Когда дети начинают улыбаться. Когда начинает улыбаться новорожденный ребенок маме

Во сне или после кормления улыбаться может даже новорожденный. Такое явление наблюдается, когда крохе хорошо, и возникает как рефлекс, а не как осознанная реакция на заботу близкого человека. Молодым родителям хочется скорее увидеть, как малыш радуется, проявляет положительные эмоции. Когда начинает ребенок улыбаться, он уже хорошо знает лицо мамы, отличает ее среди других людей, задерживает взгляд на игрушках, расположенных рядом.

Новорожденные дети часто плачут и еще нескоро скажут о том, что беспокоит. Уставшим от громкого крика близким людям кажется, что крик не прекратится никогда. Маме не надо нервничать, если малыш, которому исполнился месяц, не радует смехом. Грудничок станет улыбаться не рефлекторно, а осознанно, когда начнут развиваться лицевые мышцы, за что отвечает определенный отдел головного мозга. Для этого потребуется 6–8 недель.

В каком возрасте у малыша появляется настоящий смех

Контакт новорожденного ребенка с внешним миром проявляется в виде крика. Таким способом кроха показывает то, что хочет кушать, раздражают мокрые пеленки и болит животик. Огромным счастьем для мамы становится заливистый смех ребенка. Малыш хохочет, когда нормализуется дыхание, голосовые связки выполняют функции, сокращаются лицевые мышцы.

В 8-12 недель ребенок уже умеет гулить и слышит звуки, которые ему кажутся забавными, и к 3-4 месяцам грудничок смеется. Кроха не станет улыбаться и хохотать, если:

  1. Лежит в мокрых пеленках.
  2. Испытывает голод.
  3. Чувствует боль и дискомфорт.

Полугодовалые дети, накопив множество эмоций за день, часто смеются во сне, но со временем это проходит. Не стоит переживать, когда кроха икает после хохота, ведь диафрагма и органы дыхания еще продолжают развиваться.

Индивидуальные особенности

Не все дети улыбаются в 2 месяца. Один малыш уже в 6 недель начинает оживленно двигать ручками и ножками, увидев близкого человека, другой не смеется до полугода. У каждого грудничка свой характер и особенности развития. Чтобы ребенок быстрее порадовал улыбкой, нужно чаще брать его на руки, говорить ласковые слова.

Что значат радостные эмоции

Малыш с криком появляется на свет, и с помощью плача показывает, что хочет кушать, что ему некомфортно лежать в мокрых пеленках. По-другому младенец еще не умеет рассказать о неудобстве и голоде. Но проходит время, и личико ребенка расплывается в улыбке, когда кроха слышит:

  • нежные слова мамы;
  • веселый стишок;
  • мяуканье кошки;
  • щебет птички.

Приятные ощущения, радость у ребенка вызывает поглаживание спинки или животика, щекотание, воздушный поцелуй. Хотя малыш, которому едва исполнился месяц, еще не все понимает, не умеет слушать внимательно, красивая мелодия или нежные звуки оказывают благотворное воздействие на его психологическое состояние.

Появление реакции на окружающую обстановку служит причиной, почему улыбаются дети. Положительные эмоции возникают, когда кроха уже узнается маму, сосредотачивает взгляд на других людях и предметах. Чтобы малыш смеялся и радовался, его нужно этому учить.

Улыбка как средство общения

Со второго месяца жизни грудничок меньше спит, больше бодрствует. Первые эмоции кроха проявляет лишь криком, но когда между ребенком и мамой возникает связь, заглядывая ей в глаза, малыш начинает улыбаться уже осознанно, махать ручками, двигать ножками. Ребенок меняет свое поведение, чтобы привлечь внимание близкого человека. Правильное общение с грудничком ускоряет его развитие, малыш растет жизнерадостным и активным.

Смех как система сигналов и знаков

Чем раньше мама сумеет наладить контакт с ребенком, тем быстрее у крохи появятся положительные эмоции.

Воспитанники дома малютки долго не улыбаются, поскольку им не хватает общения с самым близким человеком. Смехом ребенок реагирует на нежные слова, веселую песенку, на свое гуление.

Хохот у малыша может вызвать падающий листочек, летящее перышко и любой яркий предмет, что он раньше не видел. С помощью смеха ребенок выражает радость, обучается звукам.

