выходит из дому?

Аспиранту Тодду Данки предстояло накатать страниц триста научного обоснования, что Пушкин был первым феминистом России, развивал женскую литературу, боролся за эмансипацию русских женщин, за их равные права с мужчинами в политике и, конечно, в сфере секса, -- в общем, способствовал прогрессу общества по женской части.

В заключение я хотел бы еще раз обратиться к трем примерам эмансипационного движения, а именно: к студенческим волнениям, женской эмансипации и движе-нию за мир.

Если бы Ада была бедна, думалось пани Ляттер, ее родных и двоюродных теток не обеспокоило бы ни то, что их племянница приобретает толстые книги, ни то, что в Варшаве начала свирепствовать эпидемия эмансипации .

Вильсону стало казаться, что генерал не любит его и держит у себя в свите только из-за его отца, которому всегда был благодарен за то, что тот поддержал эмансипацию Америки в английском парламенте.

Представительницы слабого пола дрались зонтиками, носили в своих элегантных сумочках молотки, обсыпали мужчин мукой, а главное не боялись сесть за это в тюрьму. Борьба длилась долго, но в конце концов она принесла свои плоды.

XIX век – эпоха суфражизма

Женщины западной цивилизации начали свою борьбу за равноправие в XIX веке. Тогда они создали первую политическую партию, участниками которой был исключительно слабый пол. Тогда женское движение было известно, как суфражизм, а термин «феминизм» появился лишь в ХХ веке.

Идея равноправия появилась еще в XVIII веке во времена Великих французских революционных движений эпохи Просвещения. Тогда она была даже задокументирована вместе с декларацией «О правах человека и гражданина» от 1789 года. Француженки были настолько воодушевлены этой идеей, что начали создавать собственные клубы и участвовали в митингах со словами «Свобода, равенство, братство». Их воодушевление исчезло, когда появилась Конституция новообразованной республики. В ней свободы и права абсолютно не распространялись на слабый пол.

Женщины западной цивилизации начали свою борьбу за равноправие в XIX веке // Фото: makeout.by


Олимпия де Гуж от лица всех девушек и женщин составила «Декларацию прав женщины и гражданки» (считается первым документом феминистского движения). Но, к ним никто не прислушался. Спустя год М. Уоллстонкрафт выпустила свой труд «В защиту прав женщин», где указала на необходимость предоставить права для женщин. Единственным ответным аргументом мужчин стало утверждение, что слабый пол по своей натуре не умеют быть самостоятельными личностями и в обязательном порядке нуждаются в руководителе.

Право Америки и Великобритании говорили о том, что представительницы прекрасного пола не существуют в юридическом плане, если за ней не стоит муж или отец. Без согласия мужчины двушка не имела возможности владеть собственностью, заключать договоры или выступать в суде. Только в 1867 г. в пользу женщин решил высказаться мужчина. Он предоставил на рассмотрение английскому парламенту соответствующую петицию. С тех пор и начали возникать женские политические группировки. Главное и первое требование, которые выдвинули женские партии, было право на участие в избирательном процессе. Именно поэтому движение того времени известно, как суфражизм, что в дословном переводе значит «право голоса». Помимо этого, женщины хотели посещать и учиться в ВУЗах и иметь равные права на любую собственность.


Олимпия де Гуж от лица всех девушек и женщин составила «Декларацию прав женщины и гражданки» // Фото: diletant.media


Манифест суфражистского движения был продекламирован активистами Америки на самой первой конференции, касающейся прав женщин. Затем около 200 девушек и 40 мужчин утвердили некую «Декларацию чувств». В ней были выложены принципы существования и основные идеи суфражизма. Предложила такое необычное название Элизабет Стэнтон. Она хотела хоть как-то связать свою работу с «Декларацией независимости» Америки. В последней были указаны пункты, которые гласили, что все граждане рождены с равными правами и бог их наделил «неотчуждаемыми правами».

На конференции активисты сумели четко сформулировать лозунг собственного движения. Он провозглашал, что оба пола рождены абсолютно равными. Были высказаны требования партии. Женщины требовали права:

  • на собственный заработок;
  • на развод и опеку над ребенком в случае развода;
  • как полноценные граждане Америки они должны получить все политические права.
Женщины полагали, что своего они могут добиться исключительно при помощи массовых демонстраций.

