Когда за воспитание внуков берутся бабушки…. Роль бабушки в воспитании ребенка

Зачем внукам бабушки?

Мама и бабушка, дед и отец… Молодым родителям и старшему поколению далеко не всегда удается найти общий язык, когда дело касается воспитания ребенка. Кто-то пытается “спихнуть” на бабушку свои родительские обязанности. Кто-то не хочет подпускать ее близко к внукам.

А уж споры по поводу того, как правильно воспитывать, что можно и что нельзя - идут постоянно. И пока взрослые выясняют отношения, ребенок остается меж двух враждующих лагерей. Пройдет ли это бесследно? Какие опасности таят подобные семейные разногласия? Как их избежать?
И кто, в конце концов, главнее - бабушка или мама?
Об этом мы беседуем с психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой .

Искушение “детским садом”

Ирина Яковлевна, Татьяна Львовна, сегодня постоянные споры между мамой и бабушкой воспринимаются как нечто должное. Это нормально?
Шишова: Нет, не нормально. В обществе, как правило, существует устойчивая модель семьи, где роли всех ее членов четко определены, и каждый выполняет в воспитании ребенка определенную задачу.
В патриархальной традиции все было очевидно: матери отводилась главная роль, а бабушка с дедушкой были советниками и арбитрами, помогавшими ей в воспитании и разрешавшими конфликты… Нечто подобное сохранялось и в советских семьях, но сегодня жизнь круто изменилась, и старые модели просто перестали действовать.
Мама, как правило, работает, и времени на детей у нее нет. Бабушке приходится ее заменять, и тут сразу же возникают серьезные трудности. Бывает, что даже очень занятая мама имеет собственный взгляд на то, как надо воспитывать ребенка, и не согласна с тем, что делает бабушка. Бывает, что и сама бабушка не слишком готова нянчиться с внуками. Отсюда конфликты, непонимание и прочее…
А страдают в результате дети. Многим родителям кажется, что ребенок маленький и не понимает, что в семье происходит конфликт. Но детей не зря называют молчаливыми наблюдателями. Они еще не говорят, но все уже подмечают. И делают выводы.
Так что не стоит удивляться, что, подрастая, ребенок научится ловко манипулировать мамой и бабушкой, зная, что если одна что-то запретит, другая в пику это разрешит или просто будет более либеральна.

- А может, бабушки и вовсе не нужны? Только мама, и все?
Шишова: У так называемых нуклеарных семей (то есть “мама-папа-ребенок”) тоже есть серьезные минусы. Общение с людьми разного возраста помогает ребенку получить более разнородный социальный, духовный и культурный опыт. И потому многопоколенческая семья дает более разнообразное воспитание.
Плюс к тому, не надо сбрасывать со счетов условия жизни. Жители многоквартирных домов сегодня не знают даже соседей, это лишь усиливает изоляцию. Родители на работе, бабушка с дедушкой далеко, или их совсем нет… В результате депрессия - самая распространенная болезнь. Особенно в мегаполисах.

Медведева: Еще нужно учесть, что психология ребенка и психология взрослого - разные вещи. Зачастую то, что кажется нам незначительной мелочью, для детей является весьма важным.
Ребенку свойственно строить вокруг себя барьеры психологической защиты, без которых он не может чувствовать себя в безопасности. Взрослый человек для него, в первую очередь, является одним из таких защитников. Его присутствие рядом придает уверенности в себе, и именно поэтому мало кто может заменить родителей.
Да, ребенок будет себя чувствовать в безопасности, если рассказывать ему про отважных милиционеров, моряков и летчиков, которые придут к нему на помощь. В этом плане пафосная советско-патриотическая пропаганда приносила пусть косвенную, но ощутимую пользу.
Но сегодня ее уже нет, дополнительный психологический барьер рухнул. И поэтому старшие теперь должны уделять детям еще больше внимания, чем уделялось в детстве им самим.