Как определить, что малыш начал улыбаться осознанно?

Малыш засыпает под убаюкивающую песенку, начинает замечать игрушки, пытается к ним дотянуться. Если грудничок собирается порадовать осознанной улыбкой, произносит какие-то звуки, шире раскрывает глаза.

Как ускорить появление

Нехватка общения с мамой негативно влияет на умственное развитие малыша. Положительные эмоции у крохи возникают позже, слабее выражены. Чтобы грудничок быстрее порадовал улыбкой, его надо чаще брать на руки, ласково разговаривать, нельзя вымещать на ребенке плохое настроение. Хотя кроха не понимает смысла рассказанного стишка, но получает положительные эмоции.

Обучение осознанной улыбке

Со второго месяца жизни грудничок, услышав знакомый голос, размахивает ручками, двигает ножками, выгибает спинку, затем пытается засунуть в рот яркую игрушку. Бывает, что малыш долго не улыбается, и тогда его нужно научить проявлять положительные эмоции.

Беря кроху на руки, надо постоянно с ним разговаривать, показывать листья, игрушки. Дотянувшись до цветка, ребенок от восторга засмеется.

Как вести себя, чтобы малыш улыбнулся

С самого рождения крохи нужно о нем заботиться - кормить, купать, менять пеленки. Если грудничок испытает голод и дискомфорт, положительных эмоций ждать не стоит. Чтобы малыш порадовал улыбкой, можно строить рожицы, больше разговаривать с ним, смеяться, тогда ребенок станет копировать мамину мимику, чувствовать ее настроение.

Возникающие проблемы и способы их решения

Бывает, что до 3 месяцев малыш не держит головку, не фокусирует взгляд, не обращает внимания на игрушки. И хотя одинаковых детей не бывает, это может сигнализировать о задержке развития. В таком случае понадобится помощь специалиста.

Малыш не смеется

Если полугодовая кроха стала меньше улыбаться, не спешит хохотать, молодые родители нередко волнуются. К причинам такого явления относят:

  • характер и врожденные особенности малыша;
  • поражение головного мозга;
  • отставание в эмоциональном развитии.

Грудничок не смеется, когда мама редко улыбается, не выражает своих чувств, молчалива и сдержана. Такая проблема присутствует у аутистов, у детей, перенесших асфиксию, водянку головного мозга, гипоксию.

Не улыбается

Если грудничок долго не проявляет радостных эмоций, врачи советуют больше с ним играть, носить на руках, рассказывать стишки, включать музыку, показывать картинки, строить рожицы, а маме меньше хмуриться.

Нужен ли педиатр

В 8 недель от рождения малыши обычно радуют близких улыбкой, если грудничок нормально держит головку, сосредотачивает взгляд на ярких игрушках, узнает маму, отсутствуют признаки поражения мозга, помощь педиатра не требуется.

Все неприятные впечатления, полученные в роддоме, хроническое недосыпание и усталость мамы от настигших ее забот и хлопот в последнее время непонятно куда улетучиваются, когда начинает улыбаться новорожденный малыш.

Когда появляется первая улыбка у новорожденного?

Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка чаще всего наблюдается во время сна, купания или после кормления.

Для того чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти некоторое время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействуется порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.

Кроме того, возникновению улыбки предшествует сложный мозговой процесс, включающий в себя узнавание эмоций близкого человека, передачу нервных импульсов в определенную зону головного мозга и последующее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.

Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно?

Примерно к 4-8 неделе жизни, когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость при помощи улыбки.

Так, в этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:

Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.

И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку, прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.

Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая подобные действия характерным для новорожденных «гулением».

Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой лицо близкого человека или приятный для него звук и реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.

Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению специалистов в области психологии, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача, манипулировать взрослыми, то есть таким образом он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих.

Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.

Тем не менее, по наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой прямо отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них (такие, как «гуление»), могут и вовсе отсутствовать.

Неспособность или нежелание улыбаться очень редко наблюдаются сами по себе. Обычно они сопровождаются дополнительными физиологическими признаками или функциональными нарушениями. В случае серьезных проблем, педиатры и невропатологи, помимо улыбки, отмечают сразу несколько отклонений:

  • физиологические отклонения в шейном отделе позвоночника, когда ребенок не может держать головку;
  • отклонения психического характера, при которых выражается нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нарушения в координации движений, когда малыш не способен фокусировать свое внимание на внешних факторах.

