Когда масленица в году какого числа.

А вы знаете когда масленица в 2013 году? Заходите к нам на сайте и вы получите ответы на все свои вопросы. С наступающими праздниками!

С каждым днем все стремительнее приближается весна, а вместе с ней самый веселый и бесшабашный праздник – Масленица! И несмотря на то, что это древнее славянское торжество уходит корнями еще в языческую культуру, праздник очень любим русским народом по сей день. Тем более что после Масленицы долгих семь недель нельзя веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Так что не скупитесь на радость, с шиком и разгульем отмечайте Масленицу, которая в этом году начнется 11 марта и закончится 17 марта.

Малая Масленка

На самом деле начинать праздновать Масленицу следует уже в субботу и воскресенье – 9 и 10 марта. Эти два дня до начала настоящей Масленицы наши предки-славяне ласково называли «малая Масленка». В субботу ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара односельчан вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал «нет», того в шутливой форме били лаптями. Также ребятня с особым азартом каталась в субботу с гор. Но прежде чем приступить к катанию, дети обязательно произносили скороговоркой масленичное привет-ствие: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленице выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток.

Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталась, в блинах повалялась, сердцем потешалась. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалась, умом повеселилась, речью наслаждалась». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленка! Приехала Масленица!»

Что же касается последнего воскресенья перед Масленицей, в старину оно носило название «мясное воскресенье». В этот день тесть обязательно ездил звать зятя «доедать барана», то есть доедать все мясное в доме, ведь в масленичную неделю на Руси запрещено есть мясные блюда. Молодежь и детишки в свою очередь достраивали снежные городки, качели, балаганы, продолжали веселиться на горках, раскатывая их. А их матери сидели дома и месили тесто для завтрашних блинов, пока на небе не появлялись первые звезды. Завидев их, они тайком от мужей выходили на реку, озеро или к колодцу и призывали месяц выглянуть подуть на опару: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!», а затем сбрызгивали опару ключевой водой. Считалось, что блины, испеченные после такого обряда, принесут в дом мир, любовь и благополучие.

Большая Масленица

Но все-таки настоящая Масленица начинается с понедельника. Недаром же именно этот день величают Встречами. Ранним утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. За праздничным столом они впервые отведывали блины, обговаривали время и место гуляний, определяли состав будущих праздничных гостей. А как стемнеет, выходили на улицу, где весь честной народ принимался за изготовление чучела Масленицы. Куклу делали из сена, одевали в старую женскую одежду, украшали разноцветными лентами, а затем насаживали на шест и с песнями возили на санях по деревне. Затем ее ставили на самой высокой снежной горе, с которой начиналось катание на санях. По традиции чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой в этот день, тем лучше будет весь будущий урожай и длиннее уродится лен. А чтобы хорошо росли цветы и кустарники, во Встречи нужно высоко раскачиваться на качелях.

На следующий день, во вторник, наступают Заигрыши. Это день начала веселых игр и соревнований, за участие в которых угощают блинами. Кроме того, проходили смотрины красавиц-невест, а поженившиеся зимой пары ездили по улицам на санях «показать себя». Повеселившись от души, славяне собирались на вечерние посиделки, звали всех родных и знакомых, чтобы вместе отведать блинов. Встречать гостей было принято словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»

В среду приходит Лакомка. Название говорит само за себя. Сегодня хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!», угощения должны быть богатыми, вкусными и разнообразными. Кстати, нередко именно в Лакомку в деревнях в складчину с друзьями и соседями собирались, чтобы наварить праздничного пива и тут же его отведать. Но обязательным гостем в доме нынче является зять, который должен непременно отведать тещиных блинов.

В четверг начинается Широкий разгуляй. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Повсюду появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники.

Здесь же под открытым небом можно было выпить горячего чая из кипящего самовара. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, кулачным боям, качелям, шумным пирушкам. В Широкий разгуляй совершалось сразу два самых любимых и красивых масленичных обряда, помогающих солнцу прогнать зиму – катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке, вокруг деревни и взятие снежной крепости.