- Но ведь альтернативой может стать детский сад?
Шишова: Да это выход, но выход все-таки ненормальный, которым нельзя злоупотреблять. Смотрите, еще недавно в детские сады брали только с трех лет. Сегодня берут в два года.
А ведь первый период жизни ребенок должен расти в семье, потому что это его мир, на разрыв с которым он реагирует очень болезненно. Считается, что в саду ребенка учат общаться, но ведь в два года он к такому общению еще не способен! Для него все, что вне его семьи, представляет собой враждебную среду, проникновение в которую не проходит даром. Многие дети, даже придя домой из “садика”, остаются в слегка неадекватном состоянии.
И, главное, если в раннем детстве у человека не сформируется образ семьи, потом будет поздно. Это скажется и в подростковом возрасте, и потом, когда семью придется создавать уже ему самому.
Поэтому, если есть выбор: няня или детский сад - уж лучше няня. Не надо превращать общение в сверх-ценность и сплавлять своего родного ребенка в казенный дом.

Медведева: Лично я также противница детских садов. Чтобы научиться общению, ребенку достаточно нескольких сверстников в дворовой песочнице.
Так что если вы можете доверить ребенка бабушке с дедушкой, которые смогут за ним присмотреть и дадут возможность общаться с другими детьми, - не стоит идти в детский сад. Зачем вам вечные простуды и страхи ребенка, оставленного родителями в чужом незнакомом месте?
Я слышала еще и такое утверждение, что доверять ребенка стоит только профессионалам, а бабушка с дедушкой “недостаточно квалифицированны”. Вот тут уж я просто не соглашусь! В такие моменты я всегда вспоминаю свою бабушку. У нее было три класса образования, но молодые соседки ходили советоваться с ней, просто как с пожилым мудрым человеком. Ее годы и ее мудрость были куда авторитетней любого диплома.
Я знаю много семей, где была такая же ситуация.
Не стоит сбрасывать со счетов наших стариков! Это вредит всем: делает из них ипохондриков, рассуждающих лишь о здоровье-болезнях-лекарствах, а нас самих оставляет без мудрых советников. Ведь мудрость - главная добродетель пожилого человека!
Жаль, что мы все чаще об этом забываем.


В поисках “золотой середины”

- Выходит, достойной замены бабушкам нет?
Шишова: Когда речь идет о роли бабушки в молодой семье, никаких однозначных рецептов давать нельзя. Все слишком индивидуально, все зависит от конкретных людей.
Думаю, всем нам известен такой распространенный сценарий. Бабушка (часто еще очень молодая женщина) живет вместе с молодой семьей или часто приезжает. Она достаточно авторитарна, привыкла быть главной в семье, ее энергия бьет ключом. В свое время она ограничилась одним-двумя детьми. Могла родить больше, но предпочла посвятить себя работе. Теперь у нее море нерастраченной энергии, а внуки предоставлены в ее распоряжение.
А мама как бы выглядывает из-за спины бабушки. Она не является для ребенка серьезным авторитетом, он и знаком с ней гораздо меньше, чем с бабушкой. Но это неправильно. Родители для ребенка важнее бабушки с дедушкой, и если это условие не соблюдается, то даже самое пристальное внимание бабушки не помешает ему ощущать, что его в детстве “недолюбили”.
Есть и противоположный вариант. Родители-пенсионеры и их молодая активная дочь, родившая внука. У нее дела, работа и свой взгляд на то, как правильно воспитывать ребенка. Поэтому она ставит свои условия: я буду давать деньги, а вы ухаживайте за ребенком, присматривайте, но никакого воспитания! Не смейте ему ничего навязывать!
Во-первых, как это исполнить? Сложно растить ребенка и не воспитывать его. А во-вторых, как это воспримут сами дети? Да очень просто! Усвоят схему отношения к Вашим родителям как к наемному персоналу, которому можно давать деньги и ставить условия. Помните рассказ Толстого про дедушку, который ел отдельно от остальной семьи из какого-то корытца? Его внук, наблюдая за этим, говорит отцу: “А когда ты состаришься, то я тоже не буду пускать тебя за стол.” Воспитывая собственных детей личным примером пренебрежения к своим родителям, мы закладываем мину замедленного действия.