Самостоятельно справиться с вышеописанными проблемами невозможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу, который назначит комплексное обследование организма, в результате чего выяснит причину психического или физиологического нарушения у новорожденного.

Так или иначе, главное, даже при наименьших сомнениях вовремя среагировать и начать действовать. Ведь только своевременное лечение избавит от проблем дальнейшее развитие малыша.

И в заключение. Пока ребенок еще не научился использовать улыбку в качестве одного из способов взаимодействия со взрослыми, ему нужно обязательно помочь. Для этого будет достаточно как можно чаще брать его на руки, поглаживать, ласково с ним беседовать, петь песни, рассказывать стишки и, конечно же, чаще улыбаться.

Такие простые действия со стороны любящей и заботливой мамы со временем приведут к тому, что ребенок однажды широко распахнет глазки и просияет ей своей невинной и, безусловно, радостной улыбкой.

Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.

Как развивается навык?

Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.


Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.

Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.


Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.

Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.

В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.


Причины его отсутствия

Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.

Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.


Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.

Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.

Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.




Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.


Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.


Учить ли малыша?

Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.

Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.

Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.


Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.

Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.


Когда нужно обратиться к врачу?

Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.

Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.


Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.

О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Момента, когда младенец начинает реагировать на общение с ним, счастливо улыбаясь или радостно гукая, ждут с нетерпением все молодые родители. Нас огорчает, если ребенок не улыбается, но и явная улыбка на его личике тоже может оказаться всего лишь рефлекторной гримасой, вовсе не свидетельствующей, что малыш действительно доволен общением с нами. Вопросу, когда ребенок начинает улыбаться на самом деле, мы и хотим посвятить эту статью.

Улыбка на лице ребенка — это лучшая благодарность родителям на бессонные ночи.

Какими бы сложными ни казались родителям первые недели и даже месяцы послеродового периода, как бы они ни уставали, всё это совершенно забывается в тот момент, когда их малыши начинают активно реагировать на окружающий мир, улыбаться в ответ на обращение к ним. Но наступает этот момент не сразу.

Первые гримаски на лице новорожденного могут начать появляться уже через пару дней после его рождения на свет. Порой эти гримаски воспринимаются родителями как доказательство того, что их малышу хорошо, что он им радуется. Но это не совсем так. В начальный период улыбка младенца имеет всего лишь природу рефлекса и никак не свидетельствует о том, что кроха реагирует на близких ему людей. Улыбаться рефлекторно дети могут во время купания, при кормлении и даже во сне.

Многие родители спрашивают, почему новорожденный улыбается во сне. Причём улыбка может начать появляться на детском личике буквально в первый же день — два с момента рождения. То, что новорожденный улыбается в этом возрасте, всего лишь означает, что он спокоен, что ему хорошо.

На начальном периоде ребенок улыбается рефлекторно.

В каком возрасте малыши начинают улыбаться осознанно

Для того чтобы грудничок стал осознанно улыбаться, его мозгу придётся освоить достаточно сложные виды деятельности. Сюда входят:

  • умение видеть в буквальном смысле дальше своего носа — ведь новорождённые дети близоруки;
  • умение распознавать положительные эмоции на лице мамы;
  • передача появляющихся нервных импульсов в конкретный участок головного мозга;
  • правильное расслабление одной группы мышц и напряжение другой.

Учтите, что во время улыбки человека порой бывает задействовано порядка 50 различных мышц. При этом психологи выявили, что и самих улыбок существует около 20 разных типов, и в каждой из них участвуют свои группы мышц. Есть даже вид улыбки, в которой используется всего пять лицевых мышц одновременно.

Недоношенному ребёнку понадобится несколько больше времени, чтобы сформировать правильную реакцию на положительные раздражители – ведь его организму еще нужно достаточно окрепнуть, также и тем самым лицевым мышцам, которые будут востребованы при улыбке.

Что касается нормальных младенцев и вопроса, в каком возрасте они начинают улыбаться осознанно, то ответ будет таков – для этого им должно исполниться от четырёх до шести, а иногда и до восьми недель от роду. Иными словами, мозг грудничка освоит такую сложную эмоцию к концу первого месяца жизни или уже к середине второго. Когда именно на лице малыша появится первая улыбка, во многом зависит от того, сколько положительных эмоций будет у него всё это время, как много времени будут ежедневно тратить его родители на общение с ним.