На катание «по солнышку» выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. А малолетние мальчишки, стоя по обочинам дорог, с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и зазывая таким образом весну-красну. А потом наступал черед главного мужского действа – оборона или взятие снежной крепости. Снежный городок, заранее выстроенный на полях, поражал своим размахом. Он был не меньше трех метров высотой и десяти метров длиной, украшен снежными башнями и даже имел вырезанные в снегу ворота. Праздничная ватага разделялась пополам: одни охраняли крепость, а другие должны были силой взять ее. Биться разрешалось один на один или стенка на стенку. Лежачих не били, также нельзя было бить ниже пояса или по затылку. Поверженной снежная крепость считалась тогда, когда кто-либо из нападавших взбирался на ее вершину и сваливался с другой стороны.

На следующий день, в пятницу, люди немного отдыхали от безудержного веселья. Нет, конечно, веселились, но все-таки больше думали о расширении своей семьи – содействовали молодежи в том, чтобы она поскорее подыскала пару. А сам день получил название Тещиных вечерков. Будущие и уже состоявшиеся зятья приглашали в гости своих тещ. Званая теща обязана была прислать в ответ всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть – мешок гречневой крупы и коровье масло. Вечером теща приходила в дом зятя, и он угощал ее хотя бы одним собственноручно выпеченным блином. Неуважение зятя к этому обряду считалось бесчестием и обидой и служило поводом к вечной вражде между ним и тещей.

В субботний масленичный день празднуются Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости золовок – сестер мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок, а та в свою очередь пообещать ей поддержку и сестринскую любовь. Вечером новобрачная со своим супругом принимали участие в другом старинном праздничном обряде – Целовнике. В этот день все новобрачные из всех окрестных деревень собирались в крупном селе в одном месте, и там начиналось их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку, там они кланялись миру – собравшимся посмотреть деревенским жителям, – целовались и в резных и расписных санках съезжали вниз с горы. А под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «Давай, давай!» Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а также выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

Завершалась Масленица Прощеным воскресеньем, которое раньше также называлось Проводами. Подходили к концу гулянья, веселье и объедание, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лед и тем самым уничтожить холод. Все просили друг у друга прощения, целовались, кланялись в ноги, а в ответ слышали: «Бог простит, и я прощаю». Кстати, прощения просили по-особому и только в вечерние часы. Сначала у всех домашних – после ужина (взрослые) или перед сном (дети). А затем взрослые отправлялись к старшим в роду родственникам, живущим по соседству. На обратном пути непременно заглядывали к куму с кумой и одаривали их символическими подарками.

Кульминацией Прощеного воскресенья было сжигание чучела Масленицы всем селом. Ритуальное сжигание издревле имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь, по представлениям наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками. Соломенную куклу спускали со снежной горы, на которой она стояла все праздники, и в последний раз провозили на санях по поселению, а затем устанавливали в центре костровой площадки, и весь народ прощался с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые праздничные забавы. После чего чучело сжигали, а в разгоревшийся огонь летели записки с тем, от чего народ хотел избавиться – болезни, голод, неурожай, разруха и т.д. Когда кукла окончательно сгорала, на ее месте или подле нее разводили костры, через которые с удовольствием прыгала молодежь.

Торжества в честь дня весеннего равноденствия, в честь победы весны над зимой являлись на Руси традицией задолго до принятия ею христианской веры. Но после крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко праздник был поставлен на службу православия. Вот уже более тысячи лет он знаменует собой для верующих пролог к Великом посту, предваряющему светлый праздник Пасхи.

Какого числа праздновать Масленицу в 2013 году

В 2013 году празднование Масленицы начинается 11 марта и продлится всю неделю до 17-го. Следующей праздничной датой у православного люда станет Пасха. Но перед празднованием Воскресения Господня предстоит выдержать Великий пост.

Названия дней, обряды и традиции

Традиционно праздник Масленицы делится на две большие части - Узкую и Широкую Масленицы . Узкая Масленица - первые три дня масленой недели: понедельник, вторник и среда. Остальные же четыре дня праздничной седмицы именуются Широкой Масленицей . Между ними есть существенное различие: если на Узкую Масленицу не возбранялось поработать от души, заниматься делами по дому, то на Широкую Масленицу любой труд считался грехом.

Каждый день Масленицы имел свои особые традиции и соответственно свое наименование.

Первый день Масленицы именовался «встреча »: утром этого дня свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и к матери, вечером же они сами приходили к сватам в гости.

В понедельник из соломы и прочих подручных материалов сооружалось чучело Масленицы , которое наряжали затем в сношенную женскую одежду, насаживали на кол и возили на санях по улицам. К этому дню возводились снежные горы и качели, начинали печь блины . Причем первый блин отдавался, как правило, малоимущим - «на помин души усопших».