- Выходит, необходимо искать “золотую середину”…
Шишова: Несомненно. Старшие в семье обязаны заранее договориться о том, как они будут воспитывать ребенка. Делать это в присутствии самих детей категорически не следует!
Важно не втягивать их во взрослые разногласия и помнить, что до определенного возраста ребенок просто не может встать над схваткой и оценить ее “по-взрослому”. Кроме того, он более зависим от старших, чем его родители. Поэтому для него бабушка с дедушкой - очень значимые люди, и осознавать, что кто-то плохой, а кто-то хороший, ребенку очень тяжело. Фактически, с точки зрения психологии, сильные конфликты между мамой и бабушкой для ребенка примерно так же тяжелы, как и развод родителей.
Естественно, лучше не осложнять свои отношения с бабушкой и дедушкой и быть с ними максимально дипломатичными.
Сегодня часто бывает, что молодые родители - верующие, воцерковленные люди, а бабушка с дедушкой напротив, воспитаны в атеистической советской традиции. Конечно, от этого взгляды на воспитание детей у них совершенно разные, но все-таки не стоит вставать в глухую оппозицию. Бывают разные ситуации. К примеру, если бабушка с дедушкой смотрят телевизор, а родители этого не приветствуют - это одно, и совершенно другое, когда бабушка с дедушкой объясняют ребенку, что в Бога верить не надо, а верующие мама с папой занимаются всякими глупостями…
К этому надо добавить, что далеко не всегда бабушка и дедушка готовы к своей новой роли и не всегда знают, что следует делать. Поэтому, не следует ждать, что они все возьмут в свои руки и со всем справятся. Решать проблемы бабушке и маме придется все-таки сообща.
Тем более что проистекают проблемы, как правило, из одного источника: нежелания людей понять позицию другой стороны и пойти на какой-то компромисс.

Курс молодого деда

Многие люди с некоторым страхом ждут появления внуков. Можно ли дать им какой-то совет: как подготовиться к своей новой роли?
Медведева: Поверьте, готовиться здесь совершенно ни к чему! Страх проходит сразу, как только ты видишь этих замечательных маленьких человечков, готовых любить тебя ни за что - просто так!
А дальше… все будет так же, как с материнством. Жизнь сама научит исполнять новую роль правильно.
Правда, мне кажется, что люди, особенно женщины, боятся сегодня не столько появления внуков, сколько того, что их появление - верный признак прихода старости.
Известный эмигрант-диссидент Владимир Буковский писал в свое время о западных стариках: “Они так и умирают с удивленными голубыми глазами, не понимая: как это с ними могло случиться?”. Сегодня такой взгляд на жизнь пришел и в нашу страну.
Это он породил привычку молодиться и требовать от детей, чтобы те обращались к старшим по именам: Юля, Света, Катя… А ведь маленькому человечку так хочется говорить “бабушка” или “мама”! Дети очень страдают от подобных запретов.
Лично мне кажется, что такие приемы “омоложения” - это лишнее. Даже если вы переживаете по поводу своих лет, не стоит мучить ребенка. Пусть себе говорит “бабушка”.
Тут ведь даже есть некий шарм - еще не старая женщина, на которую до сих пор засматриваются мужчины, и в то же время уже бабушка…

- Есть ли какие-то типичные ошибки, которые люди допускают на своем новом поприще?
Медведева: Основная ошибка - желание разрешить ребенку все.
Сегодня принято говорить, что на детей нельзя давить, что они ненавидят запреты, но это очень опасный миф! Те, кто говорит подобное, опять же не берут в расчет специфику мышления маленького человека.
Все его поведение - провокация с целью услышать “нельзя”. Он ждет запрета, потому что хочет понять, где же именно пролегает граница дозволенного. Безграничность пугает его, и потому “счастливый ребенок”, не слышавший в своей жизни запретов, рискует оказаться в кабинете врача с неврозом или каким-то иным расстройством.
Бабушкам нужно сдерживать себя и все-таки проявлять иногда строгость, только ни в коем случае не злиться при этом на самом деле, а просто ворчать! Если же по-настоящему впасть в ярость - ничего хорошего не получится.
Не меньшая опасность для современных бабушек-дедушек - панибратские отношения с внуками. Многие стремятся построить партнерские отношения с маленькими детьми, забывая, что взрослый - это еще и психологический защитник ребенка.
Помните, я говорила об образе старшего? Показательно-панибратские отношения с ребенком, вроде того же обращения к старшим просто по имени, мешают детям считать старшего своим защитником. И тогда - снова болезни и страхи.

- Мы все время говорим о женщинах, а как следует вести себя дедушке?
Медведева: Дедушка… Сегодня у нас огромное количество семей, где он является главным, а то и единственным мужчиной. Волей-неволей ему приходится замещать отца. Особенно это важно для мальчиков, ведь именно от дедушки они узнают о мужских обязанностях в доме. С дедушкой им уютно и интересно.
Но все-таки дедушка не может полностью заменить собою отца.
Часто мужчины говорят своим дочерям: “Пусть этот негодяй уходит! Я заменю твоим детям отца!”. Нет. Не заменит. Как бы он ни старался и как бы его ни любили дети. Папа и дедушка - два очень важных для любого ребенка человека, но заменить друг друга до конца они не могут.