Осознанно ребенок начинает улыбаться после достижения им 4-месячного возраста.

Какие события вызывают улыбку

По прошествии первого месяца дети начинают улыбаться, реагируя на конкретные события. Обычно это:

  • реакция на что-то увлекательное поблизости. Например, мама может легонько хлопать перед малышом в ладоши, гукать ему, трясти погремушкой или напевать песенку;
  • реакция на аналогичную мимику другого объекта. Младенец может улыбнуться в ответ на улыбку взрослого или отреагировать на фотографию, на которой изображён посторонний улыбающийся человек. Его также способна развеселить привлекательная игрушка с явно выраженной радостной эмоцией на лице. Дети положительно реагируют на игрушки с большими глазами, крупным ртом и носом, ошибочно принимая их за аналог улыбки.

В первый месяц ребёнок учится многому. За этот период:

  • у малыша происходят частые зрительные контакты со взрослыми, которые ему постоянно улыбаются;
  • он слышит интересные звуки и приятные мелодии – ту же колыбельную, к примеру;
  • его часто обнимают, ласково гладят и целуют.

Приятное общение с родителями обязательно вызовет улыбку на лице у ребенка.

Для полноценного развития мозга грудничка родителям нужно не только постоянно разговаривать с ним. Желательно, чтобы в доме временами звучала приятая музыка – что-нибудь спокойное, лучше классика. Над его кроваткой следует закрепить какие-либо забавные игрушки, неподвижные или вращающиеся карусели, издающие при своём движении приятные мелодии.

Постепенное развитие положительных эмоций

Но то, что ваш малыш начал осознанно улыбаться, является всего лишь начальным шагом в развитии его умения реагировать на положительные эмоции. Известно, что дети-маугли, которых в младенчестве воспитывали звери, так и не научились улыбаться, даже вернувшись в человеческое общество. Это умение появляется именно в обществе, и если не включить весь комплекс «оживления» с раннего возраста, то возможность научить ребёнка улыбаться и смеяться будет безвозвратно потеряна.

Интенсивность поведения младенца, реагирующего на любые положительные эмоции, должна постепенно возрастать. Считается, что комплекс «оживления» проходит через несколько стадий.

  1. Сначала малыш просто учится фиксировать своё внимание на приятном для него звуке или на родном лице. Реакцией в таком случае будет улыбка, радостные звуки, более активные движения ручками и ножками. Дыхание малыша при этом учащается. Такое проявление реакции на положительный раздражитель возникает, как мы уже говорили, к концу первого месяца.
  2. Далее малыш становится способен радостно реагировать даже на приближение взрослого, который ещё не начал проявлять по отношению к нему положительных эмоций. В определённом возрасте ребенок может начать улыбаться первым, издавая при этом звуки и выгибая спинку. Иными словами, у малыша начинает развиваться очень важная для современного человека способность призывать других к общению. Своими действиями малыш делает самостоятельную попытку наладить контакт. Такой комплекс формируется значительно позже, к третьему или даже четвёртому месяцу.

Чаще всего ребенок улыбается в ответ на положительные эмоции, направленные в его адрес.

Не следует воспринимать указываемые нами сроки как нечто обязательное и пугаться, если, к примеру, ваш малыш к концу первого месяца ещё не начал активно улыбаться, а к концу четвёртого пока не призывает окружающих к общению. Все малыши индивидуальны, есть дети активные и спокойные, холерики и меланхолики.

У разных деток основные элементы комплекса «оживления» могут сформироваться успешно, но проявляться более сдержанно или отсутствовать вовсе. Иными словами, малыш может активно улыбаться в ответ на улыбку мамы, но не гулить при этом.

Как помочь малышу развить эмоции

Недавно появившийся на свет малыш ещё не понимает тех слов, с которыми мы к нему обращаемся, но зато он отлично распознаёт наши эмоции, интонации в голосе. По ним он уже способен судить, как к нему относятся близкие люди, всё ли хорошо в доме, довольна ли мама, спокойна ли она.