ХХ век

С приходом следующего столетия малочисленные группы суфражисток в Америке и Англии превратились во влиятельные коалиции. Слабый пол любыми способами пытался внести изменения в законодательстве. Участники партий составляли обращения, петиции, проводили демонстрации, митинги. Часто их действия были довольно провокационными, потому как их основной целью было привлечь внимание общественности, чтобы та поспособствовала проведению реформ. Участницами женских организаций в те времена были в основном женщины, относящиеся к среднему классу. У тех, кто пытался выжить, работая на заводе или фабрике, просто не было времени на общественную активность.

В защиту женских прав согласились выступить социалистические партии. В 1910 г. в Копенгагене социалистка Клара Цеткин предложила каждый год устраивать «женский день». Именно в этот день женщинам не препятствовали в проведении митингов за политическое и социальное равноправие. «Женский день» был назначен на 8 марта. В 1870 высшие учебные заведения впервые открыли двери для студентов женского пола. Однако, чтобы добиться главного требования суфражисткам понадобилось еще 70 лет.


В 1910 г. в Копенгагене социалистка Клара Цеткин предложила каждый год устраивать «женский день» // Фото: opentown.org


Конгресс США лишь в 1920 году принял правку в Конституции, которая давала избирательное право представительницам слабого пола. Англичанки также добились этого приблизительно в тот же период. Однако, до 1928 года голосовать могли исключительно замужние. Наиболее прогрессивной в отношении женского вопроса была Новая Зеландия. Власти страны уже в 1893 году открыли путь женщине в избирательный пункт. Француженки добились своего одни из последних. Они отправились на выборы только в 1946 году. Швейцарские жительницы стали обладательницами голоса в 70-ых. Во многих современных мусульманских государствах этот вопрос остается открытым и по сей день.

Феминизм 60 – 80-ых годов ХХ столетия

В послевоенный период ни у кого не было желания выступать с протестами или высказывать свое недовольство. Женщинам приходилось занимать те рабочие места, которые ранее занимали мужчины. Они начали трудиться в учебных заведениях, фабриках. А по окончанию рабочей смены женщины возвращались домой и занимались своими «обычными» делами: ухаживали за ребенком, готовили, прибирались и т.д. У них не было времени на какие-либо амбиции или общественную деятельность.

В мире феминизма все было спокойно, пока в 1949 году не вышла книга француженки (филолога по профессии) Симоны де Бовуар «Второй пол». Книга была издана в размере 1 тыс. экземпляров. Все они исчезли с полок книжных магазинов практически мгновенно. Книга была переведена на 30 языков мира. Многие женщины на ее страницах увидели собственную судьбу. Писательница пыталась осмыслить женскую судьбу с философской, исторической социальной и антропологической сторон. Она выдвинула предположения того, что именно мешает женщинам себя реализовать, что или кто ограничивает их свободу. Де Бовуар была приверженцем экзистенциализма Сартра, который ставил в центр человеческого существования свободу.


В мире феминизма все было спокойно, пока в 1949 году не вышла книга француженки (филолога по профессии) Симоны де Бовуар «Второй пол» // Фото: savoirflair.com


Ее коллеги феминистки, которые также пытались обратить внимание общественности на проблему свободы, утверждали, что различие женщины и мужчины не заключается в биологии. Они говорили, что положение женщины сформировалось исторически, что оно напрямую зависит от общества и фигуры женщины в нем. Де Бовуар для написания книги исследовала литературу, мифологию, национальные традиции, семейные устои, принципы воспитания маленьких девочек в этих семьях. Все ее исследования указали на то, что главное препятствие на пути к свободе женщины – это существование женщины в качестве «второго пола». Первым полом она назвала мужчин.

Пик феминистского движения наблюдался в 60-70-ых годах. За этот короткий отрезок времени Европа и Америка пережила много социальных потрясений. Наблюдались студенческие демонстрации и протесты, антивоенные выступления, особенно остро стоял вопрос межрасового конфликта. Черные пытались также добиться для себя право голоса. Журналисты, политики и исследователи справедливо полагают, что к «революционным» движением людей сподвигли именно протесты женщин. Ведь они кардинально сменили систему гендерных отношений почти во всем мире.

Однако женщины в своих протестах часто е имели четко сформированной стратегии их «революция» оказалась неоднородной относительно идейных концепций. В результате выделилось два основных течения феминистского движения:

  • радикальное,
  • либеральное.
Самое массовое движение наблюдалось в Америке. Сторонники последнего именовали себя the women"s rights movement (за права). Радикальные выступали с лозунгами the women"s liberation movement (за освобождение).