Второй день масленой недели назывался «заигрыш ». Это был день смотрин невест на выданье - так, чтобы после Великого поста, на Красную горку, можно было и свадьбы сыграть. Молодежь с утра пораньше приглашали в гости - блинов поесть да на санках с горы покататься.

В третий день Масленицы , то есть в последний день Узкой Масленицы , полагалось прийти к теще на блины - собственноручно ею приготовленных блинов отведать. Отсюда и наименование этого дня было соответствующим - «лакомки ». Теще в этот день было положено демонстративно показывать ее душевное расположение к мужу своей дочери.

Четвертый день масленой недели был для народа временем разгула, а потому и назывался - «разгуляй-четверг ». С этого дня и начинались всенародные потехи - устраивались кулачные бои, катания на лошадях, завершающиеся шумными пирушками. Главным праздничным действием этого дня был штурм и захват «снежного городка».

Пятый день масленой недели был «тещиных вечерок », когда ей было положено прийти к зятю с ответным визитом, причем - совместно с родственниками и подругами.

Шестой день Масленицы - суббота также была днем посиделок, но уже золовкиных: молодые невестки приглашали в гости в дом сестер своих супругов. Если золовка была незамужней, то ей положено было привести вместе с собой и своих незамужних подруг, а ежели замужней, то свою семейную родню. Невестка в этот день должна была преподнести золовке какой-либо подарок.

Седьмой же день Масленицы (в 2013 году он выпал на 17 марта) - кульминация всей масленой недели. Он носит название «прощеное воскресенье », и это тоже не случайно. Верующим в этот день положено просить друг у друга прощения за всё, что было плохого между ними за прошедший год, за все причиненные за год друг другу обиды и неприятности.

В ответ на просьбу о прощении положено произнести, что «Бог простит, и я прощаю». В этот день настоятели храмов также просят прощения у своих прихожан. Так происходят последние приготовления к ожидающему вскоре верующих Великому посту.

История празднования Масленицы

В дохристианские времена праздник в честь пришествия весны был четко привязан во времени к 22 марта - дню весеннего равноденствия. Длился он не семь дней, как сейчас, а две недели.

Праздник символизировал собой пробуждение природы после зимней спячки, а вместе с тем - превращение Солнца, считавшегося у язычников родным сыном бога Коляды, в прекрасного юношу по имени Ярило. С тех самых пор и повелось сопровождать эти торжества блинами. Румяный, круглый блин в Масленицу символизировал собой Солнце. Перезвон колоколов на храмах, расписные сани, запряженные в тройки с бубенцами, хороводы с ряжеными, кулачные бои, народные потехи и забавы, ярмарки, частушки под гармонь - такой была Масленица в России в дореволюционные времена, такой она осталась навсегда во множестве произведений русской классической литературы.

Однако же для православного христианина Масленица прежде всего - преддверие семинедельного Великого поста. И уж затем она связана с поеданием вкусных блинов и с раздольными народными гуляниями. Да и на саму Масленицу, хоть и сопровождается она, как правило, обильными пиршествами, мясо есть уже нельзя . Зато можно употреблять всю прочую скоромную пищу - масло, сыр, молоко, рыбу… «Пей и ешь от пуза на Масленицу, - говорилось в народе по этому поводу, - не за порогом Великий пост!»

Торжества в честь дня весеннего равноденствия, в честь победы весны над зимой являлись на Руси традицией задолго до принятия ею христианской веры. Но после крещения Руси князем Владимиром Красное Солнышко праздник был поставлен на службу православия. Вот уже более тысячи лет он знаменует собой для верующих пролог к Великом посту, предваряющему светлый праздник Пасхи.

Какого числа праздновать Масленицу в 2013 году

В 2013 году празднование Масленицы начинается 11 марта и продлится всю неделю до 17-го. Следующей праздничной датой у православного люда станет Пасха. Но перед празднованием Воскресения Господня предстоит выдержать Великий пост.

Названия дней, обряды и традиции

Традиционно праздник Масленицы делится на две большие части - Узкую и Широкую Масленицы . Узкая Масленица - первые три дня масленой недели: понедельник, вторник и среда. Остальные же четыре дня праздничной седмицы именуются Широкой Масленицей . Между ними есть существенное различие: если на Узкую Масленицу не возбранялось поработать от души, заниматься делами по дому, то на Широкую Масленицу любой труд считался грехом.