Бабушка как вечная ценность

- Какой, по-вашему, должна быть современная бабушка, бабушка XXI века?
Шишова: Главное, чтобы она просто была. Чтобы современные дети тоже захотели иметь детей. А это зависит от их родителей, то есть тех самых будущих дедушек-бабушек, о которых мы говорим. И, пожалуй, единственный универсальный совет, который здесь можно дать: опасайтесь рационализации отношений внутри семьи.
В человеческих отношениях царит любовь, а не сухой расчет. Потому что, руководствуясь расчетом, престарелую мать легче поместить в хоспис.
Конечно, сегодня мало кто всерьез принимает такое решение. Ну, так и не стоит идти по дороге, ведущей к нему!

Медведева: А я бы просто хотела обратиться к современным родителям, у которых в будущем появятся свои внуки: “Поверьте, уж бабушкой или дедушкой быть точно легче, чем мамой или папой!”. Все-таки не так велика ответственность, да и претензий к внукам у людей, как правило, бывает меньше, чем к детям.
Родители слишком фиксируются на том, чтобы дотянуть своего ребенка до определенного культурного уровня. Для этого они спешат “запихнуть” в него, пусть даже через силу, три языка, балет, живопись… Мне порой кажется, что некоторые люди смотрят на своих детей как на некое предприятие - постоянно инвестируют в него, дабы получить высокие дивиденды.
А бабушка с дедушкой редко мечтают вырастить из ребенка гения. Они не обижаются на его неудачи, не ругают его за это. Им не нужны внуки-индиго. Они любят внуков бескорыстно. Поэтому я советую всем: подумайте. Лишая своих детей общения с дедушками и бабушками, вы лишаете их и этой любви.

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке. Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение.

Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону. Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности.

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.

К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей — все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимо-отношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдель-ную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное — правильно построить взаимодействия между поколениями.

Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребен-ку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представ-лений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкно-венных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя».

Приведем одно из правил в качестве примера:

Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Создание семейных традиций — это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

В родительский блокнот

❀ Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.

❀ Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.

❀ Проявляя уважение к старшему поколению,

вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.

❀ Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.

❀ Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».

❀ Не забывайте о том, что старость — это мудрость.

❀ Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.

❀ Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.

Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка?

Для многих молодых мам и пап помощь их родителей становится настоящим подарком судьбы. Опыт старшего поколения помогает справляться с неизвестными ситуациями в деле воспитания малыша, а слово «бабуля» можно по праву считать синонимом слов «нежность» и «любовь».

Однако иногда бабушкина забота приводит к негативным результатам. Излишне снисходительные или, напротив, «драконовские» воспитательные методы становятся источником многочисленных ссор и скандалов между родными людьми.

Положительное влияние бабушек и дедушек на ребенка

  • В первую очередь, необходимо рассказать о той поддержке, которую оказывают старшие родственники в уходе за малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретиться с друзьями. В этом время зачастую именно бабушки и дедушки сидят с внуками.
  • Новоиспеченные родители зачастую боятся принимать ответственные решения, которые касаются и присмотра за первенцем. И тут на помощь приходят опытные бабушки, которые уверены в своих силах и знают, что нужно делать с маленькими детьми.
  • У взрослого поколения найдется время, чтобы помочь с уроками, поиграть с детьми, расширить их кругозор, читая книги, рассказывая реальные истории из жизни.
  • Порой складывается ощущение, что между пожилыми людьми и ребенком налаживается «мистическая» связь – сказки из уст дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те же самые, которые читают родители.
  • Общение с родственниками расширяет социальные контакты детей, благодаря этому они смогут приобрести непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не только со сверстниками.