Любое общение с крохой должно осуществляться только в доброжелательной манере. Чтобы помочь грудничку открыть для себя понятие улыбки, научить его взаимодействовать со своими родными, от мамы и папы требуется немногое:

  • берите младенца на руки почаще;
  • гладьте его, когда он просто лежит в кроватке;
  • разговаривайте с ним, читайте ему стишки или пойте песенки;
  • всегда ему улыбайтесь.

Чем больше вы будете общаться с ребенком, тем быстрее будет происходить его психологическое развитие.

Но всё же стараться вызывать у крохи ответную улыбку нужно в подходящее время. Если малыш устал и на него накатывает сонливость – это не самое лучшее время для улыбок, согласитесь. Вот по каким признакам можно понять, что малыш готов к общению:

  • ему явно не лежится на одном месте;
  • его голова всё время поворачивается, он разглядывает обстановку в комнате;
  • его глазки широко открыты;
  • малыш гулит;
  • кроха старается хватать пальчиками всё, что попадётся.

Успешное развитие крохи во многом зависит именно от эмоционального и телесного контакта с мамой. Чем больше будет этого контакта, тем в более раннем возрасте наступит такой момент, когда малыш начнёт широко открывать глазки в ответ на мамино обращение, и на его личике явственно проявится ответная улыбка.

Выводы

В своей статье мы попытались пояснить, во сколько дети начинают осмысленно улыбаться в ответ на обращение к ним, и что требуется от их родителей, чтобы этот процесс шёл как можно быстрее.

Чем раньше малыш начнёт проявлять радость в общении с вами, тем лучше у него начнёт развиваться мозг, а значит, радость на лице ребёнка вполне может свидетельствовать о признаках ума. Чтобы неумелая рефлекторная гримаска на детском личике сменилась, наконец, широкой и открытой улыбкой в ответ на склонённое мамино лицо, мозг младенца должен проделать очень и очень сложную работу.

Сначала малыш будет улыбкой всего лишь реагировать на положительные внешние раздражители, затем сам начнёт активно призывать окружающих к общению. Так у ребёнка будет формироваться особый комплекс «оживления».

Каждой маме и каждому папе хочется видеть улыбку своего малыша, адресованную именно ему. Но время осознанных улыбок еще должно наступить, и это происходит далеко не сразу после выписки из роддома. В этой статье мы расскажем о том, когда карапуз начинает улыбаться осознанно и как понять, что это время пришло.


Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.


Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Чаще всего умение улыбаться близким появляется примерно в одно и то же время со способностью гулить и агукать. Вместе эти умения производят на родителей эффект оглушающего счастья. Контакт становится не односторонним, как в первые недели жизни ребенка, а вполне обоюдным.



Почему малыш не выражает радостных эмоций?

Если ребенок не улыбается, вовсе не обязательно, что у него есть проблемы со здоровьем. Довольно часто причиной является элементарное отсутствие наглядного примера. Если в семье не принято выражать эмоции ярко, домочадцы чрезвычайно серьезны и сосредоточены и ведут себя сдержанно, то и малыш будет копировать именно такую модель поведения.

Дети, с которыми мало разговаривают, которые не видят улыбок от мамы, да и маму видят только во время очередного кормления, обычно значительно отстают от ровесников в психоэмоциональном развитии. Им просто неоткуда взять примеры эмоций.

Нужно учитывать и собственный характер ребенка. Он с ним родился и именно таким (с небольшими коррективами в деталях) характер и останется. Если от рождения малыш «бука» или сосредоточенный наблюдатель, то вызвать у него осознанную улыбку будет непросто.



Иные причины отсутствия улыбки у младенца могут быть следующими.

  • Малыш родился недоношенным. Таким детям требуется больше времени не только для физического, но и для эмоционального развития.
  • Беременность протекала тяжело. Любые негативные воздействия на плод в период его вынашивания могут замедлить его развитие после рождения. Основные факторы – резус-конфликт матери и плода, внутриутробная хроническая гипоксия.
  • Тяжелые роды. Опасны родовые травмы, кровоизлияние в мозг, ишемия, острая гипоксия.
  • Неврологические заболевания , психические отклонения, аутизм, слабоумие.


Значение улыбок

После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.

После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.

Не стоит думать, что неуместные улыбки – обязательно признак психического отклонения. То, что кажется взрослым серьезным, может быть довольно забавным для младенца, и этому он будет улыбаться. Психические заболевания на первом году обычно не диагностируются вообще.



Как стимулировать умение?

Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение. Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.

Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.