Каждый день Масленицы имел свои особые традиции и соответственно свое наименование.

Первый день Масленицы именовался «встреча »: утром этого дня свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и к матери, вечером же они сами приходили к сватам в гости.

В понедельник из соломы и прочих подручных материалов сооружалось чучело Масленицы , которое наряжали затем в сношенную женскую одежду, насаживали на кол и возили на санях по улицам. К этому дню возводились снежные горы и качели, начинали печь блины . Причем первый блин отдавался, как правило, малоимущим - «на помин души усопших».

Второй день масленой недели назывался «заигрыш ». Это был день смотрин невест на выданье - так, чтобы после Великого поста, на Красную горку, можно было и свадьбы сыграть. Молодежь с утра пораньше приглашали в гости - блинов поесть да на санках с горы покататься.

В третий день Масленицы , то есть в последний день Узкой Масленицы , полагалось прийти к теще на блины - собственноручно ею приготовленных блинов отведать. Отсюда и наименование этого дня было соответствующим - «лакомки ». Теще в этот день было положено демонстративно показывать ее душевное расположение к мужу своей дочери.

Четвертый день масленой недели был для народа временем разгула, а потому и назывался - «разгуляй-четверг ». С этого дня и начинались всенародные потехи - устраивались кулачные бои, катания на лошадях, завершающиеся шумными пирушками. Главным праздничным действием этого дня был штурм и захват «снежного городка».

Пятый день масленой недели был «тещиных вечерок », когда ей было положено прийти к зятю с ответным визитом, причем - совместно с родственниками и подругами.

Шестой день Масленицы - суббота также была днем посиделок, но уже золовкиных: молодые невестки приглашали в гости в дом сестер своих супругов. Если золовка была незамужней, то ей положено было привести вместе с собой и своих незамужних подруг, а ежели замужней, то свою семейную родню. Невестка в этот день должна была преподнести золовке какой-либо подарок.

Седьмой же день Масленицы (в 2013 году он выпал на 17 марта) - кульминация всей масленой недели. Он носит название «прощеное воскресенье », и это тоже не случайно. Верующим в этот день положено просить друг у друга прощения за всё, что было плохого между ними за прошедший год, за все причиненные за год друг другу обиды и неприятности.

В ответ на просьбу о прощении положено произнести, что «Бог простит, и я прощаю». В этот день настоятели храмов также просят прощения у своих прихожан. Так происходят последние приготовления к ожидающему вскоре верующих Великому посту.

История празднования Масленицы

В дохристианские времена праздник в честь пришествия весны был четко привязан во времени к 22 марта - дню весеннего равноденствия. Длился он не семь дней, как сейчас, а две недели.

Праздник символизировал собой пробуждение природы после зимней спячки, а вместе с тем - превращение Солнца, считавшегося у язычников родным сыном бога Коляды, в прекрасного юношу по имени Ярило. С тех самых пор и повелось сопровождать эти торжества блинами. Румяный, круглый блин в Масленицу символизировал собой Солнце. Перезвон колоколов на храмах, расписные сани, запряженные в тройки с бубенцами, хороводы с ряжеными, кулачные бои, народные потехи и забавы, ярмарки, частушки под гармонь - такой была Масленица в России в дореволюционные времена, такой она осталась навсегда во множестве произведений русской классической литературы.

Однако же для православного христианина Масленица прежде всего - преддверие семинедельного Великого поста. И уж затем она связана с поеданием вкусных блинов и с раздольными народными гуляниями. Да и на саму Масленицу, хоть и сопровождается она, как правило, обильными пиршествами, мясо есть уже нельзя . Зато можно употреблять всю прочую скоромную пищу - масло, сыр, молоко, рыбу… «Пей и ешь от пуза на Масленицу, - говорилось в народе по этому поводу, - не за порогом Великий пост!»

Когда начинается масленица в 2013 году? Масленица уже стартовала

Масленица - праздник веселья и разгулья, праздник встречи весны и единения. Всем известно, что традициям масленичных гуляний не одно столетие, а каждый обряд масленичной недели несет свой глубокий смысл. Проходят столетия, сменяются поколения, а мы по-прежнему отмечаем этот народный праздник. Блинами и красочными гуляньями у многих этот праздник вспоминается с самого детства. А еще - кострами, сжигающими чучело Зимы, символизирующими уход холодов, снега, зимы и призывающими теплое солнце и весну.