Отрицательное влияние старшего поколения

  • Многие дедули и бабули балуют внуков, разрешают им то, что не позволяют в семье. Например, любимые бабушки не ограничивают в просмотре мультиков и позволяют пропустить дневной сон. Некоторые даже стараются договориться с внучатами, чтобы те молчали перед родителями об этих вольностях. Неудивительно, что после подобного вмешательства дети пытаются выторговать такие же привилегии и у мамы, пуская в ход капризы, слезы и истерики.
  • Некоторые бабушки, напротив, придерживаются авторитарного стиля взаимодействия с ребенком. Их девиз: «Воспитывать детей нужно, пока они еще умещаются поперек лавки» . Не стоит и говорить, что после такого общения малыш всячески сопротивляются встрече с близкими родственниками.
  • Иногда дедушки и бабушки пытаются оградить своего внука буквально от всего. Он постоянно слышит: «Не бегай – упадешь», «Не поднимай палку – замараешься» . Психологи уверяют, что подобное «тепличное» воспитание способно перерасти в страхи, а затем в неуверенность и инертность.

Правила для родителей

Если вы заметили, что после посещения бабушки и дедушки поведение ребенка кардинально меняется, необходим серьезный разговор. Однако помните, что балование детей зачастую проистекает от искренней любви.

  1. Постарайтесь четко обозначить границы влияния своих родителей на ребенка. Именно вы несете ответственность за его воспитание, а бабушка и дедушка являются пусть главными, но все же помощниками.
  2. Обсудите все противоречия и расхождения в вопросе развития малыша. Но не делайте это в его присутствии, чтобы не снизить авторитет взрослых людей. Кстати, некоторые дети, глядя на ссоры, быстро соображают, как сыграть на противоречиях. Так что есть риск получить маленького манипулятора.
  3. Не забывайте, что от вашего отношения к старшему поколению зависит то, как подросшие дети станут относиться к вам в будущем. Поэтому, даже если вы отрицательно относитесь к бабушкам-дедушкам, не демонстрируйте этого хотя бы при малыше.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правила для бабушек и дедушек


  1. Старайтесь не говорить детям, что они не так воспитывают ваших внуков (даже если вам так кажется). Встаньте на сторону дочери или сына и помогите реализовать их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям (а значит, и вашим внучатам) только добра.
  2. Рассказывайте младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и возможных проблемах, но не обвиняйте! Ваша задача – договориться, как исправить недостатки ребенка и удовлетворить его потребности.
  3. Не «покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными подарками. Желая сделать дорогой презент (телефон, ноутбук) внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой.
  4. Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт – то, чего пока нет у ваших детей. А значит, вы более опытны во взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть беседу так, что они согласятся с вами.

Пожалуй, в каждой семье возникают собственные сложности и недомолвки, которые связаны с влиянием на ребенка дедушек и бабушек. Градус накала зависит от множества обстоятельств: совместное или раздельное проживание, социальная зрелость семьи и период ее жизни. Психологи уверены, что первые годы являются самыми серьезными, так как происходит взаимное приспособление. Также большую роль играет то, чьи это родители – мамы или папы.

Для обоих поколений идеальная модель взаимодействия – близкие взаимоотношения на определенном расстоянии. То есть, молодая семья с ребенком живет в отдельной квартире, однако часто посещает своих родителей и пользуется их услугами. Со своей стороны, молодежь помогает «старикам» более комфортно переживать одиночество.

Безусловно, семья – это личная территория родителей, на которой действуют их правила. И за воспитание ребенка тоже отвечают только мама и папа. Однако не стоит забывать, что роль дедушек и бабушек в воспитательном процессе трудно переоценить. И если они не стремятся заменить родителей, а, напротив, поддерживают и не критикуют их, общение со старшим поколением становится для ребенка настоящим праздником.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Бабушки – это лучшие няни. И вряд ли с этим можно поспорить, особенно если бабуля влюблена в свою кровиночку и с удовольствием проводит время с внуком или внучкой. И я с этим согласна, но недавно у нас с мамой появились некоторые трудности. И я не знаю, как еще ей объяснить свою точку зрения.
О чем я? Не знаю, многие ли слышали про то, что слова родителей и родных программируют сознание ребенка. Как это понять?

На простом примере. Если мы говорим дочке или сыну, что он хороший, что у него все получится, нужно просто постараться, тогда у малыша растет уверенность в своих силах. Он знает, что любимые люди в него верят, и готов стараться для достижения каких-то целей. Понятно, что слова – это не волшебная палочка. И от одного слова может ничего не измениться. Но если мы их произносим регулярно, то они закладывают определенную базу в сознание ребенка.

И в то же время наши плохие слова точно так же программируют деток. К примеру, если мы говорим постоянно – у тебя ничего не получится, ты неумеха, ты все портишь, руки-крюки и тому подобные вещи.

Если честно, я сама начала об этом задумываться не так давно, просто как-то посмотрела одну передачу, где об этом программировании очень интересно рассказывал детский психолог. Потом проанализировала свое детство и поняла, что в словах специалиста был определенный смысл. Я думаю, что сейчас каждый может привести такие примеры из прошлой жизни. Какие-то слова, сказанные родителями, которые по сей день застряли в мозгу и выгнать их оттуда не так просто.

Так вот, я решила, что воспитывать своего сына хочу без глупых приговорок, типа “ты ничего не умеешь”, “ты много ленишься”, “не трогай, испортишь” и других в том же духе. И в принципе, у меня все неплохо получается. Я как бы и сама раньше говорила подобные вещи, каюсь. Но мы же развиваемся, и поэтому можно изменить даже собственное поведение. И кстати, на самом деле прогресс заметен.

Моя мама делает все наоборот. Сын хотел порезать себе яблоко, а она выхватывает у него нож со словами “положи, а то порежешься”. Да он уже в пятом классе, что он яблоко не порежет?? В другой раз он делал уроки, мама решила проверить задачки и нашла несколько ошибок – стрельнула фразой “гуманитарий растет, математика явно не твое” и таких примеров много.

Я решила поговорить с мамой о программировании детей, рассказала, что и как. На что она мне ответила, что двоих дочек она как-то воспитала, да и с внуком справится. Тогда я ей привела пример из моего детства, как мне с мал мала говорили, что спорт – это не мое, что я нескладная, плохое равновесие. А потом нещадно ругались, когда я получала тройки по физ-ре. Удивлялись, почему я так и не научилась ездить на велике.

Нет, я ни в коем случае не обвиняю своих родителей, они хорошие, они меня любили, как могли. Но мы живем в мире, где каждый день идет развитие, в том числе в психологии воспитания детей. Так почему не использовать все эти новшества, тем более что цели-то благие.

В общем, объяснила я маме, в чем она была не права. Рассказала, что для ее внука значат слова бабушки, и как они могут повлиять на становление его личности. Мне кажется, что она слушала, но в душе считала, что я не права. Короче говоря, я просто ее попросила, чтобы она перестала хаять внука, говорить всякую ерунду. Она вроде бы поняла. Точнее я так подумала.

Прошло пару недель, и снова ситуация повторилась. Опять услышала “гадости” в адрес своего сына. Опять напомнила маме о нашем разговоре. На что она мне ответила, что будет воспитывать внука так, как умеет, и меняться не собирается.

Я вот теперь даже не знаю, мне что малого к ним в гости не пускать?

Как хорошо, когда в воспитании ребенка принимают участие бабушка с дедушкой! Но у старшего поколения свой взгляд на методы воспитания. Как прийти к согласию в воспитании детей и выстроить семейные отношения? Консультирует психологТатьяна Тихомирова.

Трудно представить себе жизнь детей без участия бабушек и дедушек. Наверное, это связано с нашей традицией. Как же найти общий язык старшему и среднему поколениям?

Внуков любят больше, чем детей?

В зрелом возрасте у людей возникают особые чувства по отношению к маленьким детям. Бабушки и дедушки каким-то непостижимым образом могут смотреть на мир детскими глазами, могут поставить себя на место ребенка, всей душой откликаться на его даже незначительные переживания и «беды» и говорить с ним на одном языке. И это не просто эмоциональная заинтересованность, это безусловное и безоговорочное принятие внуков такими, каковы они есть, со всеми их достоинствами и недостатками.

Родители, конечно же, тоже сопереживают детям, но по-другому. В чем же различия между проявлениями чувств старшего и среднего поколений? Обычно родители имеют уже сложившуюся модель воспитания будущего ребенка и потом активно ее реализуют. В большинстве случаев они хотят, чтобы ребенок осуществил их собственные несбывшиеся надежды и мечты. Так, мама видит в своей стеснительной дочери актрису, папа мечтает, чтобы его сын, увлеченный чтением исторической литературы, был нападающим футбольной команды. Здесь доминирует чувство собственности: «Мой ребенок - мне лучше знать, что ему надо». Так, одна состоятельная пара искренне считает, что их 10-летней дочери просто необходимо проводить лето в престижном лондонском пансионе, в то время как их Машенька мечтает о поездке к бабушке в Орловскую область.

А у бабушки и дедушки подобного рода мыслей практически не бывает. Они охотно включаются в детскую жизнь, «играя» по сценарию, придуманному ребенком, а не навязывая свой. Они не осуществляют прямого педагогического воздействия, а заполняют свою жизнь детскими проблемами. Иными словами: бабушка и дедушка для ребенка, а не ребенок для них.

И в дискуссиях с родителями по вопросам воспитания старшее поколение, как правило, принимает сторону младшего.
Однако, справедливости ради, нужно сказать, что и бабушки бывают разные . (Давайте теперь будем говорить о бабушках, так как именно на них в нашей российской действительности падает основная нагрузка по присмотру за детьми.)
Кто-то стал бабушкой слишком рано и вовсе не желает бросать престижную работу и хочет жить активной личной жизнью, чья-то бабушка работает ради финансового благополучия собственных внуков, а кто-то, наоборот, рад бы помочь, да годы уже не те, здоровье не позволяет.
И все же практика обращения за помощью в воспитании детей к бабушкам остается едва ли не самой популярной в России. В Европе дело обстоит совсем иначе: в семьях просто не принято обращаться за помощью к своим родителям, нормой считается нанять специальный персонал для ухода за детьми.

Кстати, в некоторых наших семьях среднее поколение придумало новую схему взаимоотношений со старшими по вопросам присмотра за детьми. На западный манер. Ведь можно платить не няне (постороннему человеку), а родной бабушке - и ничего зазорного в этом нет!

Сядем за стол переговоров!

Самая распространенная ошибка объединенного воспитания и бабушками, и мамами, состоит в том, что взрослые не могут прийти к согласию по отдельным педагогическим проблемам. Когда ребенок еще совсем маленький, все более-менее понятно: бабушка гуляет с коляской в парке, а мама делает домашнюю работу (или наоборот). Проблемы возникают, когда малыш подрастает, начинает общаться со сверстниками. Разногласия могут касаться всего: как одеть ребенка, чем кормить и т. д. В подобных ситуациях лучше сразу сесть за стол переговоров и честно рассказать друг другу о взаимных претензиях. На наш взгляд, самая правильная позиция у бабушки, которая следует правилу: «Помогаю, чем могу. Ни во что не вмешиваюсь. Они родители - им виднее». Однако стоит прописать несколько рекомендаций для бабушек, которым, надеемся, они будут следовать.
* Будьте последовательны в своих воспитательных действиях. Немного строгости в определенных ситуациях совсем не повредит вашим внукам.
* Проступок ребенка не должен остаться незамеченным. Причем наказание это не «ремень». Попробуйте в качестве наказания прочитать ребенку не 10 страниц его любимой книжки, а всего 5.
* Согласуйте свои воспитательные действия с родителями. В вашей семье будет царить спокойная и доверительная атмосфера.
Родителям хочется порекомендовать быть снисходительнее к своим детям, не бойтесь лишний раз похвалить кроху, запрещайте только то, что действительно важно для обеспечения безопасности вашего ребенка дома и в обществе.

Хорошо, если ребенок живет с мамой и папой, а бабушка - частый и желанный гость в вашем доме!

Слово ученым

Как и у всякой педагогической системы, у «бабушкиного» воспитания есть свои сторонники и противники. Основные доводы противников - дети становятся некоммуникабельными, предпочитают общению со сверстниками тихие игры с игрушками, хуже адаптируются в детском саду и школе, ребенок «после бабушки» неуправляем. Сторонники же воспитания бабушками заверяют родителей в обратном - ребенок растет психически здоровым, с чуть завышенной самооценкой (что, согласитесь, гораздо лучше, чем неуверенный малыш). Внук, с которым бабушка проводит много времени, часто опережает в умственном развитии своих сверстников. Однако мнения сторонников и противников воспитания бабушками так в большинстве случаев и остаются мнениями и наблюдениями, не подтвержденными научными доказательствами. А что говорят ученые - психологи, педагоги?
Сотрудники Института психологии РАН провели масштабное исследование интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, изучили семейную ситуацию детей и пришли к впечатляющим выводам. В частности отмечено, что дети (младшие школьники), находящиеся под присмотром бабушек, успешнее справляются с нестандартными заданиями. Причем оказалось, что родители и бабушки, сами о том не догадываясь, применяют к детям одни и те же методы воспитания! А различие состоит лишь в том, какой именно метод каждый из них считает приоритетным и как его использует.

Бабушкино воспитание хорошо, но злоупотреблять помощью старшего поколения все же не стоит

* Вполне естественно, что требования, предъявляемые взрослыми к ребенку, меняются в соответствии с его возрастом: от малыша потребовать особенно нечего, а вот у дошкольника уже есть определенные обязанности. Во время исследования задавали такие вопросы: «Считаете ли Вы обязательными каждодневные уборки в детской комнате?», «Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?» и пр. Вывод: родители более требовательны к ребенку.
* Теперь о запретах. Например, мама 7-летней Даши категорически против перекусов перед обедом, в то время как Дашина бабушка постоянно предлагает ребенку то пряник, то конфету. Итак, бабушки склонны к минимуму запретов.
* Самым спорным в педагогической науке был и остается вопрос о наказаниях. Исследование показало, что большая часть родителей считает, что «наказание - необходимый инструмент в деле воспитания ребенка». А вот бабушки говорят, что с детьми всегда можно договориться, нужно лишь проявить терпение.
* Как правило, родители скупы на похвалы. Кому-то кажется, что их ребенок «ничего не достиг в свои 7 лет», кто-то частенько повторяет: «Вот Вася играет на скрипке, а ты рисуешь какую-то ерунду». Таким образом, родители, сами того не подозревая, внушают собственному ребенку серьезные комплексы неполноценности, практически разрушают его самооценку. А вот бабушки считают, что их внуки рисуют не какую-нибудь «ерунду», а «настоящую картину», которую и вешают в рамку на самом видном месте. А ведь для малыша это так важно!
* Бытует мнение, что ребенка можно избаловать, если постоянно удовлетворять все его желания. Да, конечно, если речь идет о покупке новых и новых игрушек. Но очень часто бесконечные просьбы ребенка вызваны нехваткой душевного тепла со стороны взрослых, тем, что малыш чувствует себя брошенным, одиноким. При исследовании задавались вопросы: «Часто ли вы ласкаете своего ребенка?», «Если ребенок просит поиграть с ним, соглашаетесь ли вы?» и пр. Увы, родители не считают потребности и желания ребенка серьезными и обоснованными. Бабушки же склонны прислушиваться к желаниям своих внуков, какими бы парадоксальными они ни казались.
* Наличие выбора у ребенка - следующий пункт, по которому проводилось сравнение. Этот показатель, как правило, связывают с демократическим стилем воспитания в семье. Выбор может касаться всего: начиная от посещения ребенком секций и заканчивая покупкой одежды. Результаты: родители считают, что им виднее, с кем дружить ребенку, в какое время делать уроки и как проводить выходные, то есть они лишают ребенка права выбора даже в незначительных ситуациях.
* И наконец, об эмоциональном самовыражении детей. К сожалению, отмечено, что мамы слишком часто «одергивают» детей: «перестань смеяться», «не смей плакать», «ты слишком громко говоришь». Как правило, делается это по поводу и без повода. Ребенок становится зажатым, напряженным, замкнутым, не способным проявить себя ни в школе, ни в группе сверстников. Бабушки же позволяют детям быть такими, какие они есть. Итак, давайте возьмем все лучшее от «бабушкиного» и родительского воспитания - ради счастья наших детей и мира в семье!

А где же дедушки?

При проведении исследований в Институте психологии РАН было задействовано более 200 семей. Выяснилось, что более-менее активно общались с внуками лишь трое (!) дедушек. Остальные считают, что возиться с детьми - не мужское дело. На самом деле роль мужчины - отца, деда - в воспитании детей огромна. С папой и дедом девочки усваивают первые навыки общения с противоположным полом, мальчики «примеряют» на себя роль главы семьи. Дети моделируют свои отношения с окружающими в соответствии с взаимоотношениями взрослых. Если по какой-то причине в семье нет папы, именно дедушка становится для ребенка объектом обожания. Но, к сожалению, в большинстве российских семей лидером воспитательного процесса становятся женщины - мама, бабушка, которые считают, что «мужчины ничего не понимает в воспитании маленького ребенка; им бы только возиться в гараже среди железяк». Таким образом, очень часто сами женщины отбивают у сильного пола желание заниматься детьми.