В первую очередь Масленица это праздник для народа, и давно уже считается праздником живота. Кто же откажется от горячего блинчика с повидлом на свежем воздухе или в уюте собственного дома? Ежегодно хозяйки и хозяева пекут тонны блинов у домашнего очага в кругу семьи или отправляются в гости с блинами к родственникам и лучшим друзьям. Самые популярные блины, это, конечно, с творогом, мясом, медом вареньем и икрой. Существует миллионы других разновидностей, и у каждого есть свои любимые.

Откуда на Севере появилась такая славная традиция, которая так просто поднимает настроение и объединяет семьи? Масленица пришла к нам от предков и имеет древние корни. Когда-то обряд сжигания масленичного чучела символизировал прощание со старым плодородным годом и ожидание прихода нового.

Нельзя переоценить важность этого события для крестьян. Этот обряд помогал настроиться на полевые работы, и был своеобразным приношением матери-природе с надеждой на ее благосклонность и обильный урожай. Другим важным моментом на масленицу было поминание предков. Сжигая чучело Масленицы, люди верили, что могут повлиять на плодородность земли, развеяв пепел чучела по полям.
Надеялись, что природа дарует не только плодородие земли, но и на плодовитость у людей и скота. Брачные игры, скачки и кулачные бои - неотъемлемая часть масленичных празднеств.

С точки зрения системно-векторной психологии в масленичных гуляниях прослеживается свой, особенный смысл.

Самую большую ценность масленичный обряд составлял для мышечных людей . Для них он был, прежде всего, объединением в мы, объединением с матерью-землей, откуда все приходит, и куда все уходят. В масленичную неделю молодые мышечные парни мерялись силушкой, не только ради забавы - это было частью воспитания развития подрастающих мышечных ребят, еще не знающих данной им от рождения силушки. Меряться силой - это мышечное. Вспоминать об умерших - тоже. Мышечные люди, как никто, по-особенному относятся к смерти: «Бог дал - Бог взял». Основу демографии любой страны формируют они, мышечные люди. Они же легко идут на войну: легко отдают жизнь свою и легко забирают другую.

Для людей с анальным вектором масленичные гуляния стали значимым обрядом с целым списком обязательных действий. Для них же и прощеное воскресенье, и семейные посиделки со всей родней с непременным уважением и почтением к старшим. Не нанести обиду, не быть обиженным, простить и быть прощенным, отдавать и получать уважение - это желания, присущие только анальному человеку.
Можно продолжить системные исследования глубоких корней Масленицы, но пока остановимся на этом и пожелаем всем хорошего праздника.

Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Праздник Масленицы на Руси отмечают еще с языческих времен. Свое нынешнее название Масленица получила в 16 веке, а в прежние времена этот праздник, который устраивали в честь бога Волоса, назывался мясопустом, поскольку в эти дни запрещено есть мясо. В церковном календаре этот период называется Сырной седмицей.

Праздник Масленицы - пожалуй, самый веселый в восточнославянском календаре, разделяет зиму и весну. Он отмечается непосредственно перед Великим постом, причем как у восточных, так и у западных христиан.

Согласно славянской легенде, Масленица родилась на Севере, и отцом ее был Мороз (или Морозко) - кузнец, сковывающий воду, олицетворяющий зимние морозы. Однажды, в самое суровое и печальное время года, какой-то человек заметил Масленицу за огромными сугробами и попросил помочь людям: согреть их и развеселить.

И Масленица пришла, но не хрупкой девочкой, а веселой толстой бабой с румяными щеками. Она помогла людям забыть о зиме, разогрела замерзшую кровь и пустилась плясать с ними.

Народ называл Масленицу веселою, разгульною, широкою, честною, тридцати братьев сестрою, трех матерей дочкой, сорока бабушек внучкой. И это неудивительно - наесться и нагуляться на праздник Масленицы можно было хорошенько: в этот в период постоянные запреты и обрядовые границы исчезали. Что в России, что в Европе на праздник Масленицы старались «нагуляться впрок». К тому же считалось, что от количества съеденных на масленой неделе блинов зависело благополучие в наступившем году.

Празднование Масленицы было веселым и широким: в эти дни катались с ледяных гор, качались на качелях, возводили балаганы, устраивали кулачные бои и катания на конях «в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони», как писал И. С. Шмелев в «Лете Господнем»; пели песни:

Пришла масленая неделя.

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица.